8. Основная цель развития до 2030 г.: успешный бизнес и стабильное будущее. Deloitte, январь 2017 г. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/risk/sustainable-development-goals-2030.pdf (Дата обращения: 24.04.2019).
9. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год / под ред. С. Н. Бобылева и Л. М. Григорьева. — М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. 298 с.
10. Sachs, J., Schmidt-Traub, G., Kroll, C., Lafortune, G., Fuller, G. (2018): SDG Index and Dashboards Report 2018. New York: Bertelsmann Stiftung and Sustainable Development Solutions Network (SDSN). URL:https://www.sdgindex.org/assets/files/2018/01%20SDGS%20GLQBAL%20EDITIQN%20 WEB%20V9%20180718.pdf (Дата обращения: 23.05.2019).
11. Смирнова Т.С., Камышников Н.И., Хохлова Д. С. Основные направления устойчивого развития аэрокосмической отрасли. // 17-я Международная конференция «Авиация и космонавтика - 2018». 19-23 ноября 2018 года. Москва. - Типография «Люксор», С.711-712 2018.
12. Konovalov V.B., Tikhonov A.I., Fursov V.A., Sogacheva Q.V., Pyanova N.V. // Marketing planning in industrial enterprises in the context of import substitution strategy International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 12. С. 171-182.
Состояние электронной торговли России и перспективы ее развития в
Забайкальском крае Perspectives of e-commerce development in the Trans-Baikal region
Ь Л МОСКОВСКИЙ H ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 339
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18062 Лиценберг Ирина Ивановна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерческого товароведения Забайкальского института предпринимательства - филиала АНО ВО «Сибирский университет потребительской кооперации» Центросоюза РФ Litsenberg, Irina I.,
PhD, Assistant Professor of the Department for Commercial Commodity Research of the Transbaikalian Institute of Entrepreneurship of Siberian University of Consumer Cooperation Аннотация. Около 50% цифровой экономики РФ в 2018 г. составила электронная торговля [25]. Однако, в регионах она развита слабо. Целью данного исследования является анализ состояния электронной торговли РФ и выявление перспектив ее развития в Забайкальском крае. Автором статьи использованы общенаучные методы: анализ, синтез, систематизация, формализация. На основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики, Российской ассоциации электронных коммуникаций, Ассоциации компаний интернет-торговли, результатов исследований консалтинговых компаний A.T. Kearney и Nielsen и других количественных сведений проведен анализ состояния и динамики электронной торговли. С целью определения количества онлайн-магазинов, осуществляющих дистанционную торговлю товарами с территории Забайкальского края, проведено разведочное исследование путем мониторинга информации в поисковых системах Интернет. Основное внимание уделено ключевым характеристикам отечественного рынка интернет-торговли по секторам B-2-G, B-2-B, B-2-C, C-2-C. Предложены актуальные направления развития электронной торговли в Забайкальском крае для организации сбыта продукции региональных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.
Summary. A significant share of the digital economy of the Russian Federation is e-commerce (50% - by the end of 2018) [25]. However, in the regions it is underdeveloped. The purpose of this study is to analyze the state of electronic commerce in the Russian Federation and to identify
the prospects for its development in the Trans-Baikal Territory. The author of the article used general scientific methods: analysis, synthesis, systematization, formalization. Based on statistical data of the Federal State Statistics Service, the Russian Association of Electronic Communications, the Association of E-commerce Companies, the results of research by consulting companies A.T. Kearney and Nielsen and other quantitative information carried out an analysis of the state and dynamics of electronic commerce. In order to determine the number of online stores engaged in distant trade in goods from the territory of the Trans-Baikal Territory, an exploratory study was conducted by monitoring information in Internet search engines. The main attention is paid to the key characteristics of the domestic e-commerce market by sectors B-2-G, B-2-B, B-2-C, C-2-C. The current directions for the development of e-commerce in the Trans-Baikal Territory for the organization of sales of products of regional producers in the domestic and foreign markets are proposed.
Ключевые слова: цифровая экономика, электронная торговля, интернет-магазин, B-2-B-маркетплейс.
Key words: digital economy, e-commerce, online store, B-2-B-marketplace.
