5. Комилов С.Дж. Технопарки как основа развития инновационной системы региона (на примере Республики Таджикистан) / С.Дж. Комилов, Ф.М. Гафаров, Х.С. Холов // Проблемы современной экономики. - 2021. - № 3(79). - С. 145-148.
6. Мирзоева Е.Ш. Привлечение иностранных инвестиций в инновационную деятельность промышленных предприятий Республики Таджикистан / Е.Ш. Мирзоева, Ш.С. Фатхуллоева // Финансово-экономический вестник. - 2023. - № 2(36). - С. 349-356.
7. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030. Утверждена постановлением Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, от 1 декабря 2016 года, №636. Электронный ресурс: https://medt.ti/documents/main/strategic national programm Дата обращения: 12.12.2023
8. Файзуллоев М.К. Индустриализация как базис инновационно-промышленной политики и драйвер модернизации экономики Таджикистана / М.К. Файзуллоев // Таджикистан: экономика и управление. - 2020. - № 1. - С. 60-67.
9. Файзуллоев М.К. Инновационно-промышленная политика: сущность и её основные направления// Государственное управление. - 2016. - №4(32). - С.212-218
10. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс: https://rosstat.gov.ru/ Дата обращения: 23.01.2024.
11. Ходжаев П. Д. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития региона/ П.Д. Ходжаев, Б.Х. Нурдинов //Экономика Таджикистана.- 2019. -№ 1.- С. 178-183.
12. Bank of Korea. Электронный ресурс:
13.https://www.bok.or.kr/eng/main/main.do Дата обращения: 13.01.2024.
14. Bureau of Labor Statistics. Электронный ресурс: https://www.bls.gov/ Дата обращения: 13.01.2024.
15. National Institute of Standards and Technology, USA. https://www.nist.gov/ 15.01.2024.
16. Statistics Bureau of Japan. Электронный ресурс: https://www.stat.go.ip/english/info/news/index.html. Дата обращения: 13.01.2024.
Сведение об авторе:
Мирзоева Евгения Шуджоатбековна - к.э.н., доцент кафедры финансового менеджмента ТГФЭУ. Тел: (+992)985022224, E-mail: [email protected]
Маълумот дар бораи муаллиф:
Мирзоева Евгения Шучоатбековна - н.и.и., дотсенти кафедраи менецменти молиявии ДДМИТ. Тел: (+992)985022224, E-mail: [email protected]
Information about the author:
Mirzoeva Evgeniya Shudzhoatbekovna - candidat in economics science, associate professor, Head of Science and Innovation Department of TSFEU. Tel: (+992)985022224, E-mail: [email protected]
УДК:338
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ДОМОХОЗЯЙСТВ
Неъматов Илхомидин Усмонович
Аннотация. В статье отмечается, что развитие регионального рынка продовольственных товаров во многом определяется законом спроса и предложения. С этой точки зрения проведен анализ показателей среднедушевых доходов и расходов населения по данным выборочных обследований домохозяйств Согдийской области. Раскрываются тенденции развития и структура среднедушевых доходов и расходов домохозяйств региона. На ее основе обосновывается вывод о проявления отдельных свойств Закона Энгеля на потребительском рынке области. Рост денежных доходов населения в современных условиях
предпологает необходимость развития сельскохозяйственного и промышленного производства продуктов питания, а также рост продукции импортозамещаения в области.
Ключевые слова: рынок, продовольственные товары, спрос, предложение, выборочные обследования, среднедушевые доходы, покупки, структура, тенденции.
Для цитирования: Неъматов И.У. Тенденции развития продовольственного рынка согдийской области на основе данных выборочных обследований среднедушевых доходов и расходов домохозяйств / И. У. Неъматов // Финансово-экономический вестник. - 2024 - № 1 (40). - С. 54-61.
