Научная статья на тему 'Страхование жизни как перспективный механизм в развитии розничного сегмента страхового рынка'

Страхование жизни как перспективный механизм в развитии розничного сегмента страхового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
865
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВОЙ РЫНОК / INSURANCE MARKET / РОЗНИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ / RETAIL INSURANCE / СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ / LIFE INSURANCE / СТРАХОВАНИЕ АННУИТЕТОВ / INSURANCE OF ANNUITIES / РИСКОВЫЕ ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ / RISK TYPES OF INSURANCE / СТРАХОВЫЕ ПРЕМИИ / INSURANCE PREMIUMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопьева Е. Л.

В статье проведено исследование структуры страхового рынка в России в разрезе видов и категорий клиентов в целях определения наиболее перспективных направлений его дальнейшего развития. Выявлено, что наиболее востребованные страховые услуги сейчас становятся всё менее эффективными и страховщикам необходимо осваивать новые сегменты, а именно: это розничный рынок страховых услуг в части накопительного страхования жизни. В работе показаны преимущества страхования жизни для страхового сектора, а также обоснованное его значение для экономики и общества.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article research of structure of the insurance market in Russia in a section of types and categories of clients for definition of the most perspective directions of its further development is conducted. It is revealed that the most demanded insurance services now become all less effective and insurers need to master new segments, namely is a retail market of insurance services regarding accumulative life insurance. In work advantages of life insurance to insurance sector, and also its reasonable value for economy and society are shown.

Текст научной работы на тему «Страхование жизни как перспективный механизм в развитии розничного сегмента страхового рынка»

Прокопьева Е. Л.,

доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Хакасского технического института - филиала Сибирского федерального университета Эл. почта: [email protected]

СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ

В РАЗВИТИИ РОЗНИЧНОГО СЕГМЕНТА СТРАХОВОГО РЫНКА

В статье проведено исследование структуры страхового рынка в России в разрезе видов и категорий клиентов в целях определения наиболее перспективных направлений его дальнейшего развития. Выявлено, что наиболее востребованные страховые услуги сейчас становятся всё менее эффективными и страховщикам необходимо осваивать новые сегменты, а именно: это розничный рынок страховых услуг в части накопительного страхования жизни. В работе показаны преимущества страхования жизни для страхового сектора, а также обоснованное его значение для экономики и общества.

Ключевые слова: страховой рынок, розничное страхование, страхование жизни, страхование аннуитетов, рисковые виды страхования, страховые премии.

Prokopjeva E.L.

LIFE INSURANCE AS THE PERSPECTIVE MECHANISM IN

DEVELOPMENT OF A RETAIL SEGMENT OF THE INSURANCE MARKET

In article research of structure of the insurance market in Russia in a section of types and categories of clients for definition of the most perspective directions of its further development is conducted. It is revealed that the most demanded insurance services now become all less effective and insurers need to master new segments, namely is a retail market of insurance services regarding

accumulative life insurance. In work advantages of life insurance to insurance sector, and also its reasonable value for economy and society are shown.

Keywords: insurance market, retail insurance, life insurance, insurance of annuities, risk types of insurance, insurance premiums.

На сегодняшний день потенциал роста страховых операций за счёт обязательных и вменённых видов практически исчерпан. Такого мнения придерживаются профессионалы и аналитики страхового рынка. Как наращивать объёмы страховых премий далее - за счёт каких видов и клиентских сегментов? Этот вопрос сейчас волнует большинство страховщиков, стремящихся сохранить финансовую устойчивость в условиях роста конкуренции.

Важной является проблема стимулирования развития страхового сектора и на уровне государства, поскольку в целях устойчивого развития страхового сектора важно обеспечить пропорциональное сочетание как страховых продуктов на рынке, так и клиентских сегментов. В противном случае можно говорить о зависимости страхового рынка от определённых групп участников или рыночной конъюнктуры вообще.

