g Зеленева И. В., Концова Е. А.
* АСЕАН и ЕАЭС:
>х
| проблемы и перспективы сотрудничества
>х
< Зеленева Ирина Владимировна
со Санкт-Петербургский государственный университет
ш Профессор кафедры мировой политики факультета международных отношений Доктор исторических наук irina_zeleneva@mail .ru
Концова Елизавета Андреевна
Санкт-Петербургский государственный университет Магистрант
elizabethkontsova@gmail .com РЕФЕРАТ
Статья рассматривает проблемы и перспективы сотрудничества Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и Евразийского экономического союза. Современные международные процессы побуждают страны на активное сотрудничество в различных сферах. Логика интеграционных объединений не оспаривается, поскольку приносит экономические выгоды. В условиях глобализации связи между странами становятся интенсивнее, возникает взаимозависимость и взаимодополняемость. Когда кризисные события разворачиваются в отдельных государствах, они затрагивают мировое сообщество в целом. Так страны активизируют и углубляют интеграционные процессы, создавая более прочные региональные структуры в целях достижения экономической и политической безопасности и улучшения благосостояния. Нарастающая тенденция регионализации способствует, с одной стороны, усилению процессов глобализации, с другой — обособлению интеграционных группировок от мирового рынка и усилению их независимости от внешнего спроса, позволяя странам-участницам противостоять возникающим кризисам и экономическим шокам посредством создания своеобразной подушки безопасности между региональным объединением и остальным экономическим сообществом. Наглядным примером региональных группировок, созданных с подобной целью, является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и Евразийский экономический союз. Еще одной причиной регионализации становится желание обрести независимость от доминирующих акторов мировых экономических и политических процессов, таких как США, ЕС, Китай. Азиатские страны, к которым отчасти относится и Россия, за последние 60 лет построили множество интеграционных группировок, причем зачастую одна страна может быть участницей нескольких интеграционных объединений, например, Индонезию и Россию объединяет членство в АТЭС, но Индонезия состоит в АСЕАН, а Россия в ЕАЭС. Такие взаимодействия переплетаются в сложную структуру отношений в Азиатском регионе, где множество различных торговых соглашений пересекаются друг с другом, что вызывает издержки. Поэтому страны стремятся к гармонизации процедур и правил торговли, что особенно важно и в отношениях между региональными структурами. Однако внутри группировок АСЕАН и ЕАЭС имеется ряд разногласий, что сказывается как на дальнейшем углублении интеграции, так и на отношениях с партнерами за пределами объединения. Так, перспективы сотрудничества двух организаций пока что ограничены, но имеются перспективы по линии АСЕАН-Россия и ЕАЭС-Вьетнам.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
АСЕАН, ЕАЭС, Россия, Вьетнам, интеграция, регионализация, Региональный форум АСЕАН (АРФ), Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, зона свободной торговли ЕАЭС-Вьетнам
<
Zeleneva I. V., Kontsova E. A.
ASEAN and EAEU: Cooperation Problems and Prospects Zeleneva Irina Vladimirovna
Saint-Petersburg State university (Russian Federation) Professor of the Department of World Politics of the international relations faculty m
Doctor of Science (History) i [email protected]
Kontsova Elizaveta Andreevna
Saint-Petersburg State university Russian federation) Master's student [email protected]
ABSTRACT
The article focuses on the problems and prospects of the collaboration between the Association of Southeast Asian Nations and the Eurasian Economic Union. Present international issues encourage the active collaboration between countries in multiple spheres. Integration unions are logical for they bring mutual economic benefits. Globalization deepens ties between countries, intensifies interdependence and complementarity among them. Even while a crisis occurs in one particular country it may affect the whole world community. Thus countries initiate and strengthen integration, and new strong regional structures are being built to achieve economic and political security with better life conditions. Progressive tendency towards regionalization has a double effect. In one way, it reinforces globalization. In another, it fosters isolation of integration unions from the world market and increases their independence from the external demand. In turn, this allows a higher resistance to emerging crises and economic shocks by creating an «airbag», in a manner of speaking, to protect a particular regional integration union from the global economy. A good example of regional groupings created with this aim in mind is the Association of Southeast Asian Nations and the Eurasian Economic Union. Joining the regionalization also has a benefit of relative independence from the dominant actors of the world economy and politics, such as the US, the EU, China. Asian countries, and Russia is in some measure among them, have built plenty of integration alliances within the last 60 years. Fairly often a country associates with more than one of such alliances. For instance, Indonesia and Russia are united within APEC, while Indonesia is a member of ASEAN, and Russia is a member of EAEU. Such interactions are deeply intertwining in a sophisticated relation hierarchy in Asia, that brings expenditures. This encourages countries to harmonize trade procedures and laws, that are of vital importance in cooperation between the unions. However both ASEAN and EAEU have a range of controversies between members, that impede further integration, as well as negatively affect relations with external partners. Hence, the perspectives of cooperation between two organizations are limited so far, but there are prospects in ASEAN-Russia and EAEU-Vietnam cooperation.
