ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ГРИГОРЬЕВ С.С.,
аспирант,
Саратовский государственный социально-экономический университет,
e-mail: [email protected]
В статье обосновываются основные тенденции развития рыночных отношений в интерактивном секторе российской экономики. Приводятся статистические и табличные данные, подтверждающие тенденции развития интернет-торговли.
Ключевые слова: Интернет; виртуальный сектор экономики; интернет-торговля; рыночные отношения; тенденции развития интернет-торговли.
In article the basic tendencies of development of market relations in interactive sector of the Russian economy are proved. The statistical and tabular data confirming tendencies of development of Internet trade is cited.
Keywords: the Internet; virtual sector of economy; Internet trade; market relations; tendencies of development of Internet trade.
Коды классификатора JEL: L86.
Виртуальный сектор экономики еще только формируется, он бурно развивается, особенно в развитых странах. Проведенный анализ различных форм электронной торговли позволил выявить следующие тенденции их развития.
Тенденция 1. Высокие темпы роста и расширение объемов электронной торговли. В последние годы, начиная с 2005 г., темпы роста рынка интернет-торговли составляли в среднем 30%. Общий объем электронной интернет-торговли составлял: в 2004 г. — 10 млрд руб., в 2006 — 30 млрд, в 2008 — 39 млрд, в 2010 г. — 176 млрд руб. [2]. В 2011 г. в Рунете было куплено товаров на 244,6 млрд руб.
Быстрые темпы роста демонстрирует и тесно взаимосвязанный с электронной торговлей рынок информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Но, несмотря на относительно быстрые темпы роста ИКТ в России, обусловленные его слабым развитием в предыдущие десятилетия, российский сектор информационных технологий составляет небольшую часть мирового. На долю США приходится 30% всего объема мирового рынка ИКТ, на Европу — чуть менее 30%, Япония занимает около 10% рынка, на остальные страны приходится 30%, а доля российского рынка составляет меньше 1% от объема мирового рынка ИКТ [1].
Если покупки в интернете станут не только дешевыми, но еще удобными и надежными, неизбежен стремительный рост этого сектора рынка. Это связано и с резервами количественного роста. В стране растет число интернет-пользователей, а значит, нынешние клиенты обычных магазинов вскоре могут изменить свои предпочтения и стать интернет-покупателями. В 2010 г. около 24% пользователей занимались покупкой через Интернет, в то время как в 2009 г. их было всего 17%.
Тенденция 2. Изменение сегментной структуры рынка интернет-торговли (табл. 1). Как известно, рынок интернет-торговли условно можно разделить на три сегмента: b-2-с-сегмент — сегмент, ориентированный на розничных потребителей; b-2-b-сегмент — сегмент, ориентированный на коммерческие организации (это сегмент рынка электронной торговли, где участниками сделок выступают компании, осуществляющие оптовые продажи и закупки); b-2-g-сегмент — сегмент, ориентированный на работу с государственными организациями и институтами.
Анализ табличных данных позволяет сделать вывод, что в структуре рынка электронной торговли в России за указанный период произошли кардинальные изменения. Если в 2004 г. основная доля рынка приходилась на государственные электронные закупки (66%), то к 2008 г. доля этого сегмента уменьшилась до 30%. Наиболее крупным из вышеперечисленных сегментов в денежном выражении стал b-2-c-сегмент. Объем продаж в сегменте b-2-с ста-
© С.С. Григорьев, 2012
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫХ... 29
бильно возрастал: с 20% в 2004 до 43% в 2008 г. Доля Ь-2-Ь в последние годы стабилизировалась на уровне 27-30%. Применение сегмента Ь-2-Ь как в чистом, так и в комбинированном виде, по мнению экспертов, особенно актуально для компаний автомобиле-, судо- и авиастроения, энергетики, тяжелого машиностроения.
