Научная статья на тему 'Тематический тезаурус как средство развития понятийного мышления в процессе подготовки будущих учителей'

Тематический тезаурус как средство развития понятийного мышления в процессе подготовки будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
909
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОНЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ И СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ / ОПЕРИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯМИ / ДЕСКРИПТОРНЫЙ СЛОВАРЬ / ТЕЗАУРУС / ЛИЧНОСТНЫЙ ТЕЗАУРУС / УЧЕБНЫЙ ТЕЗАУРУС / ПРЕДМЕТНЫЙ ТЕЗАУРУС / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕЗАУРУС / ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ТЕЗАУРУСОВ / COGNITIVE ACTIVITY / A CONCEPT AS AN OBJECT AND AN INSTRUMENT OF COGNITION / HANDLING CONCEPTS / A DESCRIPTIVE DICTIONARY / A THESAURUS / PERSONAL THESAURUS / A TRAINING THESAURUS / A SUBJECT THESAURUS / A THEMATIC THESAURUS / THESAURUS CONSTRUCTION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожокарь Ольга Петровна

Овладение системой понятий как специфической формой теоретического знания создает основу для овладения будущими учителями технологиями профессиональной деятельности. Тематический и предметный тезаурусы являются одной из таких систем. В данной статье представлены возможности работы с тезаурусом при изучении «Теории и методики обучения русскому языку» в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожокарь Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thematic thesaurus as a means of conceptual thinking development in training of future teachers

Acquiring the system of concepts as a specific form of theoretical knowledge founds the basis for future teachers' acquiring the technologies of professional activity. Thematic and subject thesauruses are one of such systems. The possibilities of work with a thesaurus in studying Theory and Methodology of Teaching Russian at a teachers training university are represented in the article.

Текст научной работы на тему «Тематический тезаурус как средство развития понятийного мышления в процессе подготовки будущих учителей»

МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ББК 81.2Рус-923+81.04 УДК 811.161.1+81*374 R 58

О.П. КОЖОКАРЬ

O.P. KOZHOKAR

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕЗАУРУС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

THEMATIC THESAURUS AS A MEANS OF CONCEPTUAL THINKING DEVELOPMENT IN TRAINING OFFUTURE TEACHERS

Овладение системой понятий как специфической формой теоретического знания создает основу для овладения будущими учителями технологиями профессиональной деятельности. Тематический и предметный тезаурусы являются одной из таких систем. В данной статье представлены возможности работы с тезаурусом при изучении «Теории и методики обучения русскому языку» в педагогическом вузе.

Acquiring the system of concepts as a specific form of theoretical knowledge founds the basis for future teachers' acquiring the technologies of professional activity. Thematic and subject thesauruses are one of such systems. The possibilities of work with a thesaurus in studying Theory and Methodology of Teaching Russian at a teachers training university are represented in the article.

Ключевые слова: познавательная активность, понятие как объект и средство познания, оперирование понятиями, дескрипторный словарь, тезаурус, личностный тезаурус, учебный тезаурус, предметный тезаурус, тематический тезаурус, технология построения тезаурусов.

Key words: cognitive activity, a concept as an object and an instrument of cognition, handling concepts, a descriptive dictionary, a thesaurus, personal thesaurus, a training thesaurus, a subject thesaurus, a thematic thesaurus, thesaurus construction technology.

Нынешнее время - время масштабных задач - требует профессиональной подготовки специалистов, способных к продуктивному труду в разных сферах общества; сегодняшний специалист должен осмысленно относиться к тому, что он делает, свободно и разумно ориентироваться в окружающей действительности, диалектически мыслить.

Быстрое старение приобретенных профессиональных знаний ставит новые задачи перед высшей школой, а современная общеобразовательная школа «ждет не учителя - диктатора, ретранслятора учебной информации, а учителя - генератора идей, человека, являющегося носителем обобщенных теоретических и методологических знаний, учителя - сепаратора информации, т.е. учителя, умеющего отбирать и рационально использовать информацию для решения постоянно возникающих в его деятельности педагогических задач и нахождения единственно верного педагогического решения, учителя, свободно владеющего диалектическим методом познания» [3, с. 3].

Высшая школа испытывает сегодня затруднения в планомерной целенаправленной активизации познавательной деятельности у студентов. Одна из причин состоит в том, что будущий учитель не имеет достаточного набора соответствующих методик, обеспечивающих становление конкретных качеств (способностей) творческого характера в процессе учебного познания.

Как следствие, познавательная деятельность студентов не имеет четкой направленности на творчество.

Центральным звеном в профессионально-творческой подготовке будущего учителя является, по нашему мнению, формирование его познавательной активности и прежде всего перестройка мыслительной деятельности, в основе которой обучение интеллектуальным умениям, владение умственными операциями, подчиняющимися объективным законам познания, т.е. развитие понятийного диалектического мышления.

