Научная статья на тему 'Развитие инструментов "зелёного" финансирования в условиях формирования устойчивой энергетической системы'

Развитие инструментов "зелёного" финансирования в условиях формирования устойчивой энергетической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЗЕЛЁНЫЕ" ОБЛИГАЦИИ / ФИНАНСОВЫЕ ИННОВАЦИИ / "ЗЕЛЁНОЕ" ФИНАНСИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВАЯ ЭНЕРГЕТИКА / GREEN BONDS / FINANCIAL INNOVATIONS / GREEN FINANCE / SUSTAINABLE ENERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Елена Михайловна, Ауслендер Анна Яковлевна, Селивёрстова Мария Алексеевна

В современных условиях становления Российской Федерации на путь устойчивого энергетического развития большую актуальность приобретают вопросы поиска финансирования этой стратегии. Государство не может в полной мере самостоятельно осуществить переход энергетики страны на «зелёный» путь развития, что приводит к необходимости искать новые возможности и инструменты финансирования данных преобразований. В статье обоснована актуальность вопросов поиска новых финансовых инструментов для финансирования проектов в области возобновляемых источников энергии и энергоэффективности. В связи с этим выявлены особенности и преимущества различных видов «зелёных» облигаций на мировом рынке как основного инструмента финансирования «зелёных» проектов, проанализированы нормативно-правые акты Российской Федерации и исследованы текущие возможности и перспективы адаптации «зелёных» облигаций на российском финансовом рынке. В статье исследованы особенности и текущие возможности адаптации «зелёных» облигаций на российском финансовом рынке, выделены наиболее перспективные виды «зелёных» облигаций и охарактеризованы необходимые законодательные изменения для эффективного внедрения данных финансовых инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF GREEN FINANCING INSTRUMENTS IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF A SUSTAINABLE ENERGY SYSTEM

With the development of a sustainable energy system in the Russian Federation, the issues of finding financing for this strategy become relevant. The state cannot fully independently make the country's energy transition to a “green” path of development, which makes it necessary to look for new opportunities and instruments for financing these transformations. The article substantiates the relevance of the search for new financial instruments to finance projects in the field of renewable energy and energy efficiency.In this research, identified special aspects and advantages of various types of green bonds in the world market as the main tool for financing green projects, analyzed regulatory legal acts of the Russian Federation and explored current opportunities and prospects for the adaptation of green bonds in the Russian financial market. The article explored the special aspects and current possibilities of adapting green bonds on the Russian financial market, highlighted the most promising types of green bonds, and described the necessary legislative changes for the effective adoptation of these financial instruments.

Текст научной работы на тему «Развитие инструментов "зелёного" финансирования в условиях формирования устойчивой энергетической системы»

УДК 338.465:621.31 ББК 65.2/4 Г 83

Е.М. Григорьева,

кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной работе экономического факультета Российского университета дружбы народов, г. Москва. Тел.: +7 (963) 971-45-98, e-mail: [email protected]

А.Я. Ауслендер,

старший преподаватель кафедры мировой экономики и финансов Астраханского государственного университета, г. Астрахань. Тел.: +7 (927) 576-39-66, e-mail: [email protected]

М.А. Селивёрстова,

аспирант кафедры финансов и кредита Российского университета дружбы народов, г. Москва. Тел.: + 7 (965) 295-94-46, e-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ «ЗЕЛЁНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

(Рецензирована)

Исследование проведено при финансовой поддержке ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» в рамках реализации проекта «Финансовые аспекты развития устойчивой энергетики» Аннотация. В современных условиях становления Российской Федерации на путь устойчивого энергетического развития большую актуальность приобретают вопросы поиска финансирования этой стратегии. Государство не может в полной мере самостоятельно осуществить переход энергетики страны на «зелёный» путь развития, что приводит к необходимости искать новые возможности и инструменты финансирования данных преобразований.

