ББК: 076
Новак А. А.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТКИ ДНЯ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ В ГАЗЕТАХ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ
Novak A.A.
THEMATIC FEATURES OF THE AGENDA AND SOURCES OF INFORMATION IN THE NEWSPAPERS OF CITIES WITH OVER A MILLION POPULATION
Ключевые слова: повестка дня, города-миллионники, пресса регионов России, тематика газет, источники информации, акторы влияния, областная газета, региональная политика, региональный бизнес, НКО.
Keywords: agenda-setting, cities with over a million population, the press of Russian regions, the subject of newspapers, information sources, actors of influence, the regional newspaper, r e-gional politics, regional bu siness, NGO.
Аннотация: статья посвящена анализу повестки дня в областных газетах городов-миллионников России. Автором исследуются теоретические основы процесса формирования содержания такой прессы, а также факторы и акторы, степень их влияния на редакции. Исследуются способы формирования и деформации содержания изданий, особенности формирования тематической составляющей номеров, их источники информации в газетах частного и государственного типа собственности. Выявлена высокая зависимость газет обоего типа собственности от политических новостей, политических источников информации, низкая степень аналитичности и дискуссионности материалов. Кратко предложены варианты смены ролей местных СМИ на своей территории.
Abstract: the article is devoted to the analysis of the agenda in regional newspapers of cities with over a million population of Russia (Novosibirsk, Kazan, Voronezh, Rostov-on-Don). The author evaluate theoreticalfoundations of the process offorming the content of such press, as well as factors and actors, the degree of their influence on the editorial boards. The ways of formation and deformation of the content ofpublications, the peculiarities of the formation of the thematic component of the issues, their sources of information in the newspapers of private and state type of ownership are explored. The high dependence of newspapers of both types of property on political news, political sources of information, a low degree of analyticity and discussion of materials were revealed. The author offer options for changing the roles of local media in their territory.
В условиях социального развития в России потенциал федеральной периодики продолжает снижаться, а значение областной и городской прессы в медиапространстве, наоборот, повышается, так как от нее во многом зависит объективность информирования населения, решение городских проблем, взаимодействия населения с городскими, областными и краевыми администрациями, эффективность формирования гражданского общества и общественного мнения. В таком контексте необходимо определить состояние и принцип работы местных газет государственного и частного сектора, их связи с населением и акторами влияния, выявить проблемные зоны и найти способы их устранения. В рамки данной работы входит анализ прессы четырех горо-
дов-миллионников и их субъектов федерации: Новосибирска, Воронежа, Казани и Ростова-на-Дону.
За десять лет в крупных городах России заметно сократилось число регулярных читателей ежедневных газет: с 39% в конце 2003 г. до 28% в начале 2014 г. При этом аудитория стала не только меньше, но и «скуднее»: почти в два раза сократилось количество тех, кто читает «две или более» газет - с 18% до 10% соответственно1.
В настоящий момент в Новосибирске, Ростове-на-Дону, Казани и Воронеже выхо-
1 Дубин Б., Зоркая Н. Чтение в России-2008. Тенденции и проблемы // URL: http://www.levada.ru/ books/chtmie-v-rossii-2008-tendentsii-i-problemy. (Дата обращения: 15.11.2017).
дит соответственно 8%, 14%, 5% и 6% от общего количества изданий городов-миллионников среди тех, которые имеют более или менее значительные тиражи. Более половины изданий в миллионниках (55%) распространяются на платной основе, еще 37% - бесплатно1. Наиболее популярными темами в печатных СМИ являются бизнес и финансы (7,4%), политика (5%), здоровье (3,7%), развлечения, досуг (3,5%), культура и искусство (2,7%). В большинстве своем местная пресса стремится быть мультитемати-ческой. Такая стратегия может быть выбрана как исходя из разнообразных интересов читателей, так из стремления «попасть» в хотя бы некоторые потребности аудитории и акторов и поддерживать достаточного для существования число покупателей.
В изложении фактов и событий местные газеты и журналы стремятся к информационному или информационно-аналитическому стилю (28% и 23% соответственно), но при этом почти четверть из них (23%) являются открыто рекламными. С точки зрения диджитализации, проникновения в интернет, 28% изданий имеет самостоятельный контент на сайте, 33% выкладывают архив номеров в формате PDF. Абсолютно независимую интернет-версию имеют 19% изданий городов-миллионников, попавших в выборку. Остальные 20% медиа либо вывешивают на сайт отдельные публикации на сайте редакции или учредителя, либо присутствуют в других формах, либо вовсе не присутствуют.
Мы можем констатировать большие перспективы для развития региональной и городской прессы, а также для ее использования в различных целях: как для аудитории, так и для акторов влияния.
Областные газеты являются самым распространенным типом изданий и составляют почти половину из них (44%) - следовательно, по ним можно судить о тенденциях и формате работы редакций, их взаимодействии с другими субъектами. Попробуем подробнее рассмотреть содержание прессы выбранных четырех городов, их тематическую составляющую и источники информации. Данные показатели, вкупе с теоретиче-
1 Там же. Цена оставшихся 7% изданий не выявлена.
ским осмыслением влияния акторов и примерами из газет, позволят понять, в чем соответствует жизнь региона своей бумажной версии, а где - расходится с ней.
Новосибирск
Новосибирск - один из самых молодых городов, получивших статус только в 1903 году.В городе проживает более 80 национальностей - это средний показатель для данного типа городов - большую долю населения составляют, безусловно, русские, за ними с несоизмеримо меньшей долей следуют украинцы, узбеки, татары, немцы и таджики.
