Научная статья на тему 'Тенденции развития полиграфической промышленности в России'

Тенденции развития полиграфической промышленности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2213
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1. ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 3. ИМПОРТ 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина М. О.

Тема моей исследовательской работы Тенденции развития полиграфической промышленности в России. Что же такое полиграфия? Полиграфия это техника многократного получения одинаковых изображений (оттисков) путем переноса красочного слоя с печатной формы на бумагу или другой материал. Выбор именно этой темы объясняется тем, что в настоящее время общество мало проинформировано о полиграфической промышленности, ее проблемах, тенденциях, которая имеет очень большое значение в современном мире. Так же эта тема достаточно актуальна, потому что с каждым года не только в России, но и в мире растет число полиграфических предприятий. Итак, перед написанием работы я поставила пред собой проблемный вопрос, на который в результате всего исследования я старалась ответить. Целью моей работы было определить вклад полиграфической промышленности в экономический рост России. План моего исследования стандартный. Вступление, основная часть, заключение. Основными методами моего исследования были: интервью с директором типографии Постпринт и менеджером по продажам печатных станков Heidelberg, которые я взяла посетив выставку Полиграфинтер 2009, прошедшую в октябре прошлого года, также я анализировала статистические данные, посетила типографию родителей и познакомилась с ее работой и использовала информацию из различных СМИ. Полиграфия имеет в нашей жизни большое значение. Она развивает не только саму себя, но и отрасли являющиеся базовыми для полиграфии. Но развиваясь полиграфия все больше и больше сталкивается с проблемами, которым раньше не уделяли большого влияние, и это сыграло злую шутку. Действительно появление новых полиграфических предприятий и стабильная работа старых способствует появлению новых рабочих мест и развитию других отраслей экономики, которые являются базовыми для полиграфии, что в свою очередь способствует росту экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития полиграфической промышленности в России»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ

TRENDS IN THE PRINTING INDUSTRY IN RUSSIA

М.О. ИЛЬИНА,

учащаяся 9-го класса Московской экономической школы (г. Москва)

M.O. ILINA,

student in grade 9 Moscow Economic School (Moscow)

Аннотация

Тема моей исследовательской работы - «Тенденции развития полиграфической промышленности в России». Что же такое полиграфия? Полиграфия - это техника многократного получения одинаковых изображений (оттисков) путем переноса красочного слоя с печатной формы на бумагу или другой материал. Выбор именно этой темы объясняется тем, что в настоящее время общество мало проинформировано о полиграфической промышленности, ее проблемах, тенденциях, которая имеет очень большое значение в современном мире. Так же эта тема достаточно актуальна, потому что с каждым годом не только в России, но и в мире растет число полиграфических предприятий.

Итак, перед написанием работы я поставила пред собой проблемный вопрос, на который в результате всего исследования старалась ответить. Целью моей работы было определить вклад полиграфической промышленности в экономический рост России.

План моего исследования - стандартный. Вступление, основная часть, заключение. Основными методами моего исследования были: интервью с директором типографии «Постпринт» и менеджером по продажам печатных станков Heidelberg, которые я взяла, посетив выставку «Полиграфинтер 2009», прошедшую в октябре прошлого года, также я анализировала статистические данные, посетила типографию родителей и познакомилась с ее работой и использовала информацию из различных СМИ.

Полиграфия имеет в нашей жизни большое значение. Она развивает не только саму себя, но и отрасли, являющиеся базовыми для полиграфии. Но развиваясь, полиграфия все больше и больше сталки-

вается с проблемами, которым раньше не уделяли большого внимания, и это сыграло злую шутку.

Действительно, появление новых полиграфических предприятий и стабильная работа старых способствует появлению новых рабочих мест и развитию других отраслей экономики, которые являются базовыми для полиграфии, что, в свою очередь, способствует росту экономики в целом.

Abstract

The theme of my research work - Trends in the printing industry of the Centre in Russia. What is printing? Printing - a technique to get multiple identical images (prints) by transferring the paint layer with the printed form on paper or other material. The choice of this theme because now society enough informed about the printing industry, its problems, tendencies, which is of great importance in the modern world. Also this topic is quite relevant, because with every year, not only in Russia but also in growing numbers of printing companies. So, before writing the work I have put before a problematic issue, which as a result of the study I tried to answer. The aim of my work was to determine the contribution of the printing industry to economic growth in Russia.

The plan of my research - a standard. Introduction, body, conclusion. Fundamentals by methods of my study were: an interview with the director of typography and Postprint sales manager for printing machines Heidelberg, I took a visiting Polygraphinter 2009, held in October last year, I also analyzed the statistics, parents visited the printing house and met with her work and using information from various media.

Printing is in our lives significant. It develops not only itself but also the industry are the base for printing. But the burgeoning printing more and more confronted with problems that previously did not pay a large influence, and it played a cruel joke.

Indeed the emergence of new printing companies and a stable working-old she contributes to the emergence of new jobs and other industries that are basic for the printing industry, which in turn promotes the growth of the economy as a whole.

Ключевые слова

1. Полиграфическая промышленность

2. Экономический кризис

3. Импорт

4. Экономический рост

Keywords

1. Printing industry

2. Economic crisis

3. Import

4. Economic growth

Способ, как творил Создатель, Что считал Он более кстати, -Знать не может председатель Комитета по печати.

А.К. Толстой

Вступление

Ежегодно на каждого гражданина России приходится 24 кг полиграфической продукции, из которых всего 3 кг газет. В денежном выражении потребление печатной продукции в нашей стране почти в два раза меньше среднемирового. На среднестатистическую российскую душу приходится примерно в 12-14 раз меньше бумаги, чем на одного американца, японца или немца1.

Полиграфия и производство упаковки в России являются одними из самых привлекательных секторов для потенциальных инвесторов, как отечественных, так и западных. Многие западные фонды, стремящиеся вложить свои финансовые ресурсы в успешно развивающийся российский бизнес, рассматривают данную отрасль как вторую по инвестиционному рейтингу после производства продуктов питания2.

