ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
А.В. СИГАРЕВ
аспирант кафедры политической экономии МГУ им. М.В. Ломоносова Научная специальность: 08.00.01 — Экономическая теория
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии
МГУ им. М.В. Ломоносова О.Н. Антипина Рецензент: доцент кафедры Финансы и статистика РГТЭУМ.Е. Косое
Аннотация. В статье автор рассматривает ряд определений электронной коммерции, предлагаемых ведущими экономическими организациями и исследователями, выделяет особенности законодательства, определяющие специфику данного института в России. Подчеркивается, что развитие электронной коммерции открывает принципиально новые возможности в коммерческих сделках, дает малым предприятиям значительные возможности повышения конкурентоспособности, способствует экономическому росту, увеличению налоговой базы и др.
Ключевые слова: электронная коммерция, электронная торговля, научно-технический прогресс, Интернет, информационная экономика.
ELECTRONIC-COMMERCE: CHALLENGES AND PROSPECTS IN TERMS OF ECONOMIC INSTABILITY
A.V. SIGAREV
a graduate student for the department of political economy Lomonosov Moscow State University
Annotation. In the article the author discusses a number of definitions of electronic-commerce offered by the leading economic organizations and researchers, highlights peculiarities in legislation, determined the specifics of this institution in Russia. The article stresses that the development of electronic-commerce opens up entirely new opportunities in commercial transactions, provides significant opportunities for small businesses to enhance competitiveness, spurs economic growth, increases tax base, etc.
Key words: electronic-commerce, electronic-trade, scientific and technological advance, Internet, economics of information.
В ХХ в. научно-технический прогресс (НТП) радикально изменил системы информационного обмена и общения между людьми и значительно повлиял на основные сферы жизнедеятельности, условия существования и образ жизни каждого человека. Обыденным стало использование электронных систем передачи информации в экономике, социальной сфере, культуре, науке, образовании, медицине. Для обозначения современных технологий информационного обмена было введено понятие — «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ).
В силу того что хозяйственная деятельность с использованием ИКТ имеет существенные особенности, ее стали называть специальным термином — «электронная коммерция». Несмотря на серьезные технические, организационные, психологические и юридические препятствия, электронная коммерция превращается в один из самых распространенных методов экономической активности.
На сегодняшний день электронная коммерция является динамично развивающейся сферой предпринимательской деятельности. Этот вид бизнеса формирует новый виртуальный канал сбыта, почти не требующий материальных вложений. Электронная коммерция меняет привычные способы ведения предпринимательской деятельности: если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут быть поставлены через Интернет, то весь процесс продажи, включая оплату, может происходить в режиме онлайн. Всего лишь 8—9 лет назад немногие имели опыт покупок через Интернет, и еще меньшее количество компаний было представлено в сети. Сегодня количество онлайновых операций растет бурными темпами, а компании на любом рынке и в любом регионе мира спешат включить электронную коммерцию в свои бизнес-планы. Объясняется революция в области электронной коммерции просто: онлайновая торгов-
ля позволяет компаниям предлагать более широкий выбор товаров и улучшить обслуживание покупателей при меньших затратах. Как метко выразился Билл Гейтс, «если вас не видно в Интернете — у вас нет бизнеса».
В мировом сообществе нет единого определения электронной коммерции. Типовой закон ЮН-СИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли) об электронной торговле 1996 г.1 широко трактует понятие «electronic commerce», включая в него как договорные (в том числе не носящие предпринимательского характера), так и внедого-ворные отношения торгового характера, осуществляемые с использованием электронных средств. В Директиве Европейского парламента и Совета от 20 июля 1998 г. № 98/48/EC о внесении поправок в Директиву 98/34/EC данное понятие распространяется на любую услугу, обычно предоставляемую на расстоянии за вознаграждение с использованием электронных средств по персональному запросу ее получателя. Всемирная торговая организация (ВТО) определяет electronic commerce, как распределение, маркетинг, продажу или поставку товаров и услуг с помощью электронных средств связи2. В материалах «Восьмерки» она определяется просто, как использование электронных средств для осуществления коммерческой деятельности3. Представители зарубежной доктрины, отмечая, что понятие «electronic commerce» не имеет общего определения, склонны включать в него широкий круг коммерческих сделок и вытекающие из них отношения, связанные с предоставлением товаров и (или) услуг при помощи электронных средств. При этом применение при заключении сделок электронных средств они зачастую ограничивают использованием Интернета и других электронных сетей.
В отечественной правовой литературе также нет общепринятых определений понятий «электронная торговля» и «электронная коммерция». Предлагаемые российскими юристами дефиниции, как правило, основываются на упомянутых зарубежных подходах. Так, А.П. Вершинин понимает под электронной торговлей сделки, заключаемые при помощи электронных средств4.