Несмотря на активную деятельность известного своими разработками Сибирского отделения РАН, в городе немного высших учебных заведений - 26 и всего около 100 тысяч студентов.
Новосибирск обладает самым крупным в Сибирском регионе логистическим комплексом. Город находится на пересечении сразу нескольких важнейших торговых направлений: там базируются региональные склады и официальные представительства крупных торговых компаний. Ведущими отраслями промышленности являются энергетика, газоснабжение, водоснабжение, металлургия, металлообработка и машиностроение - в городе работает более 164 тысяч предприятий разного масштаба и оборота. Очевидно, что уровень загрязнения атмосферного воздуха города характеризуется как высокий. Однако такое количество рабочих мест положительно сказалось на сравнительно низком уровне безработицы по сравнению с другими миллионниками (около шести тысяч человек) и самом высоком уровне зарплаты - 33 тысячи рублей.
Воронеж
Воронеж расположился на берегах Воронежского водохранилища, рек Воронеж и Дон. В городе довольно однородное население - всего 40 национальностей, из которых только шесть составляют сколько-нибудь значительную долю: русские, украинцы, армяне, азербайджанцы, белорусы, татары.
Специализация Воронежа в сфере экономики - машиностроение и металлообработка, составляющие 42% продуктов всего региона. Предприятия города активно объединяются в холдинги. Второе место по коли-
честву предприятий занимают компании и организации пищевой промышленности (производство молока, сыров, дрожжей, кондитерских изделий). Химическая промышленность - также одна из важнейших отраслей. А электронная промышленность - динамично развивающееся направление для ОПК в Воронеже.
Согласно официальным данным, в городе довольно низкий показатель безработицы - немногим более четырех тысяч человек - и невысокая средняя заработная плата - 23 тысячи рублей.
Ростов-на-Дону
Миграция сильно сказалась на национальном фоне Ростова- на-Дону - здесь проживает около 150 национальностей. Основную часть из них составляют русские, армяне, украинцы и турки-месхетинцы.
Экономика города в основном связана с работой обрабатывающих производств, производством и распределением электроэнергии, газа и воды и строительством. Всего в Ростове работает более 43 тыс. предприятий различной направленности и размера, пять из них имеют федеральное значение: Ростсельмаш, Донской табак, Балтика-Дон, Юг Руси и Роствертол. Средняя зарплата в городе находится на высоком уровне - 31 тысяча рублей, а официальное количество безработных составляет всего 2200 человек.
Казань
Старейший из городов-миллионников -Казань - один из самых многонациональных: 117 наций, разговаривающих на 22 языках. Наибольший процент населения составляют русские и татары.
Главными отраслями промышленности города являются машиностроение, химическая и нефтехимическая, лёгкая и пищевая промышленность. Притом, что в городе функционирует большое количество предприятий, средняя зарплата весьма невысока, она составляет 26 200 рублей.
Казань - молодежный город, и это заметно в инфраструктуре образования: в городе открыто 44 вуза, в которых обучается почти 170 тысяч студентов.
Роль учредителей и различных групп интересов в работе прессы
Большинство медиаисследователей признают существование контроля над СМИ в центральной части России федеральными органами власти и крупным бизнесом и высокую степень зависимости региональных СМИ (в том числе печатных) от экономических, политических и социальных акторов, находящихся на территории распростране-ния1. Результатом действия коммерческих и политических интересов становится унифицированная подача информации, соответствующая интересам либо слишком узкой группы, либо чрезмерно широкой, недифференцированной аудитории. Наиболее востребованной формой подачи информации для массовой аудитории, по мнению исследов а-телей, является привнесение развлекательного элемента в информацию любого, даже самого серьезного уровня2. Однако это не мешает редакциям СМИ ставить в приоритет информационные поводы, важные для их акторов влияния. Этого они достигают различными способами. Последовательность освещенных информационных поводов, особенно если их тематическое разнообразие не превышает шести направлений и составляет информационную повестку дня одного издания, конструирует информационную реальность. О. А. Матвейчев в своей работе, к примеру, перечисляет множество известных журналистских приемов, позволяющих формировать повестку дня, выстраивая политическую действительность, в том числе в легко воспринимаемом аудиторией формате3.
Самым существенным фактором влияния на формирование повестки дня является политическое влияние, влияние властей. Местные журналисты, оценивая свои взаимоотношения с руководителями и должностными
1 Засурский Я.Н. Система средств массовой информации в России // М.: Аспект -Пресс, 2001. URL: http://evartist.narod.ru/text/62.htm
Дъякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Установление повестки дня: теория и технологии. Издание 2-е, переработанное и дополненное. // Екатеринбург: Издательский дом «Дискурс-Пи», 2005, 87 с.
Дзялошинский И. М. Медиапространство России: пробуждение соляриса. Монография. // М.: АПК и ППРО, 2012. - 70 с.
2 Albarran A. Management of Electronic Me-dia.Belmant. // Wadsworth Publishing company, 1997. 29 c.
3 Матвейчев О.А. Уши машут ослом: сумма политтехнологий. // ИД Питер, 2013, 114 с.
