Научная статья на тему 'Тенденции развития торговых отношений между Россией и странами АСЕАН'

Тенденции развития торговых отношений между Россией и странами АСЕАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
603
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТОРГОВЛЯ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / СТРАНЫ АСЕАН / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / СОСТОЯНИЕ ТОРГОВЛИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ / ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТОВАРООБОРОТ / TRADE RELATIONS / TRADE / IMPORT / EXPORT / ASEAN COUNTRIES / DEVELOPMENT PROSPECTS / STATE OF TRADE / INTERNATIONAL TRADE / TRADE IN GOODS / TRADE IN SERVICES / INTERNATIONAL TRADE TURNOVER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нгуен К. Т., Банарь К. М., Потапова Я. С.

Рассмотрена перспектива развития торговых отношений между Российской Федерацией и странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Рассмотрены следующие проекты: транспортные (ОАО «РЖД» с Индонезией; проекты ПАО «Газпром», Южно-Китайское море; проекты компании «Петрос»), также проект нефтепровода «Восточная Сибирь Тихий океан». Проведен анализ импорта и экспорта России с некоторыми из стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на сегодняшний день и за последние десять лет. Предложена перспектива комплексного объединения между Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии и Евразийским экономическим союзом. Выделены наиболее существенные и значимые моменты в поддержании данных торговых отношений между странами. Раскрыты возможные причины отсутствия масштабных и крепких связей в некоторых сферах деятельности между Российской Федерацией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, также предложены различные варианты по созданию и поддержке взаимовыгодных торговых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN DEVELOPMENT OF TRADE RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND ASEAN COUNTRIES

The perspective of development of trade relations between the Russian Federation and the countries of the Association of Southeast Asian Nations has been considered. The following projects: transport (“Russian Railways” OJSC with Indonesia; PJSC “Gazprom” projects, the South China Sea; “Petros” company projects), as well as the “East Siberia-Pacific Ocean” oil pipeline project have been considered. The import and export of Russia with some of the Association of Southeast Asian Nations countries for today and over the past ten years have been analysed. The prospect of a comprehensive association between Association of Southeast Asian Nations and the Eurasian Economic Union has been proposed. The most substantial and significant moments in maintaining the data of trade relations between countries have been highlighted. The possible reasons for the lack of large-scale and strong ties in some areas of activity between the Russian Federation and the Association of Southeast Asian Nations have been revealed, various options for creating and supporting mutually beneficial trade relations also have been offered.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития торговых отношений между Россией и странами АСЕАН»

УДК 339.56.055

JEL F59

Нгуен Куанг Тхыонг

д-р технич. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-7694-4401 e-mail: [email protected]

Банарь Кристина Михайловна

студент, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: Cristina. banari99@mail. ru

Потапова Яна Сергеевна

студент, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Nguyen Quang Thuong

Doctor of Technical Sciences, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-7694-4401 e-mail: [email protected]

Banar Cristina

Student, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: cristina. banari99@mail. ru

Potapova Iana

Student, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: [email protected]

DOI 10.26425/1816-4277-2020-5-152-160

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И СТРАНАМИ АСЕАН

Аннотация. Рассмотрена перспектива развития торговых отношений между Российской Федерацией и странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Рассмотрены следующие проекты: транспортные (ОАО «РЖД» с Индонезией; проекты ПАО «Газпром», Южно-Китайское море; проекты компании «Петрос»), также проект нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». Проведен анализ импорта и экспорта России с некоторыми из стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на сегодняшний день и за последние десять лет. Предложена перспектива комплексного объединения между Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии и Евразийским экономическим союзом. Выделены наиболее существенные и значимые моменты в поддержании данных торговых отношений между странами. Раскрыты возможные причины отсутствия масштабных и крепких связей в некоторых сферах деятельности между Российской Федерацией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, также предложены различные варианты по созданию и поддержке взаимовыгодных торговых отношений.

Ключевые слова: торговые отношения, торговля, импорт, экспорт, страны АСЕАН, перспективы развития, состояние торговли, международная торговля, торговля товарами, торговля услугами, международный товарооборот.

Цитирование: Нгуен К.Т., Банарь К.М., Потапова Я.С. Тенденции развития торговых отношений между Россией и странами АСЕАН//Вестник университета. 2020. № 5. С. 152-160.

