Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии
УДК 658
РОССИЙСКИЙ РЫНОК АУТСОРСИНГА СКЛАДСКИХ УСЛУГ
Н. В. Широченко, П. Е. Прутковенко
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассмотрены вопросы реализации стратегии перехода на логистический аутсорсинг складских услуг, основные проблемы, достоинства и недостатки отечественного рынка аутсорсинга складских услуг.
Ключевые слова: логистический аутсорсинг, PL-оператор, транспортные и складские услуги.
RUSSIAN OUTSOURCING MARKET OF WAREHOUSE SERVICES
N. V. Shirochenko, P. E. Prutkovenko
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article considers the implementation of the strategy of transition to logistics outsourcing of warehousing services, the main advantages and disadvantages of the domestic warehouse outsourcing market are described.
Keywords: logistics outsourcing, PL-operator, transport and warehouse services.
Современная организация производства невозможна без использования в своей деятельности стратегии логистического аутсорсинга. В отличие от сервисных услуг, которые ограничены началом и концом, а также имеют единовременный характер, на аутсорсинг чаще всего передают функции, связанные с профессиональной поддержкой бесперебойной работоспособности структуры и отдельных подсистем на основе контракта, длительностью, как правило, более года.
Согласно данным аналитического агентства «M. A. Research», около 70, а по данным департамента консалтинга «РБК» - около 90 российских и около 50 западных компаний, работающих в РФ, можно отнести к сегменту 3РЬ-операторов - компаний, оказывающих не только традиционные услуги транспортировки и управления складскими помещениями, но и занимающиеся нестандартными сервисами - перегрузкой, складированием, обработкой грузов и другими дополнительными услугами с добавленной стоимостью [7; 8].
120-140 3РЬ-операторов для всего рынка РФ -критически малая величина. Экономические показатели также подтверждают данное явление - совокупная валовая выручка логистических провайдеров в РФ оценивается в 6,7 млрд долл., т. е. 9 % рынка транс-портно-логистических услуг (в Евросоюзе на 3PL-услуги приходится около 20 % всего оборота рынка). На весь рынок логистического аутсорсинга, включая 2PL-услуги (традиционные услуги управления складами и грузоперевозок) в России приходится только 25 % объема рынка ТЛУ, в то время как в США -64 %, в среднем по Европе - 65 %, в Китае - 45 % [8].
Особые проблемы в организации складской логистики. Казалось бы, рынок логистических услуг к ее
организации был готов еще в 2016 году [6]. С одной стороны, многие по традиции относят склад к профильной ценностнообразующей функции любого крупного предприятия, с другой стороны, далеко не все верят в клиентоориентированность логистических операторов [1].
Никаких исследований, посвящённых уровню сервиса услуг логистичечских операторов, нет, поэтому каждый руководитель оперирует лишь своим практическим опытом. Конкурентная среда в регионах РФ различна, соответственно там, где она выше, больше качественных игроков.
Тем не менее, за последние 5 лет логистические операторы значительно расширили комплекс предоставляемых услуг, в том числе и складских. РЬ-опе-раторы не просто хранят грузы на собственных складах, но и оказывают услуги по их консолидации (объединение грузов нескольких разных отправителей для последующей их транспортировки одним транспортом. Данная схема позволяет упростить порядок оформления документов и сэкономить значительные суммы), проверке на брак, а также упаковке и комплектации партий [3; 4].
Различные факторы: объем, длительность и сложность проекта, трудовые риски и сезонность оказывают влияние на стоимость услуг.
Работа со специализированным РЬ-оператором решает для предприятия ряд проблем. Имея собственные склады, клиент всегда ограничен объемом хранения. Проще переложить данную задачу на логистического посредника, который специализируется в сфере ответственного хранения. Логистический посредник может предоставить квалифицированный персонал для осуществления контроля запасов и таких сопутствующих функций, как периодическая или цикличе-
Решетневские чтения. 2017
ская инвентаризация, расследования по претензиям, подбор по заказам, отчёты для клиентов [2; 5].
