УДК 339.18(470 + 571) + 658.7(470 + 571)
ББК У9(2)30-59
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РОССИИ
Ю.С. Якунина, И.Ю. Окольнишникова
В статье рассмотрены основные показатели развития рынка логистического аутсорсинга в России, выявлены тенденции, проблемы и предпосылки к развитию рынка логистических услуг в РФ, определены критерии выбора логистических операторов.
Ключевые слова: логистика, аутсорсинг, логистический оператор.
В настоящее время логистический аутсорсинг - это не новое явление в экономике, а необходимость для предприятий и организаций. Современный бизнес выживает на высококонкурентном рынке благодаря своей основной компетенции, при этом передавая не свойственные ему функции аутсорсинговым организациям.
Логистический аутсорсинг - это приобретение логистических услуг с целью снижения затрат в цепи поставки товара за счет привлечения высококвалифицированного логистического оператора.
Современный логистический рынок выделяет несколько видов логистического аутсорсинга в зависимости от комплекса предоставляемых услуг логистическими операторами. Рассмотрим предлагаемые различными авторами [1, 2] трактовки:
1РЬ-оператор, т. е. все логистические операции и процессы осуществляет сам владелец грузов собственными силами.
2РЬ-оператор, т. е. логистический оператор оказывает услуги в области транспортировки грузов и складирования.
3РЬ-оператор, логистический оператор, который предоставляет комплекс транспортных услуг, складские площади, операции по обработке грузов, кросс-докинг, а также управление логистическими процессами предприятия-заказчика при помощи информационных систем.
4РЬ-оператор, логистический оператор, обеспечивающий формирование цепи поставки и коор-
динирование деятельности всех привлеченных организаций.
5РЬ-оператор - логистический оператор, занимающийся интернет-логистикой, при помощи которой осуществляет построение логистических цепей, цепей поставок и контроль логистических процессов.
Совокупный объем рынка логистических услуг по оценке РБК.геБеагсЬ [4, 5] в 2011 году увеличился на 13 % относительно 2010 года и оценивается в 1687 млрд руб. (55,5 млрд долл.), (в сравнении - оборот европейского рынка логистических услуг около 600 млрд евро).
По оценкам специалистов [3] состояние рынка логистических услуг находится в прямой зависимости от динамики товарных потоков, которые, в свою очередь, обусловлены социально-экономическим развитием страны, уровнем развития промышленности, оптовой и розничной торговли и уровнем платежеспособности населения. Соответственно, наличие положительной динамики това-ропотоков (рис. 1) обуславливает увеличение потребности в привлечении квалифицированных логистических операторов для управления цепями поставок.
За последние несколько лет наметился существенный перелом в восприятии российскими предприятиями идеи логистического аутсорсинга. Предприятия различных сфер экономической деятельности (фармацевтика, химическая, автомо-
Рис. 1. Динамика валового внутреннего продукта по состоянию на 2012 год по данным Росстата РФ
бильная, электронная отрасли, предприятия агропромышленного комплекса, оптовая торговля, сетевая розница и др.) приступили к внедрению логистического аутсорсинга или активно взаимодействуют с логистическими операторами. Тем не менее, Россия по показателю проникновения логистического аутсорсинга отстает от показателей США и стран Европы.
В России только 25-30 % от всего объема логистических операций передается на аутсорсинг. Для сравнения доля аутсорсинга в логистике в США - 64,4 % совокупного объема рынка логистических услуг, в среднем по Европе - 64,6 %, в Китае - 45 % (по данным РБК.геБеагсЬ, основанным на оценках Armstrong & Associates Inc.) [4, 5, 7].
Одна из причин низкого проникновения логистического аутсорсинга - ориентация российских предприятий на внутреннюю логистику. Предприятия ориентированы на создание собственных служб (отделов) логистики и отказ от услуг логистических операторов по управлению цепями поставок. Особенно это характерно для предприятий непрерывных производств и для предприятий, которым необходимы специализированные складские и транспортные условия.
