Научная статья на тему 'Тенденции изменений современных условий инвестирования в России'

Тенденции изменений современных условий инвестирования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парайко С. А.

В мае 2005 года, в Лондоне состоялся экономический форум посвящённый состоянию российской экономики. Новый, 2005 год начался с очередных экономических «экспериментов» правительства в области ЖКХ и социальных обязательств государства перед своими гражданами. Давно не было видно наших стариков на улицах городов в таком количестве. В Думе первый вице-спикер Л.Слизка заявила, что не всё получается правильно в работе правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции изменений современных условий инвестирования в России»

Дальнейшее развитие системы социального партнерства связано с усилением роли региональных и территориальных соглашений, а также коллективных договоров, заключаемых самими организациями. Стратегическим направлением в развитии социального партнерства в современной России состоит в том, чтобы в ходе становления социально ориентированной экономики на основе гармонизации интересов различных социально-профессиональных групп способствовать развитию трудовых отношений, адекватных рыночным условиям, вырабатывать единую политику их упрочения и совершенствования.

Сегодня общность взглядов работодателей и работников должна проявляться в понимании необходимости снижения социальных издержек трансформации общественных отношений, логической встроенности социальной политики в ход экономических преобразований, в развитие общественного производства, как главного источника решения всех социальных проблем, поддержания социального мира, повышения уровня и качества жизни миллионов людей.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Анисимов Л.Н., Анисимов А.Л. Трудовые договоры. Трудовые споры. М., 2002.

2. Конституция Российской Федерации. Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2004.

3. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: 1993.

4. Милль Дж.С. Основы политической экономии. Т. 3. М., 1980. о)

5. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Социальное партнерство: Словарь-справочник. М., 1999. ^

6. Социальное развитие предприятия. М.: КНОРУС, 2006. ц

7. Трудовой Кодекс Российской Федерации по состоянию на 15 марта 2005 года. М., 2005. ®

8. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991.

г

- 0]

ПАРАЙКО С.А. □

ш

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ

о

I—

®

I—

о

В мае 2005 года, в Лондоне состоялся экономический форум посвящённый состоянию российс- ® кой экономики. Новый, 2005 год начался с очередных экономических «экспериментов» правитель- | ства в области ЖКХ и социальных обязательств государства перед своими гражданами. Давно не было видно наших стариков на улицах городов в таком количестве. В Думе первый вице-спикер Л.Слизка д заявила, что не всё получается правильно в работе правительства. Появился новый термин «потен- Ее

циал позитивных перемен». Осталось только понять, в чём он будет измеряться. Ну вот кажется и ЕЕ

о

всё, что произошло в начале этого года. о.

А в обществе наметился общий кризис доверия. Предприниматели не прореагировали даже <

о о

на заявления Президента о том, что уменьшается срок давности по приватизационным сделкам и наконец-то появился срок на надзорное производство решений суда вступивших в законную силу.

Предпринимательская среда испытывает огромное недоверие к той политике которую проводит о

кабинет министров. Граждане похоже вообще перестали доверять предпринимателям. В условиях §

когда страна получает от продажи сырья в сутки около миллиарда долларов США. Реальностью стал £

спад инвестиций в экономику. Осенью 2004года об этом говорилось как о весьма маловероятном £

варианте развития экономической ситуации. Без решения кризиса доверия экономический рост ^

не возможен. Нет реальных прямых инвестиций, нет новых рабочих мест, нет налогов, нет стабиль- ^

ности. ®

СО

В калининградской области все эти процессы происходят на фоне резкого отставания в темпах >|

экономического развития от своих соседей. Деньги ЕВРОСОЮЗА попав в Прибалтику и Польшу про- *

демонстрировали, что слово реформы может быть наполнено реальным содержанием и смыслом. ®

Отмена барьеров в передвижении товаров, услуг и рабочей силы. Единая система пенсионного обес- |

печения. Перспективы общеевропейского гражданства и введение общеевропейской валюты в обра- ^

щение. Кредитование по ставкам и на условиях которые пока остаются только мечтой для калинин- ^

градских предпринимателей. Диверсификация экономики, развитие новых отраслей и создание новых предприятий это ИХ реальность.

