____________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Том 152, кн. 5 Гуманитарные науки
2010
УДК 316.74
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ
Л. Г. Егорова
Аннотация
В статье исследуется специфика отражения религиозной проблематики и межкон-фессиональных отношений в печатных средствах массовой информации Республики Татарстан. Анализируя общественно-политические издания, автор приходит к выводу, что религиозно ориентированная информация является устойчивой частью содержания местных СМИ, которые содействуют осуществлению межконфессионального диалога и формированию религиозной толерантности. Общим для всех изданий является актуализация прежде всего православного и мусульманского дискурса. В татарстанских СМИ освещение межконфессиональных отношений соответствует политике местных властей.
Ключевые слова: межконфессиональные отношения, межконфессиональный диалог, религиозная проблематика в СМИ, толерантность, региональная печать, газета «Республика Татарстан», газета «Время и Деньги», газета «Вечерняя Казань».
Средства массовой информации, в которых в той или иной степени освещаются все стороны современной жизни - политика, экономика, международные отношения, социальная сфера, культура, - носят название общественно-политических. Аудитория таких изданий может быть самой разной, в частности, она включает как представителей различных конфессий, так и атеистов. В фокусе нашего внимания - светские печатные СМИ, в которых религиозная тематика представлена сегодня достаточно широко. Освещение темы религии в СМИ происходит не только в аспекте политическом, но и культурно-просветительском: религию часто рассматривают как носитель многовековой духовной культуры, связывая необходимость ее возрождения с проблемой поднятия духовности народа. Причем наряду с чисто просветительскими публикациями в российских общественно-политических изданиях встречаются материалы, в которых затрагиваются духовно-этические, мировоззренческие ценности религии, что характерно скорее для конфессиональных, нежели для светских СМИ. Это свидетельствует о том, что граница светское/конфессиональное достаточно условна.
Освещение религиозной проблематики на страницах российских газет носит в настоящее время противоречивый характер. С одной стороны, опросы общественного мнения показывают рост интереса аудитории к вопросам веры и религиозным событиям, политические исследования констатируют повышение роли религиозного фактора в политике [1, с. 178-191]. С другой стороны, новости
традиционных конфессий и различных религиозных объединений занимают незначительное место в общем массиве тематики современных массмедиа. Это происходит потому, что «религия - “плохой товар” с точки зрения потребительских интересов телезрителей, радиослушателей и читателей массовых изданий. Что касается информационно-политического блока, который повсеместно жестко контролируется из интересов политических стратегий, политкорректности и т. д., то и здесь религия является “неудобным”, а то и “опасным” товаром» [2, с. 52]. Религия слишком «перегружена» большими контекстами, ее смыслы чересчур нюансированы, связаны с долгой историей проблем, она плохо адаптируется к современным технологиям СМИ: медиа сегодня ориентированы на моментальную фиксацию текущих событий, а религия с ее длинными цепочками контекстов не укладывается в формат медиа.
СМИ сосредоточивают свое внимание на религии в двух направлениях. Первое - «институциональные» новости: информация о конференциях, официальных церемониях, юбилеях, участии или неучастии религиозных деятелей в политических событиях и т. д. Исследователи называют это «негативным запросом». Вторая существенная линия - «позитивный запрос», который связан с религией как легитимным источником моральной оценки событий [2, с. 53-54].
Возможен ли сегодня серьезный разговор о религии в СМИ? На этот сложный вопрос нет однозначного ответа. Возникающие дискуссии касаются выбора тем, языковых средств, поиска источников информации, взаимодействия конфессиональных организаций и конкретных СМИ. Здесь можно выделить ряд аспектов.
В последнее время специалисты активно обсуждают то, какой должна быть журналистика, занимающаяся религиозной тематикой, и каким должен быть журналист, пишущий на эту тему. Одна точка зрения заключается в утверждении, что «религиозная проблематика - слишком сложное и ответственное направление, чтобы ее освещение можно было доверить специалистам с атеистическим уровнем мировосприятия» [3, с. 212]. Альтернативная позиция такова: «В современной России существует как светская, так и конфессиональная журналистика. Но профессионализм первой и компетентность второй существенно могли бы дополнить друг друга» [4, с. 73].
