УДК 656.073
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК В
КАЗАХСТАНЕ
РОМАШКОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ
магистрант кафедры «Организация авиационных перевозок и логистика» АО «Академия гражданской авиации»
Научный руководитель: к.т.н., ассоц.профессор КОНАКБАЙ ЗАРИНА ЕРМЕКОВНА
Аннотация. В данной статье рассматриваются современные тенденции и проблемы развития рынка грузовых авиаперевозок в Казахстане. Проанализированы ключевые факторы, влияющие на динамику авиагрузоперевозок, включая инфраструктурные ограничения, нормативно-правовое регулирование, уровень цифровизации и влияние внешних экономических факторов. Особое внимание уделено перспективам развития отрасли, возможностям расширения международных транзитных маршрутов и внедрению инновационных технологий в логистические процессы.
Ключевые слова: грузовые авиаперевозки, логистика, авиационная инфраструктура, цифровизация, транзитный потенциал, транспортная политика, авиационный рынок Казахстана.
В последние годы грузовые авиаперевозки стали неотъемлемой частью глобализированной экономики, играя критически важную роль в логистических цепочках по всему миру. Республика Казахстан, расположенная на перекрестке важных торговых путей между Азией и Европой, испытывает нарастающую потребность в развитии данного сектора. Грузовые авиаперевозки в Казахстане проходят через период значительных трансформаций, вызванных как внутренними экономическими изменениями, так и внешними международными требованиями. Настоящий раздел посвящен анализу современных тенденций и основных проблем, с которыми сталкивается отрасль, исследуя их влияние на экономическое развитие страны и эффективность логистических систем. Понимание этих динамик необходимо для формулирования стратегий устойчивого развития и адаптации к изменяющимся международным стандартам и рыночным условиям [1].
В январе 2022 года казахстанское правительство ратифицировало и подписало Соглашение об открытом небе с правительством США, ставшее первым таким соглашением для Казахстана. Документ заложил основу для открытия прямых пассажирских авиарейсов без ограничений по количеству частот, направлений и участвующих авиакомпаний между двумя странами. Ратификация соглашения представляет собой ключевой шаг на пути к запуску прямых рейсов, но перед этим Казахстан должен выполнить ряд эксплуатационных требований. Соглашение вызвало положительный отклик, особенно учитывая активный интерес казахстанских аэропортов и авиакомпаний к сотрудничеству с американскими логистическими компаниями для развития Казахстана в качестве транзитного узла для грузовых перевозок между Китаем и Европой. В поддержку этого аэропорты и авиакомпании предлагают значительные скидки на складские услуги, а также сниженные тарифы на авиатопливо, навигационные и грузовые услуги. Дополнительно, казахстанское правительство предоставляет налоговые льготы участникам специальных экономических зон, включая освобождение от НДС, снижение налогов на прибыль, имущество и землю.
На фоне снижения доли мировой торговли в ВВП до уровней 1980-х годов и уменьшения капитальных потоков вдвое по сравнению с периодом до кризиса 2008 года, когда они составляли 4-6%. В то же время, грузоподъемность авиаперевозок увеличивается ежегодно на 3-4%, что почти соответствует темпам роста числа авиапассажиров (около 5%), приведя грузов, что снижает урожайность и создает сложности для загрузки грузовых судов. В будущем
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
индустрия грузовых авиаперевозок столкнется с давлением трех факторов: спроса, сбоев и предложения.
Несмотря на текущую неопределенность в международных торговых потоках, изменение в спросе на авиагрузоперевозки ожидается вслед за переориентацией глобальных производственных сетей компаний, которые начнут использовать передовые технологии робототехники.
Рассмотренные компании будут доставлять полуфабрикаты в регионы, близкие к конечным потребителям, где продукция будет дорабатываться или настраиваться. В новых сетях появятся автоматизированные склады, системы прогнозируемой доставки и дроны. Сложные алгоритмы будут контролировать и отслеживать эффективность этих сетей, требуя мощных ИТ-инфраструктур для поддержания прозрачности и бесперебойных потоков данных.
Авиационная отрасль Казахстана начинает восстанавливаться после трехлетнего спада, вызванного пандемией коронавируса. С восстановлением отрасли возобновляется авиасообщение, добавляются новые маршруты, и наблюдается значительный прогресс в модернизации и расширении международных аэропортов страны. Особое внимание уделяется развитию и расширению грузовых терминалов, что становится приоритетом для страны, особенно в двух крупнейших аэропортах — Международном аэропорту Алматы и Международном аэропорту Астаны [2].
