М. В. Александрова, Р. М. Шерайзина
(Великий Новгород)
ТЕНДЕНЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В статье раскрываются традиции и идеи реформирования педагогического образования. Описаны особенности организации сетевого взаимодействия в условиях классического университета
Значение системы образования непрерывно возрастает по мере роста могущества цивилизации, так как она во все времена являлась «становым хребтом» (Н. Н. Моисеев] любой цивилизации [1]. Системообразующим механизмом в этой системе является университетское педагогическое образование как форма развития личности, деятельности и сознания педагога - субъекта социальной жизни.
Эту мысль подтверждает и история педагогического образования Новгородского края, которая свидетельствует о сохранении и развитии многих традиций образовательной системы Великого Новгорода, таких как культ уважения к книге как источнику знаний, воспитания в духе христианской морали; открытость форм и содержания образования; приоритет гуманитарного цикла предметов; обеспечение связи преподавания с окружающей жизнью; стремление к диалоговым отношениям в обучении; включение родителей в школьную жизнь, «единение школы и семьи» при решении учебно-воспитательных задач.
Одной из традиций российского университетского образования является его педагогическая направленность. Так, уже в 1706 году в Новгороде на базе «еллинославянского» училища, основанного братьями-греками, докторами Падуанского университета Иоанникием и Софронием Лихудами по инициативе митрополита Иова велась подготовка учителей для училищ и школ Ростова, Суздаля, Твери, Воронежа, Коломны, Великого Устюга и других городов России.
Открывается общеобразовательная гимназия при Московском университете, а с 1799 года - учительская семинария. При Петербургском, а позже и при Казанском имелись педагогические гимназии, где работали университетские преподаватели.
Университетская мировая традиция исходит из ориентации на высокие моральные и интеллектуальные ценности. Университеты выросли из стремления к консолидации культур. Программу и идеологию университетского образования составляют: наследование лучших достижений общечеловеческой гуманистической культуры, не имеющей национальных границ, а лишь национальные особенности; стремление к интеллектуальному развитию личности, открытому диалогу и коммуникациям в исследовании и обучении. Исторически сложившаяся «идея университета» - быть авангардом (Г. В. Белая] [2]. Ее реализация в современных условиях требует разработки проблем университетского педагогического образования.
Развитие идей интеграции педагогического образования в структуру классического университета в условиях радикальных изменений социокультурного контекста образования потребовало глубокого осмысления новых подходов к подготовке и профессиональному становлению педагога. Исследование этой тенденции осуществлялось на основе широкого спектра педагогических теорий и концепций среди них концепции - личностно-ориентированного образования (В. А. Болотов, Э. М. Гусинский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.]; деятельностно-ориентированного подхода (В. В. Давыдов, В. С. Лазарев, С. Д. Смирнов, Г. П. Щедровицкий и др.], интеграции как процесса и результата (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, В. С. Безрукова и др.]; контекстно-развивающая (А. А. Вербицкий]; профессионального становления учителя (С. Г. Вершловский, Л. Н. Лесохина, Р. М. Ше-райзина, А. И. Щербаков и др.].
Анализ практического опыта и результатов исследований развития университетского образования позволил выделить ряд нерешенных проблем. Среди них:
- обслуживающий, а не опережающий характер системы педагогического образования, его замкнутость и закрытость;
- неконкурентоспособность педагогического образования на рынке образовательных услуг в связи с неподготовленностью педагогов к проведению маркетинга образовательных услуг.
- отсутствие развитой качественной системы кадрового обеспечения, интегрирующей российские и зарубежные модели подготовки будущих педагогов в условиях многоуровневой преемственной системы непрерывного педагогического образования для работы в образовательных учреждениях нового типа и внедрения в практику педагогической инноватики и результатов научных исследований;
- низкая активность субъектов педагогического образования в формировании российской и мировой образовательной политики; педагогическая общественность не пришла к согласию по поводу вводимых новых государственных стандартов как профессионального, так и общего образования;
- не стало приоритетом дополнительное профессиональное образование преподавателей психолого-педагогических дисциплин и управленческих кадров, способных эффективно работать в новых условиях, осуществлять нововведения в образование.
Проведенные маркетинговые исследования запросов работодателей к качеству педагогического образования, обобщение результатов научных исследований, представленных в авторефератах кандидатских и докторских диссертаций по теории и методике профессионального образования (свыше 300 работ], позволило нам описать идеи реформирования педагогического университетского образования.
1. Идея открытости, интеграции, сетевого взаимодействия университетов - партнеров, представляющих различные страны.
