Научная статья на тему 'Тема гражданской религии в современном российском религиоведении'

Тема гражданской религии в современном российском религиоведении Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1524
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ РЕЛИГИЯ / СИМВОЛЫ / РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО / ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИИ / CIVIL RELIGION / SYMBOLS / RELIGION AND SOCIETY / STUDY OF RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Егоров Владимир Александрович

Понятие гражданской религии предполагает набор общих символов, идей, ритуалов, принимаемых большинством граждан страны как священные, имеющие надмирный характер и являющиеся консолидирующими для нации. В статье рассматривается разработка темы гражданской религии в работах современных отечественных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Topic of Civil Religion in Modern Russian Religious Studies

The concept of civil religion implies a set of common symbols, ideas, rituals, that are taken by the majority of citizens as sacred, having a transcendent character and are consolidating for the nation. The article discusses the development of the theme of civil religion in the works of modern Russian researchers.

Текст научной работы на тему «Тема гражданской религии в современном российском религиоведении»

185

УДК 2 (47)

В. А. Егоров

Тема гражданской религии в современном российском религиоведении

Понятие гражданской религии предполагает набор общих символов, идей, ритуалов, принимаемых большинством граждан страны как священные, имеющие надмирный характер и являющиеся консолидирующими для нации. В статье рассматривается разработка темы гражданской религии в работах современных отечественных исследователей.

The concept of civil religion implies a set of common symbols, ideas, rituals, that are taken by the majority of citizens as sacred, having a transcendent character and are consolidating for the nation. The article discusses the development of the theme of civil religion in the works of modern Russian researchers.

Ключевые слова: гражданская религия, символы, религия и общество, исследования религии.

Key words: civil religion, symbols, religion and society, study of religion.

В 1967 г. «Journal of the American Academy of Arts and Sciences» (Winter 1967. Vol. 96. № 1. P. 1-21) опубликовал статью американского социолога Роберта Нилли Белла (Robert Neelly Bellah, 1927-2013) «Гражданская религия в Америке» («Civil Religion in America») [10], в которой автор концептуализировал понятие гражданской религии. Суть работы Р. Белла сводилась к тому, что в политическом, социальном, культурном, символическом пространстве Соединенных Штатов Америки существует определенный набор идей, символов, ритуалов, действий, которые являются важным интегративным фактором, консолидируют нацию, состоящую из представителей различных социальных групп (политических, религиозных, общественных и пр.).

Понятие гражданской религии Р. Белла воспринял у Жана-Жака Руссо (1712-1778), представителя французского Просвещения. В работе 1771 г. «Об общественном договоре или принципы политического права» глава VIII называется «О гражданской религии». В этой главе Руссо выделяет три рода религии по отношению к обществу: религия человека, религия гражданина и религия священническая. Для нашего исследования важно, что говорил Руссо о втором роде религии - религии гражданина.

© Егоров В. А., 2015

186

«У нее свои догматы, свои обряды, свой внешний культ, предписываемый законами; исключая ту единственную нацию, которая ей верна, все остальное для нее есть нечто неверное, чуждое, варварское; она распространяет свои обряды не далее своих алтарей». Этот род религии «... соединяет в себе веру в божество и любовь к законам и тем, что, делая отечество предметом почитания для граждан, она учит их, что служить Государству - это значит служить Богу-покровителю. ... Тогда умереть за свою страну - это значит принять мученичество; нарушить законы - стать нечестивцем; а подвергнуть виновного проклятию общества - это значит обречь его гневу богов: Sacer estod» [8. c. 316].

Руссо предлагает гражданскую религию как новую модель государственно-религиозных отношений, в которой государство поддерживает религиозность своих подданных, не вмешивается в религиозную деятельность граждан, оставляя за ними право на поклонение богам так, как они этого хотят, и в том виде, в каком им это хочется. Важное условие этой религии - почитание и служению своему государству, где государство, если не приравнивается к Божеству, то находится в одном с ним измерении, являя собой нечто трансцендентное, находящееся над миром. Государство имеет общие для всех правила, праздники, ритуалы, что служат гражданской религии государства. Среди них жертвенность, а также мораль и обязанности.

