УДК 378.14
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА:
НОВОЕ ВИДЕНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ-ПАРТНЕРОВ
К 20-летию программы ТЕМПУС
М.Н.Певзнер
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, [email protected]
В статье раскрывается новое видение сетевого взаимодействия университетов-партнеров в рамках международных консорциумов. Выявлены особенности различных видов международных сетей, даны их характеристики. Раскрыта сущность международного стратегического партнерства, показана роль международных проектов в интернационализации высшего образования.
Ключевые слова: международный проект, сетевое взаимодействие, международный консорциум, университеты-партнеры, международное стратегическое партнерство
The paper discusses a new approach to the partner Universities networking within the frames of international consortia. The author describes different kinds of international networks and their major characteristics. The paper discloses the essence of international strategic partnerships and shows the role of international projects in the process of internationalization of higher education. Keywords: international project, networking, international consortia, partner Universities, international strategic partnership
Международная деятельность представляет собой важный компонент стратегической программы современного университета. Международная деятельность Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого развивается в рамках стратегической программы «Интернациона-
лизация науки и образования» и направлена на использование международного ресурса для повышения качества образования, реализацию принципов Болонской декларации, содействие инновационным процессам и структурным преобразованиям в университете.
Международная деятельность НовГУ на современном этапе характеризуется переходом от эпизодических международных контактов в образовательной области к содержательной научнопедагогической кооперации и всестороннему партнерству. Углубление такого партнерства сопровождается совместной разработкой межкультурных образовательных программ, конструированием новых педагогических технологий в русле открытого обучения, проведением совместных научных исследований в различных областях знаний. Международное сотрудничество и диалог учебных культур постепенно приводят к структурным и институциональным изменениям в высшем образовании, которые максимально сближают образовательные системы и поэтапно формируют единое мировое образовательное пространство. Достижению таких результатов способствуют международные проекты и образовательные программы.
Проектно-грантовая деятельность становится важнейшей составляющей интернационализации высшего образования. В этой деятельности сегодня можно отметить следующие тенденции.
Сочетание двусторонних, многосторонних и сетевых проектов. В рамках сетевых проектов формируются кросскультурные сети университетов-партнеров, представляющих различные страны.
Трансформация проектов предметно-тематической направленности в междисциплинарные проекты.
Переход от чисто учебных и исследовательских к научно-образовательным проектам, включающим разработку образовательных программ и технологий, научное сопровождение образовательного процесса, проведение научных семинаров и мастерских, стажировок преподавателей, аспирантов и студентов в НовГУ и за рубежом.
Переход от проектов на основе гранта к долгосрочным программам сотрудничества на основе специальных соглашений.
Международные проекты создают в современных условиях предпосылки для достижения более высокого уровня интернационализации высшего образования — международного стратегического партнерства. Партнерство — это больше, чем кооперация, ибо оно включает развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, процесс поиска новых альтернативных решений задач стратегического развития, содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества научно-образовательных услуг, которую все партнеры изучают и развивают.
Признаками стратегического партнерства являются общность стратегических интересов, наличие сходных или постановка совместных стратегических целей и задач, долгосрочные договорные отношения, интеграция ресурсов, совместная научнообразовательная деятельность, совместный анализ результатов деятельности.
В области высшего образования международное стратегическое партнерство предусматривает договорные отношения между вузами, формирование стратегических альянсов, создание международной
сети вузов-партнеров, взаимное признание дипломов, проектно-грантовую деятельность.
Таким образом, международными стратегическими партнерами в образовании можно считать образовательные учреждения, расположенные в двух или более странах и имеющие долгосрочные договоры о сотрудничестве, которые предусматривают реализацию совместных научно-образовательных проектов на основе частичной интеграции кадровых, информационных, материально-технических ресурсов для решения стратегических задач, связанных с корпоративной миссией этих организаций [1].
