Научная статья на тему 'Экономическая конъюнктура украинского газового транзита'

Экономическая конъюнктура украинского газового транзита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортировка природного газа в Европу / украинский транзит / геоэкономическая и политическая нестабильность российско-украинских отношений / transportation of natural gas to Europe / Ukrainian transit / geo-economic and political instability of the Russian-Ukrainian relations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щеголькова Ася Александровна

Исследованы экономические и геополитические особенности современного этапа развитияукраинского транзита природного газа в Западную Европу. Обоснованы направления модернизации системытранспортировки арктического природного газа в аспекте развития новых маршрутов и средств доставки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щеголькова Ася Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economic and geopolitical features of the present stage of development of the Ukrainian gas transit to the Western Europe have been studied. The directions of modernization of the transport system of Arctic natural gas in terms of the development of new routes and means of delivery have been substantiated.

Текст научной работы на тему «Экономическая конъюнктура украинского газового транзита»

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г.

стр. 565-570

УДК 33:332.1

А. А. Щеголькова

Экономическая конъюнктура украинского газового транзита

А. А. Schegolkova

Economic situation of the Ukrainian gas transit

Аннотация. Исследованы экономические и геополитические особенности современного этапа развития украинского транзита природного газа в Западную Европу. Обоснованы направления модернизации системы транспортировки арктического природного газа в аспекте развития новых маршрутов и средств доставки.

Abstract. The economic and geopolitical features of the present stage of development of the Ukrainian gas transit to the Western Europe have been studied. The directions of modernization of the transport system of Arctic natural gas in terms of the development of new routes and means of delivery have been substantiated.

Ключевые слова: транспортировка природного газа в Европу, украинский транзит, геоэкономическая и политическая нестабильность российско-украинских отношений.

Key words: transportation of natural gas to Europe, Ukrainian transit, geo-economic and political instability of the Russian-Ukrainian relations.

Введение

Геоэкономическое пространство Украины традиционно играет пролонгирующую роль при формировании российской системы коммуникаций в западном стратегическом направлении, способствуя геополитическому расширению России не только традиционно на юг и юго-запад, но и на запад, дополняя до системного целого российскую систему коммуникаций, обеспечивающую геополитическое и экономическое присутствие России на всем пространстве национальной юрисдикции от Арктики до Крыма [1, с. 71-79] и от Калининграда до Курильских островов.

Налоги и сборы с нефтегазового сектора остаются основным источником дохода для федерального бюджета, поэтому транспортировка природного газа в страны ЕС через Украину является важнейшей составляющей российского экспорта углеводородов. По украинскому маршруту проходит порядка 50 % природного газа, поставляемого в Европу.

Перед Россией остро стоит вопрос поиска альтернативных украинскому маршрутов транспортировки природного газа в Европу.

Экономические и геополитические особенности современного этапа развития украинского газового транзита

По оценке Минэкономразвития общий объем нефтегазовых доходов, поступивший в федеральный бюджет в первом полугодии текущего года, составил почти 3 трлн руб., или 48 % от общего (6,2 трлн руб.) объема бюджетных доходов. В первом полугодии прошлого 2014 г. этот показатель составил почти 52 % (3,7 из 7,1 трлн руб.).

В 2015 г. тяжесть фискальной нагрузки сместилась с таможенных сборов на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и распределяется в пропорции 40 : 60 между федеральным и региональным бюджетами.

В последние годы масса НДПИ (как базовая ставка, так и поправочный коэффициент) в газовой сфере за 1 000 м3 при добыче горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья имеет тенденцию к росту. Так, внесены коррективы в действующую ст. 342 (гл. 26, ч. 2) Налогового кодекса РФ, которая устанавливает ставку НДПИ за 1 000 м3 газа при добыче из всех видов месторождений углеводородного сырья в размере 582 руб. на период с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно и 622 руб., начиная с 1 января 2014 г.

Федеральным законом от 29.11.2012 г. №-204-ФЗ внесены изменения в гл. 26 части второй Налогового кодекса РФ, которые увеличивают ставку НДПИ на газ1. По расчетам Министерства финансов РФ, дополнительные поступления в федеральный бюджет составят в 2013 г. 13,6, в 2014 г. - 57,9, а в 2015 г. -95,1 млрд руб. Предусматривается установление для собственников объектов единой системы газоснабжения и организаций, в которых участвуют собственники объектов единой системы газоснабжения и суммарная

i

Снова на пороге газового конфликта // Независимая газета. 2014. 13 мая.