лицами города, дают им весьма негативную оценку. В рамках исследования малых и средних городов в России, проведенном на факультете журналистики МГУ, только четверть журналистов заявили, что чувствуют себя самостоятельными, а более половины испытывает серьезные ограничения. По большей части издания оказываются зависимы от власти из-за финансов, на втором месте - боязнь последствий за публикацию. Ограничения касаются выбора тем и объектов критики, доступа к некоторым источникам информации, выражения журналистом собственной позиции. Зачастую руководители администраций смотрят на подконтрольную им прессу как на один из своих департаментов, а не на как институт гражданского общество, на журналистов как на подручных, а не как на контролеров и критиков власти1.
Одной из наиболее влиятельных политических структур в современных российских реалиях становятся главы регионов, местные администрации и партии. В число инструментов влияния власти входят федеральные нормативные акты, законы, ограничивающие деятельность СМИ (как законы об иностранных агентах), а также неофициальные методы взаимодействия политиков и редакций (в частности, власти как учредителя издания).
Вторым субъектом влияния на СМИ является российский и зарубежный бизнес, в который исследователи включают региональных регуляторов, рекламодателей, бизнес-сообщество (глобальные и национальные корпорации), редакционных владельцев, профессиональные корпорации и федеральные, региональные элиты общест-
23
ва . Все они внедряются непосредственно в медиа-бизнес и, не имея административ-
1 Газеты средних и малых городов России. Социологическое исслгдование: опрос редакторов и журналистов (в соавт. Свитич ЛГ., Смирнова О.В., Ширяева АА., Шкондин М.В.). М.: Ф-т журн. МГУ, 2015.
2 Демина И.Н. Экономические коммуникации: региональный аспект. // Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - М.: Медиамир; Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2014. с. 15-16.
3 Вартанова Е.Л. Формирование повестки дня
в российских СМИ и концепция социальной ответст-
венности. // Материалы из презентации. URL: http://www.myshared.ru/slide/959297/
ного ресурса в своем распоряжении, используют неформальные механизмы воздействия, зачастую выражающиеся в финансовом воздействии на СМИ. Например, такими методами может быть укрупнение СМИ и, как следствие, рост объемов производства, более широкое распространение информации и увеличение аудитории, на которую оказывается влияние.
И.В. Кирия и А.А. Новикова в своей работе об истории и теории медиа отмечают, что утверждение, будто свободные медиа влекут за собой снижение цен и повышение качества благ, ошибочно. По их мнению, медиа не работают в полной мере как медиаторы (информационные посредники) на рынках хотя бы потому, что начиная с XIX в. они сами встроены в экономические отношения. Следовательно, распространяемая ими информация в значительной степени детерминирована нуждами не только аудитории, но и рекламодателей, которые приносят зачастую больше половины доходов медиа-компаниям, а также владельцев медиа, которые чаще всего связаны с крупным финансово-промышленным капиталом и заинтересованы в определенном виде экономической политики .
Третий потенциальный актор влияния - это неправительственные некоммерческие организации, которые представляют собой совокупность групп населения и организаций, не стремящихся увеличить свои доходы, но ищущих площадку для представления и защиты своих ценностей и идеалов, а также различные экспертные сообщества и профсоюзы. Казалось бы, НКО призваны восполнять упущения государства в обеспечении общественного интереса. Эта функция может выполняться только при наличии отлаженной системы работы со СМИ. По мнению исследователей, в России связь некоммерческих организаций с прессой пока остается слабой, неэффективной5. По мнению Н.Б. Кирилловой, в России из-за слабых связей НКО с прессой
4 Кирия И.В., Новикова А.А. История и теория медиа: учебник для вузов. // Национальный исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2017, с. 54.
5 Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. // М.: Академический Проект, 2005, с. 216.
большой пласт социально значимой информации остается закрытым от граждан и общества, не оказывая воздействия на других акторов - к примеру, на бизнес или власть. Это способствует укреплению в общественном мнении представления, что некоммерческий сектор в основном обслуживает сам себя, существуя лишь в интересах тех, кто в него входит.
Четвертым субъектом оказываются различные структуры гражданского общества, которые активно вовлекают журналистов в общественные организации. Многие журналисты сами становятся руководителями различных структур.
И на периферии четвертой структуры размещается рядовой читатель, зритель, слушатель, который также оказывает влияние на формирование повестки. Наряду с изменением основных источников получения прибыли в СМИ, вместе с развитием общества меняются и взаимоотношения СМИ и аудитории. На первый план выходят доходы, получаемые от аудитории. Экономика СМИ в информационном обществе, характеризуемом сравнительно высоким уровнем жизни, обращается к самому редкому ресурсу - вниманию аудитории. Только захватив его, СМИ могут рассчитывать на то, что индивидуальные пользователи выделят им и свое время, и свои деньги. При этом механизмы воздействия человека на СМИ ограничены: обратная связь с редакциями, личные встречи с журналистами или участие в конференциях, форумах, акциях или пикетах. Однако появление форумов и активизация социальных сетей, их повсеместное внедрение в жизнедеятельность личности визуализировало, увеличило шансы читателя быть услышанным. На наш взгляд, именно развитие блогосферы (самоорганизованной аудитории СМИ) приведет к потере утраченного права традиционных СМИ на установление повестки дня. Аудитория сама начинает решать, что именно ее волнует и о чем нужно говорить.
