Научная статья на тему 'Тенденции развития педагогического образования в Зауралье во второй половине XIX в'

Тенденции развития педагогического образования в Зауралье во второй половине XIX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL EDUCATION / TRANS URAL REGION / DISTRICT COUNCIL / GYMNASIUM / SEMINARY / PEDAGOGICAL COURSES / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАУРАЛЬЕ / ЗЕМСТВО / ГИМНАЗИЯ / СЕМИНАРИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Е. А.

В данной статье рассматривается проблема развития педагогического образования в Зауралье. На основании архивных документов и работ исследований автором установлено, что к концу XIX в. в рассматриваемом регионе сложилась типичная для провинции система подготовки учителей, которая имела свои тенденции развития и региональные особенности. Автором выделены три группы тенденций педагогического образования: общие, педагогические и персонально-педагогические. К общим тенденциям относится наличие системы средних учебных заведений для подготовки учителей, активное участие земства и духовенства в подготовке учителей, доступность и демократизация педагогического образования, географическое положение Зауралья. Педагогические тенденции нашли отражение в сочетании общеобразовательной, педагогической и методической подготовки будущих учителей, практической подготовке будущих специалистов, разнообразии в применении приемов обучения, разветвленной сети усовершенствования педагогических кадров, религиозности педагогического образования. Персонально-педагогические тенденции проявились в активной деятельности учителей-подвижников и меценатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN TRANS URAL REGION IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY

A problem of development of pedagogical education in trans Ural region is in the focus of the author's research. The author uses archival documents and published works of researchers to conclude that by the end of the 19th century in the studied region there was a system of training of teachers, which became typical for the province and which had the tendencies of development and regional features. The author has allocated three groups of tendencies of pedagogical education: the general, pedagogical and personal-pedagogical. The author describes the work of the system of average educational institutions, active participation of the district council and clergy in the process of teachers' training, availability and democratization of pedagogical education, a geographical position of trans Ural region. These facts are called to be the general tendencies in the training system of the region by the author. Pedagogical tendencies have found reflection in the combination of general education, pedagogical and methodical training of future teachers, practical training of future experts, a variety in application of methods of training, an extensive network of improvement of pedagogical personnel, religiousness of pedagogical education. Personal and pedagogical tendencies were shown in robust activity of teachers-enthusiast.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития педагогического образования в Зауралье во второй половине XIX в»

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. 2012.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. Москва, 2008.

3. Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209; зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2010 г.

4. Колерова Ю.М. Компетентностный подход как основа реализации ФГОС для средней и старшей школы. Методика использования дистанционного интернет-пространства в курсе немецкого языка для общеобразовательных школ. Теория и практика образования в современном мире: материалы III Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2013.

5. Серединцева А.С. Коммуникативно-ситуативное обучение студентов педагогического колледжа иностранному языку: на материале английского языка: Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Пятигорск, 2007.

6. Мильруд Р.П. Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. Иностранные языки в школе. 2000; 4: 9-15.

7. Пассов Е.И. Стояновский А.М. Ситуация речевого общения как методическая категория. Иностранные языки в школе. 1989; 2: 18-22.

8. Соловова, E.H. Подготовка учителя ИЯ с учетом современных тенденций обновления содержания образования. Иностранные языки в школе. 2001; 4: 8 - 11.

References

1. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon. 2012.

2. Koncepciya federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov obschego obrazovaniya. Pod redakciej A.M. Kondakova, A.A. Kuznecova. Moskva, 2008.

3. Poryadok attestacii pedagogicheskih rabotnikov gosudarstvennyh i municipal'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 24 marta 2010 g. № 209; zaregistrirovan v Minyuste Rossii 26 aprelya 2010 g.

4. Kolerova Yu.M. Kompetentnostnyj podhod kak osnova realizacii FGOS dlya srednej i starshej shkoly. Metodika ispol'zovaniya distancionnogo internet-prostranstva v kurse nemeckogo yazyka dlya obscheobrazovatel'nyh shkol. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2013.

5. Seredinceva A.S. Kommunikativno-situativnoe obuchenie studentov pedagogicheskogo kolledzha inostrannomu yazyku: na materiale anglijskogo yazyka: Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Pyatigorsk, 2007.

6. Mil'rud R.P. Maksimova I.R. Sovremennye konceptual'nye principy kommunikativnogo obucheniya inostrannym yazykam. Inostrannye yazyki vshkole. 2000; 4: 9-15.

