сти автору удалось сформулировать собственные подходы к мониторингу уровней творческой самореализации студентов в вузе. Самореализация студентов имеет разные уровни выраженности:
интегративно-репродуктивной, связанный с преодолением личностного сопротивления сложившимся стереотипами поведения и отношений, насыщение информацией, овладение репродуктив-но-творческими способами деятельности;
интегративно-креативный, предполагающий научение новым образцам творческо-репродуктив-ной деятельности и отношений, которые в свою очередь, связаны с творческой самореализацией;
творческо-компетентностный, характеризующийся соотнесением своего личного опыта с опытом, накопленным человечеством, включение в исследовательскую, практическую и профессиональную деятельность, с собственным взглядом на проблемы; с формированием профессиональной компетентности как высшим проявлением творческой самореализации будущего менеджера в вузе.
Одним из основных организационно-педагогических условий, необходимых для успешной творческой самореализации автор считает компетентност-ный подход, который интегрирует интеллектуально- информационную и навыковую составляющие образования и нацеливает обучающегося на личностную интерпретацию содержания образования, применение знаний в практической деятельности, т. е. на творческую практическую самореализацию, что является условием успешности в жизни.
Учитывая исследования зарубежных и российских психологов и педагогов в области компетент-ностного подхода в образовании, можно отметить, что важным является понимание компетентност-ного подхода:
♦ компетентностный подход как средство ориентации образования на личностно значимые и творческие практико-ориентированные ре-
зультаты обучения, позволяющее добиться интеграции целей и содержания процесса обучения, стать фактором развития содержания обучения; ♦ компетентностный подход как способ идентификации основных умений, которые (как проявляются, так и формируются) в деятельности через применение знаний при решении обучающих профессиональных задач, направленных, в том числе, и на творческую самореализацию в будущей профессиональной деятельности. Компетентностный подход является необходимым условием для успешности процесса творческой самореализации будущих менеджеров туризма в вузе, его автор взял за основу при разработке системы компетенций будущего менеджера туризма.
Компетентностный подход положен в основу формирования структурно-содержательной модели процесса, направленного на творческую самореализацию будущих менеджеров туризма на этапе подготовки в вузе, которую характеризует наличие концептуального, целевого, содержательного и методического компонентов, а также отражение комплекса организационно-педагогических условий, необходимых для творческой самореализации будущих менеджеров туризма в вузе.
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. — Казань: Изд-во КГУ, 2009. — 320 с.
2. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. — М.: Наука, 2012. — 456 с.
3. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. — М.: Высшая школа, 2001. — 236 с.
4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М. Митиной. — М.: Издат. центр «Академия», 2009. — 336 с.
5. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. — СПб.: Медицинская пресса, 2002. — 352 с.
УДК 377(09)(510) Лю Сяонань
Л.З. Тенчурина, доктор пед. наук
Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В КОНЦЕ ХХ — НАЧАЛЕ ХХ! В.
В
Китайской Народной Республике (КНР) вительством КНР был определен своего рода «тре-
с конца 1970-х — начала 1980-х годов прово- ножник, на котором покоится стратегия развития
дится целенаправленная политика модернизации и реформ образования»: 1) укрепление образова-
образовательной системы страны в целом и про- ния на селе (прежде всего — обязательного), 2) со-
фессионального образования, в частности. Пра- здание высококлассных университетов и ключевых
отраслей знаний и 3) ускоренное развитие профессионального образования [1].
Достигнутые за последнюю четверть ХХ в. достижения и успехи, в первую очередь, в сфере общего — начального и среднего — образования Китая явились решающим условием для совершенствования и кардинальных изменений системы профессионального образования КНР, которые стали активно осуществляться начиная с 2000-х годов [2].
В ряде партийно-правительственных документов, изданных в эти годы, указано, что основными задачами реформирования системы профессионального образования на всех его уровнях являются, во-первых, устранение противоречия между избыточностью рабочей силы (прежде всего, на селе) и ее низким качеством, во-вторых, изменение (расширение) структуры и профилей подготовки кадров и обеспечение их мобильности с целью социалистической модернизации народного хозяйства и создания условий для перехода от тру-доинтенсивных видов производства к производству, требующему высоких профессиональных знаний и умений...
