УДК 338.242
Б01: 10.24411/2412-1657-2018-10033
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
Т. Г. Ибрагимов, М. Г. Якунина
В статье приведен сравнительный анализ малого бизнеса в России и за рубежом, а также рассмотрены налоговые системы малого предпринимательства в развитых государствах. Авторами были выявлены ключевые проблемы, тормозящие рост национального малого бизнеса, предложены пути их решения. Помимо уже введенных государством стимулов, предполагается использование методов, активно применяемых в зарубежных странах.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, налоговая система, государственная поддержка, предприятия, консультационные центры.
В условиях высокой рыночной конкуренции, в том числе и между странами, необходимость развития и поддержки малого предпринимательства принимает особо острую форму. Это связано с тем, что развитие малого бизнеса (далее — МБ) положительно влияет не только на рост экономических показателей страны, но и на наполнение рынка товарами и услугами, создание новых рабочих мест, что, в свою очередь, ведет к повышению качества жизни.
Не секрет, что развитие малого бизнеса в России имеет более медленный темп, чем в других развитых странах. Передовые страны давно осознали важность поддержки предпринимательства для стабильного развития экономики. В соответствии со статистикой последних лет, в большинстве развитых стран предпринимательский сектор составляет от 70% до 90% от всего числа предприятий.
Успешный пример других стран подтверждает необходимость смещения акцентов в сторону эффективного развития малого предпринимательства с целью повышения экономического благосостояния страны и снижения влияния действующих санкций на российский рынок.
В настоящее время в России уже заметен прогресс в области политической поддержки предпринимательства. Но, несмотря на повышение числа предприятий малого бизнеса в большинстве секторов экономики, общая доля таких предприятий составляет небольшой процент в сравнении с крупным бизнесом.
Для начала необходимо уточнить, что с 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Ибрагимов Тимур Газанфарович, Якунина Маргарита Геннадьевна — магистранты, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону
25
Согласно данному закону, малые и средние предприятия — это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в Единый госреестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, перечисленным в Федеральном законе.
В законе определено три критерия для отнесения предприятий к малому или среднему бизнесу: состав учредителей, объем выручки и численный состав сотрудников. Таким образом, к МБ относят предприятия, которые имеют [4]:
• Численность работников от 16 до 100 человек;
• Доходы за год, не превышающие 800 млн руб.;
• Суммарную долю участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не более 25%.
В настоящий момент, в соответствии с данными Росстата, доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны составляет всего 20%, а число малых и средних предприятий на территории России составляет до 5,5 млн [8].
В соответствии со статистикой, в 2017 г. было открыто около 7 тысяч ИП, а закрыто 9,1 тыс. Это связано, прежде всего, с политическими конфликтами, в которые была втянута страна, а также снижением курса рубля.
Основной проблемой, тормозящей развитие малого бизнеса в России в настоящее время, можно считать экономическую ситуацию в стране, вызванную введением против России санкций, снижением курса рубля и последовавшим за ними снижением покупательской способности населения.
Нельзя сказать, что государство совсем не поддерживает малый бизнес. За последние несколько лет в несколько раз был увеличен порог оборота для выделения малых и средних предприятий. Правительство также ввело двухлетние налоговые каникулы для новых предприятий в сфере услуг, научной и социальной сфере, а также промышленным предприятиям. Властями была создана квота в 18% для малого бизнеса для закупок государственных компаний и создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса.
Но главная составляющая, которая необходима для стимулирования скорейшего роста числа малых предприятий, а именно финансовая поддержка малых и средних предприятий, только сокращается.
Важно понимать, что для толчка малого бизнеса необходимы крупные денежные вливания в этот сектор, которые обеспечат поддержку не каким-то отдельным предприятиям в крупных городах, а дадут поддержку целым регионам.
Первый шаг, на который необходимо решиться государству для поднятия уровня предпринимательства в стране, — это сокращение числа крупных государственных предприятий. Несмотря на действующую квоту и официально предъявленные данные об увеличении числа государственных закупок у малого предпринимательства, за 2017г. их реальное число намного уменьшилось. Об этом говорят выявленные нарушения в процессе признания компаний малыми предприятиями из-за обнаружения «дочерних» связей с крупными компаниями.
