Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА / СМЫСЛ / СМЫСЛОСОЗИДАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович

Реформы образования, проведенные в России в последние годы, привели к формированию у студентов компетенций, соответствующих профессиональным стандартам. При этом аспект личностного развития будущих специалистов на основе актуализации внутренних интеллектуальных и культурных ресурсов остались без должного внимания. Практикуемые интерактивные технологии также ориентированы не внешнее стимулирование активности студентов. В таких условиях возникла необходимость переноса акцентов на развитие компетенций интенцию через внутренний интеллектуальный, волевой и культурный потенциал студентов. В статье одним из продуктивных внутренних ресурсов личности рассмотрена интенция как спусковой механизм, позволяющий включать познавательные, эмоциональные и энергетические ресурсы студентов, направленные на осмысление и понимание содержания образования. Авторская идея обоснована анализом проблемы в научных трудах российских, европейских, американских и других специалистов. В процессе исследования использованы методы наблюдения, обобщения инновационного опыта, сравнительного анализа и синтеза, анализа и интерпретация результатов эксперимента и экспертных оценок. В эксперименте разработаны и апробированы смыслосозидающих и интерактивные технологии, направленные на актуализацию интенции студентов. Результаты эксперимента подтвердили высокую эффективность использованных технологий в создании интерактивной образовательной среды, в которой студенты активно и открыто высказывали свои свободные мысли, рассуждения и оценки в возникающих диалогах, что является признаком запуска процесса развития интенции и личностных компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ц .J

IBj&S East European Scientific Journal #7(83), 2022

41

Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

РР1: 10.31618/Б88Л.2782-1994.2022.1.83.297 Аннотация. Реформы образования, проведенные в России в последние годы, привели к формированию у студентов компетенций, соответствующих профессиональным стандартам. При этом аспект личностного развития будущих специалистов на основе актуализации внутренних интеллектуальных и культурных ресурсов остались без должного внимания. Практикуемые интерактивные технологии также ориентированы не внешнее стимулирование активности студентов. В таких условиях возникла необходимость переноса акцентов на развитие компетенций интенцию через внутренний интеллектуальный, волевой и культурный потенциал студентов. В статье одним из продуктивных внутренних ресурсов личности рассмотрена интенция как спусковой механизм, позволяющий включать познавательные, эмоциональные и энергетические ресурсы студентов, направленные на осмысление и понимание содержания образования. Авторская идея обоснована анализом проблемы в научных трудах российских, европейских, американских и других специалистов. В процессе исследования использованы методы наблюдения, обобщения инновационного опыта, сравнительного анализа и синтеза, анализа и интерпретация результатов эксперимента и экспертных оценок. В эксперименте разработаны и апробированы смыслосозидающих и интерактивные технологии, направленные на актуализацию интенции студентов. Результаты эксперимента подтвердили высокую эффективность использованных технологий в создании интерактивной образовательной среды, в которой студенты активно и открыто высказывали свои свободные мысли, рассуждения и оценки в возникающих диалогах, что является признаком запуска процесса развития интенции и личностных компетенций студентов.

Ключевые слова: интенция, интерактивная среда, смысл, смыслосозидающие технологии, интерактивная технология, компетенция

Поиск и реализация условий, средств и технологий развития личностных и профессиональных качеств специалиста в последние годы определены как приоритетные направления повышения качества подготовки специалистов в высшей школе. Но традиционная практика образования ориентирована на стандарты, ограничивающие такое свободное развитие специалиста в профессиональной подготовке, поскольку предлагают оценивать результативность по уровням сформированности компетенций. При этом под компетенцией применительно к студентам понимают готовность к адаптации в мире на основе полученных знаний и способов деятельности. Относительно профессии рассматривают профессиональные компетенции как готовность выполнять профессиональные функции [5]. Как известно они четко сформулированы и представлены в образовательных стандартах как требования к результатам профессиональной подготовки. В связи с этим специалисты [1],[5],[6] указывают, что компетенции в профессиональном образовании используются как внешние требования, адекватные профессиональной деятельности, а не личностному потенциалу студентов, и они одинаковы для всех студентов данного направления профессиональной подготовки.

