УДК 371
Е. В. Федоткина
кандидат филологических наук, доцент; заведующая кафедрой лингводи-дактики Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ); e-mail: [email protected]
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ
МАТЕРИАЛОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
Статья посвящена определению тематического содержания учебно-методических материалов по иностранному языку при формировании профессиональной компетенции студентов неязыковых вузов, приводятся результаты анкетирования выпускников неязыковых вузов с целью уточнения ключевых тем, наиболее востребованных в их профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная компетенция; обучение иноязычной речевой деятельности; тематическое содержание учебно-методических материалов.
Fedotkina E. V.
PhD (Philology), Associate Professor, Department of Language Pedagogy, Moscow State University of Railway Engineering; e-mail: [email protected]
THEMATIC CONTENT OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING
AND TEACHING METHODOLOGY MATERIALS FOR DEVELOPING
PROFESSIONAL COMPETENCE IN NON-LANGUAGE STUDENTS
The article defines the thematic content of foreign language learning and teaching methodology materials for developing professional competence in non-language students. It also gives the results of questionnaires used to identify graduates' actual key topics demand in their professional activities.
Key words: professional competence; teaching and learning a foreign language speech activity; thematic content of foreign language learning and teaching methodology materials.
В современных условиях одной из главных составляющих успешности и востребованности молодого специалиста является владение одним, а в последнее время, двумя иностранными языками. Иноязычное общение становится существенным компонентом профессиональной деятельности современного специалиста, что влечет за собой повышение значимости дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе.
В нелингвистических вузах, в том числе в Московском государственном университете путей сообщения императора Николая II (МИИТе), разрабатываются профессионально ориентированные учебные курсы: «Иностранный язык профессионального общения», «Деловой иностранный язык», «Этика делового общения» и др. Разнообразие курсов обучения иностранным языкам (ИЯ) отражает современные особенности развития общества. Современный этап экономики характеризуется многообразием условий применения ИЯ. Это многообразие определяется целым рядом факторов. Среди них следует упомянуть: специфику отраслей экономики; различные виды выполняемой профессиональной деятельности; увеличение числа иностранных производителей, совместных предприятий и производств, транснациональных корпораций, занимающихся инженерной деятельностью; использование ИЯ инженером для осуществления профессиональной переводческой деятельности; международную интеграцию образовательных систем, осуществляемую, в частности, в рамках Болонского процесса [Полякова 2013, с. 24].
В последних Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) высшего образования по конкретным направлениям профильной подготовки перечислены компетенции, которыми должны овладеть выпускники неязыковых вузов на разных ступенях высшего образования (в бакалавриате, магистратуре и специалитете). В стандартах прописаны общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), в соответствии с которыми разрабатываются основные образовательные программы (ООП) и рабочие программы дисциплин (РП), учебные планы и т. д. В учебных планах кафедр прописываются не только компетенции, часы по каждой учебной дисциплине, но и виды учебной работы, формы контроля и т. д., в том числе по дисциплине «Иностранный язык». Взаимодействие лингвистической и спецкафедр в подготовке специалистов-профессионалов не ограничивается ознакомлением с учебным планом ведущих кафедр, важным является также обсуждение перечня компетенций, которыми должен овладеть выпускник, фондов оценочных средств (ФОС), тематики курсов обучения и т. д. Количество и содержание компетенций варьируется в зависимости от направления подготовки. Руководствуясь нормативными документами (стандартами, рекомендациями, указаниями и т. п.), а также учебными планами профилирующих кафедр, преподаватели лингвистических кафедр разрабатывают рабочие
программы, на основе которых определяется тематическое содержание учебно-методических материалов (УММ) по ИЯ с целью формирования иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции студентов.
Формирование у студентов коммуникативных умений профессионального общения должно быть ориентировано на потребность использования иностранного языка в разных сферах коммуникации: повседневной, деловой, профессиональной [Федоткина 2004]. В каждой из перечисленных сфер определяются ситуации общения, характерные для конкретных профилей. Отбор тем и ситуаций позволяет обеспечить ситуативно-тематическое содержание учебного процесса в рамках определенной рабочей программы, отражающей конкретный профиль подготовки студентов [Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» 2011; Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» 2014].