Р. Белла в своей работе утверждал, что в американском обществе независимо от всех религиозных направлений установилась «.детально разработанная и хорошо институализированная гражданская религия Америки»; и важно не только её наличие, но также и то, что «эта религия, или будет точнее сказать религиозное направление, имеет собственную значимость и целостность. И требует такого же внимательного рассмотрения, как и любая другая религия» [2, с. 164]. Гражданская религия принимается большинством граждан Америки, служит объединяющим национальным фактором, вне зависимости от частных религиозных взглядов. В центре этой религии стоит само государство и идея избранности американской нации, где государство находится под прямым руководством Бога, народ является носителем Его воли, и долг народа исполнять Его волю. И что это чувство долга глубоко укоренено практически в каждом американце.

В отечественной науке работа Р. Белла «Гражданская религия в Америке» продолжает вызывать интерес и обсуждение, понятие «гражданская религия» широко используется в самых различных контекстах. Для нас представляет интерес круг мнений по этой теме, которые высказывают представители светских и конфессиональных позиций в исследованиях религии. Из заметного уже числа суще-

187

ствующих публикаций выберем для рассмотрения некоторые, появившиеся относительно недавно - за последние 10 лет.

С конфессиональной точки зрения гражданскую религию осмысляет В. Р. Легойда в работе «Гражданская религия: pro et contra» (2003). Пытаясь определить смысл этого феномена, Легойда ставит вопрос - является ли он религией. Этот автор критически относится к самой идее гражданской религии, фактически отказывая ей быть религией и обозначая ее как «... культ государства, в центре которого находится идея избранности американской нации» и характеризуя ее «.компромиссным альтернативным вариантом традиционным верованиям, при этом вариантом весьма поверхностным по сравнению с традиционными религиями». Саму концепцию гражданской религии он считает в лучшем случае «.чем-то вроде веберовского идеального типа - не служащей адекватным отражением реальности интеллектуальной конструкцией, которая может помочь исследователю понять некоторые процессы в американской общественно-политической жизни» [6].

В. Р. Легойда отмечает, что основополагающей для гражданской религии в Америке является идея об избранности американского народа, в которой существует две тенденции: 1) избранность народа -это свободный дар Творца, а не заслуженная привилегия, отсюда вытекает необходимость в постоянной координации народа с замыслом Творца о нем; 2) принятие избранности народа как дара Творца ставит народ в исключительное положение. Общий вывод, к которому приходит Легойда, следующий: гражданская религия является

«..компромиссным альтернативным вариантом традиционных верований, при этом вариантом весьма поверхностным по сравнению с традиционными религиями» [6].

Еще одним автором, которого можно отнести к приверженцам конфессионального подхода к проблеме гражданской религии, является В. А. Бачинин, который в работе «Что нужно России - гражданская религия или христианская идея?» (2004) анализирует и критикует статью «Социология и гражданская религия в современной России» А. Б. Гофмана [4], вступает с ним в заочную полемику.

В. А. Бачинин критикует идею гражданской религии, считает ее несовершенной, ненужным творением рук человеческих и никак не могущей стать той идеей, которая смогла бы объединить все общество, стать поистине национальной. Автор занимает ярко выраженную религиозную позицию и главную проблему современного российского общества видит в секулярном мышлении и секулярном сознании, в котором пребывает российское общество. Бачинин пред-

188

лагает перестать мыслить секулярными, т. е. атеистически-материалистическими, категориями и использовать другой язык. «Здесь нужен иной язык - язык не светской идеологии и даже не политической социологии, а политической теологии» [1].

Для автора объединяющая идеология России не может лежать в сфере светского пространства. Опыт новейшей истории показал, что «ни коммунистическая, ни какая другая партийная или национальная идеология не может сыграть роль объединяющей идеологии», и причиной этого является то, что такого рода идеологии обращены к части общества, группе или классу и тем самым не могут стать универсальными.

