Макроэкономика
ТЕМПЫ РОСТА ВВП В 2015-2016 гг.: О ЧЕМ ГОВОРИТ ДЕКОМПОЗИЦИЯ*
Сергей ДРОБЫШЕВСКИЙ, д-р экон. наук, РЬ.Р Мария КАЗАКОВА, канд. экон. наук
Минэкономразвития России представило три сценария прогноза социально-экономического развития в 2016 г., предполагающие пик спада ВВП в 2015 г. (-3,9%) и темпы прироста ВВП в диапазоне от -1,0 до +2,3% в 2016 г. Декомпозиция темпов роста ВВП с учетом прогнозных данных о динамике инвестиций в основной капитал, численности занятых в экономике и предполагаемых цен на нефть показывает, что такие темпыI роста могут быть достигнутыI либо при резком ускорении циклической составляющей, либо при пересмотре предположений о динамике структурной составляющей за счет роста совокупной факторной производительности в экономике. Внешнеторговая составляющая, связанная с уровнем цен на нефть, во всех сценариях вносит отрицательный вклад в темпыI роста ВВП, так как эти ценыI находятся ниже средних многолетних значений.
Все это, независимо от роли отдельных компонент в динамике ВВП в 2016 г. и рассматриваемого сценария, означает, что и в 2015-м, и в 2016 гг. «разрыв» вы/пуска в экономике России останется отрицательным. Иными словами, во всех сценариях фактический вы/пуск оказывается ниже потенциального.
Минэкономразвития России выпустило обновленную версию прогноза социально-экономического развития России на 2015-2016 гг., яв-
ляющуюся основой для разработки проекта федерального бюджета на 2016 г. Прогноз содержит три сценария -базовый, консервативный и целевой. Согласно этому документу в 2015 г. предполагается спад ВВП в размере 3,9% по сравнению с 2014 г. при средней годовой цене на нефть марки ига15 в 53 долл./ барр., спаде инвестиций в основные фонды на 9,9% и численности занятого населения в 68,4 млн. человек (в 2014 г. в экономики РФ было занято 67,8 млн. человек).
В отношении 2016 г. базовый сценарий прогноза «характеризует основные макроэкономические параметры развития экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов и консервативной бюджетной политики»1. Так, в рамках данного сценария предполагается, что рост ВВП в 2016 г. составит 0,7% по сравнению с 2015 г. (другими словами, что экономика выйдет из рецессии на слабоположительные темпы роста), среднегодовая цена на нефть составит 50 долл./барр., инвестиции в основной капитал упадут на 1,6% по сравнению с предыдущим годом, численность занятого населения изменится незначительно. Таким образом, базовый вариант прогноза на 2016 г. строится исходя из сохранения текущих тенденций в российской экономике без появления дополнительных факторов, ускоряющих темпы экономического роста.
* — Статья из Оперативного мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 17 (декабрь 2015 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
1 http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/20151026
Консервативный вариант прогноза, как
отмечает Минэкономразвития, строится в условиях крайне неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры (среднегодовая цена на нефть снижается до 40 долл./барр.), углубления спада инвестиций (снижение на 6,4% по сравнению с 2015 г.) и потребительского спроса, высокой инфляции и негативной динамики в других секторах экономики (промышленность и розничная торговля). Другими словами, основной удар в рамках данного сценария придется на потребительскую и инвестиционную сферы. Консервативный сценарий прогноза, таким образом, является наиболее пессимистичным по сравнению с другими сценариями и предполагает в 2016 г. падение ВВП на 1,0% по сравнению с 2015 г.
Более оптимистичен целевой вариант прогноза, разработанный во исполнение поручения Президента РФ о выходе экономики России на траекторию роста на уровне среднемирового, устойчивую в долгосрочном периоде, и обеспечение макроэкономической сбалансированности в условиях низкой инфляции и повышения производительности труда. Этот сценарий фактически пре-
дусматривает переход с 2016 г. к новой модели экономического роста. Как отмечает Минэкономразвития, в целом «основной вклад в увеличение темпов экономического роста в 2016-2020 гг. будут вносить следующие факторы:
• рост инвестиций в расширение производства и производственную инфраструктуру;
• рост инвестиций в увеличение экспорта несырьевых товаров и стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции;
• повышение совокупной производительности факторов в результате увеличения вложений в инновационные сектора экономики;
• реализация мер по ресурсоэкономии и сокращению издержек, в том числе связанных с трудовыми затратами и тарифами естественных монополий;
• развитие малого бизнеса, улучшение условий для предпринимательской деятельности и другие факторы»2.