Важным средством достижения международного стратегического партнерства являются международные проекты, реализуемые консорциумами в рамках программы ТЕМПУС, которой в 2010 г. исполняется 20 лет. Примером такого проекта может служить совместный проект университетов России, Германии, Австрии, Польши, Украины и Белоруссии «Сетевое взаимодействие университетов-партнеров в многоуровневой системе подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента», реализация которого началась в 2010 г. со следующими целями:
1. Интеграция существовавших ранее автономных систем подготовки и повышения квалификации в области образовательного менеджмента в единый конструкт.
2. Создание преемственных учебных планов и образовательных программ для каждой ступени многоуровневой системы профессионального образования, завершающейся выдачей соответствующего документа (удостоверение, сертификат, диплом магистра).
3. Разработка концепции аспирантуры как третьего уровня подготовки специалистов в области образовательного менеджмента.
4. Создание международной сети университе-тов-партнеров, обеспечивающей высокое качество образования за счет открытого доступа обучающихся к лучшим учебным модулям и ресурсам, имеющимся в сети.
Прокомментируем эти цели. В настоящее время в российских вузах постепенно осуществляется переход на двухуровневую систему подготовки специалистов «бакалавриат — магистратура», в то время как в Западной Европе ставится задача выстроить и третий цикл — подготовку докторов наук (соответствует российскому кандидату наук). Сейчас подготовка научных кадров в России представляет собой отдельную систему и не имеет прямого пересечения с подготовкой специалистов, поэтому в проекте ставится задача интегрировать эти системы и продумать четкие переходы из магистратуры в докторантуру. Аспиранты, пройдя такой путь, будут иметь возможность писать научную работу под руководством тандема научных руководителей из разных стран. Это создает возможность для профессионального общения самих руководителей, стажировок магистрантов и аспирантов за рубежом для плодотворной научной работы, которая может иметь сравнительный аспект и способствовать взаимному обогащению культур.
Изолированными являются сегодня также системы подготовки специалистов и повышения квалификации. Если человек повысил свою квалификацию на курсах, тренингах, а затем поступил в вуз получать второе высшее образование, то полученные им ранее знания и компетенции практически не учитываются. Поэтому в проекте предусматривается возможность кредитно-накопительной системы, которая позволяет обучающимся использовать различные образовательные пути. Такая система является более гибкой, учитывает индивидуальные потребности человека, предоставляет ему возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. В рамках проекта в НовГУ открывается Компетентностный центр образовательного менеджмента и международных образовательных программ. С помощью новых информационных технологий студенты смогут слушать в этом центре видеолекции преподавателей практически всех одиннадцати вузов-партнеров и осуществлять с ними интерактивное общение.
Интегративная модель обучения образовательных менеджеров, реализуемая в рамках проекта ТЕМПУС-4, представлена на рис.
В практике международного сотрудничества НовГУ можно выделить несколько видов сетей, имеющих различную структуру управления.
Первая группа сетей строится по принципу кооперации, который не предполагает наличия признанного всеми участниками университета-лидера. В качестве примера такой сети можно привести партнерское взаимодействие университетов Великого Новгорода, Хильдесхайма и Дортмунда (Германия), Лиепая (Латвия) в обмене научной информацией, проведении совместных международных конференций, научнопрактических семинаров, мастерских, мастер-классов.