TRENDS IN DEVELOPMENT OF TRADE RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND ASEAN COUNTRIES

Abstract. The perspective of development of trade relations between the Russian Federation and the countries of the Association of Southeast Asian Nations has been considered. The following projects: transport ("Russian Railways " OJSC with Indonesia; PJSC "Gazprom " projects, the South China Sea; "Petros" company projects), as well as the "East Siberia-Pacific Ocean " oil pipeline project have been considered. The import and export of Russia with some of the Association of Southeast Asian Nations countries for today and over the past ten years have been analysed. The prospect of a comprehensive association between Association of Southeast Asian Nations and the Eurasian Economic Union has been proposed. The most substantial and significant moments in maintaining the data of trade relations between countries have been highlighted. The possible reasons for the lack of large-scale and strong ties in some areas of activity between the Russian Federation and the Association of Southeast Asian Nations have been revealed, various options for creating and supporting mutually beneficial trade relations also have been offered.

Keywords: trade relations, trade, import, export, ASEAN countries, development prospects, state of trade, international trade, trade in goods, trade in services, international trade turnover.

For citation: Nguyen Q.T., Banar C.M., Potapova I. (2020) Trends in development of trade relations between Russia and ASEAN countries. Vestnik universiteta. I. 5, pp. 152-160. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-5-152-160

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии или АСЕАН (англ. Association of South East Asian Nations) была образована 8 августа 1967 г. и в настоящее время включает десять стран, образующих экономическую, политическую, культурную, региональную и межправительственную организацию.

На сегодняшний день валовой внутренний продукт (далее - ВВП) ассоциации АСЕАН составляет 3,1 трлн долларов, а внешнеторговый оборот 2,9 трлн долларов США. И это делает экономику ассоциации пятой по величине в мире [10]. Члены АСЕАН нуждаются в данном объединенном экономическом влиянии, чтобы конкурировать с крупнейшими экономиками стран мира.

© Нгуен К.Т., Банарь К.М., Потапова Я.С., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Актуальность данной статьи обусловлена, с одной стороны, большим интересом в целом к теме «тенденции и перспективы» в современном быстроразвивающемся мире, с другой стороны, недостаточной осведомленностью трудовых резервов страны, например, студентов и учащихся.

Целью статьи является анализ уже сложившихся отношений Россия - АСЕАН, выявление возможных проблем, мешающих развитию диалога сторон, а также тенденции развития, какие именно области являются наиболее выгодными, какими способами и в каких сферах можно осуществлять партнерство, наиболее привлекательными направлениями являются добывающая промышленность, сфера туризма и гостеприимства.

В связи с трудностями взаимодействия между Россий и Западом, а именно: введение различных санкций на экспорт и импорт, а также другие политические вопросы (обвинения России в дезинформации и т. д.) [4]. Россия все больше нацелена на сотрудничество со странами Востока.

Для России регион АСЕАН не является непосредственно прилегающим к ее территории, но если смотреть с географического и стратегического уровня, России следует вести там политику в военных, экономических интересах и интересах безопасности. России следует увеличить использование дальневосточных портов и морских путей в Тихом океане. Среди них есть морские пути через регион АСЕАН к Индийскому океану для возвращения в порты на юго-западе и северо-западе России и наоборот [1].

Дальний Восток России богат природными ресурсами, но еще не полностью реализовал свой потенциал из-за нехватки инвестиционного капитала и современных технологий. Поэтому России крайне необходимо расширять сотрудничество со странами Восточной Азии. Кроме того, уровень развития Дальнего Востока во многом имеет сходство со странами Востока и Юго-Востока Азии [6]. Это упрощает товарооборот между двумя сторонами.

На сегодняшний день Россия уже имеет деловые и культурные связи со странами Юго-Восточной Азии, что, несомненно, облегчает процесс создания и развития новых и более масштабных проектов [4]. Обе стороны обладают широким потенциалом практически во всех сферах деятельности, особенно в промышленности.

Состояние торговли России - АСЕАН. Сегодня удельный вес АСЕАН во внешней торговле России занимает около 1,2 %, а доля России в общем товарообороте организации - менее 0,5 % [10]. В 2006 г. удельный вес АСЕАН в экспорте России был 0,65 % и вырос до 1,95 % в 2017 г., а в российском импорте - с 2,0 % до 4,39 % соответственно. За два десятилетия (1996-2017 гг.) доля России в экспорте АСЕАН увеличилась с 0,1 % до 0,57 %. Российский экспорт развивается очень неравномерно: в 2009 г. объем сократился из-за влияния глобального финансового кризиса. В 2010-2014 гг. российский экспорт вырос, в 2015-2016 гг. снизился в 2 раза, а в 2017 г. вновь вырос [11].

