11. Svetonosova L.G. Samostoyatelnaya rabota studentov pedagogicheskogo vuza [Elektronnyi resurs] [Independent work of students of a pedagogical university]. Pedagogical, psychological and sociological issues of professionalization personality: materials of the III international scientific conference on February 10-11, 2017. [Pedagogical, psychological and sociological issues of professionalization personality: materials of the III international scientific conference on February 10-11, 2017.]. Prague: Sociosfera-CZ, 2017. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2017/k-02_10_17.pdf (Accessed 17.06.2018).
12. Stepanov S.YU. Lichnostno-refleksivnyj dialog v razvitii tvorcheskih vozmozhnostej uchaschihsya [Personalreflexive dialogue in the development of students creative abilities]. In Bodaleva A.A. (ed.). Obschenie i dialog v praktike obucheniya, vospitaniya i psihologicheskogo konsultirovaniya [Communication and dialogue in the practice of teaching, upbringing and psychological counseling]. Moscow, 1987.
13. Stecenko I.A., Polyakova G.A. Kompetentnostnaya model vypusknika kak osnova formirovaniya refleksivnoj kompetentnosti studentov v processe professionalnoj podgotovki v pedagogicheskom vuze [Elektronnyi resurs] [Competence model of the graduate as a basis for the formation of reflective competence of students in the process of vocational training in a pedagogical university]. Koncept: nauch.-metod. elektron. zhurn. [Concept], 2012, no. 4 (Aprel), pp. 26-30. URL: http://e-koncept.ru/2012/1238.htm (Accessed 24.06.2018).
14. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven bakalavriat) [Elektronnyi resurs] [The Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 44.03.01 Teacher education (bachelor's level)]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/440301_B_3plus_22112017.pdf (Accessed 10.06.2018).
15. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki) (uroven bakalavriat) [Elektronnyi resurs] [Federal state educational standard of higher education in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) (bachelor's level)]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/440305_B_3plus_22112017.pdf (Accessed 10.06.2018).
16. Halimullina N.R. Organizaciya interaktivnogo vzaimodejstviya obuchayuschihsya v processe refleksivnoj deyatelnosti [Elektronnyi resurs] [Organization of interactive interaction of students in the process of reflexive activity]. Modern technologies in system of additional and professional education: materials of theVI international scientific conference on May 2-3, 2018. Prague: Sociosfera-CZ, 2018. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2018/k-05_02_18.pdf (Accessed 30.07.2018).
УДК 37(091)
Е.А. Сорокина,
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики
германских языков
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия helen-a2003@mail.ru
Региональное педагогическое образование в России на рубеже
XIX и XX вв.
В статье рассмотрено развитие и становление педагогического образования в Зауралье на рубеже XIX-XX вв. Автор доказывает, что в регионе существовала педагогическая подготовка, и выявляет тенденции педагогического образования.
Образование, педагогическое образование, учитель, педагогические курсы, тенденции.
E.A. Sorokina,
Docent, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of the
Theory and Methods of Germanic Languages Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia helen-a2003@mail .ru Local pedagogical education in Russia at a boundary of the 19th
and 20th centuries
Development and formation of pedagogical education in the Trans-Ural region at a boundary of the 1920th centuries is considered in the article. The author proves that there was a pedagogical training in the region, and reveals tendencies of pedagogical education.
Keywords: education, pedagogical education, teacher, pedagogical courses, tendencies.
Интерес к педагогической профессии существовал всегда, особенно процесс подготовки молодых специалистов в области образования. Актуальность данного вопроса не подлежит сомнению, так как именно педагог является проводником культуры, науки и искусства подрастающему поколению. А от того, как будет подготовлен в профессиональном плане учитель, зависит, каким будет наше будущее. В настоящее время, во время глобальных перемен во всех сферах нашей жизни, во взглядах и действиях людей происходят также значительные изменения. Реформы коснулись всех уровней образования, в том числе и высшего педагогического.
Анализ общего состояния образования в стране невозможен без решения локальных задач и проблем провинции. Специального внимания на начальном этапе обновления современной системы педагогического образования заслуживает исторический опыт в этой области, к которому следует обратиться, чтобы сохранить преемственность культурного наследия поколений и выявить региональную специфику для всестороннего изучения проблемы.
В нашем исследовании мы проанализировали исторический опыт подготовки школьного учителя в Российской провинции на рубеже XIX и XX вв. и пришли к выводу, что правомерно будет говорить о существовании регионального педагогического образования, представляющего собой сложную систему, включающую в себя средние учебные заведения, курсы, съезды, библиотеки.