В статье обоснована актуальность вопросов поиска новых финансовых инструментов для финансирования проектов в области возобновляемых источников энергии и энергоэффективности. В связи с этим выявлены особенности и преимущества различных видов «зелёных» облигаций на мировом рынке как основного инструмента финансирования «зелёных» проектов, проанализированы нормативно-правые акты Российской Федерации и исследованы текущие возможности и перспективы адаптации «зелёных» облигаций на российском финансовом рынке. В статье исследованы особенности и текущие возможности адаптации «зелёных» облигаций на российском финансовом рынке, выделены наиболее перспективные виды «зелёных» облигаций и охарактеризованы необходимые законодательные изменения для эффективного внедрения данных финансовых инструментов.

Ключевые слова: «зелёные» облигации, финансовые инновации, «зелёное» финансирование, устойчивая энергетика.

E.M. Grigorieva,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Deputy Dean for Research, Faculty of Economics, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow. Ph.: +7 (963) 971-45-98, e-mail: [email protected]

A.Ya. Auslender,

Senior Lecturer of the Department of World Economy and Finance, Astrakhan State University, Astrakhan. Ph.: +7 (927) 576-39-66, e-mail: [email protected]

M.A. Selivyorstova,

Postgraduate student of the Department of Finance and Credit, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow. Ph.: + 7 (965) 295-94-46, e-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF GREEN FINANCING INSTRUMENTS IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF A SUSTAINABLE

ENERGY SYSTEM

The study was carried out with the financial support of the PEOPLES' FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA in the framework of the project "Financial Aspects of Sustainable Energy Development" Abstract. With the development of a sustainable energy system in the Russian Federation, the issues of finding financing for this strategy become relevant. The state cannot fully independently make the country's energy transition to a "green" path of development, which makes it necessary to look for new opportunities and instruments for financing these transformations. The article substantiates the relevance of the search for new financial instruments to finance projects in the field of renewable energy and energy efficiency.In this research, identified special aspects and advantages of various types of green bonds in the world market as the main tool for financing green projects, analyzed regulatory legal acts of the Russian Federation and explored current opportunities and prospects for the adaptation of green bonds in the Russian financial market. The article explored the special aspects and current possibilities of adapting green bonds on the Russian financial market, highlighted the most promising types of green bonds, and described the necessary legislative changes for the effective adoptation of these financial instruments.

Keywords: green bonds, financial innovations, green finance, sustainable energy.

Процессы глобализации мировой экономики, негативные эффекты от изменения климата, учащение природных катастроф, связанных с ущербом, причиняемым экосистемам, требуют большого внимания со стороны всех участников мировой экономики.

Необходимость перехода экономик стран на устойчивый путь развития с целью снижения негативных эффектов на климат уже отмечается многими странами мира. Ключевым фактором перехода стран на устойчивое развитие становится внимание к повышению энергоэффективности и оптимизации структуры производства электроэнергии [1].

В Российской Федерации также намечен переход на «озеленение» экономики, который предусмотрен Энергетической стратегией России на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р) и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р).

Планируемый объем инвестиций для развития в стране единой энергетической системы с учетом

использования как традиционных, так и возобновляемых источников энергетики с 2017 по 2023 годы составляет 2,3 трлн руб. в прогнозных ценах с учетом НДС (18%) [2].

Правительство Российской Федерации не способно полностью финансово обеспечить переход энергетики страны на «зелёный» путь развития, и актуальным инструментом становится активизация использования «зелёных» облигаций в стране. Данный финансовый инструмент способен привлечь капитал в энергетические проекты и в проекты по модернизации производств. Однако использование «зелёных» облигаций в России требует определенных преобразований и поддержки со стороны государства.

Мировой опыт функционирования рынка «зелёных» облигаций и его стремительный рост показывает высокую инвестиционную привлекательность данных инструментов. В последние годы «зелёные» облигации стали одним из самых популярных инструментов финансирования климатических проектов, они являются удобным инструментом как для эмитентов, так и для заинтересованных в снижении

климатических рисков социально ответственных инвесторов.

Основными методами исследования, применяемыми в работе, стали: системный анализ, сравнение и синтез информации для исследования особенностей основных видов «зелёных» облигаций на мировом рынке. Используемая методика позволила выявить новые возможности адаптации «зелёных» облигаций на российском финансовом рынке в современных условиях, с учетом потребностей государства и инвесторов.

На сегодня «зелёные» облигации являются апробированным и популярным финансовым инструментом на мировом рынке. Многие зарубежные и российские ученые-экономисты активно исследуют вопросы, посвященные развитию, поддержке государства и применению таких инструментов в разных странах.

