Научная статья на тему 'Некоторые аспекты возникновения коммерческого телевидения в Волгоградском регионе'

Некоторые аспекты возникновения коммерческого телевидения в Волгоградском регионе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
357
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ВОЛГОГРАДСКОМ РЕГИОНЕ / ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧАСТНОГО ТВ / ЖАНРОВАЯ ОСОБЕННОСТЬ И СЕТКА ВЕЩАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ / COMMERCIAL TV IN THE VOLGOGRAD REGION / PRECONDITIONS OF OCCURRENCE OF PRIVATE TV / GENRE FEATURE AND A GRID OF AN ANNOUNCEMENT OF COMMERCIAL TV

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Радченко Владимир Владимирович

В статье прослеживаются основные исторические предпосылки возникновения коммерческого телевидения в регионе. Проанализированы тематическая направленность, жанровые особенности, сетка вещания нового телевидения. Выявлены цели и задачи создателей частного телевещания в Волгоградской области, влияние частного телевидения на государственное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF OCCURRENCE OF COMMERCIAL TV IN VOLGOGRAD REGION

The basic historical preconditions of occurrence of commercial TV are described. The thematic orientations, genre features, a grid of an announcement of new TV are analyzed. The purposes and problems of founders of private telecasting in the Volgograd region, influence private TV on the state are revealed.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты возникновения коммерческого телевидения в Волгоградском регионе»

©Радченко В.В., 2011

УДК 654.197(470.45)

ББК 76.3(2Р-4Во)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОМ РЕГИОНЕ

В.В. Радченко

В статье прослеживаются основные исторические предпосылки возникновения коммерческого телевидения в регионе. Проанализированы тематическая направленность, жанровые особенности, сетка вещания нового телевидения. Выявлены цели и задачи создателей частного телевещания в Волгоградской области, влияние частного телевидения на государственное.

Ключевые слова: коммерческое телевидение в Волгоградском регионе, предпосылки возникновения частного ТВ, жанровая особенность и сетка вещания коммерческого телевидения.

Принятый в 1991 году Закон РФ «О средствах массовой информации» [6, с. 2] провозгласил право граждан на получение информации и недопустимость цензуры. А главное -он дал возможность партийным и общественным, коммерческим организациям, а также отдельным гражданам право учреждать газеты, журналы, радио и телестудии. Это вызвало огромный рост численности печатной и радиотелевизионной продукции. В 1990-е годы право на ведение телерадиовещание получило более 1 200 независимых организаций и физических лиц (см.: [8]).

Но если только получившие разрешение Государственной лицензионной комиссии независимые станции стояли перед проблемой передачи телевизионного сигнала, то действующим государственным компаниям пришлось только поменять стереотипы в концепции вещания. И постепенно на отечественном телевидении стали появляться передачи, которые не вписывались в идеологию партийно-номенклатурной системы. В основе всех перестроечных телевыступлений был профессионально и ярко поданный факт. Этот прием был использован талантливыми журналистами цен-

трального и ленинградского телевидения в передачах «Взгляд», аналитическое обозрение «Семь дней», «12-й этаж», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд». Участие телезрителей в программах становилось обязательным, можно было высказать свое мнение по любому поводу, иногда даже не затрагивая основную канву обсуждения (см.: [12, с. 98]). Главное - мнение «из народа»! И постепенно вырабатывался новый подход в работе с телеаудиторией: живой открытый диалог. Исследователь В.В. Гаспарян отмечает, что «успех этих программ определялся не только равенством журналиста и зрителя, но и возникшим и некоторое время сохранившимся паритетом между журналистикой и властью» [2, с. 6].