KEYWORDS
ASEAN, EAEU, Russia, Vietnam, integration, regionalization, ASEAN Regional Forum (ARF), Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia, EAEU-Vietnam Free Trade area
В современном мире, когда число интеграционных групп все больше и больше, возникает проблема сотрудничества с другими акторами мировой политики, с соседними или дружественными государствами — экономическими партнерами. Как например, АСЕАН + Россия или создание зоны свободной торговли ЕАЭС-Вьетнам. Следующим логичным шагом становится взаимодействие отдельных региональных интеграционных группировок, поскольку отдельные государства уже являются членами интеграционных процессов, этот факт нельзя не учитывать, и если налажены механизмы сотрудничества хотя бы с одним из государств другой региональной группировки, по этой схеме возможно провести либерализацию торговли между
^ отдельными региональными группировками для подключения большего числа игроков ™ в экономичекские процессы. C 1 января 2015 г. ЕАЭС перешел на качественно новый т уровень интеграции, а механизмы сотрудничества АСЕАН с членами ЕАЭС уже на-| лажены. Таким образом, представляется интересным проследить трансформацию ^ региональных структур в Азии и проанализировать механизмы сотрудничества ЕАЭС >| с АСЕАН для оценки дальнейшего углубления интеграционных процессов в регионе, ™ что объединило бы отдельных участников общим соглашением о зоне свободной ^ торговли и усилила устойчивость их экономик к мировым кризисам и создала бы ш независимые структуры, поскольку наиболее сильно ощущается экономическое присутствие Китая и США в данном регионе.
Как АСЕАН, так и ЕАЭС были образованы в связи с политическими и экономическими трансформациями в регионе. С уходом колониальных держав, в Юго-Восточной Азии образовался вакуум власти, который мог бы привлечь посторонних акторов к политическому вмешательству, поэтому идея соседей, работающих вместе, таким образом, стала решающим фактором в объединении. Исторически процесс объединения стран — участниц ЕАЭС был обусловлен потребностью в глубоких преобразованиях постсоветского экономического пространства.
АСЕАН — это крупный региональный и торгово-экономический блок, известный своими внутренними и внешними связями с соседями, в том числе со странами Европы. Это уже ядро многосторонней дипломатии в Юго-Восточной Азии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе1.
Несмотря на то, что Евразийский экономический союз вступил в силу совсем недавно — 1 января 2015 г., он был образован на основе долгого сотрудничества России, Беларуси и Казахстана в рамках других смежных организаций, таким образом, нельзя сказать, что это только начинающая молодая интеграция, потому как четкие механизмы взаимодействия уже налажены, они лишь эволюционировали по пути углубления интеграции и перешли в качественно новую плоскость отношений между соседями, претерпев множество изменений на своем пути.
Эффективность интеграции. Сравнительный анализ АСЕАН и ЕАЭС
По сравнению с АСЕАН ЕАЭС является молодой организацией, поскольку образовалась только 1 января 2015 г., даже если учитывать исторические предпосылки образования интеграционного объединения. Данный факт играет особенную роль в адаптации механизмов взаимодействия между государствами, определяет уровень интеграции и ее стабильность. Так же следует учитывать культурные особенности, наличие внешних и внутренних конфликтов, механизм процесса принятия решений в организации. В совокупности эти показатели определяют эффективность работы интеграционной группировки.
Уровень интеграционной сплоченности у АСЕАН выше, чем у ЕАЭС. В целом структура организаций различается мало, однако, как видно, АСЕАН ведет свою работу в разных направлениях. Разнонаправленность работы АСЕАН определяется прежде всего сгруппированными по секторам министерскими органами, которые действуют в рамках концепции АСЕАН, принятой в 2003 г. Данная концепция основывается на триединой идее сообществ АСЕАН — Сообщества политики и безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества, соответственно, ведется работа в этих трех направлениях в рамках работы специальных органов.
1 Белокреницкий В. СААРК — арбитр для Индии и Пакистана или соперник АСЕАН? [Электронный ресурс] // РСМД. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4878 top (дата обращения: 13.04.2015).
В ЕАЭС главный упор сделан на экономическое развитие и сотрудничество в рамках g работы Евразийской экономической комиссии по обеспечению условий функциони- m рования и развития Союза, а также разработке предложений в сфере экономической m интеграции в рамках Союза. Несмотря на то, что территория ЕАЭС превышает тер- | риторию АСЕАН почти в пять раз, население АСЕАН превышает население ЕАЭС ^ также почти в пять раз. Совокупный ВВП организаций относительно не различается, >| однако оборот внешней торговли АСЕАН намного больше, чем у ЕАЭС. Отсюда мож- m но сделать справедливый вывод об эффективности экономических и финансовых ^ механизмов в АСЕАН (таблица). ш
Однако наличие нетарифных барьеров препятствует интенсификации торговли как в случае ЕАЭС, так и в случае АСЕАН. Обе группировки находятся в стадии формирования экономического союза, причем ЕАЭС планирует создать и валютный союз. По оценкам экспертов, торговле в ЕАЭС мешает ряд барьеров, поэтому пока что она идет не так успешно, как планировалось. Согласно докладу Евразийского банка развития, нетарифные барьеры увеличивают издержки бизнеса на 15-30% от стоимости товаров, произведенных в странах — партнерах по Евразийскому союзу1.