ТАМОЮЛХ.ОИ РУШДИ БОЗОРИ ОЗУЦАВОРЙ ДАР ВИЛОЯТИ СУГД ДАР АСОСИ МАЪЛУМОТ^ОИ ТАДЦЩОТИ ИНТИХОБИИ ДАРОМАДИ МИЁНАИ ХДР САРИ АДОЛЙ ВА ХАРОЧ.ОТИ ХОНАВОДАХ.О
Неъматов Илхомидин Усмонович
Аннотация. Дар макола асонок карда шудааст, ки инкишофи бозори озукавории минтакавиро бештар конуни талабот ва пешниход муайян мекунад. Аз ин нуктаи назар, тахлили нишондихандахои даромад ва харочоти ахолй ба хар сари аъзои хонаводахо аз руи тадкикоти интихобии хонаводахои вилояти Сугд гузаронида шудаст. Тамоюлхои рушд ва сохтори даромад ва харочоти миёнаи хонаводахо ба хар сари ахолй дар вилоят тахлил карда шудаанд. Дар асоси он, хулоса дар бораи зухуроти баъзе хусусиятхои муайяни Крнуни Энгел дар бозори истеъмолии минтака асоснок карда шудааст. Афзоиши даромади пулии ахолй дар шароити муосир зарурати рушди истехсолоти кишоварзй ва саноати хуроквориро, инчунин афзоиши махсулоти ивазкунандаи воридотро дар минтака талаб менамояд.
Калидвожахо: бозор, махсулоти хурокворй, талабот, пешниход, тадкикоти интихобй, даромад ба сари ахолй, харид, сохтор, тамоюлхо.
DEVELOPMENT TRENDS OF THE FOOD MARKET OF THE SOGD REGION BASED ON SAMPLE
SURVEYS OF AVERAGE HOUSEHOLD NCOME AND EXPENSES
Nematov Ilkhomidin Usmonovich
Annotation. The article notes that the development of the regional food market is largely determined by the law of supply and demand. From this point of view, an analysis of indicators of per capita income and expenditure of the population was carried out according to sample surveys of households in the Sughd region. The development trends and structure of per capita income and expenses of households in the region are revealed. On its basis, the conclusion about the manifestation of certain properties of Engel's Law in the consumer market of the region is substantiated. The growth of monetary incomes of the population in modern conditions presupposes the need for the development of agricultural and industrial food production, as well as the growth of import substitution products in the region.
Key words: market, food products, demand, supply, sample surveys, per capita income, purchases, structure, trends.
Видение проблемы. Обеспечение потребительского рынка достаточными и высококачественными продовольственными товарами был и остается одним из важнейших задач суверенного Таджикистана. Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон в своих ежегодных посланиях поднимает данный вопрос и ставить конкретные задачи перед республиканскими и региональными органами государственной власти и предпринимательскими структурами [1,2]. В этом направлении правительства страны проводить определенную работу. Однако, решение данной
проблемы до настоящего времени остается не полностью нерешенной. В этой связи дополнительные исследования данной проблемы способствуют определению основных направлений повышения уровня обеспеченности региональных рынков продовольственных товаров продуктами питания.
Анализ последних исследований и публикаций. Данной проблеме посвящена значительное количество научных работ [3, 4]. В них исследуются те или иные стороны развития национальных и региональных рынков продовольственных товаров и степень их
обеспеченности населения продуктами питания. Агентством по статистике при Президенте Республики Таджикистан и ее региональными структурами ежегодно проводятся исследования об объеме и составе среднедушевых денежных доходов и структуре потребительских расходов домашных хозяйств. Однако они в проведении научных исследований используются недостаточно.
Цель данной статьи заключается в анализе тенденций развития продовольственного рынка Согдийской области на основе данных выборочных обследований среднедушевых доходов и расходов домохозяйств и на этой основе определение основных направлений в его развитии.
Основное содержание статьи. Вопросы обеспечения населения продовольственными товарами как в целом по республике, так и по его административно-территориальным единицам всегда находятся в центре внимания Правительства страны. В Послании Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики» от 28 декабря 2023 года отмечалось, что «быстрое изменение состояния мирового продовольственного рынка и постоянный рост цен на продовольственную продукцию побуждают нас уделять первоочередное внимание улучшению состояния сельского хозяйства, увеличению производства продукции, развитию
агропромышленных комплексов и таким образом обеспечению продовольственной безопасности страны» [1].
