8. Kompleksna ocinka social'no-ekonomichnogo rozvytku regioniv Ukrai'ny. [Complex assessment of social and economic development of regions of Ukraine]. REGIONAL''NA POLITYKA. 2011. www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article7art
9. Mojsejenko I.P., Flejchuk M.I. Strategija ekonomichnogo rozvytku Ukrai'ny v umovah kryzy [Strategy of economic development of Ukraine in the conditions of crisis]. // Bjuleten' Mizhnarodnogo nobelivs'kogo ekonomichnogo forumu. «Svitova ekonomika HHI stolittja: cykly ta kryzy» Dnipropetrovs'k. №1 (5). Tom 1. 2012. Р. 274-282.
10. Predbors'kyj V.A. Ekonomichna bezpeky derzhavy. [Economic safety]. Monografija. K. : Kondor, 2005. 351р.
11. Programa perehodu Ukrai'ny do zbalansovanogo rozvytku. [Program of transfer of Ukraine to balanced development]. www.eco-live.com.ua/.../102-programa-perekhodu-ukrai'ni-do-zbalansovanogo-rozvitku
12. Strategija nacional'nogo rozvytku Ukrai'ny do 2015r. [Strategy of national development of Ukraine by 2015]. http://www.uf.org.ua/news/550/
13.Strukturnaja ocenka geojekonomicheskogo potenciala regionov Ukrainy: metodicheskie podhody. [Structural assessment of geo-economic potential of the Ukrainian regions: methodological approaches]. http://fppr.org.ua.
ДАН! ПРО АВТОРА
Мойсеенко 1рина Павлiвна, доктор економмних наук, професор, завщувач кафедри фЫансово-економлчноТ безпеки Льв1вський державний умверситет внутршмх справ вул. Кривоноса 1, м. Львiв, 79008, Украна
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Моисеенко Ирина Павловна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансово-экономической безопасности
Львовский государственный университет внутренних дел ул. Кривоноса 1, г. Львов, 79008, Украина
DATA ABOUT THE AUTHOR
Iryna Pavlivna Moiseyenko, Doctor of Economics, Professor, Head of Board of Financial and Economic Safety Lviv State University of Internal Affairs Kryvonosa Str., 1, Lviv, 79008, Ukraine
УДК 339.137.2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МИРОВОЙ ОПЫТ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Праневич А.А.
Сценарий долгосрочного развития национальной экономики предполагает рост ее конкурентоспособности, как в традиционных, так и новых наукоемких секторах, прорыв в повышении качества человеческого капитала и динамики производительности труда, в опережающем развитии высокотехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста. Решение этих задач требует создания системы четкого взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования на основе использования эффективных инструментов инновационного развития.
Целью научной статьи является обоснование положения о том, что институциональная организация конкуренции является приоритетным фактором повышения конкурентоспособности национальной экономики, значимость которой возрастает в условиях современного экономического кризиса.
Исследование процесса развития института конкуренции позволило доказать эволюционный характер изменений конкурентных процессов (переход от конкурентного противостояния к конкурентному взаимодействию), что явилось основой формулировки необходимости дифференциации государственной экономической политики с целью повышения конкурентоспособности его хозяйствующих субъектов.
Анализ особенностей современной конкуренции (постиндустриальная экономика) позволяет также охарактеризовать происходящие в ней существенные изменения: технологические, в структуре спроса, в структуре рынка. Эти изменения имеют двоякое проявление и выражаются, с одной стороны, в ускорении изменений конкурентных условий; с другой - усилении интенсивности конкуренции. Это означает переход от конкурентного противостояния к конкурентному взаимодействию. Содержательной стороной данного процесса является сотрудничество в сфере создания стоимости и соперничество в сфере ее распределения. Формами проявления выступают стратегический альянс, финансово-промышленная группа и индустриальная сеть. При этом для национальной экономики формирование таких объединений - есть суть создания условий для укрепления конкурентоспособности экономики.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность, инновации, институт конкуренции.
THEORETICAL GROUNDS AND WORLD EXPERIENCE OF INSTITUTIONAL CONSTRUCTION OF COMPETITIVE RELATIONS
Pranevich A.A.
Scenario of long-term development of the national economy presupposes the growth of its competitiveness in both traditional and in new science intensive sectors, breakthrough in increasing the quality of human resources and dynamics of labor productivity, in leading development of highly technological production and turning innovation factors into the main source of economic growth. Solving of these tasks requires establishment of distinct cooperation system between the state, business and education on the basis of applying the effective instruments of innovative development.
Aim of the scientific article is substantiation of thesis that institutional organization of competitiveness is priority factor for increasing competitiveness of national economy, the significance of which increases in the conditions of modern economic crisis.
Study of the process of developing institute of competitiveness permitted to prove the evolutional character of changes in competitive processes (transfer from competitive resistance to competitive cooperation), what constituted the grounds for understanding the necessity to differentiate state economic policy with the aim of increasing competitiveness of economic subjects.
176
Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 21/1
© Праневич А.А., 2013
Analysis ofpeculiarities of modern competitiveness (postindustrial economy) permits to characterize its essential changes: technological, in the structure of demand, in the structure of the market. These changes have dubious manifestation and are expressed on the one hand in the acceleration of changing competitive condition and on the other hand - in the enhancement of competitiveness intensiveness. This presupposes transfer from competitive resistance to competitive cooperation. Content side of this process is cooperation in the sphere of creating value and competitiveness in the sphere of its distribution. Manifestation forms include strategic alliance, financial and industrial group and industrial network. Formation of such associations for the national economy means creation of conditions for strengthening competitiveness of economy.