Следует указать, что система профессионального образования в Китае отличается от российской. Так, если в системе профессионального образования РФ выделяются начальное, среднее и высшее профессиональное образование, а также послевузовское образование, имеющее относительно одинаковую значимость и распространение, то в системе профессионального образования КНР до последнего времени наибольшее распространение имели только две ступени: начальное профессиональное (НПО) и высшее образование [3, 4]. Что касается среднего профессионального образования (СПО), то оно в конце 1990-х годов пребывало в стагнационном состоянии. На образовательные учреждения НПО в КНР до недавнего времени была дополнительно возложена задача распространения неполного среднего образования на селе [1, 2].
Особо следует оговориться относительно широко распространенных в Китае специализированных краткосрочных вузов (численность учащихся в которых составляет почти половину всех студентов): в сравнении с российскими вузами — они могут быть причислены к высшей ступени образования с определенной «натяжкой», поскольку фактически они занимают промежуточное положение между системами СПО и ВО, представляя по сути прикладной бакалавриат [4, 5].
Кроме того, в КНР быстро развивается высшее образование на основе экстерната; так, по имеющимся данным, к 2005 году число граждан КНР, принятых в вузы для получения высшего образования на основе экстерната, составляло свыше 13 млн человек.
В соответствии с китайским законодательством, сегодня финансовую ответственность за создание и функционирование учреждений профессионального образования в КНР разделяют государство (при этом основная доля финансирования осуществляется из местных бюджетов), работодатели (ассигнования от госпредприятий при этом составляют не более 10 % всех вложений) и сами учащиеся, студенты1.
Специфика реформирования профессионального образования Китая в рассматриваемый период определялась рядом особенностей, включая следующие: быстрый демографический рост, стремительная урбанизация и так называемая «массови-зация» (начиная с 1990-х годов) полного среднего общего и высшего образования. Следует привести некоторые цифры, касающиеся высшего образования. Так, если в 1949 году (год образования КНР) в стране имелось лишь 205 вузов, то в 1999 — их насчитывалось свыше 1940 (с общим контингентом 7 млн 130 тыс. студентов) [6]. Такое (практически десятикратное) увеличение численности вузов и рост контингента учащихся в них2, несомненно, негативно сказались на развитии среднего профессионального образования, приведя к снижению его значимости и невысокой общественной оценке и популярности в конце 1990-х годов [2].
После вступления КНР в ВТО (2001) стимулирование развития системы профессионального образования в целом и системы СПО, в частности, приобрело особое значение: в китайском обществе в несколько раз повысилась оценка значимости дипломов образовательных учреждений не только высшего, но и среднего профессионального образования, поскольку качество и распространенность (масштабы) профессионального образования стали определяться как решающие факторы и основа для социалистической модернизации промышленности и сельского хозяйства во имя достижения главной цели — создания экономически сильной, конкурентоспособной державы [1, 7].
Необходимо указать, что нормативно-правовая база развития профессионального образования в КНР начала создаваться еще в 1990-е годы: так, в 1996 году был принят «Закон о профессиональ-
1 Сегодня в КНР профессиональноеобразование (и в первую очередь — высшее) стало практически платным; вузы осуществляют набор на основании результатов общегосударственного тестирования выпускников общеобразовательных школ. Как правило, в среднем для зачисления в вуз необходимо набрать не менее 500 баллов; за каждый недобранный балл требуется при поступлении в вуз доплатить примерно (в среднем) 1000 юаней. Плата же за обучение в вузе в среднем колеблется от 800 до 1700, а иногда и 2000 долл. США.
2 Так, в 1999 году коэффициент поступивших в вузы выпускников общеобразовательных школ составлял 10,5 % от общего их числа, ав 2004 году уже 19 %.
ном образовании», а в 1998 году — «Закон о высшем образовании». С этого времени был издан ряд правительственных документов, касающихся тех или иных аспектов функционирования и развития системы профессионального образования, повышения его качества.
Например, в принятом в 2010 году «Государственном плане реформы и развития образования КНР на среднесрочный и долгосрочный период (2010—2020 гг.)» значительный раздел посвящен перспективам развития системы профессионального образования страны и анализу имеющихся на данный момент проблем в его функционировании. Так, в частности, на период до 2020 года намечено создание нового управленческого механизма системы профессионального образования, в соответствии с которым ведущая роль в управлении отводится правительству, руководство учреждениями профессионального образования осуществляет соответствующие отрасли промышленности, что же касается отдельных предприятий, то они активно участвуют в управлении отдельными учебными заведениями.
