44
East European Scientific Journal # 7(83), 2022
3.Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672с.
4.Генетическая память человека: миф или реальность. URL: https://donpi.ru /samorazvitie /geneticheskaya-pamyat-cheloveka-mif-ili-realnost.html
5.Глущенко Л.Ф., Глущенко Н.А., Лаптева Н.Г., Петрова А.С., Ларичева К.Н. К вопросу о развитии и углублении профессиональных компетенций у бакалавров // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. № 1. С. 13-15. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11048 (дата обращения: 20.11.2022).
6.Ермашкевич Н.С., Панявина М.Л., Родионова З.В. Развитие профессиональных компетенций в условиях цифровой экономики // Лидерство и менеджмент. - 2021, Том 8, № 4. - С. 483-502.
7.Интерактивные образовательные технологии в высшей школе: научно-методическое пособие /
Под ред. проф. А.Н.Нюдюрмагомедова. -Махачкала: Изд-во ДГУ, 2016.- 84с
8.Князева Е.Н. Когнитивные сети: интерактивность, интерсубъективность, синергия // Фшософш освети. -2017. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kognitivnye-seti-interaktivnost-intersubektivnost-sinergiya (дата обращения: 08.06.2022).
9. Мей Р. (1969) Интенциональность. URL: http://rumagic.com/ru_ zar/sci_ psychology/mey/3/j 17.html
10. Нюдюрмагомедов А.Н., Исаев З.И., Савзиханова М.А. Абдурагимова Л. А. Смыслозодающее образование: Монография /Под.ред. профессора А.Н. Нюдюрмагомедова -Махачкала: АЛЕФ, 2021. - 176 с.
11. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход) М.: Магистр, 1997. - 48 с.
12. Brentano F. (1874) Psychology from an Empirical Standpoint, London: Routledge and Kegan Paul.
УДК 71.181
Борошов С.Ж.
преподователь ЖАК, ЖАГУ Ураимов К.М. к.п.н., доцент кафедра ППиОТ, ЖАГУ
СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ ПЕСЕН НА УРОКАХ СТАНДАРТНОЙ МУЗЫКИ РЫСПАЯ
АБДЫКАДЫРОВА (СТАТЬЯ 1)
BoroshovS.Zh.
senior lecturer Department of JA^ JASU Uraimov K.M.,
Ph.D., Associate Professor, Department of РРOТ, JASU
METHODS OF TEACHING CHILDREN'S SONGS IN THE LESSONS OF STANDARD MUSIC BY
RYSPAI ABDIKADYROV(ARTICLE 1)
DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2022.1.83.294
Аннотация В статье при организации стандартных уроков музыки великий композитор-мелодист Р. Исследованы методика обучения детских произведений Абдыкадырова и структурные особенности урока. Рассматривается эстетический вкус мелодичных песен и воспитательное значение, воздействующее на детей. Автор был одним из первых, кто ввел новшество, Проводит научное исследование детских произведений Р.Абдыкадырова. Представляет современные подходы к урокам музыки и предлагает планы уроков. Подчеркивается уникальность уроков музыки. Акцентируя внимание на проблеме создания текущего плана урока, приводится технология его разработки. Сравниваются особенности проведения уроков музыки в младших классах, выделяются некоторые преимущества. Подробно анализируется не только учение, но и его воспитательное значение. Считается, что проведение уроков музыки в начальных классах является одной из актуальных проблем.
Abstract. In the article, in the organization of standard music lessons, great melody composer R. Methods of teaching Abdykadyrov's children's works and structural features of the lesson were investigated. The aesthetic taste of the melodious songs and the educational value affecting children are considered. The author was one of the first to innovate, R. Conducts a scientific investigation of Abdykadyrov's children's works. Presents current approaches to music lessons and suggests lesson plans. Emphasizes the uniqueness of music lessons. Focusing on the problem of creating the current lesson plan, the technology of how to develop it is provided. The features of conducting music lessons in elementary grades are compared, some advantages are emphasized. Not only teaching, but also its educational significance is analyzed in depth. It is considered that the teaching of music lessons in primary classes is one of the current issues.