Конфликты, как внешние, так и внутренние, очень сильно влияют на стабильность интеграции. Рассматривая территориальные претензии, нельзя не заметить мощный прогресс в АСЕАН с подписанием ряда соглашений между соседями по закреплению границ. Так, в 2008 г. Вьетнам и Камбоджа подписали соглашение об окончательной демаркации границ. В августе того же года достигнута трехсторонняя договоренность между Вьетнамом, Камбоджей и Лаосом, закрепившая государственные границы в районе их стыка. В марте 2009 г. Бруней и Малайзия пришли к принципиальному согласию о морских и сухопутных границах, совместной разведке и добыче нефти и газа на шельфе Южно-Китайского моря. В начале 2010 г. Индонезии и Малайзии удалось прийти к соглашению в вопросе о принадлежности сектора Амбалат (акватория моря Сулавеси)2. Но все эти соглашения не смягчают бушующего конфликта в Южно-Китайском море, где противниками являются как члены АСЕАН, так и внешние государства, выходящие за систему ассоциации. Южно-Китайское море представляет собой полузамкнутое море в бассейне Тихого океана в Юго-Восточной и Восточной Азии. Более того, говоря о других внешних факторах, АСЕАН оказывается в довольно непростом положении, когда за регион, в котором организация планирует играть ведущую роль, борются две сильнейшие мировые державы — США и Китай. Говоря о дипломатических отношениях в АСЕАН, нельзя не упомянуть беспрецедентное соглашение 2005 г. Сингапура и Вьетнама. Это Рамочное соглашение о взаимосовместимости двух стран — Framework Agreement on Singapore-Vietnam Connectivity. Такой документ не имеет аналогов в дипломатической истории Юго-Восточной Азии3.
Что касается ЕАЭС, то основным экономическим конкурентом является Китай, находящийся к востоку от Центральной Евразии, который все время поддерживал тесные политические, экономические и культурные связи со странами интеграционного объединения. В понимании китайских исследователей текущие евразийские интеграционные процессы имеют огромное значение для западной части Китая. Успешное построение отношений Китая с ЕЭС поможет обеспечить такое состояние
1 ЦИИ ЕАБР впервые дал развернутую оценку влияния нетарифных барьеров на взаимную торговлю в ЕАЭС и рекомендации по их устранению [Электронный ресурс] // Евразийский банк развития. Официальный сайт. URL: http://www.eabr.org/r/press_center/press_releases/index.php? id_4=47912&start_4=01.01.1970&end_4=13.04.2015 (дата обращения: 13.04.2015).
2 Урляпов В. Ф. Расширение АСЕАН: мотивы, значения, последствия [Электронный ресурс] // Международная жизнь // URL: http://interaffairs.ru/author.php?n=arpg&pg=330 (дата обращения: 04.05.2015).
3 Там же.
ВВП общий Промышленное производство Оборот внешней торговли Население, млн чел Территория, км2
ЕАЭС В 2013 г. Валовой внутренний продукт в ЕАЭС 2411,2 млрд долл. 3,7% от мирового ВВП* Промышленное производство 1,5 трлн долл. США — 3,7% мирового промышленного производства Оборот внешней торговли 932,9 млрд долл. — 2,2% от мировой доли 173,4** 20 060 400***
АСЕАН В 2013 г. совокупный ВВП прибавил 5,1% к 2012 г. и составил почти 2,4 трлн долл., или 3839 долл. на душу населе- **** ния Объем международных торговых операций — 2,377 трлн долл. 625***** 4 435 618******
Примечания: * Евразийский экономический союз [Электронный ресурс]. Официальный сайт. URL: http://www.eaeunion.org/ about (дата обращения: 15.04.2015). ** Евразийский экономический союз. [Электронный ресурс]. Официальный сайт. URL: http://www.eaeunion.org/ about-countries (дата обращения: 17.04.2015). *** Евразийский экономический союз. [Электронный ресурс] Официальный сайт. URL: http://www.eaeunion.org/ about-countries (дата обращения: 13.04.2015). **** Российский союз промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс]. Официальный сайт. URL: http://xn--o1aabe.xn--p1ai/simplepage/638 (дата обращения: 15.04.2015). ***** Selected basic indicators // ASEANSTATS. URL: http://www.asean.org/images/2015/January/selected_key_ indicators/Summary%20table_as%20of%20December%202014_R.pdf (дата обращения: 03.05.2015). ******Там же.
внешнеполитической среды, которое будет способствовать углублению реформ и увеличению открытости КНР в ближайшие годы1. Говоря о дипломатических отношениях внутри ЕАЭС, так же, как и в АСЕАН, можно заметить, что традиционными партнерами остаются самые опытные члены интеграционной группировки — ее основатели. Так, исходя из того, что большинство встреч на высшем уровне проводится В. В. Путиным, Н. Назарбаевым и А. Лукашенко, Армения, по сути, последняя не только в хронологическом и географическом плане, но и в плане политического статуса.