565

Щеголькова А. А. Экономическая конъюнктура украинского газового транзита

доля такого участия составляет более 50 % (главным образом, ОАО "Газпром"), ставки НДПИ в 2013 г. 622 руб., в 2014 - 700, а начиная с 1 января 2015 г. - 788 руб. за 1 000 м3.

Для других категорий налогоплательщиков - независимых производителей газа - сохраняется право применения понижающего коэффициента, который в 2013-2015 гг. составит соответственно 0,646 руб. за 2013 г., 0,673 за 2014 г. и 0,701 руб., начиная с 1 января 2015 г.

Также увеличены ставки НДПИ за 1 т добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья до 590 руб. (2013 г.), 647 руб. (2014 г.) и 697 руб. (2015 г.)2 3.

Следовательно, "легких" энергетических ресурсов уже ожидать не стоит. Ценовые колебания энергоносителей оказывают непосредственное влияние на базовые показатели экономического и социального развития страны, в частности на абсолютное значение ВВП и энергоемкость этого показателя.

В этом смысле следует отметить главное отличие 2015 года от прошлого, 2014-го, в появлении дефицита бюджета. В первом полугодии 2015 г. дефицит составил 0,9 трлн руб., а по году ожидается около 2,5 трлн руб., или примерно 3,4 % ВВП. На этом фоне геополитическая и экономическая нестабильность в газовой сфере оказывает влияние и на величину производимого в стране ВВП.

Энергоемкость ВВП России (0,4 т. н. э./ 1 тыс. долл. США) в 2-2,5 раза выше этого показателя в развитых странах, в которых основная часть ВВП производится в тех же географических широтах, что и в России, примерно в диапазоне 50-70° с.ш. Например, в Норвегии энергоемкость ВВП составляет 0,15, в Швеции - 0,17, в Финляндии - 0,21, а в Канаде 0,25 т. н. э./1 тыс. долл. США. На таком же уровне держится энергоемкость ВВП Исландии и расположенных южнее США (порядка 0,2 т. н .э./1 тыс. долл. США). Таким образом, влияние территорий со сложными природно-климатическими условиями (широты выше 70°), хозяйство которых требует повышенного энергопотребления, на динамику ВВП России незначительно.

Весь вопрос - в уровне экономического развития и собственно структуре ВВП. В России ВВП более, чем на 80 % формируется за счет природной ренты, чуть более 10 % приходится на амортизацию основных средств и только 5-6 % ВВП создается производительным трудом. Доля высокотехнологичной наукоемкой продукции России в мировой торговле [2, с. 365] меньше, чем в Китае (в 20 раз) и США (в 120 раз).

Динамика поставок российского газа на европейский рынок зависит от ряда факторов, в том числе от темпов экономического роста, динамики собственной добычи газа, конъюнктуры цен на другие энергоносители - особенно в электроэнергетике - и стоимости газа на других мировых рынках. Динамика экспорта российского газа показана в табл. 1.

Российский экспорт природного газа, млрд м3

Таблица 1

Год Экспорт (всего)3 Экспорт (в ЕС)* Транзит через Украину

2010 177,8 138,6 92,0

2011 189,7 150,0 104,2

2012 178,7 149,9 84,3

2013 196,4 172,6 86,1

2014 174,3 152,0 58,8

2015 190,0 150,0 50,0

Примечание. Поставки российского газа в Европу кроме стран ЕС включают также поставки в другие европейские страны, не являющиеся членами ЕС (Турция, Сербия, Босния и Герцеговина, Швейцария). Из них 15 стран и Молдавия в той или иной степени зависят от украинского транзита [3]: Словакия, Болгария, Молдавия, Сербия, Босния и Герцеговина, Македония - 100 %; Словения - около 94 %; Чехия - около 83 %; Греция - около 68 %; Австрия - около 65 %; Венгрия - около 57 %; Италия - около 43 %; Хорватия - около 38 %; Турция - около 31 %; Польша - около 30 %; Швейцария - около 12 % (см. рис.).

2013 г. является рекордным: экспорт трубопроводного природного газа достиг 196 млрд м3 -максимального за последнее десятилетие уровня. Экспорт СПГ составил 26,3 млн м3 (абсолютный максимум за всю историю поставок СПГ). Пиковое значение импорта природного газа в Европу приходится на 2010 г. (340 млрд м3), в том числе российского трубопроводного газа - 138,6 млрд м3, или примерно 41 %. Украинский транзит в эти годы неуклонно снижался от 69,5 % в 2011 г. до 38,7 % в 2014 г. от российского экспорта в Европу. Ожидается дальнейшее снижение украинского транзита до 30 %.

