Научная статья на тему 'ПРИОРИТИЗАЦИЯ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ МЕР АНТИКРИЗИСНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВА'

ПРИОРИТИЗАЦИЯ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ МЕР АНТИКРИЗИСНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ПРИОРИТЕТНЫЕ РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / МЕРЫ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОДДЕРЖКИ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / FEDERAL BUDGET / PRIORITY BUDGET EXPENDITURES / ANTI-CRISIS SUPPORT MEASURES / NATIONAL ECONOMIC RECOVERY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белостоцкий Алексей Александрович

В статье исследуется формирование федерального бюджета, с учетом внесенных изменений в среднесрочной перспективе и приоритетные направления расходования бюджетных ресурсов в рамках мер антикризисной поддержки государства и плана восстановления экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIZATION OF FEDERAL BUDGET EXPENDITURES IN THE CONTEXT OF STATE ANTI-CRISIS SUPPORT MEASURES

The article examines the formation of the Federal budget, taking into account the changes made in the medium term, and the priority directions of spending budget resources in the framework of measures of anti-crisis support of the state and the economic recovery plan.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТИЗАЦИЯ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ МЕР АНТИКРИЗИСНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВА»

ПРИОРИТИЗАЦИЯ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ МЕР АНТИКРИЗИСНОЙ ПОДДЕРЖКИ

ГОСУДАРСТВА Белостоцкий Алексей Александрович, к.э.н., доцент Курский государственный университет, Курск, Россия

В статье исследуется формирование федерального бюджета, с учетом внесенных изменений в среднесрочной перспективе и приоритетные направления расходования бюджетных ресурсов в рамках мер антикризисной поддержки государства и плана восстановления экономики.

Ключевые слова: федеральный бюджет, приоритетные расходы бюджета, меры антикризисной поддержки, восстановление национальной экономики

Государственный бюджет является основным финансовым планом государства и от его сбалансированности, эффективности исполнения и устойчивости финансовым шокам зависит как развитие отдельных отраслей национальной экономики, так и развитие государства в целом в стратегической перспективе.

Ситуация, сложившаяся во многих секторах экономики, влияет на отклонение от макроэкономического прогноза, так как сильные проблемы сейчас испытывают помимо авиационной и туристической отрасли такие сферы как энергетика, металлургическая, химическая, лесная промышленности. В этой ситуации Правительством РФ, в рамках бюджетных параметров текущего года может быть использован резерв в 300 млрд. рублей для обеспечения первоочередных потребностей в расходах, а также увеличен лимит государственных гарантий, однако полный экономический эффект от происходящих событий трудно прогнозируем.

Принятые поправки в бюджет на 2020-2022 годы для обеспечения социальных выплат, согласно которым доходы федерального бюджета в 2020 году увеличатся на 214,2 млрд руб. и составят почти 20,594 трлн. рублей, в 2021 году доходы увеличены на 646,0 млрд. рублей, до 21,892 трлн рублей, в 2022 году рост доходов составит 755,0 млрд. рублей, до 22,814 трлн рублей [1].

В соответствии с поправками, расходы увеличатся в 2020 году на 162,7 млрд рублей и составят 19,666 трлн рублей, в 2021 году объем расходов будет увеличен на 556,9 млрд рублей, в результате расходы составят 21,191 трлн. рублей, в 2022 году расходы планируют увеличить на 677,6 млрд рублей, до 22,441 трлн рублей. В результате профицит федерального бюджета составит в 2020 году - 927,58 млрд рублей, в 2021 году - 701,39 млрд рублей, в 2022 году - 372,66 млрд рублей.

Структура федерального бюджета, после внесённых поправок Государственной Думой в марте 2020 года представлена на рисунке 1.