Необходимость обновления педагогического образования в рамках данной идеи подтверждает опыт НовГУ имени Ярослава Мудрого по созданию в рамках международного проекта «Темпус-4» консорциума из университетов России, Германии, Австрии, Польши, Украины и Белоруссии на основе долгосрочных договоров о сотрудничестве. Это предусматривает реализацию совместных научнообразовательных проектов, позволяющих ин-
тегрировать кадровые, информационные, материально-технические ресурсы для решения стратегических задач, связанных с корпоративной миссией этих вузов в организации многоуровневой системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента. Компле-ментарность потенциалов участников консорциума позволила интегрировать ресурсы университетов-партнеров на основе принципа взаимодополняемости и обеспечить таким образом синергетический эффект единой международной команды.
Международная сеть университетов-парт-неров создала условия для достижения высокого качества образования за счет открытого доступа обучающихся к лучшим учебным модулям и ресурсам, имеющимся в сети.
В ходе совместной деятельности был создан электронный банк данных о ведущих лекторах в области образовательного менеджмента, об учебно-методических комплексах к преемственным, многоуровневым, вариативным образовательным программам повышения квалификации, переподготовки, обучения в магистратуре и аспирантуре.
В настоящее время магистранты и аспиранты имеют возможность писать диссертации под руководством научных руководителей из разных стран. Это дает возможность для профессионального общения самих руководителей, стажировок магистрантов и аспирантов за рубежом для плодотворной научной работы, которая может иметь сравнительный аспект и способствовать взаимному обогащению культур.
Особенностью международных проектов «Темпус-3» и «Темпус-4», реализуемых в Нов-ГУ имени Ярослава Мудрого, является получение двойных дипломов на основе введения билингвального образования бакалавров и магистрантов, способствующего снятию барьеров в их межкультурном взаимодействии. Это позволяет приобщить обучающихся к ценностям и образцам мировой культуры средствами родного и иностранного языков, когда язык выступает инструментом постижения мира специальных знаний. «Сегодня, -как справедливо отмечает М. Н. Певзнер, - би-лингвальное образование становится надежной технологической и методической базой процесса интернационализации образования, способствует академической мобильности студентов, повышает их профессиональную компетентность» [5, с. 43].
2. Идея создания компетентностных центров. В институциональном плане реализации идеи сетевого взаимодействия способствовало создание во всех университетах консорциума компетентностных центров, оборудованных современной техникой и создающих условия для взаимообучения магистрантов и преподавателей университетов разных стран в дистанционном режиме.
Основные цели компетентностных центров: информационно-техническое обеспечение сетевого взаимодействия университетов-партнёров в реализации международных проектов и программ в области образовательного менеджмента; повышение квалификации преподавателей и сотрудников - участников международных образовательных программ в области новых информационных и образовательных технологий.
Основные виды деятельности центров: консультирование и повышение квалификации персонала высшей школы и представителей региональных органов управления образованием по проблемам управления образовательными системами; совершенствование квалификации преподавателей иностранного языка в вопросах организации билингваль-ных курсов по образовательному менеджменту; проведение языковых курсов для аспирантов и преподавателей, участвующих в международных образовательных программах; повышение квалификации мультипликаторов в области образовательного менеджмента из регионов России и стран Ближнего Зарубежья; консультирование по вопросам разработки индивидуальных образовательных маршрутов по образовательному менеджменту; развитие языковой и ИТ-компетенций участников международных образовательных программ; проведение обучающих семинаров по разработке и реализации международных образовательных программ; консультирование и обучение преподавателей высшей школы по вопросам реализации принципов Болонского соглашения (модуляризация учебного содержания, международная система зачетных единиц, тьюнинг и т.д.]; разработка и реализация курсов дистанционного обучения; организация и проведение мероприятий в рамках международных проектов (видеоконференций, семинаров, мастерских, круглых столов]; методическое руководство и консультирование международных центров подразделений НовГУ.
Основными функциями компетентностно-го центра в педагогическом образовании могут быть: планирование, организация, мониторинг, создание платформы для развития преподавателей; подготовка информации для разработки программ; консультирование подготовки к экзаменам, проводимым на уровне различных университетов; сотрудничество с университетами и другими организациями по вопросам педагогического образования; создание фонда учебно-методических комплексов.
Таким образом, организация сетевого взаимодействия в педагогическом образовании на ассоциативной основе позволит объединить профессорско-преподавательские составы университетов России и зарубежья, заинтересованных в структурных и содержательных преобразованиях, в системных инновациях, связанных с подготовкой бакалавров, магистров и аспирантов в области педагогического образования.
Реализация данной идеи создает условия для получения двойных дипломов бакалаврами и магистрантами, успешного их вхождения в Европейское образовательное пространство.