Уже в течение двух лет я занимаюсь исследованием полиграфической отрасли в России. Думаю, что моя тема на первый взгляд не совсем традиционна, но актуальна в настоящее время из-за расширения видов работ и услуг, появления множества новых компаний, усовершенствования оборудования и необычайного интереса потребителей к печатной продукции. Но нельзя не отметить высокий уровень конкуренции на рынке полиграфии, что вызывает много трудностей у компаний- «новичков».

Возможно, моя тема отличается по сравнению с другими экономическими темами, которые выбирают мои сверстники. Но - это неслучайный выбор. Дело в том, что наша семья занимается полиграфическим бизнесом и владеет типографией. Мои родители очень увлечены этим делом, и с малых лет я слышу разговоры про печать, брошюровку, оригинал-макеты, бумагу, полиграфическое оборудование и т.д. Не раз я бывала в цехах нашего производства, видела, как белая бумага превращается в рекламные листов-

1 http://www.4p.ru/main/research/4313/print_article/

2 http://www.kauppatie. com/08-2003/080316. htm

ки, буклеты, книги, журналы, прекрасные календари, другие печатные продукты. Наблюдала за процессом изготовления различных заказов, которые размещают рекламные компании у нас. Родители много обсуждают пути развития типографии - какое оборудование приобретать, какую продукцию прибыльнее печатать, какая бумага больше всего востребована в наше время, с какими заказчиками прибыльнее работать. Слушая все это, я подумала, что мне будет очень интересно изучить те вопросы, которыми занимаются мои родители, изучить будущее, которое ждет эту отрасль в России, ведь, может быть, и я в перспективе буду управлять нашей компанией.

Цель работы - определить вклад полиграфической промышленности в экономический рост России.

Задачи исследования:

1. Определить значение полиграфии в экономике России.

2. Описать тенденции развития отрасли.

3. Выявить основные проблемы полиграфии и пути их решения.

При выполнении работы я опиралась на материалы СМИ, интервью

у директора типографии «Постпринт» и у менеджера по продажам печатных станков Heidelberg.

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Полиграфическая промышленность - это отрасль промышленности, занятая изготовлением всевозможных видов печатной продукции3 и включающая в себя предприятия производства, носящие названия «типография», «фабрика цветной печати», «офсетная фабрика» и т.д, в зависимости от характера производства. Полиграфия - это совокупность технических средств для множественного репродуцирования текстового материала и графических изображений. Полиграфические способы переноса изображения характеризуются переносом красочного слоя из некоторого резервуара на воспринимающую поверхность, которой чаще всего оказывается бумага4.

Полиграфия играет важную роль в экономике, несмотря на то, что о новостях в этой отрасли и ее развитии общество мало информируют.

Ассортимент продукции, работ и услуг, производимые полиграфическими организациями, весьма широк, что является главным фактором

3 http://slovari. yandex.ru/dict/bse/article/00060/87300. htm? text=полиграфическая%20промышленность

4 http://slovari. yandex.ru/dict/bse/article/00060/87600. htm

формирования сложной внутриотраслевой структуры. Динамично развивающиеся потребности современного рынка предопределяют темпы и масштабы полиграфического производства5.

Сегодня изделия полиграфической промышленности применяются практически во всех отраслях (образование, торговля, пищевая промышленность, журналистика и т.д.) и становятся их незаменимой частью (см. схему № 1). Ведь полиграфия - это не только реклама и буклеты, но и книги, журналы, газеты, упаковка, учебники, ценные бумаги (акции, облигации), денежные купюры и многое другое.

Рассмотрим отдельно, как отражается деятельность полиграфической промышленности на других отраслях экономики.

Торговля. На печатных станках различных типографий производятся незаменимые составляющие торговли. Одними из важнейших являются денежные купюры, являющиеся универсальным эквивалентом стоимости других товаров. Да, продукт такого рода, как деньги, не печатается в частных типографиях, но является ярким примером использования полиграфии в обществе. Ведь современный человек не может на данный момент отказаться от использования денежных купюр, потому что это - универсальный способ оплаты товаров и услуг. Многие производители пользуются услугами типографий для изготовления буклетов и листовок, рекламирующих их товар, ценников, а также упаковки.

Здравоохранение. Полиграфическая промышленность участвует в деятельности здравоохранения. Большинство листовок, буклетов, рецептов, инструкции, упаковка производятся в различных типографиях.

Пищевая промышленность. Это отрасль практически целиком и полностью опирается на полиграфию. К примеру, приходя в продуктовый магазин, оглядевшись, видишь большое количество коробок, пакетов для молока, соков, наклейки на пластиковых упаковках, конфеты в обертках, яркие журналы на полках, листовки и многое другое, мы даже не задумываемся, что все это произведено в типографиях нашей страны.

Образование. Книги, учебники, тетради, блокноты - все это для развития будущего поколения. Нам только кажется, что Интернет может заменить привычное шуршание страниц, загнутые уголки и острые концы твердого переплета. А книга с необычной обложкой завораживает, картинки пробуждают интерес к чтению. И разве все это можно заменить компьютером?

5 Богомолова В.А. Экономика отрасли (полиграфическая промышленность): Учебное пособие.

Транспорт

Буклеты, листовки, денежные купюры, ценные бумаги, ценники, упаковка.

Развлечения

Билеты (театр, кино...), игры (карты, настольные игры), календари

Полиграфия

тт

1Ш-¿¡еловая Неделя

Журналы, газеты.

Здравоохранение

Рецепты, программы, листовки, буклеты, объявления, упаковка, инструкции.

Пищевая промышленность

Упаковка

Образование

Книги, учебники

Схема № 1. Использование полиграфии в разных отраслях экономики (сделана автором)

Транспорт. Существуют типографии, специализирующиеся на производстве авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда в общественном транспорте.