Большую часть российского экспорта составляют металлопродукция, нефтепродукты при незначительном удельном весе продукции с высокой добавленной стоимостью. Россия в странах АСЕАН закупает, в основном, натуральный каучук, товары народного потребления, электронику [14].

Однако для российской экономики более важную роль играет импорт из стран АСЕАН в отличие от экспорта. Сравнивая 2008 г. и 2017 г., российский экспорт увеличился с 4 371,3 млн долл. США до 7 473,9 млн долл. США, или в 1,7 раза. Стоимостной объем импорта АСЕАН из России увеличился в 1,88 раза (с 5 784 млн долл. США до 10 867 млн долл. США) [11].

С 2008 г. по 2017 г. российский импорт увеличился больше, чем экспорт АСЕАН из России (соответственно в 1,88 и 1,7 раза), что не является благоприятной тенденцией для российской экономики [9].

На долю государств ассоциации приходится порядка 3 % российского товарооборота. При этом ключевыми торговыми партнерами России в АСЕАН остаются Вьетнам (с долей 0,9 %) и Сингапур (0,5 %) [10].

«Страны АСЕАН - это в первую очередь растущие и формирующиеся рынки, причем относительно свободные, где можно занять определенные ниши. У России там есть возможности для крупных инфраструктурных проектов, например развития атомной энергетики и строительства железных дорог», - Дмитрий Александров, главный стратег ООО «УНИВЕР Капитал» [12, с. 1].

Сегодня основная доля российских поставок в страны АСЕАН приходится на нефть и нефтепродукты, транспортные средства и продукцию химической промышленности [5]. Также, начиная с 2014 г., экспорт российских сельскохозяйственных товаров в государства-члены ассоциации ежегодно растет на 20-25 % [9].

В настоящий момент у России имеются соглашения о зоне свободной торговли (далее - ЗСТ) с двумя членами АСЕАН. С 2015 г. у России заключен договор о ЗСТ с Вьетнамом и 1 октября 2019 г. Россия подписала аналогичное соглашение с Сингапуром.

АСЕАН играет важную роль в региональной и глобальной интеграции [5]. Экономическое развитие членов данной организации превратило регион в один из областей с высокой конкурентоспособностью. Разнообразие в экономике АСЕАН и ее темпы роста позволяют осуществлять гибкие и структурные преобразования. Отношение прироста прямых иностранных инвестиций к ВВП заметно увеличилось с 45 % в 2005 г. до 78 % в 2017 г. [10].

В 2017 г. товарооборот между странами АСЕАН и Россией составил 19 млрд долл. США, что составляет 0,7 % от объема товаров, импортируемых из АСЕАН. Пока АСЕАН имеет более тесные торговые отношения с другими глобальными партнерами, и ее торговля с Россией не достигает ожидаемого уровня. Тем не менее, и АСЕАН и Россия имеют огромные возможности для диверсификации торговли товарами в ближайшие годы.

Индонезия, Малайзия, Сингапур, Вьетнам и являются важными торговыми партнерами. Товарооборот между странами АСЕАН и Россией увеличился за период 2005-2017 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Торговля АСЕАН - Россия

Год 2005 2010 2017

Экспорт, млн долл. США Импорт, млн долл. США 2,047 2,159 5,554 6,514 10,867 7,474

Составлено авторами по материалам источника [11]

В экспорте АСЕАН в Россию преобладают три основных продукта: электроприборы (например, звукозаписывающие устройства и телевизоры), машины и механические приборы, а также животные и растительные масла (пальмовое масло). Основная часть импорта в Россию (35 % по итогам 2018 г.) поступила из Вьетнама и по 16-18 % из Индонезии, Таиланда и Малайзии.

Российский экспорт в АСЕАН в основном сосредоточен на энергетике, а также зерновых культурах, удобрениях, металлах и транспортных средствах. Сегодня главными закупщиками российского газа и нефти являются Малайзия и Сингапур. В области атомной энергетики сотрудничество с Вьетнамом также является успешным (например, строительство АЭС «Ниньтхуан-1) [9].

Одними из самых популярных российских товаров на рынке стран Юго-Восточной Азии являются вооружение и военная техника. Исторически основным покупателем был Вьетнам. Среди главных закупок: истребители, фрегаты, противокорабельные ракеты, системы противовоздушной обороны и подводные лодки «Варшавянка».