Развитие информационных технологий, наряду с изменениями, произошедшими за последние несколько десятков лет, в экономике и обществе, привели к появлению электронного бизнеса, т.е. деловой активности, реализующейся посредством внедрения IT в процессы производства и распределения товаров и услуг. Одной из составляющих электронного бизнеса, включающей транзакции с целью получения прибыли, осуществляемые через электронные сети, является электронная коммерция. В свою очередь, электронная торговля, является более узким понятием, составной частью электронной коммерции, представляя собой проведение торговых операций по купле-продаже каких-либо товаров или услуг через сеть Интернет.
Электронная торговля является важным и многоаспектным явлением современного этапа развития экономики, взаимосвязанным и взаимообусловленным с другими ее элементами. На ее состояние и перспективы оказывает влияние ряд экономических, социальных, технических, правовых и других факторов. С другой стороны, процессы, происходящие в данной отрасли, воздействуют определенным образом на производство, торговлю, рынки рекламы, труда и пр.
Электронная торговля, как известно, обладает рядом достоинств для организаций: возможность глобального присутствия, низкие барьеры входа в отрасль, повышение конкурентоспособности, гибкости и оперативности ведения бизнеса, снижение издержек, упрощение процессов взаимодействия поставщиков-продавцов и покупателей, получение
персональных данных потребителей для CRM и т.д. Покупатели при использовании электронной торговли также получают преимущества: расширение альтернатив выбора, большой объем доступной информации, снижение транзакционных издержек, возможность обмена информацией с другими покупателями и пр.
Объем электронной торговли в мире в 2016 г. составил более 22 трлн. долл., а к 2020 г. ожидается увеличение до 27 трлн. [12]. Российский рынок e-commerce входит в ТОП-10 среди стран мира по объему и темпам роста [19]. В 2018 г. его рост составил 18% [7]. По прогнозам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), по итогам 2019 г. объем рынка отечественной онлайн-торговли увеличится до 2,2 трлн. руб. (+32,5%) [1]. При этом, более 60 % интернет-магазинов и значительная доля их оборота сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге [3, 4]. По данным исследований АКИТ дальнейший рост, преимущественно, будет происходить путем развития интернет-торговли в регионах [13, 16]. Однако, существенным препятствием для этого является сохраняющаяся экспансия китайских маркетплейсов, за счет широкого ассортимента и бесплатной доставки, даже несмотря на ее сравнительно долгий срок. В результате чего динамика трансграничной электронной торговли РФ пока превышает рост внутреннего рынка [2].
Рынок электронной торговли структурирован на секторы в зависимости от субъектов, участвующих в процессе купли-продажи.
В-2-G (business to goverment). Реализуя Программу «Цифровая экономика Российской Федерации» [15], и, в соответствии с Федеральными законами №o 223-ФЗ и №o 44-ФЗ [23, 24] закупки для государственных нужд товаров (работ, услуг) из утвержденного Правительством перечня, а также естественными монополиями, бюджетными организациями и рядом других юридических лиц осуществляются в форме электронных конкурсных торгов. По данным Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок, объем госзакупок в РФ в 2018 г. увеличился до 6,79 трлн. руб. с 6,3 трлн. руб. в 2017 г. Всего за 2018 г. заключено 35 млн. контрактов на поставку для государственных нужд [11].
B-2-B (business to business). Крупные коммерческие корпорации, такие как, ПАО «Газпром», «Роснано» и т.д., также уже давно используют конкурсную систему оптовых закупок именно в электронной форме, используя для размещения заказов собственные сайты или известные E-Tendering. Но в целом, по сравнению с государственными органами, а также населением, применение цифровых технологий бизнес-структурами в РФ находится на низком уровне, что отмечено в докладе Всемирного банка о глобальном развитии [30]. С другой стороны, следует согласиться с мнением представителей крупных интернет-компаний, что электронная торговля, особенно в секторе В-2-В, имеет
наибольшие перспективы и потенциал в нашей стране [21]. Причем речь идет не только об оптовых торговых организациях, но и о предприятиях-изготовителях, которым функционал онлайн-торговли позволяет организовать рациональные прямые хозяйственные связи c оптовыми покупателями, снизить расходы, сократить объем работы и оптимизировать штат менеджеров по продажам.