СМИ. Одними из наиболее распространенных видов типографий являются типографии, специализирующиеся на печати журналов и газет. Этот сектор полиграфии является наиболее привлекательным для инвесторов.

Рассмотрим значение полиграфической промышленности в экономике с другой стороны. В России на конец 2009 года зафиксировано 7355 типографий. Причем, по результатам статистики, 7 из 10 полиграфических

предприятий нанимают 10 и менее людей. А основная занятость сконцентрировалась в организациях, составляющих 50 и более сотрудников. По оценкам полиграфического комплекса «Пушкинская площадь», сегодня в России на всех предприятиях в производстве занято около 205 тыс. человек. По состоянию же на январь 2008 года - более 320 тыс.6. Несмотря на кризис, который очень сильно затронул полиграфию, что повлекло сокращение рабочих мест, отрасль по-прежнему дает работу большому количеству квалифицированных кадров.

Таким образом, можно сделать вывод, что полиграфия играет значимую роль в экономике. Одна из ее главных задач - это развитие общества и воспитание подрастающего поколения. А также - это тысячи рабочих мест. На крупнейших полиграфических комбинатах, таких как «Первый полиграфический комбинат», количество рабочих мест составляет от тысячи и более. И это только одна типография, а таких предприятий в России свыше 7000. При этом примерно треть полиграфических предприятий находится в Москве, 10% в Санкт-Петербурге, остальные - в провинции. Московские предприятия выпускают порядка 80% всего объема полиграфической продукции7.

Схема 2. Базовые отрасли экономики для полиграфии

(сделана автором)

Как показано на схеме № 2, полиграфическая промышленность способствует развитию различных отраслей экономики, а также отраслей, входящих в авангардную тройку (химическая промышленность, машиностроение и энергетическая промышленность).

Бумага - важнейший материал для полиграфии. Бумажное производство основывается на обработке дерева. Россия занимает первое место по лесным запасам. Несмотря на это, в России производится

6 Беспросветная печать // Деньги. - N° 46. - С. 25.

7 http://www.bfm.ru/articles/2009/01/14/poligrafija-perezhivet-krizis-po-starinke.html

только газетная бумага, и нет ни одного предприятия, изготавливающего высококачественную мелованную бумагу. Но стремительное развитие полиграфической отрасли все больше и больше требует того, чтобы и в нашей стране начали появляться заводы по производству мелованной бумаги. Такое предприятие должно начать работать в следующем году.

Другими, не менее важными расходными материалами для полиграфии являются краски и различные растворы. Их производством занимается химическая промышленность.

Отрасль машиностроения должна обеспечивать полиграфию современным оборудованием. Большинство высокотехнологичного оборудования в российских - компаниях импортного производства. Но есть огромные перспективы у наших машиностроителей, а благодаря усовершенствованию и компьютеризации печатных машин IT-техно-логии также востребованы для современной полиграфии и стимулируют развитие этих направлений в нашей стране.

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Полиграфия во всем мире является одним из самых привлекательных секторов для инвестиций. Это рентабельный и прибыльный бизнес. По годовому обороту отрасль занимает 4-е место в мире и приносит миллиарды долларов в бюджеты развитых стран. Размер производства и потребления бумажной продукции в разных странах различен8.

Какие же страны являются ведущими в полиграфической отрасли, и какое место занимает Россия по производству полиграфической продукции?

По данным European Printing Industries Economic Update, 80% печатной продукции в мире производят 16 стран. Это страны:

1. США 5. Франция 9. Испания 13. Бразилия

2. Япония 6. Китай 10. Мексика 14. Австралия

3. Германия 7. Италия 11. Корея 15. Голландия

4. Великобритания 8. Канада 12. Индия 16. Россия

Для этих стран характерна высокая конкуренция. Так, например, в США, на долю которой приходится 29,9% рынка, в отрасли работает порядка 45 тыс. компаний, в которых занято 1,1 млн человек, при этом доля рынка 5 крупнейших компаний - 25%. А в странах ЕС насчитывают примерно 80 тыс. полиграфических компаний с 960 тыс. работников, из них 85% - фирмы со штатом не более 20 человек9.

8 http://www.printer-publisher.ruprint.ru/stories/28/146_1. php

9 http://www.baltic-course. com/rus/_analytics/? doc=8975

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вернемся к России. Емкость российского рынка полиграфии в 2004 г. оценивалась в $1,8-2,5 млрд, что составило менее 1% от мирового рынка. Сейчас же доля российского полиграфического рынка в мире составляет примерно 6-9%10. По данным ИТАР-ТАСС, в России на конец 2009 года насчитывается 7350 полиграфических предприятий, на которых работает 205 тыс. чел.11. Крупнейшими типографиями в России считаются: Московский печатный двор (Москва), Алмаз-Пресс (Москва), Первый полиграфический комбинат (Москва), Издательский дом «Агни» (Самара), Корпорация типографий «Циркон» (Свердловская область), Салон печати «Параграф» (Санкт- Петербург), «Пушкинская площадь» (Москва)12.

В 2005 году объем рынка высококачественной печати оценивался всего в $1,7 млрд, в 2006-м - $3,26 млрд (согласно докладу Роспечати). В начале прошлого года, по данным банка Morgan Stanley, рынок полиграфических услуг в России вырос до $7,8 млрд. За последние годы полиграфия, по мнению российских издателей, стала конкурентоспособной и вышла на мировой уровень. Сегодня полиграфия такими цифрами похвастаться не может.

Кризис в экономике ведущих промышленных стран коснулся и полиграфии.