Большие диспропорции в торговле можно заметить в рамках АСЕАН, где старые члены Ассоциации имеют больший объем товарооборота друг с другом, нежели с новыми членами. То же самое справедливо и в отношении ЕАЭС, где активнее идет диалог между членами Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Следовательно, как АСЕАН, так и ЕАЭС имеют широкий круг одинаковых проблем и большое поле для дальнейшей работы в сторону усиления интеграционных связей. Для этого у каждого объединения имеется общая база исторических, культурных, географических и экономических ценностей. Однако нельзя не заметить, что АСЕАН
1 Ли Син. Китайская политология о смысле и перспективах Евразийского союза [Электронный
ресурс] // Международные процессы // URL: http://www.intertrends.ru/thirty-eighth/Li.pdf (дата обращения: 27.04.2015).
опережает ЕАЭС на один шаг, поскольку у АСЕАН выработаны механизмы сотруд- ^
ничества в различных областях человеческой деятельности, к тому же существует «
множество программ взаимодействия с другими государствами и группировками, т
чего не хватает ЕАЭС. Но конфликты внутри группировки представляют угрозу ин- |
теграционному процессу, поэтому данный вопрос присутствует в повестке дня ^
организации, несомненно, для АСЕАН очень важно решение данной проблемы. >|
Перспективы сотрудничества ш
Существующие механизмы сотрудничества
К сожалению, двусторонние механизмы сотрудничества ЕАЭС с АСЕАН еще не выработаны. Однако идет эффективный диалог на уровне отдельных стран ЕАЭС с блоком АСЕАН. Особенно тесны контакты с Россией и Казахстаном, для сотрудничества с которыми АСЕАН уже осуществляет различные программы по различным направлениям, они охватывают почти все области государственных интересов. Так же действуют двусторонние диалоги отдельных стран ЕАЭС с отдельными странами АСЕАН. Наибольший интерес представляют контакты АСЕАН с Россией, Казахстаном и Беларусью.
Россия
Россия как евразийская держава традиционно имеет интересы в Азии, и АСЕАН не исключение. Качественные изменения, которые происходят в АТР, особенно затрагивают российские азиатские регионы — Сибирь и Дальний Восток, поскольку они наиболее близко расположены к восточно-азиатским странам и проявляют интерес к сотрудничеству с азиатскими партнерами. В историческом контексте у России и стран АСЕАН складывались только дружественные отношения, противоречий и конфликтов не возникало. Она не вмешивалась во внутренние дела стран и конфликты. Россия не намерена устанавливать военное превосходство в АТР, а также не рассматривает возможность установления в регионе военных баз. Россия стремится развивать сотрудничество в области безопасности со странами, а не против стран. Впервые в истории АСЕАН делегация СССР была приглашена в качестве гостя для участия в 24-й конференции министров иностранных дел, состоявшейся 19-20 июля 1991 г. в Куала-Лумпуре1. Будучи правопреемницей Советского Союза, Российская Федерация унаследовала традиционно-дружественные отношения с Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей. Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимают усилия по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия. Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 г. и вступил в силу в 1997 г. Страны АСЕАН добиваются гарантий соблюдения положений этого договора ядерными державами, включая Россию. АСЕАН выступает в роли одного из системообразующих элементов формирующейся архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР. Вокруг нее концентрируется ряд диалоговых механизмов и структур, в основе которых лежит система так называемых «диалогов» Ассоциации с ведущими государствами мира, зародившаяся в 1970-е гг.2
1 МГИМО Университет. Новости [Электронный ресурс] // URL: http://www.mgimo.ru/news/press/ document167901.pdf (дата обращения: 03.05.2015).
2 Справка об АСЕАН [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/ cooperation/economicaa/doc20130821_9 (дата обращения: 01.05.2015).
