Научная статья на тему 'Тележурналистика как фактор развития малых городов России'

Тележурналистика как фактор развития малых городов России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
295
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ / ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА МАЛЫХ ГОРОДОВ / ГЕНЕРИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / RUSSIAN SMALL TOWNS / TELEJOURNALISM OF SMALL TOWNS / GENERATING OF PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рыжов Александр Вячеславович

В статье проанализированы аспекты генерирования общественного мнения и намечены вероятные пути, по которым может развиваться телевизионная журналистика, указываются условия, необходимые для совершенствования качества программ регионального телевидения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Telejournalism as a factor of development of Russian small towns

In the paper aspects of public opinion generating are analyzed and probable ways of television journalism development are planned, conditions necessary for perfection of quality of regional TV programs are specified.

Текст научной работы на тему «Тележурналистика как фактор развития малых городов России»

тельной ситуации, преломленная отражением действительности в разуме человека. Актуальность данного вопроса подтверждается важностью соучастия населения в формировании своего окружения, сохранения культурной и исторической памяти нации. В условиях нечеловекоизмеряемого пока процесса урбанизации крайне важно не потерять культурные и духовные функции городской среды как основы становления, развития культурных и духовных качеств личности. Проведенное конкретное социологическое исследование подтверждает значимость изучения градостроительного сознания и поведения горожан, городских сообществ и активного их включения в процесс выдвижения и реализации градоформирующих инициатив и дел.

1. Иконников А.В., Каган М.С., Пилипенко В.Р. и др. Эстетические ценности предметнопространственной среды / под общ. ред.

А.В. Иконникова; ВНИИ техн. эстетики. М., 1990. С. 6.

2. Коган Л.Б. Города и политика: российские уроки. Обнинск, 2003. С. 28.

3. Филин В.А. Видеоэкология и архитектура. М., 1995. С. 26.

4. Лола А.М. Основы градоведения и теории города (в российской интерпретации). М., 2005.

5. Глазычев В.Л. Урбанистика. М., 2008.

6. Грац Р. Город в Америке: жители и власти / пер с англ. В. Л. Глазычева. М., 1995. С. 133.

7. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988. С. 40.

Поступила в редакцию 2.07.2008 г.

Cheremissin V.V. Architectural awareness and behavior of Tambov citizens. This article deals with the inter-

connection of architectural mind of the town citizens and urban environment. The urgency of architectural awareness of the citizens as a necessary aspect of development and evolution of culture and spirituality of the town Russian society is determined.

Key words: urban environment, architectural awareness, citizens.

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ

А.В. Рыжов

В статье проанализированы аспекты генерирования общественного мнения и намечены вероятные пути, по которым может развиваться телевизионная журналистика, указываются условия, необходимые для совершенствования качества программ регионального телевидения.

Ключевые слова: малые города России, тележурналистика малых городов, генерирование общественного мнения.

В настоящее время телевидение является наиболее оперативным из общедоступных средств массовой информации. Развиваются не только центральные каналы, но и студии малых городов, где телевизионная студия является значимой составляющей в формировании культурной среды региона. Уровень развития указанного вида электронного СМИ на данный момент виден всем. Ибо редкий человек ежедневно не включает телеприемник, для того чтобы узнать новости, посмотреть документальный или художественный фильм, поболеть за участников спортивных соревнований или викторин. Телепрограммы центральных каналов пестрят разнообразием пе-

редач. Сетка вещания телестудий малых городов заполняется, прежде всего, выпусками новостей или информационными программами. Над их созданиями трудятся бригады журналистов, которые являются наиболее востребованными специальностями на студиях малых городов. На данный момент в целом виден общий уровень развития профессии регионального тележурналиста и в больших, и в малых городах. Дать оценку творческой деятельности корреспондентов достаточно несложно, нужно только посмотреть создаваемые ими передачи. В этой статье речь пойдет о том, как тележурналистика малых городов России будет развиваться в дальнейшем.

Прогнозировать эволюцию телевизионной журналистики довольно сложно, поскольку это профессия творческая. Тем не менее, основываясь на современных данных о ее состоянии и путях, по которым двигалась профессия до сего времени, можно предположить те направления, по которым корреспонденты малых городов будут идти в дальнейшем. При этом необходимо учитывать техническую сложность такого средства массовой информации, как телевидение.