2 О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ : федер. закон : [принят Гос. думой 16 ноября 2012 г. : одобр. Советом Федерации 21 ноября 2012 г.] // Рос. газета. 2012. 3 декабря.

3 Экспорт Российской Федерацией природного газа за 2000-2015 гг. [Электронный ресурс]. URL: www.cbr.ru.

566

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г.

стр. 565-570

Либерализация газовой сферы в Европе предусматривает антимонопольное ограничение доли газового рынка ЕС для основных импортеров (см. Газовую директиву4), а также разделения функций производства и транспортировки. Либерализация газового рынка ЕС снижает долю долгосрочных контрактов в пользу увеличения ниши спотовых продаж. Кроме того, набирает обороты так называемый рыночный принцип "свободный газ" - gas release, означающий свободную продажу и перепродажу газа.

В целом либерализация газового рынка ЕС и развитие спотового рынка предполагает диверсификацию средств транспортировки газа и увеличение поставок сжиженного природного газа (СПГ), то есть модернизацию российской газотранспортной системы [3, с. 490-496].

Рис. Зависимость европейских стран от украинского транзита

Следовательно, в настоящее время Украина является основным транзитером природного газа в Европу. С другой стороны, в обозримом будущем импорт природного газа из стран Европы может стать приоритетным для Украины. Такая ситуация может сложиться в связи с временным прекращением или отменой импорта российских энергетических ресурсов, а также благодаря увеличению реверса газа из Европы. В частности, уже в январе-октябре 2014 г. из общих импортированных Украиной 17 млрд м3 газа 3,1 млрд м3 поступило из стран Европы (1,018 - Польша; 1,6 - Словакия; 0,485 - Венгрия).

Физические возможности для реверса существуют: у Украины с Польшей и Венгрией по две трубы, а со Словакией - четыре, и по одной трубе с каждой страной сейчас свободно в связи с сокращением поставок природного газа в эти страны. Соглашение между "Газпромом" и "Укртрансгазом" о транзите запрещает заниматься замещением, поэтому Украина вынуждена заниматься физическим импортом. При этом на западной границе акты приемы-передачи подписывает представитель "Газпрома". Мощность поставок природного газа из Польши составляет порядка 5 млн м3 в сутки, из Венгрии - около 15, а из Словакии - чуть более 38 млн м3 в сутки. Такими темпами всего из этих трех стран теоретически может быть реверсировано около 21 млрд м3 газа на сумму (по 255 долл. за 1 000 м3) 5,4 млрд. долл. Таких денег у Украины нет.

Таким образом, полностью покрыть потребности Украины за счет реверса не получится. В подземных хранилищах Украины (август 2015 г.) находится 13 млрд м3 газа, тогда как на зиму необходимо закачать 19 млрд, что невозможно сделать без поставок из России5.

4 Directive 2009/73/ЕС of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing directive 2003/55/EC // Official Journal. 2009. L 211. P. 94—156.

5 В Киеве предупредили о проблемах зимой из-за отсутствия российского газа [Электронный ресурс] // Lenta.ru. 15 августа 2015 г. URL: https://news.mail.ru/economics/22986718/?frommail=1.

567

Щеголькова А. А. Экономическая конъюнктура украинского газового транзита

С 2010 г. ставка транзита российского газа через территорию Украины определяется ежеквартально по формуле, которая закреплена контрактами между российским ОАО "Газпромом" и НАК "Нафтогаз Украины", подписанными в январе 2009 г. Размер ставки, в частности, зависит от показателей инфляции в Еврозоне и цен на импортный газ для Украины. В 2010-2011 гг. ставка транзита колебалась на уровне 2,78 долл. за 1 000 м3 на 100 км, в 2012-2013 гг. - на уровне 3,08 долл. - 3,12. С января 2014 г. ставка снизилась до уровня USD 2,73 за 1 000 м3/100 км.

Украина настаивает на увеличении ставки транзита до уровня 5 долл. за 1 000 м3/100 км.

Пропускная способность ГТС Украины на входе составляет 288,0 , на выходе - 178,5 млрд м3, в том числе в страны Европы - 142,5 и Молдову - 3,5 млрд м3. Систему магистральных газопроводов и 12 подземных хранилищ газа Украины эксплуатирует дочерняя структура "Нафтогаза" - "Укртрансгаз". Общая протяженность газопроводов "Укртрансгаза" - 38 600 тыс. км, в том числе магистральных газопроводов -22 200 км, газопроводов-отводов - 16 400 км.

Пропускная способность экспортных российских трубопроводов в направлении Европы соответствует украинским параметрам (табл. 2). Это и понятно, ведь ранее это была Единая система газоснабжения СССР.