g С 1994 г. действует Региональный форум АСЕАН (АРФ) по вопросам без™ опасности, в котором участвуют 27 стран — члены «десятки», ее диалоговые m партнеры и ряд других государств АТР. Сессии АРФ на уровне министров ино-| странных дел проводятся ежегодно (как правило, в конце июля — начале августа), ^ так же как и совещания министров иностранных дел Ассоциации и Постмини->| стерские конференции1. Членство в АРФ позволяет России не только вести ак-™ тивный диалог по вопросам безопасности с ключевыми партнерами, но и непо-^ средственно влиять на процесс формирования новых структур безопасности ш в Азии, является важным фактором укрепления позиций России в АТР. Вехой диалоговых отношений Россия-АСЕАН стало присоединение России к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia) 29 ноября 2004 г. Это отражает твердое намерение России сохранить мир и стабильность в регионе, что является своеобразным кодексом поведения, который регулирует межгосударственные отношения и выступает залогом к партнерским отношениям2. 13 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре состоялся первый саммит Россия-АСЕАН, где было принято решение о регулярной организации таких встреч, но их периодичность пока не установлена. Была подписана Совместная декларация глав государств/правительств стран — членов АСЕАН и Российской Федерации о развитом и всеобъемлющем партнерстве. Россия и АСЕАН также приняли Комплексную программу действий 2005-2015 для реализации целей и задач, поставленных в Совместной декларации. Программа направлена на поощрение и повышение диалоговых отношений России и АСЕАН путем оказания помощи АСЕАН в своих усилиях в региональной экономической интеграции и построения сообщества. Второй саммит Россия-АСЕАН состоялся 30 октября 2010 г. в Ханое (Вьетнам)3. На саммите была подтверждена приверженность партнеров консолидации и дальнейшему развитию диалога Россия—АСЕАН к развитому и всеобъемлющем сотрудничеству на пути к расширению отношений на более высоком уровне, а также достигнута договоренность тесно сотрудничать в развивающейся региональной архитектуре Азиатско-Тихоокеанского региона4.
Россия, определившая одним из своих важнейших внешнеэкономических приоритетов интеграцию в Азиатско-Тихоокеанский регион, не может и не должна находиться в стороне от активных интеграционных процессов, которые идут в рамках этой организации. Сегодня объемы торговли между Россией и АСЕАН достаточно значительны. По данным российской таможенной статистики, они составили 15,6 млрд долл. в 2012 г. (кстати, АСЕАН приводит цифры выше — 18,2 млрд долл.), торговля услугами — около 3 млрд долл. Значительно отстают от них масштабы инвестиционного сотрудничества — в 2012 г. российские прямые инвестиции в страны АСЕАН составили около 100 млн доллл.5. Так, развиваются связи между представителями деловых кругов. В 1998 г. в Куала-Лумпуре подписано соглашение о сотрудничестве между ТПП России и Конфедерацией ТПП АСЕАН, создан Деловой совет Россия-
1 Там же.
2ASEAN-Russia Dialogue Relations // ASEAN [Электронный ресурс] // URL: http://www.asean.org/ news/item/overview-of-asean-russia-dialogue-relations (дата обращения: 25.04.2015).
3 Диалоговое партнерство Россия-АСЕАН [Электронный ресурс] // Посольство Российской Федерации в Республике Индонезия // URL: http://indonesia.mid.ru/documents/1685590/0/ACEAH_ obsch.pdf (дата обращения: 28.04.2015).
4ASEAN-Russia Dialogue Relations // ASEAN [Электронный ресурс] // URL: http://www.asean.org/ news/item/overview-of-asean-russia-dialogue-relations. (дата обращения: 25.04.2015).
5 Министерство экономического развития Российской Федерации. Справка об АСЕАН // http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/cooperation/economicaa/ doc20130821_9 (дата обращения: 01.05.2015).
АСЕАН. Председателем является Е. Н. Храмов (вице-президент ГК «Мортон»), испол- ^ нительным директором — В. И. Тарусин (исполнительный директор ГК «Петрос»). ™ В 2005 г. создан Финансовый фонд Диалогового партнерства (ФФДП), куда Россий- т ская Федерация вносит ежегодные взносы (с 2011 г. — ежегодно 1,5 млн долл.). За | счет средств ФФДП осуществляется совместная проектная деятельность. Также ^ в декабре 2005 г. Россия и АСЕАН заключили Соглашение между правительствами >| государств — членов АСЕАН и правительством Российской Федерации в сфере эко- « номики и развития. Соглашение предусматривает создание благоприятных условий ^ для развития многогранного сотрудничества между двумя сторонами в области эко- ш номики, торговли и инвестиций, науки, технологий и культуры1. Первые консультации между министрами экономики АСЕАН и России состоялись в августе 2010 г. в г. Дананг (Вьетнам), что создало импульс к продвижению торгово-экономических отношений на новый этапе. Среди других областей взаимодействия — контакты в сфере высоких технологий, космоса, аграрного сектора, транспорта, металлургии. В большей степени развитию углубленного диалога способствует открытый в 2010 г. в Москве Центр АСЕАН при МГИМО(У) МИД России. В Центре налажен информационный обмен о диалоговом партнерстве между Россией и странами АСЕАН, в том числе — в сфере науки, культуры и образования.
Казахстан активно сотрудничает с АСЕАН также в рамках многосторонних площадок: Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Диалог сотрудничества в Азии, Форум «Азия-Европа» (АСЕМ). Причем Казахстан является инициатором создания СВМДА и выступает за подписание между СВМДА и АСЕАН Меморандума о взаимопонимании и надеется, что ряд государств Ассоциации в ближайшем будущем войдут в СВМДА в качестве членов или наблюдателей. Подгруппа АСЕАН во главе с Малайзией выступила в поддержку кандидатуры Казахстана на членство в АСЕМ2.
