4. Гладышева М.М., Романов П.Ю. Моделирование системы формирования исследовательских умений будущих инженеров-программистов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск: ЧГПУ, 2007. № 6. С. 150-161.
5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.
6. Кедровский О.И., Соловей Л.А. Алгоритмичность практики, мышления, творчества. Киев: Вища школа, 1980. 184 с.
7. Климова Т.Е., Панкратович Т.М. Коммуникативная компетентность учителя физической культуры: монография, Магнитогорск: МаГУ, 2008. 120 с.
8. Климова Т.Е., Романова М.В., Романов П.Ю. Формирование опыта научно-исследовательской деятельности студентов вуза на основе метода восхождения.// Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2011. № 12. С. 94-104.
9. Ланда Л.Н. О соотношении эвристических и алгоритмических процессов // Научное творчество. М.: Наука, 1969. С. 356-368.
10. Романов П.Ю. Психолого-педагогические основы решения творческих задач // Вестник МаГУ. Вып. 2-3. Магнитогорск: МаГУ, 2001-2002. С. 340-345.
11. Романов П.Ю. Технология воспитания педагога-исследователя в системе непрерывного образования // Научные труды МШУ. Москва, 2001. С. 290-294.
12. Романов П.Ю., Романова М.В., Романов Е.П. Модель процесса развития информационной компетентности студентов с использованием АРИЗ-метода // 3i: intellect, idea, innovation -интеллект, идея, инновация. Костанай, 2016. № 1. С. 154-164.
13. Романов П.Ю., Токмазов Г.В., Панькина С.И. Использование ориентировочной основы решения задач в курсе математического моделирования // Физико-математические науки и образование. Магнитогорск: МаГУ, 2012. С. 62-70.
14. Романов П.Ю., Усанова О.А. Теоретические аспекты развития творческих способностей студентов высших учебных заведений // Южно-Уральский педагогический журнал. Магнитогорск, 2015. № 1. С. 77-82.
15. Романова М.В. Развитие информационной компетентности студентов вуза на основе конструктивистского подхода: методическое пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2005. 86 с.
16. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дисс. на соискание уч. степени д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. 403 с.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРЕ ПИСЬМА В ШКОЛЕ СТУДЕНТАМИ-ПЕДАГОГАМИ ПО КЫРГЫЗСКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ДИКТАНТА) Мусаева В.И. Email: Musayeva1133@scientifictext.ru
Мусаева Венера Инятовна — доктор педагогических наук, профессор, кафедра технологии обучения кыргызскому и русскому языкам, факультет педагогики, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: эта статья предназначена для студентов-педагогов как будущих учителей начальных классов с целью дальнейшего обучения школьников грамотной письменной речи, основанной на нормативных документах: учебной программе и государственном стандарте. В данной статье были предложены цели и задачи, виды, приемы проведения письменных работ для того, чтобы формировать культуру письма учащихся. В том числе такие виды диктантов, как словарный, зрительный, предупредительный, выборочный, свободный, творческий, проверочный и обучающий при изучении кыргызского языка и литературы. А также речь идет о нормах оценивания диктантов по кыргызскому языку и литературе.
Ключевые слова: кыргызский язык, кыргызская литература, культура письменной речи, нормы оценки, виды диктантов: словарный, зрительный, предупредительный, личный, выборочный, свободный, творческий, проверочный и обучающие диктанты.
TEACHING STUDENTS-EDUCATORS HOLDING IN SCHOOL THE RECEPTIONS OF KYRGYZ LANGUAGE AND LITERATURE PAPERWORKS
(AN EXAMPLE OF DICTATION) Musayeva V.I.
Musayeva Venera Inyatovna - doctor of pedagogical Sciences, Professor,
DEPARTMENT OF LEARNING TECHNOLOGIES OF THE KYRGYZ AND RUSSIAN LANGUAGE, FACULTY OF
EDUCATION,
KYRGYZ STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. ARABAEV, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: this article is intended for student teachers as future teachers of initial classes with the aim of further education of students for competent written speech, based on the normative documents: the curriculum and the state standard. This article was proposed goals and objectives, types, methods of conducting of written work in order to shape the culture of writing students. Including such things as vocabulary, visual, warning, custom, free, creative, testing and training in the study of Kyrgyz language and literature. And we are talking about the standards of evaluation dictations of the Kyrgyz language and literature.
