658.8
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА КОНСЕРВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
П.И. ЛАМАНОВ, Н.В. АНДРЕЕВА
Кубанский государственный технологический университет
Управление сбытовой политикой предприятий консервной промышленности Краснодарского края должно опираться на знание тенденций рынка плодоовощной продукции и сбытовых начинаний основных его трейдеров.
В ближайшее время на российском рынке плодоовощных консервов ожидается обострение конкурентной борьбы между отечественными и иностранными производителями. Недавно две французские транснациональные компании - ВоМиеІІе и СЕСАВ - заявили о расширении своего присутствия в России. Создание своего производства в России - вполне закономерный шаг для западных компаний, обороты которых на отечественном консервном рынке росли в последнее время на 20-30% ежегодно.
Заметно активизировались и российские производители. Появилось несколько отечественных компаний: «Помидорпром», «Балтимор», Багаевский консервный завод, «ХозяинЪ», которые в ближайшее время планируют увеличить свою рыночную долю и потеснить иностранные фирмы. Для этих целей они осуществляют серьезные инвестиционные вложения в сельское хозяйство и выводят на рынок новые продукты, по качеству не уступающие иностранным. Эти новые производители представляют собой вертикально интегрированные холдинги, контролирующие полный цикл производства: от выращивания овощей до производства готовых консервов (а иногда и упаковки для них).
До недавнего времени в отрасли плодоовощного консервирования не было ни одного инвестора. У финансистов и инвесторов есть несколько претензий к этому бизнесу. Во-первых, чересчур длинный производственный цикл: от момента закупки семян до покупки консервной продукции в магазине проходит год. Во-вторых, из-за сезонного фактора этот бизнес очень рискован.
Энтузиасты-инвесторы в основном пришли не из пищевой отрасли: «Помидорпром» принадлежит Федерально-инвестиционной палате, «ХозяинЪ» - Ростовскому вертолетному заводу («Роствертол»), Багаев-ский консервный завод - «Донскому табаку».
Далекие от пищевой промышленности компании обратили внимание на рынок плодоовощных консервов в России, потому что сегодня это один из самых динамичных потребительских рынков: его размер - около 1,2 млрд долл., а темпы роста - не менее 30-35% в
год. По оценкам специалистов этот показатель сохранится в ближайшие 3-5 лет.
Быстрый рост связан, во-первых, с динамикой доходов населения: растет потребление продуктов не первой необходимости. К ним относятся консервированные овощи и фрукты. Во-вторых, параллельно с ростом спроса сокращается домашнее консервирование, люди все чаще покупают эту продукцию в магазинах. Сравнение российского рынка плодоовощных консервов с западным показывает, что он может увеличиться как минимум в четыре раза. Так, если в Европе на одного человека приходится 10-16 кг консервной продукции в год, в Канаде - 13 кг, а в США - 50 кг, то в России - всего 4 кг.
Тактику российских компаний на рынке плодоовощных консервов можно разбить на три этапа: покупка консервных заводов и их перевооружение, развитие собственной сырьевой базы, создание и продвижение сильных брэндов. Компании отказались от строительства заводов, решив, что выгоднее реконструировать существующие на рынке мощности. Инвестиции в строительство завода с нуля составляют не менее 25-30 млн евро, тогда как реконструкция обходится почти вдвое дешевле. В 2002-2003 гг. холдинг «Донской табак» приобрел Багаевский консервный завод, холдинг «Помидорпром» - Кабардинский, Наман-ганский (Узбекистан) и Волгоградский консервные заводы, «Роствертол» - Донской и Стародеревянковский консервные заводы.
Несмотря на довольно большие инвестиции в приобретение и реконструкцию заводов, перевооружение было самым простым этапом в консервном бизнесе. Куда более сложным стало для российских компаний развитие сырьевой базы. Овощеводы растеряли свою агрокультуру: оптимальные способы обработки и орошения земли, выращивания высокопродуктивных семян и т. п. Поэтому новым производителям самим пришлось заняться выращиванием овощей. По этому же пути пошли и украинские производители плодоовощных консервов, достигнув в результате значительных успехов. В 1996 г. украинская компания «Чумак», купив несколько консервных заводов, столкнулась с дефицитом сырья: украинские овощеводы не могли обеспечить необходимого качества и объемов поставок. Компания сама стала покупать земли, внедрять голландские технологии выращивания овощей и обучать им местных фермеров. Аналогично повели себя и другие украинские производители консервов: «Верес», «Подольский смак», «Златодар», «Вертикальная». Стратегия оказалась правильной: за 6 лет украинские
холдинги не только значительно потеснили на рынке иностранные компании, но и начали экспорт готовой продукции и овощей в страны Западной Европы.