При освещении религиозной проблематики журналисты не должны мыслить стереотипно. Сегодня, когда религиозная лексика используется при освещении средствами массовой информации вопросов религии, возникает проблема, актуальная как для самих конфессий (причем для православия, ислама и других религиозных направлений в равной мере), так и для журналистики - разработка некоего публичного языка, который был бы понятен всем и отвечал запросам медиа. Использование цитат из священных книг для моральной оценки происходящего не предотвращает опасного для церкви процесса обмирщения, секуляризации церковного сознания. В то же время как никогда остро стоит вопрос о терминологической компетенции журналистов, пишущих на эти темы. Поэтому нужно пристально исследовать вопрос о том, «кто формирует, определяет, распространяет и навязывает язык, на котором принято говорить о религии. Зачастую это не язык самих религиозных традиций, это язык внешний и чужой по отношению к большинству из них. Важно, чтобы сами христиане, мусульмане и буддисты узнавали себя в “зеркале СМИ”. Такое самоузнавание - необходимое
условие возможности общественного или межличностного диалога на любую религиозную тему» [5]. Ясно одно - журналист, пишущий о религии, должен быть компетентным специалистом. Кроме того, как указывают многие исследователи, пора начинать бороться и с мифом о том, что религиозные организации в контактах с массмедиа - это овечки, окруженные стаей хищников [6]. Между тем тенденциозная информационная политика конфессий - одна из основных причин их конфликтов с журналистами.
Освещение религиозной проблематики в федеральных и региональных СМИ имеет свою специфику. На уровне федеральных СМИ ситуация более сложная. Центральные СМИ (особенно пресса) по сравнению с региональными находятся в меньшей зависимости от государства, поэтому личная позиция журналистов здесь более весома, к тому же уровень их профессионализма выше. Журналисты центральных СМИ придерживаются значительно более либеральных взглядов, чем основная масса населения страны, у них вызывает огромное недовольство закрытая и консервативная политика конфессий. В региональных СМИ ситуация более предсказуемая, освещение межконфессиональных отношений связано с политикой местных властей.
Государственная политика РТ направлена на поддержание баланса интересов ислама и православия и равенства всех религий перед законом. Формирование культуры веротерпимости на основе соблюдения прав человека и уважения религиозного многообразия в последнее десятилетие осуществляется в диалоговом режиме на государственном, общественном, межконфессиональном уровнях и татарстанские СМИ играют важную роль в реализации этой задачи [7].
Изучение материалов татарстанских печатных СМИ проводилось нами методом анализа содержания, предложенным Л.Н. Федотовой, сочетающим количественный (контент-анализ) и качественный подходы [8]. В качестве объекта исследования были взяты государственные газеты «Республика Татарстан» (официальный орган РТ), «Время и Деньги» (издание для деловых кругов), а также «Вечерняя Казань» (массовая пресса), позиционирующая себя как независимая. Круг задач исследования освещения религиозной тематики в выбранных изданиях включал определение приоритетов в подаче материала, выявление характерных тенденций, в том числе общей направленности, жанрового разнообразия, тональности и акцентов в артикуляции рассматриваемых проблем. Для определения динамики обращения изданий к религиозной тематике были проанализированы материалы газет за период 2002-2009 гг. (2002-2006 гг.; 2007-2008 гг.; 2009 г.).
Необходимо отметить стабильность интереса татарстанских СМИ к религиозной тематике и межконфессиональным отношениям. Общая картина индекса частотности материалов, посвященных религиозной тематике (за 2009 г.), представлена в табл. 1.
Как видим, религиозная тематика далеко не самая популярная в республиканской печати. Самый высокий показатель, почти в два раза превышающий индекс частотности остальных газет, имеет официальное издание РТ. Подобная ситуация характерна для местных СМИ и других регионов России. Однако в доступных для сравнения источниках указывается, что издания большинства региональных российских СМИ ориентированы прежде всего на православие (см. [9-11]).
Табл. 1
Частота публикаций на религиозную тематику в газетах «Республика Татарстан» «Время и Деньги», «Вечерняя Казань» (2009 г.)
