Научная статья на тему 'Тенденции развития системы оценки компетенций по профильным дисциплинам медицинских специальностей высшего профессионального образования'

Тенденции развития системы оценки компетенций по профильным дисциплинам медицинских специальностей высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / MODULAR SUBJECTS / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА / TECHNIQUE OF THE STUDENT COMPETENCEIS ASSESSMENT / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ / CREDIT RATING ASSESSMENT SYSTEMG / ЗАЧЕТНЫЕ ЕДИНИЦЫ / CREDITS / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ / ACADEMIC RANKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арабидзе Г. Г., Куденцова Светлана Николаевна

Федеральный государственный образовательный стандарт по медицинским специальностям сместил акценты со знаниевого подхода в образовании на поведенческий аспект на практические умения, которыми должен обладать выпускник медицинской школы. Компетентностный подход в образовании положил начало формированию модульных дисциплин. Модули дисциплин формируют группу родственных компетенций, которые совместно обеспечивают формирование специалиста, способного построить новое знание в соответствии с новыми условиями. Развитие высшего образования требует современных подходов в системе оценки компетенций. В данной статье освещаются некоторые новые тенденции в формировании такой системы оценки компетенций высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арабидзе Г. Г., Куденцова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of competencies assessment system development on profile medical specialties disciplines at higher education

The Federal State Educational Standard on medical specialties displaced accents from a knowledge’s approach on behavioral aspect in education at practical skills, which the graduate of medical school should possess. The competency building approach began formation of modular disciplines. Modules of disciplines form group of related competenceis, which provide formation of the specialist, capable to construct new knowledge according to new conditions. Development of the higher education demands modern approaches in assessment system of competences. Some new tendencies in formation of such assessment system of competenceis are covered in this article.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития системы оценки компетенций по профильным дисциплинам медицинских специальностей высшего профессионального образования»

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Светлана Николаевна Куденцова — кандидат психологических наук, доцент, заместитель декана стоматологического факультета, начальник отдела прикладного программного обеспечения, старший преподаватель кафедры медицинской информатики ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Минздравсоцразвития России» Адрес: 127473, г. Москва, ул. Делегатская, д.20, стр.1 Телефон: (495) 681-65-13 E-mail: [email protected]

Г.Г. Арабидзе, С.Н. Куденцова

Тенденции развития системы оценки компетенций по профильным дисциплинам медицинских специальностей высшего профессионального образования

G.G. Arabidze, S.N. Kudentsova Tendencies of competencies assessment system development on profile medical specialties disciplines at higher education

The Federal State Educational Standard on medical specialties displaced accents from a knowledge's approach on behavioral aspect in education — at practical skills, which the graduate of medical school should possess. The competency building approach began formation of modular disciplines. Modules of disciplines form group of related compe-tenceis, which provide formation of the specialist, capable to construct new knowledge according to new conditions. Development of the higher education demands modern approaches in assessment system of competences. Some new tendencies in formation of such assessment system of competenceis are covered in this article.

Key words

• Modular subjects

• Technique of the student competenceis assessment

• Credit rating assessment systemg

• Credits

• Academic ranking

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Минздравсоцразвития России»

Moscow State University of Medicine and Dentistry

Федеральный государственный образовательный стандарт по медицинским специальностям сместил акценты со знаниевого подхода в образовании на поведенческий аспект — на практические умения, которыми должен обладать выпускник медицинской школы. Компетентностный подход в образовании положил начало формированию модульных дисциплин. Модули дисциплин формируют группу родственных компетенций, которые совместно обеспечивают формирование специалиста, способного построить новое знание в соответствии с новыми условиями. Развитие высшего образования требует современных подходов в системе оценки компетенций. В данной статье освещаются некоторые новые тенденции в формировании такой системы оценки компетенций высшего профессионального образования.