По данным Statista в 2017 г. в В-2-В-секторе мировой электронной коммерции общая сумма транзакций составила 7,66 трлн. долл. и более чем в три раза превышает объем в В-2-С [29].
В-2-С (business to consumer). Объем розничных онлайн продаж в мире в 2019 г. ориентировочно достигнет уровня 3,5 трлн. долл., доля торговли через Интернет в глобальном розничном товарообороте увеличится до 12% по сравнению с 8-9% в 2015 г.
[17].
Наиболее интенсивный рост этого сектора электронной торговли происходит в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, к 2020 г. его суммарный объем составит до 1,4 трлн. долл., при значении среднегодового темпа прироста 14,3%. При этом, на интернет-магазины КНР приходится около 80 % интернет-продаж в данном регионе, т.е. около 1 трлн. долл. [4].
По прогнозам, к 2020 г. объем розничного онлайн рынка в России достигнет 2180 млрд. руб., а в 2024 г. - 2,4 трлн. руб. Положительная динамика в 2018 г. (+18% к данным 2017 г.) обусловлена увеличением количества покупок и притоком новых покупателей, но средняя сумма в расчете на одну покупку при этом снизилась на 2%, и составила 3,97 тыс. руб. [9].
Одним из ключевых факторов роста В-2-С является увеличение числа мобильных пользователей и доли покупок, совершенных с помощью цифровых мобильных устройств. Предположительно, к 2020 г. доля мобильной торговли в РФ увеличится до 69%, хотя в настоящий период времени 62,6% заказов совершается со стационарных и портативных компьютеров. Мобильный шопинг предпочитают покупатели в возрастной группе до 25 лет
[18].
В России зарегистрировано 300 тыс. интернет-магазинов, что составляет около 9% сайтов Рунета. При этом только 2 тыс. онлайн-ритейлеров получают более 20 заказов в день. Согласно результатам исследований Nielsen Connected Commerce, 90% россиян совершили по меньшей мере одну покупку в Интернете в течение последних лет. Объем розничного онлайн-импорта в 2018 г. увеличился на 29%, по отношению к предыдущему периоду, и составил около 348 млрд. руб., преимущественно за счет покупок товаров из КНР. Так российская аудитория ресурса AliExpress по состоянию на 2018 г. составляла 20
млн. чел. Розничный онлайн-экспорт составляет, примерно, 46,5 млрд. руб. Больше всего заказов в российских интернет-магазинах из зарубежья делается покупателями из США (17%), Германии (4,3%), Великобритании (3,6%), а также стран СНГ. Однако, в связи неблагоприятной макроэкономической ситуацией доля РФ в мировом рынке интернет-торговли не превышает 1% [14].
C-2-C (consumer to consumer). Объем продаж через социальные сети, мессенджеры, интернет-доски объявлений в России оценивается в 295 млрд. руб. Количество сделок, совершенных в этом секторе за последний год, увеличилось на 19%, до 90 млн. транзакций между 8 млн. продавцов и 10 млн. покупателей. Средняя сумма покупки составила 3,25 тыс. руб. Больше всего продаж в России в канале C-2-C осуществляется через ресурсы «ВКонтакте», Avito и «Юла». Интересно, что третья часть покупателей C-2-C никогда не совершают покупки в интернет-магазинах [26].
Статистические сведения, отражающие состояние и динамику электронной торговли РФ, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Состояние и аинамика электронной торговли РФ"
Пое as ат ели Годы
2013 I 2014 I 2015 I 2016 I 2017 1 2D1S
Мезоурове ы_ь
Доля пргятпт-гаттттт^ раз^тещ-двштЕ^ заказы на товары (работы лгслгугн) к Интернете, в оошем ^тнсле оо-следованных организаций, % 43.4 41,7 41,3 41,6 41,2
Дотя организаций. пол\гчэеших заказы на выпл-'с-кае?.тые товары IjcaooTBi, услуги) по Интернету, в обнтем ннсте обследованных организаций, Яо 13.9 17,6 1 8=2 19.3 20,1
Оборот злехтронной торговли (В2С-Х млрд руб. 415 5 SO <550 SOO 944 1 ISO
Terjn роста оборота электронной торговли (В2С). о к ттре -ти-п.тттд п.' период^у 34,9 16,1 23,1 LS LS
Оборот электронной торговли (В2С) в расчете на ¿тунгу населения, тыс. руб. 2,9 3,9 4.4 5,5 6,4 7.8
Оборот электронной торговли (В2С) в расчете на количество пользователей Интернет (сгарше лет), тыс. руб. 15.5 7=0 S.1 9,5 io,s 12,8
атч-роу ро в е тть
Период 201S г.