Название издания Количество номеров за год (без учета сдвоенности номеров) Количество номеров, содержащих религиозную информацию Частота публикаций на религиозную тему
Республика Татарстан 260 93 0.36
Время и Деньги 247 58 0.23
Вечерняя Казань 186 30 0.16
Табл. 2
Соотношение публикаций о религиозных конфессиях в газетах «Республика Татарстан», «Время и Деньги», «Вечерняя Казань» (2009 г.)
Название издания Общее количество публикаций Православие Ислам Другие конфессии
Республика Татарстан 93 51 (54,8%) 36 (38,7%) 6 (6,5%)
Время и Деньги 58 23 (39,7%) 30 (51,7%) 5 (8,6%)
Вечерняя Казань 30 15 (50%) 13 (43,3%) 2 (6,7%)
Контент-анализ показал, что религиозные конфессии освещаются в анализируемых изданиях неравномерно (см. табл. 2).
Индекс частотности - показатель в значительной степени формальный, не позволяющий раскрыть содержательную сторону материалов, охарактеризовать лексические особенности и общий тон статей, кроме того, он не учитывает характера подачи материала, поэтому контент-анализ был дополнен традиционным качественным анализом публикаций.
В газете «Республика Татарстан» религиозно-духовной жизни уделяется не слишком много внимания. Так, в вышедших в 2002-2006 гг. 1 038 номерах издания опубликована 241 статья по интересующей нас теме, что составляет
0.92% от общего числа публикаций этого периода. Большую часть материалов, касающихся религиозной проблематики, составляют публикации официальных сообщений Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева и духовных лидеров, а также небольшие заметки. Рассматривая количественное распределение публикаций о той или иной конфессии, можно отметить, что освещению православия уделяется больше внимания (72%), чем освещению ислама (28%). Эта тенденция сохраняется и в последующий период: количество публикаций, посвященных православию и исламу, в 2007-2008 гг. составило соответственно 57% и 43%.
На страницах издания наряду с информационными материалами присутствуют и достаточно объемные аналитические публикации, беседы со священнослужителями, портретные зарисовки. Для всех публикаций характерно подчер-
1 М.Ш. Шаймиев занимал пост президента Республики Татарстан с 12 июня 1991 г. по 25 марта 2010 г.
кивание уважительного сосуществования конфессий на территории Татарстана. Таким образом, можно отметить, что публикуемые в этом издании материалы направлены на укрепление мирного взаимодействия христианства и ислама, а также на поддержание мнения о Республике Татарстан как о регионе бесконфликтного сосуществования конфессий. Однако утверждение этих идей достигается в основном за счет публикации официальных сообщений М.Ш. Шаймиева и замалчивания ряда проблем. Например, информация о конфликте, возникшем в результате разрушения женщинами-мусульманками стены строящейся часовни православного храма в Набережных Челнах, появилась в газете только после того, как «страсти утихли и для постройки колокольни выделили другой участок» (I). Акцент делается на решаемости любых конфликтных ситуаций в межконфессиональных отношениях.
Религиозная тематика газеты достаточно разнообразна: религиозные праздники, внутренняя жизнь конфессий, утверждение духовных ценностей религии, экономическая жизнедеятельность религиозных объединений, восстановление культовых зданий, возрождение церковного искусства. Газета обращается к религиозным проблемам и теме участия традиционных для Республики Татарстан конфессий в жизни общества чрезвычайно осторожно, подчеркивая, что «миссия религии совпадает с задачей некоторых госучреждений социального обслуживания» (II). «Республика Татарстан» не развивает тему финансовых трудностей, не поднимает вопроса об исполняемости решений, касающихся восстановления ряда культовых объектов - памятников культуры республиканского и федерального значения, не пытается проанализировать причины невыполнения намеченных планов, вновь и вновь подчеркивая в своих материалах, что «напряженности в религиозной сфере в республике нет» (III).