Тематические особенности городов-миллионников
В качестве объектов эмпирического исследования выбраны восемь обществен-
но-политических газет Казани, Новосибирска, Воронежа и Ростова-на-Дону. Города были выбраны из списка городов -миллионников России 2015 года (то есть городов, имеющих более миллиона жителей) за исключением мегаполисов Москвы и Санкт-Петербурга. Выборка была сформирована по принципу каждый третий город из списка с учетом их примерно равной удаленности друг от друга. В городах выбирались по две самых высокотиражных ежедневных общественно-политических газеты каждого из выбранных регионов, найденных по рейтингу «Медиалогия». Выбраны исключительно областные издания. При выборе учитывался учредитель: в каждом из исследуемых городов анализируется одна государственная и одна частная газета.
Таким образом, в Казани были выбраны «Казанские ведомости» (учредитель ОАО «Татмедиа») и «Республика Татарстан» (учредитель правительство и парламент республики). В Новосибирске исследованы «Новая Сибирь» (учредитель ООО «Новая Сибирь») и «Советская Сибирь» (учредитель администрация Новосибирской области, Областной совет депутатов и Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Издательский дом «Советская Сибирь»). В Ростове-на-Дону в выборку попали «Газета Дона» (учредитель ООО «Газеты Провинции») и «Молот» (учредители Администрация Ростовской области и коллектив редакции газеты «Молот»). В Воронеже были выбраны газеты «Коммуна» (учредитель: ООО «Редакция газеты «Коммуна») и «Берег» (учредитель: Управление делами Воронежской области).
Повестку дня и влияние групп интересов можно проследить по содержанию изданий: проанализируем сначала тематику изданий (таблица 1 ).
На первом месте находится политическая тематика: деятельность мэров, губернаторов, администраций, новые законы и реформы, коррупция, выборы. Превалируют в политической повестке темы выборов (ежегодно 8 сентября в стране проходит единый день голосования), работа судов, органов правопорядка, борьба с преступностью, деятельность местных министров и чиновников.
Таблица 1 - Тематика публикаций (в процентах к общему числу публикаций)
Тематика публи каций Частные Государственные Среднее
Политика 21,7 24,67 23,18
Безопасность 5,44 5,63 5,53
Экономика 16,68 16,18 16,43
Международные отношения 2,66 7,23 4,95
Происшествия 0,3 0,32 0,31
ЖКХ, инфраструктура 16,62 15,6 16,11
Духовная сфера 12,71 13,28 13,01
Развлечения 11,42 11,52 11,47
Семья, воспитание 12,47 5,58 9,03
Так, праздники и мероприятия в городах привлекают внимание журналистов присутствием представителей власти - чаще всего губернатора. В итоговых материалах любого жанра (от новости до статьи) комментарии, как правило, дают представители власти и бизнеса, а не рядовые сотрудники или обычные граждане. Такие источники информации вытесняются из подобных пер-вополосных, главных материалов на другие страницы - им посвящаются второстепенные материалы, не относящиеся к крупным городским новостям и преобразованиям. Вот как звучит подзаголовок одной из главных статей номера воронежской частной газеты «Коммуна»: «Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев побывал на линейке в реконструированной Каменской СОШ №°1(.,.)»1. Затем в данном материале от третьего лица повествуется о радости учеников, описывается состояние школы и дается три прямых речи, каждая из которых принадлежит Алексею Гордееву.
Аналогично поступают в частной газете «Казанские ведомости»: отмечавшиеся в Республике Татарстан открытие нового ледового дворца «Золотая шайба», социальная ярмарка, помогавшая собрать ребенка в школу на вырученные деньги, а также день татарской молодежи - эти и многие другие праздники были освещены с точки зрения тогда еще врио главы РТ Рустама Минниха-нова, мэра Казани Ильсура Метшина, представителей кадастровой палаты по РТ, сотрудников Министерства по делам молодежи и спорту РТ. Описание атмосферы и особен-
1 Воробьева С. Всё начинается с Урока мира. // Газета «Коммуна» - 1 с. - 04.09.2015
ностей данных событий было сделано журналистом, комментариев и имен их участников не давалось, поэтому читателю приходится доверять оценке события с точки зрения приведенных источников, не ожидая всестороннего описания от рядовых участников, чья позиция может отличаться от официальной2.
Для всех газет характерен нейтральный стиль, который можно объяснить как стремлением к объективности изложения, так и опасением «сказать лишнее». Газеты с государственным и с частным типом собственности чаще говорили о политических акторах, чем о бизнесе. При наличии политического актора в учредителях, газеты давали ему пространство на первых полосах для статей о своей деятельности, официальных писем и колонок, и такой возможностью учредители в некоторых случаях пользовались. Представители бизнеса чаще предпочитали открыто рекламные публикации. При этом ни частные, ни государственные газеты не рассказывали (или информировали крайне мало и нейтрально) о деятельности своих владельцев и учредителей, а концентрировались на сторонних участниках рынка или политического поля.
Экономическая повестка занимает в пяти изданиях второе место в содержатель-
2 Гараева И. На днях татарской молодежи обсуждают политику и влюбляются. // Газета «Казанские ведомости» - 3 с. - 21.08.2015.
Матыгуллина Р. 8 тысяч рублей за два десятка маффинов. // Газета «Казанские ведомости» - 2 с. -21.08.2015.
Рустам Минниханов открыл в Казани новый ледовый дворец // Газета «Казанские ведомости» - 2 с. - 10.09.2015.
ной структуре изданий. Чаще всего в частных газетах журналистов интересуют налоги, льготы, пенсии, малый и средний бизнес, экономический кризис. Государственные издания поднимают чаще всего темы развития сельского хозяйства, промышленности и развития госпредприятий. Интересно, что вопросы инфляции, экономического кризиса в газетах со вторым типом учредителей не поднимаются. Парадоксальным образом оба типа газет уделяют больше внимания не превалирующей в регионе отрасли экономики. 90% обозначенных журналистами экономических проблем попросту констатируются, проблемы не анализируются, не высказываются предложения по их устранению.
