ПРОБЛЕМЫ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
© Акутина А.Ю.*
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), г. Москва
В современных экономических условиях проблема импортозависи-мости полиграфической отрасли в России осложняется все более заметным снижением спроса на печатную продукцию. В сложившихся условиях типографии вынуждены искать различные способы оптимизации своей деятельности, чтобы оставаться на рынке.
Ключевые слова: полиграфическая отрасль, импортозависимость, снижение спроса.
Полиграфическая отрасль на протяжении уже длительного времени, как и многие другие производственные отрасли в России, переживает значительные трудности.
С начала 2015 года наблюдается рост цен на полиграфическую продукцию: газеты, журналы, рекламу. Эксперты отрасли обсуждали возможное подорожание печатной продукции уже в конце прошлого года, прогнозируя увеличение цен в среднем на 15-20 %. Резкий рост связан не только с неадекватными инфляционными процессами в экономике России, но и с тем, что дорожают импортные материалы и детали оборудования (их стоимость выросла почти в два раза). Нечто подобное происходило в 2012 году, когда полиграфия подорожала на 20 %. Тогда проблема была в том, что иностранные производители подняли цены на бумагу, а также выросли цены на коммунальные платежи и топливо. Сейчас проблема стоит гораздо более остро, ведь жизнедеятельность отрасли всецело зависит от колебания курса валют.
Падение рубля в конце 2014 года ударило по типографиям с огромной силой. Являясь полностью зависимыми от импортных материалов и комплектующих, предприятия оказались перед большим вопросом: что делать?
Бумага Краска Комплектующие Прочие расходные материалы
ПРОИЗВОДСТВО
Рис. 1. Необходимые компоненты производственного процесса полиграфической отрасли
* Студент.
178
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Процесс деятельности типографии можно укрупнено описать следующей схемой: «Материалы-печать-выпуск». На входе производственного процесса имеем следующие элементы (см. рис. 1).
Маржа компании является разницей между ценой готовой продукции, полученной на «выходе» производственного процесса и ценой закупки материалов. По оценкам представителей некоторых полиграфических компаний с начала 2015 года маржа компании (ее прибыль) сократилась примерно в 3 раза. Периодически типографии испытывают дефицит средств для выплаты заработной платы, не говоря про модернизацию и тому подобные «инвестиции» в развитие производства.
Ситуация осложняется еще и тем фактом, что кризис повлиял не только на отрасль полиграфии, но и на все предприятия всех отраслей экономики. Компании сокращают расходы на рекламу (что вполне разумно в сложившихся условиях). Реклама, наряду с издательством прессы и упаковкой, является основным направлением деятельности типографии. Снижение расходов на рекламу компаний ведет к снижению спроса на полиграфию. И этот спад в настоящее время колоссален.
Так же дела обстоят и с прессой. По оценке российских издателей, в 2015 году глянцевые журналы подорожают на 20-25 %. Это прогноз оправдается лишь в том случае, если у тех, кто печатается за рубежом, получится перейти в российские типографии. Многие издательства, например Burda и Hearst Shkulev Media, прежде печатавшие часть своих журналов за рубежом, прилагают усилия, чтобы перевести печать в Россию. Дороже станут и газеты: по прогнозам представителей рынка, цены на газеты в новом году вырастут на 12-15 % [1].
Останавливаясь на проблеме зависимости российской полиграфии от импортных материалов, стоит отметить, что эта зависимость вынуждена. Отказаться от импортных закупок типографии не могут, поскольку российские предприятия либо не выпускают отечественных аналогов, либо производят неконкурентоспособную продукцию в небольших объемах. В Финляндии, Италии и Китае закупается мелованная бумага для печати журналов и рекламной продукции. В Южной Корее, Германии и Италии заказывают краску. Также в Германии закупаются как сами «производственных мощности» - печатные машины, так и комплектующие к ним, например, печатные пластины для офсетных машин.
По оценкам специалистов, российское производство полиграфических материалов неконкурентоспособно. Несколько лет назад в Коряжме запустили завод по производству мелованной бумаги. Но их объемы производства крайне малы. Краску в России производят только в Торжке. Типографии закупают в основном черную краску, потому что цветные краски не отвечают требованиям. Полиграфические пластины в нашей стране не выпускаются, их закупают в Германии. Получается, что типографии почти полно-
Экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами
179
стью импортозависим. Проведя мониторинг предложений российских компаний, все более приходит понимание, что отечественное производство способно удовлетворить только самые примитивные потребности типографий. Сложно оценить, будет ли оно развиваться. С одной стороны, перейдя на отечественную продукцию, типографии станут независимыми от импортных производителей и курса валют. С другой стороны, будет ли спрос на материалы (при снижающемся спросе на рекламную продукцию). В любом случае, без российских аналогов (качественных аналогов), развитие полиграфии в современных условиях нестабильной экономики невозможно.
Отечественное производство материалов для типографий развивается очень медленно. Например, группа «Илим» в Коряжме выпускает офсетную, офисную и мелованную бумагу высокого качества, но мощностей одного завода не хватает на обеспечение потребностей типографий в масштабах страны. Также представителей полиграфической отрасли отмечают небольшой выбор отечественной продукции.
Вопрос «как быть и что делать» так и остался без ответа. По мнению автора данной статьи, российскому производству необходимо набирать обороты для обеспечения широкого комплекса нужд полиграфической отрасли. Это будет иметь положительный эффект как для типографий, так и для российского производства и экономики в целом. На вопрос, где изыскать инвестиции для развития отечественных предприятий, ответ найти достаточно сложно. По мнению автора, в условиях замкнутого круга «полиграфия-производство для нужд полиграфии», безусловно, необходимо вмешательство государства как координирующего и регулирующего органа, способствующего с точки зрения законодательного и инвестиционного аспектов развитию российского производства.
Конечно, есть еще ряд проблем, с которыми сталкивается полиграфическая отрасль в России. Сегодня они типичны практически для всех производственных отраслей: нехватка профессиональных кадров, готовых работать за определенный уровень вознаграждения, высокая стоимость аренды производственных площадей, некачественная работа по подготовке к производственному процессу (в данном случае - Prepress (допечатная подготовка)) и некоторые другие. Однако по мнению автора, импотрозависимость и спад спроса на продукцию являются наиболее значимыми трудностями для полиграфической отрасли, чему и была посвящена данная работа.
Список литературы:
1. Сайт газеты «Известия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://izvestia.ru/news/581041#ixzz3 SDdU4PbE.
2. Сайт Группы «Илим» - крупнейшей компании российской целлюлозно-бумажной промышленности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ilimgroup.ru/.