Особого внимания заслуживает статья председателя Совета по делам религий при Кабинете Министров Республики Татарстан Р. Набиева «Веротерпимость - это норма жизни». Она является своего рода аналитическим отчетом о состоянии религиозной ситуации в Татарстане. Подводя итоги работы правительства Республики Татарстан по укреплению межконфессионального мира в Российской Федерации, Р. Набиев отмечает: «В непростых условиях последнего десятилетия жители Татарстана сумели сохранить межнациональный и меж-конфессиональный мир. Преемственность тысячелетних традиций сосуществования представителей ислама и православия сохраняется и продолжается» (IV). После публикации этой статьи только в период с 2002 г. по 2006 г. на страницах «Республики Татарстан» появилось 42 статьи о веротерпимости, толерантности, межконфессиональном согласии. Таким образом, газета «Республика Татарстан», придерживаясь официальной точки зрения на развитие взаимоотношений религии и государства, занимает центристскую позицию в освещении межкон-фессионального диалога и оценке религиозных ценностей.
В газете «Время и Деньги» освещению религиозной тематики уделяется пристальное внимание: доля публикаций, посвященных религиозной жизни, за исследуемый период здесь самая высокая (так, в 2002-2006 гг. в 998 номерах издания опубликовано 238 материалов), но в 2009 г. начинает снижаться. Если в первой половине рассматриваемого периода приоритет в освещении отдавался православию (66%), то, начиная с 2005 г., соблюдается паритет в освещении
православия и ислама, а в 2009 г. количество публикаций, посвященных исламу, превалирует над количеством материалов о православии.
Тематика публикаций достаточно разнообразна. В издании в той или иной степени уделяется внимание межконфессиональным отношениям, религиозному образованию, социальной работе религиозных объединений, взаимодействию религиозной и светской культуры, экономике жизнедеятельности религиозных объединений, церковному искусству, взаимоотношениям религии и государства. Самой популярной темой в газете является тема социальной роли религии и ее благотворного влияния на душевное здоровье человека. «Хороший священник или мулла - это тоже психотерапевт», - утверждается в одном из материалов (V). В издании достаточно широко представлена тема взаимоотношений религиозных объединений и государства. Социальная проблематика находит свое выражение в публикациях о Раифском монастыре (VI). Отметим, что благотворительность, а также иные виды деятельности этого прихода регулярно освещается всеми анализируемыми нами печатными СМИ в разных аспектах ^П-Х). В целом в последние годы большее внимание в газете «Время и Деньги» уделяется благотворительной деятельности религиозных учреждений (Х! ХП). Возможно, это вызвано тем, что религиозные организации активизировали свою работу в этом направлении и дают журналистам больше информационных поводов.
Публикация «Заговорили о нравственной экономике», посвященная обсуждению православными церковными деятелями российского законодательства в сфере налогов с точки зрения нравственности, ставит перед читателями вопрос Может ли у нас человек создавать экономические ценности, оставаясь чистым перед законом и совестью? (ХШ), на который в статье не дано однозначного ответа. Со схожими проблемами сталкиваются и мусульмане. Рассказывая о необходимости создания финансового центра, работающего по исламской модели, который будет выдавать беспроцентную ссуду, вести венчурное инвестирование, газета уточняет: «Как известно, ислам запрещает ростовщичество. Нельзя ни давать деньги под проценты, ни брать их на таких условиях. Как же быть тем мусульманам, кому нужны кредиты и в то же время не хочется нарушать религиозные нормы? Пока для них одна возможность - воспользоваться услугами единственного московского банка, работающего по исламской модели» (ХГУ).
Активно освещается в газете и тема церковного искусства, которое достаточно широко представлено в светской жизни, а также тема светского искусства на религиозные мотивы. Среди публикаций - материалы о традиционных рождественских праздниках в Казанском театре имени В.И. Качалова, о выставках церковной живописи, о кинофестивале «Золотой Минбар» (ХV) и др.
Проблемы религиозного экстремизма и распространения радикальных течений, скандал вокруг карикатур на пророка Мухаммеда обсуждаются в 10% публикаций об исламе в период 2002-2006 гг. Газета «Время и Деньги» убеждена, что «ислам как вера для страны никогда угрозы не представлял. То, что он в последние годы превратился в пугало - это следствие идеологической игры и невежества» (ХVI).