Так, к примеру, в большой статье о сборе урожая в Воронежской области в частной газете «Коммуна» автор пишет о главной проблеме, но не представляет пути ее решения: «В Жердевке такой же завод не так давно нарастил свою суточную мощность до шести тысяч тонн, а в Добринке и вовсе до 12 тысяч. Да и условия приемки свеклы там гораздо выгоднее, нежели на заводах в Воронежской области. Вот и уходят машины с зрительских полей в сторону Липецкой и Тамбовской областей, делая лишние километры и увозя туда немалые налоги»1. Большая часть статьи посвящена пользе сахарной свеклы и поручениям губернатора по повышению эффективности сбора урожая.
В других случаях актуальной проблеме (например, сборам на капитальный ремонт в области) может посвящаться весь материал, но проблемы в нем будут опять же перечисляться прямой речью или от третьего лица, как в статье газеты «Коммуна»2: «Губернатор выразил беспокойство и по поводу того, что жители неохотно объединяются в тов а-рищества собственников жилья для решения вопросов управления своим домом», «Жителям часто препятствуют недобросовестные управляющие компании, которые незаконно удерживают документы: сведения по приборам учёта, картотеки данных», «Помимо низкой осведомлённости и технических сбоев системы, на низкие взносы повлияла так-
1 Соловьев А. Зрят в корень.// Газета «Коммуна» - с. 1-2 - 11.09.2015.
2 Здесь и далее: Казанов В. Капремонт - по системе. // Газета «Коммуна» - 2 с. - 08.09.2015.
же деятельность активистов одной из политических партий, сделавшей тему капитального ремонта основной в своей агитационной работе». Других способов решить проблему не предлагается, а как участвующий в материале губернатор, так и сотрудники департаментов и служб остаются активными героями и вроде как не причастными к появлению проблемы.
Как сообщалось выше, все четыре региона активно задействованы в промышленности. Сравним соотношение поднятых в газетах тем, связанных с промышленностью и реальной занятостью региона в том или ином секторе. В частной новосибирской газете развитию металлургии и энергетике в ы-делено всего лишь 0,3% и 0,7% соответственно. Даже не приоритетному сельскому хозяйству в газете уделяют немного больше внимания: 0,8%. В государственной газете похожая ситуация: по 0,5% отдано машиностроению и сельскому хозяйству, а металлургии - 0,25%. Аналогичная ситуация и в других регионах: в воронежских газетах приоритетная химическая промышленность остается в стороне, в то время как металлургия и машиностроение занимают лишь 0,4% от общего объема публикаций. В Ростове-на-Дону одним из важных секторов промышленности является строительство - ему уделяется больше внимания, но в контексте темы ЖКХ и ремонта муниципального жилья -3,31%. Обрабатывающие производства, электроэнергетика изданиями игнорируется. В казанской государственной газете одному из главных секторов - машиностроению -уделяется 1,1%, остальные отрасли - химическая, легкая и пищевая промышленность -в публикациях не упоминаются. В частной газете тема развития отраслей вовсе отсутствует.
Для трех из восьми газет тема ЖКХ и инфраструктурных изменений кажется более актуальной, чем экономическая тематика.
Распределяя приоритеты, можно отметить выраженный интерес у частных газет к работе учреждений торговли (обеспеченности товарами, ценовой политике, культуре торговли и т.п.), в меньшей степени - к состоянию ЖКХ, деятельности жилищно-коммунальных служб, строительству и ремонту муниципального жилья. Внимание
государственных газет посвящено более «государственным» делам: строительству, ремонту дорог, других коммуникаций, состоянию ЖКХ, деятельности жилищно-коммунальных служб, сфере здравоохранения. Стоит отметить, что тематика ЖКХ, как наиболее острая и для граждан регионов, позволяет журналистами высказать свое отношение к проблеме: большое количество публикаций на данную тематику освещается в негативном свете. Журналисты и читатели отмечают отсутствие информации о строительстве и ремонте жилья, его ветхом состоянии, недостатках в газификации, водоснабжении, а также бесконтрольность коммунальных служб. По транспортной тематике отмечается плохая организация работы и плохое состояние дорог. Буквально в каждом выпуске всех восьми исследуемых изданий информируется об этих проблемах.
Как бы вскользь рассказывается в государственной газете «Берег» о запущенном состоянии рек Воронежской области. В начале статьи журналист рассказывает о своей жизни и работе с реками в 70-80-е годы, государственном контроле и субсидировании очистки рек, а затем пишет: «Что мы наблюдаем сегодня? Мелиоративные отряды давно уничтожены, чистить малые речушки, ручьи, питающие Дон, некому и нечем. Пойма заболачивается, родники забиваются, закупориваются. Мне пришлось проехать по берегам малых рек Савала, Потудань, Битюг. Все они в плачевном и неприглядном состоянии. Везде по берегам выстроены коттеджи, стоит личный автомобильный транспорт. Такая же ситуация и с главной рекой»1. Реки и поселки теряют туристическую привлекательность, в ранее чистых реках находят дизентерийную палочку, санитарные службы попустительствуют местным жителям. Вместо экспертных комментариев, статистики, отчетов, журналист обращается к образу ответственного царя Петра I и заканчивает текст следующими словами: «В общем, вызывает большую тревогу состояние и Дона, и Усманки, и других малых рек» . Конечно, очень важно поставить проблему, но не менее важно привлечь мнение экспертов,
1 Ивлев И. Кто спасет Дон? // Газета «Берег» -3 с. - 17.09.2015.