Наиболее перспективным направлением в развитии международной деятельности университета в рамках сети-кооперации является создание совместных образовательных программ с двойным дипломом. Весьма результативной российско-германской программой является экспериментальная программа подготовки бакалавров по направлению «Педагогика» в университетах Великого Новгорода и Хильдес-хайма, позволившая студентам НовГУ получить два диплома бакалавра педагогики — российский и немецкий и продолжить обучение в магистратуре по
Аспирантура
(исследование проблем образовательного менеджмента)
Ступень 3 ЕКР: Уровень 8
Прием внешних кандидатов
Диагностическая процедура отбора кандидатов
Кредитно- Фаза 3 Магистратура Ступень 2
система (программа «Образовательный менеджмент») Уровень 7
Фаза 2 Профессиональная переподготовка Сертификат
♦
Фаза1 Повышение квалификации Удостоверение
Профессиональная деятельность
* Свидетельство
Бакалавриат
Среднее
образование
Диплом Бакалавриат Диплом
і
Аттестат Среднее образование Аттестат
Ступень 1 ЕКР: Уровни 5,6
Интегративная модель обучения образовательных менеджеров (ЕКР — европейская квалификационная рамка)
Подготовка такого масштабного проекта, как ТЕМПУС-4, сопровождалась размышлениями о том, какой состав и какое качество должен иметь международный консорциум, принявший на себя ответственность за решение новаторских задач в области высшего образования.При создании такого консорциума учитывался опыт НовГУ и других университетов в России и за рубежом, связанный с созданием сетей университетов-партнеров, которые имеют общие стратегические цели в международной деятельности и интернационализации высшего образования.
программам «Педагогическая психология» и «Образовательный менеджмент». В свою очередь немецкие студенты успешно обучаются в НовГУ, подтверждая свое право на получение российского диплома. Эффективность программы «Двойной диплом» высоко оценила Немецкая служба академических обменов (БАЛО), которая приняла решение в качестве исключения финансировать обучение новгородских магистрантов в университетах Германии.
Особенностью международных программ с двойным дипломом является билингвальное образование студентов, способствующее снятию барьеров в
их межкультурном взаимодействии и позволяющее приобщить обучающихся к ценностям и образцам мировой культуры средствами родного и иностранного языков, когда язык выступает не как средство повседневной коммуникации и не как самостоятельная цель обучения, а как инструмент постижения мира специальных знаний. Сегодня билингвальное образование становится надежной технологической и методической базой процесса интернационализации образования, способствует академической мобильности студентов, повышает их профессиональную компетентность. Поэтому конструирование и реализация билингвальных модулей (на русском, немецком, английском языках) является составной частью ряда международных образовательных программ, которые реализуются НовГУ в сотрудничестве с зарубежными университетами.
В международных сетях-ассоциациях (вторая разновидность сети университетов-партнеров) все участники являются равноправными, но имеют единый демократически избранный орган управления. НовГУ участвует в ряде таких ассоциаций, например в Ассоциации университетов стран Балтийского региона (BSRUN), под эгидой которой в Великом Новгороде в мае 2009 г. прошла Международная конференция «Актуальные вопросы интернационализации высшего образования».
В сетях, строящихся по принципу консорциума, лидирующее положение занимает университет, являющийся, как правило, заявителем того или иного проекта. Примерами такой сети являются консорциумы, в которые входит НовГУ в рамках проектов ТЕМПУС, программы Эразмус Мундус и ряда других программ. Одним из таких проектов является проект ТЕМПУС-3 «Многоуровневая подготовка специалистов в области образовательного менеджмента в Нов-ГУ (бакалавриат — магистратура)». Особенностью проекта является создание модульных образовательных программ с элементами билингвального и дистанционного обучения, а также диагностической процедуры отбора кандидатов в магистратуру. В билин-гвальном режиме преподаются такие модули, как «Управление человеческими ресурсами», «Образовательный менеджмент в международном и межкуль-турном контекстах». Наиболее эффективным методом обучения в рамках билингвальных модулей является инновационный метод «Обучение международной командой».