Таблица 1
Тенденции изменения структуры рынка электронной торговли в России в 2004-2008 гг., в %
Сегмент рынка 2004 2005 2006 2007 2008
b-2-с 20 23 34 41 43
b-2-b 14 29 28 29 27
b-2-g 66 48 37 30 30
Источник: МА Step, по данным НАУЭТ, 2009
Тенденция 3. Рост числа интернет-магазинов и других форм бизнеса. В Рунете ускоренными темпами растет число интернет-магазинов. Учитывая то, что российский рынок интернет-торговли относительно молод и находится на стадии формирования, точная статистика отсутствует. По оценкам экспертов, общее количество интернет-магазинов на российском рынке в 2005 г. составляло 4 тыс., на конец 2008 г. в Рунете насчитывалось порядка 7 тыс. онлайновых магазинов (Источник: MA Step by Step, no данным НАУЭТ, 2009). По данным службы «Яндекс.Маркет», более высокими темпами, чем в среднем по рынку, растет число онлайновых магазинов, продающих оборудование, строительные и отделочные материалы, подарки, сувениры и цветы, книги, спортивные и детские товары.
Электронные технологии способствуют ускоренному развитию рынка туристических услуг. Электронный билет, стимулирующий развитие российского рынка интернет-торговли туристическими услугами, остается наиболее популярной категорией товаров в этом сегменте. По оценке аналитиков РБК, жители РФ покупают в Интернете 13,6% всех авиабилетов и 13,1% железнодорожных билетов. Почти каждый десятый гостиничный номер (9,5% от общего количества) бронируется онлайн [3].
Электронные технологии привели к качественным изменениям в отношении бизнеса в рекламе. Проведенные исследования показали, что эффективность традиционной рекламы для систем электронной торговли оказалась низкой, поэтому инвестиции, связанные с популяризацией магазинов, теперь направляются преимущественно в сферу электронной рекламы. Более четверти рекламодателей считают рекламу в сети Интернет самым эффективным медиаканалом. Поэтому основная тенденция всего рынка рекламы РФ — изменения в распределении рекламных бюджетов между различными медиаканалами: увеличение расходов на интернет-рекламу и поисковое продвижение сайтов при сокращении бюджетов на ТВ, радио, наружную рекламу, печатные СМИ, BTL-проекты.
Тенденция 4. Сокращение издержек производства и обращения. Для потенциального покупателя главным преимуществом покупки посредством Интернета является более низкая цена. Интернет-технологии способствуют существенному сокращению посреднической составляющей конечной цены продукта. На уровне предприятия электронная коммерция, по подсчетам инвестиционной компании Goldman Sachs, может привести к экономии издержек от 2 до 39% в зависимости от отрасли (табл. 2).
Таблица 2
Экономия издержек обращения при использовании электронной торговли, % [4]
Отрасль Экономия издержек
Угольная промышленность 2 %
Пищевая промышленность 3-5 %
Здравоохранение 5 %
Коммуникации 5-15 %
Химическая промышленность 10 %
Аэрокосмическое оборудование 11 %
Производство компьютеров и компьютерного обеспечения 11-20 %
Лесная промышленность 15-25 %
Грузовой транспорт 15-25 %
Электроника 29-39 %
Судя по показателям таблицы, потенциальные возможности экономии издержек в электронной коммерции возрастают на тех рынках, где длиннее цепь поставок, поскольку интернет-технологии позволяют фирмам сокращать количество посредников при заключении контрактов. Считается, что, используя Интернет, традиционные компа-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
07070278
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
30
С.С. ГРИГОРЬЕВ
нии могут в среднем сокращать издержки на 10-15% и увеличивать прибыли на 50-100%. Эффект экономии на издержках возрастает во времени, так как он усиливается эффектом экономии на масштабе производства. Крупным торговым сетевым компаниям не приходится оплачивать аренду и содержание персонала, что дает им серьезные преимущества в ценовой конкуренции.