Для определенного числа выпускников вуза некоторых направлений и профилей применение иностранного языка потребуется лишь в рецептивном режиме, например, при чтении инструкций (к импортному оборудованию или импортным технологиям), патентов, различной технической документации, а также для самообразования. Например, в ФГОС направления подготовки «Прикладная математика» указывается общекультурная компетенция ОК-13: владение одним из иностранных языков на уровне чтения и понимания научно-технической литературы [ФГОС ВО по направлению подготовки 01.03.04 2015] или в ФГОС направления подготовки «Управление в технических системах» названа общекультурная компетенция ОК-7: способность к самоорганизации и к самообразованию [ФГОС ВО по направлению подготовки 27.03.04 2015]. В этом случае предпочтение отдается формированию рецептивных видов речевой деятельности и в первую очередь умений в разных видах чтения. В связи с этим возникает необходимость в продуманном и тематически оправданном подборе текстов для курса обучения ИЯ, дающему представление об их многообразии. На основе тематически подобранных текстов может осуществляться разработка соответствующих ситуативных заданий / упражнений, нацеленных на формирование рецептивных умений студентов.
Для направления же подготовки «Менеджмент» Госстандартом [ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.03.02 2016] предлагается
формирование продуктивных видов речевой деятельности, называются следующие компетенции:
• ОК-4 - способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
• ПК-12 - умение организовать и поддерживать связи с деловыми партнерами, используя системы сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом при реализации проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления).
По данному направлению подготовки необходим соответствующий подбор тем и текстов для обучения продуктивным видам речевой деятельности.
Следовательно, общекультурные и профессиональные компетенции в стандартах отличаются в зависимости от направлений подготовки в вузе, и это следует учитывать при определении тематического содержания УММ для обучения иностранным языкам.
Составлению перечня тем УММ способствовало анкетирование выпускников МИИТа, проведенное в 2015 г. преподавателями кафедры «Лингводидактика», с целью выяснения реальных иноязычных коммуникативных потребностей специалистов и степени использования ими ИЯ в профессиональной деятельности. Для анкетирования были выбраны следующие пять мест работы выпускников:
• вузы
• НИИ
• совместные предприятия
• государственные предприятия (заводы, депо, ж / д станции)
• министерства и др. руководящие организации (ОАО «РЖД»)
На каждом месте работы было опрошено 20 реципиентов, в общей
сложности в анкетировании приняли участие 100 выпускников МИИТа. В анкетах был представлен перечень возможных тем в процессе изучения ИЯ в вузе. Преподавателей кафедры иностранных языков интересовало:
- используют ли выпускники МИИТа иностранный язык в своей профессиональной деятельности и в каких ее сферах: деловые встречи, конференции, переговоры, оформление технической документации и т. д.;
- изучение студентами каких тем, по мнению уже работающих специалистов, способствует / будет способствовать осуществлению иноязычного общения в профессиональных целях.
Представлялось, что специалистам (не методистам) трудно будет самим сформулировать темы, поэтому кафедра предложила свой перечень тем и обратилась к выпускникам с просьбой:
1) оценить с точки зрения востребованности профессиональной деятельности (профессионального общения) изучение указанной в анкете темы;
2) по возможности, дополнить список тем и дать соответствующие комментарии.
В таблице (см. табл. с. 56) отражены систематизированные результаты проведенного анкетирования. В ней цифрами обозначены положительные ответы, полученные от 20 опрошенных с каждого места работы.
В результате анкетирования, в том числе анализа анкет с комментариями, можно сделать следующие выводы:
1) все опрошенные выпускники используют иностранный язык в профессиональной деятельности (использование информации из иноязычных источников, устное / письменное общение).
