Научная статья на тему 'ТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА В ДЕТСКИХ ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «МАЯК»)'

ТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА В ДЕТСКИХ ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «МАЯК») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский журнал / научно-популярный журнал / контент / жанр / научно-познавательная журналистика / просветительская деятельность / популяризация науки / история журналистики / children’s magazine / popular science magazine / content / genre / scientific and educational journalism / educational activities / popularization of science / history of journalism

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марина Андреевна Городничева

Цель данного исследования – выявление тематических и жанровых особенностей научно-познавательного контента иллюстрированного детского журнала «Маяк» (1909–1918). Обзор современных исследований, посвященных истории журналистики, показывает, что дореволюционная периодика для детей и юношества остается малоизученной, особенно издания начала ХХ столетия. В ходе подготовки данной статьи выполнен подробный анализ содержания журнала «Маяк», что вносит вклад в изучение истории детской журнальной прессы и научно-популярной журналистики. Публикации познавательного характера составляли постоянную часть журнала, основные тематические направления: география, естествознание, технические науки и изобретения, история, лингвистика. Описания путешествий и природных явлений, флоры и фауны занимали значительное место на страницах издания, помогали развивать познавательную деятельность, бережное отношение к природе, социальную ответственность. Этнографические очерки и рассказы вызывали интерес к культуре разных стран и регионов, распространяли идеи интернационального братства, межкультурного диалога. В журнале публиковались жизнеописания выдающихся людей, очерки и беседы о различных явлениях и открытиях в областях естественных наук и технологий. Просветительская направленность определяла и формирование литературно-художественного отдела: реалистичные рассказы и повести перекликались с естественнонаучной и технической частью издания. Журнал способствовал активному восприятию действительности, отличался прагматизмом, многие публикации имели прикладной характер. Журнал уделял особое внимание наглядному сопровождению текстов, публикуя многочисленные иллюстрации. Активная просветительская работа, разнообразные темы и формы научно-популярных публикаций определяют заметное место журнала «Маяк» в системе детско-юношеской периодики начала ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEMATIC AND GENRE FEATURES OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CONTENT IN CHILDREN’S MAGAZINES OF THE EARLY 20TH CENTURY (ON THE EXAMPLE OF THE MAGAZINE «MAYAK»)

The purpose of this study is to identify the thematic and genre features of the scientific and educational content of the illustrated children’s magazine «Mayak» (1909–1918). A review of modern studies devoted to the history of journalism shows that pre-revolutionary periodicals for children and adolescents remain poorly studied, especially publications from the early twentieth century. In the course of preparing this article, a detailed analysis of the contents of the magazine «Mayak» was carried out, which contributes to the study of the history of children’s magazine press and popular science journalism. Educational publications were a permanent part of the magazine, the main thematic areas were geography, natural science, technical sciences and inventions, history and linguistics. Descriptions of travel and natural phenomena, flora and fauna occupied a significant place on the pages of the publication, helped to develop cognitive activity, careful attitude to nature, social responsibility. Ethnographic essays and stories aroused interest in the culture of different countries and regions, spread the ideas of international brotherhood and intercultural dialogue. The magazine published biographies of outstanding people, essays and discussions about various phenomena and discoveries in the fields of natural sciences and technology. The educational focus also determined the formation of the literary and artistic section: realistic stories and novellas echoed the natural science and technical parts of the publication. The magazine promoted an active perception of reality, was distinguished by pragmatism, and many publications were of an applied nature. The magazine paid special attention to visual accompaniment of texts, publishing many illustrations. Active educational work, various topics and forms of popular science publications determine the prominent place of the magazine «Mayak» in the system of children’s and youth periodicals of the early twentieth century.

Текст научной работы на тему «ТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА В ДЕТСКИХ ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «МАЯК»)»

ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ JOURNALISM HISTORY

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 3 (53). С. 82-90 elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2024;3(53): 82-90. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print).

Научная статья УДК 070.1: 82.4

DOI 10.47475/2070-0695-2024-53-3-82-90

ТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА В ДЕТСКИХ ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «МАЯК»)

Марина Андреевна Городничева

Московский международный университет, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0009-0009-7289-8853

Аннотация. Цель данного исследования - выявление тематических и жанровых особенностей научно-познавательного контента иллюстрированного детского журнала «Маяк» (1909-1918). Обзор современных исследований, посвященных истории журналистики, показывает, что дореволюционная периодика для детей и юношества остается малоизученной, особенно издания начала ХХ столетия. В ходе подготовки данной статьи выполнен подробный анализ содержания журнала «Маяк», что вносит вклад в изучение истории детской журнальной прессы и научно-популярной журналистики. Публикации познавательного характера составляли постоянную часть журнала, основные тематические направления: география, естествознание, технические науки и изобретения, история, лингвистика. Описания путешествий и природных явлений, флоры и фауны занимали значительное место на страницах издания, помогали развивать познавательную деятельность, бережное отношение к природе, социальную ответственность. Этнографические очерки и рассказы вызывали интерес к культуре разных стран и регионов, распространяли идеи интернационального братства, межкультурного диалога. В журнале публиковались жизнеописания выдающихся людей, очерки и беседы о различных явлениях и открытиях в областях естественных наук и технологий. Просветительская направленность определяла и формирование литературно-художественного отдела: реалистичные рассказы и повести перекликались с естественнонаучной и технической частью издания. Журнал способствовал активному восприятию действительности, отличался прагматизмом, многие публикации имели прикладной характер. Журнал уделял особое внимание наглядному сопровождению текстов, публикуя многочисленные иллюстрации. Активная просветительская работа, разнообразные темы и формы научно-популярных публикаций определяют заметное место журнала «Маяк» в системе детско-юношеской периодики начала ХХ века.