Таким образом, можно констатировать, что освещение православной темы в газете «Время и Деньги» ведется в духе не столько светской, сколько религиозно-нравственной журналистики. В текстах публикаций часто используются цитаты из Библии, присутствует проповедническо-дидактический тон (ХVII, ХVIII). Подход к освещению ислама иной. Здесь на первом месте стоит аналитика. В центре внимания - проблемы внутриконфессионального раскола и религиозного экстремизма, составляющие 39% публикаций об исламе за 20022009 гг.
Следует отметить, что материалы, так или иначе связанные с профилактикой религиозного экстремизма (разъясняющие суть радикальных течений в исламе, описывающие ход судебных дел, рассказывающие о мероприятиях по борьбе с миссионерской деятельностью запрещенных религиозных организаций «Хизб ут-Тахрир», «Исламский джамаат» и др.), присутствуют во всех исследуемых изданиях (ХК-ХХ^.
В газете «Вечерняя Казань» конфессиональным проблемам уделяется очень мало внимания. Так, в 2002-2006 гг. на страницах включенных в выборку 824 номеров газеты было опубликовано лишь 179 материалов по исследуемой теме: 60% из них связано с православием, 40% - с исламом. В последующие годы ситуация почти не меняется: в 2007-2008 гг. доля публикаций, посвященных православию, составила 55%, исламу - 45% (см. также табл. 1 и 2).
В опубликованных за исследуемый период шести интервью со священнослужителями предметом обсуждения стали вопросы сугубо материальные: проблемы восстановления культовых зданий и экономика жизнедеятельности церквей. Не характерны для «Вечерней Казани» и материалы очеркового вида, в которых рассказывается о жизни религиозных общин. Среди публикаций, попавших в выборку, есть лишь одна такая статья - о мужском монастыре Седмие-зерной пустыни (XXII). Теоретические материалы, портретные зарисовки, отклики и письма читателей, связанные с религиозной проблематикой, в издании отсутствуют. Слабо представлены в газете и аналитические жанры. Здесь можно выделить лишь несколько публикаций, связанных с вопросами введения православного образования в школу и долгой тяжбой православной общины, стремящейся вернуть колокольню Богоявленского храма, с муниципальными властями (XXIII).
Характерной чертой информационной политики «Вечерней Казани» является то, что большинство материалов направлено на снижение авторитета правительства и муниципальных властей. Для издания не характерны сдержанные и взвешенные публикации, проявляется тенденция преподносить многие события как сенсацию, привлекая к ним внимание общественности. Тема религии в этом плане не исключение. Многие проблемы религиозной жизни рассматриваются как повод для очередных нападок на власть (XXIV, XXV). Еще одна характерная черта газеты - подача информации в сниженно-бытовой форме, что свойственно массовой прессе. Например, серьезное сообщение о рассмотрении на собрании имамов вопроса о создании мусульманского кладбища публикуется под заголовком «На мусульманском кладбище запрещены подношения “жидкой” валютой»
(ХХVI). Тематическими лидерами газеты выступают проблемы взаимоотношений религиозных объединений и государства, реконструкции, строительства
и возвращения культовых зданий, рассказы о религиозных праздниках. Такие темы, как социальная работа религиозных объединений, участие религиозных деятелей христианства и ислама в политическом процессе, раскол и противостояние внутри конфессий, церковное искусство, вероучительные проблемы, взаимоотношения религии и светской культуры, составляют менее 1% в общем числе публикаций на религиозную тематику за весь исследуемый период.
Особое место занимают публикации, связанные с возвращением Казанской иконы Божьей Матери Папой Римским Иоанном-Павлом II, с вопросом о пер-воявленности этого образа и с возможным визитом Папы Римского Иоанна-Павла II на празднование 1000-летия Казани. Все материалы этой группы носят ярко выраженный характер противостояния муниципальным властям, инициирующим как возвращение иконы, так и визит католического первоиерарха
(XXVII).
Таким образом, газета «Вечерняя Казань» не имеет четко выраженной политики в освещении традиционных для Республики Татарстан конфессий, большинство материалов носят негативную окраску, сгущая краски и организуя поиск «противника». На страницах этого массового издания слабо представлены публикации, направленные на распространение нравственных и мировоззренческих принципов православия и ислама, а также на сохранение меж-конфессионального согласия.