В позиции «человек для производства» такое нормативное образование работает над формированием у студентов компетенций, как образцовой формы их профессиональных

действий. Значит компетентностный нормативный подход не работает на развитие индивидуальных и личностных качеств студентов. В связи с этим эксперты утверждают, что в «открытом необратимом мире, где будущее не может быть точно предопределено, а настоящее имеет несколько линий развития, человек находится в ситуации постоянного выбора, поиска наиболее оптимального решения в соответствии с изменяющимися условиями жизни и работы» [11, С. 22]. Можно согласиться с мнением специалистов, утверждающих потребность развития других видов компетенций и свободных интеллектуальных проявлений специалистов, чтобы быть востребованными на рынке труда и отвечать всем современным требованиям [2]

В таких неустойчивых состояниях образовательных систем, где студенты выступают как активные субъекты со своим стилем мышления, с непредсказуемым и неожиданным характером мыслей, отношений и поведения в педагогическом процессе возникают разные способы объяснения и понимания изучаемых явлений, требующие создания интерактивной образовательной среды. Рождающиеся в интерактивном обучения смыслы и образы студентов при этом начинают развиваться по своим законам, основанным на внутреннем интеллектуальном и культурном потенциале каждого обучающегося. В связи с этим мы предположили, что для развития компетенций их необходимо связать с внутренним

42

East European Scientific Journal # 7(83), 2022

интеллектуальным, волевым и культурным потенциалом студентов.

Цель исследования: выявить и оценить потенциал развития компетенций студентов в интерактивной образовательной среде, создаваемой на основе их интенции, ментальности и смыслообразования.

При проведении исследования источниками информации послужили научные труды российских, европейских, американских и других специалистов, которые занимаются вопросами развития внутренних ресурсов и компетенций студентов и специалистов.

В процессе исследования были использованы следующие методы: наблюдение, обобщение инновационного опыта, сравнительный анализ и синтез, анализ и интерпретация результатов эксперимента, анализ экспертных оценок.

Анализ теоретических исследований показал, что у любой формы интерактивности должно быть основание, спусковой механизм, позволяющий включать познавательные, эмоциональные и энергетические ресурсы личности, направленные на находящиеся вне нее объекты и процессы. Обращение к психологической структуре личности позволяет определить таким феноменом интенцию как направленность личности на выбор, познание или преобразование избранной области действительности [3]. Однако понятие интенции не определена однозначно, в разных научных позициях характеризуется по-разному.

Зарубежные психологи интенцию связывают со способностью делать выбор, основанный на ментальном потенциале, способностью осмысливать свой прошлый опыт и представлять будущее [9]. При этом ментальный потенциал рассматривается как интенциональное внутреннее существование человека [12, С.88-89]. Считается, что это существование внутреннего потенциала дается человеку при рождении, не требует от него специальных усилий для приобретения [4], обладает внутренней физической и интеллектуальной энергией. и определяет характер свободного выбора в познавательном процессе. Выход за его границы создает человеку значительные трудности, которые связаны с непониманием во взаимодействии с другими людьми, поскольку взаимодействующие стороны по-разному понимают мир. Как утверждал Р Мей, интенциональность придает познавательным процессам человека смысл, а он у каждого человека складывается по-своему, поскольку

воспринимаемые объекты и явления он сравнивает со своей направленностью на мир и своим местом в нем. Сторонники необходимости принимать интенцию за основу любых активных действий студентов в обучении считают, что таким образом можно вывести студентов на автономию и высокий уровень развития творческих способностей, которые могут привести к большей избирательности в выбранной области [8]. У

российских исследователей интенция пока не получила должного внимания.

Обобщение инновационного опыта показывает, что трудности студентов в профессиональном образовании связаны с разнонаправленностью интенции у преподавателей и студентов, а не с их низким интеллектуальным потенциалом или слабыми навыками самоорганизации. Сравнительный анализ разных позиций исследователей приводит к выводу о том, что интенция и ментальность как внутренние ресурсы студентов являются действенными факторами процесса создания интерактивной образовательной среды, в которой у студентов возникают собственные мысли, рассуждения и смыслы.

Исходя из такой позиции, был организован эксперимент, в котором разрабатывались и апробировались эффективные технологии и средства развития интенции студентов для повышения качества их профессиональной подготовки. Для этого были разработаны смыслосозидающие и интерактивные учебные технологии, и они испытывались в мастер-классах новаторов университета.

В начале эксперимента выявлялись формы проявления интенции в содержании и средствах обучения. При этом выявлено, что интенция в образовании выступает не только как личностный внутренний потенциал студентов, но бывает включена в разные средства содержания и способов учебной деятельности. Любое научное знание создано конкретными учеными и в свое открытие он включил потенциал своей интенции, которое при изучении знаний в образовании необходимо раскрыть. Это знание создано в определенную эпоху и общественное устройство также отразилось в его принятии как истины. Любое научное знание является моделью реальных явлений, процессов или их связей. Соответственно при изучении этих знаний необходимо осознать некоторое расхождение его сущности, отражающей им области жизни и смысла, которое возникает у изучающего в собственном понимании. Многие знания имеют свои вариации, аналогии и противоречия в различных позициях их восприятия и оценки. Они также должны стать предметом анализа и оценки в учебном процессе. Целенаправленное обнажение таких свойств знаний позволяет создать интерактивную образовательную среду. Мера приближения анализа таких свойств с интенцией преподавателя и студентов приводит к развитию интенции студентов.