Наличие в представленных сценариях прогнозных значений цен на нефть, динамики инвестиций и численности занятых позволяет нам провести декомпозицию прогнозных зна-
Рис. 1. Фактический и структурный темпы прироста ВВП в 2010-2016 гг. (все сценарии прогноза), в % к предыдущему году
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Годы
-Структурный ВВП -Фактический ВВП (консерв. вар.)
-Фактический ВВП (базовый вар.) -Фактический ВВП (целевой вар.)
Источник: Росстат, Минэкономразвития России, МВФ, расчеты авторов.
2 http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz
чений темпов роста ВВП в 2016 г. по трем описанным выше сценариям в соответствии с разработанным нами алгоритмом. Предлагаемая нами методика, основанная на методологии разложения макроэкономических показателей на структурную, внешнеторговую и конъюнктурную (деловые циклы и случайные шоки) составляющие, позволяет выделить влияние
основных факторов на рост ВВП. Эта методика применяется в развитых странах (ОЭСР), однако она была доработана нами с учетом специфики российской экономики. Специфика заключается в высокой степени зависимости от условий внешней торговли, аппроксимирующихся при помощи динамики мировых цен на нефть3.
Рис. 2. Внешнеторговый и конъюнктурный темпы прироста ВВП в 2010-2016 гг. (базовый сценарий прогноза), в % к предыдущему году
Годы
-Внешнеторговый ВВП (базовый вар.) -Конъюнктурный ВВП (базовый вар.)
Источник: Росстат, Минэкономразвития России, МВФ, расчеты авторов.
Рис. 3. Внешнеторговый и конъюнктурный темпы прироста ВВП в 2010-2016 гг. (консервативный сценарий прогноза), в % к предыдущему году
2
-2 -
-3 -
-4 -
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Годы
-Внешнеторговый ВВП (консерв. вар.) -Конъюнктурный ВВП (консерв. вар.)
Источник: Росстат, Минэкономразвития России, МВФ, расчеты авторов.
2016
3 Более подробно методика декомпозиции темпов роста российского ВВП, а также интерпретация полученных нами результатов приведены в: Синельников-Мурылев С., Дробышевский С., Казакова М. Декомпозиция темпов роста ВВП России в 1999— 2014 годах // Экономическая политика. 2014. № 5. С. 7—37, а также http://iep.ru/ru/publikatcii/7125/publication.html
Фактический, структурный и внешнеторговый темпы прироста российского ВВП, а также его конъюнктурная компонента (т.е. сумма компонент бизнес-циклов и случайных шоков) для трех сценариев прогноза развития российской экономики в 2015-2016 гг. представлены на рис. 1-4.
По нашим оценкам, прогнозная структурная компонента роста ВВП в 2016 г. будет продолжать снижаться при всех сценариях прогноза (с 1,1% в 2015 до 0,6% в 2016 г. - см. рис. 1). Как и в предыдущие годы, это обусловлено негативной динамикой фундаментальных факторов роста (сокращение численности экономически активного населения в силу демографических тенденций и объема капитала вследствие его выбытия при отрицательной динамике инвестиций), а также снижением совокупной факторной производительности.
При заданных в сценариях уровнях цен на нефть в 2015-2016 гг., которые находятся ниже средних многолетних уровней (80-85 долл./барр.), внешнеторговая компонента темпов прироста ВВП в 2015 г. для всех сценариев окажется отрицательной (-1,2% - для базового и целевого и -1,6% - для консервативного).
Конъюнктурная компонента темпов прироста российского ВВП в 2015 г. остается отрицательной, при этом циклический спад, очевидно, был усилен негативным шоком, масштабы которого оцениваются в 2,5-3,0 п.п. прироста ВВП. Этот шок представляет собой комбинацию негативных последствий от экономических санкций и контрсанкций, роста неопределенности и рисков в экономике в условиях крайне волатильного курса рубля, ускорения инфляции и сокращения доступности заемного капитала.