С 2012 г. в результате официального визита Министра иностранных дел Республики Беларусь в Республику Индонезия и по итогам переговоров с Генеральным секретарем АСЕАН было принято решение об аккредитации Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Республике Индонезии в качестве Постоянного представителя Республики Беларусь при АСЕАН. В феврале 2013 г. в Национальном собрании Республики Беларусь создана рабочая группа по сотрудничеству с МПА АСЕАН. По итогам 2014 г. товарооборот Республики Беларусь со странами АСЕАН составил 851,9 млн долл. (в 2013 г. — 750,7 млн долл.): экспорт продукции — 566 млн долл., импорт — 285,8 млн долл., сложилось положительное сальдо в размере 280,2 млн долл. (23,2 млн долл. в 2013 г.)3. Республика Беларусь имеет больше двусторонних контактов со странами АСЕАН, нежели с самой интеграционной группировкой. Особенно развиты контакты с Малайзией, Индонезией и Сингапуром. Позитивная динамика наблюдается в научно-техническом и инновационном сотрудничестве Беларуси со странами ЮВА. Поддерживаются рабочие контакты Государственного комитета по науке и технологиям и институтов системы НАН Беларуси с ведущими научно-исследовательскими и инновационными организациями Индонезии, Малайзии и Сингапура. Общие подходы к вопросам многосторонней повест-
1ASEAN-Russia Dialogue Relations // ASEAN [Электронный ресурс] // URL: http://www.asean.org/ news/item/overview-of-asean-russia-dialogue-relations. (дата обращения: 25.04.2015).
2 Казахстан и страны АСЕАН намерены укреплять сотрудничество [Электронный ресурс] // Министерство Иностранных дел Республики Казахстан // URL: http://www.mfa.kz/index.php/ru/ poslednie-novosti/1711-kazakhstan-i-strany-asean-namereny-ukreplyat-sotrudnichestvo(дата обращения: 20.04.2015).
3 Сотрудничество Республики Беларусь с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии / Посольство Республики Беларусь в Республике Индонезия // http://indonesia.mfa.gov.by/ru/ASEAN/ (дата обращения: 25.04.2015).
ки дня позволяют Беларуси успешно сотрудничать со странами ЮВА на междуна-^ 1 ™ родной арене1.
т Армения имеет свое представительство в АСЕАН в лице посла2.
5 Перспективы
о
>| Как видно, Россия и АСЕАН развили широкие механизмы сотрудничества, Ката захстан, Армения и Беларусь в меньшей степени, но на высоком уровне. Стра-^ ны понимают, насколько важно вести диалог в АТР. Однако у Казахстана и Бе-ш ларуси больше двусторонних контактов со странами АСЕАН, а диалоговых механизмов еще не выработано. Поэтому эффективнее и менее затратно было бы выстроить отношения по линии ЕАЭС-АСЕАН. Однако как в АСЕАН, так и в ЕАЭС интеграционная сплоченность находится только в стадии активного развития, что уже является благоприятным фундаментом для построения механизмов сотрудничества двух группировок нужна широкая либерализация внутри объединений. Таким образом, если процесс интеграционного проникновения продолжится, то это станет хорошей базой для сотрудничества на уровне двух региональных группировок. Здесь необходимо не допустить отката к протекционизму, поскольку нетарифные барьеры все еще присутствуют внутри каждого объединения. Более того, необходимо урегулирование внутренних конфликтов и гармонизация отношений между странами-членами, поскольку согласия между двумя региональными блоками легче достичь, если будет консенсус внутри группировки.
Существуют проекты развития двустороннего сотрудничества. Для России сегодня и на годы вперед важнейшая общая задача России и «Большого АСЕАНа» — продвигать торгово-экономические связи, как это предусмотрено Комплексной программой действий по развитию сотрудничества на 2005-2015 гг.3. Директор Института национальной энергетики С. Правосудов обращает внимание, что Москва и Ханой продолжат совместную разработку нефти и газа, а также будут осуществлять поиск новых форм взаимовыгодного сотрудничества — в частности, в российской Арктике на шельфе Печорского моря. Кроме того, планируется газифицировать транспорт. России есть что предложить на рынке товаров и услуг в едином экономическом пространстве АСЕАН. Взаимодействие с любой из стран Ассоциации открывает России широкие возможности на одном из крупнейших рынков мира. Вступая в третье десятилетие партнерских отношений, Россия и АСЕАН планируют значительно наращивать объем накопленного потенциала, а также развивать всеобъемлющий диалог в Азиатско-Тихоокеанском регионе4. Беларусь прорабатывает вопросы продвижения на индонезийский рынок молочной продукции, а также продукции ОАО «МАЗ», ОАО «Минский подшипниковый завод», ОАО «Гродненская табачная фабрика „Неман"», ООО «Регула», УП «Адани», СООО «Ювелирный завод „Зорка"» и др. Ведется работа по продвижению на филиппинский рынок белорусской автобусной и трак-
1 Беларусь и страны Африки и Ближнего Востока [Электронный ресурс] // Министерство Иностранных дел Республики Беларусь // URL: http://mfa.gov.by/bilateral/asia_africa/baa8b6bcf85fdd3a. html (дата обращения: 28.04.2015).