Торговля услугами между Россией и АСЕАН значительно выросла за 2005-2017 гг. с 0,5 млрд долл. США до 4,3 млрд долл. США. Лидирующие позиции занимают Таиланд и Вьетнам, в основном из-за предоставления туристических услуг. Сингапур экспортирует в Россию в основном бизнес-услуги, а в импорте из России преобладают транспортные услуги. Мьянма является новичком среди импортеров производственных услуг. Сингапур, Индонезия и Малайзия являются частыми покупателями услуг по техническому обслуживанию и ремонту [2]. Сингапур импортирует услуги для транспортно-туристического сектора, строительного сектора, страховых и пенсионных услуг. Индонезия является ведущим экспортером (36,60 %) стран АСЕАН в секторе государственных товаров и услуг (табл. 2).

Таблица 2

Торговля услугами между Россией и АСЕАН

Год 2005 2010 2017

Экспорт, млн долл. США Импорт, млн долл. США 221,0 260,1 394,2 1 454,8 679,6 3 606,0

Составлено авторами по материалам источника [11]

Россия подписала двусторонние инвестиционные договоры с шестью из десяти стран АСЕАН. Это Индонезия, Филиппины, Сингапур, Камбоджа, Лаосская Народно-Демократическая Республика и Вьетнам. Некоторые из предыдущих соглашений могут быть обновлены до международного уровня. Они включают следующие положения: прозрачность в национальном законодательстве; механизмы содействия инвестициям. Прямые иностранные инвестиции поступают из России в АСЕАН, и их размер достиг 45 млн долл. США в 2017 г.

Вьетнам является первой страной АСЕАН, которая имеет соглашение о свободной торговле (далее -ССТ) с Евразийским экономическим союзом (далее - ЕАЭС), подписанный в 2016 г. Россия вложила около 10 млрд долл. США во вьетнамские проекты, и российский экспорт во Вьетнам показал резкий рост после создания ЗСТ. ЕАЭС, скорее всего, доработает и подпишет соглашения о ЗСТ с Сингапуром, Камбоджей и Таиландом. Уже направлены официальные предложения по работе над ССТ с ЕАЭС.

На протяжении последних десяти лет Сингапур является зоной для размещения российских высокотехнологичных предприятий. Будучи участником Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП), Сингапур может стать помощником для российских производителей в регионе. При этом товарам из России будет легче проникать на территории других стран Азии, а компаниям проще размещать свои предприятия в регионе.

Таблица 3

Товарооборот с наиболее близкими партнерами из стран АСЕАН за август 2018 г. - август 2019 г.

Страна АСЕАН Товарооборот России со страной, млрд долл. США Экспорт из России в страну, млн долл. США Импорт России из страны, млн долл. США

Сингапур 3,74 2,86 872

Таиланд 2,94 949 1,99

Вьетнам 6,32 2,25 4,08

Составлено авторами по материалам источника [11]

Таблица 4

Товарооборот с наиболее близкими партнерами из стран АСЕАН за август 2018 г. - ноябрь

2018 г.

Страна АСЕАН Товарооборот России со страной, млн долл. США

Бруней-даруссалам 0,0315

Индонезия 921

Камбоджа 76,3

Лаос 7,7

Малайзия 888

Мьянма 210

Филиппины 551

Составлено авторами по материалам источника [11]

На 2018 г. товарооборот со странами «десятки» вырос на 6,8 % и достиг 19,6 млрд долл. США (табл. 3, 4). Прямые капиталовложения государств АСЕАН в российскую экономику составили 1,4 млрд долл. США. Россия инвестировала в Юго-Восточную Азию сопоставимую сумму - около 3,9 млрд долл. США [11].

В вопросе торговли между сторонами одними из наиболее важных факторов являются скорость и простота осуществления торговли, наличие транспортных сетей для потока товаров. Необходимо учитывать наличие глобального финансового кризиса. Сегодня также одним из важных факторов является рост инфекционных заболеваний среди населения, сельско-хозяйственных животных и растений.

Таким образом, анализ товарной структуры внешней торговли между Россией и АСЕАН позволяет сделать следующие выводы: российский экспорт отличается сырьевой направленностью, а импорт - преобладанием готовой промышленной продукции. Другая тенденция товарной структуры торговли между Россией и АСЕАН связана с большой диверсификацией российского импорта, 93 % импорта составляют 25 товарных групп против 10 групп российского экспорта в страны АСЕАН. Также выявлено, что объемы товарооборота с каждой страной разные, что говорит о неравномерности ведения экономических отношений со странами, что нельзя назвать отрицательной или положительной характеристикой. Непривлекательной тенденцией является преобладание объемов российского импорта над экспортом из стран АСЕАН, что требует исправления, например, путем развития торговых отношений АСЕАН с другими странами.

