УДК 351.71 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-1-71-75
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИ ЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Мартыненко доктор экономических наук, профессор кафедры экономической Татьяна теории и предпринимательства, Южно-Российский институт
Васильевна управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Глущенко магистрант, Южно-Российский институт управления - филиал
Алина Российской академии народного хозяйства и государственной
Владиславовна службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье выявлены тенденции развития стратегических предприятий в Российской Федерации и в Ростовской области. Значительное внимание уделяется особенностям функционирования стратегических предприятий, которые зачастую существуют вне рыночной среды. Показаны основные направления совершенствования управления и государственной поддержки стратегических предприятий на современном этапе. Авторами рассмотрены возможные варианты дальнейшего развития стратегических предприятий.
Ключевые слова: стратегические предприятия, рыночная среда, государственная поддержка, конкурентоспособность, доля государственного участия, экономическое стимулирование, государственная собственность, инвестиции, системообразующие предприятия.
В статье 190 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ дано определение стратегических предприятий и организаций, к которым в основном относятся предприятия и организации оборонно-промышленного комплекса, функционирующие на основе государственной собственности, и обеспечивающие выполнение государственного оборонного заказа.
Актуальность решения проблем, стоящих перед стратегическими предприятиями Российской Федерации, связана с необходимостью не только сохранения, но и развития потенциала данной группы предприятий и организаций, так как они помогают России защищать свои интересы на международной арене и обеспечивают конкурентоспособность российской промышленности, способствуя передаче технологий двойного назначения в гражданский сектор экономики.
Несмотря на то, что стратегические предприятия играют важную роль в обеспечении национальной безопасности нашего государства и проблемы ОПК достаточно широко обсуждаются в научной литературе, многие вопросы остаются неисследованными. На наш взгляд, не в полной мере учитываются особенности функционирования стратегических предприятий, которые в большинстве случаев существуют вне рыночной среды с государственным регулированием цен на их продукцию, со сложной системой кооперационных связей и несерийным, а зачастую и уникальным производством продукции, с государственным финансированием [1; 2].
Возникают противоречия между рыночной направленностью развития российской экономики, повсеместным внедрением принципа эффективности и нерыночными условиями функционирования таких предприятий.
Следует обратить внимание на то, что в российской империи предприятия, обеспечивающие оборону и безопасность страны, также в большинстве случаев находились вне рыночной сферы. Военная промышленность, 70% железнодорожного транспорта, лес, почта и телеграф находились в государственной собственности, так как для их развития нужны были большие инвестиции и многие из предприятий не приносили прибыли, но государство нуждалось в них для обеспечения военной безопасности страны. Именно поэтому они находились в государственной собственности, и на них оказывалось воздействие через экономи-
ческую политику разнообразными методами: бюджетные расходы на развитие отдельных отраслей, гарантированные госзаказы, таможенная политика.
Другой серьезной проблемой является существование нескольких перечней стратегических, системообразующих и оборонно-промышленных предприятий.
На конец октября 2018 г. на территории Российской Федерации функционировало 144 предприятия стратегического значения (из них 107 унитарных предприятий и 37 акционерных обществ)1. В табл. 1 представлены количественные изменения, которые произошли со стратегическими предприятиями за прошедшие 14 лет.
Таблица 1
Динамика изменения количества стратегических предприятий в Российской Федерации2
Год редакции Указа Количество стратегических предприятия в форме федеральных государственных унитарных предприятий Количество стратегических предприятий в форме акционерных общества Общее количество стратегических предприятий
2004 514 549 1063
2007 485 523 1008
2010 159 41 200
2018 107 37 144
Сокращение перечня стратегических предприятий коснулось и Ростовской области. В 2007 г. на территории Ростовской области функционировало 18 предприятий стратегического значения, а в октябре 2018 г. их осталось лишь два.
Большое количество стратегических предприятий Ростовской области было исключено в период с 2006 по 2010 год: завод Красный Гидропресс, г. Таганрог, производственное объединение «Азовский оптико-механический завод», Волго-Донское пароходство, открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Ростовэнергоремонт», НИИ «Бриз» (Таганрог), ростовский и таганрогский морские торговые порты, таганрогский завод «Прибой».
Из списка стратегических исключались предприятия, где доля государственного участия не превышала 20 %, а также те, которые работали в рыночных секторах экономики, что вписывается в рамки общей концепции управления предприятиями, функционирующими на основе государственной собственности.
В России существует еще один перечень стратегических предприятий, который составляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. N 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса», в который в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 3 июля 2015 г. № 1828, включено 1355 организаций. На данных предприятиях в 2015 г. было занято около 2 млн чел., в том числе в оборонных отраслях промышленности - 1,4 млн.3
Помимо этих двух перечней в 2015 г. в связи с экономическим кризисом был составлен список системообразующих предприятий (обладающих высоким уровнем технологического потенциала, играющих существенную роль в обеспечении занятости населения на определенной территории, имеющих высокий удельный вес в экспортных поставках и др.). Для данных видов предприятий были введены различные преференции и льготы, а также предусмотрен особый порядок банкротства.