Страны РФ КНР США
Доля электронной торговли в ВВПГТ, 2,5 4,5 2,6
Доля в >.тировой электронной коммерции, аУо 1,3 27,<5 21,7
* Составлено по: [9, Ю, 28]. За2018г. отдельные статистические
на момент написания статьи отсутствуют.
По данным мониторинга развития цифрового общества в РФ, осуществляемого Федеральной службой государственной статистики, доля организаций, размещавших заказы в сети Интернет, ежегодно составляет немногим более 40%, а получавших заказы -вдвое меньше, хотя по этому показателю, за последние три года наблюдается небольшой, но стабильный рост [10]. При этом, очевидно, что снижение значения показателей в 20142015 гг. связано с введением экономических санкций и началом кризисных явлений.
Оборот электронной торговли в секторе B-2-C ежегодно увеличивается, в том числе в расчете на душу населения и пользователей сети Интернет. Но темп роста этого показателя подвержен колебаниям. Снижение значения оборота электронной торговли в расчете на количество пользователей Интернет после 2013 г. объясняется значительным увеличением последнего в 2014 г. (с 64,4 до 80 млн. чел. соответственно).
Что касается показателей макроуровня, электронная торговля РФ значительно отстает от стран-лидеров (КНР и США), но имеет высокий потенциал роста.
Для оценки развития электронной торговли в разных странах применяют различные рейтинги. Например, консалтинговая компания A.T. Kearney определяет индекс глобальной розничной электронной коммерции (The Global Retail E-Commerce Index) на основании четырех критериев: размер онлайн-рынка, поведение потребителей, потенциал роста и инфраструктура [27]. С 2015 г. Россия вошла в Т0П-10 по этому индексу из 30 стран мира, поднявшись на пять пунктов и получив достаточно высокую оценку поведения потребителей и инфраструктуры.
Далее рассмотрен региональный аспект перспектив развития электронной торговли на примере Забайкальского края. Конкурентными преимуществами Забайкальского края являются выгодное географическое положение, богатство природных ресурсов, наличие стратегически важных транспортных магистралей и самого крупного российско-китайского пункта пропуска, обеспечивающего большую часть внешнеторгового грузооборота между РФ и КНР. Этим обусловлен высокий потенциал развития межрегиональных и внешнеэкономических торговых связей. Однако, как отмечено в Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года [20], пока не преодолено отставание края от субъектов РФ по общему уровню экономического и социального развития.
Еще в 2015 г. В.В. Путин назвал подъем Дальнего Востока национальным приоритетом на XXI век [5]. Указом Президента Российской Федерации от 03.11.2018 № 632 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849» Забайкальский край и Республика Бурятия переданы из состава Сибирского федерального округа (СФО) в состав Дальневосточного федерального округа (ДФО) [22].
В программно-целевых документах федерального и регионального уровня [6, 20] предусмотрен комплекс мер, направленных на развитие экспорта готовых товаров, производимых на территории Дальневосточного федерального округа, в состав которого вошел и Забайкальский край; развитие малого и среднего предпринимательства; создание
экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств; развитие транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечивающей межрегиональную и международную экономическую интеграцию; развитие сельского хозяйства и др.
В настоящее время имеются возможности и условия для развития региональных товаропроизводителей в Забайкальском крае, в том числе, ведется создание комплекса инфраструктуры товародвижения. Но существенной проблемой, сдерживающей активизацию их деятельности, является недостаточная организация сбыта продукции. Механизмы электронной торговли играют большую роль для обеспечения и упрощения их доступа на товарные рынки. В результате исследований контента поисковых систем, проведенных автором данной статьи, определено, что в регионе осуществляют деятельность только два местных интернет-магазина, и, только один из них реализует товары (и то китайского производства) за пределы края. Поэтому создание электронных торговых систем для обеспечения взаимодействия участников рынка: поставщиков, покупателей, субъектов инфраструктуры, представляется одним из целесообразных способов поддержки функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, потребительских и сельхозкооперативов края.