Можно отметить, что за последние 15 лет объемы экспорта и импорта между сторонами значительно увеличились, причем этот рост относится как к региону в целом, так и к отдельно взятым странам. Рынки стран АСЕАН обладают такой отличительной особенностью, как быстрый рост и развитие, что играет существенную роль в привлечении Российских компаний.

Возможные пути развития торгово-экономических отношений Россия - АСЕАН. Россия является активным членом саммита Восточной Азии с 2010 г. и ведет диалог с АСЕАН с 1996 г. Россия и АСЕАН отметили 20-летие своего сотрудничества в 2016 г. реализацией долгосрочной программы «Движение к стратегическому партнерству для взаимной выгоды». Одним из возможных механизмов реализации согласованной инициативы является разработка конкретных проектов в рамках Финансового фонда «Партнерский диалог Россия - АСЕАН».

В рамках этих проектов государства-члены АСЕАН и Россия могут изучить меры и механизмы, используемые обеими сторонами для решения проблем отдаленных районов. Экономическое и географическое значение экономических связей между Россией и АСЕАН также показывает возможности для дальнейшей интеграции торгово-экономических отношений [3].

Предлагается перспектива комплексного соединения между АСЕАН и ЕАЭС. При этом Россия является связующим звеном Восточной Азии с Европой. Интегрированная торговля и связь цепочки создания стоимости может быть рассмотрена между АСЕАН и ЕАЭС, поскольку обе организации основаны на аналогичных принципах экономических отношений. ЕАЭС является важной мировой организацией [7]. Поскольку АСЕАН работает над своими торгово-экономическими отношениями с Россией, стоит привлечь ее к торговле АСЕАН - ЕАЭС, так как некоторые страны данного экономического союза сотрудничают с Россией. Россия составляет 91 % торговли АСЕАН - ЕАЭС, при этом открываются широкие возможности для сотрудничества. ЕАЭС может играть важную роль в создании условий для торговли и привлечения инвестиций для своих членов [15].

Согласно расчетам, сделанным экспертами RFTA на основе GLOBE модели, совокупный выигрыш для стран АСЕАН от заключения торгового соглашения с ЕАЭС может составить 0,019 % роста ВВП (0,4 млрд долл. США) в краткосрочной перспективе и 0,041 % (1,0 млрд долл. США) в долгосрочной перспективе. Из стран-членов ЕАЭС Россия может получить наибольшую прибыль - с 0,028 % роста ВВП в краткосрочной перспективе (0,6 млрд долл. США) и 0,066 % (1,4 млрд долл. США) в долгосрочной перспективе [15].

Возможные форматы укрепления торгового сотрудничества между Россией, ее партнерами по ЕАЭС и АСЕАН могут включать следующие соглашения: всеобъемлющее соглашение о партнерстве и сотрудничестве (договор без преференциальной торговли); двустороннее ССТ между ЕАЭС и отдельными членами АСЕАН; соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и АСЕАН в целом, а также соглашения о торговле услугами и инвестиционном сотрудничестве между Россией и отдельными государствами-членами АСЕАН. Основной целью таких соглашений является снижение нетарифных барьеров в торговле путем развития сотрудничества в области регулирования, включая регулирование стандартов и прозрачность обязательств.

Развитие национальной системы «единого окна»: его цель - автоматизация таможенного оформления и интеграции национальных единых окон государств-членов АСЕАН.

Области сотрудничества могут включать различные сферы. Однако уровень участия малых и средних предприятий (далее - МСП) в глобальных цепочках добавленной стоимости относительно низок. Суть проблемы в этом отношении заключается в низкой осведомленности МСП о возможностях международной торговли [15].

Одним из способов преодоления данной проблемы является создание комитета по МСП в составе представителей правительства стран АСЕАН и России. Комитет может помочь МСП воспользоваться коммерческими возможностями ЦДС, обмениваться и обсуждать опыт в поддержке МСП экспортеров, в частности, касательно программ обучения, торгового финансирования.

Страны АСЕАН особенно заинтересованы происходящими в них интеграционными процессами. В АСЕАН официально действует экономическое сообщество (ASEAN Economic Community, AEC), которое подразумевает свободное передвижение по региону товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Фактически до достижения данной цели еще далеко, учитывая, что по большинству обязательств для стран, вступивших в АСЕАН последними, действуют продленные сроки реализации. Данный инструмент совместно с политикой единого рынка способны создать весьма привлекательные условия глобальным инвесторам в виде доступа ко всей организации АСЕАН через каждую отдельную страну.

