УДК 338(470+571)
ТЕНДЕНЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
TREND TOWARDS INCREASING THE QUALITY OF COMPETITIVE ENVIRONMENT IN THE POST-INDUSTRIAL ECONOMY
Митяева Наталия Вячеславовна
Mityaeva Natalia Vyacheslavovna
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им.Г.В. Плеханова, Саратов
PhD (Economics), professor, head of the department of economic theory. Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov
e-mail: afina610@yandex.ru
Бобкова Арина Дмитриевна
Bobkova Arina Dmitrievna
аспирант, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
postgraduate student, Saratov socio-economic institute Plekhanov Russian University of Economics, Saratov
e-mail: arina343200@yandex.ru
(branch) of
В статье отражены результаты исследования тенденций изменения качества конкурентной среды при переходе к постиндустриальной экономике. В рамках исследования конкурентная среда рассматривается как динамичное образование, имеющее короткий интервал применения. Актуальность выбранной проблематики подтверждается преломлением ранее устоявшихся рутин и практик конкурентной борьбы, изменением характеристик конкурентоспособности, совершенствованием моделей и стратегий конкурентной борьбы, появлением новых средств конкурентной борьбы. Синтезированное представление направлений развития конкуренции позволило применить поведенческий подход к анализу моделей и стратегий конкуренции при переходе к постиндустриальной экономике. Тенденции динамики качества конкурентной среды постиндустриальной экономики касаются зависимости между рыночными структурами и качеством конкурентной среды, диапазона форм осуществления эволюции конкурентной среды, объема неблагоприятных условий для повышения качества конкурентной среды, сочетания разнонаправленных тенденций, процесса дифференциации размерной структуры, появления новых стратегических направлений «захвата» рынка, изменения доли потенциальной конкуренции в рыночной структуре, смены приоритетов в анализе поведения фирм, роли поведенческих характеристик хозяйствующих субъектов, новых черт хозяйственной среды.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентная среда, качество конкурентной среды, постиндустриальная экономика, конкурентные стратегии.
The article presents the results of the research on trends in the changing quality of competitive environment during the transition to a postindustrial economy. For the purpose of the study competitive environment is considered as a dynamic entity with a short application interval. The research is relevant due to the collapse of previously established routines and practices of competition, changing characteristics of competitiveness, improving models and strategies of competition, and emergence of new means of competition. The authors use a comprehensive interpretation of the development of competition and apply a behavioral approach to the analysis of the models and strategies of competition in the transition to a postindustrial economy. Changing dynamics of the quality of competitive environment of the postindustrial economy is manifested in correlation between market structures and the quality of competitive environment, wide range of evolution of competitive environment, scope of unfavorable conditions for improving the quality of competitive environment, combination of multidirectional trends, differentiation of the size structure, emergence of new strategic tools for "taking over" the market, changes in the share of potential competition in the market structure, change of priorities in the analysis of the corporate behavior, role of behavioral characteristics of business entities, and new features of the economic environment.
Keywords: competition, competitive environment, quality of competitive environment, post-industrial economy, competitive strategies.
В последнее время возрастает интерес ученых-экономистов к феномену конкурентной среды и ее роли в развитии национальной экономики. Конкурентная среда - динамичное образование, имеющее короткий интервал: на нее оказывают влияние разнообразные факторы, поэтому ее содержание постоянно меняется. Сущность конкурентной среды заключается в обеспечении механизма конкуренции, что является важным в период становления постиндустриальной экономики.
Актуальность анализа качества конкурентной среды и тенденций ее динамики обусловлена следующими объективными обстоятельствами:
- эффективное функционирование субъектов рыночной экономики, находящихся на постиндустриальной стадии своего развития, нуждается в теоретическом осмыслении и прикладном преломлении ранее устоявшихся практик и рутин ведения конкурентной борьбы;
- диалектичность развития конкуренции как экономического феномена влечет за собой изменение моделей и стратегий конкурентной борьбы, характеристик конкурентоспособности и путей ее повышения и качественного изменения [4, с. 106-110];
- динамичное развитие конкурентной среды сопровождается развитием и усложнением конкуренции, появлением новых средств конкурентной борьбы.