Чтобы оценить, насколько сбалансирована структура страхового рынка, которая сложилась к настоящему времени, надо рассмотреть её по объёмам страховых премий (рисунок 1) [1].

Отсюда видно, что наиболее востребованные услуги на российском рынке -это страхование имущества (44 % всех премий), рисковые виды личного страхования (23 %) и обязательное страхование ответственности (16 %).

Основная проблема системы страхования - значительная зависимость от сегмента страхования имущества. В дальнейшем доходы страховщиков будут снижаться в связи с падением объёмов операций на банковском рынке, в частности, это касается каско. Таким образом, деньги из страхового сектора будут просто уходить.

Исходя из сложившейся структуры страхования по видам, можно так же заметить, что крайне слабо развито страхование предпринимательских и финансовых рисков. Это объясняется тем, что данные риски сложно поддаются математической оценке и в силу этого невыгодны для обеих сторон страховых правоотношений. С другой стороны, для страховщиков эти сегменты представляют относительно свободную рыночную нишу и способны дать конкурентные преимущества в ближайшем будущем. В то же время, с экономической точки зрения, позволить себе осваивать новые рынки могут только крупнейшие компании, так как в этом направлении требуются серьёзные вложения в маркетинговые исследования.

Но наиболее перспективным направлением развития страхования как для государства, так и для отдельно взятой страховой компании, по мнению автора, является сегмент страхования жизни. Основная причина заключается в том, что это стабильный источник финансовых ресурсов для страховщика. Это проявляется в следующих основных моментах.

1. Договоры страхования жизни заключаются на длительный срок (более пяти лет). Исключение составляют только «кредитные» договоры страхования на случай смерти и нетрудоспособности заёмщика. Таким образом, при условии грамотной страховой политики массового оттока страховых ресурсов в этот период наблюдаться не должно. Конечно, страхователь имеет право расторгнуть договор страхования жизни и получить выкупную сумму, но эта крайняя мера, так как инвестор всё же понесёт убытки. Длительный срок договора страхования позволяет страховщику более выгодно инвестировать соответствующие страховые премии, повышая уровень рентабельности.

2. По видам страхования жизни степень колебаний убыточности гораздо ниже, чем по всем остальным видам страхования. Это связано с тем, что вероятность дожития, смерти или иного события в жизни людей просчитывается с помощью таблиц смертности. При этом внешние факторы на результирующий показатель существенного влияния не оказывают, чего нельзя сказать об остальных видах страхования.

3. Страховые договоры предусматривают значительно более крупные суммы в сравнении с рисковыми видами. Суть продуктов страхования жизни заключается в создании накоплений на будущее, и поэтому страхователями вносятся крупные суммы, иногда в течение нескольких лет, формируя значительные страховые фонды.

4. В страховании жизни страхователями, как правило, являются физические лица среднего и пенсионного возраста, более консервативные при осуществлении финансовых вложений. В то же время страхователями в рисковых видах страхования выступают физические лица разных возрастных категорий, а также и юридические лица. С одной стороны, безусловно, клиентские группы более диверсифицированы, но, с другой стороны, они могут быть в большей степени склонны менять страховую компанию, учитывая к тому же краткосрочный характер рисковых договоров страхования.

Таким образом, сегмент страхования жизни способен значительно поддержать финансовую устойчивость страховщика и обеспечить его долгосрочными финансовыми фондами. Конечно, в соответствии с законодательными ограничениями, одна и та же компания не имеет права совмещать страхование жизни и рисковых видов, но эта проблема на практике успешно решается путём создания страховщиками дочерних компаний, специализированных на страховании жизни.

На сегодняшний день, как видно из диаграммы (рисунок 1), доля премий по страхованию жизни в общей структуре премий очень мала. По итогам 2013-го года она составила чуть более 9 %. В то же время в большинстве стран Западной Европы и США, имеющих относительно развитые страховые рынки, этот показатель значительно выше (рисунок 2) [2, перевод с англ.].