В сфере привлечения прямых иностранных инвестиций в целом страны АСЕАН отстают в отношении открытости для иностранных инвесторов в сфере услуг [8]. Варианты исправления данной ситуации могут быть сосредоточены на: 1) либерализации инвестиций в производственном секторе и в секторе услуг; 2) обеспечении ясности в отношении мер, влияющих на инвестиции; 3) упрощении лицензирования, которое заключается в сокращении лицензий; 4) улучшении качества обслуживания службы поддержки в инвестиционных офисах, что будет способствовать инвестициям.

Развитие сотрудничества между странами АСЕАН и Россией может иметь большое количество направлений. Одним из наиболее перспективных вариантов является развитие в туристической сфере. Данная область включает в себя такие аспекты, как гостиничная сфера, ресторанный бизнес, культурно-познавательный, рекреационный туризм и т. д.

Могут быть предложены следующие мероприятия: строительство новых гостиничных комплексов на территории АСЕАН Российскими предпринимателями. Данный шаг привлечет больший поток туристов из России, расширит объем деловых связей между странами. Проведение туристических выставок повысит уровень осведомленности жителей России и АСЕАН о туристко-рекреационном потенциале стран. Также положительные результаты может показать привлечение преподавателей из государств Юго-Восточной Азии в Российские университеты для обучения дисциплинам непосредственно связанных с их культурной принадлежностью.

Одним из главных плюсов является многовариантность развития в данной области. Обе стороны сотрудничества располагают большим туристко-рекреационным потенциалом, что может привести к заметному экономическому росту как стран АСЕАН, так и России. Для АСЕАН можно предложить строительство новых средств размещения, развитие туристического рынка с акцентом на экзотику и особенности региона. Стоить отметить, что инвестиции могут быть привлечены не только для развития рекреационного туризма (например, в Таиланде, Филиппинах, Вьетнаме), но и для делового туризма (большим спросом пользуется Сингапур).

Актуальным способом развития диалога между сторонами является культурный обмен. Это могут быть делегации с политическими лицами или учащиеся университетов, заинтересованные в развитии отношений, Россия - АСЕАН.

Расширение экспорта нефти и газа из России - одна из главных перспектив в увеличении показателей взаимного товарооборота с государствами АСЕАН. Ассоциация прогнозирует рост поставок энергоносителей из России после завершения постройки нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан»

Важным фактором, способствующим развитию торговых отношений между Россией и АСЕАН, является повышение качества структуры российского экспорта путем увеличения поставок высокотехнологичной продукции.

Одним из примеров является партнерское соглашение 2005 г. между UC Rusal и AnTam (государственная горнодобывающая компания Индонезии) о разработке бокситового месторождения и создании глиноземного производства на Западном Калимантане. И намеченные перспективы таких российских компаний, как Altimo и «Вымпелком» по покупке телекоммуникационных активов в Индонезии и Вьетнаме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страны АСЕАН подключают партнеров к программам в рамках IAI - по оказанию технической помощи наименее развитым странам «десятки». В качестве примера можно привести: программы по освоению дельты реки Меконг, применение различных мер по строительству газопровода и энергосети в странах ассоциации. Нельзя не отметить высокие перспективы для России в участии в строительстве и последующем обслуживании таких объектов, как тепло-, гидро- и атомные станции на территориях некоторых стран АСЕАН [12]. Например, ОАО «Силовые машины» обслуживает электростанции во Вьетнаме. Возведение объектов саммита

АТЭС-2012 во Владивостоке привлекло большое количество инвестиционных компаний из Сингапура. Жители Сингапура уже обладают позитивным опытом в осуществлении подобного рода инвестиций в России, а именно с 2006 г. совместное предприятие между ОАО «Шереметьево» и аэропортом Changi в Сингапуре.

Также можно перечислить значимые совместные и инвестиционные проекты России в страны АСЕАН, например, проект ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») с Индонезией; проекты ПАО «Газпром», Южно-Китайское море; проекты компании «Петрос». Ряд российских компаний по информационным технологиям уже осуществляет свою деятельность в некоторых странах АСЕАН: «Лаборатория Касперско-го» (поставщик программного обеспечения в сфере защиты от компьютерных вирусов); Infowatch (разработчик программных продуктов по обеспечению информационной безопасности организаций); FreshOffice (платформа, содержащая приложения для управления бизнесом) [10; 11].