Ключевые слова

• Модульные дисциплины

• Методика оценки компетенций студента

• Балльно-рейтинговая система оценки

• Зачетные единицы

• Академический рейтинг

С приходом в 2011 г. Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в высшее профессиональное образование появились новые комплексные характеристики готовности выпускника вуза применять полученные знания, умения, а также личностные качества в профессиональной деятельности. На первое место выходит не содержание обучения, а его результаты или профессиональные компетенции, т.е. способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач. Теперь важны не знания сами по себе, а возможность выпускника применять эти знания в своей профессиональной деятельности в различных ситуациях.

Отдельные компетенции образуют круг деятельности выпускника, в которой он обладает знанием и опытом. Они формируются, как правило, несколькими дисциплинами. Установление прочных междисциплинарных связей исключает определенную фрагментарность образования, что может сильно повлиять на компетентность выпускника и его конкурентоспособность.

Базовые компетенции специальности можно формировать по модульному типу. Тогда структура дисциплины будет представлять собой совокупность модулей, где модуль — это часть дисциплины, которая формирует профессиональные и культурные компетентности и имеет хотя бы один из видов контроля. Модули будут являться дополняющими частями целого. Например, по специальности «Стоматология» дисциплина «Анатомия человека» состоит из 3 модулей: анатомия человека; анатомия головы и шеи; топографическая анатомия. Каждый из модулей вносит свой

вклад в формирование глубоких знаний по анатомии и топографии органов и тканей человеческого тела в целом, а также углубленных, детальных знаний строения и функции органов головы и шеи.

Новая структура некоторых дисциплин ФГОСов, их трудоемкость, необходимость выпуска высококлассных специалистов, готовых к самостоятельной трудовой деятельности, требует индивидуальных подходов в образовании. Проблемно-ориентированное обучение, применение балльно-рейтинговой системы оценки качества образования, статистический анализ результатов обучения поможет любому вузу чувствовать себя уверенно на рынке труда.

В Московском государственном медико-стоматологическом университете (МГМСУ) с 2006 г. применяется балльно-рейтинговая система оценивания индивидуальных достижений студентов и обеспечения качества учебного процесса. В связи с новыми тенденциями в системе образования на основе накопленного опыта практического использования балльно-рейтинговой системы в МГМСУ, а также анализа материалов анкетирования студентов и преподавателей были предложены новые методики оценки компетенций студентов. Ее доработка велась в следующих направлениях:

• учет специфики преподавания учебного материала дисциплины (модуля);

• стандартизация подхода к оценке знаний;

• удобство использования системы оценки знаний;

• учет длительности дисциплины (модуля) при формировании оценки студента;

• адаптация системы оценки в вузе.

При разработке системы оценки компетенций особого подхода требовали профильные дисциплины специальности высшего профессионального образования, в частности, по специальности «Стоматология»:

• деление дисциплины на большое количество модулей;

• длительность дисциплин;

• изучение дисциплины на нескольких кафедрах;

• большой объем учебного материала дисциплины;

• выставление оценки в последнем семестре обучения специальности.

Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений требованиям основной образовательной программы профессиональной

подготовки вузом были утверждены формы контроля учебной работы студентов:

• опрос;

• собеседование;

• тестирование;

• оценка лабораторной работы;

• оценка контрольной работы;

• коллоквиум;

• оценка истории болезни;

• контроль практических умений;

• участие в клиническом разборе;

• презентация;

• защита курсовой работы;

• защита квалификационной (дипломной) работы;

• защита результатов научно-исследовательской работы;

• зачет;

• экзамен.