Аналитики считают, что в условиях рецессии логистическим посредникам придется гораздо больше идти навстречу компаниям-клиентам [6; 8]. При этом PL-операторы будут стараться углублять партнерские отношения, расширять диапозон клиентов, консолидировать сервисы, предлагать дополнительные услуги, повышать комплексность и технологичность предоставляемых услуг. Вероятнее всего, это следует воспринимать, как перспективу развития SPL-про-вайдеров в сторону 4PL-организации всей логистической цепочки предприятий-заказчиков, и может быть, 5PL (организации «виртуальной» логистики за счет использования глобального информационно-технологического пространства).
Библиографические ссылки
1. Долгопольский А. Д. На что способен аутсорсинг? // Нефтегазовая вертикаль. 2013. № 16. С. 37
2. Календжанян С. О. Эффект от партнера. Российское предпринимательство // Логинфо. 2013. № 8. С. 63.
3. Овчаренко Н. Я. Рейтинг завершен рейтинг продолжается: итоги рейтинга «Логистический оператор России» // Логинфо. 2016. № 5. С. 43.
4. Проценко О. Д. Логистика важнейший фактор повышения конкурентоспособности организации // Российское предпринимательство. 2015. № 10. С. 53.
5. Шершульский В. Г. Все на аутсорсинг // Эксперт. 2015. № 26. С. 6.
6. Логистический Оператор России 2016. [Электронный ресурс] // Logistics.ru (отраслевой портал). 2016. URL: http://www.logistics.ru/scm/news/reyting-logi-sticheskiy-operator-rossii (дата обращения: 09.07.2017).
7. Международные исследования в сфере сотрудничества с логистическими операторами [Электронный ресурс] // Делойт и Туш РКСЛ. 2016. URL: http://www2.deloitte.com/ru/ru.html (дата обращения: 22.08.2017).
8. Рынок транспортно-логистических услуг в 20152016 годах и прогноз до 2017 года (обновленная версия). [Электронный ресурс] // РБК RESEARCH. 2016. № 2. URL: http://marketing.rbc.ru/research/562949985 348366.shtml (дата обращения: 11.08.2017).
References
1. Dolgopolskiy A. D. Na chto sposoben autsorsing? [What is outsourcing capable of?] // Neftegazovaya vertical'. 2013. № 16. P. 37. (In Russ.)
2. Kalendzhanyan S. O. Effekt ot partnera. Rossiy-skoye predprinimatel'stvo. [The effect of the partner. Russian Entrepreneurship] // Loginfo. 2013. № 8. P. 63. (In Russ.).
3. Ovcharenko N. Ya. Reyting zavershen reyting prodolzhayetsya: itogi reytinga "Logisticheskiy operator Rossii" [Rating is completed rating continues: the results of the rating "Logistic Operator of Russia"] // Loginfo. 2016. № 5. P. 43. (In Russ.)
4. Protsenko O. D. Logistika vazhneyshiy faktor povysheniya konkurentosposobnosti organizatsii. [Logistics is the most important factor in increasing the competitiveness of the organization] // Russian Entrepreneurship. 2015. № 10. P. 53. (In Russ.)
5. Shershul'skiy V. G. Vse na autsorsing. [All for outsourcing] // Ekspert. 2015. № 26. P. 6. (In Russ.)
6. Logisticheskiy Operator Rossii 2016. Available at: http://www.logistics.ru/scm/news/reyting-logisticheskiy-operator-rossii (accessed: 09.07.2017).
7. Mezhdunarodnyye issledovaniya v sfere sotrud-nichestva s logisticheskimi operatorami. Available at: http://www2.deloitte.com/ru/ru.html (accessed: 22.08.2017).
8. Rynok transportno-logisticheskikh uslug v 20152016 godakh i prognoz do 2017 goda. Available at: http://marketing.rbc.ru/research/562949985348366.shtml (accessed: 11.08.2017).
© Широченко Н. В., Прутковенко П. Е., 2017