МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
• повышение результативности бюджетного процесса;
• совершенствование деятельности органов местного самоуправления.
Таким образом, местное самоуправление - самый близкий к людям и самый доступный для их непосредственного контроля уровень власти. Там лучше всего видны наиболее эффективные направления распоряжения ограниченными средствами. Наконец, на этом уровне власти труднее всего украсть общественные деньги. Только на местном уровне рождается сильное устойчивое гражданское общество. Список использованной литературы:
1. Аношина Ю.Ф. Влияние национальных и международных стандартов финансовой отчетности на организацию учета материально-производственных запасов, 2009. № 7. С. 300.
2. Аношина Ю.Ф. Классический и институциональный подходы к анализу отношений собственности на землю, 2009. № 6. С. 110.
3. Миргородская Т.В. Вопросы учета финансовой аренды согласно российской и международной учетных методологий. Международный научно-исследовательский журнал = ResearchJoumalofInternationalStudies. 2013. № 5-2 (12). С. 59-61.
4. Миргородская М.Г. Учетно- аналитическая информация в системе управления организацией, 2013. № 57. С. 124-129.
5. Миргородская Т.В. Аудит в системе менеджмента качества управления в организациях: проблемы и перспективы, 2013. № 103. С. 105-109.
6. Миргородская М.Г. Трансфертные цены как инструмент формирования прибыли в отчетности холдингов, 2013. № 104. С. 71-74.
7. Миргородская М.Г., Миргородская Т.В. Реинжиниринг в системе учетно- аналитического обеспечения управления организацией, 2013. № 103. С. 105-109.
© Каюмова А.Р., Яруллин Р. Р., 2016
УДК 339.37
Т.В.Кириллова
Канд. экон. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, РФ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СИНТЕТИЧЕСКОГО
ФОРМАТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Аннотация
В статье выявлены проблемы функционирования, проанализированы положительные и отрицательные тенденции развития торговых предприятий синтетического формата в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова
Торговое предприятие, торговый формат, синтетический формат, торговый центр, якорный арендатор
В конце двадцатого века в крупных российских городах появились розничные торговые предприятия так называемого «синтетического» формата. К ним относятся торговые центры (моллы), стрип-моллы, торговые галереи, торговые комплексы, аутлеты, которые объединяют предприятия продовольственной и непродовольственной торговли, общественного питания, услуг и развлечений, и предназначены для совершения комплексных покупок.
Синтетический формат предполагает отбор арендаторов, продуманную схему их расположения,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
позволяющую направлять покупательские потоки, включая наличие различных предприятий по оказанию услуг. Важнейшим условием эффективного развития торгового предприятия синтетического формата является его расположение в местах интенсивных пешеходных или транспортных потоков. [1].
Другим немаловажным условием эффективного функционирования такого предприятия выступает привлечение и размещение в структуре торгового центра якорных арендаторов, занимающих торговые помещения площадью не менее 5-15% от общей площади торгового комплекса. Как правило, это сетевой оператор розничной торговли, привлекающий в торговый центр основные потоки покупателей. На российском рынке в качестве якорных арендаторов чаще всего выступают гипермаркеты, магазины бытовой техники, парфюмерно-косметической продукции и спорттоваров, фуд-корт или развлекательный компонент (кинотеатр, аквапарк и т. д). Как правило, в настоящее время в одном торговом комплексе располагается несколько якорных арендаторов.
Несмотря на успешную практику функционирования торговых предприятий «синтетического формата», можно выделить ряд проблем:
1. Неравномерное распределение посетителей по зонам торгового предприятия, что приводит к образованию малопосещаемых мест.
2. Неудовлетворительная посещаемость якорных арендаторов, как следствие, их низкая доходность, приводящая к «уходу» якорного арендатора из торгового комплекса.
3. Низкая посещаемость магазинов при хорошей посещаемости якорных арендаторов.
В настоящее время в России произошло сокращение розничного товарооборота, которое отрицательно повлияло на рынок торговой недвижимости. Так активность девелоперов снизилась из-за насыщения рынка и уменьшения спроса со стороны арендаторов. Несмотря на происходящие явления открываются новые торговые предприятия синтетического формата.
Таблица 1
Крупные торговые предприятия синтетического формата, введенные в 2015 году в Санкт-Петербурге.
Название Адрес Общая площадь, Арендопригодная
торгового предприятия тыс.м2 площадь, тыс. м2
«Питер-Радуга», фаза II пр.Космонавтов, 14 42,0 29,0
Outlet Village Pulkovo I Пулковское ш., 60 16,0 15,0
ТК «У Красного моста» наб. р. Мойки, д.73-79 39,0 3,2
ТЦ «Бонус» пр. Косыгина, 31 8,1 5,9
ИТОГО: 105,1 53,1
Источник: Обзор рынка торговой недвижимости Санкт-Петербурга/Итоги 2015 г. Surveyor International Group
За 2015 год в Санкт-Петербурге введено в эксплуатацию 53,1 тыс. м2 арендопригодной торговой недвижимости синтетического формата, что является наименьшим показателем с 2008 года, при этом падение объема ввода по сравнению с 2014 годом составило 60%, а по сравнению с 2013 - 75% [5].