Рынок продовольственных товаров является важным сегментом республиканского
потребительского рынка. Именно здесь продукты питания находят конечного покупателя. Потребительский рынок является саморегулирующим механизмом и функционирует в соответствии с законом спроса и предложения.
В условиях рыночных отношений платежеспособные потребности выражаются в виде спроса. Спрос - это часть потребностей, обеспеченная денежными средствами. Исходя из этого, одним из
основных детерминантов спроса в сфере потребительского рынка являются денежные доходы населения. Применительно к рынку
продовольственных товаров величина спроса — это объем (количество) продуктов питания определенного вида, который покупатели готовы покупать при определенном уровне цены на них в определенных территориях и определенном периоде.
Предложение на региональном рынке продовольственных товаров представляет собой объем продуктов питания, которую продавцы готовы предоставить на рынок, чтобы удовлетворить спрос населения. Оно формируется за счет местного и республиканского производства и импорта товаров.
Решение задач по продовольственном достатке населения во многом зависит от уровня денежных доходов населения и возможностей покупки продуктов питания и алкогольных напитков на достаточном уровне для удовлетворения потребностей на них.
Одним из развитых регионах страны является Согдийская область. Анализ показывает, что среднедушевой денежные доходы населения области растут высокими темпами. Отметим, что они включают оплату по труду населения, пенсии, пособии, стипендии, поступления от продажи сельскохозяйственной продукции домохозяйств, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и доходы от предпринимательской деятельности.
По данным Главного управления Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан в Согдийской области в 2016-2022 гг. среднемесячная заработная плата на одного работника возросла с 774,23 сомони до 1632,82 сомони или в 2,11 раза, средний размер минимальной пенсии с 259,12 сомони до 305, 0 сомони (на 17,7%) [5, с.9-10].
Не меньший интерес представляют показатели по среднедушевому совокупному доходу в расчете на одного члена домохозяйства в месяц по данным выборочного обследования домашних хозяйств (табл. 1).
Таблица 1 - Среднедушевой совокупный доход населения Согдийской области за 2016-2022 гг. (по данным выборочного обследования домашних хозяйств, в сомони в расчете на одного члена домохозяйства в месяц) *
Показатель 2016 2020 2022 2022 в % к
I II I II I II 2016 2020
Всего 418,52 100,0 671,05 100 1014,63 100,0 242,4 151,2
из них
трудовые доходы 244,80 58,5 305,68 45,6 405,67 40,0 165,7 132,7
пенсии, пособия, стипендии, компенсационные выплаты, включая благотворительную помощь 22,74 5,4 49,47 7,4 73,81 7,3 324,6 149,2
доход от собственности и продажи имущества 0,83 0,2 25,47 3,8 40,79 4,0 4914,5 160,1
доход от личного подсобного хозяйства 51,18 12,2 74,34 11,1 88,34 8,7 172,6 118,8
Прочие денежные поступления (включая доход от коммерческой деятельности и независимой профессиональной деятельности 98,97 23,7 216,09 32,1 406,02 40,0 410,2 187,9
Примечание: I- среднедушевой совокупный доход населения в месяц (сомони); II - в % к общему объему среднедушевого совокупного дохода домохозяйств * Составлено на основе данных [5, с. 122-123].
Данные таблицы 1 показывают, что в 20162022 гг. среднедушевой доход населения в месяц увеличился в 2,42 раза, с 418,52 сомони до 1014,63 сомони. При этом высокими темпами увеличились практически все виды доходов, особенно доходы от собственности и продажи имущества возросли в 49,14 раза, от прочих денежных поступлений (включая доход от коммерческой деятельности и независимой профессиональной деятельности) - в 4,1 раза, пенсии, стипендии, компенсационные выплаты, включая благотворительную деятельность - в 3,25 раза. Таким
образом, более высокие темпы роста доходов наблюдаются в сферах, тесно связанных с рыночной экономикой. Это продолжится и в будущем. Трудовые доходы возросли на 65,7%, доход от личных подсобных хозяйств - на 72,6%.
Пропорционально денежным доходам увеличиваются и денежные расходы. К ним относятся расходы на покупку продовольственных и непродовольственных товаров, оплата услуг и обязательные платеже (табл. 2).