Часть российских авторов не проводят разграничения между электронной торговлей и электронной коммерцией. Например, Л.К. Терещенко5 и
И.Ю. Алексеев6 ограничивают при этом их сферу заключением сделок исключительно в компьютерной глобальной сети Интернет, в то время как Н.А. Дми-трик7 ограничивает их сферу любой другой компьютерной сетью, С.В. Васильев8 — совершением сделок с использованием электронных средств связи. Однако другие отечественные исследователи говорят о необходимости разграничения анализируемых понятий. Согласно позиции Б.И. Скородумова, «электронная коммерция» — это любая форма бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами происходит электронным образом и сопровождается снабжением ресурсами или физической доставкой продукции. Электронная торговля, которая касается процесса продаж, является частью электронной коммерции и наиболее активно развивается в сети Интернет. По мнению А.А. Тедеева, «торговля» является более узким по объему понятием, нежели «коммерция», в связи с чем необходимо различать данные понятия, рассматривая электронную торговлю как частный случай электронной коммерции9.
Кроме того, некоторые исследователи утверждают, что понятие «электронная коммерция» точнее понятия «электронная торговля» передает значение английского термина «electronic commerce», поскольку включает в себя не только торговлю, но и средства ее обеспечения (международную систему стандартов, совместимость электронных версий документов, подписей и т.п.). Существует и иная точка зрения, основанная на положениях законодательства Российской Федерации, в соответствии с которой наиболее верным является применение в отечественном законодательстве понятия «электронная торговля», так как при разработке и принятии ГК РФ законодатель отказался от использования для определения деятельности, направленной на извлечение прибыли, термина «коммерция», заменив его на дефиницию «предпринимательская деятельность». Так, согласно положениям п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
А.А. Тедеев для обозначения анализируемого вида деятельности предлагает закрепить в российском законодательстве термин «электронная экономическая деятельность», под которым он понимает предпринимательскую деятельность, а также тесно
связанную с ней иную, не запрещенную законом экономическую деятельность, осуществляемую в электронной форме, т.е. с использованием современных коммуникационных средств, в том числе в информационной среде Интернет. Он отмечает, что понятие «экономическая деятельность» шире понятия «предпринимательская деятельность», так как последняя рассматривается в ст. 34 Конституции РФ в качестве одного из видов экономической деятельности.
В ст. 2 проекта Закона «Об электронной торговле» электронная торговля понимается как деятельность физических и юридических лиц по обмену электронными сообщениями с целью совершения сделок. Исходя из вышеизложенного, использование такого определения в российском законодательстве неприемлемо. Так, согласно позиции А.А. Те-деева, электронная торговля должна определяться, как предпринимательская и иная не запрещенная законом деятельность в области обмена имуществом (включая товары), информацией, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), осуществляемая посредством заключения и (или) исполнения сделок в электронной форме.
К сделкам в электронной форме (электронным сделкам), как правило, относят сделки, заключаемые и (или) исполняемые с использованием современных информационно-коммуникационных систем на основе различных электронных сетей. Исходя из положений ст. 153 ГК РФ и учитывая специфику данных сделок, можно предложить следующую формулировку: сделки в электронной форме (электронные сделки) — это действия граждан и юридических лиц, которые осуществляются с применением электронных средств и направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Тенденция бурного роста объемов как мировой, так и российской электронной коммерции, обусловлена теми преимуществами, которыми обладает совершение коммерческих сделок в электронной форме. К этим преимуществам следует отнести: снижение затрат предпринимателей на продвижение и реализацию результатов своей экономической деятельности, уменьшение издержек на переговоры и заключение электронных договоров, сокращение времени совершения сделок. Указанные преимуще-
ства позволяют снизить цены на предоставляемые товары и услуги, что в свою очередь способствует дальнейшему увеличению объема электронной коммерции.
Использование глобальных систем сверхскоростной передачи информации действительно открывает принципиально новые возможности в коммерческих сделках. Достаточно отметить, например, насколько упрощается процедура обмена документами, когда вместо обычных заказов на покупку, биржевых котировок и накладных заказчику направляются заменяющие их стандартизированные сообщения.
Благодаря развитию электронной коммерции малые и средние предприятия имеют возможность конкурировать с более крупными предприятиями, что облегчает им расширение рыночной доли. В США малые предприятия, использующие Интернет, растут на 46% быстрее, чем те, которые Интернет в своей деятельности не используют10. Это в свою очередь подталкивает развитие малых предприятий. Тем самым, подкрепляется экономическое развитие, а в итоге происходит экономический рост, расширяется база налогообложения и спрос на сопутствующие услуги.
