средств или психотропных веществ.
Анализ практики расследования дел этой категории обозначил проблему участия понятых при обнаружении наркотиков веществ у задержанных лиц. Правоприменительная деятельность в этой сфере нуждается в научных рекомендациях и предложениях, направленных на совершенствование законодательства и судебной практики в целях эффективного уголовноправового противодействия наркобизнесу.
Несмотря на принятие Федерального Закона от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» нормативная база по незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ требует подробного анализа соответствующих Международных конвенций ООН, Конституции Российской Федерации, Уголовного и Уголовнопроцессуальных Кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Как показывает анализ судебной практики, применение норм о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ во многом является проблемным: по ряду вопросов практика не выработала единых подходов, что порождает острую потребность в толковании и разъяснении отдельных норм. Необходим юридический анализ правовых мер борьбы с наркотизмом.
Библиографические ссылки
1. Белова В.Л. Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения: Нормативно-правовые акты. М.: Издательский дом «Нарко-нет», 2002. 286 с.
2. Конвенция о психотропных веществах от 21 февраля 1971 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1981 .Вып. 35.
3. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 172-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года» [Текст].
4. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [Текст].
УДК 368.01
И. В. Мамаева, О.С. Арсентьева
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия
ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ
In clause the condition and development of the basic segments of life insurance are considered, potential reserves of their growth are revealed, come out with assumptions of a demand of
some products of life insurance.
В статье рассмотрены состояние и развитие основных сегментов страхования жизни, выявлены потенциальные резервы их роста, высказаны предположения о востребованности некоторых продуктов страхования жизни.
Российская отрасль страхования жизни переживает непростой этап. Незрелость самого рынка, а также влияние финансового кризиса могут отрицательно сказаться на развитии отрасли.
Для оценки возможного развития страхования жизни в условиях неблагоприятных последствий финансового кризиса, рассмотрены некоторые официальные показатели и тенденции рынка страхования жизни в РФ. После периода устойчивого роста валовых объемов страховых премий от 79,8 млрд. руб. в 2000 г. до 149,4 млрд руб. в 2003 г. при одновременном опережающем росте страховых выплат с 2005 г. происходит резкое снижение объемов страховой премии до 25,3 млрд. руб. В связи с изменением налогового законодательства и усилением контроля со стороны Федеральной службы страхового надзора ликвидируется значительная доля "схемного1', неклассического страхования жизни на российском рынке. В этот период происходит очищение и оздоровление рынка, доля "схемного" страхования в 2005-2007 гг. снижается с 76 до 18% общего объема, классическое страхование жизни возрастает с 6,1 млрд до 18,5 млрд руб. [3]. Выделяются основные сегменты классического страхования жизни: "корпоратив", "розница" и "кредитное страхование"(см.таблицу).
Табл. Объем страховых премий (млрд. руб.)
Страховые премии 2005 г. '2006 г. 2007 г.
Официальные данные 25,3 16,0 22,5
остатки "схемного" страхования 19,2 4,0 4,0
реальное страхование жизни 6,1 12,0 18,5
корпоративное страхование 4,0 5,4 6,0
кредитное страхование 1,0 3,0 6,5
розничное страхование 1,1 3.6 6,0
Позитивные изменения в налоговом законодательстве, рост потребности работодателей в создании качественного социального и мотивационного пакета для работников, необходимость дополнительного пенсионного обеспечения способствуют росту страхования жизни за счет средств юридических лиц (корпоративное страхование) [3].
Развитие страхования жизни за счет средств физических лиц (розничное страхование) обусловлено ростом реальных доходов на душу населения, стабильными темпами роста макроэкономических показателей, постепенным осознанием необходимости долгосрочного планирования семейных финансов с использованием продуктов долгосрочного страхования жизни и пенсии [3].
Опережающие темпы роста страхования жизни заемщиков кредитных средств явились следствием роста ипотечного и потребительского кредитования, а данный сегмент страхования жизни стал сопутствующей услу-
гой банковских продуктов.
Российские эксперты, экономисты, менеджеры компаний по страхованию жизни высказывают разные оценки о перспективах развития рынка: от 30-40% в благоприятной внешней среде до 11 % в условиях "посткризис-ного" этапа. Страхование жизни и пенсии будет иметь различную динамику роста по сегментам [3].
В корпоративном сегменте средние темпы роста (15-20%) могут сложиться за счет увеличения использования "страховок по жизни" как инструмента премирования, который позволяет без давления на бюджет предприятия формировать мотивационные стимулы для ключевых кадров по окончании срока действия договора. Например, по пятилетним страховкам с суммой выплат застрахованному лицу в размере 10 окладов можно охватить 12-13% работников, потратив при этом около 2% годового ФОТ |2|.
Существенным резервом роста данного сегмента может стать и страхование пенсий работников за счет средств работодателя, которое будет выполнять функции адресного дополнительного пенсионного обеспечения для конкретных работников предприятия. Это особенно актуально в отношении лиц среднего возраста (например, если нужно сформировать пенсию 40-летним работникам в размере 25% ежемесячного заработка, то при охвате 13% работников на страховые взносы ежегодно потребуется 1,5-2,8% годового ФОТ). В проекте стратегии развития страхового рынка на 2008-2012 гт. предлагается стимулировать работодателей, использующих страхование жизни и пенсии как дополнительной социальной поддержки к государственным пенсиям [2].
