Тенденции развития электронной торговли в международной практике
Александр Николаевич ЗАХАРОВ, УДК 004.738.5:339
доктор экономических наук, профессор, МГИМО МИД России ББК 65.39
(119454 Москва, Вернадского проспект, 76), 3-382
кафедра мировой экономики - профессор, тел.: 8 (495) 225-37-66 Татьяна Алексеевна ЧЕХРАНОВА,
МГИМО МИД России (119454 Москва, Вернадского проспект, 76), Факультет Международных экономический отношений -студентка 4 курса, тел.: 8 (495) 225-37-66
Аннотация
В данной статье рассматривается развитие электронной торговли в международной практике. Приведены примеры опыта государств и международных компаний. Анализируются тенденции электронной торговли, такие как рост платформ электронной коммерции, совершенствование системы кибербезопасности на предприятиях и использование криптовалюты в международных конкурсных торгах. Приводятся основные тренды электронной торговли в деятельности международных компаний, занимающихся розничной торговлей. Отмечены примеры и опыт стран, активно развивающих отрасль электронной торговли. Отражены текущие реалии развития электронной торговли в России.
Ключевые слова: электронная торговля, глобализация, кибербезопасность, цифровая экономика, криптовалюта.
Trends in the development of electronic commerce in international practice
Aleksandr Nikolaevich ZAKHAROV,
Doctor of Economic Sciences, Professor, Moscow State Institute of International Relations MFA
Russia (Vernadskogo prospekt, 76, Moscow, 119454),
Department of World Economy - Professor, phone: 8 (495) 225-37-66
Tatiana Alekseevna CHEKHRANOVA,
Moscow State Institute of International Relations MFA Russia (Vernadskogo prospekt, 76, Moscow, 119454), School of International Economic Relations - 4th year student, phone: 8 (495) 225-37-66
Abstract
This article discusses the development of electronic commerce in international practice. There are given examples of the experience of states and international companies. The trends of electronic commerce are analyzed, such as the growth of e-commerce platforms, improvement of the cybersecurity system in enterprises and the use of crypto currency in international competitive
^ 102
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2019
bidding. The main trends of e-commerce in the activities of international retail companies are presented. There are noted examples and experience of countries actively developing the e-commerce industry. This article also reflects the current realities of the development of e-commerce in Russia.
Keywords: electronic commerce, e-commerce, globalization, cybersecurity, digital economy, cryptocurrency.
В настоящее время существует множество предпосылок для развития и распространения электронной торговли. К ним относятся изменчивость и быстрое развитие мировых и национальных рынков, стремительное развитие науки и внедрение инновационных технологий, а также развитие информационного общества. В сфере электронной коммерции сформировались следующие бизнес-модели: B2B («бизнес-бизнес», взаимодействие между компаниями для осуществления торгово-закупочной деятельности через сеть Интернет); B2C («бизнес-клиент», прямые продажи фирмы потребителю); B2G («бизнес-государство», осуществление системы электронных госзакупок); G2B («государство-бизнес», информационные порталы государственных органов, системы электронных закупок). Как видим, электронная торговля охватывает широкий спектр деловых отношений и является незаменимыми инструментом в торгово-закупочной деятельности. Сегодня на мировом рынке электронной торговли существуют три лидера - это США, первыми ставшие развивать направление электронной коммерции, Европейский союз, представляющий ведущую область глобальной электронной коммерции и Азиатский регион, который быстро развивается и обладает большим потенциалом1.
С 2002 года по настоящее время глобальные транзакции в сети Интернет продолжают демонстрировать быстрый рост. По данным исследовательской компании eMarketer, объём интернет-продаж к 2019 г. вырастет до уровня 3,5 трлн долл.2 Кроме того, доля Интернет-торговли в мировой розничной торговле увеличится до 12% по сравнению с 8-9% в 2015 г. Одним из драйверов развития электронной торговли является укрупнение и появление новых маркетплейсов - торговых площадок в сети Интернет, осуществляющих посредничество между продавцом и покупателем. Крупнейшими в мире ритейлами являются компании Amazon, Alibaba и Ebay, выручка которых за 2018 год составила 232.89, 39.9 и 10.8 млрд долл. соответственно. По состоянию на 2019 г. Amazon занимает более 50% рынка электронной торговли в США. В Китае 30% непродовольственного ассортимента продается посредством электронной торговли, при этом 80% приходится на долю Alibaba3.