2 Посол Армении вручила свои верительные грамоты генсеку АСЕАН [Электронный ресурс] / News AM // URL: http://news.am/rus/news/247821.html (дата обращения: 15.04.2015).
3 Урляпов В. Ф. Расширение АСЕАН: мотивы, значения, последствия [Электронный ресурс] // Международная жизнь // URL: http://interaffairs.ru/author.php?n=arpg&pg=330 (дата обращения: 27.04.2015).
4 Студнева Е. Россия и АСЕАН — за углубление партнерства в АТР [Электронный ресурс] // Международная жизнь // URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=11429 (дата обращения: 07.05.2015).
торной техники, продукции концерна «Белнефтехим», продуктов питания и др. ^ С сингапурскими компаниями прорабатываются возможности налаживания ин- « вестиционного сотрудничества в области производства продуктов питания и дру- т гих сферах1. |
Но поскольку страны объединены одной интеграционной группировкой, возни- ^ кает логика создания общего диалога на уровне ЕАЭС-АСЕАН для упрощения >| формальностей и быстроты сделок, что повысит эффективность экономики во всех « странах. Такое взаимодействие выгодно всем. Так, председатель Совета Федера- ^ ции В. Матвиенко в ходе официального визита в Лаос в сентябре 2014 г., выступая ш на заседании 35-й Генассамблеи Межпарламентской ассамблеи АСЕАН, высказала мнение о том, что перспективы создания зоны свободной торговли по линии «Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — Евразийский экономический союз» созрели для рассмотрения на парламентском уровне2. «С 1 января заработает Евразийский экономический союз и уже подготовлен проект меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и АСЕАН. В связи с этим считаю целесообразным рассмотреть на парламентском уровне перспективы создания зоны свободной торговли по линии АСЕАН — Евразийский экономический союз», — заявила Валентина Матвиенко.
Хотя всеобъемлющего проекта сотрудничества еще не существует, уже ведется работа в этом направлении. Зона свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом станет мощным импульсом к сотрудничеству между АСЕАН и ЕАЭС. 28 марта 2013 г. в Ханое стартовали официальные переговоры по соглашению о создании ЗСТ. После восьми раундов переговоров под руководством члена Коллегии (министра) по торговле Евразийской экономической комиссии А. Слеп-нева и министра промышленности и торговли СРВ Ву Хюи Хоанга, а также межсессионных встреч, сторонам на техническом уровне удалось согласовать основное содержание соглашения. Были выработаны следующие принципы: характер документа обеспечивает баланс интересов каждой из сторон, соглашение регулирует основные положения по торговле товарами, порядку определения страны происхождения товаров, торговле услугами, инвестиционному взаимодействию, защите интеллектуальной собственности, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм, упрощению таможенных процедур, обеспечению защитных торговых мер, устранению технических барьеров в торговле, а также внедрению электронных технологий таможенного контроля, принципам и правилам конкуренции, и по правовым вопросам. Страны-члены ТС предоставляют СРВ таможенные льготы, а как следствие, благоприятные условия для экспорта таких вьетнамских товаров, как текстильные изделия, морепродукты, сельскохозяйственные товары, а также промышленные продукты. Вьетнам в свою очередь открывает производителям из ТС рынки по таким направлениям, как мясомолочная и рыбная продукция, машины и оборудование, транспортные средства, металлопрокат и т. п.3.
Вследствие подписания данного соглашения Беларусь договорилась с российскими партнерами начать работу по продвижению на рынки Юго-Восточной Азии,
1 Беларусь и страны Африки и Ближнего Востока [Электронный ресурс] / Министерство Иностранных дел Республики Беларусь // URL: http://mfa.gov.by/bilateral/asia_africa/baa8b6bcf85fdd3a. html (дата обращения: 25.04.2015).
2 Евразийский коммуникационный центр [Электронный ресурс] / Перспективы создания зоны свободной торговли по линии АСЕАН-ЕАЭС созрели для рассмотрения на парламентском уровне // URL: http://www.eurasec.com/evrazijjskie-novosti/4870/ (дата обращения: 20.04.2015).
3 Чан Куок Кхань. ЗСТ Таможенный союз — Вьетнам: новые возможности для сотрудничества между традиционными партнерами [Электронный ресурс] // РСМД // URL: http://russiancouncil. ru/blogs/digest/?id_4=1652 (дата обращения: 15.04.2015).
g в частности стран АСЕАН. Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович заявил, ™ что активизация процесса начнется через Вьетнам, с которым подписано согла-m шение о ЗСТ. «Создание зоны свободной торговли без искусственных барьеров | и ограничений станет важным шагом в активизации сотрудничества между нашими ^ странами. Это [соглашение о свободной торговле] базовый документ принципи->| ального развития сотрудничества, который эволюционно может перерасти в активен ную фазу отношений между ЕАЭС и АСЕАН», — сказал Мясникович во время встре-^ чи с генеральным секретарем Центрального комитета Коммунистической партии ш Вьетнама Нгуен Фу Чонгом в ноябре 2014 г.1.
