УДК: 070 ББК: 76.02
Макаренко Е.Ю.
ДЕТСКИЕ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ ЖУРНАЛЫ В УСЛОВИЯХ ПОСТСОВЕТСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Makarenko E. Yu.
CHILDREN'S ILLUSTRATED MAGAZINES IN THE CONDITIONS OF POST-SOVIET TRANSFORMATION
Ключевые слова: детский журнал, первые иллюстрированные издания для детей, этапы становления детских журналов, развитие детской журналистики, эволюция типологической структуры, трансформация медиасреды, структурный метод исследования, постсоветская трансформация, периодизация.
Keywords: children’s magazine, the first illustrated editions for children, the stages of the formation of children’s magazines, the development of children’s journalism, the evolution of the typological structure, the transformation of the media environment, the structural method of research, the post-Soviet transformation, the periodization.
Аннотация: актуальность исследования российских детских иллюстрированных журналов на различных этапах становления и развития обусловлена эволюцией их типологической структуры в условиях трансформации медиасреды. Первым отечественным детским журналом является «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789). Данное издание способствовало созданию российской детской журналистики и сформировало основу творческой деятельности многочисленных последователей, которыми являются даже современные отечественные детские журналы.
Целью нашего исследования является изучение эволюции типологической структуры российских детских иллюстрированных журналов в контексте современных процессов трансформации медиасреды. Цель определила задачи работы: изучение эмпирического материала по данной теме, представляющего собой многочисленные детские издания, относящиеся к разным историческим периодам, формирование соответствующих проведенному исследованию этапов развития детской периодики, рассмотрение контента и типологических характеристик детской периодики, реализация комплексного подхода в работе с важнейшими аспектамироссийских детских журналов в процессе трансформации медиареальности.
Основу методологии исследования составляет структурный подход, модернизациями которого являются структурно-функциональный, структурно-типологический, системносинергетический подходы, а также метод линейной регрессии. Проблематика в гносеологическом контексте обусловлена значением комплексного подхода к изучению типологической структуры российских детских иллюстрированных журналов. Онтологическое противоречие предполагает несоответствие актуальности тематики и степени исследованности различных аспектов отечественной детской журналистики.
В процессе становления и развития детские журналы сформировались как особый тип издания различный по предметно-тематической, идеологической, политической, педагогической, коммерческой направленности, с разнообразием присущей им целевой, содержательной и оформительской дифференциации и стали доступны широкому кругу читателей. Медиаконтент преимущественно включает беллетристику, публицистику, научно-популярные, социальнополитические, развлекательные и рекламные материалы. Теоретическое обоснование методологии исследования реализуется посредством общенаучного структурного метода, способствующего изучению эволюции российских детских иллюстрированных журналов, что позволило сделать вывод о процессе трансформации их типологической структуры и медиасреды в целом.
Abstract: the relevance of the study of Russian children’s illustrated magazines at important
stages of the formation and development is due to the evolution of their typological structure in the context of media environment transformation. The first Russian children’s magazine is «Children’s Reading for the Heart and Mind» (1785-1789). This publication has caused the appearance of the formation of children’s journalism and the emergence of numerous followers, which are even modern Russian children’s magazines.
The purpose of our research is to study the evolution of the typological structure of Russian children’s illustrated magazines in the context of media area transformation. The purpose defined the tasks of the work: the study of empirical material on the theme, which represents numerous Russian children’s illustrated magazines, published in different periods; the development ofperiodiza-tion, corresponding to the conducted research; attention to the content and typological characteristics of children’s periodicals; a comprehensive review of Russian children’s magazines, with the most important aspects in the context of the processes of transformation of media reality.
The basis of the methodology is a structural method, the modernization of which is structural-functional, structural-typological and system-synergetic approaches, including the linear regression method. Problems in the gnoseological context are due to the importance of an integrated approach to the study of the typological structure of Russian children’s illustrated magazines. Ontological contradiction presupposes a discrepancy between the relevance of the subject matter and the degree of research into the aspects of Russian children’s journalism.
In the process of formation and development, children’s illustrated magazines became available not only to the materially provided people, but to a much wider range of readers. Children’s editions were formed as a type of periodical, differing from the point of view of subjects, ideological, political, pedagogical, educational and commercial tasks, as well as magazines differentiated by purpose, content, features of decoration, etc. The media content of most children’s periodicals includes polite letters, journalism, popular science, socio-political, entertaining and promotional materials. The theoretical substantiation of the research methodology is realized through a general scientific structural method that facilitates the study of the evolution of Russian children’s illustrated magazines, which allowed to draw a conclusion about the process of transformation of their typological structure and the media environment.