25 000

20 000

15 000

10 000

5 000

20 594

19 666

927,58

21892

21 191

701,39

22 814 22 441

372,66

2020 2021

■ Доходы ■ Расходы ■ Профицит/дефицит

2022

Рисунок 1. Структура федерального бюджета, после внесённых поправок в марте 2020 года, трлн. рублей

0

Учитывая складывающуюся ситуацию как в мировой, так и в российской экономике, в текущем 2020 году, достаточна высока вероятность перехода на дефицитный бюджет, тем более, что профицит бюджета 2019 года в сумме 1,967 трлн рублей носит технический характер, так как его исполнение составило 94,5% что является худшим показателем за последние 11 лет. И помимо всего прочего, в 2020 году ожидается снижение объемов поступления нефтегазовых доходов на 3 трлн рублей по сравнению с плановыми значениями и вероятности расходования средств Фонда национального благосостояния, в связи с чем, сценарий дефицитного бюджета на 2020 год вполне очевиден.

Для сдерживания распространения коронавируса СОУГО-19, а также последующие сглаживания негативных тенденций для экономики в зарубежных странах задействуют достаточно большой объем финансовых ресурсов, например, объем антикризисных программ в Германии составляет 37% ВВП, Италии - 20% ВВП, Великобритании - 16% ВВП, Франции -14% ВВП, США - 12,4% ВВП.

В России запланированные бюджетные ресурсы направляемые на эти цели составят 2,8% ВВП или 3,1 трлн. рублей, что включает как прямые расходы бюджета, так меры государственной поддержки, помимо этого будут задействованы средства ФНБ в размере 2 трлн. рублей, чтобы покрыть выпадающие нефтегазовые доходы федерального бюджета из-за снижения цен на нефть. Меры антикризисной поддержки представлены на рисунке 2.

В складывающихся условиях, данного объема государственной поддержки явно недостаточно, учитывая, озвученные Правительством меры

по финансовой поддержке врачей, и в целом системы здравоохранения необходимы средства в объеме 700-800 млрд. рублей, также необходимо учесть выпадающие доходы внебюджетных фондов в результате снижения ставки страховых взносов с 30 до 15% и повышения МРОТ до 12,13 тыс. рублей, что потребует расходов не менее 0,5 трлн. рублей и финансовую помощь предприятиям малого и среднего бизнеса, учитывая их нынешнее состояние необходимо более 200 млрд. рублей дополнительных финансовых ресурсов. Необходимо, также выделить средства на сбалансированность региональных бюджетов, реструктуризацию бюджетных кредитов и, соответственно, снижение долговой нагрузки на региональном уровне, что потребует более 400 млрд. рублей [2].

И, несмотря на второй пакет мер государственной поддержки, согласно которому будет осуществляться перераспределение средств внутри действующего бюджета, объема выделяемых финансовых ресурсов в сложной эпидемиологической обстановке может быть недостаточно. Этого можно достичь изменением бюджетного правила путем поднятия цены отсечения до 50-55 долл/бар., с тем, чтобы замещать доходы, не относящиеся к нефтегазовым, а также предусмотреть прямые выплаты населению и предоставить налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса.

Понятно, что для борьбы с коронавирусом необходимо увеличивать объем финансовых ресурсов, заранее разработать план как их можно эффективнее привлечь, но все эти восстановительные процессы могут затянутся надолго и по прошествии пандемии, но основным моментом, в данной ситуации является не только объем ресурсов, а целевое, адресное их применение, с учетом национальных интересов, где главной целью является сбережение населения.

В условиях ограничительных мер 2 кв. 2020 года практически для всех сфер и отраслей национальной экономики оказался очень тяжелым, в том числе и для промышленного производства. В частности, во втором квартале прогнозируется спад экономики на 8%, при этом в апреле, по данным Росстата, снижение промышленного производства составило 6,6%, что сопоставимо по объему с кризисом 2015 года - тогда такое падение произошло за полгода [3].

По данным ЦБ РФ восстановление экономики будет достаточно медленным и за 3-4 кварталы не будет отыграно снижение 2 квартала, в результате чего падение ВВП составит4-6% в 2020 году, затем прогнозируется восстановительный рост экономики на 2,8-4,8% в 2021 году и 1,5-3,5% в 2022 году, в этом случае мы выйдем на уровень ВВП 2019 года к первому полугодию 2022 года.