Keywords: Kyrgyz language, Kyrgyz literature, new generation textbooks, norms of evaluation, types of dictations: vocabulary, visual, precautionary, personal, selective, free, creative, test, and learning dictations.
УДК371.3: 494.3:894.341
В данной статье разработаны учебно-методические вопросы изучения кыргызского языка и литературы и вместе с письменными работами формирование у учащихся культуры письма на примере диктантов будущих педагогов, студентов 3-го курса факультета педагогики по дисциплине методика обучения кыргызскому языку в начальной школе. Педагогам-студентам предложены диктанты, его виды, способы и приемы их обучения и рекомендации по их оценке. Речь идет о некоторых способах и приемах оценки устных диалогов, видов письменных работ художественного стиля по народным сказкам, текстам описательного и повествовательного характера, рассказам и стихам, а также оценке диктантов, до сих пор пробированных на практике и имеющих воспитательный потенциал, учитывая дидактические критерии, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Основываясь на материалы государственного стандарта по родному языку начальных классов и учебной программы [1; 2; 3; 4], развивая навыки у учащихся правильного грамотного письма дидактических обучающих текстов, соответствующих видам письменных работ, слушать и понимать готовый текст и воспроизводить его, а также формировать культуру письма, вместе с чем и осуществляется межпредметная связь между родным языком и литературным чтением. Мы надеемся, что педагоги-студенты, повышая у учащихся орфографическую [6], орфоэпическую, пунктуационную, грамматическую грамотность при выполнении письменных работ, развивают такое общение как устная, письменная связная речь, речевой этикет, речевую деятельность, культуру чтения и письма, умение слушать и понимать, что способствует формированию риторических способов в письменном виде, мировоззрения, речевого-коммуникативного и литературно-эстетического вкуса, «организации непрерывного диалога между преподавателем и студентом в учебной деятельности» [21. с. 142].
Педагоги-студенты должны обязательно знать, что формирование устной и письменной речевой культуры занимает важное место в методике кыргызского языка в начальной школе. А развитие культуры письма через письменные работы - один из важных вопросов в обучении методике кыргызского языка в начальной школе. Если рассматривать с этой точки зрения, то главной целью обучения письменным работам - обучение правильной речи, связной речи, речевому этикету, культуре речи, риторическим приемам, путем применения норм литературного языка в устной и письменной речи, правильного, уместного, грамматически и орфографически грамотного письма слов, словосочетаний и предложений кыргызского языка учащихся начальных классов. Для реализации этой цели мы разработали и рекомендовали сборники диктантов и изложений речевого-коммуникативного и практического направления по всем разделам учебного материала по кыргызскому языку, включенного в программу родного языка для 1 - 4-х классов. Вместе с предложением в этом учебном пособии дидактических материалов сделана попытка повышения орфографической, грамматической грамотности.
При обучении диктанту предложен сборник, включающий тексты, оказывающие воспитательное влияние, близкие к жизни детей, согласно возрасту младших детей, из произведений детской литературы кыргызского народа, русской и мировой литературы. Там в соответствии с видами диктантов (словарный, зрительный, предупредительный, выборочный, свободный, творческий, контрольный, четвертной и годовой диктанты) по классам распределены тексты для письменных работ, вместе с которыми даны методические разработки.
Приведем некоторые советы, которые нужно учитывать сегодняшним студентам-педагогам по отношению к завтрашним учителям-преподавателям, при проведении видов диктанта. Например: мы считаем, что согласно требованиям учебной программы и стандарта в 1 - 4-х классах необходимо рекомендовать слова диктанта в следующем объеме:
В 1-м классе - 10 - 20 слов;
Во 2-м классе - 20 - 40 слов;
В 3-м классе - 40 - 60 слов;
В 4-м классе - 60 - 80 слов.