Обзор литературы
Отечественная детская журналистика исследована в работах П. Засодимского1, И. Феоктистова , Н.В. Чехова , М. Бекетовой1 2 3 4, В. Гофман5, А.П. Бабушкиной6 7 *, Н.В. Ильиной , М.И. Холмова , И.А. Руден-
1 Засодимский П. Очерк истории детской журналистики в России // Педагогический листок. -1878. - № 3-4 - С. 163-219.
2 Феоктистов И. Из истории детской журналистики в России // Воспитание и обучение. 1887. № 45 - С. 77-83, С. 118-121.
3 Чехов Н.В. Детская литература - М.: Изд-во «Польза» В. Антикъ и Ко., 1909. - С. 59-82.
4 Бекетова М. Очерк истории русской детской журналистики (1785-1855 гг.) // Материалы по истории русской детской литературы (1750-1855) / под ред. А. К. Покровской и Н. В. Чехова, Вып. 1. - М.: Издание ИМВР, 1927. -310 с.
5 Гофман В. Старое и новое в детских журналах // Детская литература: критический сборник / под ред. А.В. Луначарского. - М.: Л.: ГИХЛ, 1931. - С. 182-208.
6 Бабушкина А.П. История русской детской литературы.- М.: Учпедгиз, 1948.- 480 с.
7 Ильина Н.В. Из истории детских журналов
20-30-х годов // Вопросы детской литературы. 1957
год. - М.: Детгиз, 1958. - С. 24-61.
ко9 *, М.И. Алексеевой10, Л.Н. Колесовой11, О.А. Петровой , Н.Л. Кулаковой . Актуальная информация по теме доступна благодаря материалам крупнейших библиотек
8 Холмов М.И. Становление советской журналистики для детей. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. - 209 с.
9 Руденко И.А. Детская и юношеская пресса // Типология периодической печати / под ред. М.В. Шкон-дина и Л.Л. Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2009. -С. 188-203. - 238 с.
10 Алексеева М.И. Советские детские журналы 20-х годов / под ред. А.В. Западова. - М.: Изд-во МГУ, 1982.- 132 с.
11 Колесова Л.Н. Детские журналы России (1785-1917): учеб.-метод. комплект; Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. - 260 с.
Колесова Л.Н. Детские журналы России (19172000): учеб.-метод. комплект; Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015. - 315 с.
12 Петрова О.А. Детская журналистика: учеб.-метод. пособие для студентов специальности «Журналистика». - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унта, 2007. - 104 с.
13 Кулакова Л.Н. Детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдингов.: автореферат дис. канд. филол наук. - Екатеринбург, 2017. - С. 9.
России (Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Российская государственная детская библиотека и т.д.).
Зарубежные специалисты (Линдквист1, Б. Хайнцерлинг1 2, С. Джонс, П. Грегори, Л. Кервин3, Г. Ковбюрна, А. Боксер4, С. Джонс, Н. Мэннино, Д. Грин5, С. Джонс, А. Рейд6 7 8) преимущественно уделяют внимание исследованиям рекламы и маркетинга в контексте детских изданий.
Теоретическая значимость характеризуется наличием материалов, посвящённых малоизученным детским иллюстрированным журналам, появившиеся в результате работы новые сведения способствуют формированию цельной картины в контексте существующих концепций. Практическая значимость работы предполагает использование результатов исследования в научнообразовательном процессе. Преемственность исследовательских традиций определяется наличием различных отечественных и зарубежных публикаций, направленных на изучение отдельных аспектов темы статьи. Научная новизна состоит в использовании комплексного подхода к изучению эволюции типологической структуры российских детских иллюстрированных журналов в условиях трансформации медиасреды с привлечением обширного эмпирического материала.
1 Lindquist J.D., Children’s Attitudes Toward Advertising On Television and Radio and in Children’s Magazines and Comic Books. Advances in Consumer Research, (W.L. Wilkie, ed.), 1978, pp. 407-412.
2 Heinzerling B.A review of advertisements in children’s magazines. The journal of consumer education, vol.10, 1992. pp.32-37.
3 Jones S.C., Gregory P. and Kervin L. Branded food references in children’s magazines: “advertisements” are the tip of the iceberg. Pediatric Obesity, 2012, 7, pp. 220-229.
4 Cowburn G., Boxer A. Magazines for children and young people and the links to Internet food marketing: a review of the extent and type of food advertising. Public Health Nutrition, 2007, 10, pp.1024-1031.
5 Jones S.C., Mannino N. and Green J. “Like me, want me, buy me, eat me”: relationship-building marketing communications in children’s magazines. Public Health Nutrition, 2010, 13 (12), pp. 2111-2118.
6 Jones, S.C., Reid A. Children’s magazines: reading resources or food marketing tools?. Public Health Nutrition, 2010, 13 (3), pp. 393-399.
