с
ч.
Махкамова Ш.Ю. - руководитель проекта Института Социальных Исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан, к.э.н.
ТЕНДЕНЦИИ РОСТА БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Правительственными решениями1 существенно активизировалось жилищное строительство в сельской мест -ности по улучшенным архитектурно-планировочным решениям. В настоящее время кардинально меняется облик сельских населённых пунктов, повышается уровень и качество жизни сельского населения, в том числе за счет рас -ширения масштабов строительства индивидуального жилья по усовершенствованным типовым проектам.
На строительство индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности общей стоимостью более 3 миллиард долларов США, привлечены кредиты Азиатского Банка Развития (АБР), средства государственного бюджета, коммерческих банков, отраслевых ведомств, средства частного сектора и взносов населения. Программа предусматривает строительство более 40 тысяч новых домов в сельской местности. В 2013 году предусмотрено увеличить строительство новых индивидуальных жилых домов в сельской местности до 10 тысяч (в 2012 г. - 8,5 тысяч домов)2. На эти цели предусматривается направить свыше 1,4 триллиона сумов с ростом против прошлого года на 54 процента.
Жилищное строительство на селе сопровождается дополнительным финансированием строительства внутренних автомобильных дорог, сети водо, газо, электроснабжения, организацией строительства объектов социальной и рыночной инфраструктуры в сельских массивах,
1 Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по расширению масштабов строительства жилья в сельской местности» № ПП-1167 от 3 августа 2009 г. Постановление Президента Республики Узбекистан «О программе по строительству индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности на 2012 год». № ПП-1687 от 14.01.2012 г.
2 Постановление Президента Республики Узбекистан «О Программе по строительству индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности на 2013 год» от 4 января 2013 года № ПП-1902.
таких как общеобразовательные школы, сельские врачебные пункты, гузары, торговые комплексы, рынки, пекарни, комплексы бытового обслуживания, мини-банки и др. При строительстве жилья в сельской местности реализованы ряд инновационных проектов по использованию альтернативных источников энергии в системе горячего водоснабжения на основе солнечных водонагревательных установок.
Все эти аспекты связанные со строительством жилья и объектов инфраструктуры позволяет населению сельских районов адаптироваться к новым условиям хозяйствования. Реализация программ по строительству жилья в сельской местности, позволяет в определённой мере сближать уровень и качество жизни населения городских и сельских жителей поднятие культуры сельчан, изменения их образа жизни и менталитета, роста занятости и доходов населения.
Проведённый анализ показал, что в территориальном разрезе жилая площадь на одного человека в городской местности немного выше, чем в сельской местности. В 2012 году в городах этот показатель возрос до 16 квадратных метров, а в сельской до 14,3 квадратных метров против 14,6 и 13 квадратных метров в 2000 г.
Проведённый анализ показал, что в территориальном разрезе жилая площадь на одного человека в городской местности немного выше, чем в сельской местности. В 2012 году в городах этот показатель возрос до 16 квадратных ме-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013
Рисунок 1. Динамика ввода жилого фонда в городской и сельской местности, в тысячах квадратных метров1
12000
10000
8000
6000
4000
2000
8859,2 10 162,0 9236,7 ^»
6033,2 6483 7002,8 7290 7 706,0
5312,2 5710 6076,5 О 1 Э4 6695,8 5104,4 7051,6 2 456,2
721 773 926,3 ■-- 1096^^ 2569,7 "2163,4 —■- Я 2185,1
■- ——■
2005 2006
2007
2008 2009
2010
2011
2012
•Ввод жилого фонда, всего( тыс кв.м)
город
село
тров, а в сельской до 14,3 квадратных метров против 14,6 и 13 квадратных метров в 2000 г.
В условиях Узбекистана, относительно высокое количество детей в семье, несколько снижает потребность в общей площади необходимого жилья в домохозяйствах за счёт эффекта экономии, так как потребность в жилищной площади, в том числе за счёт совместного проживания нескольких детей младшего возраста в одной комнате. В то же время имеется зависимость, чем больше детей разного пола в домохозяйствах, в том числе в семьях, тем выше потенциальный спрос на отдельные жилые комнаты.
В жилищной политике основной акцент дается на сельское жилищное строительство по типовым проектам, отвечающим наиболее современным стандартам архитектурно-планировочной застройки и не уступающим по качеству и комфортностью жилья в городах. Реализуемая в стране специальная целевая программа по строительству индивидуального жилья в сельской местности направлена на дальнейшее улучшение архитектурно-планировочного облика сельских населенных пунктов, повышению уровня и качества жизни сельского населения, ускоренного развития на селе внешних инженерных и транспортных коммуникаций, объектов рыночной и социальной инфраструктуры (Рисунок 1).