Key words: competitiveness, competitive environment, competitive capacity, innovations, institute of competitiveness.
Постановка проблемы. Создание эффективной хозяйственной системы - это придание ей высокой конкурентной устойчивости, что определяется конкурентоспособностью действующих в ней хозяйствующих субъектов. Рассматривая в таком аспекте задачу трансформирования экономики, становится очевидным, что важнейшим направлением ее решения является создание таких условий хозяйствования, которые нацеливали бы предприятия на укрепление собственной конкурентоспособности посредством инновационной деятельности. В фокусе оказывается вопрос о функциональной взаимосвязи между институциональными условиями и поведением хозяйствующих субъектов. Содержательная его сторона состоит в обеспечении, во-первых, соревновательного (конкурентного) характера взаимодействия субъектов хозяйствования, и, во-вторых, новаторского типа их поведения. Отсюда значимость исследования мирового опыта институционального строения конкуренции и определение возможности его использования в условиях трансформационных экономик.
Анализ публикаций. Определению теоретической сущности и практической значимости института конкуренции посвящены работы таких зарубежных ученых, как Ф. Найта, М. Портера, А. Дж. Стрикленда, А. Томпсона, Ф. Хайека, Й. Шумпетера, а также отечественных исследователей: С. Авдашевой, Г. Азоева, Н. Розановой, Ю. Тарануха, А. Юданова, А. Шмелева и др.
Вопросы исследования проблем развития конкурентной среды, анализ основополагающих факторов, влияющих на ее состояние, раскрыты в трудах П. Крючковой, И. Пилипенко, Б. Титова, и др. Исследованием проблем государственного регулирования конкуренции занимаются - И. Князева, С. Сулакшин, П. Титов, К. Тотьев, В. Якунин, и др.
Однако, несмотря на широкое освещение вышеуказанных проблем в научных трудах, вопросы институциональной организации конкуренции и формирования эффективной государственной конкурентной политики, в частности в условиях глобализации мировой экономики остаются актуальными.
Целью научной статьи является обоснование положения о том, что институциональная организация конкуренции является приоритетным фактором повышения конкурентоспособности национальной экономики, значимость которой возрастает в условиях современного экономического кризиса. Достижение заявленной цели предполагает решение следующих задач:
- определить содержание института конкуренции и выделить особенности институциональной организации конкуренции в глобальной экономике;
- выявить основные факторы, влияющие на развитие института конкуренции в трансформационных экономиках;
- сформулировать предложения по институциональному проектированию конкуренции в условиях трансформации;
- определить возможные рамки применения мирового опыта институционального проектирования конкуренции в условиях Республики Беларусь.
Основная часть. Исследование современных конкурентных процессов показало, что за последние 20-30 лет характер конкуренции в основных отраслях экономики развитых стран изменился под влиянием процесса глобализации, и характеризуется следующими особенностями (общими и специфическими), которые воздействуют на функционирование национальных экономик: К общим следует отнести:
1. возникновение и развитие нового глобального уровня конкурентной борьбы. Усиление конкуренции привело к тому, что в настоящее время экономическим агентам все сложнее удерживать конкурентные преимущества. В результате для создания новых и удержания старых конкурентных преимуществ увеличиваются затраты на НИОКР, удлиняются сроки их проведения;
2. сокращение жизненного цикла товара за счет постоянного появления новых продуктов либо их новых модификаций, что выступает дополнительным фактором усиления конкуренции и нестабильности, когда с появлением новых товаров могут исчезать не только отдельные предприятия, но и целые отрасли;
3. сращивание производства с поставками. При проведении тендеров оценки выносят не только одному предприятию, но и его субпоставщикам, к которым в мировой экономике предъявляются повышенные требования. Это касается, в частности, более интенсивного обмена информацией и активного участия субпоставщиков в инновационном и производственном процессах;
4. сращивание производства с сервисом. В сфере производства наметилась четкая тенденция к развитию функций услуг с целью получения дополнительной выгоды при освоении нового рынка. С ростом техногенности систем и установки увеличивается потребность в комплексных решениях технологических проблем (поставка «под ключ», полный сервис);
5. усложнение организации бизнес-процессов, когда с целью снижения издержек происходит углубление специализации, результатом чего является вынесение крупными фирмами отдельных операций на аутсорсинг с целью экономии на собственных управленческих издержках.
6. развитие Интернет-технологий. Применяя новые подходы к удовлетворению потребностей и предпочтений покупателей, Интернет способствует созданию товаров заменителей.
К специфической особенности конкуренции в условиях глобализации относится сотрудничество в сфере создания стоимости и соперничество в сфере ее распределения, формами проявления которых выступают стратегический альянс, финансово-промышленная группа и индустриальная сеть Объяснение поведения стратегического альянса возможно на основе институционального подхода, прежде всего теории трансакционных издержек. Создание стратегического альянса оптимально с экономической точки зрения в том случае, когда ни рыночные отношения (то есть обыкновенный договор о поставке какой-либо продукции одной компании другой), ни интернализация (то есть развитие какой-либо программы в рамках одного партнерского предприятия, слияние либо покупка одной компанией другой) не способствуют минимизации совокупной величины трансакционных и общих производственных издержек.
Объективный процесс развития института конкуренции - это процесс перехода от ее низших к высшим формам, эволюционной заменой простых более сложными ее видами. Последнее связано с изменением соотношения между рассредоточением и концентрацией экономической власти.