Досоветские и советские детские издания
История отечественной детской журналистики начинается с появления первого журнала для подрастающего поколения «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789) известного издателя Н.И. Новикова. Журнал оказал значительное влияние на развитие детской литературы и журналистики, он соответствовал педагогическим, просветительским и демократическим тенденциям, включал не только произведения художественной литературы, но и публицистику, научно-познавательные и развлекательные материалы, которые неизменно отличались многожанровостью и политема-тичностью. Не менее значимым событием в истории детской журналистики является появление первого отечественного иллюстрированного журнала под названием «Журнал для детей или Приятное и полезное чтение для образования ума и сердца: с картинками7» (1813-18158). Отдельно отметим значение формирования типологической структуры в зависимости от гендерных характеристик целевой аудитории, которое начало складываться в 40-е годы XIX века благодаря А. О. Ишимовой и её журналам для девочек «Звёздочка» (18421863), «Лучи» (1850-1860).
Вторая половина XIX и начало ХХ века традиционно считается периодом расцвета отечественной детской журналистики. Постепенно появляются детские журналы, которым присущи различия не только с точки зрения возраста, но и в общественнополитическом, педагогическом, эстетическом, тематическом контексте. Однако в первую очередь следует рассмотреть один из самых популярных журналов этого времени - «Задушевное слово» (1877-1918) М.О. Вольфа. «Почтовый ящик» «Задушевного слова» являлся, безусловно, новаторским для своего времени начинанием и представлял собой особую форму взаимо-
7 Осипов А. Старые детские журналы и альманах // Родник. 1908. №5. С. 209-210.
8 Журнал выходил в 1813 СПб, ежемесячно, в 1815 было выпущено второе издание. Даты по: Во-логина Е.В. Становление детской периодики в России: трансформация издательской модели: Автореф. дис. к. филол. наук / Краснодар, Кубанский государственный университет. - Краснодар, 2011. - 26 с.
действия редакции с читателями. Диаметрально противоположным развлекательной направленности «Задушевного слова» является журнал педагогов «Детское чтение» (1869-1918), который стал последователем традиций, сформированных благодаря его знаменитому предшественнику «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789) Н.И. Новикова. В то же время выходили журналы, дифференцированные согласно возрастным особенностям читателей «Светлячок» (1902-1918) и «Игрушечка» (1880-1912), они являлись специальными малышовыми изданиями. Журнал символистов «Тропинка» (1906-1912) находился на рубеже малышового и младшего подросткового возраста, а «Маяк» (1909-1918), как издание толстовского направления, был адресован детям среднего и старшего возрас-та1. Необычным и знаковым явлением для детской журналистики стало появление журнала нового типа «Галчонок» (19111913). По словам А. Радакова: «Тип журнала мне самому был неясен; ясно было только то, что надо было создать что-то совершенно противоположное всем этим «Задушевным словам», «Тропиночкам», «Светлячкам» и т.д., выходившим в то время»1 2.
В результате проведённого исследования можно сделать выводы, что досоветские журналы имели визуальное сходство с книгами и газетами, так как особенности журнальной формы находились в процессе становления. Взаимосвязь типа издания и его оформления - не ярко выражена, однако материалы для маленьких детей содержат больше иллюстраций, а текст набран более крупным кеглем. Содержание для детей разного возраста также отличается по степени доступности, краткости и форме изложения. Особого внимания заслуживает взаимодействие редакции с юными читателями посредством переписки и внимание к пожеланиям и рекомендациям целевой аудитории. В целом количество детских периодических изданий в досоветский период значительно возросло, и сама журнальная фор-
1 Зеленко Анна и Александр. В гостях у Се-тон-Томпсона и его зверушек // Маяк. - 1913. -№ 1. -С. 55-79.
2 Радаков А. Как делался «Галчонок» // Детская литература. 1940. - №8. - С. 23-30.
ма активно развивалась. Сформировалась не только возрастная, но и гендерная направленность как отдельных материалов или приложений, так и самих изданий. Журналы для девочек включают, помимо контента общей направленности, узоры для вышивания, что указывает на их гендерную ориентированность. Важно отметить, что в основном детские журналы были доступны представителям обеспеченных слоёв населения, потому ориентировались на их интересы. Издания можно дифференцировать с точки зрения тематики, идейных, педагогических, просветительских характеристик, целевого назначения, коммерческих задач, особенностей художественного оформления и т.д. Основу содержания неизменно составляли беллетристика, публицистика, научно-популярные статьи и различные материалы развлекательной и юмористической направленности. В том числе читателей привлекали многочисленные «премии», конкурсы и подарки. Появились первые произведения в формате «с продолжением», которые публиковались частями с целью вызвать интерес читателей, покупающих в результате следующий номер. На страницах журналов размещались прообразы современных комиксов, которые впоследствии составят основу детского журнального контента.