Интенция бывает также включена в учебные задания, составленные методистами в методических пособиях. При составлении таких заданий методисты вкладывают в них собственное представление (интенцию) о возможных мыслительных действиях студентов. Так если их целью является выявление остаточных знаний, то задания имели воспроизводящий характер. А если

IBj&S EastEuropean Scientific Journal#7(83), 2022

целью является развитие мыслительных процессов, в них включались выявление сущности, сравнение с другими знаниями, противоречие с реальностью, неопределенность ситуации, которые

стимулировали свободные и открытие мысли, мнения, рассуждения и смыслы студентов.

Решающую роль в интерактивном обучении имеет интенция преподавателя. Она выражается от направленности позиций на область специализации студентов, креативности мышления и способов интерпретации знаний, возможности создавать неопределенные и неожиданные ситуации представления и обсуждения изучаемых знаний. При этом необходимо иметь в виду, что сами научные знания в их обобщенной форме как истины не вызывают сомнения, собственные мысли и смыслы студентов. Открытость мыслей обеспечивают вспомогательные знания, которые недопустимы в науке, но обязательны в образовании.

Все перечисленные характеристики могут быть включены в смыслосозидающие и интерактивные образовательные технологии, в которых целенаправленно создаются условия стимулирования и поддержки собственных смыслов, мыслей и идей студентов и преподавателей в одинаковых для всех знаниях и способах их изучения, заданных в содержании образования [10]. В рамках смыслосозидающего обучения разработаны и апробированы следующие технологии: выявление сущности понятий, осмысление научных коллизий, обоснование договорных знаний, разрешение научных и диалектических противоречий, смысловая ассоциация текста, разные способы понимания мира, вариативные задания, метод ключевых слов, составление и интерпретация тезисов, размышления над ассоциативным материалом, задания на дополнение, мозговой штурм, методологические и функциональные роли, индивидуальные и групповые проекты. Каждая из названных технологий при использовании в учебном процессе способствует созданию таких ситуаций, в которых студенты проявляли свою интенцию в форме стремления создавать собственные мысли, идеи и смыслы в изучаемых знаниях и понимании их значимости в собственном развитии.

Анализ мастер-классов инноваторов университета позволил классифицировать интерактивные образовательных технологий на основе характера их влияния на интенцию студентов. К ним можно отнести: технологии стимулирования и сопровождения активности интенции, технологии группового взаимодействия, проектные технологии, технологии сопровождения работы студентов с информацией и технологии дистанционного взаимодействия [7, С. 5-9].

Анализ результатов эксперимента проводился по следующим критериям: понимание динамики развития знаний, способность к интерпретации знаний, способность к созданию и презентации

_43

собственных мыслей о знаниях, способность создавать свой смысл в знаниях, и их значимости, уточнение своих мыслей по сравнению с мыслями других студентов. Эти параметры были включены в тест для студентов и оценочные бланки независимых экспертов по оценке мастер-классов. Первым признаком эффективности эксперимента стало внешне наблюдаемое интерактивная среда на всех мастер-классах, что отметили независимые эксперты. Студенты активно, открыто высказывали свои свободные мысли, рассуждения и оценки в возникающих диалогах, что является признаком запуска процесса развития интенции студентов. Отношение студентов к испытываемым технологиям коррелировали с оценками преподавателей и независимых экспертов по значительно потенциалу развития интенции студентов в форме создания и презентации собственных мыслей и смыслов изучаемых знаний и способов познания. На этом фоне возросло понимание студентами значимости интерпретаций, обсуждения и рассуждений как действенных факторов, влияющих на своё интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Обобщение результатов исследования позволяет сформулировать ряд научных положений о существенных связях интерактивных и смыслосозидающих технологий с развитием интенции студентов.

1.Практикуемый компетентностный подход в профессиональном образовании требует расширения до развития у студентов способности создавать и свободно выражать собственные мысли и смыслы изучаемых знаний.

2.Развитие компетенций связано с интенцией как направленностью на познание и внутренний интеллектуальный и культурный потенциал студентов.

3 .Интенция в образовании выступает не только как личностный внутренний потенциал студентов, но бывает включена в разные средства содержания и способов учебной деятельности, которые требуют адекватных технологий ее раскрытия.

4. В интерактивной образовательной среде интенция выступает как спусковой механизм стимулирования и поддержки собственных открытых мыслей и осознанных смыслов студентов.