До сих пор в качестве сборника диктантов для начальных классов средней школы использовался «Сборник диктантов» ученых-педагогов К. Сартбаева и С. Кондучаловой 1991 года, опубликованный издательством «Мектеп». Объем составляет 171 страниц. (4 переиздание 1976 года). Авторы-составители предложили восемь видов диктанта в начальной школе (контрольный диктант, объяснительный диктант, предупредительный диктант, выборочный диктант, творческий диктант, свободный диктант, словарный диктант, зрительный диктант) и к каждому из них подробные методические рекомендации. В нем имеют место тексты для проведения диктанта в каждом классе (2
- 3 - 4 кл.), полезная и необходимая информация об оценке письменных работ, сколько слов в каком классе отбирать, нормах оценок, технике чтения, скорости чтения учащихся.
Кроме этого, в 2007 году было издано методическое пособие для учителей начальных классов в объеме 40 страниц С. Рысбаева «Совершенствование технологии проведения диктантов по кыргызскому языку в начальных классах». В нем тоже имеются необходимые для учителей начальных классов советы в направлении улучшения технологии проведения письменных работ. Когда педагоги-студенты потом будут работать в школе, обязательно, должны опираться на вышеуказанные и другие пособия. Так как всем известно, что для эффективного и успешного проведения письменных работ, безусловно, учитель должен быть полностью информированным. Информацию, отсутствующую в одном из них, можно найти в другом. Мы часто говорим: «Диктант - подготовительный этап к написанию изложения» [18; 19]. Ниже мы предлагаем формирование у учащихся культуры письма на примере способов проведения каждого вида диктанта и нормы их оценки путем проведения письменных работ по кыргызскому языку и литературе педагогами-студентами в школе:
Словарный диктант [10; 17; 18; 19; 20] пишется в 2- 4-х классах в связи с фонетическими, морфологическими материалами кыргызского языка. Во 2- 3-х классах можно обучать культуре письма именно путем написания под диктовку некоторых слов из языкового материала, когда проходят части речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие). Количество слов определено в соответствии с классом, знаниями учащихся по кыргызскому языку, четвертями учебного года. Для проведения этого диктанта не нужен отдельный урок. Этот вид диктанта пишется за 5
- 8 минут до конца урока для обучения культуре письма и определения, насколько ученики запомнили пройденную орфографию.
Зрительный диктант [10; 17; 18; 19; 20] пишется с основной целью формирования у учащихся навыка правильного и грамотного письма. Порядок его проведения и методический прием следующий: текст записывается на большой белой бумаге, или же доске, табличке, и закрывается. Перед написанием диктанта записанный на доске или бумаге текст выразительно читается. Анализируется написание с орфоэпической точки зрения сложных слов. Затем пишется контрольный диктант. Основная цель - наблюдение за тем, насколько ученики запомнили увиденные слова, правильно их пишут, формирование навыков и развитие зрения и восприятия. После записи зрительного диктанта снова вывешивается текст на доске или бумаге. Ученики сравнивают написанное ими с оригиналом. Исправляют допущенные ими ошибки. Этот вид диктантов проводится во 2 - 4-х классах.
Предупредительный диктант [10; 17; 18;1 9; 20] проводится по кыргызскому языку после прохождения некоторых разделов в качестве наблюдения за орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся. Перед написанием диктанта предупреждается пройденный грамматический материал и орфограммы в них, постановка знаков препинания. В отличие от других, здесь объясняется написание некоторых орфограмм. Объяснение некоторых орфограмм проводится устно, а некоторые записываются и анализируются на доске. Основная цель -достижение умения запоминания и правильного написания учащимися объясненных и проанализированных орфограмм.
Самодиктанты [10; 17; 18; 19; 20] основной вид диктанта, проверяющий самостоятельную работу учащегося, уровень запоминания, умение точно применять речевые функции словарных средств. Прежде чем выполнять этот вид работы учитель дает на заучивание художественные тексты. Учащиеся не ограничиваются только заучиванием этих текстов, они должны обращать и на абзацы,
правильную постановку знаков препинания. Ученик уровень своей грамотности и запоминания уверенно может проверить перед студентом-педагогом и формировать культуру письма.
Выборочный диктант [10; 17; 18; 19; 20] отличается от других видов диктанта тем, что текст диктанта не записывается полностью. Пройденные орфограммы, соответствующие грамматическому материалу, читаются в составе предложения. Но затем, диктант не пишется полностью, выбираются для записи только слова, которые соответствуют орфограмме. Для проведения этого типа диктанта нет необходимости затрачивать весь урок. Педагог-студент в целях закрепления правил написания диктанта через определенные темы в конце урока только пишет орфограммы. Основная цель этого наблюдение и знание освоенности учащимися пройденого языкового материала, правил грамотного письма. Во втором классе можно взять для выборочного диктанта орфограммы на йотированные буквы (я, ю, ё, е), парные согласные буквы в-ф, с-з и др., названия городов и сел. Этот вид диктанта выполняется и проверяется с участием самих учащихся, и формируются элементы культуры письма.