Обратимся к цифрам. Согласно данным таблицы № 2, можно заметить, что в марте 2009 года производство основных видов полиграфической продукции не достигает уровня 2008 года, но превышает уровень, достигнутый в феврале 2009 года. Именно в период времени с 2008 года по 2009 год экономический кризис затронул Россию. Можно заметить, что больше всего кризис отразился на производстве книг и брошюр, а меньше всего - на производстве бумаги. Хочется также отметить, что в I квартале 2009 года больше всего производилось газет (примерно 4 млрд штук), а меньше всего изоизданий (260 млн штук) среди полиграфической продукции.

Мировой экономический кризис сильно повлиял на развитие многих отраслей промышленности, и полиграфия в первых рядах! Когда у предприятий, банков, строительных компаний сокращаются обороты, конечно, они начинают экономить на рекламной продукции. Следовательно, у полиграфических предприятий становится меньше заказов...

10 http://www.stepconsulting.ru/publ/ppech2006. shtml

11 http://www.print-forum.ru/news/13116.html? phrase_id=810647

12 http://firms. pechatnick. com/

Таблица № 2

Промышленное производство в I квартале 2009 года _ (по данным Росстата)__

I квартал Март 2009г. в % к I квартал

2009 г. марту 2008 г. февралю 2009 г. 2009г. в % к I кварталу 2008 г.

Об рабатывающие производства

Целлюлоза товарная, тыс. тонн 459 83,1 118,8 73,8

Бумага, тыс. тонн 913 95,6 115,3 88,4

Картон, тыс. тонн 728 91,6 122,0 80,3

Газеты (экземпля-

ров условного тиража), млрд штук 4,0 81,1 104,3 81,6

Книги и брошюры

(листов-оттисков),

млн штук 1916 66,1 127,6 61,1

Журналы (лис-

тов-оттисков), млн

штук 1350 68,9 113,6 72,4

Изоиздания (лис-

тов-оттисков), млн

штук 260 83,5 89,7 85,9

Источник: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/62.htm

Компании всего мира стали задаваться вопросом: какие действия предпринимать дальше и как выжить? Каждый пытается понять, каких перемен стоит ожидать и к чему готовиться, находит свои пути выживания в кризис. Тяжело бороться с проблемой мирового масштаба. На тему кризиса в полиграфии я побеседовала с директором московской типографии «Постпринт» Еленой Васильевой. Она рассказала мне о том, как переживает влияние кризиса их предприятие: «В последний год мы столкнулись с неплатежеспособностью наших клиентов. Заказчики не в состоянии оплатить отгруженные тиражи. Следовательно, мы не можем выполнить наших обязательств перед поставщиками. Не хватает оборотных средств, что не дает возможность брать все заказы, которые мы могли бы получить. Часть выполненных нами заказов оплачены не будут, так как компании разорились. Что-то мы пытаемся получить хотя бы частями, у одного заказчика забрали автоматическую кашировку за долги. Так как не хватает оборотных средств, следова-

тельно, не платится вовремя зарплата, сокращаются рабочие места и объемы производства. Но самое главное - заказчиков в кризис стало гораздо меньше, чем производителей. И чтобы выжить, компании начинают демпинговать (снижать цены) - а это пагубный путь к получению заказов». Из нашей беседы делаю вывод, что кризис сильно затормозил развитие отрасли.

Оценивая состояние полиграфического бизнеса сегодня, можно отметить, что для полиграфии были времена и получше. На сегодняшний день крупные, а теперь уже и средние компании всеми силами снижают свои расходы: сокращают кадры, закрывают инвестиционные программы.

В связи с кризисом большинство компаний начало сокращение расходов - отказ от рекламы, не только в печатном виде, но и рекламных роликов на телевидении, пустые рекламные щиты. Но с другой стороны, среди этих трех видов рекламы наиболее экономичным считается полиграфическая продукция, и поэтому компании, отказавшиеся от рекламы на телевидении и на щитах, начинают переходить на листовки, буклеты, календари. Мне кажется, что для полиграфии происходит смена клиентов. И чтобы удержать и расширить клиентскую базу, вы не представляете, на какие уступки идут типографии. Кроме общего требования к снижению цены с каждым годом люди становятся все требовательнее к печати и к рекламным «новинкам». Родители часто приносят подобную продукцию со своего производства, и мы обсуждаем - может это нравиться или нет, что бы хотелось доработать, и им важно мое мнение тоже!

Высокие требования к рекламным продуктам заставляют полиграфическую промышленность модернизировать свое оборудование. Чтобы выдержать конкуренцию, типографии приобретают самое современное оборудование, которое способно выполнять сложные и нетрадиционные заказы.

Текущий 2009 год, несмотря на кризисную ситуацию в мире, характерен достаточно активной выставочной деятельностью в изда-тельско-полиграфической отрасли. Это хороший признак, говорящий о том, что положительные процессы здесь сохраняются, постоянно увеличивается интерес к новым направлениям развития печатного дела, новейшим достижениям в технике и технологии13.

С 28 октября по 3 ноября в Москве проходила выставка «Полигра-финтер 2009». «Полиграфинтер» - главная национальная полиграфи-

13 http://www.drukar. 0^/агйс1е8228.Йт1

ческая выставка России. Это выставка полиграфического оборудования, технологий, материалов и услуг, проходящая ежегодно с октября по ноябрь14. В рамках моего исследования я посетила эту выставку и взяла интервью у директора типографии «Постпринт» и у менеджера по продажам печатных станков Heidelberg (см. приложения № 1 и № 2).

Вот что мне ответил директор типографии «Постпринт» на вопрос, как вы оцениваете состояние полиграфической промышленности в настоящее время? «Развитая отрасль экономики, которая сейчас переживает тяжелые времена. С одной стороны - отличное оборудование, которое позволяет изготовить абсолютно любой заказ, дает возможность заказчику не ограничивать полет своей фантазии, кроме этого, большая конкуренция среди типографий дает возможность заказчику требовать и получать скидку на продукцию. С другой стороны -тяжелое положение самих типографий, большое количество современного оборудования куплено в лизинг, который нужно выплачивать, кризис привел к падению количества заказов, снижению стоимости, уменьшению рентабельности».