Румынские исследователи отмечают назревшую необходимость активизации инициатив, ведущих к снижению климатических изменений. Они отмечают, что в связи с инновационными изменениями в мире возобновляемые источники энергии становятся все более доступными, что позволяет привлекать дополнительные инвестиции в такие проекты. А важным инструментом для развития инвестиционной активности являются «зелёные» облигации [3].

Китайские исследователи отмечают, что «зелёные» облигации являются инновационной финансовой моделью, направленной на финансирование мер по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого использования ресурсов. Они отмечают, что для эффективного функционирования рынка необходимо его регулирование со стороны государства, чтобы избежать асимметрии информации и решить моральный риск. При этом вмешательство правительства на рынке «зелёных» облигаций они рассматривают двумя способами: изменение фискальной политики для «зелёных» инструментов и направление государственных средств в «зелёные» инструменты [4].

Венгерские исследователи в своей работе называют «зелёные» облигации инструментом, способным поддержать

устойчивое развитие в странах. Они отмечают серьезное развитие рынка в последние годы, однако до сих пор «зелёные» облигации составляют менее 1% от мирового рынка облигаций. Важность «зелёных» облигаций отмечается как участниками рынка, так и государствами, что выражается в их поддержке рынка и укреплении данных инструментов [5].

Американский исследователь Стивен Парк определяет «зелёные» облигации как очень эффективную форму долгового финансирования, поступления от которой специально предназначены для экологически чистых проектов. Он отметил, что пробелы в управлении государства на рынке «зелёных» облигаций необходимо закрывать частным сектором, а в целом для эффективного управления на рынке «зелёных» облигаций целесообразно применять государственно-частную гибридную нормативную базу для оптимизации интересов инвесторов и заинтересованных сторон [6].

Специалистами организации

Climate Bonds Initiative отмечается важность государственной поддержки «зелёных» облигаций для их развития и активного функционирования на рынке. Роль государств заключается в том, чтобы дать поддержку инициативам, направленным на снижение воздействий на климатические изменения. Политика государства в этой сфере должна быть направлена на снижение ключевых рисков, связанных с обеспечением надежности долгосрочных инвестиций. Правительства стран могут использовать инструменты для активизации инвестиций в «зелёные проекты», обеспечить необходимую инфраструктуру, внедрить политику снижения рисков для «зелёных» инструментов [7].

Российские исследователи также активно изучают вопросы использования «зелёных» облигаций и механизмы их поддержки в других странах. В своей работе Раков И.Д. дает обзор механизмов поддержки «зелёного» финансирования в развитых странах. Среди результативных мер по вмешательству государства в сферу «зелёного» инвестирования выделяются прямые и косвенные меры. Прямые меры включают

создание специализированных банков содействия «зелёным» инвестициям при поддержке государства, применение механизмов кредитования и выдачи гарантий, создание системы «зелёной» сертификации. К косвенным мерам можно отнести экологические налоги и льготы. В исследовании проведена оценка влияния государственной поддержки в развитых странах на активность на рынке «зелёных» облигаций, и в результате анализа было отмечено, что рыночный механизм не способен обеспечить необходимое функционирование рынка и нуждается в поддержке государства [8].

Внимание государств к проблемам изменения климата и необходимость поиска инвестиций на эти проекты привели к актуализации вопросов, связанных с изучением «зелёных» инвестиционных инструментов. На сегодня одним из наиболее популярных инструментов финансирования таких проектов являются «зелёные» облигации.

Первая «зелёная» облигация была выпущена в 2007 году Европейским инвестиционным банком под лейблом Climate Awareness Bond в качестве структурированной облигации с доходами, выделенными на проекты в области возобновляемых источников энергии и энергоэффективности. За последние десять лет наблюдается серьезный рост эмиссии «зелёных» облигаций, начиная с первого появления таких облигаций в 2007 году и до 2017 года эмиссия данного финансового

инструмента выросла почти в 200 раз, в 2007 году эмиссия составляла 0,8 млрд долл. США, в 2017 году - 155,5 млрд долл. США (рис. 1).