Следовательно, для создания новых путей развития диалога необходимы меры по организации сопутствующих условий, что, естественно, находится в компетенции правительств, которые уверенно идут навстречу изменениям и совершенствованиям [13]. Тщательный анализ современной среды общения и точное прогнозирование будущих актуальных вариантов партнерства являются ключевыми моментами в обеспечении развития отношений между странами. Также важно осознавать как положительные стороны данных отношений, так и возможные трудности при их осуществлении, связанные в основном с финансовыми ресурсами и перемещением людей, товаров и услуг.

Подводя итоги, отметим, что отношения сторон можно назвать надежными и прочными, так как ведутся они уже более двадцати лет, в течение которых отсутствовали какие-либо неприятные или патовые ситуации. На данный момент осуществление торгово-экономических отношений не происходит в том объеме, в котором они могут быть, Россия не акцентирует внимания на желании АСЕАН сотрудничать, в то время как другие российские партнеры могут вводить различные санкции или быть не расположенными к налаживанию контакта. Ясно прослеживается необходимость финансовых вложений, особенно учитывая, что некоторые из стран региона Юго-Восточной Азии находятся на стадии развития и не могут позволить масштабных и быстрых преобразований. Однако, они активно привлекают капитал в виде инвестиций и капиталовложений, имеющих долгосрочный и многообещающий потенциал, например, добывающая промышленность и туристическая сфера.

Таким образом, партнерство Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Российской Федерации намечает новые направления для взаимовыгодного сотрудничества. Современные тенденции в торговле и сотрудничестве между Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии и Россией, а также дальнейшее сотрудничество в областях, представляющих взаимный интерес и выгоду, могут обеспечить рост торгово-экономических отношений, для которого существуют огромное число возможностей для реализации: расширение и углубление торговли, инвестиции и экономическое сотрудничество между двумя регионами.

Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии можно рассматривать в качестве большого рынка для развития в сферах энерго- и машиностроения, авиакосмической промышленности, оборудования для нефте- и газодобычи. Перспективным представляется дальнейшее увеличение поставок российского вооружения и военной техники, спрос на которые в странах «десятки» стабильно растет.

Большую роль в наращивании взаимодействия России и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии в сфере инвестиций сыграет создание в странах «десятки» совместных производств, которые войдут в технологические цепочки российских транснациональных корпораций, ориентируемые на рынки внутри страны и на экспорт в третьи страны.

Библиографический список

1. АСЕАН - движущая сила региональной интеграции в Азии: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. - М.: Инфра-М, 2019. - 256 с.

2. Бирюкова, О. В. Регулирование международной торговли услугами: учебное пособие. - М: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. - 208 с.

3. Локшин, Г. М., Кобелев, Е. В., Мазырин, В. М. Сообщество АСЕАН в современном мире: монография. - М.: Форум, 2019. - 296 с.

4. Новые международные отношения: основные тенденции и вызовы для России / под ред. А. В. Лукина. - М.: Международные отношения, 2018. - 592 с.

5. Спектор, Н. Специализация стран АСЕАН в МРТ в промышленном производстве. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 132 с.

6. Фененко, А. В. Современная история международных отношений: 1991-2018: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2019. - 456 с.

7. Цегоев, В. «Возможности для крупных проектов»: чем вызван интерес России к саммиту АСЕАН // RT [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russian.rt.com/business/article/682287-rossiya-asean-torgovlya (дата обращения: 30.04.2020).

8. ASEAN's Infrastructure Investment Needs // Asia Matters for America [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. asiamattersforamerica.org/asean/data/trade/aseans-infrastructure-investment-needs (дата обращения: 30.04.2020).

9. ASEAN Integration Report 2019. - Jakarta: ASEAN Secretariat, October 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://asean.org/storage/2019/11/ASEAN-integration-report-2019.pdf (дата обращения: 30.04.2020).

10. ASEAN-Russia. Trade and Economic Relations "Prospects and Pathways": Report of ERIA-RFTA Joint Seminar. Moscow, Dec. 19, 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eria.org/uploads/media/ERIA_RFTA_Joint_Seminar_ Report_ASEAN-Russia.pdf (дата обращения: 30.04.2020).

11. ASEAN Statistical Yearbook 2018. - Jakarta: ASEAN Secretariat, December 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.aseanstats.org/publication/asyb-2018 (дата обращения: 30.04.2020).