Ключевые слова: детский журнал, научно-популярный журнал, контент, жанр, научно-познавательная журналистика, просветительская деятельность, популяризация науки, история журналистики

Для цитирования: Городничева М. А. Тематические и жанровые особенности научно-познавательного контента в детских журналах начала XX века (на примере журнала «Маяк») // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 3 (53). С. 82-90. doi: 10.47475/2070-0695-2024-53-3-82-90

Original article

THEMATIC AND GENRE FEATURES OF SCIENTIFIC

AND EDUCATIONAL CONTENT IN CHILDREN'S MAGAZINES

OF THE EARLY 20TH CENTURY (ON THE EXAMPLE OF THE MAGAZINE «MAYAK») Marina A. Gorodnicheva

Moscow International University, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0009-0009-7289-8853

Abstract. The purpose of this study is to identify the thematic and genre features of the scientific and educational content of the illustrated children's magazine «Mayak» (1909-1918). A review of modern studies devoted to the history of journalism shows that pre-revolutionary periodicals for children and adolescents remain poorly studied, especially publications from the early twentieth century. In the course of preparing this article, a detailed analysis of the contents of the magazine «Mayak» was carried out, which contributes to the study of the history of children's magazine press and popular science journalism. Educational publications were a permanent part of the magazine, the main thematic areas were geography, natural science, technical sciences and inventions, history and linguistics. Descriptions of travel and natural phenomena, flora and fauna occupied a significant place on the pages of the publication, helped to develop cognitive activity, careful attitude to nature, social responsibility. Ethnographic essays and stories aroused interest in the culture of different countries and regions, spread the ideas of international brotherhood and intercultural dialogue. The magazine published biographies of outstanding people, essays and discussions about various phenomena and discoveries in the fields of natural sciences and technology. The educational focus also determined the formation of the literary and artistic section: realistic stories and novellas echoed the natural science and technical parts of the publication. The magazine promoted an active perception of reality, was distinguished by pragmatism, and many publications were of an applied nature. The magazine paid special attention to visual accompaniment of texts, publishing many illustrations. Active educational work, various topics and forms of popular science publications determine the prominent place of the magazine «Mayak» in the system of children's and youth periodicals of the early twentieth century.

Key words: children's magazine, popular science magazine, content, genre, scientific and educational journalism, educational activities, popularization of science, history of journalism.

For citation: Gorodnicheva M. A. (2024). Thematic and genre features of scientific and educational content in children's magazines of the early 20th century (on the example of the magazine «Mayak»). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 3(53): 82-90. (In Russ). doi: 10.47475/2070-0695-2024-53-3-82-90

Введение. В начале ХХ века выходило множество периодических изданий для детей и юношества, к числу наиболее популярных могут быть отнесены журналы «Задушевное слово», «Родник», «Игрушечка», «Светлячок», «Тропинка». Журналы были преимущественно литературно-художественного направления, помимо литературных произведений (беллетристики) могли включать познавательные статьи и очерки о науке, биографии известных людей, очерки и зарисовки о природе, а также развлекательные, игровые материалы (загадки, шутки, схемы творческих поделок и т. д.).

Иллюстрированный журнал «Маяк» (1909-1918 гг.) представляет собой замечательное явление в типологии дореволюционной прессы, в котором соединились черты литературного, научно-познавательного и прикладного издания для детской и юношеской аудитории.

В последнее десятилетие опубликован ряд научных статей о дореволюционной прессе для детей и юношества (Гайманова 2012, Капустина 2014, Корнилова 2011, Макаренко 2020 и др.), обширный пласт которой оставался недостаточно и односторонне изученным в советский период по известным идеологическим соображениям. В некоторых статьях подробно характеризуются типологические особенности, содержание таких журналов, как «Детское чтение для сердца и разума», «Растущий виноград», «Подснежник» (Струкова, Борисова 2021, Фатеева 2022, Черепнева 2020), затрагиваются вопросы развития детской литературы (Гордеева 2013, Лапшина 2019). В современных монографических исследованиях по истории детской периодики (Колесова 2014, Хеллман 2016) журналу «Маяк» посвящены отдельные страницы. Названное периодическое издание, безусловно, вызывает исследовательский интерес и нуждается в более тщательном изучении.

Теоретико-методологическую базу данной исследовательской работы составили монографии и научные статьи, посвященные вопросам исторического развития журналов для детей и юношества (Колесова 2014, Макаренко 2016, Божкова 2018 и др.) и типологическим особенностям научно-популярной журналистики (Колоев 2011, Литке 2014 и др.). Фактические данные и выводы по результатам исследования основаны на применении метода качественного анализа содержания публикаций периодических изданий, дополненного элементами статистического анализа. Источником эмпирического материала являются архивы журнала «Маяк» за 1909-1918 гг.

Тематические и жанровые особенности научно-познавательных публикаций журнала «Маяк»: результаты исследования

Иллюстрированный журнал «Маяк» выходил в Москве с ежемесячной периодичностью. Журнал выпускался под редакцией Ивана Ивановича Горбунова-Посадова, писателя и просветителя «толстовского» направления. И. И. Горбунов-Посадов с 1897 года являлся руководителем просветительского издательства «Посредник», наладил выпуск в его рамках новой серии книг «Библиотека для детей и юношества» (Колесова 2014: 106).