Мировой экономический кризис подстегнул развитие малого бизнеса в сети Интернет. Стало больше бизнесменов-одиночек и коммерческих проектов, которые создали и поддерживают 2—3 человека. Рост в этом сегменте связан, помимо прочего, с тем, что многие перспективные, инициативные молодые люди, не найдя достойного применения на наемной работе, решили заняться собственным делом. На государственном уровне реализуется политика по развитию информационного общества, начатая президентом РФ Д.А. Медведевым. По словам президента Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) А.Н. Киселева, в государственном секторе создана инфраструктура для проведения электронных торгов (государственных закупок)11.
Рост и развитие электронной коммерции в период мирового экономического кризиса объясняется рядом причин как естественных — все большее проникновение сети Интернет в повседневную жизнь граждан, так и причинами, непосредственно связанными с кризисными явлениями. Не секрет,
что для начала и последующего ведения предпринимательской деятельности в сети Интернет требуется значительно меньше средств по сравнению с традиционными видами бизнеса. Поэтому Интернет становится очень привлекательным как для крупного, уже состоявшегося бизнеса, (стремящегося сократить издержки в период кризиса), так и для мелкого бизнеса, который только начинает развитие и не может себе позволить лишние траты, например, аренду офиса. В период кризиса многие крупные компании и представители малого и среднего бизнеса почувствовали на себе, что такое вынужденное сокращение расходов, радикальное урезание бюджетов в области маркетинговых проектов, популяризирующих товары и услуги. И те, кто уже давно создал и развил свою коммерческую Интернет-площадку, и организации, которые только раздумывают о входе в область онлайн коммерции, все уже поняли очевидные выгоды и преимущества этого направления. В условиях стагнации и ухудшения делового климата во многих значимых секторах мирового рынка, включая дорогостоящую наружную рекламу и рекламные ролики в медиа-пространстве, роль Интернета как обладателя огромного потенциала для продвижения товаров и услуг возрастает не по дням, а по часам. Переключение своей стратегии на развитие присутствия компании во всемирной паутине позволяет существенно сэкономить свои финансовые активы и начать реанимацию угасающего потребительского спроса с первых минут регистрации собственного ресурса в сети.
Еще одной особенностью онлайн-бизнеса по сравнению с традиционным предпринимательством является более низкая цена реализуемых товаров и услуг. «Сейчас возможен рост оборотов у Интернет-магазинов, потому что граждане стали больше покупать через Интернет, где товары продаются дешевле, чем в торговых сетях», — говорит участник НАУЭТ Иван Кургузов12. Некоторые аналитики считают, что распространение и развитие Интернета также влияет на рост доверия к Интернет-магазинам консервативно настроенного большинства граждан. «Интернет-торговля будет наращивать обороты по мере выхода из кризиса, в том числе и потому, что пользователи становятся все более лояльными к этому виду торговли. Поэтому
данный сегмент весьма перспективен, хотя точно оценить и спрогнозировать рост будет сложно по ряду факторов, в числе которых и колебание курса рубля», — добавляет аналитик iKS-Consulting Елена Крылова13.
Электронная коммерция также полезна для производителей и потребителей в силу того, что она помогает преодолеть традиционные барьеры, заключающиеся в территориальной удаленности и недостатке информации о возможностях рынка. Компаниям уже не требуется поддерживать излишний персонал или осуществлять большие капиталовложения в развитие специалистов.
Интернет-магазины позволяют приблизить места хранения товаров к месту их непосредственного производства, тем самым ускоряя распространение товаров и уменьшая связанные с этим затраты. Еще одним положительным моментом является то, что электронная коммерция позволяет осуществлять ряд работ, таких как разработка программного обеспечения и технические услуги, непосредственно по месту нахождения консультантов, а не в той стране, в которой требуются соответствующие услуги.
Таким образом, перечисленные выше преимущества электронной коммерции говорят о значительных возможностях снижения издержек и повышения конкурентоспособности малого бизнеса. Использование возможностей электронной коммерции позволяет значительно быстрее и с меньшими затратами решать маркетинговые и управленческие задачи, стоящие перед традиционными компаниями. Для государства несомненным плюсом является увеличение ВВП и налогооблагаемой базы. В то же время использование Интернета в процессе осуществления сделок создает ряд угроз для бюджетов разных уровней, главным образом в виде снижения налоговых поступлений как за счет уклонения от налогов, так и за счет занижения налоговой базы Интернет-компаниями. Все это позволяет утверждать, что формирование эффективного механизма государственного регулирования электронной коммерции является особо актуальным вопросом, который тесно связан с объемом налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. В условиях развития электронной коммерции государство должно осуществлять регулирование, направленное на поддержание роста данного сектора экономики,
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
но, в то же время, обеспечивающее защиту интересов страны.
Литература
1. Алексеев И.Ю. Электронная торговля: правовые проблемы предпринимательской деятельности в Интернете // Юрист. 2000. № 3.