Переходя к декомпозиции темпов роста ВВП РФ в 2016 г., отметим, что реализация прогнозируемого темпа его прироста во всех трех сценариях, при относительно низких ценах на нефть и отсутствии повышения совокупной факторной производительности, возможна только за счет резкого роста его конъюнктурной компоненты: для самого оптимистичного сценария - с -3,8% в 2015 г. до 2,9% в 2016 г., а для пессимистичного - с -3,8% в 2015 г. до -0,04% в 2016 г. Такой рост конъюнктурной составляющей может быть результатом либо резкого ускорения роста циклического ВВП в условиях «ухода в прошлое» негативного шока, присутствующего в 2015 г., либо, при
Рис. 4. Внешнеторговый и конъюнктурный темпы прироста ВВП в 2010-2016 гг. (целевой сценарий прогноза), в % к предыдущему году
Годы
— Внешнеторговый ВВП (целевой вар.) — Конъюнктурный ВВП (целевой вар.)
Источник: Росстат, Минэкономразвития России, МВФ, расчеты авторов.
предположении о сохранении экономики в нижней фазе делового цикла, заметного положительного шока, природа которого не представляется очевидной.
Вместе с тем полученные нами результаты (и, соответственно, выводы) основаны на полученных на временном интервале 2000-2014 гг. модельных оценках совокупной факторной производительности и, следовательно, на модельных структурных темпах роста ВВП России, имеющих устойчивый тренд к снижению.
Если предположить, что динамика совокупной факторной производительности изменилась и структурные темпы роста ВВП прекратили свое снижение (например, вследствие ускорения роста конкурентоспособности отечественного производства после девальвации рубля или повышения эффективности экономики в условиях текущего кризиса после банкротства ряда компаний, сокращения непроизводственных издержек, высвобождения части занятых и «расчистки» банковской системы), то часть прогнозируемого в 2016 г. роста ВВП может быть отнесена именно на эту компоненту. В таком случае динамика конъюнктурной составляющей (в диапазоне от -1,5 до 2,0 п.п. прироста ВВП) представляется достаточно логичной в условиях прекращения
действия негативного шока 2015 г. и постепенного выхода на повышательную стадию делового цикла (а в целевом сценарии - на ускорение роста циклической составляющей вследствие перехода на новую модель роста). Эко-нометрически данные изменения в структурных темпах роста могут быть оценены только при добавлении в моделируемый ряд новых фактических годовых наблюдений ВВП, т.е. по прошествии не менее одного-двух лет.
Результаты декомпозиции темпов роста российской экономики позволяют также получить оценку «разрыва» в выпуске в 2015-2016 гг., который становится отрицательным в 2015 г. Это является результатом негативного вклада двух компонент (внешнеторговой и конъюнктурной - последней на протяжении уже пяти лет, с 2011 г.) при снижающихся структурных темпах роста. Необходимо также отметить, что «разрыв» выпуска продолжает находиться в отрицательной области и в 2016 г. даже для оптимистичного (целевого) сценария Минэкономразвития. (См. рис. 5.)
Таким образом, в 2015-2016 гг. во всех сценариях фактический выпуск оказывается ниже потенциального. С точки зрения экономической теории в этом случае стимулирующие меры денежно-кредитной и бюджетной политики
Рис. 5. Разрыв в выпуске российской экономики в 2010-2016 гг. (прогноз по трем сценариям), в %
могут оказывать положительное воздействие на экономику, по крайней мере в краткосрочном периоде. Однако для ускорения долгосрочных темпов экономического роста в первую очередь требуется повышение структурных темпов на основе фундаментальных факторов роста и совокупной факторной производительности.
В современных экономических условиях это означает изменение ситуации с доступом
российских компаний к иностранному капиталу и к прямым иностранным инвестициям, повышение инвестиционной активности российского бизнеса и смягчение ограничений в отношении доступных трудовых ресурсов. Следует отметить, что в предпосылках сценариев Минэкономразвития России, за исключением целевого, упоминание о таких изменениях отсутствует. ■