Научная статья на тему 'ТЕНДЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО БЮДЖЕТА НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРОЕКТИРОВОК'

ТЕНДЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО БЮДЖЕТА НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРОЕКТИРОВОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетная устойчивость / доходы и расходы бюджета / дефицит бюджета / долгосрочное прогнозирование / budgetary sustainability / budget revenues and expenditures / budget deficit / long-term forecasting

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белостоцкий Алексей Александрович

в статье проанализирована динамика основных параметров федерального бюджета и тенденции снижения бюджетного дефицита в стратегической перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белостоцкий Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE BUDGET TRENDS BASED ON BUDGET DESIGNS

the article analyzes the dynamics of the main parameters of the federal budget and the trend towards reducing the budget deficit in a strategic perspective.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО БЮДЖЕТА НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРОЕКТИРОВОК»

УДК 336.144

Белостоцкий Алексей Александрович, кандидат экономических наук, доцент Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ

e-mail: a. a.belostotskiy@yandex. ru

ТЕНДЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО БЮДЖЕТА НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРОЕКТИРОВОК

Аннотация: в статье проанализирована динамика основных параметров федерального бюджета и тенденции снижения бюджетного дефицита в стратегической перспективе.

Ключевые слова: бюджетная устойчивость, доходы и расходы бюджета, дефицит бюджета, долгосрочное прогнозирование.

Belostotskiy Alexey Alexandrovich, candidate of economic sciences, associate Professor of the Kursk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

e-mail: [email protected]

SUSTAINABLE BUDGET TRENDS BASED ON BUDGET DESIGNS

Abstract: the article analyzes the dynamics of the main parameters of the federal budget and the trend towards reducing the budget deficit in a strategic perspective.

Key words: budgetary sustainability, budget revenues and expenditures, budget deficit, long-term forecasting.

Несмотря на, сложные экономические условия и различные траектории развития национальной экономики, одной из приоритетных задач остается формирование устойчивого и сбалансированного бюджета.

Финансово-бюджетная устойчивость, безусловно должна учитывать меняющиеся макроэкономические условия, новую конструкцию бюджетного правила и современное состояние межбюджетных отношений [1, С. 430].

Согласно базовому варианту прогноза российская экономика перейдет к восстановительному росту уже в начале 2023 года, а по итогам 2024 года большинство основных показателей, включая ВВП, промышленное производство, инвестиции в основной капитал, показатели уровня жизни населения, превысят в сопоставимых ценах докризисные значения. Не смогут выйти на докризисные уровни только показатели внешней торговли.

Прогнозом предполагается, что давление на экономику будут оказывать сокращение внешнего спроса и ограничения со стороны предложения как следствие замедления мировой экономики, санкционного давления и нарушения логистических цепочек. В 2023 году основной вклад в замедление экономики будут вносить сокращение инвестиционного спроса (инвестиции в основной капитал сократятся на 2 % в 2022 году и на 1 % в 2023 году) и падение экспорта (экспорт товаров в реальном выражении сократится в 2022 году на 8,7 %, в 2023 году - на 1,7 %).

В результате российский ВВП будет снижаться два года (в 2023 году - в том числе за счет высокой базы I квартала 2022 года), но масштаб снижения

будет меньше, чем ожидалось ранее: в 2022 году - на 2,9 %, в 2023 году - на 0,8 %.

Динамика основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2023-2025 годы характеризуется снижением доли доходов в ВВП к 2025 году по сравнению с 2022 годом с 35,7 % до 34,3 % и расходов - с 36,6 % до 34,8 %.

Дефицит бюджетов бюджетной системы Российской Федерации планируется в 2023 году с увеличением более чем в два раза по сравнению с оценкой 2022 года и составит 2 % ВВП, в 2024 и 2025 годах - со снижением по сравнению с предыдущим годом (1,4 % и 0,5 % ВВП соответственно).

18,9 19,9

20

17,1

15

10

17,1

5

0

2021 отчет

2022 оценка

2023 прогноз

2024 прогноз

2025 прогноз

■ Доходы ■ Расходы

Рисунок 1. Параметры федерального бюджета, % от ВВП

В структуре расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов в 2023-2025 годах наибольший объем расходов, как и в предыдущие годы, составят расходы на социальную политику (31,5 %). При росте расходов в абсолютном выражении доля расходов на социальную политику в ВВП в плановом периоде снижается (с 11,6 % ВВП в 2023 году до 10,9 % ВВП в 2025 году).