Изменения общественно-политического характера советского периода оказали существенное влияние на детскую литературу и журналистику. Дифференциация изданий не только возрастная, но и территориальная, тематическая, эстетическая и т.д. Система детских СМИ формировалась совместно с пионерским движением, была связана с общественными организациями и характеризовалась наличием государственного значения. Всесоюзный руководящий пионерский журнал «Пионер» появился в 1924 года и выходит до сих пор. Детские издания продолжали выходить даже в годы Великой Отечественной войны («Пионер», «Дружные ребята», «Мурзилка», «Костёр»). Согласно результатам научно-исследовательских работ, выполненных при поддержке гранта Президента Российской Федерации в рамках проекта «Историческая память и формирование гражданской идентичности
в современной России»1 основной контент «Мурзилки» советского периода был посвящен формированию читателей как граждан СССР. Юный читатель «Мурзилки» воспитывался как ответственный гражданин большого и дружного Советского Союза, он ставил интересы государства выше собственных, кроме того формировались классовое сознание, интернационализм, готовность к революционной борьбе.
Детские журналы постсоветского периода
Период постсоветской трансформации, начавшийся в последнее десятилетие ХХ века, характеризуется политическими и экономическими изменениями государственного устройства, которые инициировали возвращение капитализма, а также исчезновение комсомола и пионерии. Детская литература и журналистика столкнулись с многочисленными сложностями существования в рыночных условиях при отсутствии регулярной поддержки со стороны общественных и государственных организаций. Учредителем журнала чаще всего становился редакционный коллектив, который занимался самостоятельным поиском финансирования. Отмена цензуры и простота регистрации изданий начала 1990-х гг. обусловили постепенное увеличение числа детских журналов, которые отличались небольшим объёмом, монотематичностью, ориентированностью на широкий круг читателей. Снижение интереса к чтению актуализирует роль детских журналов в контексте социализации подрастающего поколения.
Процессы глобализации и информатизации на современном этапе социокультурного развития и эволюции медиасистемы инициируют высокотехнологичность коммуникации, соответственно типологическая структура детских журналов в эпоху Интернета трансформируется, а медиаконтент существует в контексте клипового мышления, конвергенции, мультимедийности, интерактивности и гипертекстуальности. Разнонаправленность тенденций современной журналистики характеризуется наличием развития как традиционных печатных изда-
1 Головашина О.В. Гражданин и государство в Советском Союзе. Лингво-когнитивное моделирование // Fractal simulation. - 2013. - № 1. - С. 41-55.
ний, так и онлайн-проектов полиформатной цифровой среды, которые неизменно привлекает внимание целевой аудитории.
Конвергенция, веб-интеграция и циф-ровизация модернизируют мультисервисную инфокоммуникационную систему, в то же время конфигурации взаимодействия составляющих информационного процесса активизируют формирование новых тенденций медиареальности, междисциплинарному исследованию которой способствует системность и синергетической подход.
Дифференциация по различным категориям характерна как для печатных изданий, так и в онлайн-среде сетевых медиапродуктов. Интернет-пространство предоставляет юному пользователю множество детских изданий, онлайн-версий печатной периодики, оригинальных проектов и т.д., однако с точки зрения исследования их классификация сложно осуществима в связи с отсутствием определённой направленности медиаконтента, вызванной стремлением привлечь наибольшее количество разных посетителей. Контент не всегда уникальный, разработанный непосредственно для сетевого издания, оформление также соответствует сформированному в сознании детей благодаря информационной поддержке и потому узнаваемому образу, которым является популярный медиабренд.
Интерактивность и мультимедийность проектов, разработанных специально для представления в сети Интернет, значительно превосходит онлайн-версии печатных изданий. Медиапространство на современном этапе позволяет объединить на базе общей технологической платформы не только разные виды СМИ, но и различный медиаконтент: вербальный, визуальный и аудиовизуальный, что даёт новые возможности популяризации детских медиапроектов. Успех сетевого издания обеспечивают яркий логотип, простая и удобная навигация, удобочитаемость, интуитивно понятный интерфейс, прелоадер, анонсы. Игровая форма представления актуальной достоверной информации, оригинальные персонажи, регулярно обновляемый медиаконтент, дифференциация материалов, единообразие оформления, наличие удобного поиска, контактов и обратной связи, а также минималь-
ное количество рекламных материалов приветствуются пользователями. Грамотно структурированный медиаконтент детского сетевого издания предполагает работу журналиста не только с текстами и графикой, часто используются видео-, фото- и аудиоматериалы, а также формируются гиперссылки. Сетевым СМИ присущи такие характеристики, как мультимедийность и интерактивность, что способствует представлению актуальной информации в знаковой форме и активному (онлайн) взаимодействию с юными Интернет-пользователями.