На диаграмме приведены показатели 10 стран - лидеров по объёмам сбора стра-

ховых премий. В большинстве стран объёмы премий по страхованию жизни суще-

ственно превышают сборы по иным видам страхования, в ряде стран - в несколько раз.

Сложившая структура премий в мировой практике обусловлена тем, что большая часть накоплений физических лиц в экономике реализуется именно через страховой сектор, а не через коммерческие банки и пенсионные фонды, как это сложилось в нашей стране. Поэтому на сего-

Основная часть сборов формируется по видам страхования с единовременной выплатой, то есть на дожитие и на случай смерти - 76 % от суммы всех взносов по страхованию жизни и 7,1 % от общей суммы страховых премий по РФ. Страхование этих рисков сопутствует также потребительскому кредитованию, поэтому часть взносов аккумулируется, в том числе за счёт кредитов. Соответственно «кредитные» страховки жизни и здоровья оформляются, как правило, на небольшие сроки, привязанные к сроку кредитования, да и суммы премий приносят небольшие, то есть классические функции страхования жизни кредитное страхование практически не выполняет.

Отрицательным моментом в страховании жизни является крайне слабое развитие видов накопительного страхования с выплатой аннуитетов, в том числе пенсионного страхования. Доля этих видов составляет всего 24 % в сумме премий по страхованию жизни и 2,3 % в общей сумме

дняшний день страховые компании в России оказались практически неконкурентоспособными на рынке накопительных финансовых продуктов, учитывая правовую и финансовую мощь банковской и пенсионной систем.

Структура страхования жизни в России представлена тремя основными видами (таблица 1) [1].

страховых премий. Как раз эти виды имеют большой потенциал в качестве инструмента формирования долгосрочных финансовых фондов в экономике, а также в повышении уровня жизни граждан.

Интересно, что страхование жизни является в нашей стране одним из наименее убыточных видов страхования, что подтверждается ранее проведёнными исследованиями [3]. Это же можно увидеть и из таблицы 1, сопоставляя страховые выплаты и премии за 2013-й год. Так, соотношение выплат и взносов по страхованию жизни в целом составляет 14,5 %, по страхованию на дожитие и на случай смерти -15,3 %, а по страхованию ренты - всего 9,5 %. Для сравнения - соотношение аналогичных показателей по всем видам страхования в РФ составляет 47 %.

Приведённые показатели говорят о том, что базовые страховые тарифы чрезмерно завышены, и имеется значительный резерв их снижения в целях стимулирования спроса на услуги страхования жизни.

Таблица 1. Страховые премии и выплаты по страхованию жизни в РФ _в 2013 году_

Вид страхования Страховые премии Страховые выплаты

тыс. руб. в % к общему объёму тыс. руб. в % к общему объёму

Страхование жизни всего, в том числе: 84890345 9,4 12332914 2,9

на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события 64655121 7,1 9921670 2,3

с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика 18650113 2,1 1766569 0,4

пенсионное страхование 1585111 0,2 644675 0,2

Но, с другой стороны, за счёт более высокого уровня рентабельности, данный страховой продукт потенциально может рассматриваться как источник увеличения собственного капитала страховой компании. А это направление страховой политики государства в контексте повышения финансовой устойчивости страхового сектора сейчас более чем актуально.

Поскольку основная идея данной научной работы заключается в том, что для более успешного развития страховым компаниям для расширения страховых операций следует сделать акцент на розничный сегмент рынка страхования, то целесообразно рассмотреть структуру страхового рынка в разрезе категорий клиентов - физических и юридических лиц (рисунки 3 и 4). [1]

100% 80% 60% 40% 20% 0%

□ п п п п п п

ш\ П П П П Ги

■ ■ Ц ЛИ

■ и ■ и ■ I

И Ш И-И-И-И ш

•г?

Ж

#

Л*-

^ ^ _о-

¿¡У

г.® ¿3?