3. Идея контекстно-биографического подхода к педагогическому образованию, что предполагает создание карьерной развивающей образовательной среды, обеспечивающей формирование у будущих педагогов карьерного потенциала, основными компонентами которого являются карьерные ориентации, карьерные возможности, карьерная компетентность. Это позволяет будущему педагогу конструировать и развивать свою профессиональную биографию на основе Я-кон-цепции и достигать различных уровней профессионально-педагогической компетентности для выполнения различных ролей в профессионально-педагогической деятельности (тьютор, консультант, модератор, супервизор, образовательный менеджер и др.]; организовать условия во время проведения стажировок для получения практических навыков студентами как по основной, так и по дополнительным компетенциям с выходом в широкое методическое пространство города, района, региона.
Реализация идеи контекстно-биографического подхода позволяет обеспечить подготовку педагога к решению сложных профессиональных задач, связанных с модернизаци-
ей российского образования, усложнением и расширением спектра педагогической деятельности, дифференциацией и индивидуализацией профессионально-педагогических ролей.
4. Идея становления выпускающей кафедры, реализация которой способствует развитию социально-образовательной и общественной активности будущих педагогов и преподавателей кафедры; предполагает организацию общественно-государственной экспертизы качества подготовки выпускников (процесса и результата], создание при кафедре общественного экспертно-аналитического совета.
При этом социально-образовательная активность будущего педагога и преподавателя кафедры определяется как качество личности, которое проявляется в деятельности, энергичном, открытом характере, в способности пробудить к активной социально-образовательной деятельности, характеризующее уровень их профессионального самосознания, проявления субъектности в самоанализе социальной значимости собственных достижений и своего социального статуса.
Социально-образовательная активность включает три компонента: информационномотивационный, предполагающий наличие мотивации к активной деятельности, стремление к получению знаний, освоение новой информации; интерактивно-коммуникационный, отражающий умения организовывать и осуществлять продуктивную коммуникацию с индивидами и группами, а также выполнять различные роли в коммуникации; социальнорефлексивный, включающий способность к рефлексивному проектированию и реализации наиболее значимых социально-образовательных проектов и программ.
Организация общественно-государственной экспертизы качества подготовки будущих педагогов предполагает оптимальное сочетание социально-маркетингового и компе-тентностного подходов в проведении экспертизы, что требует включения «социоцентри-ческих, человекоцентрических и культуроцентрических измерений» (А. И. Субетто] [6], учет запросов различных групп потребителей образовательных услуг (Н. П. Литвинова] [7], описание обязательных результатов в форме компетенций, рассматривающих возможности трудоустройства молодых специалистов в России и за рубежом [8] и реализацию функций общественно-государственной экспертизы - аналитической, проектировочной и консультационной.
Общественный экспертно-аналитический совет создается с целью обеспечения новых, более демократических партисипативных отношений, согласованного взаимодействия кафедры и гражданского общества в области подготовки высокопрофессиональных специалистов по направлениям деятельности кафедры.
Реализация идеи становления выпускающей кафедры педагогического образования как общественно-активной структуры позволит повысить социальный статус педагога в обществе и обеспечить подготовку инициативных педагогов, готовых и способных активно участвовать в развитии России, становлении и развитии гражданского общества.
Таким образом, учет перечисленных выше идей, сформулированных на основе рефлексии исследований по теории и методике профессионального педагогического образования, традиций и опыта модернизации педагогического образования, позволит определить и обосновать приоритетные направления реформирования педагогического образования.
Литература
1. Моисеев Н. Н. Человек, среда, общество : Пробл. формализ. описания. - М.: Наука, 1982. - 240 с.
2. Белая Г. В. Теоретические основы университетского менеджмента. - М.: МПГУ, 2001. - 303 с.
3. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. - 2002. - № 7.
4. Попков В. А., Коржуев А. В. Критический стиль мышления у субъектов высшего профобразования. - М.: Агроконсалт, 2002. -233 с.
5. Певзнер М. Н. Реализация международного проекта: новое видение сетевого взаимодействия университетов-партнеров // Вестник Новгородского государственного университета. - 2010. -№58. - С. 40-44.
6. Субетто А. И. Квалитология образования (Основания, синтез]. - СПб., - М.: Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов, 2000. - 219 с.
7. Литвинова Н. П., Крупкин А. В., Савенкова О. Е., Строев В. В. Экономика и организация образования взрослых : вопросы теории и практики : моногр. / под общей редакцией Н. П. Литвиновой (Сер. «Образование взрослых в современном мире». Т. 1]. -СПб., 2005. - 82 с.
8. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004.
- №3. - С. 17-82.
---------^----------