УДК 336.144
Белостоцкий Алексей Александрович, кандидат экономических наук, доцент Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
e-mail: a. a.belostotskiy@yandex. ru
ТЕНДЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО БЮДЖЕТА НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРОЕКТИРОВОК
Аннотация: в статье проанализирована динамика основных параметров федерального бюджета и тенденции снижения бюджетного дефицита в стратегической перспективе.
Ключевые слова: бюджетная устойчивость, доходы и расходы бюджета, дефицит бюджета, долгосрочное прогнозирование.
Belostotskiy Alexey Alexandrovich, candidate of economic sciences, associate Professor of the Kursk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation
e-mail: [email protected]
SUSTAINABLE BUDGET TRENDS BASED ON BUDGET DESIGNS
Abstract: the article analyzes the dynamics of the main parameters of the federal budget and the trend towards reducing the budget deficit in a strategic perspective.
Key words: budgetary sustainability, budget revenues and expenditures, budget deficit, long-term forecasting.
Несмотря на, сложные экономические условия и различные траектории развития национальной экономики, одной из приоритетных задач остается формирование устойчивого и сбалансированного бюджета.
Финансово-бюджетная устойчивость, безусловно должна учитывать меняющиеся макроэкономические условия, новую конструкцию бюджетного правила и современное состояние межбюджетных отношений [1, С. 430].
Согласно базовому варианту прогноза российская экономика перейдет к восстановительному росту уже в начале 2023 года, а по итогам 2024 года большинство основных показателей, включая ВВП, промышленное производство, инвестиции в основной капитал, показатели уровня жизни населения, превысят в сопоставимых ценах докризисные значения. Не смогут выйти на докризисные уровни только показатели внешней торговли.
Прогнозом предполагается, что давление на экономику будут оказывать сокращение внешнего спроса и ограничения со стороны предложения как следствие замедления мировой экономики, санкционного давления и нарушения логистических цепочек. В 2023 году основной вклад в замедление экономики будут вносить сокращение инвестиционного спроса (инвестиции в основной капитал сократятся на 2 % в 2022 году и на 1 % в 2023 году) и падение экспорта (экспорт товаров в реальном выражении сократится в 2022 году на 8,7 %, в 2023 году - на 1,7 %).
В результате российский ВВП будет снижаться два года (в 2023 году - в том числе за счет высокой базы I квартала 2022 года), но масштаб снижения
будет меньше, чем ожидалось ранее: в 2022 году - на 2,9 %, в 2023 году - на 0,8 %.
Динамика основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2023-2025 годы характеризуется снижением доли доходов в ВВП к 2025 году по сравнению с 2022 годом с 35,7 % до 34,3 % и расходов - с 36,6 % до 34,8 %.
Дефицит бюджетов бюджетной системы Российской Федерации планируется в 2023 году с увеличением более чем в два раза по сравнению с оценкой 2022 года и составит 2 % ВВП, в 2024 и 2025 годах - со снижением по сравнению с предыдущим годом (1,4 % и 0,5 % ВВП соответственно).
18,9 19,9
20
17,1
15
10
17,1
5
0
2021 отчет
2022 оценка
2023 прогноз
2024 прогноз
2025 прогноз
■ Доходы ■ Расходы
Рисунок 1. Параметры федерального бюджета, % от ВВП
В структуре расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов в 2023-2025 годах наибольший объем расходов, как и в предыдущие годы, составят расходы на социальную политику (31,5 %). При росте расходов в абсолютном выражении доля расходов на социальную политику в ВВП в плановом периоде снижается (с 11,6 % ВВП в 2023 году до 10,9 % ВВП в 2025 году).
Доли расходов на образование и здравоохранение в ВВП в 2023-2025 годах сохранятся на уровне 2022 года (3,6-3,7 % ВВП и 4,0-4,1 % ВВП соответственно)
Расходы на национальную экономику снизятся по сравнению с 2022 годом в абсолютном выражении и в отношении к ВВП (с 5,6 % ВВП в 2022 году до 4,7 % ВВП в 2025 году).
Суммарная доля расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность составит 5,8 % ВВП в среднем на 2023-2025 годы и увеличится по сравнению с аналогичным показателем 2022 года (5,2 % ВВП).
Расходы бюджетов бюджетной системы в номинальном выражении
[3].
увеличиваются в 2023 году по сравнению с 2022 годом на 6 %, по сравнению с 2019 годом в целом увеличиваются на 51 %, расходы на национальную экономику - на 44 %, образование - на 36 %, здравоохранение - на 62 % [5].
Законопроект сформирован на основе базового варианта прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Формирование основных характеристик федерального бюджета на 20222024 годы осуществлялось с учетом проектируемых изменений бюджетных правил, согласно которым предлагается:
- базовые нефтегазовые доходы в 2023-2025 годах установить ежегодно
равными 8 трлн рублей, а начиная с 2026 года ежегодно индексировать их на 4 %;
- общий объем расходов федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде определять, как сумму базовых нефтегазовых доходов, ненефтегазовых доходов федерального бюджета, прогнозируемого объема расходов на обслуживание государственного долга и разницы между предоставлением и возвратом бюджетных и межгосударственных кредитов.
Одновременно законопроектом устанавливается, что в рамках переходного периода расходы федерального бюджета в 2023 году увеличиваются на расчетный объем 2 900 млрд рублей, в 2024 году - на 1 600 млрд рублей.
Проект федерального закона № 201622-8 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году», содержащий указанные изменения, внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу одновременно с проектом федерального
закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» [2].
Счетная палата отмечает, что расчет базовых нефтегазовых доходов основывается на утвержденном в абсолютном выражении объеме базовых нефтегазовых доходов с его последующей индексацией в отличие от действующей конструкции бюджетного правила, при которой указанные доходы рассчитываются исходя из базовых цен на нефть, природный газ, экспортной альтернативы для автомобильного бензина, дизельного топлива.
В пояснительной записке к законопроекту №2 201622-8 закрепление объема базовых нефтегазовых доходов в абсолютном выражении предлагается ввиду ограниченной предсказуемости ценовой конъюнктуры на мировом энергетическом рынке и объемов добычи нефти и природного газа Российской Федерацией. При этом обоснование самой величины этого объема в пояснительной записке не содержится. Отмечено лишь, что такой размер базовых нефтегазовых доходов в целом соответствует умеренно-консервативным оценкам внешних условий при стабильном обменном курсе рубля в диапазоне 65-75 рублей за доллар. Кроме того, не приводится обоснование учета расчетных объемов расходов при определении общего объема расходов в 2023 и 2024 годах [4].
Формирование устойчивого и сбалансированного федерального бюджета в части прогнозирования доходов федерального бюджета проходило в условиях приостановления положений пункта 1 статьи 1741 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган, а также принятого на указанную дату и вступающего в силу в очередном финансовом году и плановом периоде законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов
муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Список литературы
1. Белостоцкий А.А. Финансовая устойчивость в условиях бюджетного дефицита. - 2022. - №12(217). - 669 с.
2. Правительство Российской Федерации: официальный сайт. URL:http://government.ru/ (дата обращения: 21.11.2022).
3. Министерство финансов РФ: официальный сайт. URL:http://mmfm.ru/ (дата обращения: 25.11.2022)
4. Счетная палата Российской Федерации: официальный сайт. URL:http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 27.11.2022)
5. Федеральное казначейство: официальный сайт Казначейства России. URL:http://roskazna.ru (дата обращения: 15.11.2022)