2 Там же.
предлагающих реальные пути ее решения.
Говоря в целом о четырех регионах ранее, мы отмечали их плохое экологическое состояние - однако данная актуальная проблема, волнующая сегодня все развивающиеся страны, поднимается не более чем в 1% публикаций в каждой газете.
Четвертой по важности сферой для изданий стала духовная: ей посвятили по 13% в публикациях как частные, так и государственные газеты. Вне зависимости от учредителей, всем изданиям в первую очередь интересна культура и образование. О культурной жизни региона, новых театральных постановках, выставках и мероприятиях сообщает каждое издание. А вот образование в формате деятельности вузов, школ, детских садов затрагивается крайне редко. При этом два рассматриваемых региона - Воронежская область и Республика Татарстан - имеют большое количество учащихся и образовательных учреждений. В их областных газетах - как частных, так и государственных, этой теме уделяется сравнительно большое внимание: 2,4% и 3,6% соответственно в воронежских изданиях, 2,4% и 3% соответственно в казанских СМИ.
В то же время в изобилующей разнообразными религиями Новосибирской области этой теме уделяется только 0,8% в частной и 0,5% в государственной газете. Такой низкий интерес редакций к важной для региона теме можно было бы объяснить нежеланием «сыпать соль на рану», однако в наиболее сплоченном с точки зрения вероисповеданий регионе - Ростовской области -ситуация аналогична: вопросам веры внимание уделяет только государственная газета в 1,2% материалов.
Пятой по объему освещения оказалась для СМИ развлекательная тематика: она занимает 11% в частных изданиях и 12% в государственных от количества поднятых тем. Материалы по данной тематике представлены преимущественно короткими жанрами и локальными мероприятиями, и потому они практически повсеместно одинаковые.
Шестой по рейтингу и нередко связанной с публичной сферой стала тематика семьи, воспитания: она занимает 13% и 6% соответственно. Выделить данные материалы можно было по материалам о стиле жизни, а
также обустройстве приусадебного участка, огорода. В рамках данной темы поднимается много маленьких, но важных для потребителя проблем. Так, журналистка государственной газеты «Республика Татарстан» выяснила, как поступать с купленными дорогостоящими лекарствами, которые не подошли пациенту, пообщалась с региональным Министерством здравоохранения, сделав попытку решить вопрос: «Может, государству все же как-то озаботиться этой проблемой? Для начала хотя бы разрешить аптекарям продавать частями те препараты, которые сейчас можно купить только упаковкой. А потом, может, и организовать какую-то службу, которая могла бы с необходимой проверкой принимать у населения ставшие ненужными препараты?»1. Примечательно, что в региональных изданиях почти отсутствуют новости о звездах, мало места уделяется гендерной тематике.
Притом, что в современных реалиях естественным кажется отсутствие поэзии и прозы в газетах, региональные издания и их читатели обращаются к архивам, цитируют классическую литературу, изречения философов.
В минимальной степени всеми газетами была затронута тема международных отношений - 3% в частных изданиях и 7% в государственных. Такая разница в соотношении повестки объясняется попыткой государственных изданий синхронизироваться с федеральной повесткой и важными для страны трендами. Среди наиболее популярных тематических направлений оказались культурные и спортивные контакты, а также военно-политическое и техническое сотрудничество. Международные отношения регионов преподносились только в нейтральном или позитивном ключе.
В период с августа по октябрь 2015 года в изучаемых городах и регионах не наблюдалось стихийных бедствий или катастроф, благодаря чему тема происшествий практически не была затронута ни одним изданием - 0,3% в обоих типах изданий.
Местные газеты нередко схожи: они освещают одни и те же проблемы в развле-
1 Чеснокова Е Возврату и обмену не подлежат // Газета «Республика Татарстан». - С. 5 -21.08.2015.
кательной, духовной сфере, в сфере безопасности. При этом у каждого региона в материалах обнаруживаются локальные особенности, по которым их можно отличить от других территорий страны: новосибирские издания много места уделяют науке, татарские - международным отношениям, воронежские издания внимательно изучают сферу ЖКХ, а ростовские много места на полосах посвящают семейным вопросам.
Стоит отдельно отметить соотношение коннотаций в региональных публикациях. В большинстве случаев (от 57,1% до 81,1%) журналисты выдерживают спокойный, нейтральный тон, до 18% материалов преподносится в негативном ключе, до 16% - в позитивном. Однако проблемы, поднятые в материалах, как правило, там же и оседают: они просто констатируются, реже - анализируются и в единичных случаях предлагаются варианты их решения.
Источники информации
В ходе контент-анализа также выяснилось, что в газетах любой формы собственности политические и экономические акторы выступают как одни из наиболее частых источников информации, наряду с читателями и рядовыми гражданами (таблица 2).
Так, в пяти изданиях значительно преобладают комментарии от политических и экономических акторов федерального и регионального уровня, в то время как аналитики, деятели культуры, науки, спорта, рядовые граждане, представители разных конфессий в сумме представлены в чуть меньшей степени.