Для розничного сегмента страхования жизни до недавнего времени прогнозировались достаточно высокие показатели роста. Однако тенденции развития этого сегмента страхования жизни и реалии финансовой системы РФ в посткризисный период позволяют сделать прогноз о том, что в ближайшие 5-10 лет произойдет закономерное выделение целевых клиентских групп и продуктового предложения в зависимости от формирования соответствующих потребительских предпочтений [1]:
- страховая защита плюс гарантированная невысокая доходность реализуются в продуктах классического накопительного страхования жизни. Норма доходности 3-5% учитывается при расчете страховых тарифов и является постоянной в течение всего срока действия договора;
- страховая защита плюс гарантированная невысокая доходность плюс ежегодные бонусы от общего финансового результата компании реализуются в продуктах страхования жизни с участием страхователя в прибыли компании;
- траховая защита плюс негарантированная доходность, соизмеримая с доходностью ПИФов, фондовое страхование жизни (unit-linked life insurance).
Отличительной особенностью продуктов unit-linked является участие страхователей в прибыли страховщика от операций с временно свободными средствами страховых резервов. Временно свободные денежные средства страхователей объединяются и передаются в управление участнику финан-
сового рынка. Страхователь, анализируя степень доходности и риска, выбирает фонд для инвестирования своих взносов, что фиксируется в договоре. При этом полис не имеет фиксированной страховой суммы, его стоимость может меняться ежедневно [1].
За рубежом этот вид страхования пользуется особой популярностью у страхователей и у страховых компаний по ряду причин:
- получение различных видов страховой защиты и высокой доходности на длинных сроках страхования;
- возможность диверсифицировать инвестиционный риск между страховщиком и страхователем;
- более высокая доходность от инвестиций в паевые фонды по сравнению с традиционными для страховых компаний инвестиционными инструментами;
- либеральные требования к покрытию резервов для страховых компаний, продающих unit-linked;
- возможность прямого участия страхователя в инвестициях, дополнительные налоговые льготы.
В каждой стране существует определенный набор продуктов unit-linked, пользующийся популярностью как у страховщиков, так и у страхователей. Например, в Великобритании, Франции и Испании рынок unit-linked состоит в основном из продуктов, страховая премия по которым уплачивается единовременно, в Германии представлены продукты с рассроченной уплатой взносов. Данные продукты предусматривают гарантированную стоимость полиса в случае недожития, выкупную сумму по расторжению по цене пая на день покупки или по накопленной стоимости паев за минусом штрафов и сумму по дожитию по совокупной стоимости паев.
Технология построения данных продуктов обычно предусматривает:
- гарантированную стоимость полиса в случае смерти;
- выкупную сумму по расторжению (по цене покупки единичного пая на день покупки или по накопленной стоимости паев за минусом штрафов);
- сумму по дожитию по совокупной стоимости паев на дату дожития. Продукты страхования unit-linked приносят ощутимую выгоду экономике в периоды реального экономического роста. Для эффективного развития продуктов unit-linked на российском страховом рынке необходимо провести ряд мероприятий:
- усовершенствование действующего страхового законодательства в части типовых требований к продуктам unit-linked, лицензирование данного вида страховой деятельности;
- внесение соответствующих изменений в порядок налогообложения прибыли страховщиков в части отнесения на изменение налогооблагаемой базы страховщиков по налогу на прибыль результатов по переоценке страховых резервов и стоимости ценных бумаг по продуктам unit-linked;
- внесение изменений в нормативные акты, регулирующие размещение активов страховщиков по страхованию жизни;
- определение требований к актуариям и актуарному заключению для компаний по страхованию жизни, продающим unit-linked.
Таким образом, на отечественном рынке страхования жизни в ближайшие 2-3 года, вероятнее всего, будут востребованы продукты классического страхования жизни и пенсии с фиксированной гарантированной нормой доходности в семьях с доходом 25000-30000 руб./чел. в месяц. Могут появиться продукты с участием страхователя в прибыли страховщика или "короткие" продукты (на 2-3 года) с фиксированной доходностью, соизмеримой с доходностью по вкладам в банк. После наступления фазы экономического роста (вероятно, через 2-3 года) актуальность продуктов unit-linked займет достойное место в розничном сегменте страхования жизни.
Библиографические ссылки
1. Гвозденко А.А. Страхование, 2008. 364 с.
2. Зубец А.Н. Маркетинговые исследования страхового рынка. М.: Центр экономики и маркетинга, 2009. 244 с.
3. Тенденции и перспективы развития страхования в России. [Под ред. А.З.Астаповича, И.Б.Котлобовского]/ МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Изд-во МГУ Диалог, 2009. 80 с.
УДК 657.1
А. Ю. Выставкина, В. А. Кирьянова
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия
ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ
In clause (article) development main problems with which face enterprises on account of the marketing charges.
В статье рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия по учету маркетинговых затрат.
Затраты по формированию и реализации маркетинговой стратегии, как показывает практика, занимают существенную долю в коммерческих расходах отечественных предприятий, имеют особенности отражения в учете, сложность ведения которого обусловлена разным составом маркетинговых расходов в зависимости от сферы деятельности предприятия-рекламодателя; жизненного цикла продукции, товара, работы, услуги; организационно-управленческой структуры предприятия. Практика показывает, что предприятия тратят деньги на маркетинг в том или ином виде. Проблемы возникают тогда, когда выясняется, что большая часть этих затрат неэффективна.
Говоря о сфере деятельности предприятия, необходимо выделить сле-