Развитие института конкуренции прошло несколько этапов, каждому из которых соответствуют свои характеристики. Среди них этапы:
1. с середины 50-х до 90-х г.г. XIX в., соответствующий периоду «квазисвободной» конкуренции;
2. рубеж XIX - XX вв., характеризующийся становлением олигополистических структур;
3. первая треть XX в., связанная с появлением возможности злоупотребления монопольной власти;
4. 30-е - 60-е г.г. XX в., утверждающий приоритет олигополистической модели рыночной организации;
5. с 70-х г. ХХ в. - наст. время - этап становления и развития глобально-интегрированной конкуренции.
Период свободной конкуренции часто называют эпохой капитализма свободной конкуренции, что представляется не совсем точным по ряду причин.
Во-первых, слабость транспортной и информационной инфраструктур нередко приводила к ограничению рынков региональными рамками. Сегментации отраслевых рынков способствовала стандартизация производства и потребления. Конкурентная ситуация на товарных рынках отличалась непостоянным характером. Все это порождало мощные частнокапиталистические тенденции. Однако возникающая монополия не являлась устойчивой. Конкурентное давление сохранялось из-за отсутствия барьеров входа на рынок. Например, с 1860 года стали возникать пулы - временные соглашения между независимыми фирмами о единых ценах, тарифах, квотах производства. При выполнении этих условий участникам выплачивались премии, при нарушении - налагались штрафы. Основными причинами неустойчивости таких объединений были разногласия между участниками (выход одного из них разрушал пул) и невыгодные условия договора. Именно эти причины лежали в основе неустойчивости картелей.
Во-вторых, происходило свертывание участия государства в процессе управления экономикой. Ограничение функций государства было характерно только для Великобритании, экономика которой функционировала на началах «фритредерства». В основе такой ситуации лежала исторически сложившаяся промышленная и колониальная монополия Англии. Во всех остальных странах государство использовало протекционистские меры и другие формы государственной поддержки для восполнения своего отставания.
В-третьих, на рынке труда наблюдалась ситуация монополии работодателя и монополии спроса, вследствие чего предприниматели могли диктовать свою волю.
Изложенное выше позволяет определить данный этап развития как период «квазисвободной» конкуренции. Однако при этом необходимо учесть тот факт, что через него прошла только небольшая группа стран первого эшелона капиталистического развития (Англия и США), а его временные рамки оказались крайне короткими (с середины 50-х до 90-х гг. XIX в.). С точки зрения рассредоточения и концентрации экономической власти, для периода квазисвободной конкуренции были характерны атомизированность предприятий, с одной стороны, и незначительная концентрация экономической власти, которая носила неустойчивый характер, - с другой.
На рубеже XIX - XX вв. начался процесс перехода рыночной системы хозяйствования к новой стадии, характеризующейся господством олигополистических структур. Доминирование последних привело к изменению в соотношении концентрации и рассредоточения экономической власти. Если в период квазисвободной конкуренции наблюдалось чередование монополии и конкуренции, то на данном этапе развития возникают субъекты, обладающие устойчивой экономической властью. С одной стороны, это открывало новые перспективы развития экономики, связанные с инвестированием в отрасли, обладающие высокой эффективностью, появлением неценовых форм конкуренции, удовлетворением разносторонних запросов потребителей, а с другой - дало широкие возможности злоупотребления монопольной властью, извлечения выгод через взвинчивание цен, ограничение прав потребителей.
Возможность злоупотребления монопольной властью на этапах становления олигополистической конкуренции, особенно в первой трети XX в., была связана с сохранением институтов либерального общества, прежде всего принципов свободы контракта. Это открывало дорогу для развития картелей, синдикатов, применения методов насильственного подавления конкурентов. В результате возникла необходимость изменения институциональных рамок конкурентного взаимодействия, создания таких условий данного взаимодействия, которые обеспечивали бы ориентацию институтов на развитие экономики.
Новые институциональные рамки предполагают антимонопольное регулирование, усиление требований к этике бизнеса, запрет на нечестную конкуренцию, рост требований со стороны государства к экологическому и трудовому законодательству, возрастание роли общественных организаций - профсоюзов, союзов потребителей. В течение почти всего XX в. наблюдалась тесная взаимосвязь между становлением институтов социально-либерального общества и развитием олигополистической конкуренции.
Во второй трети XX в. происходит постепенное утверждение модели олигополистической конкуренции, согласно которой в деятельности олигополистических структур синтезируются конкурентные и монополистические начала. Олигополистическая организация, с одной стороны, ограждает фирмы от потерь чрезмерной конкуренции, делает их политику относительно «прозрачной», с другой - избавляет олигополии от торможения продуктовых и технологических инноваций, завышения цен, ограничения объема производства и других негативных эффектов, присущих монополистической организации производства. Устойчивость олигополистических структур как центров экономической власти объясняется наличием естественных барьеров входа: большие размеры первоначального капитала; насыщенность спроса благодаря наличию конкуренции; умеренные масса и норма прибыли; особенности товара и его послепродажного обслуживания; эффект масштаба; владение патентами и контроль над стратегическим сырьем.
Типичными для олигополистических структур являются взаимосвязи, основанные на иерархии между хозяйствующими субъектами: каждый из них, обладая определенной долей экономической власти, подчиняется в то же время экономической власти лидера. Вместе с тем сохраняется возможность вступать в жесткую конкурентную борьбу.