С середины XIX века отечественные детские журналы, как правило, придерживались возрастной градации (Корнилова 2011: 92). Однако «Маяк» стремился стать универсальным детским изданием: с самого первого года выпуска журнал содержал отдел «Для маленьких», с 1915г. появился соответствующий подзаголовок на обложке - «журнал для детей старшего и среднего возраста, с отделом для маленьких».

Журнал «Маяк» знаменует собой переход детской периодики от изданий типа «альманах», литературного сборника для чтения, к ежемесячному журналу с системой постоянных разделов и рубрик, злободневным

публицистическим звучанием, отражавшим состояние современной науки, общества.

Основные разделы журнала: «Повести и рассказы», «Стихотворения», «Биографические и путевые очерки», «Наблюдения природы», «Искусство», «Уход за растениями», «Ручной труд», «Научные развлечения».

Публикации научно-популярного, просветительского характера занимали постоянное и значительное место в журнале «Маяк», так как формирование у подрастающего поколения активной познавательной деятельности, реалистичной картины мира, основанной на современных научных представлениях, являлось важнейшей составляющей издательской концепции. «Маяк» отличался демократичностью, ориентировался не только на детей из высших сословий, но и на представителей менее обеспеченных слоев общества.

В отделе «Для маленьких» печатались, как правило, художественные произведения - небольшие рассказы, стихотворения. Научно-познавательные материалы, в том числе объемные очерки, размещались в основной части издания, предназначенной для детей среднего и старшего возраста.

Перед изложением результатов анализа необходимо пояснить принципы отбора эмпирического материала. Ряд теоретиков справедливо указывают на проблему разграничения понятий «научно-популярный» и «научно-познавательный» в журналистиковедческих исследованиях. Согласимся с мнением М. В. Литке о том, что понятие «научно-популярной» журналистики является более узким, чем понятия «научно-познавательная» или «познавательная» (Литке 2014: 60). Журнал «Маяк» не ограничивался популяризацией научных результатов, ставя перед собой более широкие просветительские, воспитательные и мировоззренческие задачи, поэтому считаем обоснованным употребление понятий «научно-познавательный» и «познавательный» как равнозначных для характеристики данного издания.

На основе сплошного качественного анализа контента журнала «Маяк» за 1909-1918 гг. выявлены тематический и жанровый состав научно-познавательных, в том числе научно-популярных, публикаций:

— естествознание (очерки, зарисовки, статьи, дневники наблюдений);

— география, общественные науки (путевые и этнографические очерки, обзоры);

— биографические очерки о замечательных ученых, общественных деятелях, врачах, писателях и др.;

— техника, изобретения (историко-биографические очерки, практикум с инструкциями и приложениями);

— логика, математика (занимательные задачи, головоломки);

— астрономия (очерки, статьи);

— физика, химия (лабораторный практикум, описание опытов);

— лингвистика (познавательные и методические материалы для изучения языков).

На примере подшивки журнала «Маяк» за 1909 год выполнены статистические подсчеты для определения доли научно-познавательных текстов в общем объеме публикаций журнала (см. таб. 1). Для тематического анализа выбраны материалы, отвечающие критериям «научно-познавательной» публикации, которая «исходит из принципов научного познания и опирается на результаты наук как достоверные, адекватные задачам объективного описания и познания мира на всех его уровнях, во всем его своеобразии связей и отношений» (Литке 2014: 60). Приложение к журналу, как правило, посвящено одной теме, текстовые материалы приложения в каждом номере рассматриваются как одна публикация. Подсчет количества иллюстраций позволяет сделать выводы об интенсивности использования наглядных средств в журнале.

Таблица 1

Анализ содержания журнала «Маяк», 1909 г.

Количество Общ. количество Доля науч.-позн. Общ. количество

№ журн. науч.-позн. публикаций публикаций иллюстраций

публикаций (с прилож.) (в%) (с прилож.)

1 5 13 40 107

2 5 11 50 60

3 5 9 60 93

4 4 8 50 48

5 6 11 50 53

6 4 10 40 34

7 6 10 60 68

8 5 12 40 64

9 6 10 60 64

10 5 13 40 78

11 6 11 50 75

12 4 12 30 39

Среднее 5,1 10,8 50 65

значение

В каждом выпуске журнала содержится 4-6 публикаций научно-познавательного характера, которые составляют примерно от трети до половины публикаций номера.

Следует отметить тяготение журнала к естественным и точным наукам, эмпирическому, конкретно-предметному освоению мира, тогда как гуманитарные дисциплины - история, филология, искусствоведение в научно-познавательном блоке были представлены ограниченно, при этом гуманитарное образование аудитории восполнялось в журнале обширной литературно-художественной частью. Художественно-эстетическому развитию читателей уделялось значительно меньше внимания, чем вопросам нравственности, социальной жизни и профессионального самоопределения. Тема искусства освещалась, как правило, в практическом аспекте, публикации носили ярко выраженный прикладной характер, например, рекомендательные статьи об инвентаре и подготовительных работах для занятий резьбой по дереву, о технике и приемах изобразительного творчества (Соломин Е. К. За работу - работы по дереву ножом // Маяк. 1909. № 1; Вальтер К. Как рисовать кистью // Маяк. 1910. № 10). В одной из статей доказывалась польза рисования для развития фантазии и наблюдательности, изучения географии и быта людей (Надо рисовать // Маяк. 1909. № 1).

Необходимо указать, что путевые и этнографические очерки в журнале выполняли не только задачи занимательного обучения географии и страноведения, но и - значительно шире - знакомства с различными культурами, нравственными и духовными ценностями, с социальными проблемами современного общества, то есть следует воспринимать их в контексте формирования гуманитарного знания и мировоззрения читателей в целом. Исследователи справедливо отмечают особую роль географии в формировании комплексного представления детей о планете и цивилизации (Кузьмин, Роготень 2019: 248).