Региональные тележурналисты рвались заполучить глоток телесвободы и освободится от зависимости от партийных органов, хотя степень вмешательства и давления последних сильно разнится от региона к региону. Государственное вещание не блистало разнообразием и оставалось приверженцем единообразия в подготовке большинства передач. Нестандартный подход к телепродукции журналистов центрального телевидения не мог не сказаться на развитии регионального вещания. На волгоградской студии телевидения в

1990 году появилась передача «Молодежный канал». Она сразу завоевала симпатии зрите-

лей, особенно молодого возраста, и была высоко оценена областными СМИ. А в телевизионной практике стал зарождаться новый вид жанра - «канал». Телевизионный проект «канала» включал большое количество молодежных тем, которые решались в многожанровом ключе, объединенные ведущим программы. Но, не просуществовав и года, после «недоброжелательной» критики в адрес людей из партийной структуры «Молодежный канал» был закрыт.

Примерно в это же время на Волгоградской телестудии была создана и выпустила в эфир несколько программ редакция экспериментальных программ - канал «ТУХ». Это был, по сути, новый вид авторского телевидения в рамках государственного вещания. Своим кредо канал избрал нестандартный подход к событиям, авторское восприятие происходящего, независимое от официальной точки зрения. Зрителю впервые сообщались рядовые новости, но преподнесенные под иным углом, а также необычные, малоизвестные факты. Собственно, в самом названии канала «ТУХ» последняя буква читается как латинская - «икс», то есть неизвестное. Со слов сотрудника редакции, тележурналиста

С. Мазалова, «программы составляли материалы сенсационного характера» [11, с. 7]. Например, сюжет о предполагаемой катастрофе НЛО в районе Дальнегорска, снятый дальневосточными тележурналистами, а также сюжет об убийстве двух сотрудников итальянской компании «Италимпьянти», работавших на возведении электрометаллургического комплекса в Волжском. Кстати, этот материал по просьбе итальянского телевидения транслировался в Италии. Интерес телезрителей вызвала и лента «Элла из Мюле», рассказывающая о советской разведчице

Э. Брежневой, француженке по происхождению, живущей в Москве. Этот видеоматериал был сделан тележурналистом В. Батуриным из программы «Время».

Успех телеканала заключался в том, что в сетке вещания было много репортажей, подготовленных коллегами из Москвы, Ленинграда, Баку, Еревана, Тбилиси. В то же время и волгоградские журналисты были готовы работать по заказу студий из других городов и республик бывшего СССР. Свежий взгляд на

проблемы развивающегося рынка, дефицита товаров, действительность - таких передач ждали телезрители от канала «ТУХ».

Новаторские телевизионные программы в сетке вещания занимали мизерные проценты. И не только партийно-номенклатурная система не позволяла творческим коллективам проявить себя в подготовке оригинальных информационных выпусков и тематических передач, но и отсутствие профессиональных качеств работать по-новому. Поэтому молодые талантливые кадры стали искать себя в коммерческих телевизионных студиях.

Первой негосударственной станцией, заявившей о себе как о станции новых творческих возможностей и высокого качества изображения, была студия кабельного телевидения (КТВ). У ее истоков стоял директор Центра досуга А. Шеховцов, нашедший финансовую поддержку у Госбанка и областного управления культуры. КТВ вступило в Союз кабельного и эфирного ТВ СССР, в котором уже числилось более 100 студий кабельного ТВ, между которыми был налажен обмен программами (см.: [5, с. 4]). 10 октября 1989 года состоялся официальный дебют КТВ, передачи принимали жители Центрального района и Спартановки. Трансляции шли три раза в неделю с шести часов вечера. Студия открывала свои программы новостным блоком «Телегазета ИнфоТАСС». Это была подборка информаций. Отбирались наиболее интересные события, которые происходили в странах мира и передавались через спутник по каналам С№№ Далее шла «Выставка достижений музыкального хозяйства» («ВДМХ»). Здесь звучали лучшие западные клипы, концерты популярных исполнителей, обзоры музыкальных новинок. Режиссером и ведущим «ВДМХ» был Дмитрий Хохлов, которому, пожалуй, не было равных на экране на всем пространстве волгоградского телеэфира. Кроме этого были созданы и другие музыкальные передачи: «Зиг-заг», «Угадай-ка», «Джаз-пик». После музыки - «детские полчаса» из мультфильмов «Том и Джерри». Затем фильм для взрослых и снова «ВДМХ», но уже по страницам видеожурнала «Огонек». Не обошли руководители КТВ и разговора со зрителями об эротике и сексе. В выходные дни в ночное время

в сетке вещания появились подобные фильмы, однако откровенная порнография к эфиру не допускалась.