Таблица 2

Пропускная способность экспортных газопроводов России, млрд м3 в год

Газопровод Мощность Направление экспорта

Оренбург - Ужгород 26 Украина - Словакия - страны ЕС

Уренгой - Ужгород 28 Украина - Словакия - страны ЕС

Ямбург - Ужгород 26 Украина- Словакия - страны ЕС

Долина - Ужгород - 2 нитки 17 Украина - Словакия - страны ЕС

Ужгород - Берегово - 2 нитки 13 Украина - Венгрия - Сербия - Босния

Комарно (Долина) - Дроздовичи - 2 нитки 5 Украина - Польша

Сату - Маре (Долина) - Хуст 2 Украина - Румыния

Ананьев - Тирасполь - Измаил, Шебелинка - Измаил - 3 нитки 25 Украина - Румыния, Болгария, Греция, Турция, Македония

Всего через Украину: 142

Ямал - Европа Торжок - Кондратки - Франкфурт) 33 Белоруссия - Польша -- страны ЕС - Великобритания

Кобрин - Брест 5 Белоруссия - Польша

Всего через Белоруссию: 38

С. Петербург - Выборг - 2 нитки 6 Финляндия

Голубой поток (Береговое) 16 Турция

Северный поток 55 Г ермания

ИТОГО: 257

Первый транзит природного газа в Европу состоялся в 1967 г. Именно тогда в СССР был запущен газопровод "Долина - Ужгород - Западная граница", который в дальнейшем стал составной частью газопровода "Союз".

Строительство газопровода "Союз" (совместно с Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей и Чехословакией) в 1975-1976 гг. на базе Оренбургского газоконденсатного месторождения представляло собой прорыв на рынок газа в Европе, последствия которого имели как экономический (геоэкономический), так и геополитический характер. Взаимодействие СССР и стран Западной Европы объективно работало на снижение международной напряженности и смягчение внешнеполитического климата. Кроме того, следует подчеркнуть огромное значение систем газоснабжения для обеспечения жизнедеятельности населения, сбои в работе этих систем становятся основой формирования социального негатива в обществе не только в России, но и за рубежом, в современных условиях при практически 100 % газификации ведущих стран ЕС обеспеченность природным газом становится важнейшим критерием национальной безопасности.

Кроме того решались и важнейшие внутренние экономические проблемы. В 1970-х гг. гонка вооружений, инвестиции в ВПК и противостояние с Китаем ложились тяжелым бременем на экономику СССР, а мировые цены на энергоресурсы испытали резкий скачок. Это были как раз те товары, которые СССР мог быстро поставить на внешний рынок; вырученные финансовые средства в какой-то степени позволили решить накопившиеся проблемы.

Было предложено два варианта транзита: украинский и равномерный. Первый предполагал маршрут газопровода через Украину, второй - через все союзные республики, граничащие с Европой. В результате победило украинское лобби (Брежнев, Черненко, Щербицкий, Тихонов, Кириленко), и трасса газопровода через Украину была проложена даже в ущерб принципу минимального расстояния.

568

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г.

стр. 565-570

Газопровод "Союз", наряду с "Братством", "Прогрессом" и "Дружбой", относится к основным экспортным трубопроводам в западном направлении. Эти газопроводы: в совокупности образуют систему украинского газового транзита.

Мощность "Союза" составляет 26 млрд м3 в год, маршрут: Оренбург - Уральск - Александров Гай - Долина - Ужгород. Через газоизмерительные станции "Берегово", "Теково" и "Ужгород" топливо поставляется в Румынию, Венгрию и Словакию. В городе Бар магистраль соединяется с потоками "Братство" и "Прогресс".

Газопровод "Братство" - "Уренгой - Помары - Ужгород" с пропускной способностью 32 млрд м3 газа (фактически - 28) построен в СССР в 1983 г. По территории Украины газ транспортируется в основном до компрессорной станции "Ужгород" на украинско-словацкой границе и в меньших объемах - до компрессорных станций на границе с Венгрией (ГИС "Берегово") и Румынией (ГИС "Теково").

Газопровод "Прогресс". Строительство газотранспортной магистрали закончено в 1988 году. Маршрут газопровода через Украину совпадет с потоком "Уренгой - Помары - Ужгород". Мощность составляет 26 млрд м3 в год природного газа с Ямбургского месторождения. Протяженность - 1 160 км по территории Украины.

Газопровод "Дружба". Основной маршрут: Пунги - Курск - Острогожск - газораспределительная станция "Валуйки" - Киев. В районе Киева газопровод разделяется на два потока - на Западную Украину и Молдавию. В дальнейшем была достроена магистраль Ухта - Пунга. А сам газопровод не упоминается ни на сайте компании "Нафтогаз", ни на сайте "Газпрома". Его участки достроили и переименовали.