Точки контроля Весовые коэффициенты Формы контроля

Организация работы врача-стоматолога и оснащение стоматологического кабинета. Инструментарий. Асептика, антисептика, дезинфекция, стерилизация. Эргономика в стоматологии 15 Тестирование Собеседование Контроль практических умений Реферат

Анатомия зубов.Понятие о пародонте 15 Тестирование Собеседование Реферат

Зубные отложения. Выявление и удаление наддесневых зубных отложений 5 Тестирование Собеседование Контроль практических умений

Оперативная дентистрия 20 Тестирование Собеседование Контроль практических умений Реферат

Пломбирование кариозных полостей 20 Тестирование Собеседование Контроль практических умений

Вкладки. Виды искусственных коронок. Одонтопрепарирование. Методика получения оттисков 25 Тестирование Собеседование Контроль практических умений Реферат

Таблица 1. Дисциплина «Стоматология». Модуль «Пропедевтика». План обучения в семестре

Методика проведения учебного процесса по дисциплине аналогична методике проведения учебного процесса по модулю дисциплины. Подготовка к учебному процессу в семестре начинается с выполнения мероприятий по составлению плана обучения в семестре:

• определение точек контроля по разделам дисциплины (модуля) в семестре в соответствии с рабочей учебной программой;

• расчет весовых коэффициентов разделов дисциплины (модуля);

• утверждение используемых форм контроля для каждого раздела дисциплины (модуля).

В качестве примера рассмотрим план учебного процесса по модулю «Пропедевтика» дисциплины «Стоматология».

Полное освоение студентом каждого раздела соответствует 100%. При прохождении студентом очередного контроля знаний, преподавателю необходимо определить, на сколько процентов студент сумел освоить данный учебный материал. Устанавливаются минимальный и максимальный уровни выполнения каждого вида контроля, единые для всего высшего учебного заведения: в МГМСУ минимальный уровень освоения учебного материала в каждой точке контроля составляет 70 баллов, максимальный — 100 баллов.

Весовые коэффициенты, принимаемые профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого изучаемого и оцениваемого раздела (темы) дисциплины (модуля), позволяют дифференцированно подходить к оценке знаний студентов в каждой точке контроля, несмотря на идентичность выставления баллов за каждый шаг освоения учебного материала.

Успеваемость студента в семестре представляется как величина накопительная.

Только при прохождении всех установленных форм контроля дисциплины (модуля) в семестре студент может набрать необходимый минимум.

В качестве примера приведем методику расчета, предложенную в МГМСУ при одинаковых весовых коэффициентах разделов (тем) дисциплины (модуля). Успеваемость студента в семестре равна сумме баллов по каждому виду контроля, деленной на количество видов контроля в семестре по дисциплине (модулю).

Пример 1:

Баллы в семестре: 86; 81; 88; 90; 77; 89.

Количество видов контроля: 6.

Расчет: (86+81+88+90+77+89)/6.

Тогда успеваемость студента в семестре по дисциплине (модулю) — 85 баллов.

Длительность преподавания дисциплины (модуля) может превышать 1 семестр, тогда формирование успеваемости студента будет зависеть от принятой политики вуза. Например, если значимость дисциплины в каждом семестре одинакова, то успеваемость студента по дисциплине можно вычислить, как среднее арифметическое значение баллов студента по дисциплине (модулю) в каждом семестре. В результате вне зависимости от длительности дисциплины (модуля) по семестрам максимальный балл всегда будет в одном диапазоне.

ФГОС высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) каждой специальности здравоохранения в пункте 7.4 гласит: «По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3 зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»)». ФГОС ВПО не связывает выставление оценки с обязательной процедурой экзамена. Оценка по дисциплине может быть по-

Таблица 2. Экзаменационный балл

Этап экзамена Весовой коэффициент, % Балл минимальный, Bmin Балл максимальный, Bmax

Экзаменационное тестирование (I этап) 10 1 3

Контроль практических умений (II этап) 30 3 9

Собеседование (III этап) 60 6 18

Итого 100 10 30

лучена не только в результате экзамена, но и при использовании различных образовательных технологий, например, балльно-рейтинговой системы оценки знаний.

Формы получения оценки по дисциплине могут быть следующие:

1. проведение экзамена по дисциплине;

2. экзамен-«автомат»;

3. аттестация по дисциплине с учетом трудоемкости модулей дисциплины.