С каждым годом все сильнее усиливается процесс компьютеризации производства и использования Интернета как средства связи, это в дальнейшем приводит к сокращению числа сотрудников на предприятии и исчезновению некоторых профессий. Компьютеризация, конечно, устранила многие процессы, но в то же время предоставила новые вакансии цифровым наборщикам, настольным издателям и другим связанным с компьютером занятиям.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ

ИХ РЕШЕНИЯ

Перспективы развития полиграфической промышленности России определяются потребностями рынка в печатных изданиях - его потенциальной емкостью. Она зависит от макроэкономических показателей (роста ВВП), динамики, состава и структуры населения, его денежных доходов и структуры расходов, уровня образования, национально-культурных традиций, темпов инфляции, от масштаба использования средств информации на электронных носителях15.

Родители часто рассказывают мне о новостях в области полиграфии в мире и в России, о новых печатных машинах и их возможностях, а

14 http://www.polygraphinter.ru/

15 Богомолова В. А. Экономика отрасли (полиграфическая промышленность). Глава 1; с. 20

также и о проблемах, возникающих в полиграфической отрасли. В полиграфии существует ряд проблем.

К отраслевым проблемам следует отнести: уменьшение объема издательских заказов в связи со снижением покупательской способности населения; отсутствие информации о реальной потребности в печатной продукции; распад системы распространения печати; кардинальное изменение структуры издательского заказа по количеству названий и тиражей печатной продукции; отток издательских заказов на зарубежную полиграфическую базу, вызванный объективными и субъективными причинами; практически полная стагнация в сфере производства отечественного полиграфического оборудования; сокращение объемов производства отечественных полиграфических материалов, их конкурентность в сравнении с импортными аналогами 6.

Директор типографии «Постпринт» отметила, что основными проблемами их типографии и других московских типографий являются: высокие пошлины на ввоз мелованной бумаги, красок, оборудования; отсутствие отечественных производителей мелованной бумаги; нехватка оборотных средств; сложность нахождения отечественных сотрудников, «в настоящее время предложение на рынке труда превосходит спрос, но найти настоящих профессионалов очень трудно».

Действительно, большинство полиграфических предприятий выступают за отмену налогов на импорт расходных материалов для полиграфии, а также за создание отечественного завода по производству высококачественной бумаги.

Рассмотрим эти проблемы более подробно.

Одной из самых больших проблем является практически полная зависимость от зарубежных поставщиков.

Схема № 3 показывает зависимость полиграфической промышленности России от других стран. Основным поставщиком бумаги высокого качества (мелованной бумаги) является Финляндия. Правда, частично на российском рынке бумаги присутствуют немецкие, китайские и японские поставщики. Расходные материалы, под которыми подразумеваются формы, растворы, в основном импортируются в Россию из Германии, Испании, Англии и США. Большая часть печатных станков, представленных в России, изготовлена в Германии, но не так давно на рынке появились и японские, и китайские станки. Ведущими поставщиками красок являются Англия, Германия, Испания и Израиль.

16 http://www.printer-pub1isher.ruprint.rU/stories/6/133_1. php

Бумага (Финляндия, Германия, Китай)

Печатные станки (Германия, Япония, Китай)

Полиграфическая промышленность в России * Л_

Расходные материалы-формы, химия (Германия, Испания, Англия, США)

Краски (Англия, Германия, Испания, Израиль)

Схема 3. Зависимость полиграфической промышленности России от других стран (сделана автором)

Импорт полиграфического материала в нашей стране является объектом обложения таможенными пошлинами до 15% и полной ставкой НДС - 18%, а отпечатанная готовая продукция - с пошлиной 0% и льготным 10-процентным НДС17. 15-процентная таможенная пошлина была введена постановлением правительства N 454 от 6 мая 1995 года с тем, чтобы стимулировать российское производство этого товара18. Но за такой большой период времени в России так и не появилось своей мелованной бумаги.

Наглядный пример - Китай, где после отмены ввозных пошлин на мелованную бумагу сначала стал расти рынок полиграфических услуг, а вслед за ним стало развиваться и собственное бумагоделательное производство19.

Газетной бумаги в РФ производится много больше текущих потребностей рынка, в то время как мелованные сорта бумаги для печати все более востребованных многокрасочных («глянцевых») изданий не производятся. В результате 2/3 российской газетной бумаги экспортируется за рубеж, а мелованные сорта бумаги импортируются20.

На предприятиях Украины, Китая, Прибалтики, Польши, Финляндии печатается около 70% тиражей журналов. Например, по данным Национального координационного совета прессы, печать журналов тиражом 100 тыс. экземпляров и объемом 196 полос в России стоит €113,4 тыс., в Финляндии - €101,4 тыс., в Польше - €105 тыс21.

17 http://www.harmens.rU/about/news/111/

18 Беспросветная печать // Деньги. - N 46. - С. 25.

19 http://www.kommersant.ru/doc. aspx? DocsID=1273744&print=true

20 http://pechatnick. com/analitika/articles/index. phtml? id=343

21 http://adv. jofo.ru/51722.html

Кризис отразился и на импорте мелованной бумаги. По оценкам СБО (Содружества бумажных оптовиков), объем рынка ввозимой в Россию мелованной бумаги и картона с мая 2008 года по апрель 2009-го снизился на 14,7%. В первом полугодии 2009 года падение в тоннах ввозимой мелованной бумаги составило 30-40%, в то время как раньше наблюдался рост на 15-20%22.