На региональном уровне принимаются свои списки системообразующих предприятий регионального значения. В данный перечень в основном входят те предприятия, которые необходимы для развития и эффективного функционирования определенного региона.
1 Указ Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 (ред. от 24.10.2018) «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» // Справочно-правовая система «Кон-сультантПлюс».
2 Там же.
3 ОПК России: итоги 2017 года / / Национальная оборона 2018. № 6.
http://www.nationaldefense.ru/indudes/periodics/maintheme/2018/0117/110823278/detail.shtml (дата обращения 8.11.2018)
Попадание в региональный перечень системообразующих предприятий требует соблюдения трех важных количественных критериев: суммарно активы предприятия должны быть от 100 млн руб. до 20 млрд руб.; общий объем доходов должен находиться в диапазоне от 2 до 20 млрд руб., а среднесписочная численность персонала должна быть выше 50 человек.
В настоящее время на территории Ростовской области функционируют 129 системообразующих предприятия.
Также Правительством Российской Федерации составлен перечень организаций, которые оказывают существенное воздействие на отрасли промышленности и торговли. В данный перечень входят 20 организаций Ростовской области, которые осуществляют свои функции в области транспортного и специального машиностроения; металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения; химико-технологического и лесопромышленного комплекса; легкой промышленности и потребительского рынка; радиоэлектронной промышленности.
Таким образом, мы видим, что в настоящее время в Российской Федерации существует несколько различных перечней стратегических и системообразующих предприятий, что дает дополнительные льготы и преференции этим предприятиям, но при этом возникает необоснованное дублирование в оказании им государственной поддержки.
На наш взгляд следует выработать единое понимание стратегических отраслей и предприятий и более четкие критерии отнесения к ним стратегических предприятий, которые были изложены в нашей предыдущей работе [3].
В связи с тем, что данные предприятия и организации действуют в нерыночной среде и финансируются государством, то на ближайшую перспективу Президентом РФ поставлена задача их диверсификации.
Правительству РФ Поручением Президента РФ от 23.09.2016 г. № Пр-1845 было определено разработать план и дорожную карту по реализации данного плана по диверсификации продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса и довести к 2030 г. долю гражданской продукции до 50%.
В 2017 г. доля гражданской продукции в производстве предприятий ОПК составляла 16%. В отраслевом разрезе данные предстоящих изменений представлены в табл. 2 [4].
Таблица 2
Доля гражданской продукции компаний ОПК (отраслевой разрез) 2017-2020 гг. (в %)
Отрасль ОПК 2017 г. 2020 г. (прогноз)
Авиастроение 19,3 19,4
Обычные вооружения 26,9 23,6
Боеприпасы и спецхимия 35,3 33,0
Судостроение 12,4 15,4
Радиоэлектроника 8,8 9,6
Диверсификация продукции предприятий и организаций ОПК в направлении увеличения доли гражданской продукции связана с необходимостью импортозамещения во многих отраслях российской экономики, прежде всего, в топливно-энергетическом комплексе. В постсоветский период сложилась такая ситуация, когда оборудование для российских нефтяных, газовых и энергетических предприятий поставляли иностранные производители, что в условиях санкций стало тормозом в их дальнейшем развитии. В настоящее время доля оборудования в гражданской продукции ОПК для ТЭК составляет около 10% [5].
Следует отметить, что в последнее время на государственном уровне были приняты ряд документов стратегического и программного характера, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемому нами вопросу.
Принятые Правительством Российской Федерации меры можно разбить на несколько блоков.
I. Меры правового характера
К ним следует отнести утвержденные Указом Президента РФ от 23 февраля 2017 г. №91 «Основы государственной политики в области развития ОПК на период до 2025 года
и дальнейшую перспективу» новую редакцию федеральной целевой программы развития ОПК. В документе определены цели, задачи, принципы, этапы, инструменты и стратегия развития оборонно-промышленного комплекса. Были внесены также поправки в нормативно-правовую базу в сфере государственного оборонного заказа (принят Федеральный закон от 29 июня 2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), которым внедрена система контроля за расходованием бюджетных средств в рамках оборонного заказа, включающая в себя правомерность прохождения средств по всей цепочке кооперации через специальные банковские счета и через счета Федерального казначейства; намечены меры по совершенствованию ценообразования продукции военного назначения (принято постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. №208 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»); принят ряд мер по развитию кадрового потенциала ОПК (организациям ОПК предусмотрены субсидии в сфере дополнительного профессионального образования; Мино-брнауки разработана ведомственная целевая программа «Новые кадры ОПК», развивается корпоративная система повышения квалификации работников).
II. Институциональные преобразования и меры экономической поддержки
В ближайшие годы предполагается реализовать ряд мероприятий, направленных на технологическую модернизацию стратегических предприятий с опорой на инновации шестого технологического уклада (внедрение цифровых и аддитивных технологий, автоматизация и роботизация производства, создание новых материалов и систем управления качеством продукции)1.