Как отмечает экономист Ариэл Нойола Родригес, Евразийский союз выходит за пределы своих континентальных границ, создавая зоны свободной торговли с Китаем в Азии, с Египтом в Северной Африке и общим рынком стран Южной Америки (МЕРКОСУР), включающим Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай и Венесуэлу. Стратегические отношения преследуют две основные цели — сократить присутствие Соединенных Штатов и Европейского союза в торговых и внерегиональных инвестиционных потоках и ускорить общую дедолларизацию путем использования национальной валюты в качестве платежного средства. Так, переход России на альтернативную платежную систему по отношению к межбанковской системе SWIFT, а также опыт создания валюты сукре, использующейся в странах АЛБА (альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна), «свидетельствуют о растущей роли обеих сторон в создании новых институтов и финансовых механизмов, которые покидают орбиту доллара». «Евразийский союз и МЕРКОСУР должны направить свои усилия на укрепление финансового сотрудничества и параллельно сформировать общий фронт в защиту национального суверенитета и принципов международного права», — заключил Родригес2. Возможно, такой сценарий подойдет и для развития экономических отношений между АСЕАН и ЕАЭС, что позволит блокам отказаться от излишней привязанности к доллару и его курсу.
Заключение
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что прямые механизмы сотрудничества АСЕАН-ЕАЭС еще не разработаны. А из всех стран только Россия смогла построить эффективный диалог со всей региональной группировкой в целом, помимо двусторонних контактов со странами группировки. Поэтому ЕАЭС может воспользоваться моделью сотрудничества по линии Россия-АСЕАН, используя такие механизмы, как саммиты глав стран — членов АСЕАН и ЕАЭС, встречи высших должностных лиц и министров иностранных дел. Разработка комплексной программы действий и дорожных карт не только в сфере экономического и энергетического сотрудничества, но и в гуманитарных областях, а также в области культуры, научного и образовательного обмена в современном мире становится очень эффективным методом работы в области сотрудничества. Двусторонние механизмы следует перестроить на многосторонний формат в рамках диалога двух региональных группировок. Это позволит сократить присутствие США, ЕС и Китая в торговых и внерегиональных инвестиционных потоках и ускорить общую дедолларизацию региона путем использования национальной валюты в качестве платеж-
1The Interview of Mr. Aleksandr Guryanov, Belarus Deputy Foreign Minister, for radio «Belarus» [Электронный ресурс] // Министерство Иностранных дел Республики Беларусь // URL: http://mfa. gov.by/en/mass_media/b5395e5920df715c.html (дата обращения: 19.04.2015).
2 Экономист: партнерство ЕАЭС и Латинской Америки бросает вызов США // РИА Новости // http://wap.ria.ru/world/20150321/1053756194.html (дата обращения: 28.04.2015).
ного средства. В качестве нового платежного механизма использовать переход от g SWIFT к альтернативной платежной системе. Снятие тарифных и нетарифных ба- m рьеров позволит увеличить товаропоток и объем торговли между странами, ускорит m обмен технологиями и знаниями. Научный и культурный обмен позволит снизить | степень риска возникновения международных конфликтов. В высших эшелонах ^ власти уже имеются планы по либерализации отношений между двумя группиров- >| ками, следовательно, постепенно будут разрабатываться механизмы взаимодей- m ствия. Существуют проекты развития двустороннего сотрудничества. Но главной ^ перспективной областью сотрудничества становится соглашение о Зоне свободной ш торговли между Вьетнамом и ЕАЭС. Соглашение регулирует основные положения по торговле товарами, порядку определения страны происхождения товаров, торговле услугами, инвестиционному взаимодействию, защите интеллектуальной собственности, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм, упрощению таможенных процедур, обеспечению защитных торговых мер, устранению технических барьеров в торговле, а также внедрению электронных технологий таможенного контроля, принципам и правилам конкуренции, и по правовым вопросам. Страны-члены ТС предоставляют СРВ таможенные льготы, а как следствие, благоприятные условия для экспорта таких вьетнамских товаров, как текстильные изделия, морепродукты, сельскохозяйственные товары, а также промышленные продукты. Вьетнам, в свою очередь, открывает производителям из ТС рынки по таким направлениям, как мясомолочная и рыбная продукция, машины и оборудование, транспортные средства и металлопрокат и т. п. Вопросы инвестиционного взаимодействия, торговли услугами, перемещения физических лиц после обсуждения в двустороннем формате также были внесены в соглашение, как и положения по предоставлению преференций для совместных инвестиционных проектов. Это смелый поступок вьетнамской стороны, поскольку могут быть созданы условия по внесению поправок в уже подписанные соглашения о ЗСТ с другими странами. Создание зоны свободной торговли без искусственных барьеров и ограничений станет важным шагом в активизации сотрудничества между странами. Это [соглашение о свободной торговле] базовый документ принципиального развития сотрудничества, который эволюционно может перерасти в активную фазу отношений между ЕАЭС и АСЕАН.