Модернизация медиасистемы в плане сетевых детских изданий по сравнению с печатными СМИ осуществляется благодаря наличию максимальных возможностей на фоне минимальных затрат, так как компьютерные программы позволяют легко усовершенствовать вербальную и визуальную структуру онлайн-издания, согласно рекомендациям и потребностям посетителей. Действительно, качественную модель с точки зрения вёрстки, композиции, макетирования, цветопередачи, шрифтовой архитектоники и акциденции, мультимедийных и интерактивных составляющих после разработки и согласования возможно моментально применить, что на практике осуществляется достаточно редко ввиду творческой деятельности коллектива сотрудников, не являющихся специалистами в данной области.
Типология, медиаконтент, структура детских печатных и электронных СМИ характеризуются преемственностью традиций с точки зрения наличия медиабренда в качестве основы контента, общих типоформирующих факторов, элементов композиции и идентификации. Издания социализируют и развивают творческие способности детей.
Социализация представителей подрастающего поколения может осуществляться исключительно посредством разработки актуального качественного медиаконтента, представленного в форме наиболее доступных, наглядных и профессиональных материалов, которые, благодаря поляризации и ангажированности авторов, способствуют освоению мира и информационного потенциала (знаний, ценностей, моделей поведения), достоверности информации, этичности и соответствуют информационным потреб-
ностям, создают в сознании объективную картину реальности.
Цифровое медиаизобилие в контексте детских изданий актуализирует проблемы, связанные с деятельностью непрофессиональных авторов (блогосфера, социальные сети) и виртуальной реальностью, которая не взаимосвязана с реальной действительностью, но заменяет её в сознании представителей детской аудитории. Развитие информационных технологий массовой коммуникации современной медиасреды инициирует возникновение понятия «медиапсихологии»1, как новой парадигмы науки цифровой эпохи. Важно отметить, что «массовая коммуникация, способная конкурировать с родителями и педагогами по силе своих воздействий, погружает ребенка в особый медиамир, который живет по своим законам и в соответствии со своими ценностями». В частности, И.Н. Карицкий подчёркивает, что «телевидение, Интернет, радио, журналы достаточно быстро становятся бесконтрольными со стороны взрослых», однако «средства массовой информации... сегодня не представляют желательных для общества образцов поведения, характера, мировоззрения..»1 2 3.
В контексте воздействия на подрастающее поколение, реклама характеризуется представлением материальных интересов производителей различных продуктов и услуг, рекламодателей и владельцев СМИ, и не соответствует социальным и личностным потребностям аудитории. Медиаконтент
1 В коллективной монографии «Человек как субъект и объект медиапсихологии» даётся определение термина: «медиапсихология - это наука о формах осуществления нелокальных психических процессов в пространстве массовой коммуникации». Пронина Е.Е. Категории медиапсихологии: факты, феномены, фантомы // Человек как субъект и объект медиапсихологии. - МГУ имени М.В. Ломоносова / Ин-т человека; Изд-во Моск. ун-та Москва, 2011. -С. 113.
2 Сорокина В.В. Детские игры и игрушки как форма массовой коммуникации. // Человек как субъект и объект медиапсихологии. - МГУ имени М.В. Ломоносова / Ин-т человека; Изд-во Моск. ун-та Москва, 2011. - С. 705.
3 Карицкий И.Н. Эпоха тотального господства СМИ: воспитание и саморазвитие - манипуляция и потребление? // Человек как субъект и объект медиапсихологии. - МГУ имени М.В. Ломоносова / Ин-т человека; Изд-во Моск. ун-та Москва, 2011. - С. 605.
становится основой психической жизни ребёнка, оказывает существенное влияние на формирование личности и социализацию подрастающего поколения. Медиамодели и образцы, создаваемые на основе финансовых интересов производителей информации, в результате представлены как основа общества, его потребностей и ценностей. Воспитанию как «процессу сознательной социализации» препятствует воздействие разнородной информации, в основном популяризирующей ложные потребности, потребительскую психологию, низкие формы чувственности и криминальные способы решения проблем.