Ключевые слова: Р. Абдыкадыров, стандартный урок, музыкальный урок, структура стандартного урока, теория.
Keywords: R. Abdikadyrov, standard lesson, music lesson, structure of standard lesson, theory.
East European Scientific Journal # 7(83), 2022
45
В последнее время внимание к урокам музыки и искусства в школах несколько ослабло. В последнее время этот процесс выглядит немного более активным, однако вышеупомянутые уроки «извлекаются». Мы сочли целесообразным предложить некоторые методические приемы решения таких проблемных вопросов.
Учебный процесс проходит в следующих формах: уроки, экскурсии, трудовые и производственные занятия на производственных объектах, факультативные, домашние занятия, а также внеаудиторные мероприятия (предметные секции, научные организации, олимпиады, конкурсы и др.). [2. 332]
Это основная форма обучения, которая проводится во время, определяемое жилым составом обучающихся и по определенному графику. Количество учащихся в классе, время обучения и его график определяются нормативными документами. Урок - это отдельная часть учебного процесса, имеющая свое значение и характеризующаяся определенным временем. Независимо от сжатости времени, ход каждого занятия и достижение его цели напрямую определяет качество обучения учащихся. К организации урока музыки предъявляются следующие требования:
• осуществление воспитательной деятельности с использованием результатов последних достижений педагогической науки и передового педагогического опыта, а также воспитательной деятельности;
• Правильное сочетание дидактических принципов и правил;
• Учет интересов и способностей каждого ученика;
• Обеспечить связь изучаемых предметов;
• опора на ранее приобретенные знания и навыки;
• На основе мотивации учащегося создавать свою деятельность;
Обеспечить логическую структуру и эмоциональное сопровождение каждой части образовательного процесса;
• Обеспечить связь с жизнью, работой и личным опытом каждого студента;
• формирование методов обучения, ориентация на постоянное пополнение знаний;
• Цель каждого урока, порядок прохождения и так далее.
Для того, чтобы каждое музыкальное занятие было качественным, предъявляются следующие дидактические требования;
• Четкое определение задач каждого занятия;
• содержание урока зависит от способностей учащихся;
• использование новых информационных технологий в организации образовательной деятельности;
• использование различных методов, средств и форм обучения и их сочетаний;
• применение творческого поиска к структуре урока;
• соединение индивидуальной деятельности каждого учащегося с общеклассной учебной деятельностью;
• Обеспечить обратную связь, проверку фактов и надлежащее руководство;
• Размещение научного подхода и высокой креативности в организации урока.[2, 228]
В настоящее время существует множество видов уроков. Поэтому классы делятся на группы на основе определенных критериев. Например, уроки делятся по содержанию предмета по содержанию и видам подачи: например, в зависимости от содержания урок по предмету математика бывает арифметика, алгебра, геометрия и так далее. Что касается занятий по видам проведения: урок-экскурсия, урок-театр, самостоятельный урок и другие.
Урок делится на следующие группы по содержательной части и характеру деятельности: а) вводный урок; б) первое ознакомительное занятие с учебным материалом; в) урок по освоению новых знаний; г) занятие по применению полученных знаний; д) занятие по отработке навыков; е) урок закрепления, повторения и обобщения; и) класс контроля; г) смешанный урок и другие. [3, 125]
У каждого урока есть цель. Без него вообще невозможно. Потому что материал, который дается ученику, имеет содержание, цель и всестороннее воздействие. Цель урока музыки также особенная. Это зависит от содержания текста его материалов.
Поэтому урок можно разделить на два вида по характеру цели и порядку прохождения:
а) стандартный урок
б) нестандартный урок.
Цель, вопросы, задачи и последовательность переходов заранее определены учебной формой типовыми урок-нормативными документами. С другой стороны, при организации нестандартного урока цель, порядок перехода, их связи и задачи определяются творческим поиском каждого учителя.
Стандартные уроки можно разделить на следующие виды.