Похожая проблема наблюдается в производстве печатного оборудования, основным поставщиком которого является Германия. Одна из самых известных компаний-поставщиков - это Heidelberg. Эта компания является лидером в производстве печатного оборудования23. По данным ПК «Полиграфическая площадь», вложения в оборудование в период с 1999-го по 2008 год в России превысили $5 млрд. Сложность ситуации еще и в том, что покупка качественного импортного оборудования (как и расходных материалов) фиксируется в валюте и из-за скачков курсов доллара и евро обслуживание кредитов на покупку новых машин для типографии стало немного обременительнее. К тому же на волне роста полиграфического рынка многие игроки решили заказать для своих предприятий новое дорогостоящее оборудование стоимостью десятки миллионов евро, которое позволило бы расширить ассортимент услуг и повысить скорость печати. С момента подписания контракта проходит полтора-два года. Заказанное оборудование пришло в разгар кризиса, когда резко сократились тиражи. Новое оборудование не загружается24. Менеджер по продажам печатных станков Heidelberg отметил, что с наступлением кризиса резко сократились продажи по всему миру. «В настоящее время полиграфические предприятия боятся вкладывать деньги в дорогостоящее оборудование, так как никто не знает, чего ожидать в будущем году».

Из-за вынужденного импорта оборудования, мелованных сортов бумаги, красок и т.п.; высоких пошлин (до 15%) и НДС конкурентоспособность российских полиграфических предприятий по сравнению с зарубежными невысока. Как следствие, российские заказы выполняют преимущественно типографии Финляндии, Словакии, Германии, Украины и Литвы. На сегодняшний день за рубежом печатается более половины отечественных «глянцевых» журналов по названиям и около 2/3 по объему25. Опрошенные мною на выставке «Полиграфинтер»

22 http://www.rbcdaily.ru/2009/10/28/media/438719

23 Юбилейный год компании «Гейдельберг-СНГ» // Heidelberg News: Статьи. - Вып. 265 -2008. - С. 6-10.

24 Беспросветная печать // Деньги. - № 46. - С. 25.

25 http://www.rbcdaily.ru/2009/10/28/media/438719

полиграфисты в один голос говорят, что создание в России расходных материалов возможно, надо лишь только уделить этой проблеме больше внимания.

Ведущие специалисты отмечают два пути решения проблемы налогообложения, импорта материала и оборудования. Первый путь - это снижение государственных пошлин. Использование этого пути уже начал Всероссийский союз полиграфистов, написав письмо в правительство с просьбой об отмене налогообложения или уменьшения таможенных пошлин и НДС15. Вторым путем решения проблемы считают инвестиции на государственном уровне в строительство отечественных фабрик по производству мелованной бумаги.

Недавно успешно завершились исследования в области полиграфии. В России испытывали печать на легкомелованной бумаге. Ее технология в скором времени будет освоена и в России. Ранее мелованная бумага поставлялась на российский рынок из Германии и Финляндии. В минувшем месяце прошли испытания печати на легко-мелованной бумаге. Это стало настоящим событием в области российской полиграфии.

В настоящее время проект по созданию мелованной бумаги практически завершен. Произведена закупка необходимого оборудования для производства, ведутся проектные и строительно-монтажные работы. Завершение всех работ планируется в конце этого года, а на следующий год назначено освоение и применение технологий в России. Бюджет на реализацию проекта составляет более 4 миллиардов рублей. Проект имеет не только государственный, но и мировой уровень26.

Выделяют так же кадровую проблему, дефицит специалистов в полиграфии. Рынок труда в области эксплуатации высокотехнологичного полиграфического оборудования очень узок, а стоимость квалифицированных кадров высока. Недостаток квалифицированных рабочих является проблемой практически каждой отрасли. Это связано с нехваткой высших учебных заведений. В России существует всего один институт, находящийся в Москве, и его филиал в Санкт-Петербурге. Таким образом, у людей, проживающих в других городах, просто нет возможности учиться на полиграфистов.

Решением этой проблемы может являться постройка новых учебных заведений в различных городах России, также наличие подготовительных курсов и специализированных училищ.

16 http://www.deloros.ru/press/news/3238? phrase_id=282348

26 http://www.promopoligraph.ru/news/melovannaya-bumaga-otechestvennogo-proizvodstva/

Многие типографии относят к списку основных проблем полиграфической области недостаток доступных кредитов. Проблема кредитования является глобальной и затрагивает почти каждого человека. Во время кризиса проблема кредитования и получения овердрафтов 27 особенно обострилась. Я думаю, эта проблема затрагивает не только нашу фирму, но и большинство других фирм, она заставляет работать с удвоенной силой, не опускать руки, зная, что надо выплачивать взятые кредиты плюс проценты.

В нашей семейной типографии тоже возникает проблема с поставщиками бумаги. Из-за больших налогов (следовательно, в стоимость продукции они так же включаются) большое количество российской прессы печатается за границей (в основном в Финляндии), несмотря на то, что напечатанная продукция все равно потом ввозится в Москву, для заказчиков это является выгоднее, нежели печать в России. Получается, деньги уходят за границу, несмотря на то, что российские типографии способны обеспечить такое же качество, это тормозит развитие полиграфии в России.

Заключение

Полиграфическая отрасль в России развивается быстрыми темпами. Каждый год появляется все больше и больше типографий. Российские полиграфисты не отстают от развития и с каждым годом на полиграфических предприятиях можно увидеть современное оборудование. Квалифицированный персонал обеспечивает качественное изготовление продукции. Появление новых полиграфических предприятий способствует появлению новых рабочих мест и развитию других отраслей экономики, которые являются базовыми для полиграфии, что, в свою очередь, способствует росту экономики в целом. С другой стороны, полиграфия - одна из главных составляющих развития отраслей промышленности.

Основными проблемами полиграфической промышленности являются: таможенное налогообложение, недостаток квалифицированного и ответственного персонала, а также отсутствие отечественных производителей высококачественной бумаги.

В настоящее время полиграфическая отрасль, как и многие другие отрасли, переживает не лучшие времена. В связи с экономическим

27 http://ru. wikipedia. о^^Ы/Овердрафт Овердрафт (кредит-овердрафт) - это кредит, которым может воспользоваться заемщик, у которого появляется временная потребность в денежных средствах.