Необходимо отметить, что только в 2012 году на заранее выбранных 276 массивах общей пло-
1 Региональный статистический ежегодник. Т. 20052012 гг.
щадью 1371 гектаров построено 8510 домов «под ключ». Опережающий рост ввода жилья в сельской местности, прежде всего, направлен на кардинальное улучшение качества жизни сельского населения, дальнейшее улучшение благоустройства сельских населенных пунктов. Строительство жилых домов в разрезе регионов, в том числе в сельской местности носит дифференцированный характер, что обусловлено специфическими особенностями регионов, численностью населения, текущей потребности в жилье, платёжеспособным спросом и других факторов влияющих на жилищное строительство.
В то же время, наибольшие показатели жилищного строительства наблюдаются в Самаркандской, Наманганской, Сурхандарьинской Кашкадарьинской областях. В том числе по показателям строительства жилья в сельской местности. Наименьшие показатели в Сырдарьин-ской, Навоийской, Джизакской областях.
Следует отметить, что если раньше в основном домохозяйства сами осуществляли строительство собственного жилья с наймом частных лиц, то в последние годы все больше семей доверяют строительство своих домов специализированным строительным компаниям, которые могут на профессиональном уровне проектировать, оформлять разрешительные документы и осуществлять строительство домов, отвечающим требованиям градостроительных стандартов и нормативов.
ИКДИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013
В настоящее время многие предприниматели, имеющие достаточный капитал, в числе других видов бизнеса осуществляют строительство и обустройство частных домов «под ключ», в целях их последующей перепродажи с получением дополнительных доходов. Это в определённой мере позволяет обеспечить спрос на жилье для домохозяйств с высоким и средним уровнем достатка.
В целях обеспечения доступности жилья для сельских жителей с 1 января 2013 года физические лица освобождаются от уплаты налога на имущество по приобретенным жилым домам в рамках Программы по строительству индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности, до погашения ими ипотечного кредита.
В целях снижения себестоимости строительства жилья предоставлены льготы по уплате таможенных платежей по завозу необходимых строительных материалов при строительстве данных объектов, а субподрядные организации от уплаты единого налогового платежа в части объемов выполняемых работ. Также предприятия по производству строительных материалов, освобождены от уплаты всех видов налогов, обязательных отчислений в государственные целевые фонды (за исключением единого социального платежа).
Узбекистан по объёму ввода жилья в сельской местности существенно опережает страны СНГ. Так, ежегодный ввод жилья на 1000 населения в сельской местности превышает аналогичные показатели Армении в 7,0 раз, Киргизию в 5,0 раз, Украину в 3,0 раза, Казахстан в 2,0 раза и Россию в 1,3 раза.
Существенные положительные сдвиги в наращивании жилищного фонда и ввода нового жилья наблюдается в последние три года, именно
в период мирового финансово-экономического кризиса которое обеспечивает:
- сближение уровня и качества жизни городского и сельского населения; коренное переустройство села на базе внедрения самых современных и прогрессивных архитектурно-планировочных условий жизнедеятельности, энергосберегающих технологий;
- комплексное социально-экономическое развитие территорий на базе сочетания интересов отраслей (предприятий) и сельских районов, формирование оптимального соотношения специализирующих и комплексных производств на селе;
- повышение культуры и предпринимательской активности сельских жителей, изменения их менталитета образа жизни и предпочтений, адаптация к рыночным механизмам хозяйствования; обеспечение рациональной занятости и повышение доходов сельского населения и др.
Для дальнейшего повышения доходов и благосостояния населения предлагается:
- разработать действующую и перспективную в рамках региональной программы схему размещения объектов по оказанию услуг, предусматривающую перспективы расширения доступа населения каждого кишлака и населенного пункта к различным видам услуг;
-организовывать на местах образовательные курсы по повышению профессионализма предпринимателей и работников сферы услуг и улучшению качества предоставляемых услуг;
-в целях выявления и организации системы учета предприятий в сфере услуг, пользующихся предоставленными льготами по налогообложению, налоговым районным подразделениям рекомендуется осуществлять по результатам года сверку отчетов, с органами статистики, где регистрируется предпринимательство по видам услуг, в т.ч. льготным.
Список литературы:
Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по расширению масштабов строительства жилья в сельской местности». № ПП-1167 от 3 августа 2009 г. Постановление Президента Республики Узбекистан «О программе по строительству индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности на 2012 год». № ПП-1687 от 14.01.2012 г.
Постановление Президента Республики Узбекистан «О Программе по строительству индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности на 2013 год» от 4 января 2013 года № ПП-1902.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013