Условия глобального общества и мощное влияние СМИ, игнорируемые инертным общественным сознанием, навязывают детям определённые формы псевдокультуры и существенно трансформируют психологическое окружение ребёнка. Этические и эстетические нормы постепенно размываются, так как современные медиапродукты и детские товары развивают вкус к «деструктивной демонической антиэстетике», которая становится нормой массового детского сознания, а глобальные коммерческие структуры получают прибыль благодаря увлечениям детям, их интересы становятся объектом манипуляции. Актуализируются экспертиза и контроль качества информационной продукции для детей. В контексте книжных и журнальных изданий для детей и подростков регламентируется: печать текста на цветном, сером фоне, и многокрасочных изображениях, площадь и количество иллюстраций, подписи под ними, многоколонный набор и объём текста, выворотка, гарнитура и начертание шрифта, интерлиньяж, поля и т.д. Однако оформление онлайн-изданий с точки зрения размерных характеристик, пробельных, шрифтовых, декоративных и изобразительных элементов не регламентировано, а существующие требования не всегда принимаются во внимание, хотя от их соблюдения зависит здоровье подрастающего поколения.
Согласно данным отраслевого доклада «Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития» Федерального агентства по печати и массовым ком-
муникациям (2017), аудиторию «бумажной» прессы привлекают сайты, что в результате стимулирует традиционные СМИ к цифровой трансформации. PwC (Pricewaterhouse-Coopers) прогнозирует, что выручка от продаж цифровых версий журналов массового спроса вырастет с 51 млн. долл. (в 2016 году) до 73 млн. долл. (в 2021 году) при совокупном среднегодовом темпе роста на уровне 7,5% («Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2017-2021 годы. Ключевые тенденции мирового и российского рынков»). Отмечаются глобальная тенденция цифровизации медиасреды, а рекламный контент обеспечивает монетизацию в контексте изданий как печатного, так и цифрового формата. Однако, согласно данным PwC, в 2017 году совокупная выручка российских журналов составит 568 млн. долл., к 2021 году достигнет 619 млн. долл. при совокупном среднегодовом темпе роста на уровне 2,2%. Сегмент детских журналов остается перспективным, в частности, известные международные медиахолдинги выпускают детскую периодику (подробно исследованы в работах Н. Л. Кулаковой): ИД «DeAgostini», ИД «Бурда», «Джи Фаббри Эдишнз», «Грунер+Яр», «Маршалл Кавендиш», ИД «Толока», ИД «Познайко», ИД «Траско», «Эгмонт Россия», издательство «Эдипресс-конлига». Кроме того, существуют крупные российские книжные издательства: ИД «АБФ», ИД «АСТ» («Астрель»), ИД «Дрофа», ИД «Звонница МГ», ИД «Карапуз», ИДК «Медиа» (ранее - «Комикс»), ИД «Мозаика-синтез», ИД «Молодая гвардия», ИД «Розовый слон».
Количество зарубежных проектов на российском медиарынке постепенно сокращается, в частности, издательство, которое занимает более 70% рынка детской периодической печати, «Эгмонт Россия», полностью перешло под контроль российских акционеров. Согласно данным официального сайта, «Эгмонт Россия» является лицензиатом The Walt Disney Company, Mattel, Warner Bros., Hasbro, Rainbow, однако предлагает юным читателям не только популярные зарубежные детские журналы на русском языке, но и собственные разработки, например развивающие журналы «Лунтик»,
«Смешарики», «Маша и Медведь» (локальные права). Согласно закону о СМИ, с 2016 года доля иностранного владения в медиахолдинге не должна превышать 20%. В результате датская компания решила выйти из российского бизнеса. Данное решение было обусловлено необходимостью создания промежуточной компании (с целью вывода журнального бизнеса в отдельное юридическое лицо, что означало потерю контроля и противоречило бизнеспринципам компании), кризисными условиями и «негативным отношением к российской политике». Таким образом, появившиеся законодательные ограничения на иностранный капитал в СМИ и кризис на издательском рынке1 привели к тому, что датский медиахолдинг «Интернешнл Эгмонт Холдинг» продал 100% акций детского издательства «Эгмонт Россия». «Эгмонт» стал независимым с 1 февраля 2017 года, был осуществлен переход с датских серверов на российские, а в 2018 году планируется сменить название.
Интерес детей неизменно вызывают популярные иностранные бренды и персонажи, однако положительной тенденцией является интерес к успешным российским проектам «Маша и Медведь», «Лунтик», «Смешарики» . «Вестник лицензионного рынка» выделил Топ-50 брендов по запросам на собственном ресурсе во втором полугодии 2017 года. Данный рейтинг популярности, выстроенный по числу запросов в поисковой системе Wordstat Yandex (статистика поисковых запросов Яндекса) с июня по ноябрь этого года.
В том числе был составлен рейтинг лицензий с самыми популярным официальными каналами на российском YouTube. Такие проекты, как «Маша и Медведь», «Лунтик», «Смешарики» вошли в Топ-50.
1 По данным Роспечати, в 2015 году падение тиражей в сегменте детских, развлекательных и женских журналов составило 5-10%, суммарный проданный тираж упал до 1,36 млрд экземпляров, или на 15%.