2) в практической деятельности выпускников, работающих в различных местах, наиболее задействованной является профессионально ориентированная тематика.
3) в процессе анкетирования специалистами разных областей были высказаны требования и предложения по подготовке студентов к применению иностранного языка в конкретных видах профессиональной деятельности:
- проведение изысканий совместно с зарубежными партнерами (предложение специалистов НИИ);
- подготовка публикаций научных статей в зарубежных журналах (НИИ);
- ведение бизнеса (специалисты совместных предприятий);
- разработка и внедрение новых технологий (специалисты государственных предприятий: заводов, депо, ж / д станций);
- ведение переговоров, заключение договоров (специалисты министерства, ОАО).
4) существует потребность в подготовке преподавателей спецкафедр к чтению лекций по специальным дисциплинам на иностранном языке.
Таблица
Результаты анкетирования выпускников МИИТа
Выпускники неязыковых вузов, работающие:
в вузах НИИ в совместных в госпредприятиях, в министерствах
ТЕМА и др. (20 предприятия на заводах, на и др. руководя-
учебных чел.) (20 чел.) железнодорожном щих организаци-
заведе- транспорте ях (ОАО «РЖД»)
ниях (20 чел.) (20 чел.)
(20 чел.)
1. Учеба в вузе (в МИИТе): бакалавриате, 17 16 5 - 1
магистратуре, аспирантуре, докторантуре
2. Моя профессия: работа / должность, про-
фессиональные / научные интересы 15 15 14 3 13
3. Профессионально ориентированная темати-
ка. Участие в научных и международных кон-
ференциях, переговорах, деловых встречах,
симпозиумах и др. 20 17 18 13 18
4. Семья, семейное положение 1 1 3 2 1
5. Обсуждение пунктов договора о сотрудниче-
стве, участие в переговорах 17 9 18 1 16
6. Презентация компании, кафедры, лаборато-
рии, вуза, отдела, предприятия и др. 18 18 19 15 15
7. Инноватика в отрасли 17 16 15 13 15
8. Зарубежные командировки (размещение в гостинице / общежитии и т. п.) 4 2 1 1 12
9. Посещение кафе, ресторана, столовой 2 5 4 1 11
10. Посещение выставки, музея, театра и др. 1 1 11 5 10
5) выпускники МИИТа единодушно подтвердили значимость учебных тем при подготовке по иностранному языку: «Инноватика в отрасли» и «Подготовка презентаций по профессионально ориентированной тематике на иностранном языке».
В заключение следует отметить, что проведение описанного в статье анкетирования помогло преподавателям кафедры иностранных языков ознакомиться с реальными профессиональными потребностями выпускников МИИТа и способствовало разработке тематического содержания Рабочих программ подготовки студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантов по иностранному языку. В целях своевременной корректировки и совершенствования программно-методического обеспечения планируется проведение подобного анкетирования выпускников и в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Полякова Т. Ю. Профессиональная ориентация обучения иностранному языку в инженерном вузе: традиции и перспективы // Иностранный язык как компонент профессиональной подготовки в неязыковом вузе. М. : МГЛУ, 2013. С. 21-34. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 12 (672). Сер. Педагогические науки). Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки
бакалавров (неязыковые вузы). - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. - 32 с. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки
магистров (неязыковые вузы). - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - 50 с. ФГОС ВО по направлению подготовки 01.03.04 «Прикладная математика» (уровень бакалавриата) от 12 марта 2015 г. № 208. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/010304.pdf ФГОС ВО по направлению подготовки 27.03.04 «Управление в технических системах» (уровень бакалавриата) от 20 октября 2015 г. № 39683. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/270304.pdf ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата) от 12 января 2016 г. № 41028. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/380302.pdf Федоткина Е. В. Функциональный подход как способ улучшения качества умений устного иноязычного общения // Психолого-педагогические и методические проблемы управления качеством языковой подготовки неязыковых вузов. М. : МГЛУ, 2004. С. 188-203. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 454).