Основные сельскохозяйственные культуры, на выращивании которых сосредоточились российские холдинги, - это огурцы, кабачки, перец. Остальное сырье приходится пока закупать: томаты, например, - в Узбекистане, где издержки выращивания на порядок ниже, чем в России; ананасы и кукурузу - в Китае или Венгрии.
Несмотря на то, что консервный бизнес в целом будет стоить холдингам колоссальных инвестиций - порядка 40-50 млн евро ежегодно, заниматься им выгодно. Сырьевые зоны Волгограда и Юга России гораздо более благоприятны для выращивания садоводческих культур, нежели сырьевые зоны Венгрии или Франции.
Новые холдинги сосредоточились в наиболее перспективных с точки зрения растущего спроса сегментах: среднем и дорогом. Самый дешевый сегмент рынка, в котором традиционно работали российские заводы, они отвергли сразу же. Когда новые отечественные компании появились на рынке, сегмент дешевых овощных консервов был одним из самых емких. Сегодня он неизбежно сужается: даже малообеспеченные люди сегодня предпочитают брать продукт более высокого качества. Кроме того, в последнее время розничные сети все чаще отказываются работать с дешевой безмарочной продукцией. Холдинг «Помидорпром» выводит на российский рынок новые марки -«Огородников» (средний ценовой сегмент) и «Гурман» (премиальный сегмент), компания «Балтимор» -одноименную марку «Балтимор» (средний сегмент).
Работа в среднем и дорогом сегментах означает, что российские производители выходят в зону прямой конкуренции с иностранными компаниями. По словам
менеджеров российских холдингов, конкурировать с ними можно только одним способом - сделать цены чуть ниже при аналогичном или даже более высоком качестве.
Выдержать ценовое условие российские производители сегодня вполне могут: сокращение логистических издержек позволит продавать отечественные консервы на 10-12% дешевле. Холдингам также необходимо повышать качество консервов, используя уникальные рецептуры, основанные на хорошем знании российских вкусов и предпочтений. Значительный упор российским производителям следует делать на экологичности, натуральности своих продуктов.
Кроме того, конкурировать с иностранными производителями можно за счет более широкого ассортимента. Западные компании, работающие на российском рынке, имеют, как правило, достаточно узкую специализацию - их ассортимент насчитывает не более 10-20 наименований. Так, венгерские компании сосредоточены в основном на консервировании огурцов, томатов и фасоли; французские - кукурузы и горошка; китайские - ананасов, персиков. Российские же производители могут вместить в свой ассортимент до 100 позиций. Кроме классических огурцов, горошка, томатов в нем можно представить тыкву, кабачок, свеклу, репу, белые грибы и др. - все, что произрастает в России.
Таким образом, отечественные товаропроизводите -ли могут увеличить свои конкурентные преимущества на рынке. Для этого необходимо эффективно интегрировать производственную и сбытовую политику, чтобы при минимальных производственных затратах можно было бы максимально удовлетворить потребительские предпочтения покупателей.
Кафедра экономики и управления производством
Поступила 06.04.05 г.
бб4.003(470)
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
К.А. ПРИВАЛОВ
Кубанский государственный технологический университет
Структура пищевой промышленности России, в частности ее молочной отрасли, за годы реформ претерпела значительные изменения. Она характеризуется высокой степенью нестабильности и неопределенности. Неравномерное развитие этого экономического сектора во многом зависит от рациональности организации производства в соответствии с экономической ситуацией в государстве.
Вклад средств в капиталоемкие отрасли с экстенсивным ростом привел к значительному отставанию российской пищевой промышленности от мирового уровня развития. Поскольку динамика экономического роста достигалась за счет расширения объемов про-
изводства без внедрения новых технологий, неизбежным результатом стал спад производства и снижение конкурентоспособности продукции [1].
Основная причина снижения уровня производства в 1990-1994 гг. - инфляция, распад хозяйственных связей, жесткие шоковые реформы правительства. Период 1994-1998 гг. характерен снижением инфляции, накоплением капитала и структурной перестройкой экономики. В 1998-2004 гг. экономический рост поддерживался условиями, сложившимися вследствие девальвации рубля и двукратного падения импорта, снижения нагрузки по погашению государственного долга, антикризисной политикой Правительства РФ по сдерживанию цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, ограничению расходов федерального и консолидированного бюджетов [2].