В качестве методологической основы исследования мы использовали философские, культурологические, социально-педагогические теории образования: работы по философии и истории философии образования (Н.А. Бердяев, Д. Дьюи, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский); труды по истории народного образования (Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.И. Чарнолусский, Н.В. Чехов); современные методологические подходы (аксиологический, культурологический, цивилизационный) к изучению историко-педагогических явлений (З.И. Равкин, И.А. Колесникова, Е.В. Бондаревская, Г.Б. Корнентов, Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Б.К. Тебиев, Ф.Г. Паначин, Н.Н. Кузьмин); концептуальные идеи о взаимосвязи общего и профессионального образования (С.Г. Вершловский, В.И. Загвязинский, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин); нормативно-правовые документы образовательной политики Российской Федерации; основы развития системы регионального образования (Н.И. Булаев, А.П. Лиферов, А.Д. Кувшинкова, В.В. Маскин, А.М. Толченкин); теоретические основы истории образования (Ш.И. Ганелин, А.Н. Джуринский, Ф.Ф. Королев, А.В. Ососков, А.И. Пискунов, В.Г. Пряникова).
При работе над исследованием использовались такие общенаучные и историко-педагогические методы, как: теоретический анализ, классификация, систематизация и
обобщение материалов по проблеме исследования; сравнение, сопоставление, обобщение, оценка идей, фактов, источников в соответствии с целью и задачами исследования; сравнительно-исторический и статистический анализ архивных и программных документов, отчетов о работе учебных заведений в исследуемый период.
Источниковедческой базой исследования послужили учебные планы и программы педагогических учебных заведений, земские вестники, архивные документы Государственных учреждений «Государственный архив Курганской области» (ГАКО) и «Государственный архив г. Шадринска» (ГАШ).
Прежде чем рассматривать педагогическое образование Зауралья в указанный период, мы выявили, что в результате развития капиталистических отношений, реформ 60-х гг. XIX в. в стране и регионах сложились социально-экономические, социально-политические и педагогические предпосылки подготовки учительских кадров. Квалифицированный педагог стал объективной необходимостью. Это было связано, во-первых, с тем, что переход страны к индустриальному развитию потребовал большего количества грамотных рабочих. Кроме этого, отмена крепостного права и увеличение городского населения заставили крестьян пересмотреть свое отношение к образованию. Они активнее стали отдавать своих детей в школы, участвовали в содержании учебных заведений, следили за учебным процессом в них. А так как церковно-приходская школа не могла решить этой проблемы, возникает вопрос о массовом открытии начальных школ, для которых были необходимы квалифицированные преподаватели. Количество учителей Российское правительство пытается увеличить путем законотворческой деятельности, а именно издает указы, согласно которым педагогическое образование можно было получить в средних учебных заведениях.
На рубеже XIX и XX вв. педагогическое образование в России представляло собой систему, которая состояла из учреждений различного уровня и ведомства. Учительские кадры для страны активно готовили учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения, Святейшего Синода, земские, частные учебные заведения. Но, несмотря на быстрое развитие сети педагогических учебных заведений в России, их количество отставало от потребностей школы. Увеличение численности начальных школ и соответственно учащихся, появление городских, высших училищ требовало все большего числа подготовленных учительских кадров. Это послужило причиной открытия нового типа учебного заведения - учительского института, который относился к среднему образованию и был доступен для широких слоев населения и сыграл положительную роль в подготовке учительских кадров и в распространении просвещения. Необходимо отметить, что массовой формой подготовки учителей, особенно в регионах, являлись учительские семинарии и земские школы. Большое количество квалифицированных учителей подготовили также высшие учебные заведения, а именно: университеты, Высшие женские курсы, курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания, основанные П.Ф. Лесгафтом. Эти учебные заведения осуществляли подготовку учителей через теоретические дисциплины педагогического цикла (частные методики, общую педагогику, теорию воспитания, историю педагогики) и педагогическую практику на базе университетской гимназии, а также участие в педагогических семинарах, написание конкурсных работ на педагогические темы.
Зауралье имело важные особенности для развития образования, в том числе и педагогического, а именно: выгодное географическое положение, способствовавшее развитию торговли и промышленности; активная роль православного духовенства и земства в развитии культуры и просвещения. Поэтому в Зауралье на рубеже XIX и XX вв. сложилась
система начальных и средних учебных заведений, принадлежащих различному ведомству. Самым распространенным типом школ были церковно-приходские школы и земские школы, в которых учащиеся получали начальные знания. Увеличение количества начальных школ потребовало от властей обратить внимание на вопрос подготовки учительских кадров. С целью подготовки учителей для школ уездов появляются второклассные церковноприходские школы, при женских гимназиях открываются педагогические классы, при училищах начинают работать педагогические курсы, открывается Шадринская учительская семинария [1].
Подготовка педагогических кадров в Зауралье на рубеже Х1Х-ХХ вв. проходила, однако, в сложных условиях. Главную роль сыграли нехватка высококвалифицированных преподавательских кадров, недостаточное количество выпускников педагогических заведений. Высших педагогических заведений на территории Зауралья до революции не существовало. Но, тем не менее, нам хотелось бы отметить, что педагогическое образование в Зауралье на рубеже Х1Х-ХХ вв. было и оно представляло собой систему, типичную для провинциальных регионов. Такая система включала в себя следующие заведения: мужскую учительскую семинарию, мужские и женские второклассные церковно-приходские школы, женские и мужские гимназии с педагогическими классами, четырехклассные училища с педагогическими курсами. Кроме стационарных форм подготовки учительских кадров наблюдалась и курсовая форма педагогической подготовки [5].
