Электронный научный журнал эЛ№фс77-128654
«Социальные аспекты здоровья населения» мр^е^кте^ш
01.08.2017 г.
DOI: 10.21045/2071-5021-2017-56-4-6
■'Свистунов А.А., 2Олефир Ю.В., 1Лебедев Г.С., 2Кошечкин К.А.
ТЕЛЕМЕДИЦИНА. СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП - ТЕЛЕФАРМАЦИЯ?
1
Первый Московским государственный медицинским университет имени И.М. Сеченова,
2Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава России, Москва
1Svistunov A.A., 2Olefir Yu.V., 1Lebedev G.S., 2Koshechkin K.A.
TELEMEDICINE. NEXT STEP - TELEPHARMACY?
1First Moscow State Medical University named after I. M. Sechenov, Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products, Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow
Контактная информация: Кошечкин Константин Александрович, e-mail: [email protected]
Contacts: Konstantin A. Koshechkin, e-mail: [email protected] Information about authors:
Svistunov AA., http://orcid.org/0000-0003-1592-5703 Olefir Yu.V., http://orcid.org/0000-0001-7652-4642 Lebedev G.S., http://orcid.org/0000-0002-4289-2102 Koshechkin K.A., http://orcid.org/0000-0001-7309-2215 Acknowledgments. The study had no sponsorship. Conflct of interests. The authors declare no conflict of interest.
Резюме. Актуальность: Современные технологии позволяют произвести качественный рывок в обеспечении нужд общественного здоровья. В частности на базе имеющихся начинаний по внедрению телемедицины и информационных медицинских систем может быть полностью автоматизирован этап медицинского применения лекарственных средств по назначениям врачей.
Целью данной работы является анализ возможности развития телемедицины на пути к интеграции с дистанционной реализацией лекарственных средств и последующее формирование «телефармации».
В процессе исследования использовались системный, концептуальный, процессный и ситуационный подходы, методы исторического, маркетингового, структурно-функционального, логического анализа.
Результаты. Для перехода к «телефармации» необходима интеграция телемедицинских систем, систем врачебных назначений, аптечных информационных систем, системы мониторинга движения упаковок и объединение их в целостный комплекс, позволяющий минимизировать как временные, так и финансовые затраты. А также принятие соответствующих правовых норм, позволяющих легитимно использовать интернет
технологии для развития телефармации, нового направления, включающего дистанционные назначения фармакотерапии и оказание услуг по дистанционной продаже лекарственных средств.
Обсуждение. Разработка информационных систем, объединяющих различных участников жизненного цикла лекарственных средств, является реализацией концепции внедрения CALS/PLM-технологий для информационной поддержки жизненного цикла. Наибольшую значимость при выполнении данных работ представляет собой использование единой нормативно-справочной информации и общего перечня лекарственных препаратов. Объединение всех компонентов ЕГИСЗ в целостный технологический комплекс позволит создать полностью интегрированную систему дистанционного назначения и реализации лекарственных средств.
Выводы. Интеграция телемедицинских услуг и современных наработок по дистанционной реализации лекарственных препаратов с учетом развития необходимых систем поддержки жизненного цикла лекарственного средства позволит перейти к новому этапу развития фармацевтической отрасли - «телефармации».
Ключевые слова: CALS/PLM-технологии; жизненный цикл; информационная система; единое информационное пространство; информатизация здравоохранения; телемедицина, электронная медицинская карта.
Abstract. Significance. Modern technologies provide for a quantum leap forward in meeting needs of the public health. In particular, the stage of medical use of prescribed drugs can be completely automated based on available introduced telemedicine and healthcare information systems.
The study purpose is to analyze capabilities of telemedicine development towards integration with distant drug sales and subsequent development of "telepharmacy".
The authors used system, concept-based, process-oriented and situation modeling approaches, methods of historical, marketing, structural, functional and logic analysis.