Публикации, освещающие жизнь других религиозных конфессий и деноминаций, существующих в РТ, в анализируемых печатных изданиях занимают скромное место: их доля в период с 2002 г. по 2009 г. не превышает 9%. Информационным поводом для подготовки материалов о них в основном служат религиозные праздники и значимые внутриконфессиональные события (XXVIII-XXX).
Межконфессиональный диалог - это необходимая форма общения, лучший способ духовного обогащения, путь к спасению от кризисных проявлений, которые часто способствуют обострению проблем религиозного характера. Чтобы вести плодотворный диалог, представители разных культур и религиозных конфессий должны осознать необходимость соединения веры и знания, выработать способность к проявлению толерантности. «Толерантность» в религиозном контексте принято заменять словом «веротерпимость», но сегодня обсуждаются и другие, на наш взгляд, более конструктивные трактовки - «взаимоуважение», «готовность идти на контакт», «жизнь в согласии, без вражды» [12, с. 106, 108, 119].
Сегодня уверенно можно заявить, что стратегическая идея толерантности, межэтнического согласия, межкультурного и межконфессионального диалога полностью закрепилась в сознании не только казанцев, но и жителей всей республики, а это открывает широкие возможности для развития гражданского общества, что и продемонстрировали публикации в СМИ в рассматриваемый период. Анализируя материалы прессы, посвященные совместному участию священнослужителей и людей разного вероисповедания в ряде мероприятий, можно выделить актуализируемые сегодня направления сотрудничества конфессий: благотворительная деятельность, благоустройство города, духовная помощь больным, участие в работе научно-практических конференций, круглых
столов и др. Относительно новым мотивом, точнее, мотивом, который в период с 2007 г. по 2009 г. стал чаще использоваться при аргументации необходимости сотрудничества двух основных религиозных конфессий Татарстана, можно назвать решение значимых социальных проблем. Так, газетой «Вечерняя Казань» акцентируется значимость сотрудничества конфессий в борьбе с распространением наркотиков: «Как заметил отец Александр, в своем отношении к наркотикам мусульмане и православные занимают абсолютно одинаковую позицию неприятия:
- Наркотики порабощают человека, а Господь сотворил его свободным. Мы надеемся, что наши совместные действия, наш совместный призыв к верующим станет лишь первым шагом к решению проблемы» (XXXI).
Таким образом, пресса зафиксировала тот факт, что в Татарстане сложилась особая модель толерантности и межконфессионального диалога, ставшая примером для многих полиэтничных регионов не только России, но и мира (XXXII). Поддержка этой модели средствами массмедиа осуществляется и сегодня: «мы, жители многонациональной и поликонфессиональной республики, легко стряхнув с себя националистическую и шовинистическую шелуху девяностых годов вместе с теми, кто пытался навесить ее нам на уши, сохранили верность давним традициям дружественности и миролюбия. Культуру, в том числе и гражданскую, не купишь, ее народы зарабатывают веками, но если уж она есть, ее трудно порушить политикам-однодневкам. Где они теперь, те, кто на площадях призывал “уничтожать манкуртов”? О них мало кто вспоминает. А мы, их вечные оппоненты, - вот они, собираемся отмечать католическое Рождество, не разбирая, кто к какой конфессии принадлежит» (XXXIII).
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что, во-первых, религиозно ориентированная информация становится устойчивой частью содержания местных светских СМИ. Общим для всех изданий является актуализация прежде всего православного и мусульманского дискурсов, в целом представленных сбалансированно. Во-вторых, показатель частоты публикаций по религиозной проблематике в республиканской прессе выше всего в газете «Республика Татарстан», достигнут он главным образом за счет материалов информационного содержания, а не аналитических статей; в других газетах представлена схожая картина, однако тон публикаций менее строгий и официальный. Жанровый спектр материалов широк, но преобладают малые информационные жанры, меньше всего проблемно-аналитических материалов. В-третьих, анализ публицистических текстов исследуемых изданий не показал существенных изменений в тенденциях в освещении религиозной проблематики и межконфессионального взаимодействия в течение всего рассматриваемого периода. Образ традиционных религий раскрывается чаще всего с позитивной стороны (об этом, например, можно судить по характерным заголовкам статей) (XXXIV-XXXVII). В материалах республиканских газет явственно ощущается все более взвешенная позиция журналистов, являющаяся результатом реализации принципа толерантности. СМИ и журналистское сообщество Республики Татарстан стремятся к созданию условий для межконфессионального согласия и толерантного восприятия аудиторией чужих духовных ценностей, учитывая, что в поликонфес-сиональном этносе религия может выполнять и дезинтегрирующую функцию.