Считается, что причинами данной ситуации могут быть следующие:
1. Низкий уровень частных и государственных инвестиций в развитие регионального логистического аутсорсинга.
2. Низкий уровень развития транспортной и складской инфраструктуры в регионах (недостаточный уровень развития транспортных развязок, отсутствие современных грузовых и логистических терминалов, высокий уровень износа транспортного состава и его моральное устаревание, малое число качественных современных складских комплексов с необходимым специализированным оборудованием).
3. Управленческий фактор (нежелание руково-
дства терять контроль над частью бизнес-процесса, страх утечки коммерческой информации).
4. Кадровая проблема. Рынок испытывает нехватку квалифицированных специалистов в области логистики, владеющих должным уровнем знаний в области информационных технологий, в области организации и управлении логистическими схемами на современном уровне.
5. Недостаточный уровень внедрения логистических информационных систем на территории страны, что усложняет процессы контроля и управления цепочками поставок.
6. Трудность оценивания и подсчета затрат предприятия на использование услуг логистического оператора.
Все перечисленные проблемы особенно остро проявляются в регионах России. Если уровень развития рынка логистических услуг в Москве и Санкт-Петербурге сопоставим с уровнем развития рынка услуг европейских стран, то в регионах наблюдается низкий уровень присутствия логистических операторов и медленное развитие рынка логистических услуг.
Согласно данным официальной статистики [5, 7] по географии охвата логистическими услугами лидерами являются Центральный федеральный округ, на долю которого приходится более 50 % российского рынка, Северо-Западный федеральный округ - 15 %, Уральский федеральный округ -14 %. Структура охвата логистическими операторами по федеральным округам представлена на рис. 2.
В силу перечисленных причин многие отечественные предприятия отказываются от комплексных услуг логистических операторов (услуги 3РЬ и услуги 4РЬ), предпочитая услуги 2РЬ-операторов. Доля 3РЬ-услуг (по валовой выручке) в обороте российского рынка очень низкая - не более 8 % от общего оборота логистических услуг. Среднемировой показатель проникновения 3РЬ-
Уральский ФО; 14%
Сибирский ФО
4%
При волжский
СевероЗападный ФО
14%
ентральныи ФО; 61%
Рис. 2. Структура охвата логистическими операторами по федеральным округам
Логистика
услуг - 17% рынка логистического аутсорсинга. В то время как этот показатель на европейском рынке - 19,4%, в Китае - 18%, в США - 15%.
Вместе с тем, автором выделен ряд причин, которые в настоящее время побуждают предприятия внедрять процесс передачи логистических функции и процессов на аутсорсинг.
1. Для повышения своей конкурентоспособности на современном рынке современным предприятиям необходимо все более качественно осуществлять основной вид экономической деятельности, и в этих условиях возникает необходимость передачи несвойственных для предприятия функций аутсорсинговым компаниям.
2. Передача части функций профессиональным логистическим операторам, использующим современные бизнес-технологии, влечет за собой использование услуг по управлению цепями поставок более высокого качества, что в свою очередь, приводит к сокращению логистических издержек.
Логистические операторы мотивированы в повышении эффективности в работе, чем собственные отделы (службы) логистики, прежде всего в связи с тем, что несут финансовую ответственность за качество оказываемых услуг и обеспечивают юридическую гарантию.
Преимущество логистического аутсорсинга в отличии от других форм сотрудничества предприятий со сторонними организациями, по мнению специалистов [1], заключается в следующем:
1) строгая зависимость логистического оператора от потребностей предприятия-заказчика. Логистический оператор должен быть наилучшим исполнителем функций и операций, необходимых предприятию -заказчику;
2) взаимоотношения логистического оператора и предприятия-заказчика четко ограничены рамками бизнес-процесса. Это снижает риск утечки коммерческой информации;
3) основным критерием долгосрочных и прочных взаимоотношений логистического оператора и заказчика является совершенствование определенного бизнес-процесса. Другие формы сотрудничества часто предполагают обмен опытом по направлениям развития бизнеса, что во многих случаях приводит к потере или снижению конкурентного преимущества отдельного предприятия.