Специалисты телевидения прогнозируют дальнейшее развитие региональных телеканалов и их востребованность у медиапотребителей: «... основу новой «информатики» должны составить новости муниципального масштаба. С одной стороны, это позволит существенно снизить затраты на производство новостей, с другой - приблизит событийный ряд непосредственно к зрителю, т. е. сделает его не только объектом, но и субъектом информационного пространства» [1].

Социально-экономическая ситуация на данный момент обусловливает повышенный интерес зрителей прежде всего к событиям, происходящим в непосредственной близости от них. Таким образом, основной акцент в деле информирования населения смещается на региональных журналистов, которым, од-

нако, помимо новостей местного значения предстоит в своей работе ориентироваться на внутригосударственные, а порой и международные процессы. «Нельзя считать, что, работая на своего зрителя в пределах маленького городка, информация спокойно может ограничиваться его рамками. Слухи, сплетни, сведения от милиции, от «скорой помощи», от коллег по работе, включая газетчиков и радистов, плюс собственные наблюдения - это хорошо и даже необходимо. Но важно каждую секунду помнить, что мы живем не только в маленьком городе К-ске, но и в данной губернии, в данной стране, в данное нам время. Значит, всегда выигрывает тот журналист, который выйдет на улицы своего маленького города и спросит, что думает народ о вторжении американцев в Ирак» [2].

Уровень востребованности канала впрямую зависит от качества его передач как следствия образования журналистов. На сегодняшний день т. н. «эра дилетантов» на региональных телеканалах продолжается, пусть в меньших масштабах чем ранее, поскольку многочисленные курсы повышения квалификации (некоммерческая организация «Интерньюс», школа Би-Би-Си в Екатеринбурге, центр «Практика» в Нижнем Новгороде.

Рис. 1. Присутствие на экране «зол ТВ»: согласие / несогласие респондентов массового опроса

авторская школа В. Познера в Москве), специальная литература, телевизионные конкурсы и фестивали сделали свое дело и заметно подняли уровень профессионального мастерства региональных тележурналистов. Однако число сотрудников, не имеющих специального образования, но работающих в провинции над созданием различных телепрограмм, превалирует над числом тележурналистов, обладающих соответствующим занимаемой должности дипломом. Этот факт признается всеми. Во время бурного развития регионального телевидения учебные заведения не в состоянии выпустить большое количество специалистов, поэтому основная надежда на всевозможные курсы повышения квалификации, авторские программы, профессиональную литературу, но, говоря о будущем, нужно признавать, что число телевизионных специалистов в регионах будет увеличиваться. Вместе с этим на телестудиях малых городов будут появляться профессионалы других специальностей: монтажеры, операторы, режиссеры, редакторы и т. д. В перспективе, корреспонденты лишатся своей чрезмерной универсальности (когда один и тот же человек на телестудии совмещает обязанности: журналиста, оператора, монтажера, редактора и т. д.) и начнут постигать глубины профессии. В то же время, для того чтобы лучше представлять свою аудиторию, сочетать интересные проекты с теми финансовыми дивидендами, которые они принесут, журналистам необходимо изучать менеджмент. Поэтому повышение образовательного уровня -это постоянное требование к телевизионным специалистам.

«На основе данных социологического мониторинга менеджеры и журналисты должны хорошо представлять себе характер аудитории, знать, к кому именно обращается человек с экрана в данное время суток и на данном канале» [1, с. 288]. Начиная новый проект, корреспондент должен представлять время его выхода и то, на какую аудиторию он рассчитан, тогда к хорошей идее добавится финансовая составляющая - появятся рекламодатели, доля которых на региональных телеканалах не велика, поэтому каждый из них «на вес золота».

Телевидение малых городов России, выполняя культуроформирующую деятельность внутри того муниципального образования, на

которое оно распространяет свой сигнал, должно ориентироваться на социальнозначимые программы. В этом направлении преимущественно и должна работать творческая мысль тележурналистов. Сейчас телеканалы переполнены сюжетами со сценами насилия, секса, катастроф, дурновкусия и т. д.

Исследователи-социологи провели массовый опрос «Что раздражает россиян на телеэкране?». Среди респондентов были не только зрители, но также 12 топ-менеджеров 12-ти крупнейших телеканалов и 12 видных общественных деятелей, работающих в различных сферах. Проект получил название «12 «зол» телевидения».