При подготовке заявки нового проекта ТЕМПУС-4 его инициаторы стояли перед альтернативой: сохранять только старые партнерские связи, оправдавшие себя в многолетней совместной проектной деятельности, или попытаться расширить базу международного сотрудничества, включив в интенсивное сетевое взаимодействие новые университеты и новые страны. Второй путь представлялся более продуктивным. Избирая такой путь, авторы проекта опирались на теорию М.Грановеттера о «силе слабых связей» и «слабости сильных связей» [2]. Согласно этой теории система отношений, сформировавшаяся в «тесном кругу друзей», задает определенные границы интеллектуальной и эмоциональной активности уча-
стников сети, не позволяет им выйти за рамки сложившихся стереотипов и традиций, сужает горизонт видения новых проблем. Неменяющийся круг актеров постепенно приводит к застою на сцене международного сетевого взаимодействия, со временем оно становится менее продуктивным. Сила слабых отношений в новых консорциумах обусловлена притоком новой информации, новых идей и взглядов, наконец, диалогом вновь встретившихся культур, что в целом повышает инновационную направленность международного консорциума, его способность к построению новой архитектуры отношений между участниками, позволяющей слабые отношения трансформировать в сильные.
Какие факторы определили выбор участников консорциума?
Наличие устойчивого ядра консорциума, имеющего многолетний опыт инициации международного сотрудничества (в нашем случае речь шла о Новгородском и Хильдесхаймском университетах) и способного проложить «мосты» кооперации к новым «островам» международного взаимодействия.
Эффект «тесного мира», выявленный социальным психологом С. Милграммом в результате эксперимента с доставкой писем без полного адреса с помощью людей, опосредованно знавших друг друга [3]. В нашем случае приглашенные в консорциум новые университеты привлекали к сетевому взаимодействию другие организации, с которыми они поддерживали устойчивые многосторонние контакты.
Общая заинтересованность в структурных и содержательных преобразованиях, в системных инновациях, связанных с подготовкой специалистов в области образовательного менеджмента.
Совместное целеполагание, высокий уровень мотивации участников к достижению результатов проекта, позволяющие успешно преодолеть значительные трудности в его реализации, связанные с особенностями национальных образовательных систем, различными стандартами, правовыми нормами, культурно-историческими традициями.
Комплементарность потенциалов участников консорциума, позволяющая интегрировать ресурсы (кадровые, интеллектуальные, информационные и др.) университетов-партнеров на основе принципа взаимодополняемости и обеспечить таким образом синергетический эффект единой международной команды.
Ориентация на лучшие образцы и модели обучения образовательных менеджеров с использованием процедуры «равнение на лучших».
Помимо данных факторов важнейшими критериями отбора участников консорциума были: опыт проектной научно-образовательной деятельности; наличие признанных специалистов в области образовательного менеджмента; характер, объем и качество международной деятельности; стратегические приоритеты вуза, связанные с интернационализацией высшего образования, интеграцией в единое европейское культурно-образовательное пространство; наличие в университетах ресурсов, необходимых для реализации проекта. С учетом перечисленных выше кри-
териев, в международный консорциум по реализации проекта «Сетевое взаимодействие университетов-партнеров в многоуровневой системе подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента» вошли 11 университетов шести стран Восточной и Западной Европы.
При составлении новой проектной заявки в рамках программы ТЕМПУС-4 была использована инновационная модель консорциума, включающая два управляющих центра: Хильдесхаймский университет стал заявителем проекта и координатором университетов стран Западной Европы, а Новгородский университет выступил в качестве координирующего центра для университетов России, Украины, Белоруссии, вступивших в консорциум. Создание такой биполярной модели свидетельствует о признании позитив-
ного опыта НовГУ в международной проектногрантовой деятельности, прежде всего в области педагогики и образовательного менеджмента. Таким образом, в последние годы международное сотрудничество российских и зарубежных университетов стало приобретать характер равноправного диалога, активным участником которого является НовГУ, выступающий в качестве консультанта по организационному развитию других университетов.
1. Певзнер М.Н., Ширин А.Г. // Педагогическое образование и наука. 2004. №4. С.47-49.
2. Granovetter M.S. // Amer. J. of Sociology. 1985. №3. Р.481-510.
3. Jutte W. Soziales Netzwerk Weiterbildung. Analyse lokaler Institutionenlandschaften. Bielefeld, 2002. S.44-45.