Results. Transition to "telepharmacy" requires integration of telemedicine systems, systems of doctors' prescriptions, pharmacy information systems and monitoring of package flows and their inclusion into a unified complex allowing to minimize both time and financial costs.
Approval of relevant legal norms is also required to ensure legal use of internet-technologies for developing telepharmacy as a new direction including distant prescription of drugs and services on distant sales of drugs.
Discussion. Implementation of the CALS/PLM-technology for informational support for the vital cycle results in development of the information systems accommodating different participants of the drugs' vital cycle.
Application of the unified regulatory and reference information as well as comprehensive list of drugs is of great importance in achieving those tasks.
Incorporation of all components of the Integrated national information system into an integral technology complex will allow to create a fully integrated system of distant prescription and sales of drugs.
Conclusions. Integration of telemedicine services with best practices in distant sales of drugs with due regard to the development of the necessary support systems for the vital cycle of drugs will help to move to a new stage of pharmacy development - 'telepharmacy".
Keywords: CALS/PLM-technology; vital cycle; information system; unified information space; healthcare informatics; telemedicine; electronic medical history.
Введение
Последнее десятилетие оказало революционное влияние на подходы к обращению с информацией. Еще совсем недавно содержательная информация стоила достаточно дорого, а средства для ее анализа и распространения не были доступны для обычных граждан. На сегодняшний день практически каждый член общества имеет возможность получить доступ к неограниченным информационных ресурсам, средствам коллективной работы с ней и принятия решений на ее основе. Несмотря на свою мощь, эти средства просты в обращении, и не требуют значимых финансовых затрат для использования.
В настоящее время стало возможным не только представление любого вида информации — чисел, текстов, звука, изображения — в цифровом формате, пригодном для хранения и обработки в персональном компьютере, но и появилась инфраструктура для ее высокоскоростного распространения. Как пример LTE сети (стандарт беспроводной высокоскоростной передачи данных для мобильных телефонов и других терминалов, работающих с данными) присутствует в 83 регионах России, а в зоне покрытия находится 70% населения (на начало 2016 года) [7]. Эти технологии дают возможность обеспечения моментального доступа к огромному спектру информационных систем с использованием карманных персональных компьютеров, функциональные возможности которых содержат в себе большинство современных мобильных телефонов.
На глобальном рынке появление целого поколения личных электронных «компаньонов» — карманных компьютеров, автомобильных компьютеров, смарт-карт и других устройств началось уже в конце 90х годов 20 века [1]. В Российской Федерации внедрение технологий, которые сделают использование цифровой информации повсеместным, также получило широкое распространение. Однако в сфере здравоохранения, а особенно фармацевтики оно значительно уступает другим направлениям, например, банковским решениям или сфере розничной реализации потребительской продукции. Из-за этого многие перспективные возможности применения информационных и коммуникационных технологий, позволяющие повысить доступность и качество медицинских услуг в настоящий момент не реализованы в должной степени.
В анализируемой области могут быть обозначены два основные направления развития. Первое из них безусловно это Телемедицина, куда входят, например, распознавание патологий по медицинским изображениям, удаленный мониторинг состояния здоровья, электронный документооборот в здравоохранении, дистанционное обучение, поддержка научных исследований в медицине, включающая систематизацию и стандартизацию медицинских знаний всех видов. Второе направление не имеет на текущий момент единого устоявшегося названия. Оно связано с внедрением информационных технологий в лекарственное обеспечение население. В него входят дистанционная торговля лекарственными препаратами, поддержка выбора методов фармакотерапии, электронные рецепты и назначения, электронные записи в истории болезни, электронный документооборот связанный с этим направлением, а также системы складского учета [6].
Все перечисленные технологические решения направлены на снижение как временных, так и финансовых затрат потребителей медицинских и смежных услуг. В настоящее время по объективным причинам большинство населения не имеет возможности в должной степени уделять внимание своему здоровью. В частности, это связано с доступностью необходимого специалиста в районе проживания, сложностями с записью к нужному врачу, необходимостью поиска редких лекарственных препаратов по аптекам. Интеграция телемедицинских и фармацевтических сервисов позволит повысить уровень доступности и качество услуг в сфере здравоохранения.