Наиболее эффективным средством и условием формирования диалектического мышления является овладение системой понятий, которая, в свою очередь, является специфической формой теоретического знания и создает основу для овладения будущими учителями механизмами, технологией профессиональной деятельности, содержательной и операциональной ее сторонами, так как любое мышление, как отмечал П.С. Выготский, «всегда движется в пирамиде научных понятий» [2, с. 17].

Как отмечается в философских исследованиях, возникнув, понятие уже само становится объектом познания. С другой стороны, понятие является одной из форм мышления, и в этом смысле оно выступает как орудие (средство) познания.

Таким образом, понятия представляют один из важнейших компонентов системы знаний, и от качества их усвоения зависит усвоение законов и теории, овладение умениями применять знания творчески на практике.

Факты свидетельствуют о том, что при изучении научной дисциплины на усвоение понятий отводится ограниченное время, и в результате, усваивая некоторую технологию (алгоритмы, методы) получения результатов, студенты часто не обладают адекватными знаниями о научных понятиях, которые теоретически обновляют эту технологию.

На первый взгляд, кажется, недостатки не так заметны в конечном счете из-за того, что во многих случаях приобретенные знания направлены не только на исследование изучаемой или быстро изучаемой технологии. Но часто от специалистов и исследователей, и от учителя в первую очередь, требуется обращение к знаниям, приобретенным в учебном заведении, когда приходится заново выяснять смысл важных понятий. При этом понижается мыслительная деятельность, результаты которой страдают от отсутствия ассоциаций, возникающих в связи с хорошо усвоенными понятиями. Следовательно, необходимо научить будущего учителя умению выделять в изучаемом материале структурные единицы - понятия, тем самым выработав подход к понятию как к «единице содержания целенаправленного обучения».

«В процессе формирования понятия происходит переход к абстрагированию и обобщению, и знание, преподнесенное извне, становится собственным знанием студента» [1, с. 17].

Проблеме усвоения и формирования научных понятий студентами посвящены работы М.Н. Алексеева, Л.Д. Арестовой, С.И. Архангельского, М.Б. Воло-вич, Г.И. Железовской, Н.Ф. Талызиной, А.В. Усовой и др. Но вопросы, связанные с формированием научных понятий, в этих исследованиях не находят еще должного освещения на уровне педагогической технологии: в них не говорится о возможности конструктивной деятельности при работе с понятиями.

«... Формирование понятий не является самоцелью, важное место занимает проблема обучения оперированию понятиями, которые уже сформированы. Формирование умений оперировать научными понятиями является важнейшей задачей» [5, с. 164].

Своеобразную систему понятий образует тезаурус: система понятий, которой студент владеет, представлена в тезаурусе личностном, система «новых» для него понятий - в учебном тезаурусе. Составление микротезауруса по теме, разделу той или иной изучаемой в вузе дисциплины приводит к образованию упорядоченного множества базовых и периферийных понятий в форме алфавитного или тематического словаря, что обеспечивает студенту свободу выбора рациональных путей освоения информации и одновременно открывает возможности регулировать трудоемкость познавательной работы. Как отмечается в работе В.И. Журавлева: «даже простой просмотр предметов - терминов, содержащихся в указателях, возбуждает информационные потребности читателя, и он невольно попадает в плен книги; особенно, если термин сигнализирует о дефиците знаний или отражает смысл личностно-значимой и актуальной для него информации» [4, с. 9].

Термины, вошедшие в тезаурус, могут стать, на наш взгляд, регуляторами направления не только когнитивной, но и когнитивно-творческой деятельности.

В процессе обучения студенты встречаются с огромным потоком новой информации, с большим количеством новых для них понятий, терминов, усвоение этой информации осуществляется зачастую хаотично, что в итоге приводит к тому, что, спустя некоторое время, студент не может дать четкого объяснения какому-то понятию, явлению, установить связи нового понятия с ранее изученными - иными словами, новая информация будет классифицироваться как «изученная», но далеко не усвоенная. Поиск же необходимой информации перед экзаменом, при выполнении различных заданий и в других учебных ситуациях оказывается достаточно трудоемким.

Чтобы избежать подобных ситуаций, можно воспользоваться предметным и тематическим тезаурусом, составленным по изученным темам, разделам, можно сказать, микротезаурусами.

Главным элементом тезауруса является дескриптор, т.е. термин, используемый для индексирования и поиска; каждый дескриптор сопровождается определенным объемом информации, важнейшей характеристикой дескриптора является семантическая устойчивость, отсутствие многозначности; список дескрипторов дается в алфавитном порядке, между дескрипторами устанавливаются логические связи и т.д.

На занятиях по «Теории и методике обучения русскому языку» уже не один год мы проводим работу со студентами по составлению предметных и тематических тезаурусов. Результаты этой работы очевидны: студенты лучше

овладевают понятиями, способны сами составлять дескрипторные словари и тематические тезаурусы по различным темам, используют приобретённые умения при изучении других дисциплин.

Начинают студенты свою работу по тезаурусостроению с выделения «базовых» понятий и операций с ними: определение понятия, раскрытие содержания и объема понятия, установление связей с рядоположенными, выше, ниже стоящими понятиями. От работы с «базовыми» понятиями переходим к методу дескрипторного описания терминов, т.е. к выполнению операций, совпадающих с характеристиками дескрипторов информационно-поисковых языков. В числе операций отыскание синонимов исследуемому понятию, подбор терминов одной темы по их иерархической связи.