Таким образом, на фоне назидательного, идеологизированного, перегруженного политикой появилось новое, развлекательное телевидение (см.: [3, с. 123]).

Возникали и трудности. Главную из них преодолеть не удалось - приобрести высококачественные шифраторы и дешифраторы. Умельцы быстро взламывали китайские приборы и допускали к просмотру программ десятки людей без договора с КТВ.

В 1991 году КТВ обанкротилась, и на ее обломках была создана новая компания «ЭРОС» (электронные радиооптические системы).

В 1988 году группа талантливых московских журналистов создает Всесоюзное творческое производственное объединение «Ника-ТВ» - первую в СССР независимую негосударственную патриотическую телекомпанию с филиалами в различных городах страны (см.: [8, с. 4]). В 1989 году журналисту В. Княже-ченко было предложено открыть филиал телекомпании в Волгограде. Производство собственной продукции регионального отделения планировалось начать через полгода, когда будут подобраны кадры и телевизионная техника, а до этого пользоваться видеокассетами головной студии «Ника-ТВ». По тематической направленности это были передачи общественно-политические, дискуссионные («Документальная хроника “чурбановского процесса”», «Золотые крупицы предприимчивости» и т. д.). Не отказывалась телестудия и от развлекательных программ («Красота на продажу» - о конкурсе красоты «Мисс Очарование-89»). Планы на заре перестройки у молодых амбициозных людей были наполеоновскими - создание собственных сетей кабельного телевидения. Для этого велись переговоры о сотрудничестве с фирмой «Ита-лимпьянти» на поставку высококачественной аппаратуры, с американской фирмой «Страй-ус Итон Уорд Трейд Ком» - о строительстве телецентра для «Ника-ТВ» (был даже предложен проект студии с полезной площадью 2 000 кв. м). «Ника-ТВ» намеревалась «конкурировать с такой крупной Всероссийской монополией, как Центральное телевидение» [9, с. 4]. И хотя студия существовала де-юре,

де-факто ей необходимо было решить множество вопросов. Партийным органам не все нравилось в идеологической концепции вещания. «Первопроходцам» в обкоме КПСС просто объяснили, что «партийное руководство не нуждается в новом телевидении». Такая судьба, но только на уровне ЦК КПСС, постигла и московский центр «Ника-ТВ». Проект «провалился в цветущую яму перестройки» [4, с. 4].

В 1990 году в одном из волгоградских подвалов начинает свою жизнь акционерное коммерческое телевизионное агентство «Ин-терпост». Руководителем новой студии стал В. Княжеченко. Трансляция шла на 10-метровом канале с 6 до 9 часов утра и с полуночи. Средств ни на производство, ни на закупку программ на начальном этапе у «Ин-терпоста» не было, и поэтому сетка вещания собиралась из подручных материалов, добывающихся, главным образом, благодаря личным связям и возможностям создателей и руководителей канала (см.: [7, с. 4]). Крутились пиратские фильмы, клипы. Беспроигрышным ходом телеканала для привлечения телезрителей была трансляция эротических фильмов. Так и поступил «Интер-пост», приступив к прокрутке «Playboy» после полуночи. Среди собственных программ можно выделить информационно-развлекательную «С 18 по 19», которая содержала свежие новости, интервью с приглашенными гостями, конкурсы, мультфильмы. А с 15 декабря 1991 года студия стала выходить в эфир с программой «Небесный канал». Это было новое направление в музыкальном вещании. Но перед «интерпоставцами» стояли те же проблемы, что и перед КТВ: использовались некачественные декодеры и дешифраторы. И как следствие, в 1995 году компания прекращает выходить в эфир, и на ее месте создается ТВ-1.