Таблица 2 - Использование совокупного дохода населения Согдийской области на покупку продуктов питания за 2016-2022 гг. (по данным выборочного обследования домашних хозяйств, в сомони в расчете на одного члена домохозяйства в месяц) *
Показатель 2016 2020 2022 2022 в % к
I II I II I II 2016 2020
Всего 396,6 100 646,11 100 855,6 100 223,3 137,1
из них
а) Потребительские расходы 347,69 87,7 641,47 99,3 847,03 99,0 243,6 132,0
в том числе
на покупку продуктов питания 178,64 51,4 359,3 56,0 441,79 52,2 247,3 123,0
на покупку непродовольственных товаров 110,29 31,7 197,26 30,8 282,9 33,4 256,5 143,4
на покупку алкогольных напитков на 0,44 0,1 1,57 0,2 1,34 0,2 304,5 85,4
на оплату услуг 58,32 16,8 83,34 13,0 121,0 14,3 207,5 145,2
б) налоги, сборы, платежи 48,91 12,3 4,64 0,7 8,57 1,0 17,5 184,7
Примечание: I - среднедушевые расходы населения в месяц (сомони); II - в % к общему объему среднедушевого совокупного дохода населения в месяц. * Составлено на основе данных 5, с. 124].
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что среднедушевые денежные расходы населения за 20162022 гг. увеличились в 2,23 раза, потребительские
расходы возросли более высокими темпами - в 2,47 раза. При этом расходы на покупку непродовольственных товаров возросли - в 2,56 раза, а
на покупку продуктов питания - в 2,47 раза. В их структуре более половину занимают расходы на покупку продуктов питания, в пределах от 51,4% до 56,0%. Следует отметить, что к продовольственным товарам относятся и алкогольные напитки. Среднедушевые расходы на их покупку в расчете на одного члена домохозяйств в 2022 г. составили 1,34
сомони. Их удельный вес в анализируемом периоде колебался в пределах 0,1-1,57%.
Анализ структуры среднедушевых потребительских расходов домашних хозяйств Согдийской области на покупку продовольственных товаров за 2016-2022 гг. приведен в таблице 3.
Таблица 3 - Структура среднедушевых потребительских расходов домашних хозяйств Согдийской области на покупку продовольственных товаров по группам товаров за 2016-2022 гг. (по данным выборочного обследования домашних хозяйств, в сомони в расчете на одного члена домохозяйства в месяц) в сомони) *
Показатель 2016 2020 2022 2022 в % к
I II I II I II 2016 2020
1. На питание 199,2 100 367,3 100 464,9 100 233,4 126,6
из них
А. Расходы на покупку продуктов для домашнего питания 188,74 94,7 359,8 98,0 442,7 95,2 234,6 123,0
- хлеба и хлебных продуктов 51,76 27,3 124,6 34,7 132,76 30,0 256,5 106,5
- картофеля 5,39 2,9 11,64 3,2 11,99 2,7 222,4 103,0
- овощей и бахчевых 17,66 9,4 26,91 7,5 39,47 8,9 223,5 146,7
- фруктов и ягод 11,4 6,0 14,76 4,1 24,23 5,5 212,5 164,2
- мяса и мясных продуктов 41,25 21,9 80,71 22,4 123,88 28,0 300,3 153,5
- рыбы и рыбных продуктов 0,64 0,3 2,14 0,6 2,58 0,6 403,1 120,6
- молока и молочных продуктов 7,86 4,2 16,23 4,5 19,18 4,3 244,0 118,2
- сахара и кондитерских изделий 21,49 11,4 22,07 6,1 21,35 4,8 99,3 96,7
- яиц 5,47 2,9 14,17 3,9 16,75 3,8 306,2 118,2
- масла растительного 15,22 8,1 30,07 8,4 37,33 8,4 245,3 124,1
- чая, кофе и безалкогольных напитков 5,24 2,8 13,6 3,8 11,8 2,7 225,2 86,8
- соли 0,6 0,3 1,43 0,4 0,58 0,1 96,7 40,6
- другие потребительские расходы 4,76 2,5 1,47 0,4 0,8 0,2 16,8 54,4
Б. Расходы на питание вне дома (общепит) 10,46 5,3 7,5 2,0 22,2 4,84 212,2 296,0
Примечание: I -расходы в расчете на 1 члена домохозяйства в месяц, в сомони); II - в % к общей сумме расходов * Составлено на основе данных 5, с. 124].