Если обратить внимание на персоналии, то регулярно на полосах всех газет появляются президент, премьер-министр, федеральные и региональные министры, представители парламентских партий, руководители госкомпаний и корпораций. Примечательно, что представителей непарламентских партий или оппозиционных политиков ни в одной газете за данный период зафиксировано не было.
Таблица 2 - Источники информации, которыми пользуются журналисты для публикаций (в процентах к общему числу публикаций)_
Источник информации \издание Частные Государственные Среднее
Губернатор 2,19 3,32 2,76
Мэр города 1,85 0,67 1,26
Депутат ГД 0,71 1,70 1,21
Администрация области 1,04 0,87 0,95
Министр РФ 1,22 0,45 0,83
Министр региональный 0,65 0,20 0,43
Президент РФ 0,28 0,45 0,36
Премьер-министр РФ 0,04 0,49 0,26
Лидеры и представители партии Единая Россия 0,35 0,00 0,17
Лидеры и представители партии КПРФ 0,28 0,00 0,14
Лидеры и представители партии Яблоко 0,26 0,00 0,13
Лидеры и представители партии ЛДПР 0,26 0,00 0,13
Лидеры и представители партии Справедливая Россия 0,24 0,00 0,12
Лидеры и представители общественных 5,83 2,92 4,37
организаций
Деятели культуры, литературы, науки, спорта 6,01 8,75 7,38
Рядовые граждане 7,67 6,14 6,90
Эксперт, исследователь, аналитик 5,50 5,73 5,62
Руководители и представители 3,92 4,58 4,25
государственных предприятий и организаций
Предприниматели, бизнесмены 4,95 3,46 4,21
Военнослужащие, офицеры 0,49 1,40 0,94
Религиозные деятели разных конфессий 0,59 0,45 0,52
Зарубежные авторы 0,32 0,30 0,31
Пресс-служба 1,01 0,65 0,83
Информационное агентство 0,00 0,00 0,00
Интернет
Со ссылкой на ресурс 1,12 1,17 1,15
Без ссылки на ресурс 0,12 0,02 0,07
Социальные сети, твиттер, блоги 0,00 0,00 0,00
Собственное наблюдение ситуации журналистом 8,28 10,31 9,30
Статистические данные 2,21 3,89 3,05
Социологические исследования 2,17 3,52 2,85
Юридические, правовые документы 1,48 2,67 2,08
Редакционная почта 1,93 2,07 2,00
Финансовые документы 1,08 1,60 1,34
Книги 0,67 0,65 0,66
Меню баров и ресторанов 0,28 0,00 0,14
Архивы 1,93 1,44 1,68
Нет ссылки на источник информации 0,30 1,42 0,86
Автор не обозначен 0,39 0,00 0,19
По причине того, что в сентябрьский день голосования в Республике Татарстан выбирали главу, Рустам Минниханов фигурировал в газетах больше остальных спикеров. Также в Воронежской и Ростовской области выбирали новых депутатов в Думу, а в Новосибирской области - в Законодательное собрание. Это отразилось на показателях только двух регионов: в Новосибирской области местные чиновники и представители партий выступали в 8% публикаций частной газеты и в 6% случаев в государственной, в Ростовской - 9% в частной и 5% в государственной. При этом представители власти Воронежской области выступали всего в 0,9% случаев в частной газете и ни разу в государственной. Местная администрация этой областях, похоже, вовсе не была заинтересована в привлечении внимания к выборам.
Не менее, а порой и более активно выступали представили бизнеса. Среди них были как руководители градообразующих предприятий, так и менеджеры, специалисты.
Социологические, статистические, юридические, финансовые документы, являющиеся для большинства объективным подтверждением информации, занимают также немалую долю от общего количества источников информации. Никогда за время исследования региональные газеты не использовали данные информационных агентств, (в обоих типах), и крайне редки ссылки на интернет-источники (около 1% в обоих типах).
При этом у региональных изданий есть свои особенности: к примеру, все издания используют архивы в публикациях. Также все, кроме воронежской газеты «Берег», используют цитаты из книг в публикациях, а газета «Новая Сибирь», в отличие от всех остальных изданий, регулярно публикует в отзывах об открывающихся барах и ресторанах их меню.
Положительно можно оценить ответственность изданий, их стремление представить достоверную информацию: в целом они не ссылались на источник менее чем в 1% случаев.
Проанализированные данные по источникам информации подкрепляются ана-
лизом рейтингов авторов публикаций. Среди авторов изданий в среднем 78% занимают журналисты, что естественно. В 8% случаев - текст подписан рядовыми гражданами. Оставшиеся 14% делят между собой эксперты, представители властей или органов управления, или иностранные авторы.
Заключение
Мы проанализировали тематическую составляющую региональных газет, а также рассмотрели их источники информации. Сравнивая полученную эмпирическим путем информацию с теоретической составляющей, приведенной в начале работы, можно констатировать частичное совпадение описываемой в изданиях газеты картины дня с теорией. При этом описанные в газетах четырех регионах события далеко не всегда соответствуют истинному состоянию городов и областей, не коррелируют с актуальными проблемами, не отражают мнение простых граждан. Логика выбора той или иной актуальной, с точки зрения редакции, темы не всегда понятна и, вероятно, связана с взаимоотношениями среди акторов влияния, а не объективными региональными вызовами. Это можно отметить в невнимательности, непоследовательности прессы в освещении состояния экологии, образования, вопросов религии, развития промышленности и проч.