Публикации естественнонаучной тематики составляли неотъемлемую часть журнала, буквально ни один выпуск не обходился без очерков натуралистов. Бережное, осознанное отношение к природе, гуманное обращение с людьми и животными являлись важнейшими принципами философии «толстовства», идеи которого распространялись журналом «Маяк». На протяжении 1909-1910 гг. выходил цикл ботанических статей «В саду и в комнате» Е. Ельмановой: доступно изложенные сведения о садовых и комнатных растениях сопровождались практическими советами по их разведению - как выбрать соответствующий инвентарь, подготовить растения к пересадке и т. д.

В очерках натуралистов были представлены результаты наблюдений за природой: спецификой ландшафта, климатическими изменениями, повадками животных (Лонг В. В поисках за Ваптонком Диким // Маяк. 1909. № 1; Лонг В. Летняя берлога Михаила Ивановича Топтыгина // Маяк. 1909. № 2). Например, в очерке «У воды» рассматривались особенности речной флоры и фауны (Кротков П. В. У воды // Маяк. 1909. № 7), в публикациях по материалам книг немецкого орнитолога Г. фон Берлепша «Как привлечь птиц в наши леса и сады» приводились описания птиц и рекомендации по привлечению в лес или сад пернатых, уничтожающих вредителей (Как привлечь птиц в наши леса и сады. По Берлепшу // Маяк. 1912. № 2).

Большинство очерков и рассказов натуралистов были переводными (писатели Англии, США), но публиковались и отечественные авторы. К примеру, природоведческий очерк «Однажды зимою» посвящен описанию жизни леса в зимний период, особенностям зимовки разных птиц и млекопитающих (Кротков П. В. Однажды зимою // Маяк. 1909. № 2). Публикация сопровождалась фотоиллюстрациями заснеженного леса и графическими рисунками животных - овсянка, выхухоль и др.

В очерках о природе активно использовались приемы художественного творчества - сравнения, метафоры, динамичные эпизоды с «действующими лицами». Природоведческие очерки тематически соотносились с рассказами о животных, чаще всего Ч. Робертса, Э. Сетона-Томпсона, допускавшими вымысел, с сюжетом, выстроенным по законам художественного произведения, диалогами и внутренними монологами героев, но при этом сохранявшими правдоподобие в описаниях природы, поведения животных, быта и типичных ситуаций в жизни людей.

Географические и страноведческие очерки знакомили аудиторию с особенностями природы, климата и культурными традициями, укладом жизни в разных регионах мира. Особый интерес представляли «экзотические» для российского читателя регионы - Северная и Южная Америка, Скандинавские страны и Арктика, Япония. Например, в 1909 году публиковался цикл путевых очерков «По Северной Америке» (Карпентер В. По Северной Америке // Маяк. 1909. №№ 1-12; Уайес Н. Индейский пастух // Маяк. 1909. № 5). Иногда размещались очерки о жизни в отдаленных регионах России (Лиданова Л. В Тобольске (Из поездки в Сибирь) // Маяк. 1909. № 8).

В некоторых очерках раскрывались подробности профессиональной деятельности и быта в экстремальных условиях: полярные исследования и морские плавания, работа в шахтах (К вечному льду южного полярного материка // Маяк. 1909. № 7; Шевяков Л. Под землю // Маяк. 1909. № 4). В публикациях прослеживалось влияние географических явлений, экологических катастроф на социальную жизнь (Землетрясение в Италии // Маяк. 1909. №№ 5-6). В 1912 году журнал откликнулся публикацией на всемирно известную катастрофу: драматичное повествование о крушении лайнера «Титаник»

сопровождалось познавательным рассказом об айсберге как природном явлении. Также представляет интерес статистическое описание и изображение «Титаника» в разрезе, иллюстрирующее грандиозность данного судна (Страхова Н. Гибель «Титаника» // Маяк. 1912. № 5).

К путевым очеркам примыкают художественные произведения, посвященные жизни детей разных народов (публиковались в разделе «Для маленьких»), в этих рассказах эмоционально-образная форма, сюжетное повествование с «живыми» сценками формировали у читателей представление о культурных традициях, мировоззрении и социальной жизни в различных странах (Пиккола. Рождественский праздник маленькой итальяночки // Маяк. 1909. № 12; Гассан - арабский мальчик // Маяк. 1909. № 9).

«Маяк» способствовал распространению идей всемирного братства и межкультурного диалога, ради чего приобщал аудиторию к изучению эсперанто как универсального языка (Кабанов Н. А. Самый легкий язык -Эсперанто // Маяк. 1910. № 10), в 1912 г. в журнале был организован специальный «Эсперантский отдел».

Научно-популярные материалы об астрономических явлениях относятся к числу наиболее интересных публикаций журнала. В выпусках №№ 6-11 1915 г. печатался большой цикл астрономических очерков «Солнце, луна и звезды» Агнесы Джиберне. Отдельные статьи и очерки по астрономии встречались и в другие годы (Затмение солнца // Маяк. 1912. № 5; Тахтарева А. Как узнали, из чего состоят солнце и звезды // Маяк. 1917. № 1). Увлекательному знакомству юной аудитории с устройством Вселенной, небесными телами и другими явлениями способствовал образный, эмоциональный язык публикаций, при этом тексты имели строгую фактическую основу, соответствовавшую уровню науки того времени.