Согласно отчету «Облигации и изменение климата», подготовленному Climate Bonds Initiative в отраслевом распределении поступлений от эмиссии «зелёных» облигаций (рис. 2) наибольшую долю занимают облигации в сфере транспорта (44,37%), за ними идут облигации в энергетике (22,6%) и облигации в многоотраслевом секторе (14,93%).

«Зелёные» облигации были созданы для финансирования проектов, имеющих положительные экологические или климатические выгоды.

Основными инвесторами «зелёных» облигаций на мировом рынке зачастую выступают институциональные инвесторы, в частности пенсионные и страховые фонды, а также инвестиционные компании, заинтересованные в «длинных» деньгах и инструментах с низким уровнем риска.

На сегодня существует несколько видов «зелёных» облигаций, среди которых - стандартные облигации, проектные облигации, секьюритизирован-ные облигации, а также облигации, обеспеченные доходами (табл. 1).

«Зелёные» облигации в основном различаются механизмами формирования. Разнообразие типов «зелёных» облигаций позволяет эмитентам привлекать инвестиции как в свои «зелёные» проекты, так и осуществлять выпуск

Эмиссия "зеленых" облигаций в мире (млрд. долл.США)

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

155,5

87,2

0,8 0.4 0,9 4 1,2 3,1 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

36,6 41<8

. I I

Рис. 1. Динамика эмиссии «зелёных» облигаций в мире (млрд долл. США) (составлено авторами по данным Climate Bonds Initiative [9])

Рис. 2. Распределение поступлений от эмиссии «зелёных» облигаций по отраслям к 2018 году, %

(составлено авторами по данным Climate Bonds Initiative [9])

Таблица 1

Основные типы «зелёных» облигаций в мире

(составлено авторами по данным Climate Bonds Initiative [9])

Тип «зелёной» облигации Характеристика Плюсы для участников Минусы для участников Примеры

Стандартная «зелёная» облигация («зелёное» использование выручки) Выпускаются для финансирования собственных «зелёных» проектов. Присваивается кредитный рейтинг эмитента Право стандартного (полного) регресса обращается к эмитенту Гарантия выплаты по облигациям активами компании. Эмитент рискует активами. Основной риск инвестора - дефолт эмитента ЕИБ "Climate Awareness Bond"

«Зелёная» облигация, обеспеченная доходами Целенаправленные или рефинансируемые «зелёные» проекты. Кредитный рейтинг может отличаться от других облигаций эмитента Право регресса относится только к «зелёным» активам Выплаты идут за счет доходов, полученных в результате выполнения проекта. Основной риск инвестора - дефолт эмитента Штат Гавайи (при поддержке городских счетов за электричество)

«Зелёная» проектная облигация Данная облигация привязана к одному или нескольким «зелёным» проектам Целенаправленное использование денежных средств Инвестор напрямую подвержен риску «зелёного» проекта Ветровая ферма (при поддержке ветряной фермы Invenergy Campo Palomas)

«Зелёная» секьюритизи-рованная облигация Рефинансирование портфелей «зелёных» проектов либо поступления, предназначенные для «зелёных» проектов. Основной источник погашения таких облигаций - поступления от активов. Кредитный рейтинг зависит от обеспечения Группировка проектов, возможность привлечь крупных инвесторов на небольшие проекты, снизить риски небольших проектов Право регресса обращается к совокупности «зелёных» активов, являющихся залогом Tesla Energy (при поддержке аренды жилых помещений). Obvion (подкрепляется «зелёными» закладными).

Прочие долговые инструменты Различные инструменты, схожие с облигациями, направленные на финансирование «зелёных» проектов Возможность целевого финансирования проектов Риски, в зависимости от видов инструментов Green Sukuk

облигаций, направленных на финансирование пула проектов.

Для эмитентов «зелёные» облигации позволяют привлечь дополнительное финансирование в проекты с экологическими выгодами, а также за-хеджировать свои экологические риски.

«Зелёные» облигации позволяют инвесторам получать фиксированный доход на протяжении длительного периода, при приемлемом уровне риска, а также повысить свой престиж и репутацию, так как участвуют в «зелёных» инициативах. Инвесторы получают прозрачный инструмент, так как в соответствии с принципами «зелёных» облигаций эмитенты должны давать четкое определение экологических выгод, связанных с финансируемыми проектами.