В отличие от периода квазисвободной конкуренции, этап олигополистической конкуренции характеризуется установлением устойчивых связей между производителями и потребителями. Этому способствуют бурное развитие маркетинга, конкуренция в области качества и послепродажного обслуживания. Данному этапу свойственен дуализм сосуществования монополизированных и немонополизированных отраслей. Следует отметить, что доминирование олигополистических структур не ведет к ослаблению конкуренции, так как рынку присущи динамизм, постоянное изменение границ, реорганизация внутренней структуры.
На рубеже 60 - 70-х гг. XX в. в передовых промышленных странах начался переход к постиндустриальной стадии развития. Именно с внедрением постиндустриальных технологий завершилось становление социально-либерального общества, которое получило адекватную своему уровню техническую базу, изменился характер рыночной конкуренции. Последнюю можно охарактеризовать как глобально-интегрированная конкуренция.
Усилению конкуренции способствовала научно-техническая революция. Конкуренция сохраняет при этом регулируемый характер, что находит отражение в новых формах взаимодействия хозяйствующих субъектов. На смену жестким приходят более гибкие и подвижные конкурентные структуры. Простейшие виды единства действий («лидерство в ценах», картельные соглашения) уступают место более развитым формам межфирменного сотрудничества производственного и научно-исследовательского характера, слияния и поглощения сменяются организацией совместных производств.
В институте предпринимательства возникает новая модель ТНК с «сетевой организацией», широким рассредоточением производства и принятия решений, что обеспечивает гибкость и адаптивность современных производственных структур к меняющейся инновационной среде. В институте хозяйствования происходят изменения, обусловленные тенденциями глобализации: конкурентно-рыночные методы регулирования модифицируются, трансформируясь под влиянием встроенных в
них корпоративных методов, дополняемые соглашениями корпораций, отраслевых и региональных альянсов и т.д. В рамках таких объединений возникает необходимость в принятии общих стандартов, процедур и инструментов в целях универсализации регулирования процессов экономического развития общества.
Подобные «промежуточные отношения» между фирмами, с одной стороны, предполагают, определенную степень независимости контрагентов, с другой - требуют согласования отдельных направлений или параметров деятельности. Такой тип взаимодействия становится в настоящее время преобладающим в мировой экономике.
Сетевые структуры имеют многоуровневый характер. Во-первых, происходит интеграция крупного и малого бизнеса, которая может приобретать формы субподрядных связей и отношений, франчайзинга, венчурного предпринимательства, лизинга. Во-вторых, развивается процесс кооперации и интеграции в рамках финансово-промышленного капитала. По данным ООН, в настоящее время в мире насчитывается более 35 тыс. крупных интегрированных финансово-промышленных структур, половина которых приходится на США, Японию, Германию и Швейцарию. Под их контролем находится от 1/3 до % промышленного производства, свыше 50% внешней торговли, более % патентов и лицензий на высокие технологии «ноу-хау».
В настоящее время наблюдается укрупнение и объединение компаний в огромные многопрофильные холдинги. С помощью кооперации партнеры получают преимущества, которых в одиночку невозможно было бы добиться. Появляются образы неизвестных ранее корпораций - «сетевых, интеллектуальных, глобальных, наконец, виртуальных». Это свидетельствует о том, что современные деловые отношения являются по своей природе в большей степени кооперативными, чем конкурентными.
Процесс межфирменного сотрудничества вышел за национальные границы и носит интернациональный характер, принимая в основном те же формы, что и внутри страны. Происходит образование единого экономического пространства, где основными хозяйствующими субъектами становятся не страны, а компании и сетевые структуры. Иными словами, современную конкуренцию можно определить как глобально-интегрированную, поскольку она, во-первых, охватывает сетевыми структурами все сектора экономики, преодолевая дуализм крупного финансово-промышленного капитала, малого и среднего бизнеса, во-вторых, принимает всемирный характер.
Особенности развития конкурентных процессов свидетельствуют о том, что на современном этапе на международном уровне возникает противоречие между глобальным характером конкуренции и слабостью институциональных ограничителей, характерных для социально-либерального общества. Все ТНК, сетевые структуры, альянсы имеют несравненно большие свободу действий и возможности для злоупотребления своей экономической властью в развивающихся странах, чем в развитых. Закрепляется и переносится с национального уровня на международный неравенство стартовых, экономических и социальных условий. Вероятной перспективой дальнейшего развития конкуренции является развитие ее глобально-интегрированной формы, в связи с чем представляется необходимым определение институциональных рамок конкуренции на международном уровне.
Вместе с тем, особенность догоняющего развития, характерного для стран второго «эшелона» мирового производственно-экономического прогресса, состоит в освоении ими технологий и экономических механизмов, уже созданных в государствах-лидерах. Создание здесь институциональных условий конкурентного взаимодействия требует решения задачи ускоренного становления сложных видов рыночной конкуренции, минуя простые. Для этого экономика стран догоняющего развития вынуждена интенсифицировать внешнеэкономические связи, что позволит одновременно защитить приоритетные отрасли и повысить конкурентоспособность национального хозяйства в целом.
Таким образом, для них возникает дилемма: с одной стороны, открытость национальных границ, насаждение конкурентной среды компаниями развитых стран, которые сильнее в технологическом и финансовом отношении, что может привести к тому, что национальный рынок практически не сложится; с другой стороны, необходимость учета внешнего аспекта предполагает более высокую степень монополизации и концентрации экономической власти, приоритетное развитие отдельных отраслей, использование протекционистских мер, что, в конечном итоге, будет способствовать ослаблению конкуренции на внутреннем рынке и огосударствлению экономики. Решение этих противоречивых задач невозможно без участия государства. Именно проводимая им внешнеэкономическая политика является основным фактором успешного экономического «прорыва» страны, поддержания конкурентной среды на внутреннем рынке, стимулирования развития собственного национального производства.