7. Passov E.I. Stoyanovskij A.M. Situaciya rechevogo obscheniya kak metodicheskaya kategoriya. Inostrannye yazyki vshkole. 1989; 2: 18-22.

8. Solovova, E.N. Podgotovka uchitelya IYa s uchetom sovremennyh tendencij obnovleniya soderzhaniya obrazovaniya. Inostrannye yazyki v shkole. 2001; 4: 8-11.

Статья поступила в редакцию 16.03.16

УДК 37(091)

Sorokina E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Teachers' Training Institute (Shadrinsk, Russia),

E-mail: helen-a2003@mail.ru

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN TRANS URAL REGION IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY. A problem of development of pedagogical education in trans Ural region is in the focus of the author's research. The author uses archival documents and published works of researchers to conclude that by the end of the 19th century in the studied region there was a system of training of teachers, which became typical for the province and which had the tendencies of development and regional features. The author has allocated three groups of tendencies of pedagogical education: the general, pedagogical and personal-pedagogical. The author describes the work of the system of average educational institutions, active participation of the district council and clergy in the process of teachers' training, availability and democratization of pedagogical education, a geographical position of trans Ural region. These facts are called to be the general tendencies in the training system of the region by the author. Pedagogical tendencies have found reflection in the combination of general education, pedagogical and methodical training of future teachers, practical training of future experts, a variety in application of methods of training, an extensive network of improvement of pedagogical personnel, religiousness of pedagogical education. Personal and pedagogical tendencies were shown in robust activity of teachers-enthusiast.

Key words: pedagogical education, trans Ural region, district council, gymnasium, seminary, pedagogical courses.

Е.А. Сорокина, канд. пед. наук, доц. каф. немецкого языка и МП, Шадринский государственный педагогический

институт, г. Шадринск, Е-mail: helen-a2003@mail.ru

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАУРАЛЬЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

В данной статье рассматривается проблема развития педагогического образования в Зауралье. На основании архивных документов и работ исследований автором установлено, что к концу XIX в. в рассматриваемом регионе сложилась типичная для провинции система подготовки учителей, которая имела свои тенденции развития и региональные особенности. Автором выделены три группы тенденций педагогического образования: общие, педагогические и персонально-педагогические. К общим тенденциям относится наличие системы средних учебных заведений для подготовки учителей, активное участие земства и духовенства в подготовке учителей, доступность и демократизация педагогического образования, географическое положение Зауралья. Педагогические тенденции нашли отражение в сочетании общеобразовательной, педагогической и методической подготовки будущих учителей, практической подготовке будущих специалистов, разнообразии в применении приемов обучения, разветвленной сети усовершенствования педагогических кадров, религиозности педагогического образования. Персонально-педагогические тенденции проявились в активной деятельности учителей-подвижников и меценатов.

Ключевые слова: педагогическое образование, Зауралье, земство, гимназия, семинария, педагогические курсы.

В системе образования России на современном этапе происходят глубокие преобразования, поэтому обращение к историческому прошлому необходимо. Это связано с тем, что по динамике развития современное общество перекликается с по-

реформенной Россией. Оценивая современное состояние реформирования образования необходимо отметить, что многие нововведения уже были в истории страны в прошлом. Вторая половина XIX в. в меру своей значимости в развитии и становлении

системы образования занимает одно из основных мест в истории педагогической науки. Царское правительство поставило цель: обеспечить страну высококвалифицированными кадрами. Однако это было невозможно без организации системы педагогического образования на местах. Учитывая возрастающий интерес к истории регионального образования, исследование процесса развития и становления педагогического образования в Зауралье становится все более актуальным.

Отдельные проблемы народного образования начали разрабатываться исследователями различных идейно-политических направлений еще в досоветский период. Историография этого периода достигла значительных успехов в изучении проблемы по России в целом, и по губерниям в частности. Однако учительство и проблемы его развития рассматривались только на фоне общих проблем народного образования. Не было специальных работ, посвященных подготовке учительских кадров для народной школы.

В советской историографии продолжалось комплексное исследование проблемы подготовки учителей в системе народного образования России во второй половине XIX - начале XX вв. Следует отметить работы Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Е.Н. Медынского, А.В. Ососкова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева. В ряде исследований был предпринят анализ отдельных сторон профессиональной подготовки учителей российских школ, гимназий, семинарий, а также преподавателей высших учебных заведений. Был рассмотрен вопрос о положении российского учителя в целом, его статус в дореволюционной России.