Точность фактов, измерений, например, скорость и время обращения планет вокруг Солнца, дополняется сопоставлением величин, что помогает осмыслить числовые значения, терминология и статистика сочетаются с эмоциональными ремарками и образностью выражений, включением в текст метафор и эпитетов - вращение планеты «с бешеною скоростью» и т. д. Указывая скорость обращения Юпитера вокруг Солнца «12 верст в секунду», автор очерка поясняет, так как сама по себе абсолютная величина мало что говорит юному читателю: «...это будет в 500 раз скорее, чем скорость самого быстрого курьерского поезда» (Джиберне А. Солнце, луна и звезды // Маяк. 1915. № 11). Приводятся наглядные сравнения: диаметр планеты Меркурий - «меньше половины поперечника Земли», «на Меркурии сменяются 4 года в течение одного земного года», указывается абсолютная величина расстояния Юпитера от Солнца и сразу же «переводится» на понятный детям язык - «Солнце с Юпитера кажется в пять раз меньше, чем с Земли».

Активно используются различные приемы популяризации, которые являются привычными в современной журналистике, например, применение образных средств языка, употребление вопросительных и восклицательных предложений и др. (Викулова, Корнеева 2022: 105). Например, в журнале «Маяк» предлагается аналогия или мысленный эксперимент, чтобы вообразить размеры Солнца и планет и соотношение расстояний между ними; используются отсылки к прошлым публикациям на близкие темы (автор, упоминая о солнечных пятнах, отсылает к подробной статье на эту тему), что помогает системно усваивать знания. Вовлечению читателя способствуют риторические вопросы и восклицания, образные описания языков пламени и взрывов газов «оживляют» рассказ о солнечной активности (Джиберне А. Солнце, луна и звезды // Маяк. 1915. №№ 6-7).

В астрономических очерках используется специальная терминология, при этом термины применяются ограниченно, обязательно приводятся с пояснением: в публикации, рассказывающей о строении Солнца, - «фотосфера», «хромосфера», «протуберанцы», «солнечная корона» (Полное затмение солнца 8 августа 1914 г. По Джиберне, Святскому, Васнецову и др. // Маяк. 1914. № 7).

Цикл астрономических очерков А. Джиберне представлял жизнь различных небесных тел - планеты, туманности, кометы, звезды и другие астрономические явления. В заключительном очерке образные обобщения помогают систематизировать полученные знания, донести идею о всеобщей связи, единстве Вселенной и человека, возраст небесных тел сопоставлен с периодами человеческой жизни, Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца, как «маленькие ладьи, привязанные к большому кораблю, бегут вместе с кораблем по безграничному океану» (Джиберне А. Солнце, луна и звезды // Маяк. 1915. № 11). Тексты очерков сопровождались иллюстративным материалом, например в № 7 1915 г. рисунок показывал сравнительную величину планет, в № 6 1915 г. в качестве иллюстраций использованы фотографии из обсерватории (здание обсерватории, телескопы и т. д.) и черно-белые гравюры.

На страницах журнала появлялись сообщения о новейших научных открытиях и изобретениях (кинематограф, беспроволочная телеграфия, аэропланы и другие летательные аппараты), в производственных репортажах увлекательно описывалась работа часовой фабрики и мастерской или процесс создания кинофильма. Например, в публикации «Живая фотография. На кинематографической фабрике» от первого лица представлено посещение съемочной площадки, через наблюдения, диалоги и авторские ремарки преподносятся сведения об устройстве кинопавильона, оборудовании и реквизите, особенностях работы режиссера, актеров, гримеров, осветителей (Иеремия. Живая фотография. На кинематографической фабрике // Маяк. 1912. № 3). Словесная инкрустация делает текст живым и

образным - работники киноиндустрии кажутся «чародеями», а съемочные павильоны - «хрустальными дворцами», скрывающими чудесные тайны, некоторые из которых становятся доступными читателю -комбинированная съемка «подводных сцен» на фоне большого аквариума с морскими обитателями, изготовление «звездного неба» и других декораций и т. д.

К юбилейным датам в журнале «Маяк» готовились очерки-биографии о писателях реалистического направления (Л. Н. Толстой, В. М. Гаршин, Ч. Диккенс и др.), ученых, путешественниках. В разделе «Герои обыденной жизни» размещались биографические очерки И. И. Горбунова-Посадова о замечательных людях, подвижниках, самоотверженно выполняющих свой профессиональный и гражданский долг: «Доктор Правосуд» - дань памяти офтальмологу, который спас зрение многим пациентам; «Американец капитан Сельби и англичанин телеграфист Винс» - история о том, как благодаря выдержке капитана и «беспроволочному» телеграфу удалось спасти пассажиров терпящего бедствие судна, что способствовало популяризации беспроводной телеграфии и оснащению морских судов новым средством связи (Горбунов-Посадов И. И. Герои обыденной жизни // Маяк. 1909. № 4).

Приметы времени появлялись и в литературно-художественных произведениях: например, действие одного из рассказов происходит рядом с железнодорожной станцией, главный герой впервые попадает на «экскурсию» в скорый поезд (Джонстон А. Мисс Санта Клаус в скором поезде // Маяк. 1915. №№ 1-2); Рождественский дед сетует на то, что под влиянием технического прогресса взрослые и дети стали требовать совершенно другие подарки - велосипеды, автомобили, аэропланы, телефоны, фонографы, микроскопы и т. д. (Ломброзо П. Люди спорта и машин. Рождественская сказка // Маяк. 1915. № 1), а юноша, который по стечению обстоятельств встретил Рождество в пути на морском судне, передает родным поздравления с помощью беспроводного телеграфа (Герлеф Х. В Рождественскую ночь в домике беспроволочного телеграфа // Маяк. 1915. № 12).