кризисом компании сокращают кадры, снижают расходы, закрывают инвестиционные программы. Думаю, трудности и проблемы, возникающие в полиграфической отрасли, временны. Полиграфия как была, так и останется важной, незаменимой частью экономики каждой страны, развивающейся ускоренными темпами и достигающей больших высот.

Библиографический список

Интернет:

• http://www.print-forum.ru/news/13116.html - «Финансовый кризис приведет в порядок рынок полиграфии в России, считает Борис Кузьмин»; 16.11.2009

• http://www.rbc.ru/reviews/polygraphia-2008/chapter2-prognosis. shtml - «Прогнозы развития рынка рекламно-представительской полиграфии»; 21.03.2009

• http://www.fapmc.ru/news/agency/2008/12/item6475.html - «Финансовый кризис приведет в порядок рынок СМИ и полиграфии в России, считают специалисты»; 09.01. 2009

• http://www.baltic-course. com/rus/_analytics/? doc=8975 - «Мировой рынок полиграфических услуг и перспективы его развития»; 22.01.2009

• http://www.print-forum.ru/news/9902.html - «Единая Россия» договорилась с Московским полиграфическим союзом»; 08/07/2008

• http://ru. wikipedia. org/wiki/Овердрафт - «Овердрафт»; 24.08.2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• http://www.officemart.ru/printing/articles/articles1400.htm - «Особенности российского полиграфического рынка»; 11.05.2008

• http://www.piinter-publisher.rupiint.ru/stoiies/28/146_1. php - « Российский рынок полиграфии: структура, динамика, трансформация»; 21.12.2008

• http://www.printodrom.ru/Aktyalnie-problemi-razvitiya-poligraficheskoi-promishlennosti-v-Rossii - «Актуальные проблемы развития полиграфической промышленности в России»; 08.05.2009

• http://poligraph. ezq.ru/index. htm - «Полиграфия»; 13.12.2008

• http://www.compuart.ru/article.aspx?id=9007&iid=375#begin - «Эконометрия в полиграфии»; Эдуард Избицкий; 05.10.2008

• http://www.kauppatie. com/08-2003/080316. htm - «Полиграфия в России»; 12.06.09

• http://www.ukr-print. net/article/404. htm - «Современное состояние мирового бумажного рынка»; 25.01.2009

• http ://sever-journal.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=342& temid=22 - «Оперативная полиграфия - сегодня и завтра»; 17.04.2009

• http://pechatnick.com/exhibitions/index. phtml? id=207 - « IV Рек-ламно-полиграфический форум Юга России, выставка «Пятый элемент. Рынок рекламы»; 14.04.2009

• http://firms. pechatnick. com/ - «Каталог полиграфических компаний»; 22.09.2009

• http://www.polygraphinter.ru/ - «Полиграфинтер»; 26.11.2009

• http://www.print-portal.ru/node/27 - « Некоторые факты замедления роста полиграфической промышленности в России.»; 27.07.2008

• http://www.compuart.ru/article.aspx?id=19138&iid=888 - «Автоматизация производственных процессов в типографии»; 28.09.2008

• http://www.mt-invest.ru/market. php? gid=29 - «Маркетинг в полиграфии: когда наступит завтра?»; 01.03.2009

• http://www.ruprint.ru/2007/10/31/4077.html - «Итоги форума «Москва полиграфическая»»; 15.08. 2009

• http://www.promopoligraph.ru/news/melovannaya-bumaga-otechest-vennogo-proizvodstva/ - «Мелованная бумага отечественного производства»; 25.10.2009

• http://www.rbcdaily.ru/2009/10/28/media/438719 - «Полиграфистам дали зеленый свет»; 14.12.2009

• http://adv. jofo.ru/51722.html - «Российская полиграфия находится в состоянии тревожного ожидания»; 27.11.2009

• http://www.kommersant.ru/doc. aspx? DocsID=1273744&print=true -«Автоматическая вилка»; 30.11.2009

• http://pechatnick. com/analitika/articles/index. phtml? id=343 - «Импорт в РФ бумаги и картона»; 17.07.2009

• http://www.harmens.ru/about/news/111/ - «Ситуация на российском рынке мелованной бумаги»; 05.04.2009

• http://www.drukar. org/article8228.html - «Антикризисная мера»; 29.11.2009

• http://www.stepconsulting.ru/publ/ppech2006. shtml - «Полиграфические услуги» 07.11.2008

Книги, газеты, журналы:

• Журнал «PrintWeek» раздел Аналитика; 24 октября 2006 года; № 18(25) стр. 20 «Тенденции развития мировой полиграфической отрасли»; 13.07.2008

• Журнал «Heidelberg News» раздел Статьи; Выпуск 265; 2008 год; стр. 6-10; «Юбилейный год компании «Гейдельберг-СНГ»; 16.11.2009

• Журнал «Heidelberg News» раздел Статьи; Выпуск 265; 2008 год; стр. 14-15; «Линия График: 20 лет на рынке полиграфии»; 25.09.2009

• Богомолова В.А. «Экономика отрасли (полиграфическая промышленность)» Глава 1; стр. 20; 28.10.2009

• Журнал «Деньги» № 46; стр. 25; статья «Беспросветная печать»; 03.12.2009. Интервью с директором типографии «Постпринт» Еленой Васильевой и менеджером по продажам оборудования Heidelberg Дмитрием Анисимовым.