12. Gorenburg, D., Schwartz, P. Russia's strategy in Southeast Asia: Policy memo No. 578 // PONARS Eurasia. - 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ponarseurasia.org/memo/russias-strategy-southeast-asia (дата обращения: 30.04.2020).

13. Overview ASEAN-Russia dialogue relations // Association of Southeast Asian Nations [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://asean.org/asean/external-relations/russia (дата обращения: 30.04.2020).

14. Southeast Asia Energy Outlook 2015: World Energy Outlook Special Report // International Energy Agency [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iea.org/reports/southeast-asia-energy-outlook-2015 (дата обращения: 30.04.2020).

15. World Bank Group. Global Economic Prospects, June 2018: The Turning of the Tide? - Washington, DC: World Bank. 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/29801 (дата обращения: 30.04.2020).

References

1. ASEAN - dvizhushchaya sila regional'noi integratsii v Azii. Monografiya [ASEAN is the driving force behind regional integration in Asia. Monograph], otv. red. T.Ya. Khabrieva. Moscow, Infra-M, 2019. 256 p.

2. Biryukova O.V, Regulirovanie mezhdunarodnoi torgovli uslugami. Uchebnoe posobie [Regulation of international trade in services. Tutorial]. Moscow, IzdateFski dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2016. 208 p.

3. Lokshin G.M., Kobelev E.V., Mazyrin V.M. Soobshchestvo ASEAN v sovremennom mire: monografiya [ASEAN community in the modern world: monograph]. Moscow, Forum, 2019. 296 p .

4. Novye mezhdunarodnye otnosheniya: osnovnye tendentsii i vyzovy dlya Rossii [New international relations: the main trends and challenges for Russia], pod red. A.V. Lukina. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya publ, 2018. 592 p.

5. Spektor N. Spetsializatsiya stran ASEAN v MRT v promyshlennom proizvodstve [Specialization of ASEAN countries in international division of labor (IDL) in industrial production]. Moscow, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 132 p.

6. Fenenko A.V. Sovremennaya istoriya mezhdunarodnykh otnoshenii: 1991-2018. Uchebnoe posobie [Modern history of international relations: 1991-2018. Tutorial]. Moscow, Aspekt Press, 2019. 456 p.

7. Tsegoev V. "Vozmozhnosti dlya krupnykh proektov": chem vyzvan interes Rossii k sammitu ASEAN [ "Opportunities for large projects": what triggered Russia's interest in the ASEAN summit]. RT. Available at: https://russian.rt.com/business/arti-cle/682287-rossiya-asean-torgovlya/ (accessed 30.04.2020).

8. ASEAN's Infrastructure Investment Needs. Asia Matters for America Available at: http://www.asiamattersforamerica.org/asean/ data/trade/aseans-infrastructure-investment-needs (accessed 30.04.2020).

9. ASEAN Integration Report 2019. Jakarta, ASEAN Secretariat, October 2019. Available at: https://asean.org/storage/2019/11/ ASEAN-integration-report-2019.pdf (accessed 30.04.2020).

10. ASEAN-Russia. Trade and Economic Relations "Prospects and Pathways": Report of ERIA-RFTA Joint Seminar. Moscow, Dec. 19, 2017. Available at: https://www.eria.org/uploads/media/ERIA_RFTA_Joint_Seminar_Report_ASEAN-Russia.pdf (accessed 30.04.2020).

11. ASEAN Statistical Yearbook 2018. Jakarta, ASEAN Secretariat, December 2018. Available at: https://www.aseanstats.org/ publication/asyb-2018 (accessed 30.04.2020).

BecmuuK yuueepcumema № 5, 2020

12. Gorenburg D., Schwartz P. Russia's strategy in Southeast Asia: Policy memo No. 578. PONARS Eurasia, 2019. Available at: http://www.ponarseurasia.org/memo/russias-strategy-southeast-asia (accessed 30.04.2020).

13. Overview ASEAN-Russia dialogue relations. Association of Southeast Asian Nations. Available at: https://asean.org/asean/ external-relations/russia (accessed 30.04.2020).

14. Southeast Asia Energy Outlook 2015: World Energy Outlook Special Report. International Energy Agency. Available at: https://www. iea.org/reports/southeast-asia-energy-outlook-2015 (accessed 30.04.2020).

15. World Bank Group. Global Economic Prospects, June 2018: The Turning of the Tide?. Washington, DC, World Bank. 2018. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/29801 (accessed 30.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.