В таблице 3, в анализируемом периоде расходы на покупку продуктов питания увеличились в 2,33 раза. При этом расходы населения на покупку продуктов для домашнего питания возросли в 2,35 раза. Расходы на питание вне дома, то есть в сфере общественного питания в 2,13 раза. Их доля в общую структуру расходов на продукты питания в анализируемых годах составила в пределах 4,84-10,46 % [8, с.69]. Это свидетельствует о том, население республики предпочитает главным образом питанию в домашних условиях.
Анализ структуры потребительских расходов населения показывает, что в расходы населения на покупку почти всех групп продуктов питания увеличиваются. При этом более высокими темпами
возросли расходы на покупку рыбы и рыбных продуктов - в 4,03 раза, мяса и мясных продуктов - 3,0 раза, яиц - в 3,06 раза [7, с.168], хлеба и хлебных продуктов - в 2,56 раза, молока и молочных продуктов - в 2,44 раза и т.д. Покупка сахара и кондитерских изделий в анализируемом периоде колебалась в пределах 21,35- 22,07 сомони. Среднедушевые расходы на покупку алкогольных напитков также увеличились с 0,44 сомони до 1,34 сомони или в 3,04 раза. Среднедушевые расходы на питание вне дома в 2022 г. по сравнению с 2016 г. возросли в 2,12 раза. Но их удельный весь в общих расходах остается низким, на уровне 4,84%.
Таким образом, расходы населения на покупку продуктов питания систематически растут. Об этом
свидетельствуют и данные товарной структуры рознично-оптового товарооборота по всем каналам реализации по Согдийской области. Так, согласно данным Главного управления Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, общий объем розничного товарооборота продовольственных товаров за 2016-2022 гг. увеличился в 2,20 раза и составил 7183,1 млн. сомони. При этом более высокими темпами увеличились продажа мяса, птицы и колбасных изделий - в 2,46 раза, рыбы, морепродуктов пищевых и сельдей - в 2,47 раза,
сливочного масла в 2,7 раза, жира пищевого топленного и прочих пищевых жиров - в 4,44 раза, сыра - в 2,73 раза, плодов, ягод, винограда, арбузов и дыни - в 2,60 раза, безалкогольных напитков - в 2,48 раза [5, с.340-341]. Следовательно, структура питания населения области имеет тенденцию к улучшению. Более высокими темпами растет продажа более ценных в питательном отношении продуктов.
В результате в последние годы в области улучшается структура потребления продуктов питания (табл. 4).
Таблица 4 - Потребление продуктов питания на душу населения в Согдийской области в 2016-2022 гг. (кг. в год, по данным выборочного обследования домашних хозяйств) *
Наименование продуктов 2016 2020 2022 ФНП 2022 в % к
2016 2020 ФНП
Мяса и мясопродукты 18,4 26,3 29,6 50 160,9 112,5 52,9
Молока и молокопродукты 56,0 62,6 49,6 250 88,6 79,2 19,84
Яйца 75,9 176,7 199,9 180 263,4 113,1 111,0
Сахар, включая кондитерские изделия 14,7 18,1 16,7 20 113,6 92,3 83,5
Хлебные продукты 137,9 168,4 173,6 145 125,9 103,1 119,7
Картофель 43,0 47,63 57,2 92 133,0 120,1 62,1
Овощи и бахчевые 90,6 148,6 157 166 173,3 105,7 94,6
Фрукты, ягоды и виноград 44,5 32,3 52,4 124 117,8 162,2 31,6
Масло растительное 15,6 18,6 19,5 12 125,0 104,8 162,5
Примечание: ФНП-физиологическая норма потребления * Составлено на основе данных [5, с. 129].