Всё это порождает застой в экономическом развитии и он уже реальность. Да рост есть, но инфляция за первый квартал 2005 года составила 8 %, при 11% годовых обещанных Правительством. Рост цен на бензин в нашем регионе ощутим особенно сильно. Всё топливо поступает в регион по железной дороге, а с 15 июля 2005года транзитный провоз через территорию Литвы основных грузов для перевалки через калининградский порт и потребления в регионе вновь подорожал на 30 процентов. Как это отразилось на розничных ценах можно догадаться.

По заявлению первого вице-премьера Жукова те возможности экономического роста страны которые были вызваны внешне благоприятной экономической конъюнктурой и высокими ценами углеводороды исчерпаны полностью.

Летний общий спад в экономике связанный с общим снижением деловой активности, сменился некоторым подъёмом с начала осени. Падают объёмы производства и потребления, в секторах экономики не связанных с добычей сырья. Всё это на фоне победных отчётов Правительства об экономическом росте, который совсем скоро станет ощутим. Как один из главных аргументов этого роста преподносится тот факт, что золотовалютные резервы России впервые превысили 130 млрд. долларов США. В прессе это преподносится как очередное, невиданное ранее достижение Президента и 2Правительства, но где-то совсем рядом уже отчётливо видятся очертания нового экономического я кризиса. Понимая это Правительство, пытается принять какие-то меры. Самой заметной из них ста-

0 ло создание Стабилизационного фонда, активы которого уже достигли 1300 млрд. рублей. Средства

1 Стабилизационного фонда согласно положению, о его формировании изымаются из экономики посредством предприятий, занимающихся нефтедобычей.

Согласно программным заявлениям Президента страна должна за пять лет удвоить ВВП. На практике всё не так парадно, инфляция давно перешагнула через 10 процентный рубеж объявлен-д ный Правительством. По заявлениям руководителей экономического блока Правительства, министра □ финансов Кудрина и министра экономического развития Грефа достигнуть основных целей в эконо-^ мике можно только, обуздав инфляцию. Для этого необходимо выкачать из экономики излишнюю -<> денежную массу, направленную на потребление, которая появляется не вследствие того, что экономика стала больше производить товаров и услуг, а небывало высоких цен на нефть на внешних рын-ф ках. Эта монетарная политика Правительства породила появление нового экономического термина и «стерилизация денежной массы». Но так ли много денег в экономике? И что же в столь благоприят-ф ных условиях мешает нам выполнить программные заявления Президента?

| Основными целями в экономической политике государства является поддержание стабильнос-

^ ти в экономике и достижение экономического роста, в точках роста (приоритетных отраслях) или о экономике страны в целом. Для этого нужно увеличивать объёмы в производственных отраслях эко-х номики, не связанных с добычей полезных ископаемых. Необходимы инвестиции, а для инвестиций ЕЕ необходим нормальный инвестиционный климат. Нужно создать условия для инвестирования и чёт-о. кие правила и гарантии для инвесторов. «Очередным» шагом в этом направлении стала отмена пре-< зумпции невиновности в налоговых правоотношениях, по инициативе Президента России с 1янва-% ря2006года.

д Страна имеет неконтролируемый отток капитала. Валютная выручка превышает миллиард дол-

ез ларов в день, а доля обязательной продажи 10 процентов. И эти 10 процентов приводят к укрепле-^ нию рубля по отношению к валюте. Всерьёз стали обсуждаться перспективы отмены обязательств

2 по продаже валютной выручки.

£ Создание стабилизационного фонда ставило целью создание «этакой заначки» для решения

вопросов по поддержанию стабильного роста в экономике. Экономический рост, если он и имел место ^ в первой половине 2004 года, то только благодаря внешним факторам и общей удачной конъюнк-® турой на внешних рынках.

>| По заявлению Генерального директора НК «ЮКОС» Стивена Тиди доходы от экспорта его ком-

* пании превысили 1 млрд. долларов США в месяц. Этими деньгами сейчас осуществляется погашение ® бюджетных задолженностей за предыдущие периоды деятельности компании, общая сумма которых Л уже превысила 24 млрд. долларов США. Но ведь доходы ещё пяти-шести основных российских экс-§ портёров нефти и газа так же выросли. Если сравнивать объёмы экспорта получается, что предпри-<т) ятия-нефтедобычи получают дополнительно не менее 8 млрд. долларов США в месяц только от экс-

порта сырой нефти, а инвестиций нет. «Судьба» этих дополнительных доходов полученных экономикой проста, они окажутся в банках Европы и Америки, и будут работать на их экономический рост.