Проблематика конкуренции, конкурентной среды и конкурентоспособности является достаточно привлекательной для российских и европейских ученых, многие из теоретических и прикладных аспектов глубоко проработаны и получили свое практическое воплощение при разработке стратегии и тактики конкурентной борьбы, но явно недостаточно внимания уделено хозяйственной среде и конкурентной среде как элементу хозяйственной среды, отсутствуют критерии, применяемые при разработке инструментария оценки качества конкурентной среды, появление принципиально новых условий осуществления конкурентных действий и факторов, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние на изменение качества конкурентной среды. Пристального внимания требуют условия возникновения конкурентных преимуществ, разработки и использования новых моделей поведения конкурентной фирмы, формирования совокупности эффективных конкурентных стратегий.
В качестве наиболее перспективных направлений исследования качества конкурентной среды можно указать выработку новых методологических подходов к механизму оценки конкурентной среды, формирование и применение новых моделей конкуренции, влияние развивающихся социальных сетей. В идеале новая - постиндустриальная - конкурентная среда будет характеризоваться более высоким уровнем организации, более совершенной внутренней структурой, устойчивыми «правилами игры» касательно функциональных ролей и распределения обязанностей.
Конкурентная среда должна рассматриваться в трех аспектах:
- как условие функционирования рыночного механизма;
- как характеристика состояния рыночной среды;
- как фактор, влияющий на поведение фирм.
Сущность конкурентной среды заключается в обеспечении механизма конкуренции. В рамках исследования конкурентная среда трактуется как совокупность условий, в которых действуют хозяйствующие субъекты, предлагающие/приобретающие специфическую или близкую по составу продукцию, сырье для ее производства, и их отношения в определенный период времени. Признание узкого временного периода сохранения определенного качества конкурентной среды актуализирует изучение совокупности факторов, влияющих на качество конкурентной среды.
Новизна предлагаемого определения заключается в синтезе трех направлений развития конкуренции в постиндустриальной экономике, оно сформулировано в рамках поведенческого подхода и в соответствии с новым качеством развития конкуренции при переходе на постиндустриальный этап развития. Мы считаем, что такой подход к определению понятия «конкурентная среда» позволяет дать полную характеристику данному понятию, имеющему не только теоретическую, но и практическую значимость применительно к современным условиям.
Между конкурентной средой и конкурентной борьбой существует диалектическая взаимосвязь: конкурентная среда влияет на течение конкурентной борьбы, конкурентная борьба влияет на качество конкурентной среды.
В широком смысле конкурентная среда -это совокупность внутренних и внешних обстоятельств, которые создают рамочные усло-
ШшшяШ
вия для производителей, потребителей и поставщиков в процессе осуществления их деятельности, связанной с удержанием имеющейся рыночной ниши, расширением своей «целевой аудитории», завоеванием новых сегментов рынка и новых субагентов, стремлением занять преобладающее положение на рынке.
В узком смысле конкурентная среда - это институциональные условия, обеспечивающие эффективное сосуществование и сотрудничество субъектов конкурентного рынка. При таком подходе понятие «конкурентная среда» имеет исторически преходящее содержание, изменяющееся в соответствии с изменениями на государственном или региональном уровне, изменением уровня развитости инфраструктуры, использованием специализированных или унифицированных инструментов финансовой и монетарной политики.
Структура конкурентной среды представлена следующими элементами: товарный рынок, продуктовые границы товарного рынка, географические границы товарного рынка, конкуренция, конкурентоспособность, товар. Выявленные в процессе исследования элементы конкурентной среды позволяют рассматривать ее как целостную систему, элементы которой находятся в диалектической взаимосвязи. Такой подход позволяет выработать меры по оценке качества конкурентной среды и на повышение ее качества путем точечного воздействия на конкретный элемент.
Этапы эволюции конкурентной среды совпадают с этапами развития экономической системы, но имеют особенности условий, факторов, форм и средств конкуренции, свойственные каждому этапу эволюции. При переходе от одного этапа к другому изменяется интенсивность и направленность взаимного влияния социально-экономических отношений, технологий, институциональной и рыночной среды на состояние конкуренции, модели конкурентного поведения фирм и реализуемые конкурентные стратегии. При анализе этапов развития конкурентной среды особое внимание должно уделяться изменению ключевых характеристик конкуренции, таких как условия, факторы, формы, средства.