Доля организаций края, размещавших заказы в сети Интернет, в 2017 г. составила 38,3%, а получавших заказы - 14,3% [10], что ниже показателей в целом по стране, указанных выше в таблице 1.
При этом объем инвестиций организациями края в основной капитал, направленных на приобретение информационного, компьютерного, телекоммуникационного оборудования составил 2162,9 млн. руб. В таблице 2 приведена информация об основных показателях электронного бизнеса Забайкальского края, в сопоставлении со средними значениями по РФ, Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам (2017 г.) [там же].
Таблица 2, Основные показатели электронного бизнеса в РФ, СФО ДФО и Забайкальском крае
Показатели РФ СФО ДФО Забайкальский край
Доля организаций, использовавших Интернет, °/о 33,9 34,2 33,6 92,7
Доля организаций, использовавших
широкополосный доступ к сети Ин- 33,2 77,2 30,4 82.6
тернет, %
Доля организации, имевших специ-
альные программные средства для управления закупками товаров (работ, услут)= % 36,2 34,0 36,4 38=2
Доля организаций, имевших специ-
альные программные средства для управления продажами товаров (работ. услуг), % 22 19,7 17,7 18=2
Доля организаций, использовавших
системы электронного документов бо- 66,1 62,1 65,4 71 = 0
рота^ %
Доля организаций, использовавших
электронный обмен между свонмн и внешними информационными систе- 63,1 59,1 63,0 б1=2
мами, %
Таким образом, значение ряда показателей, характеризующих состояние электронного бизнеса в Забайкальском крае, является сопоставимым с аналогичными показателями по РФ и федеральным округам, а по доле организаций, использовавших Интернет и системы электронного документооборота, превышает их. Это косвенно свидетельствует достаточной обеспеченности субъекта электронной инфраструктурой для развития электронной торговли.
По мнению автора, в Забайкальском крае для организации сбыта продукции переработки сельхозсырья, лекарственных растений и других товаров, целесообразно развивать два основных направления электронных продаж: на рынки других регионов РФ и на рынок КНР. В первом случае, целесообразно создание маркетплейса, т.е. платформы торговли, агрегирующей товарные предложения разных поставщиков, привлекая покупателей широким ассортиментом и низкими ценами, поскольку минимизируется звенность товародвижения. Основная задача маркетплейса - решение маркетинговых аспектов (брендинга, контента, SЕО-оптимизации, маркетинговых
коммуникаций, в том числе контекстной рекламы, вирусного маркетинга в социальных сетях и т.п.) для привлечения продавцов и покупателей.
Что касается второго направления, то развитие интернет-торговли формата В-2-С, ориентированного на китайский рынок, нецелесообразно, так как действует политика протекционизма: налоги в отношении почтовых посылок из РФ, при пересечении таможенной границы, достигают 60% от их стоимости. Поэтому продавать товары местного производства в Китай, на наш взгляд, оптимально через оптовый интернет-магазин. Для забайкальских производителей товаров наибольший интерес представляет именно рынок КНР, в силу огромной емкости; удобного географического соседства, что дает возможность осуществлять поставки максимально быстро; интереса со стороны партнеров из Северо-восточных провинций КНР, налаженных деловых связей; растущего спроса на качественную, экологически чистую продукцию, конкурентоспособную по цене. Так, по результатам соцопроса, проведенного Академией общественных наук КНР, 55% потребителей не доверяют качеству китайских товаров, предпочитая импортные [8]. Данные таможенной статистики отражают увеличение поставок продовольствия, сельскохозяйственной продукции в Китай. Но доля присутствия российской продукции на рынке КНР все же очень мала, а значит имеется значительный потенциал роста.
Безусловно, для успешного функционирования интернет-магазина потребуется оптимизация платежных систем, разработка лингвистических сервисов для работы с иностранными покупателями и пр.
В заключение данной статьи сформулированы выводы.