Следующим важным шагом является повышение доступности капитала. Государство взялось за решение этой проблемы, разработав ряд программ, предоставляющих малому бизнесу поручительство, и стимулирование их кредитования банками по льготным процентным ставкам. Но этого все равно недостаточно для того, чтобы начать бизнес без крупного финансового риска.
Еще одной немаловажной проблемой поддержки малого бизнеса государством является его слабая нормативно-правовая база, которая содержит много неоднозначных формулировок и пробелов и часто не стыкуется с другими законодательными и нормативными документами.
Для подтверждения этих предположений необходимо рассмотреть ситуацию, которая складывается с МБ за рубежом, и в последующим проанализировать подходы к малому бизнесу в России и в ряде других развитых стран для выявления перспектив и тенденций развития в данном секторе.
Уровень развития малого бизнеса в странах Европы демонстрирует ту важную роль, которую он играет для экономики любой страны в целом. В первую очередь, развитые европейские страны обращают внимание на то, что предпринимательство повышает уровень инновационного развития не только в мелком, но и крупном бизнесе, так как оно стимулирует конкуренцию и создает высокие барьеры на рынке.
В Европе давно существует отлаженная система развития и поддержки малого предпринимательства. В первую очередь, в этих странах сильно упрощены процедуры открытия малого бизнеса и сама правовая база. Они создают специальные ассоциации, оказывающие помощь в принятии решений участникам МБ, и привлекают к его поддержке различные гос. органы и министерства.
В последнее время в странах Европы широко развивается онлайн-поддержка предпринимателей, где любой из них может в короткие сроки получить необходимую информацию о современных технологиях, предназначенных для повышения эффективности бизнеса, получить консультацию по текущим вопросам и даже найти инвесторов для своего дела.
Таким образом, основными тенденциями развития малого бизнеса в ЕС являются: поддержание баланса государственных интересов и интересов малого бизнеса, внедрение программ лояльности налоговой системы для владельцев МБ, упрощение законодательной базы и формирование взаимовыгодных контактов с другими странами.
Малый бизнес в США имеет ряд отличий от МБ в России и странах Европы. Во-первых, в малом бизнесе задействованы почти 60% всего трудоспособного населения. Во-вторых, в США доход предприятия от первоначального капитала в тысячу долларов до нескольких миллионов может увеличиться всего за несколько лет. В-третьих, сам по себе малый бизнес в Штатах отличается своими размерами от малого бизнеса в любой другой стране: предприятия некоторых отраслей могут иметь до 1500 сотрудников и доход от 6 до 20 млн долл.
Основной причиной такого широкого развития предпринимательства является установленный в стране принцип поддержки малого и среднего бизнеса. Он заключается в том, что интересы малого бизнеса защищаются со стороны правительства, а также уже почти 70 лет у них существует Администрация по делам малого бизнеса, у которой есть
представительства в каждом штате. Так, в отличие от России, поддержка осуществляется повсеместно, а не только в крупнейших производственных регионах.
Главный закон, определяющий отношение к малому бизнесу в США, обязует предоставлять предпринимателям безграничный доступ к необходимым ресурсам для бизнеса, а также оказывать им финансовую и консультационную помощь. Но, что важнее всего, он предписывает необходимость отдавать не менее 23% всех государственных заказов в руки малого бизнеса.
В стране насчитывается огромное количество консультационных центров и пунктов помощи МБ, которые осуществляют его поддержку в области внедрения инноваций, обучение персонала, а также предоставляют необходимую защиту владельцам малого бизнеса.
Важно отметить, что политика США направлена не только на финансовую поддержку МБ, но и на его развитие с точки зрения повышения грамотности населения в вопросах ведения бизнеса. Центры консультации в регионах предоставляют возможность обучения предпринимательству, оказывают помощь в составлении бизнес-планов и поиске источников финансирования. В случае наступления стадии упадка бизнеса каждый предприниматель может получить помощь в решении этой проблемы, ему окажут поддержку и помогут избежать банкротства.
Главной особенностью политической поддержки МБ в США являются программы по развитию инновационных проектов. Именно эта сфера оказывает огромное влияние на конкурентоспособность национальной экономики, поэтому поддержка изобретательства, патентования, внедрения в производство новинок — главная линия политики США на сегодняшний день. Помимо принятия закона о развитии инноваций в малом бизнесе, на проведение инновационных исследований предпринимателями выделяется определенный процент от всего фонда на НИОКР. Эффективность этой программы подтверждает высокий процент патентов, выданных на сотрудников МБ.