С начала 1990-х гг. и по настоящее время интерес ученых к педагогическому образованию в России в дореволюционные годы не снижается. Ряд основополагающих идей по проблемам развития педагогического образования содержится в работах Т.М. Аминова, Р.Р. Исхаковой, Е.А. Казановой, Е.А. Князева, А.И. Когай, И.А. Кузьменко, А.А. Моладиковой, И.А. Петранцо-вой и др. Учёные раскрывают специфику, выявляют особенности развития педагогического образования в отдельных регионах Российской империи (Московской, Рязанской, Казанской, Самарской, Амурской, Пензенской губерниях, Восточном Забайкалье, республике Башкирия) во второй половине XIX - начале XX вв.

Проблема педагогического образования в Зауралье в рассматриваемый период не являлась предметом специального исследования. Краеведы и историки уделяли внимание отдельным учебным заведениям, выявляли особенности их развития (Н.Ф. Емельянов), рассматривали этапы развития народного образования в Южном Зауралье (А.Л. Михащенко). Изучение научной литературы свидетельствует о недостаточной разработанности и отсутствии комплексного анализа целого ряда вопросов, связанных с развитием и становлением педагогического образования во второй половине XIX - начале XX вв. в регионе.

Теоретическая значимость изучения развития педагогического образования в Зауралье определяется тем, что анализ практического опыта работы заведений позволил выявить и описать основные тенденции профессиональной подготовки и переподготовки учителей данного региона. Практическая же значимость состоит в возможности применения полученных результатов при анализе состояния педагогического образования в других регионах страны. Выявленные теоретические положения и выводы могут быть положены в основу деятельности институтов повышения квалификации педагогических работников.

В процессе работы над проблемой нами выявлены тенденции становления и развития педагогического образования в Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв.; расширено представление о системе педагогического образования в Зауралье как важной части системы народного образования России; выявлен позитивный опыт деятельности земства по подготовке и повышению квалификации учительских кадров в Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв.; введены в научный оборот новые, не публиковавшиеся ранее архивные документы, а также малоизвестные материалы, обнаруженные в дореволюционной и советской педагогической литературе относительно вопросов развития и становления педагогического образования в Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв. Работа над исследованием была осложнена тем, что многие архивные материалы не дошли до наших дней, а некоторые давали противоречивые данные.

Без сомнения, исследование прошлого дает возможность предвидеть основные тенденции развития в будущем, что в полной мере относится и к вопросам образования. Попытаемся раскрыть тенденции, которые были характерны для развития

и становления среднего педагогического образования в Зауралье.

Анализ архивных данных и работ исследователей позволил нам установить, что к концу XIX в. на территории современного Зауралья сложилась типичная для провинции система подготовки учителей. Эта система не включала в себя высшие учебные заведения. В неё входили начальные и средние учебные заведения: мужская семинария, женские гимназии с педагогическим классом, мужская гимназия, городские училища с двухлетними педагогическими курсами, женские и мужские второклассные церковно-приходские школы, организовывались краткосрочные и постоянные педагогические курсы, проходили учительские съезды. Доказано, что в учебных заведениях, осуществляющих подготовку учителей в Зауралье, большая часть времени уделялась на методическую и педагогическую подготовку, а также на педагогическую практику. Отметим наличие классно-урочной системы [1]. Рассмотрим подробно каждое из вышеперечисленных положений.

В средних учебных заведениях Зауралья, осуществляющих педагогическую подготовку учащихся, значимое внимание уделялось педагогической практике, которую будущие учителя проходили в начальных школах, специальных женских училищах [2]. Для успешного прохождения педагогической практики программой предусматривалась психологическая подготовка учащихся. Относительно приемов обучения наблюдалось разнообразие. Например, при работе с учебником использовалось конспектирование, составление плана текста, подготовка тезисов. Много времени отводилось самостоятельной работе учеников. Учащиеся педагогических классов мужских и женских гимназий изучали произведения выдающихся педагогов и готовили доклад о проделанной работе, писали рефераты по предметам, преподаваемым в начальных училищах [3].