В целом республиканская пресса стремится к адекватному отражению сложившейся в республике ситуации, полагая, что информированность - лучший способ избежать распространения идей этнорелигиозной исключительности и межкон-фессионального противостояния.
Summary
L.G. Egorova. Representation of Religious Faiths and Interfaith Relations in Regional Printed Mass Media.
The article investigates the reflection of religious problems and interfaith relations in the regional printed mass media of the Republic of Tatarstan. Analyzing political editions the author comes to the conclusion that the religiously oriented information becomes a stable part of the content of the local mass media promoting interfaith dialogue and the formation of religious tolerance. All the editions are similar in actualization, first of all, of an Orthodox and Muslim discourse. The coverage of interfaith relations in the Tatarstan mass media depends strongly on the policy of local authorities.
Key words: interfaith relations, interfaith dialogue, religious problems in mass media, tolerance, regional press, the “Republic of Tatarstan” newspaper, the “Time and Money” newspaper, the “Evening Kazan” newspaper.
Источники
I. Федотов К. Конфликт, связанный с часовней, исчерпан // Республика Татарстан. -
2002. - 30 дек.
II. Миргазизов Р. Религия и медицина против наркотиков // Республика Татарстан. -
2002. - 17 дек.
III. Ксенофонтова И. Как восстанавливаются культовые объекты // Республика Татар-
стан. - 2005. - 6 янв.
IV. Набиев Р. Веротерпимость - это норма жизни // Республика Татарстан. - 2002. -
14 дек.
V. Мамаева Т. Ориентация на успех - панацея от депрессии // Время и Деньги. - 2002. -
10 окт.
VI. Мамаева Т. Долги наши // Время и Деньги. - 2006. - 8 февр.
VII. Новогодние вечера: от цыганских романсов до духовных песнопений // Вечерняя Казань. - 2008. - 20 дек.
VIII. Юдкевич М. Лешу приняли в новую семью // Вечерняя Казань. - 2009. - 2 сент.
IX. Мамаева Т. Труды и дни архимандрита Всеволода // Время и Деньги. - 2009. -
23 янв.
X. Мамаева Т. «Coca-cola» строит в Раифе // Время и Деньги. - 2008. - 5 авг.
XI. Мамаева Т. Православная община поможет ВИЧ-инфицированным // Время и
Деньги. - 2009. - 23 июня.
XII. Плотникова И. Больным прописали намаз и исповедь // Вечерняя Казань. - 2008. -17 окт.
XIII. Заговорили о нравственной экономике // Время и Деньги. - 2002. - 13 дек.
XIV. Сайганова С. Муфтий отчитывается // Время и Деньги. - 2005. - 2 авг.
XV. Мамаева Т. «Золотой Минбар»: проповедь гуманизма // Время и Деньги. - 2005. -13 сент.
XVI. Бухараев Р. Ислам в России. Есть ли история смертельной вражды? // Время и Деньги. - 2002. - 22 нояб.
XVII. Сайганова С. Врач от Бога // Время и Деньги. - 2004. - 15 дек.
XVIII. Мамаева Т. Владыка // Время и Деньги. - 2004. - 27 авг.
XIX. Сайганова С. Ваххабиты атакуют Татарстан. Идеологически // Время и Деньги. -
2003. - 22 янв.
XX. Алексеев Д. Такие миссионеры нам не нужны // Республика Татарстан. - 2007. -31 янв.
XXI. Мельник Е. Процесс процессом, а намаз по расписанию // Вечерняя Казань. -2007. - 27 февр.
XXII. Кадырова А. В краю северных орхидей разводят пчел и молятся Богу // Вечерняя Казань. - 2002. - 13 июля.
XXIII. Юхновская О. Кабинетная война, похоже, переходит в судебную битву // Вечерняя Казань. - 2002. - 22 нояб.
XXIV. Алтынова А. Судьбу Архиерейских дач решает суд // Вечерняя Казань. - 2009. -
23 сент.