Универсальной идеологией, объединяющей силой в России может стать только религия. Религиозное сознание (речь идет о христианском сознании), в отличие от политического, ставит на первое место в ряду ценностей не идеологемы, а Священные Писания, которые учат, «.. .что вся жизнь человеческая, всё в мире - политика, экономика, благополучие, безопасность людей - находится в руках Бога. Она утверждает, что люди, народы, уповающие только на себя, на свои силы, на свою гордыню и дерзость, неизменно терпят крах» [1]. А раз так, то и объединяющей идей для нашего общества должна стать такая идея, которая стояла бы над обществом с его пороками и несовершенством, которая стала бы ценностной, нормативной доминантой в социальной и духовной жизни.

Для Бачинина - это христианская идея. Ценность её в том, что она есть не творение человеческого ума, а дана свыше, самим Богом, через Иисуса Христа. Автор отмечает, что это должна быть не конфессионально выраженная идея, а общая христианская идея, и говорить об этой идее необходимо начинать со школы: «.социальную и духовную жизнь надо организовывать так, чтобы живая душа, ищущая живого Бога, могла бы Его обрести». И в этом обретении Бога социально-дисциплинарные институты государства должны помогать, и тогда проблемы в жизненно важных сферах человеческой деятельности - экономической, политической, правовой, воспитательнообразовательной, семейной, культурной и др., по мнению автора, со временем сами собой решатся, потому что, обретя Бога, невозможно не измениться.

«Если же каждая индивидуальная душа вместе с коллективной душой народа будут пребывать под сенью крыл живого Бога, то социальный прогресс непременно приложится. Ибо с Богом возможно всё!» [1].

189

Кирилл Говорун (Украина) в работе «Православная гражданская религия» (2015) также подходит к гражданской религии с конфессиональных позиций. Он отмечает, что после распада Советского Союза на смену «гражданской религии» СССР пришло не христианство, а некий новый набор, состоящий из элементов имперского, советского и нового периода, носящий эклектичный характер. При этом некоторая неопределенность понятия «гражданская религия» делает ее достаточно удобной для рассмотрения в различных аспектах. Замечена тенденция сконструировать своего рода гражданскую религию на основе христианства православного вероисповедания.

«Форма конституирования новейшей российской гражданской религии традиционна - через соборы. Ее главным форумом - "вселенским собором" - является "Всемирный Русский Народный Собор". На этих соборах оттачиваются богословские формулы, которые, однако, говорят не столько о Боге, сколько о социальных и политических ценностях, которые должны сплотить русских людей вокруг нынешнего политического режима» [3].

Протагонистом этой гражданской религии является Русская православная церковь (Московский патриархат), которая поддерживает нынешнюю политическую систему и стремится заполнить традиционными христианскими идеями то пространство, которое освободилось после крушения советской идеологии.

Такая форма гражданской религии весьма эклектична, когда в святцах вместе стоят и император Николай II, и И. В. Сталин. Как отмечает К. Говорун:

«Во многих отношениях эта вера остается однородной по отношению к старой советской идеологии. Иными словами, в рамках гражданской религии оказывается, что не Церковь перетягивает на свою сторону ностальгирующее по империи и советскому прошлому общество, а общество перетягивает на свою сторону Церковь» [3].

Тем самым происходит замена объекта поклонения в религиозном сознании Бога на политические или государственные идеи данного времени. К. Говорун отмечает опасность слияния православной церкви и государственной системы, возможность будущей подмены или изменения объекта поклонения с Бога на государство.

Со светских позиций выступает А. Б. Гофман с работой «Социология и гражданская религия в России» (2005). Автор считает важным для России наличие такого понятия, как «национальная идея» и рассматривает ее поиски как важную общественную задачу. Обосновывая это, он пишет:

«...любое общество испытывает фундаментальную потребность (и так или иначе её удовлетворяет) в определенной совокупности ценностей, более или менее общепринятых на социетальном уровне, составляющих ценност-

190

ное ядро социальной системы и носящих в известной мере сакральный характер для индивидов в данном обществе» [4].