Использование столицы Казахстана, города Астана, в качестве транзитного узла для грузовых авиакомпаний, летающих из Китая в Европу, становится все более привлекательным благодаря снижению затрат. Это достигается за счет конкурентоспособных цен на наземное обслуживание и авиационное топливо.
Аэропорт Астаны отличается одной из лучших наземных инфраструктур в Центральной Азии, оснащен специализированным техническим оборудованием и обладает взлетно-посадочной полосой категории IIIA по классификации Международной организации гражданской авиации, что позволяет принимать все типы воздушных судов в любых погодных условиях. Особенно значимым является наличие современной системы дозаправки, которая значительно ускоряет подготовку тяжелых самолетов к полету, уменьшая время заправки до 30-40 минут для 100 тонн топлива. Это сокращает время обслуживания, повышая эффективность транзитных операций. Сейчас аэропорт в Астане обслуживает более 2000 грузовых транзитных рейсов в год, в то время как до пандемии этот показатель был менее 50 рейсов в год [3].
Международный аэропорт Алматы, находящийся в казахстанском финансовом центре городе Алматы, обладает значительным потенциалом для развития грузовых перевозок, учитывая его статус самого загруженного аэропорта в регионе Центральной Азии. В 2019 году аэропорт обслужил 6,4 миллиона пассажиров и перевез более 69 тысяч тонн грузов. Международная финансовая корпорация поддержала аэропорт, выделив 222,2 млн долларов на строительство нового терминала, что укрепит связи и улучшит экономическую конкурентоспособность Казахстана.
Исследование, на которое опирается автор, базируется на трудах ведущих ученых в области экономики высокотехнологичных отраслей промышленности, включая авиационную, и воздушного транспорта, а также на принципах планирования и прогнозирования, организации производства. Основной целью исследования является анализ возможностей казахстанских грузовых авиаперевозок.
Успех в этой области зависит от множества факторов, включая уровень развития экономики, науки, образования и инновационной активности страны. В свете глобализации, когда значимость географических расстояний уменьшается за счёт повышения эффективности и снижения затрат на международные перевозки, авиатранспорт играет ключевую роль в объединении людей и экономик.
В контексте Казахстана, многие авиакомпании стремятся усилить свои позиции, привлекая иностранных специалистов с престижным образованием и знанием иностранных
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
языков. Для того чтобы казахстанские специалисты гражданской авиации также были конкурентоспособны на мировом рынке, их подготовка должна проводиться в соответствии с международными стандартами в ведущих авиационных центрах мира [4].
Авиационная индустрия продолжает демонстрировать динамичное развитие с среднегодовым ростом около 3,7%. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), к 2035 году число пассажиров может достичь 7,2 миллиарда. Особенно значительный рост спроса ожидается в развивающихся странах, что делает Казахстан, расположенный в центре крупнейших рынков авиаперевозок, стратегически важным участником этого процесса.
Развитие воздушного транспорта тесно связано с экономическим ростом и развитием страны. Взаимосвязь подробно исследована во многих частях мира, в том числе в США, где множество исследований подтверждают значимость авиационной отрасли как для местной, так и для мировой экономики. Исследования показали, что существует положительная корреляция между пассажиропотоком на душу населения и уровнями занятости до и после оценочного периода.
Хотя воздушные перевозки не являются основным видом транспорта в Казахстане, доля пассажиров, перевозимых авиацией, хоть и составляет всего около 4% от общего числа пассажиров, но показывает устойчивый рост. В 2017 году число пассажиров достигло 7,4 миллиона человек. Такое увеличение свидетельствует о расширении авиационной отрасли и увеличении её роли в общественной и экономической жизни страны.
Число пассажиров авиатранспорта можно анализировать как функцию различных переменных, таких как численность населения, доход на душу населения, расстояние между городами, плотность населения и доступность других видов транспорта. На основании данных за 2016 год, Казахстан занимает 83-е место среди 170 стран по соотношению пассажиров к населению, что демонстрирует большее количество авиапассажиров в более богатых странах по сравнению с более бедными [5].