Учитывая, что на снижение ВВП значительное влияние оказало падение экспорта на 12-15%, а также, то что в базовый прогноз заложена средняя цена нефти марки Urals на уровне $27 за барр. в 2020 году при том, что в апреле цена Urals снижалась до 11,5-12,0 долл./барр, что составило минимальный уровень с 1999 года, в такой ситуации есть вероятность что эко-

номические процессы будут восстанавливаться медленнее чем планировалось, несмотря на снижение ключевой ставки на 0,5 п.п. до 5,5%.

В этих условиях, снижение экономики в 2020 году составит 5-6%, так как впервые с 1997 года ожидается отрицательный платежный баланс, прогнозируется снижение инвестиций до 10% и дефицит федерального бюджета в 2020 году, составит 6% ВВП, и в этих условиях, происходящий кризис нельзя недооценивать, так как он может сильно тормозить темпы восстановления экономики и промышленное производство в будущие периоды, поэтому уже сейчас необходимо усилить работу по финансированию мер государственной поддержки [4].

9,0

8,0

8,0 7,0 6,0 5,0 4,0 3,0 2,0 1,0 0,0

1 пакет 2 пакет 3 пакет

■ Столбец1

Рисунок 2. Меры антикризисной поддержки, трлн. рублей

В связи с этим, одним из приоритетных направлений деятельности является восстановление экономических процессов, активизацию субъектов экономических взаимоотношений и стабилизацию национальной экономики в постпандемический период. В этом смысле подготовка Правительством РФ «Плана восстановления экономики» является крайне необходимой и своевременой мерой, в рамках которого объём расходов составит 8 трлн. рублей на период 2020-2021 годов, из которых 6 трлн. рублей это средства федерального бюджета, остальные 2 трлн руб. составят инвестиции в инфраструктуру, в эту сумму войдут расходы на ранее одобренные меры помощи населению и бизнесу, при этом, не до конца проработанные меры правительства, предполагают ещё 700 млрд. руб. ресурсов государственного бюджета [5].

В структуре расходов запланирована поддержка отраслей на сумму более 1,5 трлн. руб., на региональный уровень выделяется 1 трлн. рублей. На дополнительные социальные выплаты предлагается направить 180 млрд руб. при этом поддержка населения должна быть более адресной. Плани-

руется, что реализация данного плана будет способствовать росту экономики до 2,5%, увеличению объёма инвестиций до 4,5%, а также позволит снизить безработицу до 5% к 2022 году.

Достижение данных значений является достаточно сложной задачей, в связи с чем реализацию этих мероприятий следует начинать как можно раньше, так как она требует ответственного и грамотного подхода и от результатов этой работы будут зависеть как оценка отдельных макроэкономических показателей, так и сбалансированность государственного бюджета и состояние социально-экономического развития страны в ближайшие годы.

Список литературы

1. Государственная Дума Федерального Собрания РФ: официальный сайт. URL:http://duma.gov.ru/ (дата обращения: 21.06.2020).

2.Министерство финансов РФ: официальный сайт. URL:http://minfin.ru/ (дата обращения: 12.06.2020).

3. Счетная палата Российской Федерации: официальный сайт. URL:http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 18.06.2020)

4. Федеральное казначейство: официальный сайт Казначейства России. URL:http://roskazna.ru (дата обращения: 17.06.2020)

5. Давыдов Индекс. Политика, экономика в регионах: официальный сайт. URL:http://davydov.in/economics/aleksej-belostockij-kursk-na-pervyj-vzglyad-8-trln-rublej-na-vosstanovlenie-ekonomiki-kazhetsya-bolshoj-summoj-no-na-dva-goda-8-trln-rub-ne-tak-uzh-i-mnogo/ (дата обращения: 20.06.2020).

Belostotsky Alexey A., Ph. D., associate Professor Kursk state University, Kursk, Russia

PRIORITIZATION OF FEDERAL BUDGET EXPENDITURES IN THE CONTEXT OF STATE ANTI-CRISIS SUPPORT MEASURES

The article examines the formation of the Federal budget, taking into account the changes made in the medium term, and the priority directions of spending budget resources in the framework of measures of anti-crisis support of the state and the economic recovery plan. Keywords: Federal budget, priority budget expenditures, anti-crisis support measures, national economic recovery

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.