Хитрова Анна Викторовна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», г. Евпатория, Россия
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА
Аннотация: В статье представлен анализ тенденций развития системы высшего образования, который изучен в условиях поликультурного региона, на примере Республики Крым - субъекта Российской Федерации. Эмпирическая база статьи - результаты мониторинга по изучению состояния системы высшего образования в Республике Крым.
Ключевые слова: тенденции развития, система высшего образования, федеральный университет, поликультурный регион.
Khitrova Anna V.
Yevpatoriya Institute of Social Sciences (branch FGAOU "Crimean Federal University. Vernadsky", Yevpatoria)
TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE MULTICULTURAL REGION
Abstract. The article presents an analysis of trends in the development of higher education, which is studied in a multicultural region, on the example of the Republic of Crimea - the subject of the Russian Federation. The empirical base of the article - the results of monitoring on the state of higher education in the Republic of Crimea.
Key words: development trends, higher education, Federal University, multicultural region.
Система высшего образования в современных условиях испытывает влияние различных факторов, среди которых особое место занимают социальные и экономические. Прежде всего, рыночная экономика влияет на процессы функционирования и управления системой образования, социальные - определяют направленность и способы ее построения. В целом, именно этим определяются тенденции развития системы высшего образования.
Статья посвящена вопросу изучения и анализу тенденций развитий системы высшего образования в условиях поликультурного региона, на примере Республики Крым - нового субъекта Российской Федерации.
Слово «тенденция» происходит от лат.tendentia и означает «наклонность». Мы трактуем данное понятие как направленность и свойство процесса, определяющего содержание, изучаемого явле-
ния и имеющего определяющее значение при выборе механизмов управления им. Аспектный характер всем этим процессам придает рассмотрение их через призму поликультурности, так как сохраняются и учитываются национальные интересы и потребности того региона, система образования которого изучается.
Важной тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и социально-ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям [1].
В учебном пособии Капрановой В. А. были выделены следующие общие для мирового образовательного пространства начала XXI века тенденции:
1) Первая тенденция - это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.
2) Вторая тенденциязаключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития и эффективность данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников.
3) Третья тенденцияпредполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики [1].
Таким образом, автор акцентирует свое внимание на общих процессах, характерных для системы образования в целом, и для системы высшего образования в частности.
Исследователи, изучая процесс развития высшего профессионального образования в мире, отмечают наличие следующих основных тенденций:
- высшее образование перестает носить элитарный характер и становится массовым;
- снижается доля государственного финансирования, устанавливаются более тесные контакты университетов с бизнесом;
- под воздействием явлений экономической глобализации, высшее образование превращается в одну из отраслей экономики:
университеты начинают функционировать как своеобразные рыночные институты, что влечет за собой сокращение объемов фундаментальных исследований, выдвижение на первые позиции рыночной и смещение на второй план академической функции университетов, превращение преподавателей из исследователей в предпринимателей, резкое сокращение времени на научные разработки в связи с увеличением учебной и административной нагрузки на профессорско-преподавательский состав.
Решение данной проблемы предполагает, изменение особенностей влияния рыночной экономики с негативного на позитивное. Не уменьшение роли преподавателя и приведение ее значения только лишь к тому, чтобы заработать, а напротив, проводить фундаментальные исследования и делать научные открытия, зарабатывая этим. Такая задача под силу только крупным, масштабным образовательным проектам, каким на наш взгляд является создание федеральных университетов.
Безусловно, могут возникнуть контраргументы тому, что представлено выше, но мы придерживается позиции, что именно функционирование федеральных университетов определяет направленность и специфику развития системы высшего образования, и можем лишь конкретизировать и дополнить теми аспектами развития высшей школы, которые актуальны для нашего региона - Республики Крым - нового субъекта Российской Федерации.
Процессы трансформации общества Крыма сопровождались не только изменением внешнего оформления (статус: отдельный регион - полноправный субъект РФ), но и глобальными внутренними процессами. Речь идет о выработке механизмов формирования гражданского общества, а также про отдельные аспекты развития новых форм мышления, становления новой, измененной системы образования. Так, регион в целом, и система образования в частности столкнулись с процессами интеграции в образовательную систему Российской Федерации. Эти явления сопровождались слиянием отдельных образовательных структур в единое целое. Так, в Крымском федеральном округе на базе Таврического национального университета имени В. И. Вернадского было создано федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского».
Именно деятельность ФГАОУ «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» определила условия развития и становления новой системы высшего образования в Крыму.
В состав КФУ имени В. И. Вернадского вошли академии и институты (8), колледжи и центры (5), филиалы (11) и научные организации (7).
На базе университета осуществляется студенческая и преподавательская научная и учебная деятельность, позволяющая приобретать и совершенствовать знания в естественных, точных, гуманитарных и медицинских науках. В КФУ имени В.И. Вернадского ведется подготовка специалистов с новыми возможностями, отвечающим высоким требованиям национальных и мировых стандартов. Эти возможности увеличились с момента создания на базе ведущих вузов Крыма университета, получившего статус федерального, — Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, который стал научным центром и гордостью Республики Крым и Российской Федерации [2].
Таким образом, современное высшее образование в условиях поликультурного региона развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.
Гуманизацияобразования - это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.
Гуманитаризация- это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми, знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.
Дифференциация - это ориентация образовательных учреждений на достижения студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для студентов с особыми потребностями; составление индивидуальных планов
и образовательных маршрутов для отдельных студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т. д.
Диверсификация - это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
Стандартизация - это ориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта - набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
Многовариантностьозначает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т. д.) и др.
Многоуровневость- это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень - это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень -общее высшее образование (2 года), второй уровень - базовое высшее образование - бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий уровень - полное высшее образование - магистратура (4 года бакалавриата + 1-2 года магистратуры).
Фундаментализация- усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы.
Информатизацияобразования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие - в связи с
доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудио-техники и компьютеров.
Индивидуализация - это учет и развитие индивидуальных особенностей студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
Непрерывностьозначает процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе [3].
Таким образом, анализируя тенденции развития системы высшего образования в условиях поликультурного региона, мы акцентировали свое внимание, прежде всего, на процессы, в целом сопровождающие и определяющие особенности функционирования образовательной среды высшей школы[4,5,6,7]. Особое стратегическое значение в условиях поликультурного региона, на примере Республики Крым, имело создание федерального университета. Становление системы высшего образования происходило в разных направлениях и характеризовалось следующими свойствами: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуров-невость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.
Библиографический список
1. Капранова В. А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб. пособие / В. А. Капранова. - Мн.: Новое знание, 2004. - С. 713.
2. http://www.cfuv.ru/universitet-segodnya.
3. Бордовская Н., Реан А. Педагогика // http: // www.gumer.info/bibliotek_Buks / Pedagog / Bordo / 03.php
© Хитрова А.В., 2016