Целью данной работы является анализ возможности развития телемедицины на пути к интеграции с дистанционной реализацией лекарственных средств и последующее формирование «телефармации».
Методы
В процессе исследования использовались системный, концептуальный, процессный и ситуационный подходы, методы исторического, маркетингового, структурно-функционального, логического анализа.
Результаты
Значительную роль в обозначенной неравномерности внедрения современных интернет-технологий играет высокий уровень законодательного регулирования в сфере здравоохранения и обращения лекарственных средств. Тем не менее в 2016-2017 годах благодаря инициативной работы группы организованной Институтом развития Интернета (ИРИ) [4] наметились коренные изменения в данном направлении. На заседании правительства 11 мая 2017 был одобрен законопроект о телемедицине. Далее правительство внесет инициативу в Госдуму. Законопроект предусматривает возможность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Это разрешит проводить дистанционные консилиумы врачей, консультации медицинских работников и пациентов по интернету. Врачи смогут отслеживать состояние здоровья больных на расстоянии, выписывать электронные рецепты и справки.
Также ведется разработка положения о дистанционной розничной торговле не рецептурными лекарственными препаратами, включая предложения к изменению в 61-ФЗ от 12 апреля 2010 года «Об обращении лекарственных средств» [8]. В перспективе обсуждается расширения ассортимента и на рецептурные средства [4].
Для осуществления дистанционной розничной торговли лекарственными средствами будут предъявляться требования по соблюдению жестких правил. Например, необходим аттестат соответствия информационной (автоматизированной) системы аптечной организации требованиям по безопасности информации. Планируется ведение реестра web-сайтов аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, формируемый Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. К розничной торговле дистанционным способом будут разрешены лекарственные препараты для медицинского применения, отпускаемые по рецептам и без рецептов медицинских работников, за исключением лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, лекарственных препаратов, обладающих анаболической активностью, и лекарственных препаратов, с объемной долей этилового спирта свыше 30%. Доставка заказа будет осуществляться фармацевтическими работниками организации в соответствии с условиями заключенного с покупателем договора розничной купли-продажи и доставки.
Организация будет должна вести регистрацию произведенных доставок лекарственных препаратов с указанием даты, времени и номера заказа, наименований лекарственных препаратов, фасовки и дозировки, упаковки, реквизитов рецепта, имени и должностей фармацевтических или ветеринарных работников, осуществляющих сбор и доставку лекарственных препаратов, имени покупателя, времени и адреса доставки покупателю. При осуществлении продажи проверяется подлинность рецепта, соответствие требованиям транспортировки, целостность упаковки [8].
В качестве еще одного проекта внедрения современных технологий в сфере обращения лекарственных средств можно назвать мониторинг находящихся в обороте на территории РФ упаковок лекарственных препаратов за счет маркировки штрих-кодами. С
2018 года эта система должна быть распространена на лекарства из списка жизненно важных (ЖНВЛП). Полностью система заработает через три года. Лекарства будут маркировать двумерным QR-кодом, который не повлияет на стоимость лекарств, но будет обеспечивать отсутствие контрафактной, контрабандной продукции [12]. Система мониторинга упаковок лекарственных препаратов предусматривают наличие технологических возможностей для конечного потребителя осуществить проверку подлинности доставленного ему лекарственного препарата. Таким образом, снимается вероятность реализации контрафактной продукции.
Также по поручению Президента РФ Пр-1567 от 10 августа 2016 года ведется создание информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Работа требует создания и внесения изменений в ряд нормативных правовых актов, необходимых для обеспечения функционирования информационно-аналитической системы. Одним из ключевых вопросов является обмен между компонентами информационно-аналитической системы, и её информационная совместимость со смежными системами по сбору, обработке, передаче и представлению данных. Для работы системы потребуется внесение изменений в единую информационную систему в сфере закупок в соответствии с новыми техническими требованиями. Необходимо установление единых подходов к составу данных и структуре обеих систем, способам организации информации о закупках лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключённых и исполненных контрактах на их поставку в едином машиночитаемом формате с использованием государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения [11].