«Наиболее сильным раздражителем из довольно развернутого списка возможных позиций, предложенного респондентам в массовом опросе, оказалась реклама: так ответили 81,2 % опрошенных. Ее, как считают обычные телезрители, слишком много, особенно внутри программ. Второй по силе раздражитель на телевидении - слишком большое число сцен насилия на экране (68,9 %). Переключая каналы, если не натыкаешься на рекламу, то нарываешься на избиение, расстрел или другие формы физического насилия. Довольно высок процент и тех, кто считает, что на отечественном телевидении слишком много зарубежной продукции (43,7 %). Раздражает усиливающийся катаст-рофизм в новостях. Получается так: если где-то не громыхнуло или кого-то не убили, то новостей как бы и нет. 38,4 % опрошенных считают, что на телеэкране слишком много эротики. Если нет рекламы или мордобоя, то уж точно нарвешься на постельную сцену, причем с раннего утра, когда малые дети у экрана. В меньшей степени зрители озабочены некорректной политической пропагандой, хотя и таких почти треть (21,4 %). Чуть более трети респондентов озабочены тем, что телеэкран демонстрирует образцы дурного поведения и речи. И вправду, телевидение охотно допускает, а то и просто смакует ковыряние в носу, облизывание пальчиков и развязные манеры подростков, а выражение «мать твою» является образцом высокого стиля на фоне того, что произносят иные герои фильмов и сериалов, а то и ведущие программ» [3].

Одним из средств борьбы с перечисленными негативными явлениями может быть опыт Англии, где при продлении лицензии на

вещание, телекомпания должна представить медиаплан, в котором указаны социальнозначимые передачи, выходящие на канале. «Так, правила британской Комиссии по независимому ТВ предписывают обязательный показ в неделю не менее полутора часов качественных информационных программ (новостей), 10 часов детских программ и двух часов религиозных программ. Ограничена демонстрация насилия и секса. Перед выдачей лицензии комиссия просматривает образцы программ и решает, преодолели ли они «порог качества» - традиционно высокий британский стандарт профессионализма. Подобный подход перспективен и для регулирования коммерческого вещания в России» [1, с. 284].

Перед региональными корреспондентами ставится задача, доказать, что при соответствующем знании своей аудитории и высоком профессиональном уровне создателей информационной программы ее рейтинг, а вместе с ним и доход от рекламы могут приблизиться к аналогичным показателям развлекательных программ. Однако достойная конкуренция приведенных здесь телевизионных жанров осуществима лишь при наличии соответствующей материально-технической базе передачи: «. сэкономив на командировочных расходах, оформлении студийного павильона, оплате исполнителей, можно уронить и рейтинги и престиж компании, упустить прибыль» [1, с. 288]. И в этом отношении телекомпаниям малых городов не хватает профессиональных менеджеров, которые бы наряду с журналистами прилагали силы для повышения качества программ. На сегодня большое количество мелких телестудий влачат довольно скудное существование. Порой у руководства нет средств не только на наем менеджеров и достойную оплату труда журналистов, но и на приобретение качественной аппаратуры. «Наша «техникозависимая» профессия, проделав виток диалектической спирали, вернулась к прошлому: вот имеется дешевая камера, вот короткий провод микрофона, и будьте любезны, творите в рамках возможностей. В то же время компания НТВ готова послать своего авторитетного ведущего ради двухминутного «стендапа» хоть в Африку, хоть в Канаду. Диапазон возможностей современного ТВ необычайно велик. Журналист даже самой скромной региональной телекомпании, на

первых порах приспосабливающийся к обстоятельствам (плохая камера - мало пленки -старый микрофон с метром провода) все же должен видеть перспективу нормальной работы. техника должна мобилизироваться для выполнения творческой, социально важной задачи. Журналист не приложение к технике, он одухотворяет ее» [1, с. 290]. Так видит перспективу технического развития телекомпаний заведующий кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат филологических наук Г.В. Кузнецов.

Непосредственно к техническому обеспечению телекомпаний подходит другой вопрос перспективного развития телевидения -интерактивное вещание.