В качестве основных трендов в деятельности компаний - маркетплейсов можно выделить индивидуальный подход к клиенту (отслеживание истории поиска и покупок пользователей, чтобы предлагать им продукты в соответствии с их интересами); самостоятельное создание контента маркетплейсами (автоматическое создание товарных описаний); развитие мобильной платформы в виду роста со-
6 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
103 Q
вершения покупок потребителями с помощью смартфонов; внедрение функции голосового поиска в онлайн-магазинах; внедрение систем покупок в социальные сети; создание внутри торговой площадки системы «дополненной реальности», позволяющей покупателю представить, как будут выглядеть товары в реальной жизни (например, шведская производственно-торговая компания IKEA создала приложение, позволяющее «примерить» мебель в собственной квартире, сеть парфюмерно-косметических магазинов Sephora разработала программу, с помощью которой можно нанести на лицо виртуальный макияж, чтобы выбрать оттенок помады или теней для век). Также важным трендом является создание яркого презентационного контента для рекламы продукта, включающего в себя полноценное описание, видеоролики, 3D- и AR-обзоры, качественные баннеры4.
В Росси рынок электронной торговли также стремительно растёт. В 2018 году Россия вышла на четвертое место в мире по темпам роста и объему электронной торговли, уступив США, Китаю и Великобритании5. По данным международного информационного агентства East-West Digital News общий объем инвестиций в российскую электронную торговлю в 2018 году составил 756 млн долл. Из всех отраслей наибольший рост показал сегмент электронной коммерции, который по сравнению с прошлым годом увеличился на 16%6.
Важные заявления относительно будущего рынка электронной торговли сделал на Петербургском международном экономическом форуме председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин. По его мнению, цифровая экономика, электронная торговля, а также сфера научно-технических инноваций станут новыми драйверами роста сотрудничества России и Китая7.
Российская нормативная база в сфере цифровой экономики находится в процессе реформирования: летом 2017 года Правительство РФ утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Программа рассчитана до 2024 года, 1,5 млрд рублей выделены на совершенствование нормативной базы в сфере цифровой экономики8.
Ещё одним направлением развития электронной торговли является использование криптовалюты. Родоначальник криптовалюты - Дэвид Чом. Он изобрёл централизованную платёжную систему для конфиденциальных платежей в системе DigiCash, однако в 1998 год компания прекратила своё существование9. Возобновление развития криптовалюты произошло благодаря появлению децентрализованной платёжной системы «Биткойн», которая была разработана в 2009 г. неизвестным программистом10. На сегодняшний день криптовалюта - это один из видов цифровой валюты. Её эмиссия и учёт основаны на различных криптографических методах, функционирование происходит децентрализовано, в распределенной компьютерной сети. Криптовалюта является реальным программным продуктом, курс которого зависит от уровней спроса и предложения. При этом на курс криптовалюты не влияют действия последующих вкладчиков11.
^ 104
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2019
На мировой арене отношение к криптовалюте неоднозначное. Например, в некоторых странах биткойн является полноправным платежным средством (Япония, США, Канада). В этих странах развита сеть криптоматов, и есть возможность оплачивать биткойнами различные услуги12. При этом в ряде стран обращение криптовалюты либо законодательно запрещено (Непал, Боливия, Бангладеш, Алжир), либо существуют ограничения на отдельные виды сделок (Китай, Индия, Россия, Вьетнам, Индонезия, Таиланд, Киргизия, Эквадор, Исландия, Марокко, Малайзия).
Говорить о применении криптовалюты в электронной торговле повсеместно можно только после того, как она будет законодательно утверждена всеми странами. Преимущества этой системы заключаются в том, что она прозрачна, безопасна и упрощена, что будет способствовать совершенствованию электронной торговли в условиях глобализации и цифровизации. Использование новейших технологий в электронной торговле является важным условием конкурентоспособности любой страны и, в частности, Российской Федерации.
В условиях глобализации и цифровизации мировой экономики информация является одним из важнейших ресурсов предприятий. Развитие и совершенствование электронной торговли является необходимым условием конкурентоспособности любой национальной экономики.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Прутовая О. А. Мировые аспекты развития электронной торговли // Наука и образование сегодня. 2018. №11 (34).
2 Andrew Lipsman A. Report "Global Ecommerce 2019" Research Company eMarketer [Electronic resource]. URL: https://www.emarketer.com/topics/topic/retail-ecommerce (дата обращения: 28.06.2019).