Тенденция 5. Рост монополизации рынка интернет-торговли. В разных сегментах интернет-торговли складывается разная картина расстановки сил. В некоторых сегментах есть явно выраженный лидер, в других — представлено большое число магазинов со сравнимым оборотом. Так, если онлайн-ритейлеры в области электроники работают на высококонкурентном рынке, то консолидированность торговли продуктами питания наивысшая, из всех представленных отраслей (70%).
Преимущества Интернета как канала продаж стали очевидны крупным российским торговым сетям. Особенно активно работают над расширением интернет-направления торговые сети бытовой техники и электроники.
Поэтому представляется, что будущее интернет-торговли — за крупными оффлайновыми игроками. Компания, уже имеющая опыт работы в традиционной торговле и открывающая в дополнение к ней сетевое направление, обладает преимуществом перед конкурентами, которые начинают свою экономическую деятельность в сфере электронного бизнеса. Это обусловлено наличием синергетического эффекта от интеграции между оффлайн- и онлайн-торговлей.
Оффлайновые институциональные структуры могут себе позволить большие затраты на инфраструктуру электронной коммерции. И дело не только в отлаженных бизнес-процессах, выстроенной логистике и системе обработки заказов традиционных магазинов. Некоторые функции можно отдавать на аутсорсинг, но, чтобы успешно конкурировать, интернет-магазину необходимо иметь собственный склад, колл-центр, курьерскую службу и пункты самовывоза, что требует больших инвестиций. Помимо этого преимуществом крупных торговых сетей является развитая региональная инфраструктура.
Неоспоримым преимуществом любого интернет-подразделения крупной торговой сети является хорошо узнаваемый бренд. Именно годами нарабатываемая репутация розничных сетей в регионах станет гарантом качества товара и уровня сервиса, возможности вернуть или обменять товар, что исключительно важно для работы с интернет-покупателями. Еще одним преимуществом обращения к сайтам интернет-магазинов крупных торговых сетей является возможность приобрести товары, относящиеся к одной и той же товарной категории, в одном месте, не тратя времени на дополнительные поиски.
Несомненно, что в будущем интернет-подразделения крупных торговых сетей останутся ключевыми игроками на рынке электронной коммерции. Вместе с тем, тенденция к монополизации в электронной коммерции, не может устранить конкуренцию. Так, можно утверждать, что уровень конкуренции в российской онлайн-торговле растет: в ноябре 2009 г. в категории «Товары и услуги» насчитывалось 37,3 тыс. сайтов, что составляет 12,7% веб-проектов Рунета.
Обобщим закономерности развития интерактивных товарно-денежных отношений в России:
♦ интернет-торговля демонстрирует опережающие темпы роста, в несколько раз превышающие темпы роста традиционной торговли;
♦ заметна неравномерность развития отдельных сегментов данного рынка. Наиболее быстрыми темпами растет сегмент, ориентированный на розничных потребителей, значительно сократился сегмент, ориентированный на работу с государственными организациями и институтами;
♦ в товарной структуре российского рынка электронной коммерции на текущий момент преобладают электроника и бытовая техника, книги, компьютеры, ноутбуки и комплектующие, одежда и обувь;
♦ в целях повышения своей конкурентоспособности большинство торговых сетей, предприя-тий и организаций используют современные информационные технологии, интернет-площадки для установления взаимовыгодных отношений с контрагентами, оптимизации издержек производства и обращения, расширения рынков сбыта продукции и услуг;
♦ интерактивный сегмент рыночных отношений обладает огромным потенциалом экономического роста. Это связано со стремительным ростом числа интернет-пользователей. Ежегодно услугами приобретения товаров через Интернет пользуется 45 млн россиян.
ЛИТЕРАТУРА
1. Центральная база статистических данных / www.gks.ru.
2. URL:http://download.yandex.ru.
3. URL: http://www.oborot.ru.
4. Mann C.L. Global Electronic Commerce. Washington, DC: Institute for International Economics, 2000. Р. 25.