Макарова Е. Неладно что-то в детском королевстве // «Газета КоммерсантЪ» (размещено на сайте https://www.kommersant.ru/doc/3219930 16.02.2017)
2 Арзуманова В. Licensing World Russia 2017. День первый // Вестник лицензионного рынка» (размещено на сайте http://licensingrussia.ru/post/4635 01.03.2017)
Лидирует «Маша и Медведь»: 25,45 млн. запросов на Яндексе (июнь-ноябрь 2017 года), «Лунтик» занимает пятое месте: 14,04 млн запросов на Яндексе (июнь-ноябрь 2017 года), а «Смешарики» на восемнадцатом месте: 8,25 млн. запросов на Яндексе (июнь-ноябрь 2017 года). Лицензии с самыми популярными каналами на российском YouTube «Маша и Медведь»: 12,3 млн подписчиков YouTube-канала, «Лунтик»: 2,5 млн. подписчиков YouTube-канала, «Смешарики»: 1,5 млн. подписчиков YouTube-канала3.
Недавно стало известно, что группа компаний «Рики» и студия компьютерной анимации «Петербург», при поддержке и по инициативе Министерства финансов Российской Федерации, запускает проект «Азбука финансовой грамотности со Смешари-ками»4. «Смешарики» помогут детям научиться объективно оценивать финансовые возможности, совершать выбор, прогнозировать последствия решений и нести ответственность за свои поступки. В образовательную программу будут включены такие понятия, как доходы, расходы и личные сбережения, дети узнают базовые принципы планирования бюджета и создания накоплений, смогут понять основы финансовой безопасности, страхования, кредитования и инвестирования, освоить азы финансовой арифметики и прав потребителей.
По данным NPD5, доля рынка лицензионных игрушек в Европе, Австралии и США увеличивается на протяжении последних десяти лет, в том числе предполагается, что тренд будет сохраняться и на российском рынке. Дети в нашей стране любят и знают персонажей таких отечественных мультфильмов, как «Фиксики», «Смешарики», «Маша и Медведь» и др., однако игрушки на основе зарубежных про-
3 Олесик Е. ТОП-50 самых популярных брендов по данным Яндекс.Вордстат // Вестник лицензионного рынка» (размещено на сайте http: //licensingrussia.ru/post/5398 18.12.2017)
4 Группа компаний «Рики» ГК «Рики» запускает проект «Азбука финансовой грамотности со Смешари-ками» (размещено на сайте http: //www.licensingrussia.ru/post/5480 01.02.2018)
5 Компания 0+Media «Сказочное» импортозамещение (размещено на сайте http://www.licensingrussia.ru/ post/5462 25.01.2018)
ектов традиционно демонстрировали более высокие результаты продаж. Показательно, что средняя цена игрушки, связанной с популярным персонажем (журнал, мультфильм или компьютерная игра) на 23% выше средней, однако данное обстоятельство не препятствует росту интереса к игрушкам с «историей», с поддержкой в виде контента печатных СМИ, на ТВ или в Интернетканале. Безусловно, положительный новый тренд можно отметить по итогам недавнего предпраздничного «высокого сезона»: желанными новогодними подарками и лидерами рейтинга становятся игрушки, выпущенные по отечественной лицензии.
Проведённое исследование позволяет сделать вывод, что целостность медиасистемы в контексте детской журналистики представляет собой единый интегративный результат, основанный на взаимодействии её компонентов (подсистем) и связанный с публичностью. В процессе работы нами были определены этапы развития российских детских иллюстрированных журналов с точки зрения эволюции типологической структуры в условиях трансформации медиасреды и отмечено сходство таких основных типов печатных изданий для детей досоветского периода, как газеты, журналы и
книги. В процессе развития детской периодики сформировались издания, ориентированные на дифференцированную целевую аудиторию, потребности которой обусловили вербальный и визуальный контент детских журналов.
Важно отметить такие популярные методы взаимодействия с читателем досоветской, советской и, особенно, постсоветской детской периодики, как переписка, привлечение внимания с помощью конкурсов, подарков и рекламных приложений. Отдельно подчеркнём популярность формата «история с продолжением», который приносит успех большинству постсоветских детских журналов, так как умело поддерживается интерес аудитории к последующим номерам. Для постсоветского этапа характерно объединение «истории с продолжением» с особой формой художественного повествования «комикс» (создаётся новый поликодовый текст благодаря гармоничному единству графической и вербальной составляющих), которая посредством максимально возможной визуализации материала превращает любой контент в наиболее краткий, ясный и доступный для детского восприятия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список
1. Вестник лицензионного рынка. - URL: http://www.licensingrussia.ru/
2. Газета КоммерсантЪ. - URL: https://www.kommersant.ru/
3. Бабушкина, А.П. История русской детской литературы. - М.: Учпедгиз, 1948.- 480 с.