Проведение экзамена по дисциплине (модулю) в МГМСУ осуществляется по 3-ступенчатой схеме: практическая подготовка, тестирование, собеседование. Участие каждого этапа экзамена в итоговом балле рекомендуется определять весовым коэффициентом: например, 10 — экзаменационное тестирование, 30 — контроль практических умений, 60 — собеседование. Каждый этап экзамена выражается в баллах (табл. 2).

Этап экзамена оценивается по принципу: на сколько процентов (от 100) студент сумел освоить данный учебный материал. Минимальный уровень прохождения каждого этапа экзамена равен 70%. Преподаватель определяет уровень выполнения этапа экзамена и переводит балл в балльную оценку экзамена, принятую в вузе. В МГМСУ перевод осуществляется по таблице, полученной на основании математических расчетов.

Баллы, полученные на всех этапах экзамена, складываются. В балльно-рей-тинговой шкале студент может набрать в сумме от 10 до 30 баллов за весь экзамен.

Помимо балла экзаменационного в расчете оценки деятельности студента в рамках дисциплины обязательно должен участвовать балл успеваемости студента по дисциплине в период обучения в семестрах. Это обеспечит систематичность

Таблица 3. Оценка выполнения этапа экзамена

70 71 72 73 74 7 5 7 6 7 7 7 8 7 9 80 81 82 83 8 4 85 8 6 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

s s

Оценка вы нения этаг экзамена

Балл I 1 2 3

этапа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Балл 3 4 5 6 7 8 9

II

этапа

Балл 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

III

этапа

Таблица 4. Успеваемость студента по дисциплине с формой аттестации «экзамен» (экзамен-«автомат»)

Успеваемость студента по дисциплине 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Успеваемость студента по дисциплине с учетом аттестации «экзамен» 80 83 85 88 90 93 95 98 100 103 105 108 110 113 115 118 120 123 125 128 130

Оценка 3 4 5

Результат «удовлетворительно» «хорошо» «отлично»

в освоении знаний, прочность знаний. Поэтому успеваемость студента по дисциплине с формой аттестации «экзамен» будет равна сумме баллов, полученных студентом на экзамене и набранных им в течение изучения дисциплины (модуля). В МГМСУ эта величина колеблется от 80 до 130. Расчетным путем было получено, что по 5-балльной шкале 80—96 баллов — «удовлетворительно», 97—113 баллов — «хорошо», 114—130 баллов — «отлично».

2. Студенту может быть выставлена экзаменационная оценка по дисциплине автоматически без проведения экзамена. При этом вузом должны быть установлены критерии, по которым студент может быть аттестован таким образом. Ключевым в расчете экзаменационной оценки

студента будет его текущая успеваемость. Одним из условий получения экзаменационной оценки «автоматом» в МГМСУ является успеваемость студента по дисциплине не ниже 80 баллов. При соблюдении всех условий студент имеет право на автоматическое получение оценки за экзамен, которая рассчитывается по шкале, составленной в зависимости от количества набранных баллов (80—100).

3. Аттестация по дисциплине с учетом трудоемкости ее модулей может быть рассчитана на основании успеваемости по ним студента. При расчете необходимо учитывать трудоемкость каждого модуля, основанную на методике расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального

Таблица 5. Формирование экзаменационной оценки на основании успеваемости студента по модулям дисциплины

70 71 72 73 74 75 76 77 78 79

83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

80 82 83 85 87 88 90 92 93 95 97 98 100 102 103 105 107 108 110 112 113 115 117 118 120 122 123 125 127 128 130

Оценка

Результат

«удовлетворительно»

«хорошо»

«отлично»

Таблица 6. Формирование успеваемости студента на первом и втором этапах итоговой государственной аттестации

Уровень знаний студента на этапе ИГА 70-79 80-90 91-100

Оценка 3 4 5

Результат «удовлетворительно» «хорошо» «отлично»

образования в зачетных единицах (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.11.2002 № 14-52-988ин/13), а также приказа № 215 от 29.07.2005 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц», где 36 академических часов приравниваются к 1 зачетной единице.