Журнал поощрял развитие любознательности, изобретательских способностей и навыков ручного труда. В каждом выпуске выходила рубрика «Научные развлечения», в которой детям предлагалось решать математические и логические задачи, а иногда даже самостоятельно конструировать игрушки-головоломки (создание «индейской башни» в № 3, 1909). В журнале публиковались иллюстрированные описания физических и химических опытов, которые могли повторить самостоятельно старшие школьники, например, создание простейшего компаса, эксперименты с мыльным раствором, наэлектризованной бумагой (Наука и забава. Физические опыты и развлечения: приложение // Маяк. 1911. № 9), руководство по изготовлению домашнего термометра (Термометр: приложение // Маяк. 1909. № 11).

Особый интерес представляют приложения к журналу, в которых размещались подробные инструкции, схемы, чертежи для изготовления приборов и игрушек, руководства для наблюдения природы, организации столярных работ и т. д. Опираясь на иллюстрированные руководства, дети могли сконструировать, к примеру, барометр, лодку, модель аэроплана (Буланже П. Как построить лодку: приложение // Маяк. 1909. № 7; Как самому сделать стереоскоп: приложение // Маяк. 1911. № 3; Как переплетать книги: приложение // Маяк. 1912. № 3; Как самому сделать простые электрические приборы: приложение. Сост. Л. и Ж. Караваевы // Маяк. 1915. № 10).

Приложения нередко перекликались с публикациями основной части журнала. Например, в рубрике «По белу свету» был опубликован материал «Новое об аэропланах» о новейших усовершенствованиях летательных аппаратов изобретателями М. Н. Ефимовым и Луи Блерио, в приложении «Как сделать самому простые летательные аппараты» объяснялся принцип конструирования моделей аэропланов, в иллюстрациях приведены расчеты, изображения авиамоделей разных типов, чертежи (По белу свету. Новое в аэропланах // Маяк. 1914. № 1).

Оформлению журнала «Маяк» свойственна лаконичная стилистика: ограниченное использование цвета на обложке, черно-белые изображения и минимальное количество декоративных элементов. В начале ХХ века цвет в оформлении детской периодики, как подтверждают исследователи Е. Ю. Макаренко и В. В. Корнилова, применялся нечасто (Макаренко 2016: 72, Корнилова 2011: 95). На обложке размещался вертикальный рисунок: монохромное изображение маяка и причалившего к нему человека в лодке, спасающегося от шторма. Рисунок был оттенен цветными элементами - название, год издания и рамка контрастного сигнально-оранжевого оттенка, содержание разделов представлено справа от рисунка.

Особое внимание уделялось форме изложения материала, «Маяк» придавал большое значение иллюстрациям: «наглядность представляет особую важность в детском образовании и усиливает детский интерес» (Новый иллюстрированный детский журнал «Маяк»: плакат // Реестр книжных памятников, https://knpam.rusneb.ru/kp/item17650). Активная визуализация, наглядная подача познавательного материала сближает «Маяк» с традициями известного детского издания рубежа Х1Х-ХХ вв. «Задушевное слово» (Крылов 2024: 19). Количество иллюстраций в каждом выпуске журнала «Маяк» было внушительным -в среднем 45-60 иллюстраций, включая приложения (объем каждого номера - свыше 100 страниц). Однако обеспечить достаточный объем иллюстраций для каждой публикации было сложно, допустим, в

статье «Надо рисовать» нет ни одного рисунка, хотя предмет обсуждения предполагает использование изобразительного материала (Надо рисовать. По Аугсбургу и Тэдду // Маяк. 1909. № 1). Распределение иллюстраций было неравномерным, например, в одном выпуске количество изображений составляло чуть более 30, в другом - превышало 100 (см. таб. 1).

Художественное оформление журнала имело эклектичный характер, что свойственно детской периодике второй половины XIX - начала ХХ веков (Корнилова 2011: 94). Реалистичные иллюстрации, выполненные в технике акварели или графики, сопровождали литературно-художественные произведения, тогда как фотографии и простейшая инфографика (схемы, чертежи) появлялись главным образом в путевых очерках, материалах о научных изобретениях и производстве.

С изданием сотрудничали малоизвестные художники, иногда размещались рисунки без подписи авторов, преобладали иллюстрации дидактического характера, в том числе ботаническая и анималистическая иллюстрация. Исключением можно считать графические работы Е. М. Бем (портреты детей, жанровые зарисовки), известной художницы, иллюстрировавшей детские журналы и книги.

В 1916-1918 гг. журнал «Маяк» испытывал экономические трудности (Хеллман 2016: 251), идеологически он был чужд новой власти, как многие периодические издания «буржуазного» толка, и прекратил свое существование осенью 1918 г., став частью истории дореволюционной журналистики.

Заключение

Содержательный анализ журнала «Маяк» указывает на то, что издание выполняло важные просветительские и социализирующие функции, способствуя воспитанию гармоничной личности.

Являясь носителем передовых педагогических идей, «Маяк» избегал абстрактного, отстраненного, умильно-идеализирующего взгляда на действительность, старался не допускать поверхностной развлекательности и эскапизма, нередко свойственных детской прессе, побуждал к активному познанию и практической деятельности, уделяя большое внимание не только развитию интеллекта, эрудиции, но и формированию нравственных ценностей, социальной эмпатии.

Тема природы являлась постоянной в журнале, в каждом номере публиковались природоведческие очерки и зарисовки или рекомендательные статьи по организации метеорологических наблюдений, изучению повадок птиц и насекомых и др.