Кроме того, предусматривается организация комплексной модели управления всей системой образования в Китае посредством создания единых региональных органов (комитетов и канцелярий) по управлению базовым, профессионально-техническим и образованием для взрослых. Очевидно, что все это потребует и дальнейшего совершенствования законодательства КНР с целью фиксации правовых основ взаимодействия системы профессионального образования (причем как государственного, так негосударственного секторов) — с одной стороны, и предприятий, учреждений, фирм, общественных организаций и т. п. — с другой [2].
С целью повышения статуса профессионального образования (и в первую очередь — СПО) в стране создается Национальная система оценки и инспектирования (мониторинга) образования.
Характеризуя основные направления и тенденции в модернизации системы профессионального образования в 2000-е годы, нужно указать, что в структурно-организационном плане они включают следующие:
♦ сокращение сети учреждений начального профессионального образования и пересмотр функций НПО;
♦ стимулирование распространения учреждений среднего профессионального образования параллельно со старшей ступенью общеобразовательных средних школ с тем, чтобы соотношение численности учащихся в них составило 1 : 1, а также интенсивное развитие и расширение сети учреждений СПО на селе;
♦ укрупнение образовательных учреждений (ОУ) за счет их слияния (движение от отдельных об-
разовательных учреждений— к образовательным / профессионально-образовательным центрам);
• расширение и совершенствование подсистемы (сектора) негосударственного профессионального образования;
♦ увеличение сети и расширение масштабов как аспирантуры (докторантуры), так и краткосрочных высших профессионально-технических колледжей / институтов;
• организация новых (в структурном и содержательном плане) образовательных / профессионально-образовательных учреждений (в том числе учебно-производственных комплексов нового типа, «холдингов» и т. д.);
• организация как в системе СПО, так и в системах НПО и высшего образования образцовых образовательных учреждений (так называемых ОУ-«маяков») на государственном и провинциальном уровнях;
♦ создание центров профессиональной подготовки (начиная с уездного уровня), экспериментальных площадок, международных техно- и парков образования, научно-исследовательских «инкубаторов»;
♦ учреждение (создание) центров сертификации профессиональной квалификации и др. [1, 2, 7, 8].
Особый интерес представляет идея разработки и реализации различных (провинциальных, уездных и даже городских) моделей профессионального образования. Указанный факт — это еще одно свидетельство осуществляемого в Китае перехода к «многовариантной» структуре профессионального образования.
Сегодня китайским вузам дана большая свобода, в том числе и в привлечении дополнительных средств для развития науки и технологий; все шире распространяются такие виды коммерческой деятельности, как издательские и типографские услуги, сдача помещений и оборудования в частичную аренду и т. п. В течение последних 15—20 лет рядом вузов проведен эксперимент по созданию высокотехнологичных предприятий с целью развития научно-исследовательских лабораторий и экспериментальных видов производства, проведения научных экспериментов и др.
На государственном уровне определены четыре важнейших научных направления, по которым университеты, научно-исследовательские центры и лаборатории ведут активную научно-теоретическую работу и практико-ориентированные исследования: это информационные технологии, технологии новых материалов, электроника и биотехнологии. При этом Правительство КНР предоставляет соответствующие льготы на приобретение необходимого (в том числе и импортного) оборудования
и материалов, дополнительно финансирует создание экспериментальных лабораторий, испытательных полигонов, опытных видов производства и т. д.
В последние годы Китай начал активно использовать западный опыт по созданию индустриальных парков высоких технологий, технообразо-вательных центров, к работе в которых привлекаются иностранные специалисты и преподаватели. В результате сформирован ряд прибыльных конкурентоспособных компаний, около 50 научно-, техно- и образовательных парков.
Давая обобщенную оценку осуществляемых в рассматриваемый период изменений в содержании профессионального образования, можно отметить, что Министерством образования КНР1 и местными (на уровне провинций и даже иногда уездов) органами руководства образованием проводится большая работа по регулированию и обновлению номенклатуры специальностей НПО, СПО и высшего образования — с учетом требований современной экономики и производства, по выделению «ключевых» и введению редких специальностей.