С 2017 г. начата реализация пилотных проектов на основе использования «индексного подхода» в ценообразовании, который стимулирует стратегические предприятия сокращать издержки производства по государственному оборонному заказу; подготовлена концепция управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники, включающая послепродажное и сервисное обслуживание, утвержденная в ходе выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса».
Намечена дальнейшая трансформация стратегических предприятий, включающая создание на базе уже существующих интегрированных структур 35-40 системообразующих научно-производственных комплексов, с возможностью формирования в дальнейшем межгосударственных корпоративных структур путем слияния или поглощения2.
Среди мер экономического стимулирования стратегических предприятий следует выделить утверждение Постановлением Правительства РФ от 17.04.2018 г. №459 «О субсидировании производства высокотехнологичной гражданской продукции организациями оборонно-промышленного комплекса» правил предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, выделенных в рамках реализации государственного оборонного заказа под государственные гарантии Российской Федерации; компенсация в виде имущественного взноса «Банку развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанку)» субсидий, выданных в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса.
Обобщение результатов исследования развития стратегических предприятий в Российской Федерации и в Ростовской области позволяет нам сделать вывод о том, что в настоящее время в практике управления стратегическими предприятиями и организациями
1 Сборник докладов третьего совещания с руководителями кадровых служб предприятий ОПК // https: / / fkc-opk.ru/ Content/ docs/pp/Сборник%20докладов%20-%2 02017.pdf (дата обращения: 11.11.2018)
2 Развитие ОПК: Новая редакция основ госполитики в оборонной промышленности будет разработана до конца года // http://www.rosinform.ru/zakon/19219-razvitie-opk-novaya-redaktsiya-osnov-gospoHtiki-v-oboronnoy-promyshlennosti-budet-razrabotana-do-kontsa-god/ (дата обращения: 11. 11. 2018).
широко используется технократический подход, делающий упор на институциональные, организационные и управленческие факторы; основной тенденцией является формирование диверсифицированных крупных предприятий, способных конкурировать с ведущими мировыми производителями. Преобладающими инструментами становятся субсидирование и государственные гарантии, диверсификация с усилением наукоемкой составляющей.
Литература
1. Соболев Л.Б. Реструктуризация оборонно-промышленного комплекса // Финансы и кредит. 2016. №47 (719).
2. Цветков В.А. Оборонно-промышленный комплекс России: проблемы и перспективы развития // 2-я конференция «Экономический потенциал промышленности на службе оборонно-промышленного комплекса», 9-10 ноября 2016 г., Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ.
3. Мартыненко Т.В. Разработка критериев отнесения российских предприятий и организаций к стратегическим как основа принятия приватизационных решений // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. №2.
4. Беспрозванных А.С. Меры поддержки развития продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса // http://minpromtorg.gov.ru (дата обращения 25.10.2018).
5. Рогозин: «Лучше один дорогостоящий прицельный удар, чем сто ударов без разбора» // http://www.rosinform.ru/mic/275537-luchshe-odin-dorogostoyaschiy-pritselnyy-udar-chem-sto-udarov-bez-razbora/ (дата обращения 5.11.2018).
Martynenko Tatiana Vasilievna, Doctor of Economic Science, professor of Cathedra of Economic Theory and Entrepreneurship, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Glushchenko Alina Vladislavovna, undergraduate, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkin-skaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected] TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE STRATEGIC ENTERPRISES OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE
Abstract
The article reveals the development trends of strategic enterprises in the Russian Federation and in the Rostov region. Considerable attention is paid to the peculiarities of the functioning of strategic enterprises, which often exist outside the market environment. The main directions of improving management and state support of strategic enterprises at the present stage are shown. The authors considered possible options for the further development of strategic enterprises.
Keywords: strategic enterprises, market environment, state support, competitiveness, share of the state participation, economic incentives, state property, investments, systemically important enterprises.
References
1. Sobolev L.B. Restrukturizaciya oboronno-promyshlennogo kompleksa // Finansy i kredit. 2016. №47 (719).
2. Cvetkov V.A. Oboronno-promyshlennyj kompleks Rossii: problemy i perspektivy razvitiya // 2-ya kon-ferenciya «EHkonomicheskij potencial promyshlennosti na sluzhbe oboronno-promyshlennogo kompleksa», 9-10 noyabrya 2016 g., Moskva, Finansovyj universitet pri Pravitel'stve RF.
3. Martynenko T.V. Razrabotka kriteriev otneseniya rossijskih predpriyatij i organizacij k strategicheskim kak osnova prinyatiya privatizacionnyh reshenij // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2017. №2.
4. Besprozvannyh A.S. Mery podderzhki razvitiya produkcii grazhdanskogo i dvojnogo naznacheniya or-ganizaciyami oboronno-promyshlennogo kompleksa // http://minpromtorg.gov.ru (data obrashcheni-ya 25.10.2018).
5. Rogozin: «Luchshe odin dorogostoyashchij pricel'nyj udar, chem sto udarov bez razbora» // http://www.rosinform.ru/mic/275537-luchshe-odin-dorogostoyaschiy-pritselnyy-udar-chem-sto-udarov-bez-razbora/ (data obrashcheniya 5.11.2018).