Для привлечения частного капитала в «зелёные» проекты международная организация Climate Bonds Initiative определила ряд мер для государств, которые могут поддержать рост рынка «зелёных» облигаций. Основными инструментами, способными поддержать становление и развитие рынка «зелёных» облигаций являются [10]:

- Поддерживающие стандарты;

- Стратегическая эмиссия;

- Поддержка агрегирования и се-кьюритизации облигаций;

- Улучшение доходности;

- Налоговые льготы;

- Повышение спроса.

Поддерживающие стандарты включают в себя установление и внедрение принципов для функционирования «зелёных» облигаций на рынке и применение гарантий и поддержки государства только к облигациям проверенных «зелёных» проектов. Такие принципы имеют решающее воздействие, так как помогают инвесторам контролировать и проверять климатическую эффективность, а государству - поддерживать выпуск «зелёных» облигаций [11].

Стратегическая эмиссия предполагает публичный выпуск «зелёных» облигаций со стороны государственных или муниципальных структур, а также банков развития. Данная эмиссия является стратегическим примером для других потенциальных эмитентов, повышает спрос на такие облигации, а также ликвидность рынка «зелёных» облигаций [12].

Для привлечения на рынок институциональных инвесторов необходима агрегация более мелких проектов в области возобновляемых источников энергии и энергоэффективности, поскольку они часто имеют меньший масштаб. Агрегированные активы могут быть проданы институциональным инвесторам за счет выпуска ценных бумаг с активами. А секьюритизация позволяет перевести активы от «создателей» к институциональным инвесторам [13].

Со стороны государства поддержка таких процессов может осуществляться через стандарты для кредитных договоров, процессов и операций по управлению активами.

Инвестиции в «зелёные» проекты могут иметь определенные риски или быть воспринятыми как высокорискованные из-за отсутствия финансовых результатов и технологических рисков [14].

Поэтому со стороны государства могут осуществляться меры по увеличению доходности таких проектов либо снижению их рисков. Увеличение доходности может производиться посредством влияния на цены углеродов, введения льготных тарифов для «зелёных» источников и внедрения соглашений о покупке электроэнергии. Снижение риска производится с помощью обширного спектра инструментов, в частности государственных гарантий, страхования государством, использования системы финансирования проектов с низким риском дефолта.

Внедрение налоговых льгот для эмитентов и инвесторов является одним из привлекательных инструментов с точки зрения экономической эффективности, так как может обеспечить довольно большой приток частного капитала в «зелёные» проекты с относительно низким воздействием на государственные финансы.

Существуют несколько видов налоговых стимулов для инвесторов или эмитентов [15]:

- Налоговые кредитные облигации. Данный вид облигаций предполагает то, что инвесторы получают налоговые кредиты вместо процентных платежей, поэтому эмитентам не нужно платить проценты по их облигациям. Примером таких облигаций являются «Clean Renewable Energy Bonds (CREBs)» в

США, которые позволяют их держателям получать федеральные налоговые кредиты вместо части традиционных процентных ставок, что приводит к повышению эффективной процентной ставки для инвестора.

- Прямые облигации по субсидиям. Эмитенты данных облигаций получают денежные скидки от правительства для субсидирования своих чистых процентных платежей.

- Не облагаемые налогом облигации. Инвесторы облигаций не уплачивают подоходный налог с процентов по «зелёным» облигациям. Примером данных правительственных мер является освобождение от уплаты налога для финансирования ветровых проектов в Бразилии.

- Правительства стран могут развивать рынок «зелёных» облигаций также посредством оказания поддержки со стороны спроса. Существуют три направления таких политических воздействий [16]:

- Правительственные фонды квот на инвестиции в «зелёные» проекты. Государство может рассмотреть вопрос о выделении процента средств фондов пенсионного и социального обеспечения, которые могут быть направлены в «зелёные» облигации с фиксированным доходом. Данная мера отражает приоритет «зелёных» инвестиций в политике страны.

- Инвестиционные квоты банков развития. Существующие банки развития должны поддерживать государственную политику в отношении «озеленения» экономики. Примером таких действия является новая политика Всемирного банка по отношению к «зелёным» облигациям.