Благодаря ряду преимуществ, в условиях преодоления экономического кризиса, применение технологий интернет-торговли является востребованным. В ближайшем будущем, такая модель организации торгового бизнеса, с высокой вероятностью, станет доминирующей. Это актуально и своевременно и на региональном уровне. Перспективы развития электронной торговли в Забайкальском крае обусловлены следующим.
На территории Забайкальского края ведется создание экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств. Особое место среди продукции местных изготовителей отводится экологически чистым продовольственным товарам и продукции переработки уникальных лекарственных растений. Для обеспечения сбыта готовой продукции необходимо, в комплексе с другими мерами, создание субъектов электронной торговли.
Для успешного их функционирования в настоящее время имеются экономические, инфраструктурные и технические условия. Оснащается и модернизируется логистическая, транспортная, приграничная и электронная инфраструктура региона.
В статье предложено два наиболее перспективных направления развития электронной торговли края: маркетплейс, ориентированный на внутренний рынок конечных покупателей и интернет-магазин для оптовых покупателей, прежде всего из КНР.
Существует востребованность - спрос на услуги по агрегированию товарных предложений на единой информационной площадке для облегчения поиска контрагентов, установлению контактов и заключению сделок между оптовыми и мелкооптовыми поставщиками и покупателями. Кроме того, маркетплейс, благодаря возможностям электронной торговли, предоставляет местным товаропроизводителям возможность выхода на рынки других субъектов РФ и иностранных государств. На региональном уровне конкуренты пока отсутствуют: маркетплейсов по организации сбыта товаров местного производства в крае нет. Существующие оптовые предприятия интернет-торговлю практически не применяют, большинство из них даже не имеют собственных сайтов. Электронная торговля B-2-C представлена только двумя местными организациями и интернет-магазинами общероссийских сетей. В Забайкальском крае имеется достаточное количество, а в перспективе в ближайшее время, благодаря мерам, предпринимаемым федеральным и региональным правительством по развитию экономики края, увеличится, количество производственных организаций - потенциальных клиентов маркетплейса. Рынок КНР, граничащей с Забайкальским краем, характеризуется наличием реального и потенциального спроса на продовольственные товары российского производства и продукцию переработки лекарственных растений Забайкалья, использующихся в традиционной китайской медицине, и достаточной емкостью.
Разработка единого бренда, комплекса маркетинговых коммуникаций, анализ результатов маркетинговых исследований, экономическое обоснование и другие аспекты детализации проекта заслуживают отдельного внимания и будут являться предметом дальнейших исследований.
Список литературы
1. АКИТ, Сбербанк, ADMITAD и OFD.ru провели совместное исследование по рынку интернте-торговли. Объем рынка вырос до 1,66 трлн. руб. - 03.06.2019. -URL: https://www.akit.ru/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B 8%D0%BA%D0%B0-%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%822018/.
2. Алексеев В. Экономика Рунета в 2018 году выросла до 3,9 трлн. руб. - 17.04.2019. -URL: https://www.dp.ru/a/2019/04/17/JEkonomika Runeta v 2018 g.
3. Аналитика по рынку E-commerce в России 2018. -URL: https://vadi.sk/i/0fF9iSibAkpUnw.
4. Ветрова Е.Н., Яковенко Е.А. Состояние и перспективы развития электронной коммерции // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2016. - № 3. - С. 65-70.
5. Владимир Путин: подъем Дальнего Востока - наш национальный приоритет на весь XXI век. - 2015. - URL: https://forumvostok.ru/news/vladimir-putin-the-rise-of-the-far-east-our-national-priority-for-the-entire-xxi-century/.
6. Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 308 (в редакции постановления Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 361)). - URL: https://minvr.ru/activity/gosprogrammy/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-dalnego-vostoka/.
7. Знаковый год для e-commerce в России: создание конгломератов онлайн-торговли и покупки на 1 трлн. рублей. - 24.12.2018. - URL: https://www.sostav.ru/publication/e-commerce-2018-34897.html.
8. Сильный сосед: как заработать на экспорте товаров в Китай. - 2018. -URL: https://www.forbes.ru/biznes/364073.
9. URL: http://datainsight.ru/sites/default/files/DI Ecommerce%202018.pdf.
10. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации (по сосстоянию на 03.10.2018)// Федеральная служба государственной статистики. -URL: http://www.gks.ru/.
