5. Соболева, Е. В. Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - Серия: Образование. Педагогические науки. - Вып. 2. - Т. 5. - 2013. -С.129-134.
6. Солодовникова, И. А. Проблемы гендерных различий людей с ограниченными возможностями / И. А. Солодовнико-ва, Е. Н. Львова // Сибирский педагогический журнал. - №13. - 2007. - С.335-345.
7. Шмелева, Н. Б. Личность - профессионализм - деятельность в социальной сфере. - 2-е изд., доп. - Ульяновск : УлГУ, 2007. - 340 с.
УДК 372.881.1
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ КЛАСТЕРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ермакова Юлия Дмитриевна, канд. пед. наук, доцент кафедры «Иностранные языки», ФГБОУ ВПО Самарский ГЭУ.
443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141.
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: профессиональное, образование, кластер, региональный.
Цель исследования - повышение эффективности регионального кластерного взаимодействия путём обеспечения профессиональной подготовки кадров в современных социально-экономических условиях. Глобальная информатизация обуславливает актуальность расширения применения систем автоматизированной обработки данных, информационно-поисковых систем, средств телекоммуникационного доступа к информационным ресурсам. Это обуславливает рост потребности в кадрах, осуществляющих техническое и программное обслуживание вычислительно техники и компьютерных сетей, владеющих методами и средствами рациональной обработки информации во всех областях профессиональной деятельности. Современная организация общества строится на разрушающемся каркасе прежних форм социокультурных взаимодействий, которые были структурированы через соответствующие социальные институты, выстроенные в большинстве своем вертикально. В связи с возрастанием потребностей в специалистах профессиональной направленности государственная политика модернизации российского образования нацелена на опережающее развитие профессионального образования. Такой характер нового формирующегося порядка взаимодействия в современной социокультурной среде реализуется посредством использования нового метода, базирующегося на понятии «кластеризация», которое в самом общем виде отражает множественные аспекты современной сетевой коммуникативной практики. «Кластеры» выступают «ячейкой» структуры сетевого коммуникативного пространства. В современной профессиональной педагогике довольно часто используется дефиниции «образовательный кластер», подчеркивая принадлежность феномена к образовательной среде, и «региональный кластер», делая акцент на региональной специфике. Наиболее характерной чертой внедрения практики кластеризации в образовательной сфере является привлечение всех заинтересованных сторон к повышению эффективности обучения и конкурентоспособности профессиональной подготовки кадров. Примером такой практики может служить практика активного привлечения в рамках кластеров к разработке и реализации образовательной стратегии учебных заведений профессиональных объединений работодателей, торговопромыш-ленных палат, профсоюзов, других институтов гражданского общества. Главной целью современного опережающего образования становится культура личности в сочетании с её нелинейным синергетическим стилем мышления, владеющей методологией циклично-волнового освоения будущего, которая формируется, опираясь на новую синергетическую парадигму фундаментальности образования.
Рост конкуренции и ускорение научно-технического прогресса, необходимость использования его достижений в производстве требуют продолжения качественного нового повышения профессиональной квалификации и образованности работников, более тесной интеграции профессионального образования с производством. Но характер профессиональной квалификации и образованность молодых специалистов должны иметь иной характер в экономике знаний, что обуславливает цель исследования - повышение эффективности регионального кластерного взаимодействия путём обеспечения профессиональной подготовки кадров в современных социально-экономических условиях.
Глобальная информатизация объясняет актуальность расширения применения систем автоматизированной обработки данных, информационно-поисковых систем, средств телекоммуникационного доступа к информационным ресурсам. Резко сокращается сфера труда, требующая низкой квалификации, уменьшается число собственно производственных рабочих. Основной категорией работников становится персонал, занимающийся монтажом и наладкой систем автоматизации технологических процессов, гибких производственных систем и робототехнических комплексов, а так же непосредственным управлением этим системами. В качестве определяющего фактора производства выступает технологическая культура, требующая высокой
дисциплинированности в работе, обеспечения контроля над производством, грамотного использования оборудования.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» формулируются новые «вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу». Среди таких называются: усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и систем национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого капитала; ожидание новой волны технологических изменений; возрастание человеческого капитала как основного фактора экономического развития [1].
В этой связи, исходя из цели исследования, появляются новые задачи в образовательной сфере, а именно: систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии; непрерывность образования в течение всей жизни человека; подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и наукоемких технологий; привлечение работодателей и других заказчиков специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения рынка труда; интеграция образования с производством.
Современная организация общества строится на разрушающемся каркасе прежних форм социокультурных взаимодействий, которые были структурированы через соответствующие социальные институты, выстроенные в большинстве своем вертикально.
В связи с возрастанием потребностей в специалистах профессиональной направленности государственная политика модернизации российского образования предусматривает опережающее развитие профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о приоритетности данного образования, в обеспечении развития экономики и общества в целом [2, 3].
Для приведения в соответствие требований производства и содержания профессионального образования введены в действие Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. Ведется работа по дальнейшей модернизации профессионального образования и характера его взаимодействия с производством. Характеризуя сложившуюся ситуацию, необходимо учитывать одним из существенных моментов такой трансформации - переход учебных заведений из состояния преимущественно «вертикального» их включения в отраслевые структуры, социально-экономические комплексы к включению в «горизонтальные» структуры, целью которых является, прежде всего, реализация задач экономического и социального развития региона [4].