- Количественное смягчение. Поддержка срочных необходимых «зелёных» инвестиций в инфраструктурные проекты за счет использования инструмента количественного смягчения Центральными банками.

Рассмотрев основные области государственной поддержки «зелёных» проектов, необходимо исследовать возможности их применения в Российской Федерации с учетом законодательства.

На сегодня в России уже существуют определенные меры, которые способны активизировать развитие «зелёных» облигаций в стране. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от

14.12.2010 № 1016 имеется возможность предоставления государственных гарантий по инвестиционным проектам, связанным с энергосбережением и повышением энергетической эффективности в сфере промышленности и жилищно-коммунального хозяйства [17].

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена налоговая ставка по налогу на прибыль 0% к налоговой базе, определяемой по операциям с облигациями российских организаций, являющимися ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики [18]. Важно отметить, что действие данного пункта временно приостановлено до 2023 года, однако для «зелёных» облигаций, выпускаемых на долгосрочный период, данное примечание может не распространяться в будущем.

В целом, несмотря на наличие определенных законодательных инициатив и мер поддержки, в России не существует четкой системы государственной поддержки «зелёных» облигаций. При этом не существует законодательно определенного понятия «зелёных» проектов, «зелёных» инвестиций, нет единого ответственного органа, занимающегося данным вопросом, отсутствуют меры государственной поддержки проектов, включающих меры по снижению климатических изменений в отраслях: землепользование, водные ресурсы, управление отходами.

При этом в 2014 году был подписан закон, направленный на создание условий для осуществления секьюри-тизации финансовых активов на российском рынке капитала. Под секьюри-тизацией понимается финансирование или рефинансирование активов юридических лиц, приносящих доход, посредством повышения их ликвидности через выпуск (эмиссию, выдачу) ценных бумаг [19]. В соответствии с данным законом в России на сегодня возможен выпуск секьюритизированных «зелёных» облигаций.

В современных условиях для активизации инвестиций в «зелёные» инициативы целесообразно организовать поддержу государства по следующим направлениям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- законодательное закрепление «зелёных» проектов и их критериев,

Таблица 2

Основные типы «зелёных» облигаций для российского рынка

(составлено авторами с использованием [19-21])

Вид облигации Возможности использования в Российской Федерации Текущая поддержка государства

Стандартные «зелёные» облигации, выпускаемые эмитентом под «зелёные» проекты Выпуск облигаций высокотехнологичными компаниями, занимающимися разработками в области борьбы с климатическими изменениями Налоговая ставка по налогу на прибыль 0% к налоговой базе, определяемой по операциям с облигациями российских организаций, являющимися ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики

Выпуск облигаций жилищно-коммунальными и промышленными предприятиями для реализации проектов использования возобновляемой энергетики Гарантии по инвестиционным проектам, связанным с энергосбережением и повышением энергетической эффективности в сфере промышленности и жилищно-коммунального хозяйства

Секьюритизиро-ванные «зелёные» облигации, выпущенные крупными кредитными учреждениями Выпуск «зелёных» облигаций, состоящих из нескольких проектов, связанных с энергосбережением и повышением энергетической эффективности в сфере промышленности и жилищно-коммунального хозяйства Гарантии по инвестиционным проектам, связанным с энергосбережением и повышением энергетической эффективности в сфере промышленности и жилищно-коммунального хозяйства

применение инструментов гарантий к таким проектам;

- осуществление стратегической эмиссии, в частности, возможны выпуски «зелёных» облигаций, как со стороны государства, так и городов, муниципалитетов, например, возможен выпуск «зелёных» облигаций города Москвы для обеспечения финансирования «зелёных» проектов в городе;

- установление государственных стандартов управления «зелёными» активами;

- снижение рисков «зелёных» облигаций за счет государственных гарантий и повышение их доходности за счет внедрения соглашений о покупке электроэнергии;

- внедрение налоговых льгот для эмитентов, в частности применение механизма налогового кредита;

- ввести необлагаемые подоходным налогом типы приоритетных «зелёных» облигаций.