Успеваемость студента по дисциплине равна сумме произведений зачетных единиц модуля и успеваемости студента по модулю, деленной на количество зачетных единиц дисциплины. Для успевающего студента МГМСУ эта величина будет находиться в диапазоне от 70 до 100.

Успеваемость студента по дисциплине переводится в оценку, полученную на основании математического расчета (табл. 6).

ФГОСы специальностей здравоохранения оставляют за вузом право самостоятельной разработки программы государственного экзамена по специальности, а следовательно, и системы его оценки. Поэтому оценку прохождения студентом 3-этапного государственного экзамена в МГМСУ предложено проводить следующим образом.

Абсолютное прохождение студентом первых 2 этапов итоговой государственной аттестации соответствует 100%. Знания студентов на этапе экзаменационного тестирования и этапе практических умений студента во время проведения ИГА будут эквивалентны баллу в 5-балльной шкале (табл. 7).

Этап итоговой государственной аттестации в виде собеседования оценивается по 5-балльной шкале.

На основании 3-этапного экзамена формируется экзаменационная оценка. Все этапы итоговой государственной аттестации равнозначны, следовательно, результат будет равен среднему арифметическому оценок по всем этапам в 5-балльной системе.

Комплексная оценка учебной деятельности студента может быть отражена и в его академическом рейтинге. При расчете академического рейтинга используются зачетные единицы дисциплин (модулей), что дает возможность анализа успеваемости студентов, обучающихся на разных факультетах, в разных семестрах

Используя балльно-рейтинговую систему можно получать и комплексную оценку успеваемости студентов по дисциплине. Так называемый рейтинг успеваемости студентов по дисциплине (модулю) дает возможность совершенствовать содержание, организацию и управление учебным процессом.

Рейтинг дисциплины (модуля) рассчитывается таким образом, что его результат не зависит от направления подготовки студента и его курса обучения.

Для выживаемости конструктивно новой системы оценки индивидуальных достижений студентов и обеспечения качества учебного процесса необходимо создать условия адаптации балльно-рейтинговой системы в вузе. При функционировании в

высшем учебном заведении комплексной информационной системы электронного деканата, персонифицированного портала, надежных сетевых коммуникаций, при постановке цели формирования объективного прозрачного учебного процесса такая организация системы оценки знаний студентов не вызовет никаких сопротивлений со стороны профессорско-преподавательского состава университета и студентов — основных участников учебного процесса. Эта система дает студенту и его родителям возможность доступа к информации по его текущей успеваемости. При этом преподавателю не нужно будет терять время на информирование студентов о порядке изучения дисциплины (модуля).

Открытость информации о рейтинге посредством информационного портала для персонифицированных пользователей позволит соблюсти объективность полученной студентом оценки и исключит дисциплинарные нарушения.

Зависимость стипендиальных выплат от результатов рейтинга активизирует работоспособность студентов, обучающихся на бюджетной основе, а высокий рейтинг у студентов, обучающихся на платной основе, даст дополнительные шансы для перевода на бюджетную основу.

Рейтинговая оценка должна стать одним из основных критериев при подаче документов на последипломное образо-

вание для участия в конкурсном экзамене в ординатуру.

При использовании новых подходов в системе оценки знаний студентов, появляется возможность стимулировать студентов к систематическим регулярным и планомерным занятиям, качественному выполнению аудиторных и внеаудиторных заданий в течение всего семестра, воспитывать рациональный подход студента к обучению, и в то же время уменьшать субъективность педагога в оценке знаний студента.

Еще в XIX в. русский педагог, физик Н.А. Умов, читавший лекции в Московском университете студентам-медикам писал: «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развиваются инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». Это актуально и в настоящее время. Новые методы оценки знаний и мотивированность студентов позволят нам стать ближе к намеченной цели и подготовить обучающихся в вузе к жизни, в том числе к эффективной трудовой деятельности. Таким образом, мы сможем дать образование выпускнику медицинского вуза «на всю жизнь», привив постоянную потребность профессионального роста — подготовить специалиста с активной жизненной позицией.

Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.