Журнал «Маяк» пытался просвещать аудиторию в занимательном ключе, публикуя также игровые материалы (головоломки, ребусы, шарады), описание научных опытов, в каждом выпуске содержались интересные приложения, направленные на развитие творческих, конструкторских способностей -как переплетать книги, как сделать фотографический фотоаппарат и т. д. В целом развлекательные, юмористические материалы были нехарактерны для издания, преобладал серьезный, иногда нравоучительный тон публикаций.

Гуманистическая миссия журнала «Маяк» выражается в формировании у молодого поколения экологического мышления, широкого культурного и технического кругозора, дружественного отношения к разным народам и культурам. У читателя воспитывалось представление о ценности человеческой личности и «всего живого», сострадательное внимание к социальным проблемам общества, гражданская ответственность.

Детские журналы являются ценным источником представлений о детстве, образовательной среде и состоянии педагогической науки в определенную эпоху (Кравченко 2021: 143, Родигина 2019: 73). Изучение исторического опыта научной популяризации и просветительской работы в детской и юношеской прессе важно для преодоления кризисных явлений в современной журналистике. В связи с чем иллюстрированный журнал «Маяк» с ярко выраженной гуманистической направленностью и разнообразным познавательным контентом требует более внимательного исследования.

Список источников

Божкова А. И. Эволюция представлений о научно-познавательной литературе для детей в дореволюционной России и СССР // Культурная жизнь Юга России. 2018. № 2. С. 120-125.

Викулова Л. Г., Корнеева В. А. Языковые средства популяризации актуальных научных знаний (на материале журнала «Коммерсантъ Наука») // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2022. № 4. С. 102-117.

Гайманова Е. В. Дореволюционные журналы для детей и юношества как средство инкультурации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 1. С. 88-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гордеева Е. Ю. Детская литература в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. (по материалам «Известий книжных магазинов Товарищества М. О. Вольф») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №4. С. 207-213.

Капустина Г. Л. Детская периодика: исторический, функционально-типологический и содержательный аспект // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 99-105.

Колесова Л. Н. Детские журналы России (1785-1917) : учеб.-метод. комплект. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2014. 260 с.

Колоев А. С. Типологические особенности научно-просветительской прессы для детей и подростков // Наука и современность. 2011. № 14. С. 15-19.

Корнилова В. В. Детские иллюстрированные журналы Санкт-Петербурга XIX в. // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2011. № 4. С. 82-96.

Кравченко Е. В. Конструирование детства в России конца XIX - начала XX вв.: от теории к изучению дискурсивных практик (на примере детской периодической прессы для среднего и старшего возраста) // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 10. С. 143-146.

Крылов Г. Е. Наглядность в журнале «Задушевное слово» издательства М. О. Вольфа // #Ученичество. 2024. Вып. 1. С. 18-26.

Кузьмин В. Л., Роготень Н. Н. Детские художественные и научно-популярные произведения: опыт популяризации географических знаний // Комплексные исследования детства. 2019. Т. 1, № 3. С. 246-254.

Лапшина Г. С. Журнал «Библиограф» Н. М. Лисовского и литература для детей // Меди@льманах. 2019. № 2. С. 89-102.

Литке М. В. Научно-популярные и научно-познавательные журналы: проблема типологической классификации // Журналистский ежегодник. 2014. № 3. С. 59-65.

Макаренко Е. Ю. Детский иллюстрированный журнал: контент-стратегии и технологии // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26, № 1. С. 60-73.

Макаренко Е. Ю. Дореволюционные детские журналы: типология и дизайн // Альманах современной науки и образования. 2016. № 3. С. 67-73.

Родигина Н. Н. Журнал «Задушевное слово» как актор образовательного пространства Российской империи второй половины XIX - начала XX в. // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 73-84.

Струкова Т. В., Борисова О. О. «Детское чтение для сердца и разума» и «Растущий виноград» - первые периодические издания для детей и юношества в России // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 2. С. 109-114.

Фатеева М. С. «Подснежник. Журнал для детского и юношеского возрастов» (Санкт-Петербург, 18581862). Роспись содержания // Литературный факт. 2022. № 4. С. 248-277.

Хеллман Б. Сказка и быль. История русской детской литературы: монография. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 560 с.

Черепнева Л. М. Первый российский журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» и его работа с аудиторией // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2020. № 3. С. 100-118.

References

Bozhkova, A. I. (2018). Evolyutsiya predstavleniy o nauchno-poznavatel'noy literature dlya detey v dorevolyutsionnoy Rossii i SSSR [Evolution of representations about scientific and cognitive literature for children in pre-revolutionary Russia and the USSR]. Kul'turnayazhizn'YugaRossii, 2, 120-125. (In Russ.).

Vikulova, L. G., Korneeva, V. A. (2022). Yazykovye sredstva populyarizatsii aktual'nykh nauchnykh znaniy (na materiale zhurnala «Kommersant" Nauka») [Language means of promoting relevant scientific knowledge (based on «Kommersant Nauka» journal)]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Teoriya yazyka. Yazykovoe obrazovanie, 4, 102-117. (In Russ.).

Gaymanova, E. V. (2012). Dorevolyutsionnye zhurnaly dlya detey i yunoshestva kak sredstvo inkul'turatsii [Pre-revolutionary magazines for children and youth as a means of inculturation]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 1, 88-92. (In Russ.).

Gordeeva, E. Yu. (2013). Detskaya literatura v Rossii na rubezhe XIX-XX vv. (po materialam «Izvestiy knizhnykh magazinov Tovarishchestva M. O. Vol'f») [The literature for children in Russia at the turn of the 19 th-20 th centuries (based on the materials of the bulletin of M. O. Wolf's association of bookstores]. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 4, 207-213. (In Russ.).

