УДК 339.564.4:662.76(470+571+4)
А.А. Кидямкин ТЕНДЕНЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНЗИТА ЭКСПОРТА
РОССИЙСКОГО ГАЗА В ЕС
Аннотация. В статье проанализированы ключевые аспекты экспорта российского газа в Европейский союз на основе формирования системы двусторонних отношений нашей страны со странами-транзитерами. Показана роль традиционных и альтернативных маршрутов в оптимизации транзитного экспорта российского природного газа. Ключевые слова: Европейский союз, рынок газа, транзит экспорта.
AnatoUy KMyamidn TENDENCIES OF REGULATION OF TRANSIT OF EXPORT
OF THE RUSSIAN GAS IN EU
Abstract. In the article key aspects of export of the Russian gas to the European Union on the basis of formation of system of the bilateral relations of our country with transit countries are analysed. The role of traditional and alternative routes in optimization of transit export of the Russian natural gas is shown.
Keyword: European Union, gas market, export transit.
В настоящее время существуют определенная неопределенность и риски относительно перспектив увеличения спроса на газ в Европейском союзе, тем не менее предпосылки к его возобновлению имеют место быть уже в ближайшие годы.
Современная система взаимоотношений на мировом рынке газа существенно изменяется, поскольку происходит постепенное наращивание доли сжиженного природного газа в структуре мирового газового рынка, поэтому система отношений на европейском рынке газа, связанном долгосрочными контрактами с Россией, переживает трансформацию. Одновременно увеличивается роль рынка КНР, который также вносит свои коррективы в глобальные изменения на мировом рынке энергоносителей. В этих условиях следует говорить как о новых рисках, так и о новых возможностях для производителей и экспортеров природного газа из России. Следует принимать во внимание, что неопределенность объемов реализации на спотовом рынке ЕС, а также регулируемые цены газа на внутреннем рынке КНР могут не позволить производителям добиваться окупаемости инвестиций, касающихся разработки новых труднодоступных месторождений, а также транзитных проектов глобального масштабами, каковыми являются «Северный поток» и «Южный поток».
Поставки российского газа на экспорт в Европу на современном этапе находятся в прямой зависимости от стран-транзитеров [4, с. 3]. Одновременно геополитическое и географическое положение России позволяет говорить о высоком транзитном потенциале нашей страны для транспортировки энергоносителей из Центральной Азии, а большие объемы запасов в странах указанного региона формируют предпосылки для экспорта газа на рынок ЕС.
В последние годы особо дискуссионным вопросом является транзит природного газа по территории Украины. Этот вопрос связан с рядом политических и экономических рисков, проявлявшихся в форме газовых конфликтов по поводу транзита газа через Украину в 2006-2010 гг. Поэтому обеспечение бесперебойного экспорта газа потребителям из ЕС требует пересмотра политики транзита через газотранспортную систему Украины. Конечно, в этом отношении предпринимаются определенные шаги и только за последние четыре года объем транзита природного газа через территорию Украины упал на 37% [5].
Немаловажным аспектом в свете анализа данного вопроса представляется изучение зарубежного опыта в части методологии формировании транзитного тарифа на услуги по транспортировке газа и в части их приспособления к реалиям функционирования международного газотранспортного
© Кидямкин А.А., 2014
консорциума. Сегодня нефтегазовая отрасль нашей страны обеспечивает порядка 20% национального ВВП. Даже несмотря на планы правительства РФ по уменьшению зависимости бюджета РФ от поступлений от экспорта нефти и газа, доля этих поступлений в последние годы продолжает возрастать - до 46 и 50% в 2010 и 2012 гг. соответственно [3]. В качестве основных вызовов современной нефтегазовой отрасли Министерство энергетики РФ выделяет два основных аспекта:
1) поскольку традиционные места добычи истощаются и требуют принятия решений, следует уделить особое внимание возможности увеличения коэффициента извлечения нефти и возможности добычи нефти в новых месторождениях, разработка которых становится более дорогой;
2) глобальное изменение рынков, к которым Россия должна активно адаптироваться; так, основной вызов газовой отрасли заключается в глобализации рынка и возможности у стран, которые были импортерами, добывать энергоресурсы самостоятельно с помощью новых технологий.
В стране сформированы специализированные фонды накопления, что было обеспечено удачной конъюнктурой развития мирового рынка энергоносителем, существенным притоком валютной выручки от экспорта в страну, увеличением сбора налогов с нефтегазовых компаний в России.