В качестве национальной идеи автор предлагает рассмотреть такое явление, как гражданская религия, которая должна стать для России на этом историческом этапе объединяющей. Специфика России состоит в том, что российское общество большую часть своей истории было разнообразно во всех своих проявлениях: региональном, этническом, религиозном, культурном и т. д. Необходимое условие возникновения и функционирования гражданской религии - это чувство единства, без которого невозможно построение гражданского общества. Но этого единства самого по себе недостаточно, его надо осознать и понять его взаимозависимость в различных областях деятельности человека и государства. Такое осознанное единство - это величина, в какой-то степени священная и обладающая способностью к воздействию на более эффективное функционирование экономических и договорных отношений.

В системе договорных отношений невозможно обойтись без веры, где вера подтверждает святость соблюдения договора, выводя его из рамок удобства и выгоды. Автор цитирует Эмиля Дюркгейма: «Договор и интерес сами по себе выступают как цементирующая сила лишь тогда, когда они опираются на недоговорное начало, т. е. на общие социальные (нравственные, правовые, религиозные) ценности».

Этатизация полностью разрывает гражданские связи в обществе, которые становятся возможны только при условии высочайшего разрешения со стороны государства. В идее державности нет места человеку, гражданину, вернее, он занимает позицию внизу списка ценностей такого государства.

Гражданская религия невозможна без гражданина, а воспитание гражданина - важнейшая задача построения гражданского общества, где гражданская религия станет тем, что объединит всех граждан. Совместный исторический опыт, праздники, традиции, коллективные ценности, практики и т. д. - всё это носит характер общезначимый, общеценностный, способный при всем разнообразии стать той скрепой, что объединит страну и приведет к появлению национальной идеи.

Без ценностного фундамента невозможно строительство гражданского общества, ценностный фундамент должен стать священным, и именно тогда, когда это произойдет, и станет возможно само гражданское общество. Эти общие ценности во многом уже есть, их не надо искать или изобретать, и социология сможет помочь в этом,

191

выступая и как форма научного знания, и как особый род мировоззрения [4].

Еще одной работой, связанной с темой гражданской религии, является статья И. Е. Задорожнюка «Гражданская религия и патриотическое воспитание в системе образования США» (2007). В своей работе автор рассматривает роль, место и значение религиозного компонента в образовательной системе на примере гражданской религии в Соединенных Штатах Америки. И. Е. Задорожнюк раскрывает такой аспект в гражданской религии, как привитие гражданам США мысли о том, что они есть избранный народ и что Верховное Существо покровительствует своему избранному народу. Мысль эта внушается гражданам страны с младенчества и становится частью воспитательного процесса.

Такое приобщение начинается с общественных школ, финансируемых государством, средствами штатов и различных общин. Кроме государственных учебных заведений приобщение к гражданской религии происходит и в негосударственных, таких как религиозные семинарии, академии и т. д. Выпускники общественных школ входят в высшие учебные заведения, имея в своем багаже эти зачатки гражданской религии. Несмотря на провозглашаемую секулярность университетов, в них имеются молельные комнаты, где по очереди верующие различных деноминаций могут молиться. В такой комнате обязательно находится государственный флаг США, в присяге которому есть слова о «нации под Богом», а в молитвах вспоминается Бог, который благоволит Америке и американской нации.

Эта убежденность распространена во многих политических, религиозных, общественных и иных сообществах Америки, а также разделяется отдельными гражданами и является частью патриотического воспитания американской системы образования. Идея богоизбранности американцев навязывается во всех институтах образования от школ и выше и является функцией политической идеологии, которая объединяет их в вере и поклонении этой Высшей Силе.

В школах Америки день начинается с молитвы: «Я верю в Соединенные Штаты Америки как правительство народа, из народа и для народа; чья прочная сила производна от согласия управляемых; в демократию в республике; в суверенную Нацию под Богом многих суверенных штатов; в совершенный союз, единый и неделимый; установление тех принципов свободы, равенства и справедливости, за которые американские патриоты жертвовали своими жизнями и счастьем. Я поэтому верю, что моей обязанностью является любить страну, поддерживать ее Конституцию, повиноваться ее законам, по-

192

читать ее флаг и защищать ее против всех врагов» [5]. С момента ее появления в 1892 г. она произносилась вслух, но Верховный суд в 1963 г. предписал произносить ее про себя. Споры о необходимости молитвы ведутся до сих пор. Ситуация обостряется тем, что конец XX в. - время миграции, и в Америку приехало более 10 млн иммигрантов из Азии и Тихоокеанского региона, в массе своей не принадлежащих по своему вероисповеданию к христианским церквям и в своих религиозных предпочтениях не разделяющих монотеистические представления о Высшем Существе.