Во второклассных церковно-приходских школах, готовивших учителей для школ грамоты, преподавались дидактика и методика. Распорядок дня, царивший в таких школах, свидетельствовал о строгой дисциплине и воспитании покорности и послушания, что указывает на религиозную направленность педагогического образования [4, с. 79]. Ещё одним способом получения свидетельства на звание учителя начальных училищ был экстернат. И тут можно наблюдать приоритет церкви в образовании, так как только удовлетворительная оценка по закону Божьему являлась допуском к экзаменам письменного цикла [5, с. 18].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в педагогических заведениях Зауралья, во-первых, осуществлялась педагогическая и методическая подготовка будущих учителей, во-вторых, педагогическая практика являлась главным компонентом образования, т.е. присутствовала практическая направленность обучения, в-третьих, присутствовала религиозность образования, в-четвертых, налицо сочетание многообразных видов учебной деятельности. Можно утверждать, что в Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв. сложилась единая организацион-но-деятельностная стратегия подготовки будущего учителя начальной школы.

Общие тенденции нашли выражение в социально-культурных процессах, проходивших в исследуемый период в России и на территории Зауралья. Важно отметить, что существенный вклад в развитие педагогического образования в России внесло введение земств. Земские органы местного самоуправления с момента своего возникновения основное внимание стали уделять подготовке учителей для начальной школы. Под влиянием социально-политических, социально-экономических и педагогических предпосылок развития общего образования количество школ различного типа начинает расти. Для вновь открывшихся школ требовались квалифицированные учителя, поэтому земство, церковь и государство занялись подготовкой учительских кадров. Так как многие губернские земства начали свою деятельность в условиях острой нехватки учительских кадров, то для ликвидации этого недостатка они принимали решения о подготовке учителей для сельских начальных школ в уездных училищах. Также земства повышали общеобразовательную и методическую подготовку учителей, организовывая для них курсы, съезды, конференции [б, с. 24].

Так как на территории Зауралья осуществляли свою деятельность только начальные и средние общеобразовательные заведения и лишь одно среднее педагогическое (семинария), то и готовили они учителей для начальных и средних школ. Если проанализировать социальный уровень учащихся средних учебных заведений, осуществляющих подготовку учителей, то мы

увидим, что большинство составляют дети крестьян и мещан. Это можно связать с относительной доступностью обучения. Именно с социальным составом учащихся учебных заведений, осуществляющих подготовку учителя, связана тенденция демократизации в развитии педагогического образования в России во второй половине XIX в. Речь идет о подготовке народных учителей в учительских семинариях, гимназиях, отличавшихся общедоступностью и бессословностью.

Значительный вклад в развитие педагогического образования в регионе внесло духовенство, благодаря которому подготовлены многочисленные преподавательские кадры для школ грамоты, школ домашнего обучения, церковно-приходских школ. Выпускники второклассных церковно-приходских школ становились учителями в сельских и церковно-приходских школах, внося в свою очередь существенный вклад в культурное развитие Зауралья и в педагогическую традицию региона.

Для повышения уровня подготовленности учителей в Зауралье функционировала разветвленная сеть усовершенствования педагогических кадров. Она включала в себя организацию педагогических курсов, совещаний, конференций, съездов, возникали новые формы повышения квалификации учителей, такие как педагогический музей, учительские библиотеки, учительские экскурсии, охватывающие практически весь корпус региона.

Ещё одной отличительной особенностью в подготовке кадров для школ в регионе было учительское подвижничество. Большой вклад в подготовку учителей внесли: А.М. Буторина (занималась подготовкой учительского персонала для школ домашнего обучения), Н.К. Лонгинова (являясь начальницей женской гимназии в Шадринске, организовывала ежегодно экскурсии для будущих учительниц по городам России), П.А. Черемухина (открыла 2 октября 1861 г. в г. Далматове у себя дома женскую школу - первое сельское женское училище в Зауралье), Д.И. Ле-тешин (являясь смотрителем Курганского уездного училища, оплачивал обучение крестьянским мальчикам, двое из которых работали впоследствии в сельских училищах) [7, с. 14].

Библиографический список

В развитии образования в регионе, в том числе педагогического, большую роль сыграла инициатива частных лиц [8, с. 130]. В истории народного образования Зауралья значительный след оставили купцы-благотворители А.И. Балакшин, С.А. Пчеляков, П.С. Смолин, открывшие в пригороде Кургана начальные училища и осуществлявшие ремонт школьных зданий на свои средства, оплачивавшие школьные письменные принадлежности и работу учителей, покупавшие одежду и обувь ученикам из малообеспеченных семей, устраивавшие новогодние елки [9, с. 47].