На законодательном уровне Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» [9] вводит ряд положений, относящихся к обращению лекарственных средств. Статья 43 вводит понятие персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования. При ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах осуществляются сбор, обработка, передача и хранение сведений о застрахованных лицах, в том числе сведения о медицинских услугах, оказанных застрахованному лицу, и примененных лекарственных препаратах [2].
К 2014 г. Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрен переход к оказанию государственных услуг в электронном виде на всей территории Российской Федерации. Анализ Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р, свидетельствует о том, что результатом оказания государственной услуги в электронном виде могут являться электронные документы с различным функциональным назначением, включая выдачу правоустанавливающих документов в электронном виде, например электронный рецепт.
Система электронных назначений и «Электронный рецепт» обозначены в Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 г. [10] В документе, в частности, указано, что одним из основных приоритетов совершенствования практики надлежащего использования лекарственных средств должно стать введение системы электронных назначений (ЭН) с возможностью их интеграции с системами поддержки принятия решений в области рациональной фармакотерапии. Огромное значение в реализации данной системы имеет транспортный компонент передачи информации о назначении пациенту и в аптеку. Так называемая «система электронной передачи рецептов».
Электронное назначение не обязательно должно быть рецептурным препаратом. Это может быть комплекс терапевтических средств, рекомендованный врачом. Обмен сообщениями в электронной системе носит более оперативный и официальный характер, позволяя чётко разграничить действия и ответственность каждой стороны. Использование рукописных записей при терапевтических назначениях являются одной из значимых причин нарушений в фармакотерапии. Таким образом, все назначения должны передаваться в электронной форме.
Информация о назначениях фиксируется в Электронной истории болезни (ЭИБ), или электронной медицинской карте. Это комплекс медицинских записей, содержащих данные о состоянии пациента и назначаемом ему лечении, обрабатываемых и хранимых электронным способом. В РФ с 1 января 2008-го действует национальный стандарт «Электронная история болезни. Общие положения» (ГОСТ Р 52636-2006), описывающий понятие ЭИБ и требования к ней. Ключевыми проблемами при ведении электронных историй болезни являются: неизменность данных, разграничение доступа и обеспечение конфиденциальности данных в ЭИБ, разрешение коллизий при многопользовательском доступе, подтверждение авторства записей.
В настоящее время в РФ развивается Единая Государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в рамках которой в частности создаются элементы для обеспечения лекарственными средствами. Эти компоненты реализуются в региональных медицинских информационных системах (РМИС). Одним из примеров такой системы можно назвать Единую медицинскую информационно-аналитическая система (ЕМИАС) города Москвы. Она разработана для повышения качества и доступности медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения. Проект разработан и реализуется Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы в рамках программы «Информационный город». К 2015 году к ЕМИАС подключены 557 медицинских учереждений [3]. Система позволяет: управлять потоками пациентов, содержит интегрированную амбулаторную медицинскую карту, позволяет выписывать электронные рецепты, позволяет вести консолидированный управленческий учёт, а также персонифицированный учёт медицинской помощи. Помимо этого, система содержит информацию о загруженности медицинских учреждений и востребованности врачей и позволяет управлять медицинскими регистрами, решая медико-организационные задачи применительно к различным категориям граждан, имеющих определённые заболевания.