После повышения цен на нефть на внешних рынках предприятия-нефтедобычи стали стараться прокомпенсировать свои потери от продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке путём повышения внутренних цен на нефтепродукты, хотя мы не закупаем нефть для её переработки! Изменение внутренних цен на нефтепродукты зависит от изменения среднего уровня заработной платы в отрасли, ставок акцизов и порядка их уплаты в бюджет и так далее. Но ничего этого не изменилось и объяснить это влиянием рынка не возможно. Повышение внутренних цен на бензин потянуло за собой цены почти на все основные группы товаров и услуг. Итог инфляция стала реальностью, а государство продемонстрировало свою полную беспомощность в экономике. И последствия не заставили себя долго ждать.

Государство должно проводить свою экономическую политику, опираясь на поддержку финансово-промышленных групп. На деле крупнейшие банки страны такие как Сбербанк просто превратились в «оперточки» расчётно-кассового обслуживания. В данных условиях один только Сбербанк смог собрать с населения более 1трлн. рублей (основная масса вкладов является формами вкладов до востребования с выплатой 0,8 % годовых) и как он ими распорядился! Данные средства размещаются на рынке межбанковских кредитов и размещены на площадках Нью-Йорка под 2-3 % годовых. Этого хватает для функционирования банка, но денег в экономике не хватает. Эти средства кредиту- 2 ют экономический рост других стран. Пока нет механизмов по перераспределению денег между отраслями экономики и российские «оперточки» вроде Сбербанка не превратятся в банки в полном ц смысле этого слова способные консолидировать денежную массу, выработать приемлемые условия ® для кредитования и направить деньги в производственные отрасли экономики рост ВВП утопия.

«Нефтяники» высасывают из экономики страны свободную денежную массу через небывалый а, рост внутренних цен на бензин и керосин, и этим, а не внешнеэкономическими контрактами попол

няют стабилизационный фонд. А государство полученные доходы, стараясь избежать инфляции, □

размещает в ЦБ, не давая возможности вернуться им в форме инвестиций в экономику. И чем боль- О ше размер стабилизационного фонда, а он должен достигнуть 1700 млрд. рублей, тем меньше денег

в экономике как на потребление и стимулирование потребления, так и на обновление основных ^

фондов, пополнение оборотных. И всё это осуществляется в условиях старения основных фондов а

промышленных предприятий, где их износ уже достиг отметки 80 процентов. В экономике нет денег ®

на развитие и это путь к катастрофе! По сравнению с которой, кризис 1998 года покажется лёгкой о

встряской. Кризис будет глубокий системный и долгий. Если экономика начнёт «сдавать», кризис ®

СО

достаточно быстро станет структурным и тогда никакие фонды или «значки» не смогут спасти её от |

катастрофы. ^

В своём недавнем заявлении для первого канала министр финансов Кудрин в качестве новой о

X

антикризисной меры предложил повысить ставку по средне и долгосрочным вкладам коммерчески- ^

ми банками. По его мнению, это позволит вкладчикам заработать. Но это приведёт к удорожанию Р

кредитов. Сделает кредиты вообще недоступными, кроме потребительских кредитов которые и так ^

доминируют на рынке кредитования. А реальный, производящий сектор экономики «утопит». Необ- <

ходимо вернуть в экономику деньги как инструмент для её роста, а это, значит начать реальное, а не о

мнимое инвестирование. Инвестирование в те отрасли которые на сегодняшний день очень нужда- 0

ются в долгосрочных инвестициях, которые позволят решать проблемы сегодняшнего дня и занять- о ся планированием дня завтрашнего.

И всё это в то время когда Россия размещает свои золотовалютные ресурсы в облигации крупнейших европейских и американских компаний, в государственные обязательства США и стран Евросоюза, под процент, который в пять раз ниже того, под который вынуждены кредитоваться на внутреннем рынке производственные отрасли экономики. Россия кредитует чужой экономический рост.