При изменении типа экономики меняются характеристики конкурентной среды, формы конкуренции и конкурентные преимущества.
В хозяйственной среде постиндустриальной экономике сосуществуют как современные рыночные структуры, как традиционные
(совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия), так и новые, свойственные постиндустриальной экономике (сетевые структуры, асимметричные структуры, коллективное доминирование). Вычленение из реально действующих рыночных структур традиционных и принципиально новых позволяет дать более полную и достоверную характеристику конкурентной среды, соответствующей постиндустриальному этапу развития российской экономики.
При анализе факторов, оказывающих влияние на качество конкурентной среды, в процессе исследования использовался метод, применяемый в законодательстве о конкуренции, акцентирующий внимание на факторы, ухудшающие качество конкурентной среды. Понимание этих факторов и угроз, исходящих из них, позволит априори выбрать настройки, позволяющие поддерживать конкурентную среду в адекватном состоянии.
Налицо сдерживающие факторы развития конкуренции: недостаточный уровень развития институциональной среды, высокая степень государственного участия при доминировании прямых форм государственного управления, низкая концентрация продавцов и низкая деловая активность, отрицательные проявления рентоориентированной модели национальной экономики и низкая культура бизнеса, негативная структура экономики с ярко выраженными диспропорциями [5, с. 76-82].
Выявление факторов, сдерживающих развитие конкурентной среды, позволяет сделать вывод о наличии взаимосвязи и взаимообусловленности между уровнем развития конкуренции, конкурентной среды и форм хозяйствования. Слабая конкуренция и неразвитая конкурентная среда стали основными причинами сохранения неэффективных форм хозяйствования - фирм, которые неконкурентоспособны по отношению к производителям, выходящим на рынок с принципиально новым инновационным продуктом, производственными технологиями или готовым бизнесом [2, с. 19]. В свою очередь, неразвитость форм хозяйствования тормозит переход на постиндустриальную стадию и появление новых форм конкурентной борьбы и конкурентных стратегий, адекватных новому этапу развития.
Реальное воздействие на качество конкурентной среды оказывают следующие факторы: потенциальная конкуренция и поведенческие характеристики фирм.
Потенциальная конкуренция проявляется в практике хозяйствования как работающая конкуренция и как рынок доминирующей фирмы в конкурентном окружении. Выявленные автором характеристики потенциальной конкуренции, касающиеся форм собственности, форм организации бизнеса, изменения форм продукции, процессов концентрации и централизации производства, размерной структуры бизнеса, имеют большое значение при оценке фактической конкурентной среды и прогнозировании ее новых свойств и характеристик, которые в итоге должно привести к росту конкурентоспособности страны на мировой арене [3, с. 61-64].
Выявление направлений и уровня влияния поведенческих характеристик фирмы на качество конкурентной среды может быть реализовано с точки зрения классической, неоклассической, институциональной, эволюционной теорий. Такой синтезированный подход позволяет всесторонне изучить особенности технологически прогрессирующей экономики и разработать алгоритм создания конкурентной среды, соответствующей новому этапу развития российской экономики.
На развитие конкурентной среды влияют внутренние и внешние причины низкой конкурентоспособности российских фирм. В качестве внутренних причин предлагается рассматривать следующие: отсутствие стратегической составляющей в деятельности фирм, слабая ориентация на рынок и низкая способность фирм адаптироваться к требованиям рынка, низкое качество стратегического менеджмента и отсутствие в деятельности фирм взвешенной конкурентной политики; в качестве факторов внешней среды - ограниченность финансовых источников формирования капитала, недостаток на рынке труда квалифицированных кадров, прежде всего рабочих специальностей, снижение платежеспособного потребительского спроса, административные барьеры, ухудшение рыночной конъюнктуры вследствие объективных обстоятельств.
Выявление внутренних и внешних причин низкой конкурентоспособности фирм позволит повысить качество конкурентной среды за счет устранения факторов, имеющих наиболее негативные последствия для развития конкуренции и конкурентоспособности.