Авиационная отрасль Казахстана продолжает развиваться, и в ней уже занято около 16,5 тысяч человек, в процентном отношении рост числа пассажиров в гражданской авиации Казахстана превышает среднемировые показатели. Эти данные подтверждают значительное влияние авиационной отрасли на экономику и общественную жизнь страны.
Одним из ключевых преимуществ Казахстана в сфере авиаперевозок является его стратегическое географическое положение, позволяющее стране выступать в роли важного транспортного узла между Европой и Китаем. Авиаузлы, подобные Франкфурту, Амстердаму и Сингапуру, демонстрируют успешные результаты благодаря эффективной инвестиционной политике, подчеркивая потенциал, который может реализовать Казахстан.
Согласно прогнозам, в течение следующих двадцати лет Китай, США и Индия станут тройкой стран с самым быстрым ростом авиационных рынков по количеству пассажиров в год. Ожидается, что к 2024 году Китай займет позицию крупнейшего в мире рынка авиаперевозок, обогнав США, а к 2040 году укрепит своё лидерство.
Это приведет к тому, что Азиатско-Тихоокеанский регион окажется в центре внимания как ведущий регион в мировом авиационном сообщении. В этом контексте, Казахстан, благодаря своему географическому расположению и возможностям, может сыграть значительную роль в обслуживании возрастающего потока пассажиров между значимыми рынками. Растущий спрос на авиаперевозки в Китае и других крупных рынках Азии, вероятно, станет катализатором для развития авиационной отрасли в Казахстане, подчеркивая важность развития инфраструктуры и улучшения услуг для укрепления своих позиций на мировой арене.
В Казахстане, несмотря на наличие 56 зарегистрированных авиакомпаний, только пять из них активно участвуют в регулярных пассажирских перевозках. Общее количество воздушных маршрутов в республике составляет 88, что указывает на потенциал для развития авиационной отрасли. Однако развитие этого сектора сталкивается с серьезными
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
препятствиями, особенно из-за неудовлетворительного состояния аэропортовой инфраструктуры.
Из двадцати аэропортов Казахстана, пятнадцать имеют разрешение на обслуживание международных рейсов, но только два из них — Алматы и Астана — соответствуют высоким международным стандартам ША и ШБ 1САО (Международная организация гражданской авиации). Эти два аэропорта обслуживают более двух третей всех авиапассажиров страны, что подчеркивает их ключевую роль в авиационной сети Казахстана.
Большинство остальных аэропортов Казахстана испытывают низкий спрос на услуги и страдают от недостаточного технического оснащения и износа инфраструктуры, что делает их работу экономически нецелесообразной.
Годовой пассажиропоток в этих аэропортах часто не превышает 500 тысяч человек. Кроме того, значительный износ специального оборудования и другие технические проблемы усугубляют ситуацию, ограничивая возможности для расширения и модернизации аэропортовой инфраструктуры.
Данные проблемы требуют немедленного внимания со стороны правительства и частных инвесторов для улучшения состояния аэропортов и повышения качества авиационных услуг в Казахстане, что в итоге может способствовать усилению экономического роста и повышению международной конкурентоспособности страны в сфере авиаперевозок.
Гражданская авиация является одной из наиболее быстрорастущих отраслей транспортной индустрии на глобальном уровне. Развитие этой сферы способствует увеличению количества рабочих мест и доходов, как на местном, так и на международном уровне, поддерживая рост сопутствующих услуг.
В Казахстане, несмотря на низкую долю гражданской авиации в общем объеме транспортных услуг, отрасль демонстрирует значительный рост. Однако развитие этой сферы сталкивается с рядом препятствий, таких как недостаток инвестиций и плохое техническое состояние аэропортов, а также недооценка влияния инвестиций в авиацию на экономику.
Авиакомпании, такие как «AirAstana» и её лоукост-филиал «FlyArystan», играют ключевую роль в развитии авиационной отрасли в Казахстане. «AirAstana» предлагает как пассажирские, так и грузовые перевозки, включая возможность выполнения грузовых чартерных рейсов.
Например, на самолетах типа Б767 компания может перевозить до 32 тонн груза, а на A320/321 — от 12 до 15 тонн. Эти услуги охватывают как существующие маршруты по Республике Казахстан, так и международные направления, расширяя возможности для бизнеса и укрепляя экономические связи страны.