Однако далеко не всегда указанное выше противоречие удавалось разрешить. В ряде случаев процессы модернизации экономики, в том числе становления институциональных структур современной рыночной конкуренции, не были успешными. Высокая степень монополизации и концентрации этих структур и их тесная связь с государством приводили к ловушке «центрально-управляемого хозяйства» и закреплению неэффективных неформальных институтов старого типа. В подобную ловушку попала и Республика Беларусь, где конкурентное взаимодействие развивалось в рамках административно-централизованной структуры, на неформальной основе, без принятия соответствующей законодательной базы, что в конечном итоге привело к воспроизводству нового вида статусной конкуренции.
Вместе с тем, анализ особенностей современной конкуренции (постиндустриальная экономика) позволяет также охарактеризовать происходящие в ней существенные изменения: технологические, в структуре спроса, в структуре рынка. Эти изменения имеют двоякое проявление и выражаются, с одной стороны, в ускорении изменений конкурентных условий; с другой - усилении интенсивности конкуренции. Это означает переход от конкурентного противостояния к конкурентному взаимодействию. Содержательной стороной данного процесса является сотрудничество в сфере создания стоимости и соперничество в сфере ее распределения. Формами проявления выступают стратегический альянс, финансово-промышленная группа и индустриальная сеть. При этом для национальной экономики формирование таких объединений -есть суть создания условий для укрепления конкурентоспособности экономики.
В условиях глобализации рынков это находит отражение в конкурентной политике, влияющей на конкурентоспособность именно национальной экономики. Об этом свидетельствует практика в индустриально развитых странах, осуществляющих, к примеру, антимонопольное регулирование с позиций решения задач научно-технического прогресса и укрепления конкурентоспособности национальных предприятий.
Конкурентоспособность национальной экономики, как известно, обусловлена действием определенных факторов, среди которых: наличие природных ресурсов, технологий, потенциал фундаментальной науки, степень открытости экономики и др. Как факторы они могут проявить себя только посредством воплощения в конкретные продукты. Так, конкурентный потенциал обширных и разнообразных природных ресурсов сам по себе не может обеспечить устойчивого роста и реализуется лишь в той мере, в какой субъекты микроуровня способны обеспечить их эффективную разработку. В противном случае наличие высоколиквидных природных ресурсов может стать тормозом на пути совершенствования отраслевой структуры экономики.
Потенциал фундаментальной науки останется нереализованным и неизбежно будет снижаться, если ее достижения не находят воплощения в готовых продуктах, способных конкурировать на рынке. Поэтому значимость фундаментальной науки в обеспечении конкурентоспособности экономики может рассматриваться только в той мере, в какой существует восприимчивость предприятий к нововведениям и их способность реализовать достижения науки в конкурентоспособных продуктах.
Высокая конкурентоспособность первичных звеньев экономики, их способность обеспечивать производство продуктов в соответствии со структурой глобального спроса и мировых цен автоматически оборачивается ростом конкурентоспособности национальной экономики, проявляясь в ее способности противостоять конъюнктурным изменениям. Становится очевидным, что повышение конкурентоспособности национальной экономики - это, прежде всего, повышение конкурентоспособности ее предприятий.
Конкурентоспособность национальной экономики оценивается посредством определения ее потенциала, который связывается с наличием высококвалифицированной рабочей силы, развитой научно-технической базой и низкой капиталоемкостью НИОКР, дешевизной ресурсных факторов, прежде всего рабочей силы. Однако конкурентный потенциал -это не набор свойств, а способность реализовать их в форме конкретных конкурентных преимуществ. Конкурентным потенциалом, то есть конкурентной силой, они становятся тогда, когда субъекты хозяйствования способны обеспечить эффективную разработку ресурсов, когда технологические возможности воплощаются в конкурентоспособные продукты, когда восприимчивость предприятий к достижениям науки является их внутренним свойством, а нововведения отвечают критериям рыночной эффективности. Данные же статистики говорят о серьезных проблемах. Так, в настоящее время из 13 726 технологий в Республике Беларусь, использовались 10 лет и более 49,3 %. С 2002 года прослеживается устойчивая тенденция снижения внутренних затрат на исследования и разработки. При этом, стабильно устойчивым остается только рост внутренних затрат на исследования и разработки в предпринимательском секторе экономики. В то же время, конкурентоспособность в мировой экономике начинается внутри страны с создания конкурентной среды и конкурентного внутреннего рынка.
Основными принципами формирования конкурентной среды в трансформационной экономике являются: повышение конкурентоспособности национальных производителей в открытой экономике, развитие отраслевой организации внутренних рынков.
Основополагающим принципом формирования конкурентной среды является повышение конкурентоспособности предприятий. Это определяет сложность проблемы развития конкуренции в переходной экономике, поскольку, с одной стороны, в ней отсутствует потребность в интенсификации соревновательного взаимодействия участников рынка, с другой - возникает потребность в защите национальных предприятий от иностранной конкуренции с целью накопления ими конкурентного потенциала.
Однако данное противоречие имеет внутреннее решение. Диалектика состоит в том, что при обеспечении равных условий хозяйствования и мер, направленных на укрепление конкурентоспособности предприятий, взаимодействие последних неизбежно принимает соревновательный характер, в процессе которого формируется конкурентная среда. Это достигается посредством применения новаторских методов и форм воздействия на рынок. В результате, чем более конкурентоспособными становятся предприятия, тем напряженней становится их соперничество, и это вынуждает применять их новые способы и методы конкурентной борьбы. Следовательно, обеспечение конкурентоспособности предприятий является той базой, которая обусловливает широту (формы конкуренции) и глубину (методы конкуренции) их конкурентного взаимодействия. Чем шире палитра форм и методов конкуренции, тем интенсивнее сама конкуренция.