Для России «зелёные» облигации могут стать перспективным финансовым инструментом для финансирования экологических преобразований. Однако для активизации использования данного финансового инструмента в стране требуются определенные преобразования, такие как: продуманные механизмы поддержки,

совершенствование нормативно-правовой базы, требований к раскрытию информации и к выпуску «зелёных» облигаций.

В табл. 2 представлены основные виды облигаций и возможности их использования в России, а также меры поддержки государства, действующие на 2018 год.

На современном этапе экономического развития для России будет актуально использование двух типов «зелёных» облигаций: стандартная «зелёная» облигация и секьюритизиро-ванная «зелёная» облигация.

Для эмитентов «зелёные» облигации могут стать доступным инструментом получения более дешевых ресурсов, чем банковский кредит.

Основным преимуществом для российских инвесторов станет возможность вложиться в «длинные» инвестиции с фиксированным доходом, поддержкой государства и приемлемым уровнем риска. Для российских институциональных инвесторов такие вложения могут стать возможностью обеспечить себе постоянный доход на длительный период времени, для инвесторов-компаний данные облигации могут способствовать снижению климатических рисков и повышению репутации компаний.

В современных условиях для финансирования перехода Российской Федерации на путь устойчивого энергетического развития, становится целесообразным использовать более активно «зелёные» облигации.

В Российской Федерации основными инвесторами для «зелёных» облигаций могут стать институциональные инвесторы, крупные компании, а также кредитные учреждения. Согласно сообщениям в российских СМИ, Сбербанк России, Внешэкономбанк и «Норильский никель» были заинтересованы в выпуске «зелёных облигаций».

На сегодня для российских компаний будет актуально использование

двух типов «зелёных» облигаций: стандартная «зеленая» облигация и секью-ритизированная «зелёная» облигация.

Однако для дальнейшего развития рынка «зелёных» облигаций в России требуются дополнительные меры государственной поддержки. Формирование благоприятной среды для активизации «зелёного» финансирования должно лежать на государстве. Создание необходимых законодательных условий, стратегическая эмиссия «зелёных» облигаций, поддержка секьюритизации, улучшение доходности, стимулирование спроса и применение механизмов налоговых льгот приведет к активизации «зелёного» финансирования.

Примечания:

1. Kreydenko T.F., Chernyaev M.V., Grigorieva E.M. Issues of Developing the Tool for Diagnosis of Energy Efficiency Level of Russian Regions' Economy // International Journal of Energy Economics and Policy. 2018. No. 8 (4). Pp. 187-198.

2. Обзор электроэнергетической отрасли России // Официальный сайт Ernst&Young. URL: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-power-market-russia-2018/$-File/ EY-power-market-russia-2018.pdf.

3. Catalin Voica M., Panait M., Radulescu I. Green Investments - between necessity, fiscal constraints and profit, Procedia // Economics and Finance. 2015. No. 22. Pp. 72-79.

4. Wang Y., Zhia Q. The role of green finance in environmental protection: Two aspects of market mechanism and policies // Energy Procedia. 2016. No. 104. Pp. 311-316.

5. Mihalovits Z., Tapaszti A., Green Bond, the Financial Instrument that Supports Sustainable Development. Opportunities and Barriers // Public Finance Quarterly, State Audit Office of Hungary. 2018. Vol. 63 (3). Pp. 303-318.

6. Park S.K. Investors as regulators: green bonds and the governance challenges of the sustainable finance revolution // Stanford journal of international law. 2018. No. 54. Pp. 1-47.

7. The role of policymakers in scaling the green bonds market. URL: https://www.cli-matebonds.net/role-policymakers-scaling-green-bonds-market-0.

8. Раков И.Д. Механизмы поддержки финансирования «зелёных» проектов: опыт стран // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11, № 2. С. 67-82.

9. Report archive // Official resource Climate Bonds Initiative. URL: https://www.cli-matebonds.net/resources/reports.

10. Bonds and Climate Change: State of the Market. 2018. URL: https://www.climate-bonds.net/resources/reports/bonds-and-climate-change-state-market-2018.