Для повышения эффективности мероприятий, направленных на повышение конкуренто-
способности фирм, необходимо распределить приоритетные направления и разработать комплекс рекомендаций по повышению конкурентоспособности российских фирм, в которых особая роль отводится инновациям, обеспечивающим радикальное улучшение позиций компании на рынке. Наличие убедительной аргументации в пользу определяющей роли процесса разработки и внедрения инноваций для становления постиндустриальной экономики позволяет сформулировать наиболее перспективные направления изменений конкурентной среды при переходе к постиндустриальной стадии, основанной на инновациях:
во-первых, обоснована необходимость развития кластерного подхода как особой среды, в которой создаются инновации - продукты высокой конкурентоспособности;
во-вторых, обоснована необходимость развития бизнес-сетей - интегрированных социальных связей между фирмами, которые формируют условия и принципы работы фирм в системе договорных отношений, что влияет на величину трансакционных издержек и имеет особое значение в инновационной деятельности фирм;
в-третьих, показаны новые подходы, применение которых формирует новые модели конкуренции с более устойчивыми конкурентными преимуществами.
Существует объективная необходимость применения интегрированного подхода к инновациям как главного направления повышения конкурентоспособности российских фирм, что предполагает реализацию инноваций системно (на макро-, мезо- и микроуровнях) и комплексно (в технологиях, управлении, обучении). Предложена система стимулирования инновационной деятельности российских фирм с учетом оценок фактически достигнутых результатов в повышении производительности и конкурентоспособности фирм.
В постиндустриальной экономике не нуждается в особых доказательствах научное предположение: любая фирма будет иметь шанс успешно конкурировать на международных рынках и быть действительно перспективной в условиях по-настоящему глобальной постиндустриальной экономики только в условиях интегрированного подхода. Применение интегрированного подхода позволит выйти на новый уровень и быстро адаптироваться к радикальным переменам.
ШшшяШ
Тенденциями динамики качества конкурентной среды постиндустриальной экономики являются:
- усиление зависимости между рыночными структурами (реальными и потенциальными) и качеством конкурентной среды. Для предприятия - игрока конкурентного рынка необходимы достоверные методы оценки реализуемых и возможных конкурентных действий их противников. Анализ конкурентной среды целесообразен для достижения прикладной цели -изучения возможностей и позиций фирм-конкурентов;
- расширение диапазона форм осуществления эволюции конкурентной среды. Эволюция конкурентной среды выражается в изменении условий и факторов конкуренции, в изменении источников конкурентных преимуществ, в изменении методов и средств конкуренции, в изменении моделей и стратегий конкуренции;
- нарастание объема неблагоприятных условий для повышения качества конкурентной среды: слабый институт собственности (условная частная собственность и формирование класса квази-собственника); рентоориен-тированный характер, дестимулирующее влияние на инновации; неэффективность российского бизнеса; наличие активных внешних и внутренних причин низкой конкурентоспособности; государственное регулирование блокирует развитие институциональной среды; высокий уровень концентрации продавцов; несовершенство законодательной базы (статусная конкуренция - борьба за административный ресурс);
- сочетание тенденции к усилению конкурентной борьбы и тенденции монополизации, проявляющееся в увеличении рыночных долей отдельных фирм, что значительно усложняет реализацию тактики и стратегии фирм-конкурентов. Перед ними встает двоякая задача: забота о выявлении принципиально новых возможностей производства и создание высоких входных барьеров для выхода на рынок потенциальных конкурентов;
- усиление процесса дифференциации размерной структуры. Снижение уровня концентрации производства приводит к изменению размерной структуры экономики. Оптимальным признается небольшой размер фирм, на практике снижается доля крупных фирм и возрастает доля мелких. Меняются формы взаимодействия мелких и крупных фирм, наиболее распространенными становятся: симбиоз
(субподряд, франчайзинг, спин-офф, аренда, аутсорсинг), конкуренция между мелкими и крупными фирмами, нишевая специализация мелкого бизнеса. Рыночная структура экономики сдвигается в сторону усиления полиполии;