Развитие конкуренции посредством укрепления конкурентоспособности субъектов хозяйствования правомерно рассматривать как эволюционную концепцию формирования конкурентной среды, которая базируется на первоочередности мер по подготовке предприятий к конкурентному взаимодействию, внедрению его элементов по мере роста конкурентоспособности предприятий. Это позволяет реализовать принципы введения конкуренции: постепенность и поэтапность.
Вместе с тем, перенос проблемы формирования конкурентной среды в плоскость эволюционного ее развития не означает, что речь идет об эволюционном процессе, который был характерен для стран Запада, где современная конкуренция складывалась веками. Трансформационный процесс предполагает сжатые сроки. Поэтому, эволюционный процесс развития конкуренции в трансформационных экономиках подразумевает не продолжительность, а постепенность преобразований, затрагивающих характер взаимодействия предприятий. В связи с этим, правомерно утверждение, что конкурентная среда в трансформационных экономиках формируется не как результат действия рыночных сил, а как продукт сознательной деятельности с определенными целями, продукт «социальной инженерии».
С середины 90-х гг. XX в. страны с трансформационной экономикой Восточной, Центральной Европы основным направлением социально-экономического реформирования избрали обеспечение функционирующей рыночной экономики, способной справиться с конкуренцией и действиями рыночных сил в Европейском союзе. При этом формирование рыночной конкурентной среды осуществлялось по различным сценариям при ярко выраженной определенной доминанте. Основой развития конкурентных процессов являлось: проведение приватизации (Венгрия, Латвия, Россия, Казахстан); создание малого, среднего бизнеса (Польша, Китай); приватизация с активным участием иностранных инвесторов (Чехия, Эстония, а с 2000 г. - Литва).
Причинами, мешающими развитию конструктивной конкуренции в транзитивных экономиках, которая способствует развитию рынков и конкурентоспособности национальных предприятий являются: неравенство конкурентных условий и слабая отраслевая организация рынков.
Открытость экономики как фактор конкурентоспособности национальной экономики влияет на формирование институциональных условий конкурентной среды. Так, глобализация рынков не означает автоматического заимствования конкурентных условий. Напротив, различия в конкурентных условиях как раз и способствуют глобализации. Последствия глобализации национального рынка будут зависеть от соотношения конкурентных сил действующих и вторгающихся фирм, а также формы проникновения последних - перемещение производства или товарная интервенция. Если их конкурентные силы сопоставимы, то результатом будет рост интенсивности конкуренции, развитие ее форм и методов посредством заимствования, что будет способствовать институциализации и повышению конкурентности рынка. При неравенстве конкурентных сил вытеснение более слабых конкурентов будет неизбежным, а значит и рынок станет более монополизированным. Последнее может быть компенсировано совершенствованием организационной структуры рынка, если имеет место перемещение производства. Но этого не будет наблюдаться, если проникновение осуществляется в форме товарной интервенции. С другой стороны, глобализация конкурентного взаимодействия не формирует сходных институциональных условий. Поэтому специфичность особенностей институциональной организации национальных рынков и способов их регулирования имеют полное право на существование.
Представленный взгляд на проблему открытости позволяет сделать вывод: результаты и последствия открытости экономики, равно как и участие в международной торговле, зависят от уровня конкурентоспособности национальной экономики. Это, в свою очередь, указывает на обоснованность применения разной степени открытости национальной экономики и специфических, ориентированных на укрепление конкурентоспособности национальных производителей, методов регулирования внешнеэкономической деятельности.
Для стран с трансформационной экономикой, в том числе и Беларуси, открытость экономики связывается с решением трех задач. Во-первых, обеспечить приток в страну новых технологий и инвестиций; во-вторых, способствовать развитию конкурентности национальных рынков; в-третьих, расширить доступ национальным производителям на мировые рынки, что возможно при условии укрепление конкурентоспособности национальных фирм. В противном случае экономика столкнется со
всем набором отрицательных последствий, отмеченных ранее. Ставка на конкурентные преимущества низкого порядка не позволит фирмам занять устойчивое положение на мировых рынках, а следовательно, и они сами, и национальная экономика всегда будут подвержены сильному влиянию конъюнктурных изменений. Такая практика будет дестабилизировать внутренний рынки, препятствуя как совершенствованию их организации, так и развитию конкуренции.
Второй принцип формирования конкурентной среды в трансформационной экономике состоит в развитии отраслевой организации внутренних рынков при параллельно осуществляемом укреплении конкурентоспособности национальных производителей. Относительно развития отраслевой организации рынков основные направления деятельности связаны с совершенствованием нормативной базы, развитием рыночной инфраструктуры, снижением отраслевых барьеров и коммуникативного взаимодействия участников рынка. Что касается укрепления конкурентоспособности предприятий, то в центре внимания должны быть вопросы макроэкономической, промышленной и внешнеторговой политики.
Таким образом, рассматривая ее как цельную систему, необходимо определить, что, во-первых, формирование конкурентной среды в рамках трансформационного процесса не может ограничиться нормативно-правовым регулированием, поскольку проблема конкуренции обусловлена не конъюнктурными (краткосрочными), а структурными (долгосрочными) факторами. Во-вторых, проблема конкурентности рынков заключается в низкой конкурентоспособности национальных предприятий и решение проблемы сводится к выбору такой модели организации рынка, которая способствовала бы укреплению конкурентоспособности первичных хозяйственных звеньев экономики.