В 2016-2022 гг. более высокими темпами возросло среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов - на 60,9%, яиц - на 64,3%, овощей и бахчевых - на 73,3%. Увеличилось потребление картофеля, фруктов, ягод и винограда, хлебных продуктов, масло растительного. Потребление молока и молокопродуктов сократилось на 20,8%, сахара и кондитерских изделий - на 7,7%. Потребление большинство видов продуктов питания приближается к физиологическим нормам питания. Однако, пока еще по многим видам продуков физиологические нормы потребления не достигнуты, человеческие потребности удовлетворяются за счет переизбыточного потребления хлебных продуктов и масло растительного.
Но в целом в Согдийской области проявляется отдельные характерные черты Закона Энгеля, описанная немецким учёным Эрнстом Энгелем в 1857 году. Данный закон характеризует закономерности потребительского поведения населения, согласно которой «по мере роста доходов расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения, а структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более
качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потребления высококачественных товаров и услуг при сокращении потребления низкокачественных» [6]. В области явно наблюдается более высокие темпы роста питательных и качественных продуктов. Однако в структуре оптово-розничного товарооборота удельный весь продовольственных товаров остается более высоким, чем доля непродовольственных товаров. Думается, что по мере роста денежных доходов население действие Закона Энгеля проявится более наглядно.
Следует отметить, что в последние годы Правительство республики большое внимание уделяет росту денежных доходов населения. Так, в соответствии с Посланием Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики» от 23 декабря 2022 г. в республике в целях улучшения социального положения населения с 1 марта 2023 г. действующая заработная плата сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих увеличились на 25%, других работников этих органов - на 20%. С 1 июля 2023 г. повысилась заработная плата работников учреждений образования, науки, здравоохранения, социальной
защиты и стипендии на 20%, размер базовой пенсии увеличился на 20%, проведена индексация страховых пенсии в размере уровня инфляции последних двух лет в размере 16% [2].
В Послании Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики» от 28 декабря 2023 г. отмечалось: «с 1 июля 2024 года увеличить страховые, трудовые и социальные пенсии, а также надбавки к ним в размере 30 процентов от установленного размера индексации; с 1 июля 2024 года увеличить должностные оклады работников органов власти и государственного управления, учреждений образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, сферы социальной защиты, других организаций социальной и бюджетной сфер, а также стипендии на 40 процентов; с 1 января 2024 года увеличить действующую заработную плату
военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и других работников этих органов на 40 процентов» [1]. Там же отмечалось, что с 1 июля 2024 года минимальная заработная плата для всех работников социально-экономической сферы страны устанавливается в размере 800 сомони в месяц [1].
Приведенные цифры свидетельствуют о высоком росте доходов населения. На наш взгляд, это должно существенным образом улучшить структуру среднедушевых расходов домохозяйств. Исходя из этого, можно отметить, что значительно более высокими темпами увеличится рознично-оптовый товарооборот и совершенствуется его структура.
В целом в республике следует более высокими темпами увеличивать сельскохозяйственное производство потребительских товаров, развивать продовольственных товаров. При этом первостепенное внимание необходимо уделить вопросам импортозамещания.
Литература
1. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в Маджлиси Оли Республики Таджикистан «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики» от 28.12.2023 г. // Президент Республики Таджикистан: сайт. - URL: http://president.tj/ru/node/29824 (дата обращения: 10.04.2024 г.).
2. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в Маджлиси Оли Республики Таджикистан «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики» от 23.12.2022 г. // Президент Республики Таджикистан: сайт. - URL: http://president.tj/ru/node/29824 (дата обращения: 10.04.2024 г.).
3. Аминов И. Продовольственный рынок: проблемы развития товарно-торгового бизнеса. - Душанбе «Ирфон», 2013. - 180 с.
4. Аминов И., Неъматов И.У. Продовольственная безопасность и развитие рынка продовольственных товаров в Республике Таджикистан. Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2023. - №3. - С. 27-35.
5. Статистический ежегодник Республики Таджикистан - 2022. - Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2022. - 414 с.
6. Закон Энгеля // Википедия - Академик: сайт. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/324923 (дата обращения: 10.01.2023 г.).
7. Саидмуродов, Л. Х. К вопросу построения многофакторной модели для оценки внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан / Л. Х. Саидмуродов, А. И. Сафаров // Экономика Таджикистана. - 2018.