Свободный диктант [10; 17; 18; 19; 20] когда пишется, необходимо, чтобы в нем были некоторые орфограммы. Студент-педагог зачитывает рассказ полностью. Содержание его повторяет вопросами. Учащиеся пересказывают рассказ. Он делится на определенные части Студент-педагог сначала читает первую часть рассказа. Учащиеся же своими словами записывают понятое ими из услышанного. Затем читается вторая, третья части, и свое понимание в свободном изложении записывают по каждой части. При передаче содержания частей, конечно, будут расхождения в структуре предложений текста диктанта. Короче, содержание диктанта в целом сохраняется. Вместе с написанием такого вида диктанта повышается мышление, словарный запас, орфографическая зоркость, культура письма учащихся. После окончания письма диктанта, учащиеся его читают, исправляют ошибки. В данном виде диктанта ученики могут допустить кроме орфографических и пунктуационных ошибок, также ошибки в строении предложений, стилистические ошибки. Свободный диктант имеет свою особенность. Так как он читается свободно, он создает возможность для подготовки учащихся к предварительному «написанию изложения» [18; 19; 20].
Творческий диктант [10; 17; 18; 19; 20] изучается через такие упражнения как составление предложения или текста с участием слов, предложенных учителем, дополнение пословиц и т.д. Предлагается составить текст, связывая с пройденым языковым материалом и орфограммами в них. В некоторых случаях педагог-студент для написания в форме связной речи предлагает начало текста, а для концовки текста можно также показать опорные слова. А ученики должны продолжить писать начатые предложения и события. В некоторых случаях для составления рассказа в виде связного текста нужно дать ключевые слова, участвующие в нем, и пишется диктант творческого характера с их участием. Учащиеся с данными словами составляют маленькие рассказы или тексты. Создаются условия и для предварительной подготовки к творческому диктанту, развивается письменная речь.
Контрольный диктант [10; 17; 18; 19; 20] в начальных классах педагог-студент может широко использовать при обучении кыргызскому языку. Во 2 - 4-х классах он проводится в конце каждой четверти и после прохождения определенного грамматического раздела. Его цель - после анализа, как освоили орфографию и пунктуацию кыргызского языка, какую тему изучили хорошо, а какую тему изучили плохо, узнать необходимость того, на что следует обращать внимание. Для проведения контрольного диктанта, выбирается связный текст. Перед контрольным диктантом повторяются пройденные материалы, и напоминаются учащимся. Если внутри материалов диктанта встретятся правила написания, которые еще не проходили, и сложные в орфографическом плане незнакомые слова, то педагог-студент должен написать его на доске. Этот вид диктанта проводится следующим образом. Педагог-студент, сначала, зачитывает с начала до конца медленно и с расстановкой текст диктанта. Затем читает каждое предложение диктанта по три раза. В первый раз учащиеся знакомятся со структурой предложения. Во второй раз записывают. В третий раз нужно читать выразительно, с расстановкой и паузами, чтобы расставить знаки препинания в написанном предложении. После того как будет написано все предложение, в целях написания диктанта педагог-студент еще раз с начала до конца читает текст. После проверки ему дается оценка, анализируются однородные и некоторые орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные учениками.
Обучающий диктант [10; 17; 18; 19; 20] педагог-студент может проводить со 2-го класса. Орфограммы, имеющиеся в диктанте, предварительно не повторяются. После того как зачитываются два или три предложения, анализируются написанные орфограммы, интерпретируется, как они пишутся. Ошибки, допущенные учащимися, в тот же момент исправляются. Затем записываются следующие предложения таким же способом как выше. Причина того, что этот вид диктанта называется «обучающим» тоже тесно связана с его проведением. Педагог-студент, открывая путь учащихся к глубокому и прочному освоению, развитию культуре письма, помогают исправить допущенные ими ошибки.
Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, педагог-студент может практиковать некоторые образцы диктантов в такой форме как дидактические игры, кроссворды, диалоги, тесты, загадки, скороговорки, пословицы.
А в начальных классах умение проводить виды диктантов как итоговый, четвертной и годовой - это в обучении зависит от подготовки и опыта педагога-студента, рабочей программы. Нормы оценки диктанта [1; 2; 10] следующие:
1. Словарный диктант проводится приблизительно со следующим количеством слов: во 2-м классе 10 - 15 слов, в 3-м классе 15 - 20 слов, в 4-м классе 20 - 25 слов.
За словарный диктант, проводимый во 2-4х классах, ставится следующая оценка:
Отметка «5» ставится, если нет ни одной ошибки в словах;
Отметка «4» - если есть одна ошибка, одно исправление;
Отметка «3» - если имеется две ошибки, одно исправление;
Отметка «2» - если есть 3 - 5 ошибок;
«1» - если есть 6 и более ошибок.
После того, как по кыргызскому языку будут проведены определенные грамматические материалы, для проверки и оценки знаний и тренировки учащихся проводятся специальные контрольные работы. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения соответствующих программных материалов или в конце учебной четверти или учебного года.
Количество диктантов, контрольных списываний, проводимых в течение года, следующие: диктанты во 2-м классе четыре раза, списываний - 4 раза, в 3-м классе диктанты шесть раз, списывание - три раза, в 4-м классе диктанты - три раза, списываний - три раза.
При проведении диктантов (списываний) по возможности нужно использовать связный текст. Взятые тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, и быть образцом в воспитательном, познавательном, развивающем плане. Содержание и структура материала должны быть понятными и доступными учащимся. Вводятся орфограммы, изученные учащимися ранее или вновь.
При проведении контрольного диктанта, если будут даны еще грамматические задания, то требуется 35 - 40 минут. Нормы оценок контрольного диктанта:
Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет орфографических и других ошибок. Письменная работа должна точно, ясно, каллиграфически полностью отвечать требованиям. А также вместо пропущенной буквы вставить на место букву и только один раз допускается исправление неясно написанной буквы.
Отметка «4» ставится в диктанте за 2 орфографические (фонетические графические) и 1 пунктуационную, или 1 орфографическую, 2 пунктуационные ошибки. Если работа выполнена чисто, но каллиграфически не очень аккуратно. Допускается одно исправление различного характера.
Отметка «3» ставится за диктант, в котором 3-5 орфографических ошибкок. Здесь учитывается допуск ошибок следующего варианта; в диктанте 3 орфографических и 2 - 3 пунктуационных, или 4 орфографических, 2 пунктуацонных, или 5 орфографических, 1 пунктуационная ошибка. Отметка «3» ставится с учетом таких особенностей.
Отметка «2» ставится за диктант, в котором 5 - 7 орфографических ошибок. Учитываются грязное написание и каллиграфическое отступление.
Отметка «1» - ставится за диктант, в котором больше 8 орфографических ошибок. Текст диктанта педагог-студент читает с паузами, с расстановкой, не спеша нормами литературного языка. Сначала текст диктанта зачитывается полностью от начала до конца, на некоторые вопросы учащихся отвечает педагог-студент.
Предложения текста в первый раз читаются для слушания, во второй раз - для записи, в третий раз - для проверки предложения. Текст должен полностью еще раз зачитаться в целях проверки от начала до конца после окончания записи под диктовку.
Список литературы / References
1. Кыргыз тилинин программасы (1 - 4-кл). Б.: «Билим», 1996 - 2006. 94 б.
2. Кыргыз республика сынын мектептеринде предметтик билим беруунун мамлекеттик стандарттары 1-4-кл. Б., 2006. 307 б.
3. Кыргыз тилинен билим беруунун концепциясы. Б.: «Билим», 1995. 17 б.
4. Мусаева В.И. Байланыштуу кепти, кептин стилдерин окутуу / Монография. Б.: «^лчынар», 2009. 143б.
5. Мусаева В.И. Кыргыз тилин окутууда чечендик кепке уйретуунун илимий-методикалык негиздери / Монография. Б.: «Полиграфбумресурс», 2016. 205б.
6. КарасаевХ.К. Орфографиялык сездук. Мектеп окуучул YЧYH. Ф.: «Мектеп», 1987.