С другой стороны, поднятые газетами темы могут частично намекать на действительно волнующие журналистов вопросы жизнедеятельности региона. Упоминая в материалах аспекты деятельности политиков, журналисты демонстрируют интерес как к конкретным личностям (и чувствуют необходимость участвовать в принятии решений и быть начеку, если наступят плохие дни), а также к конкретным, видимым преобразов а-ниям в регионе. Связь региональных властей, СМИ и граждан, безусловно, остается чрезвычайно высокой. Эту тенденцию можно проследить как по тематической составляющей, так и по активному комментированию политиками всех событий областей и республики.
Также в процессе анализа выявились весьма интересные тенденции. К примеру, частные газеты гораздо чаще злоупотребляют открыто рекламными публикациями, в то время как государственные газеты могут по-
зволить себе критиковать некоторые ошибки в работе власти (но далеко не все). Парадоксальным является и то, что в отношении политической и экономической тематики газеты государственные чаще освещают деятельность предпринимательской сферы, бизнеса, а частные пристально рассматривают государственную деятельность. Очевидно, что логичнее и доступнее им, безусловно, информация из своей сферы - вероятно, это является намеренным шагом, своеобразной формой умалчивания. Примечательно, что государственные газеты гораздо чаще пишут о конкретных проблемах и героях, а частные издания предпочитают говорить об общих тенденциях, проблемах, а также деятельности организаций и предприятий. Тем не менее в качестве авторов обычные граждане чаще выступают со страниц частных изданий, пишут письма в редакцию и получают ответы.
Автору представляется перспективным
путь повышения внимания газет к аналитическим и просветительским форматам, организации публичных встреч, мероприятий с участием представителей властей, экспертов и читателей, с активным вовлечением через ^^-платформы. Таким образом, издания будут не просто привлекать внимание к повестке, но и формировать более глубокое ее понимание у читателя, консолидировать жителей региона и города. Важным кажется пересмотр политики изданий (возможно, с приглашенными редакторами), тесное сотрудничество с научными организациями и социальными институтами, которое помогло бы обозначить все действительно важные проблемы региона. Но в данном контексте степень действующих сегодня акторов влияния на работу редакций, а также уровень спроса на просветительские материалы, новые темы у аудитории требует дополнительного внимания российских исследователей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бартенева, А. Клятвы популистов // Коммуна. - 11.09.2015. - 2 с.
2. Вартанова, Е.Л. Формирование повестки дня в российских СМИ и концепция социальной ответственности // Материалы из презентации. - URL: http://www.myshared.ru/ slide/959297/.
3. Воробьева, С. Всё начинается с Урока мира // Коммуна. - 04.09.2015. - 1 с.
4. «Газеты средних и малых городов России». Социологическое исследование: опрос редакторов и журналистов (в соавт. Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В.). - М.: Ф-т журн. МГУ, 2015.
5. Гараева, И. На днях татарской молодежи обсуждают политику и влюбляются // Казанские ведомости. - 21.08.2015. - 3 с.
6. Гладышева, Е.В. Новые технологии и эволюция региональной прессы // Журналистика в 2013 году: Регионы в российском медиапространстве: сб. материалов международной научно-практической конференции / под ред. О.А. Бакулина, Е.И. Орловой, М.В. Шкондина. — Факультет журналистики МГУ. - М.: Медиамир, 2014.
7. Демина, И.Н. Экономические коммуникации: региональный аспект // Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве: сборник материалов международной научно-практической конференции. - М.: Медиамир; Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2014. - С. 15-16.
8. Дубин, Б., Зоркая, Н. Чтение в России-2008. Тенденции и проблемы. - URL: http ://www.levada.ru/books/chtenie-v-rossii-2008-tendentsii-i-problemy. (Дата обращения: 15.11.2017).
9. Дъякова, Е.Г., Трахтенберг, А.Д. Установление повестки дня: теория и технологии. -Издание 2-е, переработанное и дополненное. - Екатеринбург: Дискурс-Пи, 2005. - 87 с.
10. Засурский, Я.Н. Система средств массовой информации в России. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - URL: http://evartist.narod.ru/text/62.htm
11. Ивлев, И. Кто спасет Дон? // Берег. - 17.09.2015. - 3 с.
12. Казанов, В. Капремонт - по системе // Коммуна. - 08.09.2015. - 2 с.
13. Кириллова, Н.Б. Медиасреда российской модернизации. - М.: Академический Про-
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2, том 2, 2018 ект, 2005. - С. 216.
14. Кирия, И.В., Новикова, А.А. История и теория медиа: учебник для вузов // Национальный исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - С. 54.
15. Матвейчев, О.А. Уши машут ослом: сумма политтехнологий. - СПб. : Питер, 2013. -
114 с.
16. Матыгуллина, Р. 8 тысяч рублей за два десятка маффинов // Казанские ведомости. -21.08.2015. - 2 с.
17. Рустам Минниханов открыл в Казани новый ледовый дворец // Казанские ведомости. - 10.09.2015. - 2 с.
18. Проект «Пресса городов-миллионников в 2010-х». В соавт. Смирнова О.В., Шкон-дин М. В., Свитич Л.Г. и др. - М.: Ф-т журн. МГУ, 2016.
19. Соловьев, А. Зрят в корень // Коммуна. - 11.09.2015. - С. 1-2
20. Чеснокова, Е. Возврату и обмену не подлежат // Республика Татарстан. -21.08.2015. - С. 5.
21. Albarran, A. Management of Electronic Media. Belmant. // Wadsworth Publishing company, 1997. 29 c.