XXV. Юдкевич М. Государство озаботилось изгнанием «мертвых душ» // Вечерняя Казань. - 2009. - 28 окт.
XXVI. На мусульманском кладбище запрещены подношения «жидкой» валютой // Вечерняя Казань. - 2002. - 9 авг.
XXVII. Вам нужен праздник «1000-летие Казани»? // Вечерняя Казань. - 2006. - 16 июня.
XXVIII. Талагаева М. Рождество - значит, конец четверти // Вечерняя Казань. - 2003. -
24 дек.
XXIX. Пейсах - праздник светлых надежд // Республика Татарстан. - 2006. - 13 апр.
XXX. Хасаев Р. Чудотворная копия Фатимской статуи Божией матери в Казани // Время и Деньги. - 2008. - 16 сент.
XXXI. Война с наркотиками на духовном фронте // Вечерняя Казань. - 2008. - 29 апр.
XXXII. Демина И. Комиссар назвал Татарстан лабораторией // Республика Татарстан. -2006. - 23 февр.
XXXIII. Сайганова С. Наше общее Рождество // Время и Деньги. - 2009. - 25 дек.
XXXIV. Кадырова А. Олжас Сулейменов: агрессия и религия несовместимы // Вечерняя Казань. - 2007. - 11 сент.
XXXV. Ислам - религия мира и созидания // Республика Татарстан. - 2002. - 29 янв.
XXXVI. Ксенофонтова И. Евреи ценят мир и согласие // Республика Татарстан. - 2002. -5 дек.
XXXVII. Партнерство культур и религий - основа развития человечества // Время и Деньги. - 2006. - 1 сент.
Литература
1. Шкондин М.В., Вычуб Г.С., Фролова Т.И. Проблематика СМИ: информационная повестка дня. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 316 с.
2. Морозов А. Вера в мире коммуникаций // Акценты: Новое в массовой коммуникации. - Воронеж, 2003. - Вып. 1-2. - С. 52-55.
3. Костикова Н.А. Конфессиональная журналистика: предмет и особенности деятельности // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире: Сб. материалов науч.-практ. конф. - М.: Фак. журналистики МГУ, 2005. - Ч. 2. - С. 212-213.
4. Семенова А.Л. Роль журналистики в диалоге науки и богословия // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - М., 2008. - С. 73-74.
5. Остерман Г. Филипп Тараторкин: «Мы создаем надконфессиональное издание». -иЯЬ: http://www.smi.ru/01/10/19/59808.html, свободный.
6. Чемикосова Т.А. Трансформация религии как социального института в постсоветской России: Автореф. дис. . канд. социол. наук. - Казань, 2007. - 27 с.
7. Республика Татарстан. Общество. Религия. - иКЬ: http://www.tatar.ru/
?ВМ8ГО=1154379а408633Шса66а6аЬ29ееШ&поае^=325, свободный.
8. Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. - М.: Ин-т социологии РАН, 2001. - 202 с.
9. Трегубова И. Как освещаются национальные и религиозные проблемы в Воронежской и Липецкой прессе // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. -М., 2002. - С. 126-135.
10. Сударкина Е.Ю. Религиозные конфессии: влияние прессы на формирование общественного мнения // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире: Сб. материалов науч.-практ. конф. - М.: Фак. журналистики МГУ, 2005. - Ч. 2. -С. 165-166.
11. Силакова Д.В. Религиозная проблематика в Курских печатных изданиях в 20042005 гг. // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве: Сб. материалов науч.-практ. конф. - М., 2005. - С. 283-285.
12. Ходжаева Е.А., Шумилова Е.А. Интерпретации идеи толерантности в православном и мусульманском дискурсах // «Другой» в пространстве коммуникации: Сб. науч. ст. / Сост. и ред. С.К. Шайхитдинова. - Казань, 2007. - С. 102-127.
Поступила в редакцию 25.08.10
Егорова Лилия Георгиевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Казанского (Приволжского) федерального университета.
E-mail: lge1964@yandex.ru