4. Бекетова, М. Очерк истории русской детской журналистики (1785-1855 гг.) // Материалы по истории русской детской литературы (1750-1855) / под ред. А. К. Покровской и Н.В. Чехова. Вып. 1. - М.: Издание ИМВР, 1927. - 310 с.
5. Вологина, Е.В. Становление детской периодики в России: трансформация издательской модели: автореф. дис. ... к. филол. наук / Краснодар, Кубанский государственный университет. - Краснодар, 2011. - 26 с.
6. Головашина, О.В. Гражданин и государство в Советском Союзе. Лингвокогнитивное моделирование // Fractal simulation. - 2013. - № 1 .- С. 41-55.
7. Гофман, В. Старое и новое в детских журналах // Детская литература: критический сборник / под ред. А.В. Луначарского. - М.: Л.: ГИХЛ, 1931. - С. 182-208.
8. Засодимский, П. Очерк истории детской журналистики в России // Педагогический листок. - 1878. - № 3-4. - С. 163-219.
9. Зеленко, Анна и Александр. В гостях у Сетон-Томпсона и его зверушек // Маяк. -1913. - № 1. - С. 55-79.
10. Ильина, Н.В. Из истории детских журналов 20-30-х годов // Вопросы детской литературы. 1957 год. - М.: Детгиз, 1958. - С. 24-61.
11. Карицкий, И.Н. Эпоха тотального господства СМИ: воспитание и саморазвитие -манипуляция и потребление? // Человек как субъект и объект медиапсихологии. МГУ имени
М.В. Ломоносова / Ин-т человека. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. - С. 605.
12. Колесова, Л.Н. Детские журналы России (1785-1917): учеб.-метод. комплект. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. - 260 с.
13. Колесова, Л.Н. Детские журналы России (1917-2000): учеб.-метод. комплект. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015. - 315 с.
14. Кулакова, Л.Н. Детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдингов.: автореферат дис. ... канд. филол наук. - Екатеринбург, 2017. - С 9.
15. Алексеева М.И. Советские детские журналы 20-х годов / под ред. А.В. Западова. -М.: Изд-во МГУ, 1982. - 132 с.
16. Осипов, А. Старые детские журналы и альманах // Родник. - 1908. - №5. - С. 209210.
17. Петрова, О.А. Детская журналистика: учеб.-метод. пособие для студентов специальности «Журналистика». - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2007. - 104 с.
18. Пронина, Е.Е. Категории медиапсихологии: факты, феномены, фантомы // Человек как субъект и объект медиапсихологии. МГУ имени М.В. Ломоносова / Ин-т человека. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. - С. 113.
19. Радаков, А. Как делался «Галчонок» // Детская литература. - 1940. - №8. - С. 23-30.
20. Руденко, И.А. Детская и юношеская пресса // Типология периодической печати / под ред. М.В. Шкондина и Л.Л. Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2009. - С. 188-203. - 238 с.
21. Сорокина, В.В. Детские игры и игрушки как форма массовой коммуникации. // Человек как субъект и объект медиапсихологии. МГУ имени М.В. Ломоносова / Ин-т человека. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. - С. 705.
22. Феоктистов, И. Из истории детской журналистики в России // Воспитание и обучение. - 1887. - № 4-5. - С.77-83. - С.118-121.
23. Холмов, М.И. Становление советской журналистики для детей. - Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1983. - 209 с.
24. Чехов, Н.В. Детская литература. - М.: Изд-во «Польза» В. Антикъ и К°.,1909. -С. 59-82.
25. Cowburn, G., Boxer, A. Magazines for children and young people and the links to Internet food marketing: a review of the extent and type of food advertising. Public Health Nutrition, 10, pp.1024-1031.
26. Heinzerling, B. A review of advertisements in children’s magazines. The journal of consumer education, vol.10, 1992. pp. 32-37.
27. Jones, S.C., Gregory, P. and Kervin L. Branded food references in children’s magazines: “advertisements” are the tip of the iceberg. Pediatric Obesity, 2012, 7, pp. 220-229.
28. Jones, S.C., Mannino, N. and Green J. “Like me, want me, buy me, eat me”: relationshipbuilding marketing communications in children’s magazines. Public Health Nutrition, 13 (12), pp. 2111-2118.
29. Jones, S.C., Reid, A. Children’s magazines: reading resources or food marketing tools?. Public Health Nutrition, 2010, 13 (3), pp. 393-399.
30. Lindquist, J.D., Children’s Attitudes Toward Advertising On Television and Radio and in Children’s Magazines and Comic Books. Advances in Consumer Research, (W.L. Wilkie, ed.), 1978, pp. 407-412.