В настоящее время на монополиста «Газпром» и его дочерние общества приходится около 74 % добычи газа в России [2, с. 1], а поставки газа на рынки Европы составляют порядка 60 % выручки концерна. Традиционные поставки сетевого газа ОАО «Газпром» продолжают испытывать жесткую конкуренцию, что выразилось в снижении доли «Газпрома» на рынке Европы в 2010 г. до 23% (хотя в последующий год эта доля и выросла до 27%) [1, с. 6]. Такая неустойчивость главного экспортера-монополиста нашей страны объясняется следующими причинами:
- усиление давления со стороны спотового рынка на стоимость газа, поставляемого в рамках системы долгосрочных контрактов, поскольку цена на российских газ - одна из самых высоких в ЕС;
- сохранение и усиление конкуренции между его экспортерами на рынки Европы;
- снижение доходности ОАО «Газпром» от экспорта по причине роста транспортных издержек на основе нестабильных отношений со странами-транзитерами и соответствующего роста транзитного тарифа;
- растущее число игроков на газовом рынке, поскольку правила игры на рынке стали более либеральными;
- остающиеся неурегулированные риски транзита при экспорте газа через территорию Украину, что, в свою очередь, связано с рядом политических, экологических, технико-экономических особенностей транзита;
- реализация энергетической стратегии ЕС, некоторые положения которой направлены на снижение зависимости от импорта природного газа из нашей страны.
В 2013 г. экспертами Института энергетических исследований РАН (ИНЭМ РАН) был опубликован документ «Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года», в соответствии с которым наиболее интенсивно растущим рынком газа к 2040 г. станет Северо-Восточная Азия, выйдя на второе место по емкости, в том числе благодаря бурному развитию спроса в Китае. Сегодня в Китае разведано огромное количество месторождений нетрадиционного газа, однако его будущее пока сложно прогнозировать вследствие сочетания ряда факторов (успешная диверсификация китайского импорта, опережающее развитие инфраструктуры, реформа ценообразования на внутреннем рынке и пр.). При этом очевидно, что Китай продолжит усиливать свои позиции в других регионах за счет участия своих компаний в разработке газовых проектов и поставок газа по заниженным ценам в рамках долгосрочных проектов [7]. По прогнозу, сделанному в указанном документе, лидерство России в добыче и экспорте газа сохранится, но участие в маржинальных проектах с высокой себестоимостью, ставит нашу страну в жесткие рамки зависимости от колебаний рыночной конъюнктуры. Дальнейшее развитие и совершенствование газовой инфраструктуры в мире непременно связано с усложнением структуры мирового рынка газа, расширением масштабов и числа субъектов. Трансформация региональных рынков энергоносителей требует модификации экспортной модели российского газа.
Очевидно, что в ближайшие десятилетия Россия обладает возможностями по наращиванию экспортных поставок газа в Европу, но для этого нужно решать транзитные проблемы и реализовы-вать стратегию более гибкого подхода в отношениях с потребителями. Ключевую роль призваны сыграть известные методы наращивания конкурентоспособности российского газа, главным образом - усиление контроля над издержками на добычу и транспортировку, разработка новых инструментов снижения транзитных рисков, создание специальных режимов налогообложения.
Еще десять лет назад на газотранспортную систему Украины приходилось до 80% экспорта российского газа в Европу, что сформировало существенную зависимость ОАО «Газпром» от монополиста на транзитном рынке и представляло угрозу энергетической безопасности РФ в целом. Создание новых проектов экспорта природного газа из РФ на рынок Европы спровоцировало ряд конфликтов, выразившихся в несанкционированном отборе газа Украиной, результатом которого стало прерывание поставок газа из России в ЕС. Результатом этого стало ухудшение отношений России и Украины в газовой сфере. За счет введения в эксплуатацию бестранзитных газопроводов доля Украины в транзите российского газа упала до 25% [6]. Попытки решения конфликта в этой сфере между Украиной и Россией длятся уже несколько лет и до сих пор нет не увенчались успехом, поскольку украинская сторона настаивает на уменьшении импортной цены на газ, а Россия пытается найти оптимальный вариант для себя использования газотранспортных магистралей Украины.
Одной из задач современной внешнеэкономической политики России является диверсификация экспортных маршрутов поставок газа. В этой связи необходимо учитывать, что инфраструктура транзита природного газа в Украине изношена более чем на 60%. В 2012 г. стоимость транзитных услуг в общих издержках ОАО «Газпром» составляла около 25% от совокупных затрат на поставки газа в страны дальнего зарубежья. При этом наибольшие удельные затраты на стоимость услуг по транзиту через газотранспортную систему Украины приходятся на закупку технологического газа. Ключевой причиной этого является увеличение цен на газ для технических потерь и собственных нужд, а также затрат на электроэнергию.