• смешанный урок;
• Урок по освоению новых знаний;
• Урок для закрепления полученных знаний;
• Урок приобретения знаний и навыков;
• Урок по дополнению, обобщению и систематизации полученных знаний;
• Уроки по тестированию и оценке знаний, навыков и т. д. [4, 2]
1. Практически в большинстве случаев процесс обучения музыке в общеобразовательных школах проходит в форме урока смешанного типа. В данном виде урока сочетаются цели учебного процесса и виды обучения. В частности, повторение пройденного на одном уроке материала, объяснение нового материала и его закрепление взаимосвязаны и происходят в определенной последовательности. Таким образом,
46
East European Scientific Journal # 7(83), 2022
смешанный урок имеет следующую структуру (время указано приблизительно)^, 189].
2.Подготовка учащихся к учебному процессу (3-4 минуты). Каждый учитель начинает с организации урока. Организационная деятельность должна быть быстрой, активной и в хорошем настроении. Другими словами, необходимо создать приятное настроение. Происходит встреча учащихся, проверка готовности каждого ученика и всего класса к учебному процессу и другие мероприятия. В конце организации каждый студент должен стремиться учиться и выполнять свою учебу.
3. Работа над пройденным материалом (рефлексия) (5-6 минут). Этот период очень важен, так как без размышлений не раскроется сущность знаний ребенка. Для повышения активности учащихся и для восстановления пройденного материала необходимо успеть опросить как можно больше учащихся. В ряде случаев используются тесты, самостоятельная работа с карточками, вызов части учащихся к доске, устный экзамен и другие подобные экспресс-методы. В принципе, ситуация должна быть создана таким образом, чтобы каждый ученик всегда был подготовлен и систематически проверен. Создание такой ситуации зависит от личного творчества и педагогического мастерства учителя музыки. Эта часть урока заканчивается кратким и четким восстановлением пройденного учителем материала.
Перед началом урока спойте заранее выбранное музыкальное упражнение. Этот процесс происходит в три этапа следующим образом:
1. Вдыхая и закрыв рот, пропойте гамму до пятой ноты с хлопком в ладоши.
2. Пропевание гаммы с открытым ртом.
3. Пение стаккато гамма Упражнение длится 56 минут.
4. Восприятие нового материала с глубоким пониманием (20-25 минут). Учитель объясняет новый материал учащимся по мере его поступления. Объяснение начинается с обоснования сходства или различия между предыдущим учебным материалом и новым учебным материалом. Объяснение нового учебного материала обеспечивается путем объяснения логически связанных частей. Независимо от трудности или, наоборот, легкости учебного материала, объяснять материал необходимо дважды.[6, 3]
5. Преобразование полученных знаний в знания и умения, т. е. закрепление (5-6 минут).
Этап закрепления полученных знаний урока реализуется путем разбора примеров и выполнения упражнений. Здесь мы можем использовать разные методы укрепления. Выполняя первый пример, преподаватель сам объясняет основные особенности, порядок и логику выполнения. Только после одного-двух примеров учащимся даются задания от легкого к сложному, от простого к сложному. В этом случае к доске будут выставлены отдельные ученики, каждому из них
будет дано индивидуальное задание, и состоятся групповые соревнования.
Самое главное здесь учитывать музыкальность детей, когда они поют. Сидят, стоят, танцуют, эмоциональное состояние лица в разных ситуациях. и т.п.
1. Задание дома (5-6 минут).
Учащимся предоставляется основная информация из различных дополнительных источников по всему учебнику для повторения домашнего задания. Кроме того, необходимо четко и ясно указать способ выполнения каждого задания, отведенного на самостоятельную подготовку, а также основные вопросы в нем. В некоторых случаях каждому ученику нужно дать отдельное задание. Среди них прослушивание музыки самостоятельно, совместное пение (караоке), танцы и т. д. деятельность включает.
1. Подведение итогов, оценка (2-3 минуты).
Каждый урок должен заканчиваться оценкой участия учащихся в учебном процессе и их усилий. Определение учебных достижений каждого учащегося должно производиться максимально объективно, прозрачно и с доказательствами. В конце урока учитель делает общий вывод.
Нет сомнения, что подготовка таких уроков является одним из самых необходимых вопросов на данный момент.