Доли расходов на образование и здравоохранение в ВВП в 2023-2025 годах сохранятся на уровне 2022 года (3,6-3,7 % ВВП и 4,0-4,1 % ВВП соответственно)

Расходы на национальную экономику снизятся по сравнению с 2022 годом в абсолютном выражении и в отношении к ВВП (с 5,6 % ВВП в 2022 году до 4,7 % ВВП в 2025 году).

Суммарная доля расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность составит 5,8 % ВВП в среднем на 2023-2025 годы и увеличится по сравнению с аналогичным показателем 2022 года (5,2 % ВВП).

Расходы бюджетов бюджетной системы в номинальном выражении

[3].

увеличиваются в 2023 году по сравнению с 2022 годом на 6 %, по сравнению с 2019 годом в целом увеличиваются на 51 %, расходы на национальную экономику - на 44 %, образование - на 36 %, здравоохранение - на 62 % [5].

Законопроект сформирован на основе базового варианта прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Формирование основных характеристик федерального бюджета на 20222024 годы осуществлялось с учетом проектируемых изменений бюджетных правил, согласно которым предлагается:

- базовые нефтегазовые доходы в 2023-2025 годах установить ежегодно

равными 8 трлн рублей, а начиная с 2026 года ежегодно индексировать их на 4 %;

- общий объем расходов федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде определять, как сумму базовых нефтегазовых доходов, ненефтегазовых доходов федерального бюджета, прогнозируемого объема расходов на обслуживание государственного долга и разницы между предоставлением и возвратом бюджетных и межгосударственных кредитов.

Одновременно законопроектом устанавливается, что в рамках переходного периода расходы федерального бюджета в 2023 году увеличиваются на расчетный объем 2 900 млрд рублей, в 2024 году - на 1 600 млрд рублей.

Проект федерального закона № 201622-8 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году», содержащий указанные изменения, внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу одновременно с проектом федерального

закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» [2].

Счетная палата отмечает, что расчет базовых нефтегазовых доходов основывается на утвержденном в абсолютном выражении объеме базовых нефтегазовых доходов с его последующей индексацией в отличие от действующей конструкции бюджетного правила, при которой указанные доходы рассчитываются исходя из базовых цен на нефть, природный газ, экспортной альтернативы для автомобильного бензина, дизельного топлива.

В пояснительной записке к законопроекту №2 201622-8 закрепление объема базовых нефтегазовых доходов в абсолютном выражении предлагается ввиду ограниченной предсказуемости ценовой конъюнктуры на мировом энергетическом рынке и объемов добычи нефти и природного газа Российской Федерацией. При этом обоснование самой величины этого объема в пояснительной записке не содержится. Отмечено лишь, что такой размер базовых нефтегазовых доходов в целом соответствует умеренно-консервативным оценкам внешних условий при стабильном обменном курсе рубля в диапазоне 65-75 рублей за доллар. Кроме того, не приводится обоснование учета расчетных объемов расходов при определении общего объема расходов в 2023 и 2024 годах [4].

Формирование устойчивого и сбалансированного федерального бюджета в части прогнозирования доходов федерального бюджета проходило в условиях приостановления положений пункта 1 статьи 1741 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган, а также принятого на указанную дату и вступающего в силу в очередном финансовом году и плановом периоде законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов

муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Список литературы

1. Белостоцкий А.А. Финансовая устойчивость в условиях бюджетного дефицита. - 2022. - №12(217). - 669 с.

2. Правительство Российской Федерации: официальный сайт. URL:http://government.ru/ (дата обращения: 21.11.2022).

3. Министерство финансов РФ: официальный сайт. URL:http://mmfm.ru/ (дата обращения: 25.11.2022)

4. Счетная палата Российской Федерации: официальный сайт. URL:http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 27.11.2022)

5. Федеральное казначейство: официальный сайт Казначейства России. URL:http://roskazna.ru (дата обращения: 15.11.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.