Ассоциация народного телевидения (АНТ) родилась в августе 1990 года. Учредителями ассоциации выступили Волгоградское отделение Фонда мира, Детский фонд им. Ленина и Агропромбанк. Президентом АНТ стал В. Анфимов. Зарегистрировалась новая организация в числе независимых станций в России одна из первых. И уже 1 июня

1991 года состоялось ее первое вещание.

Основная ее цель, заложенная в уставе, -благотворительность, то есть весь чистый доход целевым назначением пойдет на осуществление помощи детям-сиротам и малоимущим, престарелым, на охрану материнства, народной дипломатии. Ассоциация разворачивала сеть малых предприятий, в их числе - благотворительная столовая, Центр лазерной терапии, мини-пекарня.

В октябре 1990 года ассоциация выступила в качестве одного из трех учредителей российского концерна «ТВ-РОСС», и непосредственно - организатором студии «Теле-мир», расположившейся в ДК «Октябрь» г. Волжского. Здесь должна быть базовая эфирная студия, где формировалась бы общая программа для всех регионов России, заключивших контракт с концерном, а их было более двадцати.

Передачи «Телемира» выходили в эфир, как и передачи «Интерпоста», на 10-метровом канале. Вначале - рано утром один раз в неделю, затем - два раза, а с середины 1992 года -уже три раза в неделю по вторникам, четвергам и субботам с 6 до 9 часов (см.: [10, с. 4]). Тематическая направленность телепрограмм была разнообразная: от музыкальных приветов трудовым коллективам, встреч с писателями до мультиков и зарубежных фильмов. От показа эротики с самого начала своего вещания «Телемир» отказался, зато первым в России (после Москвы) стал демонстрировать многосерийные мексиканские сериалы («Сладкий ручей», «Злой рай»). Выходила в эфир и программа для молодежи - «Субботние молодежные авторские каналы» («СМАК»). Раз в неделю выпускалась передача «Писательские среды». Писатель В. Кононов приглашал в студию творческих людей и незаурядных поэтов, художников, музыкантов.

Но в основном ассоциация специализировалась на проведении телемарафонов и телеакций. Со слов В. Анфимова, «проведение телемарафонов для ассоциации было не только возможностью привлечь внимание общественности к какой-либо жгучей социальной проблеме. .. но самое важное - собрать при этом средства, необходимые для оказания помощи нуждающимся волгоградцам» [7, с. 4].

23 августа 1992 года ассоциацией был проведен первый телемарафон «Дети Второй

мировой войны - за мир, согласие и милосердие», посвященный 50-летию победы в Сталинградской битве. Для участия в нем были приглашены знаменитые актеры, певцы и музыканты. Трансляция по ЦТ шла целых 4 часа в прямом эфире из Дворца спорта профсоюзов. Деньги, поступившие на благотворительный счет марафона, были направлены на строительство реабилитационного центра для де-тей-инвалидов и детской городской больницы №8, а вещи и медикаменты расходились по приютам и детским домам. Волгоградские СМИ очень высоко оценили телемарафон. Он стал заметным событием в жизни не только Волгоградского региона, но и России. Было решено провести второй этап 2 февраля 1993 года и выделить время трансляции не 4 часа, а 8 часов. Далее были благотворительные телемарафоны «Надежда» и др.

Ассоциация «Телемир» специализировалась на телемарафонах, практически не уделяя внимание собственному развитию (всю аппаратуру приходилось «Телемиру» арендовать у «Волгоград-ТРВ»), постепенно это и привело к краху компании.