При оформлении и доставке грузов в авиационный терминал важно соблюдать определённые временные рамки и требования к габаритам и весу груза. Для авиакомпаний, таких как FlyArystan, следующие правила применяются к процессу отправки грузов:
Время доставки в терминал: Груз необходимо доставить в грузовой терминал не менее чем за 4 часа до запланированного времени вылета. Это обеспечивает достаточно времени для всех необходимых процедур по оформлению и подготовке груза к перевозке.
- оформление груза может занимать от 40 минут и более, в зависимости от количества мест и сложности сопроводительных документов, процесс входят проверка документов, взвешивание и маркировка груза;
- особое внимание следует уделить размерам и весу груза. Если длина или ширина одного места превышает 156 см, или вес одного места превышает 80 кг, необходимо получить предварительное согласование от авиакомпании для перевозки такого груза, связано с необходимостью специальной подготовки и возможного использования дополнительного оборудования для загрузки и размещения в самолёте;
- максимально допустимый вес одного места багажа на рейсах этой авиакомпании составляет 50 кг, ограничение необходимо учитывать при планировании отправки тяжёлых или крупногабаритных грузов;
- соблюдение этих правил обеспечивает безопасность и эффективность воздушной перевозки грузов, минимизируя возможные задержки и проблемы на таможне или в аэропорту.
При перевозке опасных грузов, включая оборудование, содержащее литий-ионные и литий-металлические элементы, важно строго следовать правилам и рекомендациям Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в отношении упаковки и маркировки. Вот основные требования, которые необходимо учесть. На упаковке должна быть нанесена соответствующая этикетка, указывающая на содержание опасных материалов. Это включает в себя четкие указания на тип опасности и необходимые меры предосторожности. В авианакладной должна содержаться точная и полная информация о содержимом груза. Например, если перевозятся ионно-литиевые батареи, следует указать это в соответствии с разделом II PI 966 IATA DGR (Dangerous Goods Regulations). Этот документ служит гарантией того, что все стороны, участвующие в транспортировке груза, осведомлены о его потенциальной опасности и способах безопасной обработки. Если удельная мощность элементов или содержание лития в них превышает установленные нормы, грузоотправитель обязан заполнить декларацию об опасных грузах. Основной документ, который требуется для получения разрешения на транспортировку опасных материалов. В декларации указываются точные характеристики груза, возможные риски и специальные требования к его перевозке [6].
Соблюдение этих требований не только обеспечивает безопасность при транспортировке опасных грузов, но и помогает избежать юридических нарушений и потенциальных штрафов. Тщательная подготовка и точность в документации гарантируют, что все этапы транспортировки будут проведены в соответствии с международными стандартами безопасности.
Грузовые авиаперевозки в Казахстане обладают значительным потенциалом для роста и развития благодаря стратегическому географическому положению страны и усилиям правительства по модернизации авиационной инфраструктуры. Несмотря на положительные тенденции, такие как увеличение грузопотока, цифровизация процессов и интеграция Казахстана в международные логистические цепочки, отрасль сталкивается с рядом серьезных проблем. Среди них — недостаточная модернизация аэропортов, высокая себестоимость авиаперевозок, регуляторные барьеры и зависимость от внешних экономических факторов.
Для устойчивого развития рынка грузовых авиаперевозок необходимо дальнейшее совершенствование авиационной инфраструктуры, привлечение инвестиций, внедрение современных цифровых технологий, а также усиление интеграции Казахстана в глобальные логистические сети. Комплексный подход к решению существующих проблем и стратегическое планирование позволят не только повысить конкурентоспособность казахстанского авиационного рынка, но и закрепить за страной статус одного из ключевых транзитных узлов между Европой и Азией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Казахстан как транспортный хаб Евразии / под ред. Султанова А.Н. - Алматы: Экономика, 2021. - 410 с.
2. Абдрахманов Е.Ж. Экономическая эффективность транспортных коридоров Казахстана. -Алматы: Экономика, 2020. - 280 с.]
3. Нурпеисов К.А. Развитие авиационного транспорта в Казахстане. - Нур-Султан: Экономика, 2019. - 312 с.
4. Логистические цепи поставок в Казахстане / под ред. Бекжигитова К.К. - Алматы: Казахский университет, 2020. - 320 с.
5. Токтабаев А.М. Транспортная логистика: опыт Казахстана. - Караганда: Болашак, 2018. -250 с.
6. Оспанов Б.К. Цифровизация транспортной отрасли Казахстана. - Алматы: Казахский университет, 2021. - 298 с.