В рамках исследуемой проблематики, профессиональное образование рассматривается как суперинструментальная система, которая обеспечивает достижение целей не только специфично образовательных, но и целей связанных с развитием региональных комплексов, когда профессиональное образование выступает в качестве средства организации. Это предполагает целенаправленную консолидацию деятельности образовательных организаций с государственными предприятиями, бизнес-структурами, общественными и иными организациями в рамках выдвигаемых социально-экономических, социокультурных проектов и программ развития региона.
К созданию на этой базе современных региональных систем профессионального образования предъявляются следующие требования, исходя из основных задач регионализации: ориентация на потребности личности в собственном культурном и профессиональном развитии, детерминированные условиями региональной экономической среды и спросом на региональном рынке труда на определенные категории работников; формирование единого профессионального образовательного пространства региона с учетом конкретных особенностей региона (демографических, социальных, экономических) при организации деятельности системы профессионального образования; определение сфер, направлений деятельности профессионального образования как активного фактора развития региона на основе учёта природных, географических, экономических, исторических, культурных особенностей, национальных, этнических традиций региона.
К этому следует добавить, что значительно меняется социокультурная ситуация. Вектор этих изменений направлен в сторону становления единого глобального мирового пространства, которое базируется на информационно-коммуникативных технологиях, глобальном сетевом взаимодействии. Прежние формы социокультурной интеграции «индустриального» общества в современных «постиндустриальных» условиях гибкости и подвижности индивидуальных и групповых взаимодействий реструктурируются на основе принципов сетевой интеграции. Такой характер нового формирующегося порядка взаимодействия в современной социокультурной среде получил наименование «кластеризация». Это понятие в самом общем виде отражает множественные аспекты современной сетевой коммуникативной практики. «Кластеры» выступают «ячейкой» структуры сетевого коммуникативного пространства. Кластеризация стала впервые изучаться в экономике с целью повышения конкурентоспособности благодаря исследованиям М. Потера, который определял
«кластер» как группу соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [5].
В современной профессиональной педагогике довольно часто используется дефиниции «образовательный кластер», подчеркивая принадлежность феномена к образовательной среде, и «региональный кластер», делая акцент на региональной специфике. Кластеризация предполагает реализацию различных методов индивидуальной социокультурной ориентации через участие в соответствующих коммуникативно-деятельностных группах, объединенных идеей общего проекта, каждая из которых входит в идентификационную систему конкретного [6].
Необходимо так же учитывать её проектную составляющую, а именно, кратковременность и ситуа-тивность формирующихся моделей взаимодействия, происходящих по поводу конкретных общих проектов. Исходя из этого, «кластерное сообщество» рассматривается как вид социокультурной интеграции, в котором картина мира конструируется из «опыта множественной коллективной и индивидуальной коммуникации в рамках единого коммуникативного поля сетевой среды, предполагающем подвижность и множественность включенности и идентичности участников, презентующих свои разнообразные социокультурные ориентации» [7]. Наиболее характерной чертой внедрения практики кластеризации в образовательной сфере является привлечение всех заинтересованных сторон к повышению эффективности обучения и конкурентоспособности профессиональной подготовки кадров. Примером такой практики может служить практика активного привлечения в рамках кластеров к разработке и реализации образовательной стратегии учебных заведений профессиональных объединений работодателей, торговопромышленных палат, профсоюзов, других институтов гражданского общества.
Для проведения опытно-экспериментальной проверки были выбраны критерии, которые наиболее полно охватывают существующие характеристики исследуемого феномена, а именно: общеобразовательные, системно-деятельностные и критерии совершенствования деятельности подготовленных кадров. Выделенные критерии определили систему показателей и диагностические средства, с помощью которых осуществлялось получение данных, необходимых для их характеристики. Достоверность полученных данных экспериментальной работы проверялась по критерию Пирсона. Если различия в условиях исследуемых критериев на начало и конец эксперимента существенны, т.е. х2набл> х2критер при уровне значимости 5%, это не может быть объяснено случайными причинами. Полученные данные в экспериментальных группах с вероятностью 0,05 доказывают преимущество альтернативной гипотезы над нулевой.
Следовательно, мы можем отклонить нулевую гипотезу и принять альтернативную, что позволяет сделать вывод о том, что эксперимент подтвердил правильность выдвигаемых предположений об эффективности использования кластеризации в профессиональном образовании.
Таким образом, система профессионального образования в современных условиях смены типов культур и экономического развития призвана принять участие в решении проблемы перехода общества к новой модели развития общества. В этой модели ведущим законом становится закон опережающего развития качества образовательных систем и качества общественного интеллекта. Главной целью современного опережающего образования становится культура личности в сочетании с её нелинейным синергетическим стилем мышления, владеющей методологией циклично-волнового освоения будущего, которая формируется, опираясь на новую синергетическую парадигму фундаментальности образования.