Конечно, организуя собственный отдел (службу) логистики, предприятия снижают коммерческие риски за счет полного контроля за цепочкой поставки. Но при этом необходимо гарантировать качество собственной логистической деятельности, т. е. наличие в своем распоряжении современного склада, технологического оборудования, информационных технологий обработки товарного потока, наличие транспортно-
экспедиционного отдела и при ведении внешнеэкономической деятельности брокерского отдела таможенного оформления. Такие возможности
есть не у каждого предприятия и при этом, обслуживая только товарный поток собственного предприятия, отдел (служба) логистики зависит от сезонных изменений товарного потока. Что, в целом, не всегда позволяет снизить логистические затраты.
Передача основных логистических бизнес-процессов логистическим операторам в целом дает положительный экономический эффект для развития рынка (сокращение затрат, перераспределение ресурсов, повышение эффективности выполнения отдельных бизнес-процессов). Это связано с тем, что логистические операторы, работая по принципам спланированности и сбалансированности товарных потоков, выравнивают среднегодовую загрузку складских помещений, транспортных средств, среднегодовую нагрузку логистического персонала. Т. е. логистический оператор, оказывая услуги, рассчитывает нагрузку для снижения собственных издержек и оказания наиболее качественных услуг. И, тем самым, снижая общелогистические затраты в цепи поставок.
Кроме определения экономического эффекта от использования услуг логистического оператора, предприятие должно разработать критерии перехода на аутсорсинг и критерии выбора логистического оператора [1]. Выделим основные критерии оценки логистического оператора:
- опыт работы на рынке, который является рынком сбыта для предприятия-заказчика;
- надежность логистического оператора;
- гибкость, т. е. способность логистического оператора быстро подстраиваться под требования заказчика;
- уровень обслуживания, т. е. какой комплекс услуг готов предоставить оператор на определенном рынке, качество обслуживания;
- возможность экономии;
- условия заключения контракта.
Приведенные критерии оценки и выбора логистического оператора во многом носят общий характер. При реальном выборе руководство предприятия-заказчика учитывает особенности ведения бизнеса, особенности рынка сбыта, специфику законодательной базы, культуру договорных взаимоотношений на рынке и другие моменты.
По оценкам специалистом [6] предприятия-заказчики логистических услуг выделили следующие критерии оценки логистических провайдеров:
- качество обслуживание (21 %);
- репутация фирмы (19 %);
- географическое присутствие оператора на рынке (18 %);
- опыт работы провайдера на рынке (11 %);
- размер и масштаб оператора (11 %).
По результатам исследования «3PL - бизнес в России: взгляд в России», проведенного компанией STS Logistics и Координационным советом по логистике [6], услугами одного-трех поставщиков логистических услуг пользуются 69 % респонден-
тов, 16 % респондентов используют четыре-шесть различных провайдеров, 4 % - от семи до десяти, 2 % - более одиннадцати, 8 % - воздержались от ответа. При этом качество работы российских логистических операторов оценивается высоко. 57 % респондентов считают, что логистические операторы работают хорошо, 2 % - выше, чем ожидалось, 29 % - недовольны работой операторов и 12 % - воздержались от ответа на вопрос.
Рынок логистических услуг в России продолжает расти и развиваться. В России успешно функционируют международные и российские логистические операторы, что, с одной стороны, повышает уровень конкуренции на рынке логистических услуг, а с другой, повышает качество предоставления логистических услуг.
Динамика развития российского рынка, в том числе развития рынка логистических услуг, «подтолкнет» предприятия крупного и среднего бизнеса к построению логистических аутсорсинговых взаимоотношений. Выведение непрофильных бизнес-процессов за пределы производственных предприятий является предпосылкой более эффективного их функционирования.
В свою очередь основными задачами логистических операторов на российском рынке являются: совершенствование бизнес-процессов; оптимизация стоимости обслуживания; увеличение
доли услуг добавленной стоимости; расширение географического присутствия.