Газопровод "Сияние Севера". Маршрут: Бованенково - Ухта - Торжок - Долина - Ужгород. На территории Украины поток "Сияние Севера" разделяется на три участка. Первый - "Торжок - Долина" (мощность 28 млрд м3 в год). В конечном пункте этого участка газ перераспределяется. Второй -"Долина - Ужгород" (мощность - 17 млрд м3 в год). В Ужгороде газ снова перераспределяется и попадает на третий участок - "Ужгород - Берегово". По этому участку проходит 13 млрд м3 газа в год.

К остальным экспортным трубопроводам, по которым происходит украинский транзит, следует отнести "Комарно - Дроздовичи", "Хуст - Сату-Маре", "Ананьев - Тирасполь - Измаил" и "Шебелинка - Измаил" с суммарной мощностью 34 млрд м3 в год.

Последние политические события показали, что экспортный газопровод через Украину - не совсем надежная магистраль для транзита топлива европейским странам. Поэтому создаются альтернативные маршруты транспортировки природного газа в Европу. Это прежде всего наращивание производительности газопровода "Северный поток" (строительство 3 и 4 веток) и строительство газопровода "Турецкий поток" с пропускной способностью около 64 млрд м3 (14 млрд - турецким потребителям и 50 для транспортировки в Европу через Грецию). Точкой сдачи 50 млрд м3 газа планируется газовый хаб на территории Греции; предполагается, что формально "Газпром" не будет участвовать в дальнейшем строительстве газопровода от "точки сдачи", а продолжение газопровода будут строить европейские компании в каждой заинтересованной стране по отдельности (по примерному маршруту "Южного потока" - по территории Греции, по территориям стран Балканского полуострова, в Италии, Венгрии и Австрии) - тем самым формально будут соблюдены требования Третьего энергопакета, принятого Еврокомиссией.

Заключение

Мировое энергетическое агентство (МЭА), которое объединяет 28 стран, прогнозирует значительный (до 1,5 % в год) рост потребления природного газа. Причем потребность в этом виде природных ресурсов вырастет к 2035 г. примерно на 40-45 % (к уровню 2008 г.). Это свидетельствует о повышении роли природного газа в экономике ведущих стран мира. Таким образом, газовая сфера еще долго будет являться одной из ведущих в экономике России, это требует смены подходов к организации поставок природного газа на мировые рынки, в частности, формирование инфраструктуры транспортировки СПГ.

Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 15-02-00009а "Модернизация системы транспортировки арктического природного газа в условиях современной геоэкономической и политической нестабильности стран-транзитеров".

Библиографический список

1. Козьменко С. Ю., Щеголькова А. А. Геополитические тенденции экономического присутствия России в Арктике // Геополитика и безопасность. 2012. № 1 (17). С. 71-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Корзун В. А. Конфликтное использование морских и прибрежных зон России в XXI веке. М. : Экономика, 2004. 558 с.

3. Козьменко С. Ю., Щеголькова А. А. Арктика: модернизация региональной газотранспортной системы в условиях евро-российского геоэкономического и политического перепутья // Вестник МГТУ. 2014. Т. 17, № 3. С. 490-496.

569

Щеголькова А. А. Экономическая конъюнктура украинского газового транзита

References

1. Koz'menko S. Yu., Schegolkova A. A. Geopoliticheskie tendentsii ekonomicheskogo prisutstviya Rossii v Arktike [The geopolitical trends in economic presence of Russia in the Arctic] // Geopolitika i bezopasnost. 2012. N 1 (17). P. 71-79.

2. Korzun V. A. Konfliktnoe ispolzovanie morskih i pribrezhnyh zon Rossii v XXI veke [Problematic use of marine and coastal areas of Russia in the XXI century] M. : Ekonomika, 2004. 558 p.

3. Koz'menko S. Yu., Schegolkova A. A. Arktika: modernizatsiya regionalnoy gazotransportnoy sistemy v usloviyah evro-rossiyskogo geoekonomicheskogo i politicheskogo pereputya [Arctic: Modernization of regional gas-transport system in Euro-Russian geoeconomic and political cross-roads] // Vestnik MGTU. 2014. T. 17, N 3. P. 490-496.

Сведения об авторе

Щеголькова Ася Александровна - ФГБУН Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН, канд. экон. наук, доцент, ст. науч. сотрудник

Schegolkova A. A. - Luzin Institute for Economic Problems KSC RAS, Cand. of Econ. Sci., Senior Researcher

570

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.