В заключении следует отметить, что современная социокультурная организация общества, её тенденции, перспективы развития и задачи, присущие российскому профессиональному образованию на предстоящем историческом этапе, довольно разнообразны по направлениям и масштабности. Однако можно выделить наиболее значимые из них: 1) системные явления, которые пронизывают всю систему образования в целом и профессионального образования в частности. Они предусматривают как долговременные и определяющие характер функционирования среднего профессионального образования как общественного института. К таким относятся: перманентная модернизация, глобализация, конкуренция, гуманизация, непрерывность, регионализация, горизонтальная и вертикальная диверсификация, интеграция и кластеризация внутри системы и с другими общественными институтами; 2) позиционные явления: возрастание роли профессионального образования в обществе, приобретающем черты информационного и сетевого, институализация профессионального образования в региональной социо-экономической системе; 3) организационно-финансовые и правовые явления, связанные с профессиональным образованием: изменение законодательной и нормативно-правовой базы, договорные отношения со всеми субъектами образования и производства, приведение в соответствие рынка образовательных услуг и рынка труда, увеличение затрат на образование, увеличение числа образовательных организаций и партнерств; 4) содержательные и организационно-педагогические явления: стандартизация профессионального образования, интеграция в нем общегуманитарной и профессиональной подготовки, фундаметализация профессионального образования, приведение в
соответствие содержания профессионального образования запросам современного общества, производства, работодателям, укрепление связей обучения с производством, внедрение методов, усиливающих интеграцию с бизнес-структурами.
В современном обществе «экономика знаний», «человеческий капитал», «конкуренция», «регионализация», «кластер» являются теми понятиями, которые позволяют объяснить современные технологические, коммуникативные процессы, а так же проследить их взаимосвязь с развивающимся вместе с ними профессиональным образованием.
Библиографический список
1. Привалова, Г. Ф. Приоритеты развития профессионального мастерства как средства развития творческого потенциала педагога : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Привалова Галина Федоровна. - Екатеринбург, 2008. - 221 с.
2. Алигаджиева, А. Р. Инновационные тенденции в развитии современного образования // Россия и Европа: связь культуры и экономики : мат. XI Международной научно-практической конференции : в 2 ч. ; под ред. Н. В. Уварина. -Прага, 2015. - С. 20-24.
3. Сурова, Е. Э. К вопросу о границах и принципах современного социокультурного сообщества // Культурные трансформации в информационном обществе. - М., 2006. - С.156-185.
4. Кластерный принцип конструирования современной культурной реальности: дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 / Черных Олег Николаевич. - СПб., 2011. - 211 с..
5. Рискова, Е. С. Совершенствование системы управления внутрикластерных взаимодействий / Е. С. Рискова, Н. Ю. Дуракова, М. И. Павлова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №12-14. - С. 431-434
6. Мясникова, Л. Экономический кризис и парадигма нового времени // Свободная мысль. - 2012. - №7-8 (1634). -С. 166-179.
7. Плотникова, Н. Ф. О формировании критического мышления студентов в вузах в условиях командной формы обучении организации // Образование и саморазвитие. - 2015. - №1 (43). - С. 126-132.
УДК 378 ББК 74.58
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Косырев Василий Петрович, д-р пед. наук, проф., начальник управления научной работой, ФГБОУ ВО Московский государственный институт культуры.
141406, г. Химки, ул. Библиотечная, 7.
E-mail: [email protected]
Стрельцов Владимир Васильевич д-р техн. наук, проф., проректор по научной деятельности, ФГБОУ ВО Московский государственный институт культуры.
141406, г. Химки, ул. Библиотечная, 7.
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: персонифицированная, программа, информационнные, коммуникационные, технологии, среда.
Цель исследования - создание научно-обоснованной системы разработки образовательных программ переподготовки и повышения квалификации специалистов. Эффективность системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов во многом определяется качеством разработки и реализации образовательных программ. Проектирование и реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования (ДПО) как элемент проектирования содержания профессионального образования осуществляется на научных положениях теории содержания профессионального образования и научных основах и закономерностях обучения взрослых. Анализ и отбор содержания профессиональной переподготовки и повышения квалификации должен осуществляться как минимум на шести уровнях. Первые четыре уровня связаны с профессиональной деятельностью в целом, ее видами и компонентным составом. Пятый устанавливает компетентности (ЗУН и ПЗКЛ), необходимые для реализации той или иной функциональной единицы деятельности (компетенции), а шестой уровень - с компоновкой содержания в дидактические единицы, модули, образовательных программ профпереподго-товки и повышения квалификации. Содержание и организация учебно-профессиональной деятельности обучающихся по программам ДПО определяется моделью настоящей и будущей профессиональной деятельности специалиста. Поэтому в процессе отбора содержания следует предусматривать необходимость решения слушателями учебных собственно профессиональных задач, проблем, возможность вступления в профессиональную коммуникацию и межличностное взаимодействие, и общение и т.д.
В настоящее время становится все более очевидным, что система ДПО становится системообразующим компонентом, способствующим адекватному и быстрому реагированию сферы образования на требования рынка труда, сохранению и развитию кадрового потенциала национальной экономики, подготовке спе-