Bibliographical list

Internet:

• http://www.print-forum.ru/news/13116.html - «The financial crisis will shape the market for printing in Russia, says Boris Kuzmin», 16.11.2009

• http://www.rbc.ru/reviews/polygraphia-2008/chapter2-prognosis. shtml - «Market forecasts of advertising and printing industry representation»; 21.03.2009

• http://www.fapmc.ru/news/agency/2008/12/item6475.html - «The financial crisis will shape the market for media and printing industry in Russia, according to specialists»; 09.01. 2009

• http://www.baltic-course. com/rus/_analytics/? doc=8975 - «The world market for printing services and their development prospects»; 22.01.2009

• http://www.print-forum.ru/news/9902.html - «United Russia» agreed with the Moscow Printing Union»; 08/07/2008

• http://ru. wikipedia. org/wiki/Овердрафт - «Overdraft»; 24.08.2009

• http://www.officemart.ru/printing/articles/articles1400. htm - «Peculiarities of Russian printing market»; 11.05.2008

• http://www.printer-publisher.ruprint.ru/stories/28/146_1.php -«Russian market of printing: the structure, dynamics, transformation»; 21.12.2008.

• http://www.printodrom.ru/Aktyalnie-problemi-razvitiya-poligrafi cheskoi-promishlennosti-v-Rossii - «Actual problems of development of the printing industry in Russia»; 08.05.2009.

• http://poligraph. ezq.ru/index. htm - «Printing»; 13.12.2008

• http://www.compuart.ru/article. aspx? id=9007&iid=375 # begin - «Econometrics in printing»; Edward Izbitsky; 05.10.2008

• http://www.kauppatie. com/08-2003/080316. htm - «Printing in Russia»; 12.06.09.

• http://www.ukr-print. net/article/404. htm - «The current state of the world paper market»; 25.01.2009.

• http://sever-journal.ru/index.php?option=com_content&task=view& id=342&Itemid=22 - «Colors - today and tomorrow»; 17.04.2009.

• http://pechatnick. com/exhibitions/index. phtml? id=207 - «IV Advertising and Printing Forum of Southern Russia, the exhibition» The Fifth Element. The advertising market»; 14.04.2009.

• http://firms. pechatnick. com/ - «catalog printing companies»; 22.09.2009.

• http://www.polygraphinter.ru/ - «Polygraphinter»; 26.11.2009

• http://www.print-portal.ru/node/27 - «Some facts slowdown in the printing industry in Russia»; 27.07.2008

• http://www.compuart.ru/article. aspx? id=19138&iid=888 - «Automation of production processes in the printing»; 28.09.2008

• http://www.mt-invest.ru/market. php? gid=29 - «Marketing in the printing industry: when will tomorrow?»; 01.03.2009

• http://www.ruprint.ru/2007/10/31/4077.html - «The results of the forum» Moscow-poligrafiche Skye»; 15.08. 2009

• http://www.promopoligraph.ru/news/melovannaya-bumaga-oteche-stvennogo-proizvodstva/ - «Coated Paper domestic production»; 25.10.2009

• http://www.rbcdaily.ru/2009/10/28/media/438719 - «Polygraphists gave the green light»; 14.12.2009

• http://adv. jofo.ru/51722.html - «Russian printing is in a state of suspense»; 27.11.2009

• http://www.kommersant.ru/doc. aspx? DocsID=1273744&print=true -«Automatic fork»; 30.11.2009

• http://pechatnick. com/analitika/articles/index.phtml? id=343 - «Import to Russia of paper and paperboard»; 17.07.2009

• http://www.harmens.ru/about/news/111/ - «Situation on the Russian market of coated papers», 05.04.2009

• http://www.drukar. org/article8228.html - «Anti-crisis measure», 29.11.2009

• http://www.stepconsulting.ru/publ/ppech2006. shtml - «Printing» 07.11.2008

Books, newspapers and magazines:

• Journal «PrintWeek» Section Analysis, October 24, 2006; № 18 (25) p. 20 «Trends in the global printing industry», 13.07.2008

• Journal «Heidelberg News» Articles section; Issue 265, 2008, p. 6-10; Jubilee year of «Heidelberg CIS»; 16.11.2009

• Journal «Heidelberg News» Articles section; Issue 265, 2008, p. 14-15; «Line Graph: 20 years in the printing market»; 25.09.2009

• Bogomolov V. «Economics of Industry (Printing Industry)» Chapter 1, p. 20; 28.10.2009

• Journal of Money № 46, p. 25; article hopeless print»; 03.12.2009. Interview with the Director of Printing «Postprint» Vasilyeva Elena and less-Nedgera sales equipment Heidelberg Dmitry Anisimov.

Pictures:

• The picture on the front page - www.astron. cz/prilohy/274/heidel... erg_.jpg; 27.11.2009

Контактная информация

123458, Москва, Московская экономическая школа Тел.: 8 (903) 795 71 54

Contact links

123458, Moscow, The Moscow economic school Tel.: 8 (903) 795 71 54

Приложение № 1

Вопросы интервью «Состояние полиграфической промышленности в России в настоящее время

Здравствуйте! Я ученица 9-го класса. Я пишу учебно-исследовательскую работу по экономике. Прошу вас ответить на несколько вопросов по теме: «Состояние полиграфической промышленности в России в настоящее время». Данные будут использованы только в учебно-исследовательской работе.

1. Как вы оцениваете состояние полиграфической промышленности в настоящее время?

2. С какими проблемами сталкивается ваше предприятие (типография)?

3. Какая продукция пользуется популярностью во время кризиса?

4. Как вы считаете, какие перспективы ожидают полиграфическую промышленность в России?

5. Как переживает кризис ваша компания?

6. Ваши поставщики отечественные или зарубежные? Почему?

• Отечественные

• Зарубежные

7. Какие составляющие полиграфии производятся в России, а какие привозятся из-за рубежа? Как вы считаете: возможно ли в России производство составляющих (краски, бумаги, станков) для печати?

8. Какая политика государства должна быть в России относительно полиграфии?

9. Сталкивалась ли ваша компания с проблемой нехватки кадров?

10. На каком виде продукции специализируется ваше предприятие?

Большое спасибо!

Приложение № 2 Фотографии с выставки «Полиграфинтер 2009»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.