- появление новых стратегических направлений «захвата» внешнего рынка: иерархическое построение бизнеса, экспорт, посредничество. Активная фаза глобализации предъявляет новые требования к методам и способам конкурентной борьбы отечественных предприятий, обсуждается вопрос о недостаточности противостояния внутри страны, указывается на необходимость поиска новых перспективных рынков за рубежом, агрессивного выхода на внешние рынки, «смелого» проникновения в международный бизнес;
- усиление доли потенциальной конкуренции в рыночной структуре современной экономики. Потенциальная конкуренция проявляется в практике хозяйствования как работающая кон -куренция и как рынок доминирующей фирмы в конкурентном окружении;
- смена приоритетов в анализе поведения фирм. Экономическое поведение хозяйствующих субъектов рассматривается как производная от структуры прав собственности и кон -трактов, заключаемых организацией. Больше внимания стало уделяться целям жизнедеятельности фирмы, имеющимся ресурсам, опыту, полученным в предыдущие периоды;
- усиление роли поведенческих характеристик хозяйствующих субъектов как институциональной составляющей феномена конкурентной среды. Эта тенденция реализуется: как появление экономических и институциональных факторов, определяющих конкурентное/неконкурентное поведение фирмы; как эффективный анализ конкурентного и неконкурентного поведения фирмы; как появление институциональных факторов, влияющих на формы неконкурентной практики;
- приобретение хозяйственной средой черт инновационности, что вносит в предпринимательскую деятельность дополнительные элементы неопределенности, расширяет зоны рисковых ситуаций. В этих условиях возникают неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, возрастает степень риска в области инновационного бизнеса [1, с. 81-85].
Развитие теории конкуренции и рыночных структур, рассматриваемой как процесс эволюции форм, методов и средств, позволяет
определить сотрудничество и партнерство как факторы формирования сильных конкурентных преимуществ.
В связи с тем, что основные положения исследования разрабатывались с учетом характера конкурентной среды на российском рынке,
они могут применяться хозяйствующими субъектами как комплекс практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности на основе формирования новых конкурентных преимуществ и выстраиванию новых моделей и стратегий конкуренции.
Библиографический список
1. Барашов Н.Г. Инновационная активность в условиях неравновесного состояния российской экономики // Инновации в современном мире : сб. ст. по матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. 31 октября 2011 г. Новосибирск : СибАК, 2011. С. 81-85.
2. Водяненко О.И. Специфика управления рисками // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 3. С. 19.
3. Герчикова Е.З. Развитие малого предпринимательства как фактор повышения уровня экономической безопасности // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 61-64.
4. Митяева Н.В., Федорова Ю.В. Конкурентоспособность конкурентной среды национальной экономики // Альманах современной науки и образования. 2013. № 7 (74). С. 106-110.
5. Орехова Е.А. Многогранность структур института доверия в современных условиях // Наука и общество. 2014. № 4 (19). С. 76-82.
References
1. Barashov N.G. (2011) Innovatsionnaya aktivnost' v usloviyakh neravnovesnogo sostoyaniya rossiyskoy eko-nomiki [Innovative activity in the context of the non-equilibrium state of the Russian economy] // Innovatsii v sovremen-nom mire : sb. st. po mater. IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 31 oktyabrya 2011 g. Novosibirsk : SibAK. P. 81-85.
2. Vodyanenko O.I. (2015) Spetsifika upravleniya ris-kami [Specific aspects of risk management] // Vestnik SGSEU. № 3. P. 19.
3. Gerchikova Ye.Z. (2018) Razvitiye malogo predprini-ma-tel'stva kak faktor povysheniya urovnya ekonomicheskoy bezopasnosti [Development of small business as a factor of improving the level of economic security] // Ekonomicheska-ya bezopasnost' i kachestvo. № 1 (30). P. 61-64.
4. Mityayeva N.V., Fedorova Yu.V. (2013) Konkurento-sposobnost' konkurentnoy sredy natsional'noy ekonomiki [Competitiveness of the competitive environment of the national economy] // Al'manakh sovremennoy nauki i obra-zovaniya. № 7 (74). P. 106-110.
5. Orekhova Ye.A. (2014) Mnogogrannost' struktur in-stituta doveriya v sovremennykh usloviyakh [Multi-aspect structure of the institutional trust in current economic conditions] // Nauka i obshchestvo. № 4 (19). P. 76-82.