11. Объем госзакупок в РФ в 2018 году вырос до 6,8 трлн. рублей. 15.01.2019. -URL: https://www.interfax.ru/russia/646259.
12. Обсуждение будущего электронной коммерции и цифровой торговли в Буэнос-Айресе. - 2017. - URL: https://ru.ictsd.org.
13. Онлайн-торговля в России выросла до рекордных 1,66 трлн. - 03.06.2019. -URL:https://www.rbc.ru/technology and media/03/06/2019/5cf3dab29a79477329e7a402.
14. Покупатели перемещаются в онлайн: рост интернет-торговли в России в цифрах. -
27.11.2018. - URL: https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2018/pokupateli-peremeshchayutsya-v-onlayn-rost-internet-torgovli-v-rossii-v-cifrah.html
15. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». -URL: http://static.government.ru.
16. Российский рынок интернет-торговли к 2024 году достигнет 2,78 трлн руб. -
13.03.2019. - URL:https://www.rbc.ru/business/13/03/2019/5c88f46a9a79479761da827d.
17. Рынок интернет-торговли в РФ. - 2016. - URL: https://dcenter.hse.ru/data/2017/03/10/1169536647/%D0%A0%D1 %8B%D0%BD%D0%BE%D 0%BA%20%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0
%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%A4%202016.pdf/.
18. Рынок интернет-торговли России: куда движется e-commerce в 2018 году. - 25.04.2018. - URL: https://www.cs-cart.ru/blog/rvinok-internet-torgovli-rossii-kuda-dvizhetsva-e-commerce-v-2018-godu/
19. Сахно О. E-commerce в 2019 году: ключевые факты, которые нельзя игнорировать. -27.12.2018. - URL: https://rb.ru/opinion/e-commerce-2019/.
20. Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года (утверждена постановлением Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 г. № 586 (в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 22.07.2014 № 420, от 05.02.2015 № 44, от 27.10.2015 № 534, от 05.04.2016 № 122, от 28.12.2016 № 513, от 15.05.2017 № 188, от 28.01.2019 № 14). -URL: http://правительство.забайкальскийкрай.рф/actюn/programs/strategiya-socialno-ekonomi chesko go-razvitiya-zab aykalsko go-kraya/.
21. Торговля в Интернете. - 22.03.2018. - URL: https://kupimzdes.ru/novosti/internet-torgovlj a-v-2018-2019.html.
22. Указ Президента Российской Федерации от 03.11.2018 № 632 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849». - URL: kremlin.ru/acts/bank/43719/print.
23. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ (с изменениями на 28 ноября 2018 г.) -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964.
24. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (с изменениями на 1 мая 2019 г.) (редакция, действующая с 12 мая 2019 г.)). -URL: http://docs.cntd.ru/document/499011838.
25. Цифровая экономика России в 2018 году составит 5,1% от ВВП страны - РАЭК. -22.11.2018. - URL: https://iot.ru/gorodskava-sreda/tsifrovava-ekonomika-rossii-v-2018-godu-sostavit-5-1 -ot-vvp-strany-raek.
26. Data Insight: российская ecommerce вырастет до 1,15 трлн рублей. - 18.12.2018. - URL: https://oborot.ru/articles/data-insight-rossijskava-ecommerce-vvrastet-do-115-trln-rublej-
i100015.html?utm_source=ras_regular_oborot&utm_medium=ras&utm_campaign=ras_oborot_ daily_article, http://datainsight.ru/sites/default/files/DI Ecommerce%202018.pdf
27. E-commerce-index - A. T. Kerney. - URL: //www.atkearney.ca/consumer-products-retail/e-commerce-index/.
28. E-Commerce report 2019. - URL: https://www.statista.com/study/42335/ecommerce-report/.
29. Statistics and Market Data about E-commerce. - URL: from http://www.statista.com/ markets/413/e-commerce/.
30. The World Bank Annual Report 2018. - 2018, September 28// The World Bank. - URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/167281538160937940/The-World-Bank-Annual-Report-2018/.
Повышение обоснованности норм труда в сельском хозяйстве Increase the validity of employment standards in agriculture