- № 4. - С. 162-171. - EDN ZVPTBK.
8. Саидмуродов, Л. Х. Стратегические ориентиры реализации экономического потенциала Республики Таджикистан / Л. Х. Саидмуродов // Вестник ПИТТУ имени академика М.С. Осими. - 2017. - № 3(4). - С. 64-71.
- EDN CSQOVX.
Информация об авторе:
Неъматов Илхомидин Усмонович - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента Таджикского государственного финансово - экономического университета, Адрес: 734067, Республика Таджикистан, г. Душанбе, улица Нахимова 64/1. E-mail: ilhomidin [email protected], Тел.: (+992) 918 281687
Маълумот дар бораи муаллиф:
Неъматов Илхомидин Усмонович — номзади илмхои иктисоди, мудири кафедраи менечменти Донишгохи давлатии молия ва иктисоди Точикистон, сурога: 734067, Ч,умхурии Точикистон, шахри Душанбе, кучаи Нахимова, 64/1. E-mail: ilhomidin [email protected], Тел.: (+992) 918 281687
Information about the author:
Nematov Ilhomidin Usmonovich - Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of Management, Tajik State University of Finance and Economics, Address: 734067, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Nakhimova Street 64/1. E-mail: ilhomidin [email protected], Tel.: (+992) 918 281687
УДК: 330.564.224 (575.3)
МУАММОХ.О ВА РОХХОИ ТАКМИЛИ СОХ.ИБКОРИИ ЗАНОНА ДАР ЧУМ^УРИИ ТОЧИКИСТОН
Сафоев Абдумачид Каримович
Аннотатсия. Сохибкории занона ин падидаи маъмулй дар Ч,умхурии Точикистони муосир мебшад. Бо пайдоиши шаклхои нави муносибатхои иктисодй дар давраи муносибатхои бозорй, ки имкони дарачаи баландтари амалй намудани кобилиятхои инфиродй тавассути фаъолияти сохибкорй фарохам меорад, иштироки фаъолонаи сохибкории занона комилан табий ва мантикй дар бунёд ва фаъолияти шаклхои моликиятдорй гардидааст. Аммо, сохибкории занона то хол ба таври кифоягй омухта нашудааст. Калид вожахо: сохибкорй, сохцбкор, сохибкории занона, муаммохои сохибкории занона, баланд бардоштани имкониятхои иктисодии сохибкории занона.
Барои иктибос: Сафоев А.К. Муаммохо ва роххои такмили сохибкории занона дар Ч,умхурии Точикистон / А. К. Сафоев // Паёми молия ва иктисод. - 2024. - N0. 1(40). - С. 61-64.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Сафоев Абдумаджид Каримович
Аннотация. Женщина-предприниматель - явление для современной Республики Таджикистан обычное. С появлением новых форм экономических отношений в период рыночных отношений, дающих возможность более высокой степени реализации способностей личности посредством предпринимательской деятельности, вполне закономерным и логичным стало активное участие женщин-предпринимателей в создании и функционировании формы собственности. Однако, женское предпринимательство изучено недостаточно.
Ключевые слова: предпринимательство, предприиматель, женщина-предприниматель, проблемы женского предпринимательства, повышение экономических возможностей женщин-предпринимателей.
PROBLEMS AND WAYS FOR IMPROVING WOMEN'S ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Safoev Abdumajid Karimovich
Annotation. A woman entrepreneur is a common phenomenon in the modern Republic of Tajikistan. With the advent of new forms of economic relations during the period of market relations, which provide the opportunity for a higher degree of realization of individual abilities through entrepreneurial activity, the active participation of women entrepreneurs in the creation and functioning of a form of ownership has become quite natural and logical. However, women's entrepreneurship has not been studied enough.
Key words: entrepreneurship, entrepreneur, woman entrepreneur, problems of women's entrepreneurship, increasing the economic opportunities of women entrepreneurs.
Гузориши масъала. Дар тахкикот чолибият дар бузург аст ва хохцши онхо барои ноил шудан ба он буд, ки чИ гуна заноне, ки садокаташон ба касбашон комёбИ дар сохаи сохибкорИ ва харакатнокИ яке аз
61