Развитие системы магистральных газопроводов создается путем реализации ряда крупных газопроводных проектов (например, «Голубой поток», «Южный поток», «Северный поток»). Ожидается, что когда «Южный поток» будет выведен на проектную мощность, транзитные риски «Газпрома» по поставкам газа европейским потребителям будут практически сведены к нулю [0, С. 5]. Так, ожидается, что к 2015 г. после вывода обеих ниток «Северного потока» на проектную мощность и постройки первой ветки газопровода «Южный поток», профицит трубопроводных мощностей в экспортном направлении без заключения новых контрактов вырастет до трети, а к 2020 г. - до 40% (см. табл. 1).
Таблица 1
Перспективы динамики пропускной способности транзитных маршрутов
(млрд куб. м)
Название страны 2015 г. 2020 г. 2030 г.
и транзитного маршрута
Украина 110 120 130
Белоруссия 35 35 35
Финляндия 5 5 5
«Голубой поток» 16 18 18
«Северный поток» 55 80 80
«Южный поток» 15 30 63
Итого 236 288 331
Контрактные обязательства 185 175 103
«Газпрома»
Избыток трубопроводных 51 113 228
мощностей (%)
В результате такой политики транзитные объемы газа перераспределились в пользу новых маршрутов, и эта тенденция продолжится.
Помимо прочего необходимо принимать во внимание и стратегию «Газпрома», направленную на наращивание объемов сжиженного природного газа (СПГ) в экспортном портфеле в условиях ограниченности охвата рынков экспортных трубопроводных поставок. Увеличение доли СПГ позволит осуществлять продажи конечным покупателям без участия транзитных стран и перенаправлять объемы на другие рынки как в случае ухудшения конъюнктуры, так и для получения арбитражной прибыли на спотовом рынке.
Конечно, газотранспортный консорциум между Россией и Украиной еще возможен, но следует учитывать, что предпосылки его создания и реализации по сравнению с периодом десятилетней давности существенно изменились. Так, ранее основаниями для создания такой структуры являлись: ликвидация несанкционированного отбора газа, уменьшение зависимости «Газпрома» от единственной страны-транзитера на основе приобретения контроля над газотранспортной системы Украины. Сегодня же создание консорциума может быть обусловлено такими факторами, как: естественные потребности «Газпрома» в географической диверсификации маршрутов экспорта газа с учетом ввода в эксплуатацию новых морских и сухопутных газопроводов; обострение проблем привлечения инвестиций в газотранспортную систему Украины; сохранение нашей страной ряда конкурентных преимуществ при экспорте газа в ведущие страны Европы, перед экспортерами СПГ и сланцевого газа морем.
В связи с этим в отношениях России и ЕС в сфере транспортировки природного газа можно выделить два относительно новых аспекта.
1. Увеличение доли природного газа, извлекаемого российскими независимыми газовыми компаниями. Даже если можно ожидать либерализации экспорта газа из нашей страны в ближайшее время, «Газпром» тем не менее, способен получить дополнительные возможности для поставок, тогда как потребности внутреннего рынка будут обеспечены независимыми производителями. Более этого, когда будет распределяться газ между внешним и внутренним рынками, между ОАО «Газпром» и независимыми производителями, возможно сформировать механизм замещающих экспортных поставок газа независимыми производителями в страны СНГ, где целесообразно, например, использовать трубопроводы газотранспортной системы Украины.
2. Эксплуатируемые в настоящее время газопроводы («Голубой поток», «Северный поток», «Южный поток») работают в соответствии с европейской системой технического регулирования, для которой характерен невысокий уровень загрузки газопроводов (на 20-30% ниже, чем в России). Важно учитывать, что все указанные маршруты являются подводными, требуют тщательной эксплуатации инфраструктуры. В связи с этим газотранспортная система Украины может гарантировать необходимые резервы роста пропускной способности в Европу.
Библиографический список
1. Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2012 г. - М., 2013. - С. 6.
2. Горобец О.О. Анализ условий функционирования газодобывающих организаций // Научный журнал Куб-ГАУ. - 2012. - №80 (06). - С. 1.
3. Доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ в 2012 году составила почти 50 % [Электронный ресурс] / Интернет-портал сообщества ТЭК. - URL: http://www.energyland.info/analitic-show-101374 (дата обращения: 20.03.2013).
4. Маслакова А.А. Механизмы регулирования транзитных поставок российского газа в Европу: автореф. дис. ... канд. экон. наук, 08.00.14. - М., 2013. - С. 3.
5. Украина: транзитный реквием [Электронный ресурс] / Информационное агентство «Минером». - URL: http://minprom.ua/articles/136167.html (дата обращения: 22.10.2013).
6. «Укртрансгаз» вне зоны покрытия // КоммерсантЪ-Украина. - №167 (1870). - 17.10.2013.
7. Энергетические опасности // КоммерсантЪ. 30.08.2013.