На данный момент из-за скудности материальной базы телестудии малых городов довольно робко внедряют в практику передачи в формате «прямого эфира» или двустороннего диалога со зрителем. Не часто на это решаются и телекомпании крупных городов (например, областных центров). Проблема здесь не только в технической оснащенности студий, но и в телевизионных кадрах в провинции. Есть факты, когда рейтинговые программы, идущие в прямом эфире, переводят в формат видеозаписи или вовсе закрывают из-за того, что с канала ушел журналист или ведущий, умеющий импровизировать, органично работать со зрителем напрямую. Однако перспективным направлением деятельности телевидения, безусловно, является «принцип «народного телевидения», основанный прежде всего на диалогичности (интерактивном общении, обратной связи) канала и аудитории» [1, с. 291]. С развитием тележурналистики, с открытием подобных факультетов в вузах увеличится число специалистов, которые станут активнее осваивать региональные телеканалы. Вместе с ними в малые города придет интерактивное телевидение, в широком своем понимании «характеризуемое социально-политической демонополизацией, демократизацией и возрастающей избирательностью зрительских предпочтений, а также наступлением эпохи беспрецедентных коммуникативных возможностей, порождаемых Интернет-технологиями. У зрителя должно возникнуть ощущение (вполне соответствующее реальности), что он непосредст-

венно формирует программы канала и имеет возможность в любой момент принять в них участие» [1, с. 291]. Это касается всего, начиная выбора художественного или документального фильма, за который, на основании нескольких предложенных телеканалом, может проголосовать зритель, заканчивая информацией о событии, о котором медиапотребитель рассказывает непосредственно в прямом эфире. Отечественное телевидение открыло жанр, который не имеет аналогов в мире - т. н. «народные новости». «В подобного рода программах зритель тоже получает некую информацию, но источником этой информации является не коммуникатор или официальная структура, а простой зритель, который по открытым каналам обратной связи доносит свою личную информацию, касающуюся его самого или его окружения» [4]. Такие передачи обогащают ведущего-журналиста новой информацией, наталкивают на идею новых сюжетов, открывают новые темы для передач. И для телевидения малых городов они наиболее приемлемы, поскольку факты, излагаемые по студийному телефону, не только моментально становятся известны всем, но и, вероятнее всего, касаются большого количества телезрителей, собравшихся у экрана.

«С развитием технической базы канала предполагается работа на улицах города специально оборудованных машин, способных осуществлять прямую трансляцию любых «горячих» событий и происшествий в эфир. Параллельно работает многоканальная телефонно-пейджинговая установка, с помощью которой поддерживается постоянная связь с телезрителями» [1, с. 293]. В США такая практика существует. Редакции информационных программ имеют в своем штате несколько мобильных съемочных бригад, которые постоянно находятся на частотах полиции, отряда спасения, «скорой», следя за чрезвычайными происшествиями в городе, реагируя на любопытное сообщение, они порой прибывают к месту события раньше соответствующих служб и оперативно выходят в прямой эфир.

К воплощению подобных перспектив в жизнь региональные телестудии подстегнет здоровая конкуренция. Как уже неоднократно отмечалось, в малых городах до 100 тыс. населения в большинстве своем существует лишь одна телекомпания, регулярно произ-

водящая свои передачи. С дальнейшим развитием отрасли количество телевизионных студий возрастет, этот процесс будут сопровождать повышение качества телевизионной картинки и журналистского мастерства на телестудиях малых городов. В поисках новых форм работы и привлечения зрителя региональные медиараспространители пойдут с ним на широкий контакт, максимально начнут допускать до процессов формирования телевизионной программы, выражению собственного мнения посредством технических возможностей телеканала. И если рассуждать в этом направлении, то нужно привести мнение американских исследователей, утверждающих, что интерактивное телевидение сможет в недалеком будущем взять на себя часть функций громоздких ныне муниципальных советов. Появляется возможность устраивать местные референдумы по любому вопросу, выясняя мнение всех жителей сразу. И на сегодняшний день с внедрением цифровых технологий такие перспективы уже не кажутся фантастическими.

Итак, перспективы телевизионной журналистики зиждутся в областях технического усовершенствования студий малых городов, повышения профессионального уровня спе-циалистов-телевизионщиков, ведении прямого - интерактивного диалога с медиапотребителями.

1. Телевизионная журналистика / редкол. Г.В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский. М., 2002. С. 292.

2. Зверева Н.В. Школа регионального журналиста. М., 2003. С. 74.

3. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М., 2005. С. 94.

4. Поберезникова Е. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения. М., 2004. С. 157.

Поступила в редакцию 26.06.2008 г.

Ryzhov A.V. Telejoumalism as a factor of development of Russian small towns. In the paper aspects of public opinion generating are analyzed and probable ways of television journalism development are planned, conditions necessary for perfection of quality of regional TV programs are specified.

Key words: Russian small towns, telejournalism of small towns, generating of public opinion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.