Можно сделать вывод, что Россия имеет сложности с ростом числа малых предприятий и увеличением их доли в общем ВВП страны. Также существуют проблемы с финансовой и консультационной поддержкой предпринимательства. Необходимо отметить и слабую законодательную базу.
В рассмотрении нуждается еще такой немаловажный фактор, как налоговая политика разных государств, так как именно налогообложение является ключевым обстоятельством, оказывающим влияние на развитие предпринимательства в стране. Несмотря на то, что налоги в России ниже, чем в большинстве развитых стран, и наша страна также предлагает особые условия для предпринимателей, уровень МБ в России все равно остается низким. Создание благоприятной среды для развития малого бизнеса — определяющая цель большинства крупных государств. Как правило, в рассматриваемых странах используются следующие виды налогообложения предприятий малого бизнеса:
• налоговые льготы по налогу на прибыль;
• использование особых налоговых режимов.
Особая система налогообложения действует в Великобритании, где предприятия малого бизнеса имеют возможность применения ускоренной амортизации, т. е.
стоимость инновационного оборудования списывается в первый год его использования, что дает возможность увеличивать собственные внутренние инвестиции предприятия.
Во Франции используются специальные налоговые режимы, на основании которых применяются упрощенные и вмененные налоги, а их налоговая система предполагает использование упрощенного налогового режима декларирования прибыли. Помимо этого, новые предприятия освобождаются от уплаты налогов в течение первых двух лет. Особую поддержку правительство Франции оказывает тем, кто планирует открыть малый бизнес в экономически отстающих районах. Для них действуют специальные скидки, а также они освобождаются от уплаты налогов в социальные фонды
[5].
Но, конечно, главным пунктом поддержки малого бизнеса в любой стране является снижение налога на прибыль для малых предприятия. В то время, как в России действует единая ставка по налогу на прибыль для всех видов организаций — 20 %, другие страны снижаются ставку налогов для предприятий малого бизнеса [1].
Таким образом, принятая в большинстве стран прогрессивная шкала налогообложения оказывает положительное влияние на развитие малого бизнеса, так как дает новым предприятиям возможность на первоначальном этапе платить минимальные налоги. Например, в США используются более низкие процентные ставки для подоходного налога в зависимости от размера налогооблагаемой прибыли (ставка может варьироваться от 15% до 25 %). А также владельцы малого бизнеса могут приобретать лицензии на занятие определенным видом деятельности, ее стоимость заменяет все другие налоги и сборы.
В России же существует возможность перехода на упрощенную систему налогообложения, но, как правило, при переходе на нее компания претерпевает много издержек и теряет партнеров из-за сложностей, связанных с уплатой налога на добавленную стоимость. А также не все организации и индивидуальные предприниматели имеют право применять эту упрощенную систему налогообложения
[6].
Также стоит отметить, что с 1 января 2019 г. налог на добавленную стоимость был увеличен с 18% до 20%. Это повышение негативно скажется на малом и среднем бизнесе, так как увеличение налога на 2% приведет к росту цен примерно на 10%, в связи с этим еще больше понизится экономическая активность, а обороты упадут из-за понижения покупательского спроса. И еще большее количество малого бизнеса уйдет в «теневую экономику», потому что рыночная конкуренция неизбежна [10].
Таким образом, можно выделить ряд ключевых проблем, которые мешают широкому развитию предпринимательства в нашей стране:
1. Сложная структура налогообложения (различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые сложно рассчитать простому предпринимателю);
2. Нестабильность налоговой системы;
3. Отсутствие эффективных механизмов поддержки малого предпринимательства:
• отсутствие центров консультирования предпринимателей и подготовки профессиональных навыков для бизнесменов;
• отсутствие гибкой системы льготного кредитования для владельцев бизнеса;
29
• неэффективность действующей налоговой системы для стимулирования роста сектора малого бизнеса.
Крупные предприятия, % Малый бизнес, %
Основной
н°внои ОсноОмовной
США
Англия
Франция
Канада
Россия
Рис. 1. Сравнительный анализ ставок налога на прибыль для малых и крупных предприятий в России и за рубежом.
Источник: составлено по [9].