Таким образом, успешность взаимоотношений предприятий-заказчиков и логистических операторов будет зависеть от того, насколько тесно и качественно будут сотрудничать обе стороны
Литература
1. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций / под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 187 с.
2. Грещенко О. Современный рынок логистических услуг в России. - http://www.iteam.ru/
publications/logistics/section_80/article_4263.
3. Круглов, А.И. Логистический аутсорсинг // Планово-экономический отдел. - 2011. - № 6. -http://www.profiz.ru/peo/6_11/Logistich_autsorsing.
4. Российский рынок логистических услуг. -http://wingi.ru/content_articles_view/id-4924/
5. Российский рынок транспортно-логистических услуг в 2011-2012 гг. - http://ncmagazine.ru/ index.php?page=tendents'ii-rynka-tlu.
6. Сергеева А. Российский рынок логистики: перспектива выздоровления туманна. - http://ap-st.ru/filling/y-2013.n-10. oid-29 7.html/
7. Обзор рынка логистических услуг. -http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-12952.html.
Якунина Юлия Сергеевна. Старший преподаватель кафедры экономики торговли, ЮжноУральский государственный университет, г. Челябинск, e-mail: [email protected].
Окольнишникова Ирина Юрьевна. Доктор экономических наук, декан торгово-экономического факультета, заведующий кафедрой «Маркетинговые коммуникации», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, е-mail: [email protected].
Поступила в редакцию 11 февраля 2014 г.
Bulletin of the South Ural State University Series “Economics and Management” __________2014, vol. 8, no. 1, pp. 136-140
TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF MODERN LOGISTICS SERVICES MARKET IN RUSSIA
Y.S. Yakunina, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation I.Y. Okolnishnikova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The article describes main indicators of logistics outsourcing market in Russia, identifies trends, problems, and backgrounds for development of logistics services market in Russia; selection criteria for logistics operators are defined.
Keywords: logistics, outsourcing, logistics operator.
Логистика
References
1. Anikin B.A. (Ed.) Autsorsing: sozdanie vysokoeffektivnykh i konkurentosposobnykh organizatsiy [Outsourcing: Highly Efficient and Competitive Organizations]. Moscow, INFRA-M Publ., 2003. 187 p.
2. Greshchenko O. Sovremennyy rynok logisticheskikh uslug v Rossii [Modern Logistics Services Market in Rus sia]. Available at: http://www.iteam.ru/publications/logistics/section_80/article_4263.
3. Kruglov A.I. [Logistics outsourcing]. Planovo-ekonomicheskiy otdel [Planning and Economic Department]. 2011, no. 6. Available at: http://www.profiz.ru/peo/6_11/Logistich_autsorsing. (in Russ.)
4. Rossiyskiy rynok logisticheskikh uslug [Russian Logistics Market]. Available at:
http://wingi.ru/content_articles_view/id-4924/
5. Rossiyskiy rynok transportno-logisticheskikh uslug v 2011-2012 gg. [Russian Market of Transport and Logistics Services in 2011-2012]. Available at: http://ncmagazine.ru/index.php?page=tendentsii-rynka-tlu.
6. Sergeeva A. Rossiyskiy rynok logistiki: perspektiva vyzdorovleniya tumanna [Russian Logistics Market: Vague Prospect of Recovery]. Available at: http://ap-st.ru/filling/y-2013.n-10.oid-297.html/
7. Obzor rynka logisticheskikh uslug [Overview of Logistics Market]. Available at:
http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-12952.html.
Yulia S. Yakunina, senior lecturer of Department of Trade Economics, South Ural State University, Chelyabinsk, e-mail: [email protected].
Irina Yurievna Okolnishnikova, Doctor of Science (Economics), Head of Marketing Communications Department, the dean of Trade and Economic Faculty of South Ural State University, Chelyabinsk, е-mail: [email protected].
Received 11 February 2014