В регионе наблюдалась работа над повышением квалификации учительских кадров. Наиболее массовой формой повышения квалификации учителей на рубеже Х1Х-ХХ вв. являлись курсы. Они были призваны решить три основные задачи: поднятие политического уровня учительства, повышение педагогического и методического уровня, общеобразовательная подготовка учительства [3].
Несомненно большую роль в подготовке учителей для школ Зауралья сыграли земство и церковь, которые использовали в своей работе похожие способы и приемы: активно создавали учебные заведения, организовывали курсы, учреждали стипендии. На территории Курганского уезда земства не были учреждены, поэтому развитие образования проходило в данном регионе слабее. Земство предоставляло стипендии учащимся уезда, которые обучались в заведениях других городов с целью получения специалистов из местных жителей. Именно благодаря работе органов местного самоуправления в Зауралье появилось больше профессиональных учителей. Однако Шадринское земство не всегда находило взаимопонимание с государственными структурами, особенно в вопросе организации педагогических курсов и съездов [6].
Исследование доказало, что педагогическое образование Зауралья на рубеже Х1Х и ХХ вв. имело ряд тенденций и особенностей, в частности: наличие системы учебных заведений, характерной для провинциальных регионов, в которую входили второклассные церковно-приходские школы, гимназии, педагогические курсы при училищах, учительская семинария. В учебных заведениях происходила комплексная общеобразовательная, педагогическая, методическая и практическая подготовка будущих учителей и наблюдалось разнообразие приемов обучения. Значительный вклад в развитие и становление педагогического образования региона внесли органы местного самоуправления и духовенство [4]. Следующей особенностью было то, что учебные заведения готовили главным образом учителей для начальных школ и начальных училищ. Необходимо отметить также доступность и демократизацию обучения; разветвленную сеть усовершенствования педагогических кадров, в которую входили педагогический музей,
учительские библиотеки, учительские экскурсии, охватывающие практически весь корпус региона; активную деятельность учителей-подвижников и инициативу частных лиц [2].
Результатами нашего исследования стали: выявление и формулировка тенденций и особенностей развития и становления педагогического образования в Зауралье на рубеже XIX-XX вв.; представлена целостная картина организации педагогического образования в Зауралье как важной части системы народного образования России, что доказывает существование педагогической подготовки в регионе; обобщен позитивный опыт деятельности земства по подготовке и повышению квалификации учительских кадров в Зауралье на рубеже XIX-XX вв.; введены в научный оборот новые, не публиковавшиеся ранее архивные документы, а также малоизвестные материалы, обнаруженные в дореволюционной и советской педагогической литературе (учебные планы и программы, постановления, приказы, циркуляры, инструкции руководящих органов; стенограммы съездов, совещаний, конференций; служебная переписка и др.) по подготовке педагогических кадров.
Организация педагогического образования в Зауралье на рубеже XIX-XX вв., несомненно, заслуживает пристального внимания и детального изучения, составляя важнейшую часть историко-культурного наследия нашего края. На основе сложившейся системы строится и современное педагогическое образование Курганской области. Без учета региональных особенностей педагогического образования прошлого нельзя представить организацию современной системы педагогического образования в регионе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Календарь-справочник на 1917 г. [Текст]. - Пермь : Изд. Пермского земства, 1917.
2. Матвеева, З. Династия учителей Черемухиных [Текст] / З. Матвеева // Земля Курганская: прошлое и настоящее. - Курган, 1991. - Вып. 2.
3. Государственное казенное учреждение «Государственный архив Курганской области» (ГКУ «ГАКО»). - Ф. 147. - Оп. 1. - Д. 2. - Л. 1.
4. ГКУ «ГАКО». - Ф. 147. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 97.
6. Государственное казенное учреждение «Государственный архив города Шадринска» (ГКУ «ГАШ»). -Ф. 683. - Оп. 1. - Д. 142. - Л. 23.
7. ГКУ «ГАШ». - Ф. 683. - Оп. 1. - Д. 139.
REFERENCES
1. Kalendar-spravochnik na 1917 g. [Calendar-reference book for 1917]. Perm: Publ. Permskogo zemstva, 1917.
2. Matveeva Z. Dinastiya uchitelej CHeremuhinyh [Dynasty of the teachers of Cheryomukhins]. Zemlya Kurganskaya: proshloe i nastoyaschee [Land of Kurgan: the past and the present]. Kurgan, 1991, vol. 2.
3. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvennyj arhiv Kurganskoj oblasti» (GKU «GAKO») [State institution "The State Archives of the Kurgan Region"]. F. 147, Op. 1, D. 2, L. 1.
4. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvennyj arhiv Kurganskoj oblasti» (GKU «GAKO») [State institution "The State Archives of the Kurgan Region"]. F. 147, Op. 1, D. 1, L. 97.
5. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvennyj arhiv goroda SHadrinska» (GKU «GASH») [State institution "The State Archives of the Kurgan Region"]. F. 683, Op. 1, D. 142, L. 23.
6. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvennyj arhiv goroda SHadrinska» (GKU «GASH») [State institution "The State Archives of the Kurgan Region"]. F. 683, Op. 1, D. 139.