Несмотря на действующий спектр проблем, государство стремится реализовать новые, более эффективные программы по поддержке малого бизнеса в ближайшие несколько лет. Вскоре ожидаются следующие поправки, которые призваны стимулировать рост малого бизнеса в стране:
• Неэффективно используемое государственное имущество начнут сдавать малому бизнесу по льготной цене, а также ему позволят арендовать недвижимость на льготных условиях. При этом объем имущества, предназначаемого для сдачи в аренду малому бизнесу, к 2024 г. будет увеличен не менее, чем на 25%.
• 1 января 2019 г. вступает в силу Федеральный закон, который позволяет страховать банковские вклады/счета малого бизнеса — юридические лица — малые предприятия, которые внесены в соответствующий реестр. В случае проблем с банком, малые предприятия получат обратно часть денег, размещенных на их счетах и вкладах. Раньше это касалось только индивидуальных предпринимателей [3].
• К 2020 г. доля закупок крупнейших заказчиков, участником которых является малый бизнес, будет повышена с 15% до 18%. А также с 1 февраля 2019 г. на закупки у малого бизнеса распространят механизмы факторинга, т. е. деньги за поставленные товары малый бизнес сможет получать не от заказчика, а от банка, который финансирует закупки.
• К 2024 г. будет реализована программа «Расширение использования франшиз в секторе МСП». В рамках программы предполагается выдача малому бизнесу льготных микрозаймов на покупку франшизы. А также к 1 июня 2022 г. стоимость лизинга для субъектов МСП будет снижена до средней ставки на уровне не более 8%.
• С 1 сентября 2019 г. будут введены штрафы за осуществление деятельности без получения статуса самозанятого. Самозанятых отнесут к субъектам малого предпринимательства с предоставлением соответствующих льгот и преференций. Вместо налогов и страховых взносов они будут уплачивать единый платеж. Размер платежа составит 4% с годовой выручки [2].
Данные изменения лишь ненамного повысят число новых точек малого бизнеса в стране, т. к. налоговая система продолжает ущемлять малый бизнес высокими ставками налога, а сама законодательная база становится все сложнее. Эти факторы заставляют предпринимателей уходить в «теневую экономику» и скрываться от налоговых выплат, что в дальнейшем приводит их к банкротству. Одним из главных решений этих проблем является внедрение государством прозрачной и лояльной налоговой системы для владельцев МБ, а также внедрение эффективных стимулов для развития партнерства между крупным и малым бизнесом.
Также важнейшим направлением, которое необходимо развивать в ближайшие годы, является создание консультационных центров поддержки и обучения предпринимателей. Повышение предпринимательской грамотности среди граждан РФ просто необходимо для подъема малого бизнеса. Если в ближайшем будущем государство сделает акцент на обучение и поддержку владельцев малого бизнеса, а также введет гибкую и понятную систему налогообложения МБ, ситуация в стране начнет меняться. Только в этом случае мы сможем претендовать на уровень вовлеченности населения в малый бизнес, сопоставимый с уровнем других стран.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 25.12.2018).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 27.12.2018).
3. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 03.08.2018 N 322-Ф3).
4. Гурьянов П.А. Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — № 10 (10). — С. 3-12.
5. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания. — 2014. — № 12-2. — С. 127-129.
6. Лермонтов Ю.М. Проблемы исчисления и уплаты единого налога при УСН и ЕНВД. // Аудитор. — 2015. — № 11. — С. 41.
7. ТАСС: Информационное агентство России [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/
8. Росстат: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/
9. Митрофанова И. А., Эрентраут А. А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.1. — С. 130-135.
10. Землякова А. В., Повышение налога на добавленную стоимость // Научный вестник ЮИМ. — 2018. — № 2. — С. 31-36.
TRENDS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA ON THE EXAMPLE OF FOREIGN EXPERIENCE
Ibragimov T.G., Yakunina M.G.,
Southern Federal University, Rostov-on-Don
In article the comparative analysis of small business is given in Russia and abroad and also the tax systems of small business in the developed states are considered. Authors revealed the key problems which are slowing down growth of national small business, ways of their solution are proposed. Besides the incentives which are already entered by the state, use of the methods which are actively applied in foreign countries is supposed.
Keywords: small business, entrepreneurship, tax system, government support, enterprises, consulting centers.