Поэтапное «конструирование» тезауруса дает больший развивающий эффект, чем использование готового тезауруса и построение тезауруса студентами по образцу. Это объясняется тем, что разработка новых средств обучения (в данном случае таким средством становится тематический тезаурус) предполагает изменение познавательных заданий и инструкций, использование новых видов тренировочных упражнений.

Когда студенты научатся строить предметные и тематические тезаурусы, можно использовать тезаурус на различных этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении изученного, для осуществления контроля.

Так, после изучения темы «Методика обучения орфографии» дается задание: составить тезаурус, дескрипторы которого обозначают все виды работ, используемые при обучении орфографии. Приводим пример такого тезауруса.

Тематический тезаурус «Методика обучения орфографии»:

- диктант - вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а учащиеся пишут самостоятельно и руководствуются ранее полученными теоретическими знаниями по грамматике, изученными орфографическими правилами и ранее сложившимися навыками письма;

- выборочный диктант - осуществляется запись не всего текста, который диктуется, а лишь те слова и словосочетания, где есть изучаемые орфограммы;

- зрительный диктант - самодиктант, ученик фиксирует внимание на тех орфограммах, которые изучаются в данный момент;

- коллективный диктант - учитель раздает готовые карточки с примерами на какое-то правило. Учащиеся поочередно просматривают задания, исправляя ошибки товарища или соглашаясь с написанным;

- комбинированный диктант - диктант, содержащий в себе элементы предупредительного, объяснительного и контрольного в их различных вариантах;

- контрольный диктант - проверочный диктант;

- обучающий диктант - преследует обучающие цели;

- предупредительный диктант - диктант, проводящийся с целью закрепления нового и повторения старого материала, с целью предупреждения ошибок, которые допускались ранее;

- разученный диктант - разновидность зрительного самодиктанта, примыкающего к списыванию с готового текста и записи заученного наизусть;

- самодиктант - разновидность творческого диктанта (составление учащимися рассказа по нескольким словам на определенное орфографическое правило);

- свободный диктант - по преимуществу являющийся упражнением по развитию письменной речи, условное название диктанта и рассматривается в качестве упражнения, преследующего орфографические цели;

- словарный диктант - работа над отдельными словами;

- творческий диктант - собирательное название разнообразных упражнений творческого характера. Проводится с целью обучения орфографии и с целью развития речевых навыков учащихся;

- орфографическая грамотность - правильное с орфографической точки зрения письмо как при самостоятельном изложении своих мыслей, так и при записи прослушанного или прочитанного текста;

- орфографическая зоркость - способность пишущего видеть орфограммы в читаемом им тексте;

- орфографический минимум - определение того, после какого этапа обучения, на какой стадии данная разновидность ошибки может служить показателем отставания школьника;

- орфографические навыки - навыки орфографически правильного письма, основывающиеся на сознательном усвоении и применении на практике системы орфографических правил;

- орфографическая ошибка - ошибка на правило орфографии;

- орфографическое правило - правило на темы орфограмм;

- орфографический разбор - упражнения, цель которых состоит в анализе и объяснении написаний слов для наилучшего осознания и более прочного запоминания их школьниками;

- списывание - прием, состоящий в точном копировании учеником с книги или с доски отдельных слов, предложений или целых отрывков;

- списывание выборочное - записывается не весь текст, а лишь отдельные слова;

- списывание механическое - списывание с готового текста;

- списывание осложненное - списывание с различного рода грамматическими или стилистическими заданиями;

- списывание по вопросам - (свободное письмо) - по знакомому тексту даются вопросы, ответы на которые учащиеся находят в тексте;

- списывание сознательное - списывание с проговариванием орфограмм;

- списывание творческое - списывание с дополнительным заданием.

Использование тезауруса в качестве средства учения наряду с другими

средствами обучения существенно влияет на умственное развитие обучающихся, но не прямо, а в процессе выполнения познавательной деятельности, в органическом единстве с познавательными действиями и операциями. Тезаурус становится новым средством обучения, и связанные с ним изменения в организации, содержании познавательной деятельности возбуждают внимание и понимание учебного материала.

Литература

1. Арестова, Л.Д. Дидактический анализ формирования научных понятий в высшей школе [Текст] / Л.Д. Арестова. - М.: МГПИ им. Ленина, 1983. - 16 с.

2. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. -М.: АПН РСФСР, 1956. - 519 с.

3. Железовская, Г.И. Педагогическая технология формирования понятийного диалектического мышления у студентов [Текст] / Г.И. Железовская. - Саратов, 1994. - 368 с.

4. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии [Текст] / В.И. Журавлев. -М.: Рос. пед. агентство, 1995. - 183 с.

5. Работин, И.В. Пути активизации познавательной деятельности школьников в условиях компьютеризации [Текст] / И.В. Работин. - М., 1990. - 67 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.