В конце статьи автор делает вывод:

«Усвоение в публичных школах гражданских норм с использованием ценностей веры в Америку - не только ключевой фактор политического воспитания учащихся, но и предпосылка надежного вхождения студентов в политическую жизнь» [5].

Еще одним автором, исследовавшим проблему гражданской религии со светских позиций, является Е. М. Мирошникова, которая в своей работе «Гражданская религия: возможна ли она в России?» (2004) рассматривает гражданскую религию как консенсус между Free Exercise Clause - правом граждан на свободу совести и Establishment Clause - запретом на государственную поддержку религии.

В России, отмечает Е. М. Мирошникова, гражданская религия могла бы стать важной составляющей стабилизации и укрепления общества, но вместе с тем сам термин пока еще непонятен и вызывает некоторое недоумение «... прежде всего отсутствием необходимого опыта в построении гражданского общества, а с другой стороны, принципиально новым отношением к религии, осмыслением ее роли в современном российском обществе» [7].

Автор отмечает, что термин civil religion при дословном переводе не передает полностью его содержание и предлагает использовать термин «гражданская религия» как гражданский договор о религиозных ценностях. В целом вопрос о необходимости гражданской религии или ее отсутствии в российском обществе не стоит. Для автора это объективная закономерность, которая присутствует в различной степени в каждом обществе, и Россия здесь не исключение. Как в Америке, так и в России «гражданская религия . способствует укреплению толерантности в поликонфессиональном обществе» [7]. Автор полагает, что изучение феномена гражданской религии способствовало бы, с одной стороны, сохранению национальной идентичности и традиционных духовных ценностей, а с другой стороны, гарантировало бы права и свободы человека.

193

Конечно, количество работ, посвященных гражданской религии, гораздо больше, чем приведено в статье, и с каждым годом оно растет [9], но в целом нам хотелось передать полярность мнений о гражданской религии через призму убеждений светских и конфессионально настроенных авторов.

Список литературы

1. Бачинин В. А. Что нужно России - гражданская религия или христианская идея? // [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.archipelag.ru/authors/bachinin/?library=1332 (дата обращения: 07.09.2015).

2. Белла Н. Роберт. Гражданская религия в Америке / пер. с англ. С.Б. Веселовой, В. А. Егорова // Вестн. Рус. христ. гуманит. акад. - 2014. - Т. 15. Вып. 3.

3. Говорун Кирилл. Православная гражданская религия // [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.isras.ru/files/File/publ/Soc_GraghdReligiya_Gofman.pdfwww.russ.ru/Mir ovaya-pove stka/Pravoslavnaya-grazhdanskaya-religiya (дата обращения:

15.09.2015).

4. Гофман А. Б. Социология и гражданская религия в России // [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.isras.ru/files/File/publ/Soc_GraghdReligiya_Gofman.pdf (дата обращения: 15. 09.2015).

5. Задорожнюк И. Е. Гражданская религия и патриотическое воспитание в системе образования США // [Электронный ресурс]. - URL: http://smolpedagog.ru/article%2070.html (дата обращения: 07.03.2012).

6. Легойда Владимир. Гражданская религия: pro et contra // [Электронный ресурс] URL: http://www.religare.ru/2_1555.html (дата обращения 10.09.2015)

7. Мирошникова Е. М. Гражданская религия: возможна ли она в России // Религия и право. - 2004. - № 1. - С. 4-6.

8. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. - М., 1998. - С. 414.

9. Смирнов М. Ю. Гражданская религия как модель и как реальность // Классификация религий и типология религиозных организаций / под ред. И.Я. Кантерова, Е.С. Элбакян, И.Н. Яблокова, М.Н. Ситникова. - М.: Изд-во АТиСО, 2008. - С. 119-124.

10. Bellah R. N. Civil Religion in America // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.robertbellah.com/articles_5.htm (дата обращения: 29.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.