В августе 1996 года в эфире появилась новая телекомпания «Август». Ее учредителями выступили концерн «Городские вести» в лице А. Кармана и физического лица Д. Фетисова. Телепрограммы выходили на 10-метровом канале ежедневно по утрам с 8.30 до 9.00 часов. Особенно можно выделить информационную передачу «Горожане» и познавательно-развлекательную «Туда, где не был». Это были телеэкскурсии по различным местам Волгограда. Все передачи имели социальную проблематику и конкретное обращение к определенным социальным слоям населения.

Проблемы «Августа», как телекомпании малобюджетной, были типичны. Это нехватка хорошей телевизионной техники, не приспособленные для производства собственной продукции студии. «Август» выживал в основном за счет изготовления на заказ рекламных роликов. В 1990-е годы Волгоград прославился как родина многочисленных «пирамид». Бюджет только одного заказа мог содержать несколько передач.

В Волгограде в 1990-е годы работали и небольшие телестудии (см.: [1, с. 5]). Это

ООО ТРК «Спортивное телевидение Волгограда» Ю. Воронина, изготовлявшая на заказ спортивные телепрограммы; Независимое телевидение Волгограда (НТВ) под руководством А. Шеховцова. Передачи развлекательного характера можно было видеть с 0 до 2 часов ночи на 8-метровом канале. Вещание этих телевизионных каналов то прерывалось, то возобновлялось вновь в зависимости от заказов и спонсорских вливаний.

Все телекомпании 1990-х годов так или иначе воздействовали своей тематикой, формой подачи, новизной проблематики, яркими прямыми эфирами на государственные и муниципальные телестудии, заставляя журналистов искать новые подходы в решении наболевших проблем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бельских, О. Малоизвестные факты из истории местного ТВ / О. Бельских // МИГ. - 1994. -№25. - С. 5.

2. Гаспарян, В. В. Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики (1985-1998 гг.) / В. В. Гаспарян. - М. : Аспект-Пресс, 2000. - 367 с.

3. Голядкин, Н. А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. / Н. А. Голядкин. - М. : Аспект-Пресс, 2001. - 205 с.

4. Данилина, Л. Интерпост сделал выбор - в пользу телезрителей / Л. Данилина // МИГ. - 1991. -№ 98. - С. 4.

5. Данилина, Л. КТВ - в кадре и за кадром / Л. Данилина // Вечерний Волгоград. - 1990. -26 сент. - С. 10.

6. Закон о СМИ // Российская газета. - 1992. -№ 32. - С. 2-3.

7. Колотилин, А. Оставайтесь с нами / А. Коло-тилин // Волгоградская правда. - 1994. - № 10. - С. 4.

8. Кузнецов, И. В. История отечественной журналистики (1917-2000) / И. В. Кузнецов. - М. : Аспект-Пресс, 2000. - 537 с.

9. Куфаева, Р. Альтернативное телевидение / Р. Куфаева // Молодой ленинец. - 1989. - № 37. - С. 4.

10. Перевертев, Е. «Телемир» и «ТВ-РОСС» / Е. Перевертев // Вечерний Волгоград. - 1991. -№ 15. - С. 4.

11. Таволгин, И. Канал «ТУХ» - что это? / И. Таволгин // Волгоградская правда. - 1991. -№ 2. - С. 7.

12. Юровский, А. Я. История тележурналистики в России // Телевизионная журналистика : учеб. пособие /под ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвик, А. Я. Юровского. - М. : Владос, 2002. - 435 с.

SOME ASPECTS OF OCCURRENCE OF COMMERCIAL TV IN VOLGOGRAD REGION

V.V. Radchenko

The basic historical preconditions of occurrence of commercial TV are described. The thematic orientations, genre features, a grid of an announcement of new TV are analyzed. The purposes and problems of founders of private telecasting in the Volgograd region, influence private TV on the state are revealed.

Key words: commercial TV in the Volgograd region, preconditions of occurrence ofprivate TV, genre feature and a grid of an announcement of commercial TV.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.