3 Карлос А. Все без ума от маркетплейсов. Аналитический ресурс MARKETMEDIA [Электронный ресурс]. URL: https://marketmedia.ru/media-content/marketpleysy-ot-logis-tov-i-bankirov/ (дата обращения: 28.06.2019).
4 Шишкин Ю. Десять трендов онлайн-ритейла на 2019-2020 годы. Сайт для предпринимателей vc.ru [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/trade/59300-desyat-trendov-onlayn-riteyla-na-2019-2020-gody (дата обращения: 28.06.2019).
5 Орлов С. Инвестиции в российскую интернет-торговлю превысили 750 миллионов долларов. Журнал «Компьютерра» [Электронный ресурс]. URL: https://www.compu-terra.ru/238918/investitsii-v-rossijskuyu-internet-torgovlyu-prevysili-750-millionov-dollarov/ (дата обращения: 28.06.2019).
6 E-Commerce in Russia Insights. East-West Digital News [Электронный ресурс]. URL: https://www.ewdn.com/ (дата обращения: 28.06.2019).
7 Си Цзиньпин: цифровая экономика станет новым драйвером роста сотрудничества Росиии и КНР Информационное агентство ТАС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ ekonomika/6525139 (дата обращения: 28.06.2019).
6 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
105 Q
Терёхин К. Какие законопроекты о криптовалюте будут приняты Госдумой весной 2019 года? [Электронный ресурс] // Информационный портал о криптовалютах RusCoins. info 2019. URL: https://ruscoins.info/news/kakie-zakonoporoekti-o-kriptovalyute-budut-prinya-ti-vesnoy-2019-goda/#i-2 (дата обращения: 28.06.2019).
Матковский И. Кто придумал защищенные электронные деньги? [Электронный ресурс] // Проект «Люди» https://www.peoples.ru/. 2014. URL: https://www.peoples.ru/ technics/programmer/david_chaum/ (дата обращения: 28.06.2019).
10 Бабкин А. В., Буркальцева Д. Д., Пшеничников В. В., Тюлин А. С. Криптовалюта и блокчейн-технология в цифровой экономике: генезис развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. №5.
11 Зеленюк А. Н., Орлова Г. А., Тарановская Е. В. Новые криптовалюты в мировой экономике // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. №8.
12 Андреева Е. Самые «биткойн-френдли» страны мира [Электронный ресурс] // Блог компании Smile-Expo https://habr.com/ru/company/smileexpo/. 2017. URL: https://habr. com/ru/company/smileexpo/blog/408493/ (дата обращения: 28.06.2019).
БИБЛИОГРАФИЯ:
Бренделева Е.А. и др. Основы цифровой экономики: учебное пособие. - М.: Научная библиотека, 2018. - 238 с. (Brendeleva E.A. i dr. Osnovy cifrovoj ekonomiki: uchebnoe posobie - M.: Izdatel'skij dom «Nauchnaya biblioteka», 2018. - 238 s.)
Бахарев И. Прямая дорога к покупателю: как это делает производитель (Bаharеv I. Pryamaya doroga k pokupatelyu: kak eto delaet proizvoditel') // http://e-pepper.ru/news/ pryamaya-doroga-k-pokupatelyu-kak-eto-delaet-proizvoditel.html
Попова А. Как компании развивают модель D2C в e-commerce? (Popova A. Kak kompanii razvivayut model' D2C v e-commerce?) // https://zen.yandex.ru/media/ id/5ad9cceda936f4f329e8bab4/kak-kompanii-razvivayut-model-d2c-v-ecommerce-5c208f9868a70a00adaf6b66
Флегонтова Т.А. Регулирование электронной коммерции в КНР: риски и возможности для международного сотрудничества // Вестник международных организаций, 2017, т. 2, №4, сс. 150-168. (Flegonotova T.A. Regulirovanie elektronnoj kommercii v KNR: riski i vozmozhnosti dlya mezhdunarodnogo sotrudnichestva // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij. -2017. T. 12. № 4. - S. 150-168)
Zakharov A.N., Mirzoyan M.O. The role of consulting companies in encouragement of foreign direct investment. Proceedings of 2017 Tenth International Conference «Management of Large-Scale System Development» (MLSD) Russia, Moscow, V.A. Trapeznikov Institute of Control Sciences, October 2-4, 2017. V kollektivnoj monografii na ang. yazyke, indeksiruemom v Scopus. https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85040541669&origin=resultsl ist&zone=contextBox
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2019
106