В учебный процесс многих образовательных учреждений ПО внедряются современные модели учебных программ на основе сочетания «широкой базовой подготовки и гибких модулей»; активно разрабатываются и используются информационно-образовательные технологии, электронные учебные материалы и разработки и т. п. [1, 3, 9, 10].
В рамках развития и совершенствования профессионального образования в КНР особое внимание уделяется увеличению численности преподавательских кадров, повышению их квалификации, в частности, путем подготовки «преподавателей двойной квалификации» (т. е. имеющих дипломы и педагога, и инженера или техника) [5, 10].
В стране постоянно расширяется сеть педагогических колледжей и институтов, организуются различные дополнительные формы повышения квалификации (ПК): курсы и семинары повышения педагогической квалификации при колледжах и институтах и производственной квалификации — курсы ПК на предприятиях и т. п. [6, 11].
В числе мер, направленных на расширение и укрепление системы профессионального образования в КНР, следует назвать дотации из Государственного фонда социальной поддержки (социальные стипендии), оплата производственной практики студентов, кредиты, поощрительные стипендии и др. [2].
Существующим законодательством КНР предусмотрены разнообразные формы соучредительства в системе профессионального образования:
1 В ведении Министерства образования КНР находится примерно до 70 % вузов, остальные — ведомственные.
государство плюс различные ведомства, работодатели или общественные организации. С начала 2000-х годов в КНР действует достаточно эффективный механизм стимулирования работодателей к инвестициям в развитие учреждений профессионального образования, в частности, их учебно-материальной базы, оснащения учебного процесса, а также трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования [1, 2].
Таким образом, можно заключить, что сегодня система профессионального образования в КНР активно модернизируется и в его дальнейшем развитии заинтересованы как государственные, так и общественные структуры и все граждане современного Китая.
Список литературы
1. Боревская Н.Е. Государство и школа: опыт Китая на пороге III тысячелетия. — М.: Восточная лит-ра, 2003. — 270 с.
2. Россия — Китай: образовательные реформы на рубеже XX—XXI вв. Сравнительный анализ / Отв. ред. Н.Е. Боревская, В.П. Борисенков, Чжу Сяомань. — М.: Наука, 2007. — 590 с.
3. Тенчурина Л.З., Цай Ю. Особенности организации профессионального образования в современном Китае // Проблемы подготовки специалистов в сельскохозяйственных вузах: сб. науч. трудов. — М.: МГАУ, 1997. — С. 79-83.
4. Цзян Сюй, Тенчурина Л.З. Модели развития высшего образования в истории Китая // Вестник ФГБОУ ВПО МГАУ. — 2014. — Вып. 1(61). — С. 44-46.
5. Хэ С., Тенчурина Л.З. Высшее профессионально-техническое образование как подсистема национальной образовательной системы КНР // Актуальные проблемы профессионального образования в целях устойчивого развития сельского хозяйства: сб. науч. трудов. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2006. — Вып. 1. — С. 46-50.
6. Образование в КНР // Жэньминьжибао, 2000. — Режим доступа: http://Russian.people.com.cn/2332523. html
7. Базарова А.Н. Основные тенденции развития системы высшего профессионального образования КНР (1978-2008): автореф. дис. ... канд. пед. наук, 13.00.01. — Улан-Уде, 2011. — 18 с.
8. Ду Я., Тенчурина Л.З. Высшее педагогическое образование Китая: современное состояние, проблемы и перспективы // Актуальные проблемы профессионального образования в целях устойчивого развития сельского хозяйства: сб. науч. трудов. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2006. — Вып. 1. — С. 44-46.
9. Боревская Н.Е. Очерки истории школы и педагогической мысли в Китае. — М.: Изд-во ИДВ РАН, 2002. — 146 с.
10. Хэ С., Тенчурина Л.З. Проблемы подготовки специальных педагогических кадров в КНР // Проблемы подготовки специалистов в сельскохозяйственных вузах: сб. науч. трудов. — М.: МГАУ, 1997. — С. 76-79.
11. Тенчурина Л.З., Хэ С. Подготовка и комплектование педагогических работников для системы профтехобразования КНР // Актуальные вопросы подготовки специалистов сельскохозяйственного производства: сб. науч. трудов. — М.: МГАУ, 1998. — С. 81-85.