Литература

1.Баева О.Н., Шерстянкина Н.П. Выявление востребованных на рынке труда компетенций: опыт эмпирического исследования // Экономика труда. -2018. - Том 5. № 3. - С. 835-850. - doi: 10.18334/et.5.3.39426.

2.Болдырева Н. В., Болдырева Н. П. Ключевые компетенции в современных условиях // Вестник евразийской науки. 2022, №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 20.11.2022).

44

East European Scientific Journal # 7(83), 2022

3.Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672с.

4.Генетическая память человека: миф или реальность. URL: https://donpi.ru /samorazvitie /geneticheskaya-pamyat-cheloveka-mif-ili-realnost.html

5.Глущенко Л.Ф., Глущенко Н.А., Лаптева Н.Г., Петрова А.С., Ларичева К.Н. К вопросу о развитии и углублении профессиональных компетенций у бакалавров // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. № 1. С. 13-15. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11048 (дата обращения: 20.11.2022).

6.Ермашкевич Н.С., Панявина М.Л., Родионова З.В. Развитие профессиональных компетенций в условиях цифровой экономики // Лидерство и менеджмент. - 2021, Том 8, № 4. - С. 483-502.

7.Интерактивные образовательные технологии в высшей школе: научно-методическое пособие /

Под ред. проф. А.Н.Нюдюрмагомедова. -Махачкала: Изд-во ДГУ, 2016.- 84с

8.Князева Е.Н. Когнитивные сети: интерактивность, интерсубъективность, синергия // Фiлософiя освгги. -2017. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kognitivnye-seti-interaktivnost-intersubektivnost-sinergiya (дата обращения: 08.06.2022).

9. Мей Р. (1969) Интенциональность. URL: http://rumagic.com/ru_ zar/sci_ psychology/mey/3/j 17.html

10. Нюдюрмагомедов А.Н., Исаев З.И., Савзиханова М.А. Абдурагимова Л. А. Смыслозодающее образование: Монография /Под.ред. профессора А.Н. Нюдюрмагомедова -Махачкала: АЛЕФ, 2021. - 176 с.

11. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход) М.: Магистр, 1997. - 48 с.

12. Brentano F. (1874) Psychology from an Empirical Standpoint, London: Routledge and Kegan Paul.

УДК 71.181

Борошов С.Ж.

преподователь ЖАК, ЖАГУ Ураимов К.М. к.п.н., доцент кафедра ППиОТ, ЖАГУ

СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ ПЕСЕН НА УРОКАХ СТАНДАРТНОЙ МУЗЫКИ РЫСПАЯ

АБДЫКАДЫРОВА (СТАТЬЯ 1)

BoroshovS.Zh.

senior lecturer Department of JA^ JASU Uraimov K.M.,

Ph.D., Associate Professor, Department of РРOТ, JASU

METHODS OF TEACHING CHILDREN'S SONGS IN THE LESSONS OF STANDARD MUSIC BY

RYSPAI ABDIKADYROV(ARTICLE 1)

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2022.1.83.294

Аннотация В статье при организации стандартных уроков музыки великий композитор-мелодист Р. Исследованы методика обучения детских произведений Абдыкадырова и структурные особенности урока. Рассматривается эстетический вкус мелодичных песен и воспитательное значение, воздействующее на детей. Автор был одним из первых, кто ввел новшество, Проводит научное исследование детских произведений Р.Абдыкадырова. Представляет современные подходы к урокам музыки и предлагает планы уроков. Подчеркивается уникальность уроков музыки. Акцентируя внимание на проблеме создания текущего плана урока, приводится технология его разработки. Сравниваются особенности проведения уроков музыки в младших классах, выделяются некоторые преимущества. Подробно анализируется не только учение, но и его воспитательное значение. Считается, что проведение уроков музыки в начальных классах является одной из актуальных проблем.

Abstract. In the article, in the organization of standard music lessons, great melody composer R. Methods of teaching Abdykadyrov's children's works and structural features of the lesson were investigated. The aesthetic taste of the melodious songs and the educational value affecting children are considered. The author was one of the first to innovate, R. Conducts a scientific investigation of Abdykadyrov's children's works. Presents current approaches to music lessons and suggests lesson plans. Emphasizes the uniqueness of music lessons. Focusing on the problem of creating the current lesson plan, the technology of how to develop it is provided. The features of conducting music lessons in elementary grades are compared, some advantages are emphasized. Not only teaching, but also its educational significance is analyzed in depth. It is considered that the teaching of music lessons in primary classes is one of the current issues.

Ключевые слова: Р. Абдыкадыров, стандартный урок, музыкальный урок, структура стандартного урока, теория.

Keywords: R. Abdikadyrov, standard lesson, music lesson, structure of standard lesson, theory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.