Оформив рецепт и подтвердив его своей официально утвержденной электронной подписью, врач отправляет рецепт по сети электронной передачи рецептов в репозиторий — специальное электронное хранилище всех рецептов, откуда каждый из них по рабочей необходимости может быть загружен авторизованным специалистом, к числу которых в первую очередь относятся аптечные работники. Для идентификации назначения в репозитории на текущий момент используется распечатка со штрих-кодом. Фармацевт сканирует штрих-код, в результате чего получает доступ к электронной форме рецепта и может загрузить ее из репозитория в компьютерную сеть аптеки. Отпустив назначенные препараты, фармацевт отсылает в это же хранилище отчет об отпуске, который может быть запрошен врачом.
Внутренний учет медикаментов в аптеках уже давно ведется в электронной форме практически повсеместно. Каждая единица ассортимента имеет свой штрих-код и зарегистрирована в системе складского учета с указанием количества в наличии и размещения.
Обсуждение
В рамках ЕГИСЗ аналогичные системы созданы в большинстве регионов РФ и находятся на разных уровнях внедрения. Однако о бесшовной интеграции на текущий момент говорить преждевременно. Необходим перевод всех медицинский и аптечных учреждений на интегрированное электронное взаимодействие. Системы электронных назначений должны интегрироваться с системами аптечного складского учета для предоставления пациентам информации о наличии требуемых лекарственных средств. В перспективе может быть полностью замкнут круг взаимодействия пациент-врач-аптека с использованием технических средств автоматизации. Пациент, должен иметь возможность посредством телемедицинской системы получить консультацию врача и при необходимости получить электронное назначение. Далее в системе дистанционной розничной торговли заказать требуемые медикаменты с доставкой на дом. В момент факта доставки и продажи за счет системы электронных назначений врач сможет получить обратную связь о приобретении конкретной упаковки требуемого лекарственного препарата пациентом по его назначению. Система мониторинга движения упаковок лекарственных средств позволит гарантировать, что данных препарат произведен лицензированных фармацевтическим производителем и удовлетворяет требованиям безопасности и эффективности. Этот оптимальный цикл можно условно назвать термином «Телефармация». Для полного охвата цикла лекарственной терапии не хватает только системы фиксации факта приема препарата пациентом.
Разработка информационных систем, объединяющих различных участников жизненного цикла лекарственных средств, является реализацией концепции внедрения CALS/PLM-технологий для информационной поддержки жизненного цикла [5]. Наибольшую значимость при выполнении данных работ представляет собой использование единой нормативно-справочной информации и общего перечня лекарственных препаратов. При передачи сведений из системы оформления электронных рецептов, в едином репозитории хранящим информацию о всех назначениях, в базах данных аптечных учреждений и контрольных органов должны применяться одни и те же наименования и описания лекарственных препаратов. В связи с этим особую роль имеет корректность и актуальность наполнения Государственного реестра лекарственных средств (ГРЛС). С декабря 2015 года специалисты ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава России выполняют государственное задание по экспертно-аналитическому сопровождению ГРЛС. Одним из направлений данной работы является формирование стандартизованных источников нормативно-справочной информации, перспективных для применения всеми участниками сферы обращения лекарственных средств.
Практика применения электронных назначений довольно нова, в США она применяется всего около 10 лет, а в Австралии и Шотландии — не более 5 лет. Большой опыт имеют скандинавские страны: в Дании ЭН были запущены еще в начале 1990-х гг. В Швеции первая электронная передача рецепта состоялась еще в 1983 г [13]. США в 2008 г. электронных рецептов было выписано и обслужено около 68 миллионов, а в 2011 г. — уже 570 миллионов (36% от общего количества врачебных предписаний). Для сравнения в Москве с января 2014 до осени 2016 было выписано более 25 млн. рецептов. Это говорит о востребованности системы и верности выбранного пути Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ. Развитие телемедицины, объединение медицинских учреждений в рамках ЕГИСЗ и развитие технологий электронных назначений и дистанционной торговли лекарственными препаратами позволит совершить следующий прорывной шаг, внедрить «телефармацию» в сфере обращения лекарственных средств.