Олигополия, как свидетельствует мировой опыт, является наиболее эффективной моделью организации рынка, позволяющей одновременно достигать нескольких целей, обеспечивая повышение национальной конкурентоспособности, содействуя развитию внутренней конкуренции и др. Однако структура организации рынка несет в себе опасность, которая связана с возможностью кооперативного поведения крупных участников рынка. Опасность реальна при условии слабости и неразвитости нормативного законодательства, регулирующих институтов. Поэтому, решая проблему выбора данной модели рынка, необходимо учитывать потенциал объективных и субъективных факторов, способных противодействовать нежелательным процессам корпоративного поведения.
Объективными факторами обеспечения эффективной конкуренции являются высота отраслевых барьеров входа и выхода, поскольку угроза входа на рынок выступает достаточным условием для конкурентного поведения.
Субъективными факторами обеспечения эффективной конкуренции являются:
- сговор участников рынка (картелизация);
- деятельность правительства.
Мировая практика свидетельствует о том, что вероятность сговора зависит от динамики спроса. При повышении спроса вероятность сговора снижается. Это определяет необходимость вмешательства правительства, которое через макроэкономическую политику может воздействовать на совокупный спрос, а также стимулировать создание более благоприятных условий для перехода к инновационной деятельности, которая препятствует применению кооперативных стратегий, а также использовать административные барьеры, как инструменты структурной политики. Так, устранение нормативных отраслевых барьеров, в частности запрет соглашений об исключительных правах на поставку и распределение продукции способствуют притоку на рынки новых фирм и усилению конкуренции.
Существенное место в государственном регулировании кооперативного поведения занимает антимонопольное законодательство. Оно, учитывая особенности отраслевой структуры экономики и формирования рынков в трансформационный период, должно быть достаточно гибким, чтобы не мешать поиску форм повышения конкурентоспособности предприятий. Опыт большинства бывших социалистических стран свидетельствует, что на первых этапах трансформации экономики предпочтительно применение мягкого антимонопольного законодательства, не налагающего полного запрета на картелизацию. Ограничиваясь запрещением соглашений о ценах и рынках, законодательства Польши, Чехии и Словакии допускают картельные соглашения, если они способствуют активизации экономической деятельности и серьезно не ограничивают конкуренцию. Положительны и процессы, протекающие в Европейском экономическом сообществе, где укрупнение фирм рассматривается в качестве фактора укрепления их конкурентоспособности.
Выводы. Исследование процесса развития института конкуренции позволило доказать эволюционный характер изменений конкурентных процессов (переход от конкурентного противостояния к конкурентному взаимодействию), что явилось основой формулировки необходимости дифференциации государственной экономической политики с целью повышения конкурентоспособности его хозяйствующих субъектов.
Государственная конкурентная политика призвана способствовать развитию конкуренции на рынках, стимулировать создание и развитие конкурентной среды и конкурентных механизмов, защищать участников рынка от недобросовестной конкуренции. В силу этого конкурентная политика — понятие комплексное и никак не может ограничиваться лишь антимонопольной политикой, как это делается в настоящее время при принятии государственных управленческих решений и разработке соответствующего законодательства в данной сфере. Действенная конкурентная политика невозможна без промышленной, инвестиционной, бюджетно-налоговой, ценовой политик - в той их части, в которой они влияют на состояние конкурентной среды и развитие конкуренции. Стратегические задачи конкурентной политики стран с трансформационной экономикой - развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях; развитие рыночных институтов и конкурентной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей.
Усилению конкуренции способствует научно-техническая революция. Конкуренция сохраняет при этом регулируемый характер. На смену жестким приходят более гибкие и подвижные конкурентные структуры. Простейшие виды единства действий («лидерство в ценах», картельные соглашения) уступают место более развитым формам межфирменного сотрудничества производственного и научно-исследовательского характера, слияния и поглощения сменяются организацией совместных производств. В институте предпринимательства возникает новая модель ТНК с «сетевой организацией», широким рассредоточением производства и принятия решений, что обеспечивает гибкость и адаптивность современных производственных структур к меняющейся инновационной среде. В институте хозяйствования происходят изменения, обусловленные тенденциями глобализации: конкурентно-рыночные методы регулирования модифицируются, трансформируясь под влиянием встроенных в них корпоративных методов, дополняемые соглашениями корпораций, отраслевых и региональных альянсов и т.д. В рамках таких объединений возникает необходимость в принятии общих стандартов, процедур и инструментов в целях универсализации регулирования процессов экономического развития общества.
Вместе с тем, анализ особенностей современной конкуренции (постиндустриальная экономика) позволяет также охарактеризовать происходящие в ней существенные изменения: технологические, в структуре спроса, в структуре рынка. Эти изменения имеют двоякое проявление и выражаются, с одной стороны, в ускорении изменений конкурентных условий; с другой - усилении интенсивности конкуренции. Это означает переход от конкурентного противостояния к конкурентному
взаимодействию. Содержательной стороной данного процесса является сотрудничество в сфере создания стоимости и соперничество в сфере ее распределения. Формами проявления выступают стратегический альянс, финансово-промышленная группа и индустриальная сеть. При этом для национальной экономики формирование таких объединений -есть суть создания условий для укрепления конкурентоспособности экономики.