^ ¿Р ^

¿г / У ¿Р

V а ¿г- ^ ^

/у//** *

г/ ^

По договорам с

юридическими

лицами

| По договорам с физическими лицами

РиснокЗ. Структура страховых премий по видам страхования

в 2013 году

100% 80% 60% 40% 20% 0%

Й □ □ □ ■ ■ С

ш И И И И |

11111 д

^ А?-

к®

Л</ у у ж & ж £

) ЛЬ ч-° ЛУ еУ^ ^ ЛУ

. о дР"" ^

^ О"" ^ ..О

^ ^ ^ ^ ^

то чу4 а,

Г ^ /

^

ж ^ ^

¿г

о4 ¿У ^сЛ

хо

# V

По договорам с

юридическими

лицами

| По договорам с физическими лицами

О'

Рисунок 4. Структура заключённых договоров по видам страхования в 2013 году

Из диаграмм видно, что наибольшая часть страховой премии по договорам с гражданами формируется по видам страхования жизни - в 201м году по РФ получено 89 % премий по договорам с физическими лицами, что составляет 99 % общего количества заключённых договоров по данному виду. Это было отмечено и ранее - большую часть договоров страхования жизни заключают сами граждане, в том числе как условие договора кредитования, а также как способ накопления дополнительного дохода на будущее. Остальные 11 % договоров заключаются работодателями в пользу своих работников, но их доля стремится к минимуму по причине отсутствия заинтересованности предприятий в социальной защите такого рода.

Напротив, что касается рисковых видов личного страхования, здесь практически две трети суммы страховых премий получено от юридических лиц. При этом более 90 % договоров заключено с физическими лицами. Сюда входит добровольное страхование от несчастного случая и медицинское страхование. Данное соотношение вполне объяснимо тем, что работодатели, чтобы привлечь работников, предлагают им страхование соответствующих рисков в рамках социального пакета. Эти договоры более крупные по суммам, но их количество значительно меньше, чем договоров с гражданами. Сами компании, страхующие риски нетрудоспособности и болезней, более охотно сотрудничают с юридическими лицами, чем с физическими. Объясняется это тем, что договоры сравнительно небольшие по суммам и относительно идентичные по характеристикам объектов, поэтому удобнее и выгоднее застраховать коллектив граждан, чем отдельно взятое физическое лицо.

По страхованию имущества, а также предпринимательских и финансовых рисков страховая премия распределяется примерно в равных долях между клиентами юридическими и физическими лицами. При этом у граждан значительно большее количество объектов страхования, меньших по стоимости, то есть они относятся к категории массовых рисков (рисунок 4).

Что касается страхования ответственности, здесь можно отметить следующие особенности. По добровольному страхованию ответственности 75 % суммы страховой премии уплачивают юридические лица, при этом количество их договоров составляет всего 14%. Зависимость примерно такая же, как и в страховании имущества - как правило, риски, связанные с ответственностью, которые страхуют предприятия, более крупные по объёму, но индивидуальные, в отличие от массовых мелких рисков граждан.

Обязательное страхование ответственности на 94 % по страховой сумме премии представлено ОСАГО. Поэтому в данном виде преобладают клиенты - граждане, как по количеству заключённых договоров, так и по объёму премии. Предприятий, заключающих договоры ОСАГО, сравнительно немного - это в основном, таксопарки и другие предприятия, владеющие автотранспортом. Это мелкие массовые риски, оценить которые несложно в силу их обязательности.

Обязательное личное страхование полностью осуществляется за счёт юридических лиц, и преимущественно его составляют государственные виды страхования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, общая закономерность состоит в том, что возрастает количество страхователей - физических лиц, притом что основные суммы премий привлекаются за счёт юридических лиц. Безусловно, обе категории клиентов имеют немаловажное значение для страховых компаний. Преимущество работы с корпоративными клиентами для страховщика заключается в покрытии более крупных рисков, минус - в том, что риски индивидуальны и требуют соответствующего подхода, а также тщательной оценки. Риски граждан более стандартны по содержанию, не требуют значительных затрат на их обслуживание, но для привлечения крупных сумм требуется заключить большое количество договоров.