Выводы
1. Применение современных телекоммуникационных и информационных технологий в сфере обращения лекарственных средств Российской Федерации имеет большой потенциал роста за счет внедрения решений, прошедших апробацию в других сферах экономической деятельности.
2. Проведённое исследование показало, что реализуемые в настоящее время проекты в сфере информатизации здравоохранения так или иначе сопряжены с обращением лекарственных средств и создают базис для внедрения «телефармации» как концепции интеграции систем телемедицины и дистанционной реализации лекарственных средств.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов). Библиография
1. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-е, испр. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 480 с
2. Карпов О.Э., Клименко Г.С., Лебедев Г.С., Лосев А.Ю. Вопросы законодательного и нормативного обеспечения электронного здравоохранения в Российской Федерации. Стандарты и качество 2016 (8): 62-67.
3. К единой медицинской системе подключили 557 медучреждений [Интернет] URL: http://www.m24.ru/articles/27090?utm_source=CopyBuf (дата обращения 29 мая 2017)
4. Клименко Г.С., Лебедев Г.С. Первоочередные проекты развития российского интернета в здравоохранении. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал]. 2016;51(5). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/780/30/lang,ru/ (дата обращения: 09.03.2017)
5. Кошечкин К.А., Олефир Ю.В., Меркулов В.А. Управление информационным сопровождением жизненного цикла лекарственных средств. Концепции применения элементов CALS/PLM-технологий для информационной поддержки жизненного цикла лекарственных средств. Москва. 2015. 284 с.
6. Лебедев Г.С., Котов Н.М., Миронов Ю.Г. Применение математических моделей при выборе методов фармакотерапии. Современные проблемы науки и образования [Электронный научный журнал]. 2015; (2). URL: http://www.science-education.ru/131-23958 (дата обращения: 09.02.2016).
7. МТС построила сети LTE во всех регионах. Ведомости. 10 января 2016. [Интернет]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/01/11/623439-mts-lte (дата обращения 29 мая 2017).
8. О порядке розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения и лекарственными препаратами для ветеринарного применения (за исключением наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов) дистанционным способом, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом: Проект Постановления Правительства Российской Федерации. 2017. [Интернет]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56603362/ (дата обращения 29 мая 2017)
9. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ. [Интернет]. URL: http://base.garant.ru/57406660/ (дата обращения 29 мая 2017).
10.0б утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 февраля 2013 г. №66. [Интернет]. URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70217532/#ixzz4iTknaKir (дата обращения 29 мая 2017)
11.Перечень поручений по вопросам создания информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд. [Интернет]. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/52704 (дата обращения 29 мая 2017)
12.Свистунов А.А., Олефир Ю.В., Лебедев Г.С., Кошечкин К.А. Формирование единого информационного пространства в сфере обращения лекарственных средств. Фарматека 2017; (S2): 51-55.
13.Электронный рецепт: как это работает [Интернет]. URL: http://pharmedu.ru/elektronnyj-recept-kak-eto-rabotaet/ (дата обращения 29 мая 2017)
References
1. Geyts B. Biznes so skorost'yu mysli [Business with a speed of thought]. 2nd ed., rev. Moscow: EKSMO-Press; 2001. 480 p. (In Russian).
2. Karpov O.E., Klimenko G.S., Lebedev G.S., Losev A.Yu. Voprosy zakonodatel'nogo i normativnogo obespecheniya elektronnogo zdravookhraneniya v Rossiyskoy Federatsii [Issues of legislative and regulatory provision of e-health in the Russian Federation]. Standarty i kachestvo 2016 (8): 62-67. (In Russian).
3. K edinoy meditsinskoy sisteme podklyuchili 557 meduchrezhdeniy [557 health facilities were connected to a unified health system]. [Online] [cited 2017 May 29]. Available from: http://www.m24.ru/articles/27090?utm_source=CopyBuf. (In Russian).