Таким образом, в Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв. сложились общие, педагогические и персонально-педагогические тенденции педагогического образования. К общим тенденциям относится наличие системы средних учебных заведений, осуществляющих подготовку учителей для начальной школы, активное участие земства и духовенства в подготовке учителей, доступность и демократизация педагогического образования, географическое положение Зауралья. Педагогические тенденции проявились в сочетании общеобразовательной, педагогической и методической подготовки будущих учителей, разнообразии в применении приемов обучения, практической подготовке будущих специалистов, религиозности педагогического образования, разветвленной сети усовершенствования педагогических кадров. Персонально-педагогические тенденции нашли отражение в активной деятельности учителей-подвижников, внесших вклад в подготовку педагогических кадров.

Организация педагогического образования в Зауралье во второй половине XIX в., несомненно, заслуживает пристального внимания и детального изучения, составляя важнейшую часть историко-культурного наследия нашего края. На основе сложившейся системы строится и современное педагогическое образование Курганской области. Без учёта региональных особенностей педагогического образования прошлого нельзя представить организацию современной системы педагогического образования в регионе.

1. Государственный архив Курганской области. Ф. 63; Оп. 1; Д. 7: 56, 112, 156.

2. Государственный архив г. Шадринска. Ф. 473; Оп. 1; Д. 1623: 1-4.

3. Государственный архив Курганской области. Ф. 63; Оп. 1; Д. 85б: 6.

4. Хроника. Известия и заметки. Народное образование. 1898; 10: 88-89.

5. Народное образование. 1896; 8: 18.

6. Журналы двадцатого очередного Шадринского уездного земского собрания и доклады Управы с приложениями. По народному образованию. Шадринск: Типолитография Г.В. Пестерева. 1890; Т. 2: 310.

7. Михащенко А.Л. Благотворительность и попечительство в образовании: опыт российской истории. Социальная педагогика. 2004; 3: 13-17.

8. Кислицына С.В. Возрождение традиций попечительства в г. Шадринске. Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2009; 2: 129-133.

9. Михащенко А.Л. Становление и развитие образования в российской провинции в 1719-1917 гг. (на материале южно-зауральского региона Западной Сибири): монография. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2004: 332.

References

1. Gosudarstvennyj arhiv Kurganskoj oblasti. F. 63; Op. 1; D. 7: 56, 112, 156.

2. Gosudarstvennyj arhiv g. Shadrinska. F. 473; Op. 1; D. 1623: 1-4.

3. Gosudarstvennyj arhiv Kurganskoj oblasti. F. 63; Op. 1; D. 85b: 6.

4. Hronika. Izvestiya i zametki. Narodnoe obrazovanie. 1898; 10: 88-89.

5. Narodnoe obrazovanie. 1896; 8: 18.

6. Zhurnaly dvadcatogo ocherednogo Shadrinskogo uezdnogo zemskogo sobraniya i doklady Upravy s prilozheniyami. Po narodnomu obrazovaniyu. Shadrinsk: Tipolitografiya G.V. Pestereva. 1890; T. 2: 310.

7. Mihaschenko A.L. Blagotvoritel'nost' i popechitel'stvo v obrazovanii: opyt rossijskoj istorii. Social'naya pedagogika. 2004; 3: 13-17.

8. Kislicyna S.V. Vozrozhdenie tradicij popechitel'stva v g. Shadrinske. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2009; 2: 129-133.

9. Mihaschenko A.L. Stanovlenie i razvitie obrazovaniya v rossijskoj provincii v 1719-1917 gg. (na materiale yuzhno-zaural'skogo regiona Zapadnoj Sibiri): monografiya. Kurgan: Izdatel'stvo Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta, 2004: 332.

Статья поступила в редакцию 14.03.16

yflK 378

Ukolova L. I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@ya.ru

Gribkova O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor of Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: Groli@mail.ru

Merabova K.S., postgraduate (Pedagogy), Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: kmerabova@yandex.ru

SINGING TRADITION AS PART OF EDUCATIONAL SPACE IN THE UPBRINGING OF A CULTURAL PERSON. The article discusses musical work in a variety of its types, which predetermines the cultural life of man in the world of music, his musical consciousness and self-consciousness. Musical culture has its own unique way of development through the development of musical art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.