По результатам проведённого анализа страхового рынка в клиентском и продуктовом аспектах выявлены следующие важные особенности:

- наибольшим потенциалом роста обладает розничный рынок страховых услуг;

- в последние годы активно возрастали объёмы страхования имущества (транспортных средств и недвижимости), но в дальнейшем они будут сокращаться в связи со свёртыванием кредитных операций;

- ОСАГО становится ещё более убыточным видом страховой деятельности;

- рисковые виды личного страхования далее расширять невозможно в силу жёсткой конкуренции на этих рыночных сегментах;

- добровольные виды страхования ответственности гражданам неинтересны либо ориентированы на корпоративных клиентов;

- наиболее перспективным финансовым продуктом остаётся страхование жизни в части накопительного его вида. Основная причина состоит в том, что этот продукт пока ещё мало востребованный. Однако не следует ожидать, что в ближайшие несколько лет спрос на него значительно возрастёт. Это связано, как с общей тенденцией экономического спада, которая наметилась в 201м году, так и с длительными организационными и правовыми проблемами, препятствующими развитию в стране долгосрочных накоплений.

Поэтому на современном этапе становления страхового рынка страховщикам следует вкладывать значительные финансовые средства в развитие розничного страхования, а именно: в рыночные исследования, аквизиционную деятельность в отношении страхователей - физических лиц, развитие инфраструктуры страхования жизни, а также в актуарные исследования, необходимые для составления достоверных таблиц смертности. Безусловно, руководящую роль в этом процессе должна взять на себя Ассоциация страховщиков жизни, которая может осуществлять аналитическую деятельность и выступать с законодательными инициативами.

В целях повышения надёжности страховых операций на данном этапе функционирования страхового рынка представляется целесообразным создание крупными коммерческими банками дочер-

них компаний страхования жизни - по примеру Сбербанка России. Степень доверия граждан банкам гораздо выше, чем страховым компаниям, и в случае неплатёжеспособности страховщика гарантом будет выступать соответствующий коммерческий банк.

Важную роль в развитии рынка должен сыграть и Банк России, на который сейчас возложены функции регулирования финансовых рынков. И конечно, для расширения участия страховщиков в накопительных программах, необходимо серьёзное реформирование пенсионного законодательства, предусматривающее включение страховщиков жизни в систему обязательного и добровольного пенсионного страхования. При этом сами страховщики должны позаботиться о том, чтобы их пенсионные программы для граждан были более гибкими и экономически выгодными.

В любом случае не следует забывать, что страховой рынок как составляющая финансовой системы государства зависит, прежде всего, от экономической ситуации в стране, от размера и структуры создаваемого ВВП и темпов роста реальных располагаемых доходов граждан.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. http://www.cbr.ru - Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Статистика по рынку страховых услуг.

2. Мировое страхование в 201м году. Продвижение вперед по длинной и извилистой дороге к выздоровлению - Сигма. Swiss Re Ltd. Экономические исследования и консультации. Цюрих. 2013. № 3. с. 42 (перевод с англ.).

3. Прокопьева Е. Л. Оценка убыточности страховых операций в Российской Федерации в территориальном разрезе. -Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. Материалы V Международной научно-практической конференции. Том 2. СПб.: Информационно-издательский центр «Стратегия будущего». 2014. С. 75-81.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. http://www.cbr.ru - the Central bank of the Russian Federation (Bank of Russia). Statistics on the market of insurance services.

2. World insurance in 2012. Progressing on the long and winding road to recovery - Sigma. Swiss Re Ltd. Economic Research & Consulting. Zurich. 2013. № 3. P. 42.

3. Prokopjeva E. L. Evaluation loss insurance operations in the Russian Federation, in territorial aspect. - Basic and applied research in the modern world. Proceedings of the V International scientific and practical conference. Volume 2. St. Petersburg.: Information and Publishing Center «Strategy for the future». 2014. P. 75-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.