Обеспеченность качественными торговыми площадями в Санкт-Петербурге по итогам 2015 года составляет около 599 м2 на тыс. жителей, что является второй по значению величиной по России после Краснодара. К перспективным городам для развития торговой недвижимости, помимо Санкт-Петербурга и Москвы, относятся Владивосток, Хабаровск, Набережные Челны, Киров и Чита.
В 2015 году в Москве открылся торговый центр «Авиапарк» общей площадью 390 тыс. м2, который является на сегодняшний день самым крупным торговым центром в Европе. Основными якорными арендаторами выступили «Ашан», «М.Видео», «Спортмастер», Media Markt, Decatlón, OBI. Изюминка «Авиапарка» - самый высокий в мире цилиндрический аквариум, расположенный в атриуме, в котором плавает 2500 рыб. Торговый центр имеет 17-зальный комплекс, вмещающий 4000 человек, ресторанный дворик, развлекательный детский парк и уникальный полигон для соревнований на всех видах радиоуправляемых моделей «Арена Пилотаж». [3].
В Санкт-Петербурге продолжается процесс реконструкции и реконцепции торгово-развлекательных комплексов. В течение 2015 года было получено разрешение на реконструкцию объектов незавершённого строительства под торговые объекты микрорайонного и районного значения, например, на пр. Ударников,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070 34, Индустриальном пр., 31, Богатырском пр., 18, корп. 2 [4].
Реконцепция представляет собой обновление состава арендаторов без закрытия торгового центра, а также привлечение новых функций в проект, частичная реновация объекта, полное изменение концепции. Возможно, например, открытие хлебопекарного мини-производства, почтового отделения, развитие социальных объектов и т.п. Для предприятий торговли и общественного питания малого и среднего бизнеса, испытывающих финансовые затруднения, существует возможность приобретения оборудования в лизинг. [5]
Следующей тенденцией является увеличение свободных торговых площадей, в том числе за счет введения новых. За 2015 год уровень вакантных площадей возрос с 5 до 8%, что превышает 300 тыс. м2, а общая несданная площадь увеличилась на 60% [6]. Объем рынка торговых площадей превысил показатель 2008 и 2011 годов.
Наконец, произошло снижение арендных ставок на 10%, и проявилась тенденция к заключению договоров с привязкой арендной платы к проценту от товарооборота. Снижение деловой активности в торговой отрасли способствовало активному развитию сетевой розницы формата «дискаунтер». Например, в продуктовом сегменте получил развитие новый бренд, сеть дискаунтеров «Да!» компании «О'Кей».
Динамика арендных ставок за год,%
20 15 10 5 0 -5 -10 -15
Источник: Краткий обзор рынка торговой недвижимости Санкт-Петербурга за 2015 г. [6].
■
■
1 1
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2 2
В fashion-ритейле появились магазины с концепцией дисконт-формата. В сетевом ритейле возникли новые схемы сотрудничества и методы продаж. Например, проекты shop-in-shop, подразумевающие размещение одним торговым предприятием другого на своих площадях (магазины Media Markt на площадях Metro C&C). Произошел переход отдельных ритейлеров от онлайн-продаж к полноценным магазинам (Wikimart, KupiVip) и наоборот.
Таким образом, существуют как отрицательные, так и положительные тенденции развития торговых предприятий синтетического формата. Предприятия такого формата, объединяющие под одной крышей продовольственные и непродовольственные магазины, предприятия общественного питания, услуг и развлечений, динамично развиваются, возникают новые их виды. Список использованной литературы:
1. Иванов Г.Г., Орлов С.Л. Социальные аспекты предпринимательства в торговле: журнал Вестник экономики, права и социологии, - 2014, №1 - с. 125-129.
2. Эволюция якорных арендаторов/ Арендатор. ру http://news.ners.ru/evolyutsiya-yakornykh-arendatorov.html/
3. Крупнейшему ТЦ - уникальные проекты// Современная торговля, № 5, 2016г., с.31-35.
4. Обзор рынка торговой недвижимости Санкт-Петербурга/ Итоги 2015 г. Surveyor International Group.
5. Кириллова Т.В., Крутякова А.С. Особенности лизинга оборудования для предприятий торговли// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Экономика и право. - 2016. - №4. - С. 28-31.
6. Краткий обзор рынка торговой недвижимости Санкт-Петербурга за 2015 г.
© Кириллова Т.В., 2016