ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В СВЕТЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
М.К. ЕРИЖЕВ, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
Начавшееся с конца 1980-х гг. усиление конкуренции на мировых рынках потребовало появления адекватных управленческих систем учета затрат. Информация о себестоимости продукции и услуг, контроль над затратами, объективные методы измерения эффективности бизнеса сейчас значимы как никогда ранее.
Современные предприятия постоянно улучшают качество своей продукции, снижают затраты на содержание производственных запасов, широко используют информационные технологии и быстро внедряют новые виды продукции и инновации. Гораздо шире, чем раньше, внедряется система управления запасами «точно в срок» (Just in Time), впервые использованная на японских предприятиях. Благодаря этому во многих организациях затраты на хранение запасов и обслуживающий персонал снизились в несколько раз. Характерным является продолжающееся укорочение жизненного цикла товаров связи с ростом сектора высоких технологий. По этой причине многие предприятия стали следовать стратегии диверсификации и технологического лидерства, а не лидерства в цене и низких издержках производства, как это было ранее. Однако даже те предприятия, которые конкурируют на мировом рынке, лидируя в качестве своей продукции, остро нуждаются в информации о том, насколько предлагаемая ими цена покрывает все дополнительные затраты на улучшение качества.
Очевидно, что потребность в исчислении себестоимости могла возникнутьлишьс развитием капиталистических отношений. Главными причинами, побуждающими к калькулированию себестоимости, были: использование наемной рабочей силы, выступившей как товар; повышение производительности труда в капиталистическом производстве ; стремление к предупреждению потерь и рациональное ведение хозяйства. Все большую роль стали играть ценовые факторы: возникновение конкуренции и ценообразование исходя из затрат по производству, определение предела снижения цен, выявление рентабельности производства товаров.
Значение калькулирования как инструмента оценки рентабельности товаров, выгодности рыночных цен резко возросло в XIX в. Произошедший промышленный переворот, переход от мануфактуры к фабрике породили условия для дальнейшего капиталистического производства в виде создания больших промышленных предприятий. Рыночная конкуренция определяла движение капиталов, рост и падение промышленных компаний. Калькулирование требовало более четкой организации производства и дополнительных затрат. По этой причине оно было более развито на крупных фабриках и заводах. Экономическая трактовка бухгалтерского учета предполагала выделение учета затрат и калькуляции себестоимости готовой продукции и услуг в центр исследования учетной проблематики.
В то же время системы учета затрат, сформировавшиеся в первой половине XX века, соответствовали уровню мировой конкуренции и производственным условиям того времени. Тщательно отслеживались и учитывались затраты на труд, поскольку они составляли большую часть себестоимости. Накладные расходы, гораздо меньшие по величине, распределялись на готовую продукцию пропорционально трудовым затратам основного производства. Большая часть всех расходов была переменной. Тенденция развития новых технологий и ужесточения глобальной конкуренции поставила под вопрос правомерность использования учетных приемов и допущений, сформированных более 50 лет назад. Автоматизация производства, снижение размера производственных запасов и непрерывное совершенствование технологического процесса вызывают быстрое снижение трудовых затрат в составе себестоимости товаров. В технологичных отраслях доля таких затрат часто не превышает 5 - 10%. Трудовые издержки все чаще рассматриваются как постоянные затраты.
Поскольку доля косвенных расходов в составе себестоимости возрастает, то они должны быть лучше контролируемы. Кроме того, все чаще растет доля затрат, относимых на будущие отчетные пери-
50
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ HHilPMAIHIIII АНАЛИТИЧЕСКИ! ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ «ИДИШ
оды, поскольку отдача от них ожидается в будущем. Состав таких затрат расширяется: расходы на приобретение высокотехнологичного оборудования, программного обеспечения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИ-ОКР), расходы на маркетинг и эффективный сбыт продукции, обучение и подготовку персонала. Эти издержки должны быть объективно распределены на продукцию, поскольку составляют зачастую большую часть ее цены. Необходимо также определить, в какой пропорции они должны распределяться между текущим и будущими отчетными периодами. На практике в управленческом учете прибыль отчетного периода нередко искажается из-за некорректного распределения затрат.