11. Types of green bonds. URL: https://www.climatebonds.net/market/explaining -green-bonds.

12. Policy areas supporting the growth of a green bond market. URL: https://www.cli-matebonds.net/policy/policy-areas.

13. Supporting standards. URL: https://www.climatebonds.net/policy/policy-areas/ market-integrity.

14. Strategic issuance: Cities, development banks, other public entities. URL: https:// www.climatebonds.net/policy/policy-areas/strategic-issuance.

15. Market development: Aggregation, securitization, covered bonds. URL: https://www. climatebonds.net/policy/policy-areas/market-development.

16. Improving risk-return profile: Increasing returns or reducing risks. URL: https:// www.climatebonds.net/policy/policy-areas/improving-risk-return-profile.

17. Tax incentives for issuers and investors. URL: https://www.climatebonds.net/policy/ policy-areas/tax-incentives.

18. Boosting demand. URL: https://www.climatebonds.net/policy/policy-areas/ boosting- demand.

19. Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов: постановление Правительства РФ от 14.12.2010 № 1016 (ред. от 07.06.2017) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 52, ч. 1. Ст. 7081.

20. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

21. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: федер. закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 51. Ст. 6699.

References:

1. Kreydenko T.F., Chernyaev M.V., Grigorieva E.M. The Russian Regions 'Economy Development Program 2018. No. 8 (4). Pp. 187-198.

2. Overview of the electricity industry in Russia // Official website Ernst & Young. URL: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-power-market-russia-2018/$File/ EY-power-market-russia-2018.pdf.

3. Catalin Voica M., Panait M., Radulescu I. Green Investments - between necessity, fiscal constraints and profit, Procedures // Economics and Finance. 2015. No. 22. Pp. 72-79.

4. Wang Y., Zhia Q. Two aspects of the market mechanism and energy policies. 2016. No. 104. Pp. 311-316.

5. Mihalovits Z., Tapaszti A., Green Bond, The Financial Instrument that Supports Sustainable Development. Opportunities and Barriers // Public Finance Quarterly, State Audit Office of Hungary. 2018. Vol. 63 (3). Pp. 303-318.

6. Park S.K. Investors as regulators: Stanford journal of international law. 2018. No. 54. Pp. 1-47.

7. The green bonds market. URL: https://www.climatebonds.net/ role-policymakers-scaling-green-bonds-market-0.

8. Rakov I.D. Mechanisms to support the financing of "green" projects: country experience // Actual problems of economics and law. 2017. Vol. 11, No. 2. Pp. 67-82.

9. Report archive // Official resource Climate Bonds Initiative. URL: https://www. climatebonds.net/resources/reports.

10. Bonds and Climate Change: State of the Market. 2018. URL: https://www.climatebonds. net/resources/reports/bonds-and-climate-change-state-market-2018.

11. Types of green bonds. URL: https://www.climatebonds. net/ market/ explaining-green-bonds.

12. Policy areas supporting the green bond market. URL: https://www.climatebonds.net/ policy/policy-areas.

13. Supporting standards. URL: https://www.climatebonds.net/policy/policy-areas/ market-integrity.

14. Strategic issuance: Cities, development banks, other public entities. URL: https:// www.climatebonds.net/policy/policy-areas/strategic-issuance.

15. Market development: Aggregation, securitization, covered bonds. URL: https://www. climatebonds.net/policy/policy-areas/market-development.

16. Improving risk-return profile: Increasing returns or reducing risks. URL: https:// www.climatebonds.net/policy/policy-areas/improving-risk-return-profile.

17. Tax incentives for issuers and investors. URL: https://www.climatebonds.net/policy/ policy-areas/tax-incentives.

18. Boosting demand. URL: https://www.climatebonds.net/policy/policy-areas/ boosting-demand.

19. On approval of the Rules for the selection of investment projects and principals for the provision of state guarantees of the Russian Federation for loans or bond loans attracted to implement investment projects: Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1016 of December 14, 2010 (as amended on 07.06.2017) // Collected Legislation of the Russian Federation. 2010. No. 52, part 1. Art. 7081.

20. Tax Code of the Russian Federation Part 2 of 05.08.2000 No. 117-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation. 2000. No. 32. Art. 3340.

21. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Feder. Law of December 21, 2013 No. 379-FZ (as amended on July 03, 2016) // Collected Legislation of the Russian Federation. 2013. No. 51. Art. 6699.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.