Список использованных источников
1. Авдашева, С.Б. Адвокатирование конкуренции: предметное поле, проблемы и направления действий / С.Б. Авдашева, А.Е. Шаститко. - М.: ТЕИС, 2006. - 280 с.
2. Бест, М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития /М. Бест. - М.: ТЕИС, 2002. - 835 с.
3. Овчинников В.В. Глобальная конкуренция/В.В. Овчинников - М,: Институт экономических стратегий, 2007. - 360 с.
4. Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач /Под ред. Юданова А.Ю. М.: КНОРУС, 2007. - 464 с.
5. Праневич, А.А. Конкурентные отношения: проблемы становления и развития в условиях трансформации: моногр. / А.А. Праневич. - Минск: Аверсэв, 2008. - 256 с.
References
1. Avdasheva S.B., Shastitko A.E. Advokatirovanie konkurencii: predmetnoe pole, problemy I napravlenija dejstvij. [Protection of competitiveness: subject field, problems and direction of actions]. M. : TEIS, 2006. 280 р.
2. Best M. Novaja konkurencija. Instituty promyshlennogo razvitija. [New competition. Institutes of industrial development]. M. : TEIS, 2002. 835 р.
3. Ovchinnikov V.V. Global'naja konkurencija. [Global competition]. M. : Institut jekonomicheskih strategij, 2007. 360 р.
4. Opyt konkurencii v Rossii. Prichiny uspehov i neudach [Experience of competition in Russia. Reasons of successes and failures]. /Pod red. Judanova A.Ju. M. : KNORUS, 2007. 464 р.
5. Pranevich A.A. Konkurentnye otnoshenija: problemy stanovlenija i razvitija v uslovijah transformacii [Competitive relations: problems of establishment and development in the conditions of transformation]. : monogr. Minsk: Aversjev, 2008. 256 р.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Праневич Алла Александровна, доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой мировой экономики Белорусский государственный экономический университет Партизанский проспект, 26, г. Минск, 220070, Республика Беларусь
DATA ABOUT THE AUTHOR
Alla Aleksandrovna Pranevich, Doctor of Economics, Associate Professor,
Head of Board of World Economy
"Belarus State Economic University"
Partizanskiy Blvd., 26, Minsk, 220070, Republic of Belarus
УДК 328.185 + 343.46
СУТН1СТЬ, ФОРМИ I КЛАСИФ1КАЦ1Я КОРУПЦ1ЙНИХ В1ДНОСИН
Фомша М.В., Кузьменко В.В.
Статтю присвячено досл1дженню сутност1 I форм корупцйно-тньових в1дносин. Проведене досл1дження дозволило акцентувати увагу на пол1теконом1чн1й зм1стовност1 категори „корупця" та здйснити класифкацю корупц!' за рядом чинникв I в!дпов!дних '¡м прояв1в цього явища.
Метою статт1 е детальне досл1дження сутност1 корупцИ та форм !!' прояву, що стане базисом для здйснення класифкацИ корупц1йних в1дносин.
Традиц1йн1 визначення корупцИ' мають один суттевий недолк, який обумовлений однобоким пдходом, коли у рол! корупцюнера сприймають державу, як принципал, а у рол! агента - державного службовця, який мае певн! обов'язки та може !'х використовувати !з особистою вигодою. При цьому !нша сторона корупцйних д!й залишаеться, умовно кажучи, у т!н!. Такий п!дх!д повнстю виправданий щодо соц!ально-економ1чних систем, в яких розмежован! влада ! б1знес, але зовс!м не вдображуе реального стану речей в умовах трансформацйних економк, а тим бльше в Укра!'н1.
Поняття корупцИ'! !!' сутност! необх1дно дослджувати у контекст! взаемозв'язку ! взаемообумовленост! стосовно визначено!' сфери суспльних в1дносин. По сут! корупця представляе особливий вид в1дносин обм!ну, як об'еднують окремих людей, р!зн! нститути в единий соц1альний орган1зм.
Корупця, як пол1теконом1чна категор!я, - це особливий вид обмнних в1дносин, як! здйснюються з порушенням формальних! неформальних нституцйних обмежень.
Детальне досл1дження сутност!, форм ! прояв1в корупц/7 дозволило класиф1кувати !!' за наступними критер1ями: суб'екти корупцйних в1дносин, ц!л! корупцй з точки зору ¡' суб'ектв, ¡нщативнють у корупцйних в1дносинах, р1вень оргамзац)' та розповсюдження корупцйних в1дносин, тип органзац!' корупцйних в1дносин, вид корупцйних в1дносин, ступень централяац!' корупц йних в дносин, регулярн сть корупц йних д й, кожний з яких передбачае визначен форми прояву види корупц ¡.
Ключов'1 слова: корупця, сутнсть корупцИ, форми корупцИ, класифкаця корупцИ, корупцЮно-тньов! в1дносини.
СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Фомина М.В., Кузьменко В.В.
Статья посвящена исследованию сущности и форм коррупционно-теневых отношений. Проведенное исследование позволило акцентировать внимание на политэкономической сущности категории «коррупция» и осуществить классификацию коррупции по ряду факторов и соответствующих им проявлениям этого явления.
Целью статьи является детальное исследование сущности коррупции и форм ее проявления, что станет базисом для осуществления классификации коррупционных отношений.
Традиционные определения коррупции имеют один существенный недостаток, который обусловлен односторонним подходом, когда в роли коррупционера воспринимают государство как принципал, а в качестве агента -
182
Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 21/1
© Фомша М.В., Кузьменко В.В., 2013