2. Васильев С.В. Правовое регулирование электронной торговли // Актуальные проблемы гражданского права: Сборник статей / Под ред. Брагинского М.И. М.: Норма, 2002. Вып. 4.
3. Вершинин А.П. Электронный документ: правовая форма и доказательство в суде. М.: Городец, 2000.
4. Дмитрик Н.А. Интернационализация правового регулирования вопросов применения электронных подписей // Иностранное право: Сборник научных статей и сообщений. 2001. Вып. 2.
5. Перечень терминов, краткое описание процедур и договоренностей, принятых в рамках ВТО // Всемирная торговая организация: документы и комментарии / Под ред. Смирнова С.А. М.: Гарант-Сервис, 2001.
6. Попов В.М., Маршавин Р.А., Ляпунов С.И. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / Под ред. Попова В.М. М.: Финансы и статистика, 2001.
7. Тедеев А.А. Электронная коммерция (электронная экономическая деятельность): Правовое регулирование и налогообложение. М.: Приор, 2002.
8. Терещенко Л.К. Правовое регулирование электронной коммерции // Юридический мир. 2001. № 10.
9. ЮНСИТРАЛ. Типовой закон об электронной торговле и руководство по применению — Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 1997.
10. Sales On The Internet (Электронный ресурс), США, 2009. Режим доступа: http://www.usa-sales-use-tax-e-commerce.com/sales_on_internet.asp.
11. Материалы сайта www.nauet.ru.
12. Материалы сайта www.astera.ru.
13. Материалы сайта www.bigness.ru.
References
1. Alekseev I.U. E-trade: legal challenges of business activities in Internet//Yurist, 2000, № 3.
2. Vasilyev S.V. Legal regulation of e-trade // Васильев С.В. Правовое регулирование электронной торговли // Actual problems of civil law: Collection of articles edited by Braginskij M.I. М.: Norma, 2002. Vol. 4.
3. Vershinin A.P. E-document: legal form and evidence in
court. M.: Gorodets, 2000.
4. DmitrikN.A. Internationalization of the legal regulation of the use of electronic signatures // Foreign law: Collection of articles and posts, 2001. Vol. 2.
5. A glossary of terms, a brief description of the procedures and arrangements made at the WTO // WTO: documents and comments edited by Smirnov S.A. M.: Garant-Service, 2001.
6. Popov V.M., Marshavin R.A., Lyapunov S.I. Global business and information technology. Current practices and recommendations edited by Popov V.M. M.: Finance and Statistics, 2001.
7. Tedeev A.A. E-commerce (e-business activities): regulation and taxation. M.: Prior, 2002.
8. TereschenkoL.K. The legal regulation of e-commerce // Legal world, 2001, № 10.
9. The Model Law on Electronic Commerce and Application Guide — United Nations, New York, 1997.
10. Sales On The Internet, USA, 2009. URL: http://www. usa-sales-use-tax-e-commerce.com/sales_on_internet.asp.
11. www.nauet.ru.
12. www.astera.ru.
13. www.bigness.ru.
1 ЮНСИТРАЛ. Типовой закон об электронной торговле и руководство по применению — Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 1997. С. 73.
2 Перечень терминов, краткое описание процедур и договоренностей, принятых в рамках ВТО // Всемирная торговая организация: документы и комментарии. / Под ред. Смирнова С.А. М.: Гарант-Сервис, 2001. С. 327.
3 Попов В.М., Маршавин Р.А., Ляпунов С.И. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации. / Под ред. Попова В.М. М.: Финансы и статистика, 2001.С. 347.
4 Вершинин А.П. Электронный документ: правовая форма и доказательство в суде. М.: Городец, 2000. С. 247.
5 Терещенко Л.К. Правовое регулирование электронной коммерции // Юридический мир. 2001. № 10. С. 36—42.
6 Алексеев И.Ю. Электронная торговля: правовые проблемы предпринимательской деятельности в Интернете // Юрист, 2000. № 3. С. 43.
7 Дмитрик Н.А. Интернационализация правового регулирования вопросов применения электронных подписей // Иностранное право: Сборник научных статей и сообщений, 2001. Вып. 2. С. 52—64.
8 Васильев С.В. Правовое регулирование электронной торговли // Актуальные проблемы гражданского права: Сборник статей. / Под ред. Брагинского М.И. М.: Норма, 2002. Вып. 4, С. 306—340.
9 Тедеев А.А. Электронная коммерция (электронная экономическая деятельность): Правовое регулирование и налогообложение. М.: Приор. 2002. С. 224.
10 Sales On The Internet (Электронный ресурс), США, 2009. Режим доступа: http://www.usa-sales-use-tax-e-commerce. com/sales_on_internet.asp
11 Материалы сайта www.nauet.ru.
12 Материалы сайта www.astera.ru.
13 Материалы сайта www.bigness.ru.