Одной из приоритетных направлений деятельности правительства стало стремление к скорейшему вступлению в ВТО. В чьих интересах это стремление и когда оно будет осуществлено? С чем

мы выйдем на мировые рынки, и к каким последствиям для наших предприятий производителей это о

приведёт? Видимо последствия эксперимента над отдельно взятым регионом (Калининградской об- |

ластью) России не для всех стали очевидны, или, понимая всё это они всё же кого-то устраивают? |

Возможно ли конкурировать на «открытых» рынках с теми же предприятиями производителями ЕС §

которые чувствуют поддержку национальных правительств и крупных кредитно-финансовых наци- оо

ональных институтов? Кредитуясь по ставке около 4 процентов годовых (хотя я могу привести примеры и более льготного кредитования в странах Новой Европы). Это те условия, которые национальное правительство России видимо, не замечает, предлагая своим субъектам хозяйственной деятельности на равных конкурировать с предприятиями ЕС. Чем могут ответить российские промышленные предприятия вынужденные конкурировать в условиях «административного регулирования», просто «диких» процентных ставок по кредитам и условиям их получения? Ни чем. В условиях калининградской области было принято решение о введении квот на ввоз импорта почти по всем имеющим значение позициям, и только этот шаг спас предприятия региона от банкротств. Открытие внутреннего рынка без создания условий для инвестирования «убьёт» целые отрасли экономики, в которых заняты миллионы россиян, и не понимать этого не возможно! Меры, которые принимает Правительство с целью придания экономике страны роста, не приводят к желанным результатам, а смена курса возможна только при смене персоналий проводящих эту политику. Выходит кризис будет не только экономический, но и политический.

Кто-то внёс устойчивый миф о дешевизне рабочей силы в России. Калининградская область уже давно перегнала своих соседей по уровню зарплат для работников и это в условиях очень резкого отставания в качестве и интенсивности труда. Изменение структуры экономики региона вырвало из производственного процесса в начале 90-х годов огромное количество наиболее социально актив-2ных и квалифицированных кадров. Вернуть их в производственные отрасли экономики едино разо-я во не представляется возможным, а система подготовки кадров среднего и низшего звена для произ-

0 водственных отраслей разрушена до основания. В таких условиях инвесторы просто становятся за-

1 ложниками ограниченности рынка персонала и вынуждены существенно переплачивать за привлечение в производство специалистов.

Даже если сегодня вдруг на Россию обрушится «золотой дождь» из инвестиций внутренних или внешних, экономика в её нынешнем состоянии просто не способна их «переварить», просто нет д нормально структурированного эффективного бизнеса. Для этого нужно время и условия для его □ функционирования, а оно так быстро уходит. Правительство упускает ситуацию, которая очень бла-^ гоприятствует проведению реальных экономических реформ. Необходимо в кратчайшие сроки оп--<> ределить приоритетные отрасли экономики и начать реально их инвестировать. Без изменений в структуре экономики и подъёме новых производственных отраслей Россия и дальше сможет наде-ф яться только на благоприятную внешнюю конъюнктуру на сырьевых рынках мира. Инвестиции в и России так и остаются желанными только лишь в декларациях чиновников федерального уровня. На ф практике проводится политика помощи обогащения экспортёров, которая в условиях либерализации | валютного законодательства России просто не может повлечь за собой инвестиционный рост, а без ^ него реальным становится только кризис.

х ЛИТЕРАТУРА.

ЕЕ 1. XV съезд Ассоциации Российских Банков // Банковское дело. 2004. № 5.

о. 2. Абалкин Л. Хватит проедать недра и мозги! // Аргументы и факты. 2004. № 45.

< 3. Кудрин А. Куда девать деньги? // Аргументы и факты. 2004. № 44.

^ 4. Тиди С. О перспективах банкротства «ЮКОСа» // Эксперт. 2004. Ноябрь.

о

IX

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

®

ПОГОСЯН Р.Р.

О ПОСТРОЕНИИ ПРОЦЕССНО-ОРЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

^ Переход российской экономики на рыночные отношения объективно предопределяет необхо-

ф димость изменения форм и методов управления на уровне основного хозяйствующего звена — пред-

| приятия, фирмы, корпорации. При современном состоянии российской экономики общество предъяв-

о ляет весьма существенные требования к функционированию основных субъектов экономической

° деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.