101
7. Вахрушева Т.В. Диктанты по русскому языку. М.: «АСТ-ПРЕСС», 1999.
8. ВеличкоЛ.И. Работа над текстом на уроках русского языка: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 127с.
9. Дидактический материал по русскому языку. 6-кл. М.: Просвещение, 1983. Мусаева В.И. Жат жазуу жана баяндама жыйнагы. Б.: «^лчынар», 2009. 131б.
10. МусаеваВ.И.Жазуу жумуштары: жат жазуу, баяндама. Б.: «Билим», 2014. 96б.
11. Мусаева В.И. Тексттер жыйнагы: кыргыз тили (ЖОЖдордо мамлекеттик тилди окутууга карата мугал. жана студ. YЧYH окуу куралы). Б.: «Алтын тамга», 2009. 72б.
12. Мусаева В.И. ж.б. Адеп / Окуу китеби: 2 класс. Б.: Принт-Экспресс, 2013. 135б.
13. Мусаева В.И. ж.б. Адеп / Окуу китеби: 3 класс. Б.: Учкун, 2007. 147б.
14. Мусаева В.И. ж.б. Адеп / Окуу китеби: 4 класс. Б.: Учкун, 2007. 168б.
15. Мусаева В.И. Чечендик кепти (риториканы) окутуу. Б.: ^лчынар, 2011. 120б.
16. Мусаева В.И. Суйлешуу маданияты аркылуу чечендик кепке уйретуунун методикасы. Б.: ^лчынар, 2012. 92б.
17. Мусаева В.И. Жат жазуу жыйнагы / Окуу-методикалык колдонмо. Б.: ^лчынар, 2015. 215б.
18. Мусаева В.И. Жат жазуулар жыйнагы / Окуу-методикалык колдонмо. Б.: Кыргызполиграфкомбинат, 2004. 281б.
19. Мусаева В.И. Жат жазуулар жыйнагы 5 - 6-кл. / Окуу-методикалык колдонмо. Б.: ^лчынар, 2009. 123б.
20. Мусаева В.И. Жат жазуулар жыйнагы 7 - 9-кл. / Окуу-методикалык колдонмо. Б.: ^лчынар, 2009. 164б.
21. Байсалов Дж.У. Жогорку окуу жайларда аралыктан окутуунун технологиясы.Б.: Аракет-принт, 2013. 292 б.
THE WAYS OF STUDYING STUDENTS-EDUCATORS WITH USING NATIONAL GAMES OF STUDYING KYRGYZ LANGUAGE AND LITERATURE Musayeva V.I. Email: Musayeva1133@scientifictext.ru
Musayeva Venera Inyatovna - doctor of pedagogical Sciences, Professor, DEPARTMENT OF LEARNING TECHNOLOGIES OF THE KYRGYZ AND RUSSIAN LANGUAGE,
FACULTY OF EDUCATION, KYRGYZ STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. ARABAEV, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: this article marked the training and educational role and functions of the national Kyrgyz games. About the author is the Creator of the books "Adep" ("Ethics") for primary grades there are special lessons about national games. It is also stated that it was proposed for students-teachers for further use in the classroom when teaching the Kyrgyz language and literature of the classification of didactic games for development of speech of children also grammar games, games for thinking, rhetorical games, etc. Considered the national didactic games, as games, riddles, fairy tale games, etc. Keywords: Kyrgyz language, Kyrgyz literature, students, educator, national game-puzzle, proverb.
ПУТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТА-ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ КЫРГЫЗСКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ Мусаева В.И.
Мусаева Венера Инятовна — доктор педагогических наук, профессор, кафедра технологии обучения кыргызскому и русскому языкам, факультет педагогики, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье отмечены обучающие и воспитательные роли и функции национальных кыргызских игр. То, что сама автор статьи является создателем учебников «Адеп» («Этика») для начальных классов, там же есть специальные уроки о национальных играх. Также говорится о том, что была предложена для студентов-педагогов для дальнейшего использования на уроках при преподавании кыргызского языка и литературы классификация дидактических игр для развития речи детей, а также грамматические игры, игры для размышления, риторические игры и т.д. Рассмотрены виды национальных дидактических игр, как игры-загадки, игры-сказки и др.