4. Klimenko G.S., Lebedev G.S. Pervoocherednye proekty razvitiya rossiyskogo interneta v zdravookhranenii [Priority projects for developing Russian internet in health care]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online]. 2016 [cited 2017 Mar 09]; 51(5). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/780/30/langjru/. (In Russian).
5. Koshechkin K.A., Olefir Yu.V., Merkulov V.A. Upravlenie informatsionnym soprovozhdeniem zhiznennogo tsikla lekarstvennykh sredstv. Kontseptsii primeneniya elementov CALS/PLM-tekhnologiy dlya informatsionnoy podderzhki zhiznennogo tsikla lekarstvennykh sredstv [Management of information provision of pharmaceutics life cycle. Concepts of application of CALS/PLM-technology elements for information provision of pharmaceutics life cycle]. Moscow. 2015. 284 p. (In Russian).
6. Lebedev G.S., Kotov N.M., Mironov Yu.G. Primenenie matematicheskikh modeley pri vybore metodov farmakoterapii [Application of mathematical models to the choice of pharmacotherapy methods]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [serial online]. 2015 [cited 2016 Feb 09]; (2). Available from: http://www.science-education.ru/131-23958. (In Russian).
7. MTS postroila seti LTE vo vsekh regionakh [MTS has built LTE networks in all regions]. Vedomosti. 10 January 2016. [Online] [cited 2017 May 29]. Available from: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/01/11/623439-mts-lte. (In Russian).
8. O poryadke roznichnoy torgovli lekarstvennymi preparatami dlya meditsinskogo primeneniya i lekarstvennymi preparatami dlya veterinarnogo primeneniya (za isklyucheniem narkoticheskikh lekarstvennykh preparatov i psikhotropnykh lekarstvennykh preparatov) distantsionnym sposobom, i o vnesenii izmeneniy v nekotorye akty Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii po voprosu roznichnoy torgovli lekarstvennymi preparatami distantsionnym sposobom [On the order of remote retail trade of pharmaceuticals for
medical application and medical products for veterinary use (excluding narcotic and psychotropic drugs) and about introduction of amendments to some RF Government Regulations concerning remote retail trade of pharmaceuticals]. Proekt Postanovleniya Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii. [Online]. 2017 [cited 2017 May 29]. Available from: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56603362/. (In Russian).
9. Ob obyazatel'nom meditsinskom strakhovanii v Rossiyskoy Federatsii [On mandatory health insurance in the Russian Federation]. Federal'nyy zakon ot 29 noyabrya 2010 g. N 326-FZ. [Online]. 2010 [cited 2017 May 29]. Available from: http://base.garant.ru/57406660/. (In Russian).
10.Ob utverzhdenii Strategii lekarstvennogo obespecheniya naseleniya Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda i plana ee realizatsii [On the approval of the strategy for medicine provision of the Russian Federation population for the period up to 2025 and the plan for its implementation]. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 13 fevralya 2013 g. №66. [Online]. 2013 [cited 2017 May 29]. Available from:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70217532/#ixzz4iTknaKir . (In Russian).
11.Perechen' porucheniy po voprosam sozdaniya informatsionno-analiticheskoy sistemy monitoringa i kontrolya v sfere zakupok lekarstvennykh preparatov dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd [The list of instructions on developing the information and analytical system for monitoring and control of pharmaceuticals procurement for state and municipal needs]. [Online] [cited 2017 May 29]. Available from: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/52704. (In Russian).
12.Svistunov A.A., Olefir Yu.V., Lebedev G.S., Koshechkin K.A. Formirovanie edinogo informatsionnogo prostranstva v sfere obrashcheniya lekarstvennykh sredstv [Formation of an integrated information space for medical products circulation]. Farmateka 2017; (S2): 51-55. (In Russian).
13.Elektronnyy retsept: kak eto rabotaet [Electronic prescription: how it works]. [Online] [cited 2017 May 29]. Available from: http://pharmedu.ru/elektronnyj-recept-kak-eto-rabotaet/. (In Russian).
Дата поступления: 30.06.2017.