Kapustina, G. L. (2014). Detskaya periodika: istoricheskiy, funktsional'no-tipologicheskiy i soderzhatel'nyy aspect [Children's periodicals: historical, typological and functional aspects and substantive aspects]. VestnikTambovskogouniversiteta. Ser. Gumanitarnye nauki, 1, 99-105. (In Russ.).

Kolesova, L. N. (2014). Detskie zhurnaly Rossii (1785-1917) [Children's magazines of Russia (1785-1917)]. Petrozavodsk: Publishing house of PetrSU, 260 p. (In Russ.).

Koloev, A. S. (2011). Tipologicheskie osobennosti nauchno-prosvetitel'skoy pressy dlya detey i podrostkov [Typological features of scientific and educational press for children and adolescents]. Nauka i sovremennost', 14, 15-19. (In Russ.).

Kornilova, V. V. (2011). Detskie illyustrirovannye zhurnaly Sankt-Peterburga XIX v. [St. Petersburg's illustrated magazines for children in 19 th century]. VestnikSankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury, 4, 82-96. (In Russ.).

Kravchenko, E. V. (2021). Konstruirovanie detstva v Rossii kontsa XIX - nachala XX vv.: ot teorii k izucheniyu diskursivnykh praktik (na primere detskoy periodicheskoy pressy dlya srednego i starshego vozrasta) [Designing childhood in Russia in the late XIX - early XX centuries: from theory to the study of discursive practices (on the example of children's periodical press for middle and older age)]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal, T. 10, 10, 143-146. (In Russ.).

Krylov, G. E. (2024). Naglyadnost' v zhurnale «Zadushevnoe slovo» izdatel'stva M. O. Vol'fa [Visibility in the magazine

«Zadushevnoe slovo» by Wolf Publishing house]. #Uchenichestvo, 1, 18-26. (In Russ.).

Kuz'min, V. L. & Rogoten', N. N. (2019). Detskie khudozhestvennye i nauchno-populyarnye proizvedeniya: opyt populyarizatsii geograficheskikh znaniy [Fiction and non-fiction for children: the experience in popularizing geographical knowledge]. Kompleksnye issledovaniya detstva, T. 1, 3. 246-254. (In Russ.).

Lapshina, G. S. (2019). Zhurnal «Bibliograf» N. M. Lisovskogo i literatura dlya detey [N. M. Lisovsky's magazine «Bibliographer» and children's literature]. Medi@l'manakh, 2, 89-102. (In Russ.).

Litke, M. V. (2014). Nauchno-populyarnye i nauchno-poznavatel'nye zhurnaly: problema tipologicheskoy klassifikatsii [Popular science magazines and magazines of the science-based knowledge: problem of typological classification]. Zhurnalistskiy ezhegodnik, 3, 59-65. (In Russ.).

Makarenko, E. Yu. (2020). Detskiy illyustrirovannyy zhurnal: kontent-strategii i tekhnologii [Children's illustrated magazine: content strategies and technologies]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. T. 26, 1, 60-73. (In Russ.).

Makarenko, E. Yu. (2016). Dorevolyutsionnye detskie zhurnaly: tipologiya i dizayn [Pre-revolutionary children's magazines: typology and design]. Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya, 3, 67-73. (In Russ.).

Rodigina, N. N. (2019). Zhurnal «Zadushevnoe slovo» kak aktor obrazovatel'nogo prostranstva Rossiyskoy imperii vtoroy poloviny XIX - nachala XX v. [The magazine «Zadushevnoe slovo» as the actor of the educational space of the Russian Empire in the second half of XIX - early XX century]. Sibirskiypedagogicheskiy zhurnal, 2, 73-84. (In Russ.).

Strukova, T. V. & Borisova, O. O. (2021). «Detskoe chtenie dlya serdtsa i razuma» i «Rastushchiy vinograd» - pervye periodicheskie izdaniya dlya detey i yunoshestva v Rossii [«Children's reading for the heart and mind» and «Growing grapes» - the first periodicals for children and youth in Russia]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2. 109-114. (In Russ.).

Fateeva, M. S. (2022). «Podsnezhnik. Zhurnal dlya detskogo i yunosheskogo vozrastov» (Sankt-Peterburg, 1858-1862). Rospis' soderzhaniya [«Podsnezhnik. Children and youth magazine» (St. Petersburg, 1858-1862). Table of contents]. Literaturnyy fakt, 4. 248-277. (In Russ.).

Khellman, B. (2016). Skazka i byl'. Istoriya russkoy detskoy literatury [Fairy tales and True stories. The history of Russian literature for children]. Moscow: New Literary Review, 560 p. (In Russ.).

Cherepneva, L. M. (2020). Pervyy rossiyskiy zhurnal dlya detey «Detskoe chtenie dlya serdtsa i razuma» i ego rabota s auditoriey [The first Russian children's magazine «Children's reading for the heart and mind» and its work with the audience]. VestnikMoskovskogo universiteta. Ser 10. Zhurnalistika, 3, 100-118. (In Russ.).

Информация об авторе

М. А. Городничева - кандидат филологических наук, доцент кафедры общегуманитарных наук и массовых коммуникаций

Information about the author

Marina A. Gorodnicheva - candidate of Philology Sciences, Associate Professor of the Department of General Humanities and Mass Communications

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.08.2024; одобрена после рецензирования 17.09.2024; принята к публикации 03.10.2024.

The article was submitted 28.08.2024; approved after reviewing 17.09.2024; accepted for publication 03.10.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.