Благодаря снижению затрат на компьютерный сбор, обработку и хранение учетной информации, развитию специального программного обеспечения открываются широкие возможности для большей достоверности калькуляции себестоимости продукции, разукрупнения групп затрат, использования объективных ключевых затратообразующих факторов.
Одним из новых направлений развития управленческого учета является стратегический управленческий учет. Это связано с потребностью выхода за пределы организации и включения в объекты учета окружающей среды бизнеса. Стратегический управленческий учет призван обеспечивать информацией о рыночных перспективах существующих продуктов, цикле долговечности продукта и портфеле продуктов. Сопоставление с внешними организациями помогает объяснить текущие изменения объемов продаж, прибылей и денежных потоков, способствует более эффективному принятию стратегических решений. Выражением этих тенденций в учете стала система «точно в срок».
Организация производства «точно в срок» осуществляется на базе непрерывного поточного производства. По принципу непрерывного потока организуются также все составляющие бизнес-процес-са - от поставщика до покупателя. В основе всех вариантов калькулирования по принципу «точно в срок» лежит принцип ликвидации избыточной информации для управления. В данной концепции исходят из того, что только процесс обработки заказа приносит дополнительную стоимость, остальные расходы рассматриваются как потери. Продукция производится только тогда, когда в ней есть потребность. Исходя из цели данного подхода, должны быть решены задачи функционально-стоимостного анализа операций, составляющих процессы для их возможного сокращения; анализа доходности вариантов приобретения крупных и мелких партий материалов.
Использование подхода «точно в срок» за счет снижения затрат и повышения качества приводит
к повышению эффективности бизнес-процесса и к повышению конкурентоспособности организации в долгосрочном периоде. Однако при этом возникает ряд сложностей - сложно избежать ошибок в ассортименте и срывов поставок, при этом каждый сбой приводит к остановке производственного процесса с неизбежными негативными последствиями. Лучшим становится вариант, при котором создается цепочка предприятий-партнеров, работающих по системе «точно в срок». В основу его реализации положена концепция цепочки ценностей.
Под анализом цепочки ценностей понимается метод классификации бизнес-процессов от сырья до конечных потребителей по стратегически важным видам деятельности. Например, выращивание фруктов, их заготовка, производство на их основе соковых концентратов, их переработка и производство готовых соков - звенья одной цепи. В отличие от традиционного управленческого учета, концепция цепочки ценностей выделяет такие источники повышения прибыли, как связь с поставщиками, связь с потребителями, связи между цепочками ценностей внутри предприятия и внутри одного подразделения. Анализ рентабельности поставщиков и покупателей является одним из элементов данной концепции. Клиентов можно оценить по дифференцированным продажным ценам, специальным льготам, предпочтительным условиям поставок, размерам заказов, способам отгрузки и транспортировки, условиям обслуживания после реализации.
Таким образом, текущие тенденции в организации учета, калькулирования затрат и анализа себестоимости выражают стремление сделать структуру себестоимости более прозрачной. При этом главный упор делается на ее более сложную по составу и во многих случаях преобладающую часть -косвенные расходы. Причины и источники возникновения таких затрат могут быть лучше проанализированы. Условия выживания и развития компаний все больше определяются структурой их издержек, активов, процессом создания стоимости продукта и оптимальными методами его продвижения на рынке.
Литература
1. Палий В. Ф. Основы калькулирования. - М.: Финансы и статистика, 1987. - 288 с.
2. Райан Б. Стратегический учет для руководителя. -М.: ЮНИТИ, 1998.-616 с.
3. ШанкДж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. - СПб.: Бизнес-Микро, 1999. - 288 с.
4. Green F. В., Amenkhienan F.E. Accounting innovation: a cross-sectional survey of manufacturing firms, 1992. -Journal of Cost Management (Spring). — Р. 58-64.
5. Johnson, Т., Kaplan R. Relevance Lost. The Rise and Fall of Management Accounting. - Boston, Massachusetts. -Harvard Business School Press, 1987.
EIEMECIWlMMIPW-МШ1ИИПЙIVNU JUMlECT tlUICU
SI