1.Преподавание жизни и творчества Рыспая Абдыкадырова в 1 классе.
2.Тема: Методика обучения произведению Рыспая Абдыкадырова «Если я сыграю своего дедушку» в 1 классе.
3. Организация урока.
4.Организация.Вход в класс и марш к парте будут сопровождаться новыми маршами. "Церемониальный марш" музыка: Калый Молдобасанов.
5.Музыкальная трансляция. "Если я сыграю своего дедушку" музыка: Рыспай Абдыкадыров. "Танец ватной девочки" музыка: С. Медетов.
6.Практикуйтесь в пении.
7."Если я сыграю своего дедушку" музыка: Рыспай Абдыкадыров.
8. Работа с тетрадями. Напишите круги между нотной записью и над линиями.
9. Домашнее задание.
Методическая выставка урока
1. Вход в класс с маршем сопровождается 2-мя маршами с разными характеристиками. Необходимо сделать ритм маршей медленным, иногда быстрым, а иногда останавливаться без наблюдения. Помогает развивать внимание детей к музыке.
1. По передаче «Танца хлопчатобумажной девочки» Рыспая Абдыкадырова и С. Медетова, сочинивших музыку к «Если я сыграю бабушку», дети слушают музыку, соответственно думают о жизни и природе, и, сравнивая эти произведения, делается для развития чувства признательности. После прослушивания музыки учащиеся должны
IBj&S EastEuropean Scientific Journal#7(83), 2022
ответить на настроение музыки (радостное, грустное) и то, что они себе представляют.
2. При разучивании песни Рыспая Абдыкадырова «Если я сыграю свою малышку» в качестве упражнения используются отдельные куплеты песни.
Выучив все куплеты песни, учитель рассказывает учащимся; теперь напоминает мне, что он даст музыкальный пазл.
1. Воспитатель поет «Если я сыграю свою малышку» с названиями нот (сольфеджио) и спрашивает, где бычок. Дети узнают, что это песня «Если я сыграю дедушку». После этого учитель объясняет учащимся, что стихотворение можно написать на листе бумаги специальными символами, которые называются нотами.
Основной сигнал. непогрешимый
Начнем писать кружочки, которые раньше писали в клеточку, теперь на линиях обозначений. Воспитатель раздает детям тетрадки (кружочки, написанные на нотных линиях) и учит их писать под своим руководством несколько кружочков на нотных линиях.
Эта же работа дается в качестве домашнего задания.
1. Домашнее задание.
а) Нарисуйте кружочки между линиями нот и над линиями.
б) Запомните слова всех куплетов песни «Если я сыграю дедушку».
_47
Поэтому необходимо совершенствовать знания педагогов с учетом современных требований при проведении уроков музыки. Для них разработка методических пособий и учебно-методических комплексов является неотложной мерой. Я хотел бы указать на необходимость пересмотреть музыку, искусство и уроки рисования и восстановить их в прежнем виде. Без этого есть опасение, что наши юные друзья потеряют эстетический вкус к миру.
Использованная литература:
1. Алагушев Б. «Ырдап кой». Бишкек, 2002- ж.
2. Апышев Б. Педагогика, Ош, 2001.
3. Боркеев Бекенбай., Борошев С. «Рыспай» томдуктары. Б.: «Бийиктик» , 2017
4. Боркеев Бекенбай «Кеенербес ырдын кайнар булагы», «Ленинчил жаш» газетасы 1985-ж. 1-сентябрь.
5. Боркеев Бекенбай. «Ырга айланып учуп журет Рыспай». Рыспай томдуктары. Б.: «Бийиктик» , 2013, 6-том. 5-бет.
6. Борошев С., Кадыралиев С. «Р. Абдыкадыров жана кыргыз обондору». «КТР-ОБО», - Бишкек, №1. 216 05.01.2001-жыл.
7. Боркеев Бекенбай. «Рыспай» даректуу романы Б.: «Б Субанбердиев» басмасы - 2002-жыл.
8. Иметов Б. «Кыргыз обондорунун новатору» Рыспай томдуктары - Б.: «Бийиктик» 4-том 43-44-бб.